Введение 3
Глава 1. Роль фирменного стиля в образовательной среде
1.1 Теоретические основы формирования фирменного стиля и его влияние на
имидж образовательной среды 5
1.2 Интерактивные элементы в предметно-пространственной среде интерьера
как средство эстетического воспитания обучающегося 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Описание этапов работы проектирования элементов графического и предметно-пространственного сопровождения фирменного стиля «Казанской школы дизайна»
2.1 Основные этапы проектирования фирменного стиля Казанской школы дизайна 30
2.2 Принципы организации предметно-пространственной среды Казанской школы дизайна с применением графических констант фирменного стиля 42
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список литературы 52
Приложения 57
В образовательной сфере давно действуют законы рыночной экономики. Для учебных заведений всех типов и видов актуальны вопросы выживания в конкурентной среде и поддержания положительного имиджа. Более того, нынешние реалии требуют не разовых действий, а систематической работы по управлению репутацией и имиджем образовательного учреждения.
Роль фирменного стиля в образовательной среде довольно велика. Эстетическая среда способствует не только развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и подтверждает необходимость творческого отношения к миру.
Одной из приоритетных задач Казанской школы дизайна является - формирование творчески, свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, непрестанно обновляющимися знаниями. В раскрытии творческой активности немаловажную роль играет визуальная составляющая специально организованной предметно-пространственной среды.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что создание фирменного стиля для Казанской школы дизайна при кафедре национальных искусств и дизайна КФУ, важно для продвижения в конкурентной среде.
Грамотно разработанное графическое сопровождение, на основе которого будет базироваться проектирование мобильных выставочных конструкций, станет эффективным средством повышения имиджа Казанской школы дизайна, привлечения к участию в нем целевой аудитории.
Проблемы формирования фирменного стиля и его влияние на имидж образовательной среды рассматривали в своих работах общепризнанные теоретики отечественной и зарубежной рекламы Д. Огилви, О. Феофанов. А разработкой методологического и дизайнерского подходов к проектированию развивающей предметной среды занимались такие учёные как А.А. Грашин, В.В. Давыдов, Л.Б. Переверзев и другие.
Проблемой исследования является недостаточная, на наш взгляд, эстетизация фирменного стиля и предметно-пространственной среды КШД. Объект исследования - образовательная среда Предмет исследования - элементы графического и предметнопространственного сопровождения фирменного стиля в образовательной среде.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе теоретического исследования разработать графическое и предметнопространственное сопровождения фирменного стиля «Казанской школы дизайна».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть и проанализировать понятия «фирменный стиль», «имидж»;
2. Раскрыть понятие «предметно-пространственная среда»;
3. Исследовать особенности графического сопровождения образовательных учреждений;
4. Изучить историю, основные задачи Казанской школы дизайна.
5. Изучить аналоги графического и предметнопространственного сопровождения фирменного стиля образовательных учреждений.
6. На основе изучения теоретического материала разработать фирменный стиль и мобильные конструкции КШД.
Гипотеза исследования заключается в следующем: при грамотно разработанном визуальном сопровождении КШД возможно добиться активизации творческого потенциала личности; к тому же создание фирменного стиля в тандеме с проектированием мобильных выставочных конструкций позволит привлечь целевую аудиторию.
Методы исследования: общетеоретические методы (анализ литературы по теме исследования, синтез, обобщение, конкретизация), из практических - проектирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации научной литературы по проблемам формирования фирменного стиля и его влияние на имидж образовательной среды и эстетического воспитания обучающегося средствами дизайна.
Практическая значимость. Графическое сопровождение и предметнопространственная среда позволит привлечь больше молодежи к участию в Казанской школе дизайна, а также придаст учреждению идентифицированный, привлекательный и запоминающийся облик.
Структура ВКР состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, выводов, сделанных по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, роль графического и предметно-пространственного сопровождения фирменного стиля в образовательной среде довольно велика. Эстетическая среда способствует не только развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и подтверждает необходимость творческого отношения к миру.
В ходе предпроектного анализа для разработки графического сопровождения Казанской школы дизайна был собран материал по аналогам отечественных и зарубежных образовательных учреждений, а также была отобрана необходимая информация, что позволило сформулировать визуальную концепцию фирменного стиля.
В проектном этапе был разработан целый комплекс графического сопровождения, включающий в себя логотип, фирменные шрифты, фирменные цвета, графические элементы, носители фирменного стиля, руководство по применению графического сопровождения, а также мобильные выставочные конструкции. Постоянные элементы фирменного стиля вызывают положительные эмоции и сыграют неоценимую роль для создания образа организации.
В совокупности, данная выпускная квалификационная работа успешно проделана, она содержит в себе актуальность и отвечает главным целям и задачам, поставленным перед ней. Высококачественная графическая продукция и спроектированные мобильные выставочные конструкции для Казанской школы дизайна обеспечивают достойное и благоприятное восприятие работы. Благодаря единой визуальной концепции удалось создать целостный, современный и запоминающийся образ.
1. Ажгихин С. Г., Марченко М. Н. Типы принятия решений в процессе проектной деятельности//21 century: fundamentalscienceandtechnology. Vol.2. NorthCharleston, 2014. C. 86-89.
2. Баженов Ю. К., Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001.- 364 с.
3. Бочаров М.П., Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. Пособие. - М.; Дело, 2003.-496 с.
4. Бове К., Аренс В. Современная реклама / пер. с англ. О. Панкова, П. Солдатова, Д. Вакина, Т. Солдатовой - Тольятти: Довгань, 2001. - 704 с.
5. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Пер. с англ.- М.; Прогресс, 1990.-520 с.
6. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. - М.; Гелла-принт, 2002.-400 с.
7. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды.:Книга, 2008.-206 с.
8. Ефимов, В. Великие шрифты книга 2. Шесть из тридцати / В. Ефимов. - М.:Книга, 2007. - 224 с.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Г. Захарова. - М.: Книга,2003. - 192 с.
10. Кайдалова, Л.Г., Щекина, Н.Б. Интерактивные методы обучения в подготовке студентов / Л.Г. Кайдалова, Н.Б. Щекина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXVI Междунар.
науч.-практ. конф. - (г. Новосибирск, апрель 2013 г.) - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 80-87.
11. Коблова, Д. В., Косарева, С. А. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе / Д.В. Коблова, С.А. Косарёва // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. - (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Молодой ученый, 2012. - С. 146-147.
12. Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью: учебное пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов. - М.: Академический проект, 2004. - 432с.
13. Крейг, Дж., Скала, И. Шрифт и дизайн. Современная типографика / Дж. Крейг, И. Скала; пер. с англ. А. Литвинова, Л. Родионовой. - СПб.:Книга, 2016. - 176 с.
14. Кричевский, В. Типографика в терминах и образах. Книга в двух томах: Том 1/ В. Кричевский. - М.: Книга, 2000. - 144 с.
15. Легких С.А. Новые подходы в проектировании арт-объектов, основанные на принципах комбинаторики / С.А. Легких // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. (г. Омск, декабрь 2014 г.). — Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный институт сервиса, 2015. — 68 с.]
16. Малышева А.В., Абоимова И.С. Арт-объекты в формировании комфортной пространственной среды современного города // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39).
URL: https://muchfomm.m/archive/MNF_humamties/11(39).pdf (дата обращения: 04.05.2018)
17. Морган, М. Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия / М. Морган; пер. с англ. И.Д. Голыбиной. М.: Книга, 2007. - 256 с.
18. Марченко М. Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству// Международный журнал экспериментального образования // 2013. № 11-13. С. 201-203.
19. Марченко М. Н., Лапченко А. К. Фирменный стиль как средство формирования имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1610-1612.
20. Овчинникова, Р.Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика / Р.Ю. Овчинникова // Омский научный вестник. - 2012. - №1 (105). - С. 267
21. Отченко Е.В. Проблема создания логотипа, как основополагающего элемента фирменного стиля /Е.В. Отченко // Аллея науки. - 2017. - № 3.- С. 346-350.
22. Огилви Д. Огилви о рекламе / пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. - 232 с.
23. Павловская Е. Дизайн рекламы / Е. Павловская - СПб.:Питер, 2004. - 311 с.
24. Песоцкий Е.А. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 352 с.
25. Пекшева, А.Г, Использование средств ИКТ для интерактивной когнитивной визуализации учебного материала / А.Г. Пекшева // Информатика и образование. - 2012. - № 10. - С. 7-10.
26. Попов, А.И., Пучков, Н.П. Подготовка учебной литературы: учебнометодическое пособие / А.И. Попов, Н.П. Пучков. - Тамбов: Книга, 2010. - 60 с.
27. Пронин С. Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе. - М.: Бератор,2004.- 168с.
28. Сиротина, И.К. Интерактивная образовательная среда как фактор оптимизации процесса формирования математической культуры личности / И.К. Сиротина // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XI Междунар. науч.- практ. конф. Часть II (г. Новосибирск, август 2012 г.) - Новосибирск: СибАК,2012. - С. 37-46.
29. Смикиклас, М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений / М. Смикиклас. - СПб.: Книга, 2014. - 152 с.
30. Феличи, Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн: учебник / Д. Феличи; пер. с англ. С. И. Пономаренко. - СПб.: Книга, 2004. - 496 с.
31. Федько Н. Г., Федько В. П. Маркетинговые коммуникации,- Ростов-на- Дону: ФЕНИКС, 2002 г. 380 с.
32.Чармессон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы» - СПб: Питер, 1999. - 222 с.
33. Чернатони Л., МакДональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд. Учебник для студентов вузов / пер. с англ. под ред. Еремина Б.Л - М.: Юнити-Дана, 2006. - 559 с.
34. Червякова, Я.И., Чибисова, О.В. Электронный учебник как средство новых информационных технологий / Я.И. Червякова, О.В. Чибисова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010 - №4 - С. 52-53.
35. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера / Я. Чихольд; пер.с нем. Л. Якубсона. - М.: Книга, 2011. - 244 с.
36. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера.-М.; 2010.302с.
37. Элам, К. Графический дизайн. Принцип сетки / К. Элам. - СПб.: Книга,2014.- 120 с.
Б)
38. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения (с Поправкой) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200034382
39. ГОСТ Р ИСО 14915-1-2010 Эргономика мультимедийных пользовательских интерфейсов. Часть 1. Принципы проектирования и структура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082724
40. Сообщество учителей-предметников "Учительский портал" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4029
41. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net/1871968/pedagogika/ispolzovanie_interaktivnogo_multimediy nogo_oborudovaniya_obrazovatelnoy_deyatelnosti
42. Энциклопедия искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.artproj ekt.ru/library/graphic/12 .htm