Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИДЕАЛА В ЛИТЕРАТУРЕ ТУРЦИИ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЕРИМА КОРДЖАНА «ТАТАРИН РАМАЗАН»

Работа №31105

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Идеалы и ценности турецкой литературы
1.1. Способы презентации эстетического образа в художественном тексте 8
1.2. Формирование художественных ценностей турецкой культуры 18
1.3. Турецкая литература в XX веке 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Эстетические идеалы Керима Корджана
2.1. Художественные особенности произведения «Татарин-рамазан» 33
2.2. Эстетический образ идеала 43
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованной литературы

Тема настоящего исследования касается принципов эстетизма, которые формировались в турецкой литературе на протяжении XX века. Это столетие было временем революционных перемен для всего мира - изменилась политическая карта, социальные отношения, сознание людей. В искусстве XX века было сделано немало открытий, значение которых до сих пор осознаётся человечеством.
Для турецкой культуры XX век стал временем интеграции в мировую культуру. Турция осознала своё уникальное положение - принадлежность к Европе и Азии, позволяющую формировать собственный тип сознания. Традиционные ценности османской культуры, определяющие менталитет нации на протяжении многих веков, уступили место новым идеалам, формирование которых в культуре происходит до сих пор.
Турецкая культура за сто с небольшим лет прошла периоды, которые в мировой культуре протекали в течение веков. Так, просветительские тенденции отмечаются в турецкой литературе только в середине XIX века, и, вследствие столь позднего развития, отличаются синтетической природой - культура турецкого Просвещения включает элементы сентиментализма, романтизма и реализма, то есть всех этапов, которые прошла к этому моменту литература европейская.
Кемалнстская революция и последовавшая за ней национальноосвободительная борьба навсегда изменила облик страны - из феодального султаната Турция стала современной республикой. Лишь после осознания в обществе последствий революционных перемен появились модернистские течения - «буналым», которые просуществовали недолго.
В целом XX века характеризуется как период развития новейшей турецкой литературы, который протекал в пять этапов. В это время были осознаны основные принципы турецкой культурной традиции, в которой синтезировались эстетические идеалы древней арабской и современной европейской культуры.
Формирование эстетической системы современной турецкой культуры произошло в русле реалистической парадигмы. Реализм в течение долгого времени являлся самым востребованным направлением турецкой культуры, источником формирования нравственных основ новой духовности. Как отмечает О.В. Карева, «на протяжении многих десятилетий литература республиканской Турции определялась доминантой реалистической парадигмы. В рамках этой парадигмы создавались антропоцентричные произведения, чаще всего в классических художественных формах, с ярко выраженной социальной ориентацией и демократической направленностью, что всячески поддерживалось мощной левонастроенной литературной критикой, задающей тон в подходах к произведениям национального искусства. Это во многом повлияло на художественные приоритеты турецкой читающей публики, не легко принимавшей иные, отличные от реалистической, литературные парадигмы» .
Следовательно, именно в реалистической турецкой литературе сформировалась эстетическая система, которая стала основой открытий в турецкой литературе конца ХХ-начала XXI века, в творчестве писателей, которые открыли миру новую Турцию.
Всемирный успех произведений Орхана Памука привлёк интерес исследователей к турецкой литературе, которая оставалась практически неизвестной европейским читателям. В России, чьи отношения с Турцией исторически складывались достаточно сложно, турецкая литература была представлена всего несколькими именами — Решатом Нури Гюнтекином, чей роман «£aliku§u» был издан на русском языке под названием «Королёк - птичка певчая», и Назымом Хикметом, который часть жизни провёл в СССР и писал на нескольких языках.
В конце XX века начали устанавливаться прочные связи между Россией и Турцией. К настоящему моменту они выросли в плодотворное взаимовыгодное сотрудничество в области экономики, туризма и культуры. Появились широкие возможности для межкультурной коммуникации, которая невозможна без изучения культуры, которая лежит в основе менталитета и этических принципов.
Интерес к турецкой культуре отразился в научных исследованиях, предпосылками для которых стал опыт, накопленный в отечественной традиции в отношении культуры тюркоязычных народов бывшего СССР. Но политическая обстановка определила очевидную односторонность и предвзятость таких исследований: национальная культура рассматривалась в них как основание для классовой борьбы.
В современных исследованиях турецкой литературы преобладает интерес к постмодернистскому дискурсу, но в рамках этого интереса восстанавливаются этапы развития турецкой литературы, в ходе которых формировался облик современной турецкой культуры. Наиболее полные и глубокие исследования в этой области принадлежат М.М. Репенковой, чьи научные работы упоминаются во всех трудах, освещающих турецкую литературу.
Яркие проявления турецкого постмодернизма, специфика развития жанровой системы ослабляют научный интерес к достижениям литературы турецкого реализма середины XX века, в парадигме которого и сформировались эстетические идеалы современности. Отечественные исследователи практически не уделяют внимания социальному реализму 1970-х годов, который во многом определил эстетические принципы не только турецкой литературы, но и других видов искусства, в частности, кинематографа.
Совершенно неизвестным отечественным читателям и даже литературоведам остаётся имя Керима Корджана, писателя и сценариста, автора «Татарина Рамазана» - произведения, воплощённого не только в литературе, но и кинематографе. Эстетическая система автора оказалась универсальной и синтетической по своей природе, что во многом предопределило открытия, совершённые в турецком искусстве гораздо позже.
Повесть Корждана издавалась на русском языке лишь однажды - в сборнике турецкой прозы, вышедшем в издательстве восточной литературы в 1979 году. Экранизация повести также осталась неизвестной в России. Следовательно, настоящая работа имеет высокую степень научной новизны, что определяет её самостоятельный характер.
Актуальность настоящего исследования определяется сразу несколькими важными обстоятельствами:
• укрепление и расширение культурных связей между Россией и Турцией, требующее внимания к основам культурной ментальности;
• активные процессы в современной турецкой литературе, источники которых лежат в достижениях реализма XX века;
• процессы глобализации в мировой культуре, объединяющие эстетические идеалы разных национальных культур;
• отражение в творчестве Керима Корджана основных тем и идей турецкой культуры XX века;
• отсутствие в отечественном научном дискурсе исследований творчества Керима Корджана.
Объект настоящего исследования - эстетический образ идеала турецкой культуры XX века.
Предмет исследования - отражение эстетического образа идеала в турецкой литературе XX века.
Исследование проводится на материале повести Керима Корджана «Татарин Рамазан».
Цель исследования - на основании анализа повести Керима Корджана «Татарин Рамазан» выделить черты эстетического образа идеала турецкой литературы XX века.
Достижение цели связано с последовательным решением задач исследования:
• Рассмотреть основные способы презентации эстетических образов в художественном тексте.
• Изучить процесс формирования основных ценностей турецкой культуры.
• Описать историю развития турецкой литературы в XX веке.
• Исследовать художественные особенности произведения Керима Корджана «Татарин Рамазан».
• Проанализировать эстетический образ идеала, представленный в произведении.
С учётом отсутствия традиции исследования творчества Корджана в отечественной науке и малым количеством сведений биографического характера в качестве основного метода исследования выбран комплексный анализ, включающий социоисторический контекстуальный анализ, а также литературоведческий, концептуальный и культурологический анализ художественного текста.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации сведений об истории развития турецкой литературы XX века, опыте применения современных методов анализа художественного текста к произведению турецкой литературы в жанре реализма, который позволяет расширить представление о свойствах художественного текста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов в курсах по изучению турецкой литературы.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого исследования были решены следующие задачи:
• Рассмотрены основные способы презентации эстетических образов в художественном тексте.
• Изучен процесс формирования основных ценностей турецкой культуры.
• Описана история развития турецкой литературы в XX веке.
• Исследованы художественные особенности произведения Керима Корджана «Татарин Рамазан».
• Проанализирован эстетический образ идеала, представленный в произведении.
Решение задач потребовало привлечения широкого круга источников. Прежде всего, это исследования структуры художественного текста, теория анализа текста, позволяющего выделить его основные свойства. Кроме того, в ходе исследования был изучен обширный теоретический материал по истории турецкой культуры и литературы XX века.
В результате были сделаны следующие выводы:
Любой художественный текст обладает спектром признаков и свойств, которые рассматриваются как целостная система. Именно свойства художественного текста обеспечивают возможность выражения в нём индивидуально-авторской позиции, репрезентации картины мира, в которой выражается языковая личность автора.
В списке свойств художественного текста - антропоцентричность и социологичность, то есть любой художественный текст отражает нормы и ценности национальной культуры, формирующиеся в пространстве этоса.
В современной науке этос интерпретируется как совокупность нравственных императивов, оказывающих влияние на духовную и социальнокультурную составляющую общества, определяющих поведенческие модели
его отдельных представителей посредством презентации личностных образцов.
Этос как категория обретает целостность по мере возникновения общего коммуникативного пространства, которое позволяет апеллировать к общим прецедентным феноменам, что ускоряет процесс обмена информацией.
В коммуникативном пространстве этоса формируются ценности и мотивы, которые позволяют сформулировать оправдание поступков. Основные категории этоса представлены в личностных образцах, то есть образах и персонажах национального искусства.
Ценности турецкой культуры формировались на протяжении всей истории Турции, и представляют собой в настоящее время сложное образование, основанное на традициях духовной арабской культуры, постулатах мусульманской религии, наследии имперского сознания и ориентации на сближение с западной культурой.
Турция представляет собой уникальное культурное сообщество, которое сформировалось в течение XX века, и процесс этого формирования отразился в реалистической литературе.
Традиции турецкой литературы XX века формировались под влиянием политических перемен и в русле двух основных тенденций: ориентации на европейскую культурную модель и стремлении сохранить национальную идентичность, в основе которой лежат традиционные ценности государственной османской и духовной мусульманской культуры.
Социальный реализм 70-х годов XX века наиболее полно отразил . становление нового героя, внимание к разным сторонам турецкой действительности. В нём воплотился двойственный характер турецкой культуры - логоцентрическая направленность, характерная для европейской модели, и ценность эстетических идеалов, поиск которых вёлся в окружающей социальной реальности.
Социальный реализм создал устойчивую эстетическую модель, основные черты которой проявляются в творчестве Керима Корджана.
В повести Керима Корждана «Татрин Рамазан» отчётливо представлена связь с ключевыми концептами национальной турецкой культуры. Связь эта проявляется на всех уровнях текста - на уровне сюжета, основных мотивов и образов.
Образная система повести, хотя и соответствует основным требованиям реализма, достаточно сложна. Это образы персонажей, среди которых выделяются фигуры, соответствующие эпической системе, образы базовых категорий добра и зла, представленные в современных автору реалиях, и образы народной культуры, проявляющиеся в ценностных моделях и речевых формах.
Предзентация эстетических идеалов происходит в форме противопоставления базовых категорий добра и зла, причём воплощаются они в реальной форме. Но сам Керим Корждан утверждает, что то, что его современники ошибочно противопоставляют друг другу, на самом деле является целостным явлением - наследием турецкой культуры, общим для всех её представителей.



1. Корджан К. Татарин Рамазан // Солнце в стене: повести и рассказы турецких писателей - Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 1979. - 213 с. - С. 80-149.
2. Абдурахманова М.В. Влияние жанров западноевропейской литературы на турецкую литературу XX века // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры, 2018. - С. 159-161.
3. Агальцев А.М. Социокультурный контекст становления человека // Вестник Томского государственного университета, 2009, № 319. - С. 56-60.
4. Айзенштейн Н.А. Из истории турецкого реализма: Заметки
о турецкой прозе (70-е годы XIX в. - 30-е годы XX в.). - М.: Наука, 1968. - 284 с.
5. Айзенштейн Н.А. Турецкая литература [на рубеже XIX и XX веков] // История всемирной литературы: В 8 томах Т. 8. — М.: Наука, 1994. — С. 662—673.
6. Акопова А. А. Эстетический идеал и природа образа. - Ереван: НАН РА, 1994.-223 с.
7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный феномен: от элементарного нравственного порядка к сложной нормативно-ценностной системе // Этическая мысль, 2008, Вып. 8. - С. 21-41.
8. Виноградов В.В. Избранные труды. Т 5. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 362 с.
9. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001. - С. 219-222.
10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с.
11. Гарбузова В.С. Поэты Турции первой половины XX века. - Л: Изд-во ЛГУ, 1975.-115 с.
12. Диброва Е.И. Квантовость и скважность как проявление речевого мышления // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки, 2011, № 3. - С. 69
80.
13. Золотой век турецкой художественной литературы [Электронный ресурс] - http://stanbul.ru/content/view/167/298/
14. Исламская тематика в творчестве турецких поэтов Средневековья: хрестоматия /сост. А.М. Нигматуллина. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2014 - 120 с.
15. Казымова Ф. Р. Намык Кемаль в русских источниках // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 19-24.
16. Карева О.В. Постмодернистская парадигма в романистике Ихсана Октая Анара: дисс. канд. филол. наук. - М., 2012. - 195 с.
17. Коротеев С.В. Этос Петербурга: дисс. канд. филос. наук. - СПб., 2008. - 178 с.
18. Коротеев С.В. Этос Петербурга в контексте глобализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008, № 51. - С. 53-56.
19. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
20. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
21. Парсиева Л.К. Об эмоционально-выразительных средствах
художественного текста // Наука, техника и образование, 2016. - С. 95-96.
22. Писатели Востока - лауреаты Нобелевской премии. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2013. - 368 с.
23. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение, 1972.-272 с.
24. Рамазанова Д.А., Хасбулатова X. М., Курбанова 3. Г.Экспрессивность в художественном тексте и способы её выражения // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки, 2017, т. 11, Ха 3. - С. 86-91.
25. Репенкова М.М. Особенности литературного процесса в Турции конца XX — XXI века // Вестник Челябинского государственного университета. 2013, Политические науки. Востоковедение. Вып. 14. Ха 23 (314). С. 102-109,
26. Репенкова М.М. Странный незнакомец: заметки о турецком
постмодернизме //Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика, 2008, Ха 3. - С. 45-52.
27. Репенкова М.М. Постмодернизм в литературе Турции: автореф. дисс. докт. филол. наук. -М., 2010. - 37 с.
28. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М: Академия, 2004. — 513 с.
29. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1975. - 464 с.
30. Толстых В.И. Образ художественный // Новая
философская энциклопедия: В 4 тт.Т. 2. - М.: Мысль, 2001. - 634 с.
31. Турецкая литература // Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] https ://www.krugosvet.ru/enc/kulmra i obrazovanie/literatiira/TURETSKAYA L ITERATURA.html
32. Фиш Р.Г. Писатели Турции - книги и судьбы. - М.: Советский писатель, 1963.- 267 с.
33. Ходжиев Н.Н. Соотношение логоса и этоса в средневековой философии: дисс. канд. филос. наук.- Душанбе, 2016. - 172с.
34. Чернявская Ю.В. Этос и габитус как формы организации и трансляции смысловых содержаний этнической культуры: к проблеме преемственности и развития // Вестник Брестского университета, 2008, Х° 2 (33). - С. 36-41.
35. Шахин Кюбра. Глобализация и тенденции развития культуры в Турецкой республике: социологический анализ: дисс. канд. социол. наук. - СПб., 2016.- 148 с.
36. Шелестюк Е.В. Этос как составная часть корпоративной культуры // Язык и культура, 2016, № 2 (34). - С. 106-119.
37. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. — М.: Советский писатель, 1981. - 352 с.
38. Энциклопедический словарь литературоведа. Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988.-416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ