ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ МЛДАШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ 5
1.1. Факторы учебной успешности младших школьников 5
1.2. Проблема Интернет-зависимости в младшем школьном возрасте 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬЮ 21
2.1. Процедура и методика исследования 21
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Актуальность исследования. Возрастающая компьютеризация и интернетизация современного общества привели к появлению новой психологической зависимости – Интернет-зависимость. Все больше людей предпочитают уходить с головой в виртуальный мир, не желая противостоять жизненным трудностям, выстраивать отношения с окружающим миром и обществом. Зацикливаясь на каких-либо видах деятельности в Интернете, школьники получают субъективно приятные эмоции, которые помогают «убежать» им от реального мира или которые они могут испытать, находясь в Интернете. Интернет появился в качестве нового общественного фактора, который внедряется во всемирное общение. Виртуальное событие новых информационных технологий двойственно становится величайшим агентом социализации школьников. В результате школьник все больше находится в виртуальном мире, вся его общественная жизнь переносится в систему «онлайн». Негативное влияние Интернета находится в прямой зависимости от личности пользователя. Зачастую Интернет-зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем. В первую очередь, это эмоциональная нестабильность, ведомость, низкий самоконтроль, робость, сдержанность. Следовательно, Интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих личностные особенности, такие как замкнутость, тревожность, напряженность, истероидный или сензитивный тип акцентуации характера, способствующие формированию собственно аддиктивной личности. Неспособность противостоять жизненным трудностям, сопровождающаяся низкой самооценкой, плохая переносимость жизненных трудностей, неуверенность в себе – важные факторы, формирующими избегающее поведение. В данном случае Интернет служит средством самозащиты от чувства боли, унижения, плохого настроения. Оказывает негативное влияние Интернет-зависимость и на учебную деятельность, в том числе и на академическую успеваемость младших школьников.
Цель исследования – изучить взаимосвязь успеваемости младших школьников с Интернет-активностью.
Задачи:
1. Раскрыть факторы успешности учебной деятельности младших школьников.
2. Охарактеризовать проблемы Интернет-зависимости в младшем школьном возрасте.
3. Определить взаимосвязь успеваемости младших школьников с Интернет-активностью.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь успеваемости младших школьников с Интернет-активностью и т.д.
Объект исследования – Интернет-активность младших школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь успеваемости младших школьников с Интернет-активностью.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа научных источников, анкетирование.
Степень изученности. Сущность понятия «зависимость» раскрыта в исследованиях А.А. Остапенко, Е.В. Руденского, В.А. Худик, К. Янг и др. проблема Интернет-зависимости проанализирована в научных трудах А.В. Березкина, М.И. Дьяченко, А.И. Петровской и др. Изучение данной проблемы в литературе отечественных (Л.А. Азарова и др.) и зарубежных (Ю.А. Клейберг и др.) авторов дает основание полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Интернет быстро стал неотъемлемой частью современного мира. Это не могло не вызвать огромный научный интерес к данной сфере, в первую очередь, со стороны психологов и педагогов.
Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в сети интернет и неспособностью оттуда выйти. Проведенные исследования на предмет Интернет-зависимости доказали, что длительное пребывание в сети интернет приводит к изменению сознания и работы головного мозга, что в свою очередь ведет к потере обучаемости и возможности глубоко мыслить.
В исследовании сделан акцент на то, что интеллектуальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте достигает высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления определяют в значительной степени особенности функционирования и развития других психических процессов, влияют на содержание и ориентиры развития личности и деятельности (учеба, игра, труд, общение) школьника в целом.
В ходе исследования было выявлено, что в данный возрастной период родители в основном контролируют время, проводимое младшими школьниками в социальных сетях, и в сети Интернет вообще. Однако для небольшой группы исследуемых уже существует проблема бесконтрольного проведения времени в Интернете: 3 (15%) младших школьников проводят в социальных часах по 1,5 часу, 2 (10%) – по 2-3 часа, 1 (7%) – более 3-х часов. Время, проводимое в социальных сетях младшими школьниками данной группы, не контролируется со стороны родителей и не ограничивается. Также было установлено, что младшим школьникам не хватает реального общения со сверстниками: 14 (63%) младших школьников используют социальные сети для общения. 17 (77%) младших школьников знает лично всех своих друзей по социальным сетям, 5 (23%) младших школьников – не всех. Отсюда следует, что уже в младшем школьном возрасте существует угроза того, что младшие школьники будут подвергнуты в социальных сетях каким-либо агрессивным воздействиям со стороны незнакомых друзей. Только 1 младший школьник (5%) признался, что Интернет оказывает негативное влияние на его успеваемость в школе, еще 1 младший школьник (5%) затруднился с ответом на поставленный вопрос.
Можно сформулировать вывод, что данную группу младших школьников в данное время можно считать еще вне зоны риска для Интернет-зависимости, однако уже на некоторых из исследуемых необходимо обратить внимание как родителям, так и педагогам, так как среди исследуемых уже есть дети, которые признают, что из Интернета ухудшилась их успеваемость в школе (5%), есть дети, которые проводят в сети Интернет более 2 часов (17%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраст : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
3. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 164 с.
4. Амбрумова, А. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении младших школьников / А .Г. Амбрумова, Е. Г. Трайнина // Вопросы психологии. – 2017. – №3. – С. 29-36.
5. Березкин, А. В. Социологическая интерпретация феномена Интернет-зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона / А. В. Березкин // Вестник КемГУ. – 2011. – № 3(47). – С. 107-111.
6. Борисова, У. С. К проблеме преодоления Интернет-зависимости / У. С. Борисова // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. Сб. научно-методических материалов Образовательного форума в СВФУ «Education, forward!». Якутск, 24 июня по 30 июня 2013 г.) – Якутск: изд. дом СВФУ, 2013. – С. 52-57.
7. В паутине социальных сетей. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.inetomaniya.ru. (Дата обращения: 03.07.2019 г.).
8. Войскунский, А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / А. Е. Войскунский – М.: Акрополь, 2009. – С. 152-164.
9. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
10. Давыденко, О. А. Психология и педагогика / О. А. Давыденко. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 458 с.
11. Дорофеев, Д. Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности младшего школьника / Д. Ю. Дорофеев // Психологические исследования. – 2018. – №1. – С. 54-59.
12. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение – 2017. – №2. – С. 61-66.
13. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости младших школьников с асоциальным поведением / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 52-55.
14. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности / Б. В. Зейгарник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
15. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 398 с.
16. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2018. – 357 с.
17. Милюкова, И. А. Доминирующие представления об аддиктивном и зависимом поведении: результаты опросов общественного мнения в г. Петрозаводске / И. А. Милюкова // Северное измерение социально-политический альманах. – Петрозаводск, 2014. – Вып. 4. – С. 149-162.
18. Остапенко, А. А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2018. – № 5. – С. 225–232
19. Петровская, А. И, Нейропсихологический анализ девиаций (на примере младших школьников) / А. И. Петровская // Психологические исследования. – 2017. – №4. – С. 27-33.
20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 240 с.
21. Реан, А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов / А. А. Реан // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 88-89.
22. Рогова, Е. Н. Образ «Я» как новообразование подросткового возраста / Е. Н. Рогова // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 17-29.
23. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности младшего школьника и подростка / Е. В. Руденский. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
24. Худик, В. А. Психология аномального развития личности младших школьников / В. А. Худик. – СПб.: Питер, 2014. – 365 с.
25. Шакуров, Р. Х. Психология преодоления : контуры новой научной теории [Текст] / Р. Х. Шахуров. – Москва : АСТ, 2012. – 470 с.
26. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков: методический материал / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академ. Проект, 2015. – 334 с.
27. Фадеева, О. Д. Самосознание как личностное свойство подростка / О. Д. Фадеева // Народное образование. – 2010. – №4. – С. 56-63.
28. Федоров, А. П. Когнитивная психотерапия / А. П. Федоров. – М.: АСТ, 2015. – 415 с.
29. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
30. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Л. И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
31. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. – М.: Академия, 2014. – 284 с.
32. Янг, К. Основные свойства нервной системы человека / К. Янг. – М.: Академия, 2013. – 156 с.