Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие научно-биографической прозы о русских писателях 9
1.1 Личность и творчество писателя в книге Л.И. Сараскиной
«Достоевский» 9
1.2 Соотношение художественного и документального в книге П.В.
Басинского «Бегство из рая» 22
Глава 2. Теоретико-методологические основания научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах 43
2.1 Особенности процесса изучения научно-биографической прозы на
уроках литературы в старших классах 43
2.2 Сущностные характеристики методической системы при изучении
научно-биографической прозы 48
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка методической системы
изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах 66
3.1 Методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы
на уроках русской литературы в старших классах 66
3.2 Результаты экспериментальной проверки методической системы
изучения научно-биографической прозы 70
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 1. Расширение программы по русской литературе в 10 классе..85
Приложение 2. Входное тестирование учащихся 10-х классов 96
Приложение 3. Конспект урока-беседы (эвристическая беседа) на тему:
«Чтобы душа была жива...» 98
Приложение 4. Итоговые вопросы о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Методическая система изучения научно-биографической прозы привлекала внимание ученых с точки зрения использования этого материала на уроках, посвященных биографии писателя. Однако научно биографическая проза на сегодняшний день мало изучена. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью в формировании эстетического вкуса учащихся, умения находить связь жизни и творчества, повышения уровня их литературного развития, видеть, как отражается жизнь художника в его произведениях на уроках литературы в старших классах. Отсутствие научно обоснованной и апробированной методической системы изучения научно-биографической прозы также определяет актуальность проводимого исследования.
Что означает понятие «методическая система»? Если говорить в общем, то методическая система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся [38]. Но трактовки понятия «методическая система» многообразны. Можно привести различные подходы к данному определению. Например, выделяют дидактический подход, автором которого является Л.В. Занков: «Это система, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы...» [23, с.4-5] ; подход, ориентированный на результат (автор В.Г. Крысько): «Это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств обучения, планирования и организации, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения» [28, с.352]; личностно-ориентированный подход (автор Г.И. Саранцев): «В центре внимания - ученик, его саморазвитие, поэтому ныне к исходным положениям, определяющим специфику методической системы обучения структуру личности, закономерности ее
развития» [43, с.28-34]; функционально-деятельностный подход (автор А.М. Новиков): «... представление в единстве как содержательных, так и деятельностных характеристик обучения; отражение одновременно деятельности преподавателя и обучающихся в их динамическом взаимодействии; представление основного функционального взаимодействия преподавателя и учащихся как управления со стороны преподавателя непосредственно или опосредованно деятельностью учащихся» [37, с. 69].
Изучение жизненного пути писателя относится к числу тех проблем, которые всегда вызывали живой интерес и литературоведов, и методистов, и учителей-практиков. Это закономерно, так как «жизнь художника - не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев» [40, с. 180]. По справедливому замечанию Е.Н. Колокольцева, биография художника слова является не набором отдельных, изолированных фактов его жизни и творчества. Биография — это «олицетворенное время», «духовная эволюция писателя и материальное ее выражение — возникновение творческих стимулов на различных витках жизни» [29, с. 54]. Обращение учащихся к биографии создателя художественного произведения помогает понять позицию, мировоззрение писателя и, следовательно, глубже проанализировать произведение. Цель уроков, на которых используются материалы научной биографии, — оживить облик художника, взглянуть на его произведения через призму характера, личности, взглядов писателя. В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обозначенной проблемы (исследования В.В. Голубкова, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, И.Е. Каплан, В.Н. Дробота). Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художественном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, привлекающих ученых-методистов. И это не случайно: усиление внимания к жизненной позиции писателя, к его общественной и творческой деятельности обогащает духовный мир школьников, расширяет их представления о жизненных ценностях, стимулирует познавательную и творческую активность учащихся.
Проблема исследования: каковы литературоведческие и
методические условия изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах.
Цель научной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации использования материалов научных биографий писателей (Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого) на уроках русской литературы в старших классах.
В качестве объекта научной работы выступает изучение научнобиографической прозы на уроках русской литературы в старших классах. Предметом научной работы являются методы, формы и средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса в ходе изучения научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах.
Задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу, выявить сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах;
2) детерминировать методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации при изучении научнобиографической прозы о русских писателях в старших классах;
3) экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществить апробацию методических рекомендаций.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, посвященные категории жанра в литературоведении (Бахтин М. [8], Чернец Л. [49], Тамарченко Н. [47]), путям анализа литературного произведения в методической литературе (Маранцман В. [32], Егоров Б. [21]), труды Басинского П.В. («Лев Толстой. Бегство из рая» [4]), Винокура Г.О. («Биография и культура» [13]), Браже Т.Г. («О литературе в школе»[10]), Бунина И.А. («Освобождение Толстого»[11]), а также сочинения и труды ряда других писателей и теоретиков литературоведения.
В научной работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников, тестирование, проведение уроков по литературе, сравнение, обобщение, которые позволили изучить и объяснить проблематику данной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147»
Авиастроительного р-на г.Казани.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и проанализирована научная литература, выявлены сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах, детерминированы методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработаны методические рекомендации при изучении научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах, экспериментально проверены методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществлена апробация методических рекомендаций. Нами были предложены методы, формы и средства использования материалов из научно-биографической прозы на вводном этапе, на этапе анализа произведений и на заключительном этапе урока по литературе в десятом классе.
Практическая значимость: доказана необходимость применения материалов научной биографии Достоевского при изучении его творчества и романа «Преступление и наказание», а также материалов научной биографии Толстого при изучении его творчества и произведений «Воскресение» и «Анна Каренина» на уроках по литературе в старших классах; расширена учебная программа по литературе для 10 класса, разработаны конспекты уроков по литературе в старших классах.
Гипотеза исследования: изучение биографии и творчества
Достоевского и Толстого, а также их произведений на уроках по литературе в старших классах будет успешным, если педагогом будут использованы методы, формы и средства использования материалов из научнобиографической прозы писателя на вводном занятии, на этапе анализа произведений и на заключительном этапе изучения творчества писателя.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научнопрактической конференции, а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного р-на г.Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Булдакова Т.Ю. Научно-биографическая проза о Достоевском на уроках литературы в старших классах: методические формы и приемы изучения. - Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т.4: Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. -
С.216-218;
- Булдакова Т.Ю. Методика изучения научно-биографической прозы на
примере книги П.В. Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая» - Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. -Т.4: Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого.
Структура и объём научной работы: научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу, выявить сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах.
2) Детерминировать методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации при изучении научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах.
3) Экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществить апробацию методических рекомендаций.
В первой главе «Жанровое своеобразие научно-биографической прозы о русских писателях» было изучено жанровое своебразие научнобиографической прозы, а также проанализирована монография Л.И. Сараскиной «Достоевский» и книга П.В. Басинского «Бегство из рая».
Во второй главе «Теоретико-методологические основания научнобиографической прозы на уроках русской литературы в старших классах» были изучены особенности процесса изучения научно-биографической прозы на уроках литературы в старших классах, а также даны сущностные характеристики методической системы изучения научно-биографической прозы.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка методической системы изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах» даны методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах, а также нами представлены результаты экспериментальной проверки методической системы изучения научно-биографической прозы.
В ходе нашего исследования нами были получены следующие результаты в литературном и методическом аспекте:
1. При анализе монографии Л.И. Сараскиной «Достоевский» было выявлено то, что правдоподобно и реалистично описана жизнь Фёдора Михайловича: детство, отношения с отцом, взрослая жизнь и т.д. В книге Сараскиной даётся самое полное представление о том, как мучительно оказалось для Достоевского литераторство и т.д. Что касается книги П.В. Басинского «Бегство из рая», то автор в создании работы о Толстом основывался полностью на документальных и архивных источниках, реконструировал события последних дней, естественно, строит свои предположения, домысливает и многое представляет в том свете, который выгоден для него самого. Делает это очень увлекательно и интересно. П.В. Басинский создает образ писателя через его поступки, действия, мысли и эволюцию мировоззрения. Предлагает портретную характеристику героя, в которой отражается цельность портрета, рисует социальный и психологический портрет писателя. Присутствует обилие художественных деталей, которые направлены на создание образа писателя.
2. Нами были выделены особенности использования материалов из научнобиографической прозы на уроках литературы в старших классах, которые заключались в том, что учащиеся должны познакомиться не только с произведениями, но и с личностью самих писателей. Изучение биографии писателя в старших классах предполагает выявление становления художника слова, его творческого развития. Знакомство учащихся с рождением замысла произведения, историей создания, идейно-художественным и стилевым своеобразием текста помогает более полно характеризовать жизненный путь, психологию писателя, его эстетические идеалы, цели и общественные устремления. Нежелательным представляется сухо и лаконично излагать факты, потому как знакомство с писателем, обстоятельное изложение и проникновение вглубь биографического материала должно подготовить эффективное эмоциональное восприятие художественного произведения. Изучение биографической прозы должно проходить четко, занимательно, вызывать яркие эмоции и, таким образом, привлекать внимание учащихся к тому произведению, которое необходимо прочесть или изучить более детально.
3. Была разработана методическая система изучения научно-биографической прозы на уроках литературы в старших классах, а также даны методические рекомендации. На вводном занятии по изучению биографии писателя мы предлагаем использовать репродуктивный метод обучения литературе (лекция или рассказ учителя о жизни писателя, применяя материалы из научно-биографической прозы). Следует отметить то, что рассказ о писателе целесообразно начинать с описания его внешности, детского и юношеского периода, представления портретов. На этапе анализа произведений предлагаем использовать исследовательский и эвристический (частичнопоисковый) методы. Исследовательский метод следует использовать в гуманитарных классах, потому что учащимся надо самим изучать монографии во внеурочное время. Эвристический (частично-поисковый) метод предполагает выделение учителем отдельных фрагментов из монографий и представление их на слайд-презентации или бумажных носителях. Учащиеся выбирают фрагменты из списка, которые являются подходящими при анализе отрывка из произведения или образа героев. На заключительном этапе мы предлагаем использовать эвристическую беседу и исследовательский метод. Эвристическая беседа представляет собой постановку учителем проблемных вопросов. Исследовательский метод предполагает написание творческой работы, т.е. сочинения.
4. Результаты опытно-экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методической системы изучения научно- биографической прозы на уроках литературы в старших классах. В ходе апробации нами было выяснено, что у некоторых учащихся возникают трудности в запоминании определенных фрагментов из научнобиографической прозы при написании итогового сочинения (10% учащихся). Результаты выполнения письменной работы и написания сочинения дали следующие результаты:
- с сочинением справились 90% учащихся;
- с письменной работой справились 90% учащихся.
1. Абрамович Г.Л. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы / Г. Л. Абрамович и др. М., 1964. - С. 5.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. - 208 с.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. - М.: Эстетика словесного творчества, 1986. - 5 с.
4. Басинский П.В. Бегство из рая. - М.: АСТ, 2010. - 640 с.
5. Басинский П.В. Лев в тени Льва. История любви и ненависти.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.06.2019. - URL:
https://libcat.ru/knigi/dokumentalnve-knigi/biografii-i-memuarv/115165-pavel- basinskii-lev-v-teni-lva-istoriva-lvubvi-i-nenavisti.html (дата обращения:
12.06.2019) .
6. Басинский П.В. Лев Толстой. Свободный человек. [Электронный
ресурс]. Дата обновления: 12.06.2019. - URL:
https://www.livelib.ru/book/1002238292-lev-tolstoi-svobodnvi-chelovek-pavel- basinskij (дата обращения: 12.06.2019).
7. Басинский П.В. Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев
Толстой: история одной вражды. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.06.2019. - URL: https://avidreaders.ru/book/svvatov-protiv-lva-ioann-
kronshtadtskiv-i.html (дата обращения: 12.06.2019).
8. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. - М.: Эстетика словесного творчества, 1986. - 5 с.
9. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - 2006 [Электронный
ресурс]. Дата обновления: 29.05.2019. - URL:
http://www.vehi.net/berdvaev/dostoevskv/01 .html (дата обращения: 29.05.2019) - С. 238.
10. Браже Т.Г. О литературе в школе. Книга для учителя. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. - 394 с.
11. Бунин И.А. Освобождение Толстого. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 254 с.
12. Ваганова М.Ю. Коммуникативная ценность чтения // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сборник статей и учебно-методических материалов. - СПб.: СПбАППО, 2006. - С.22-26.
13. Винокур Г.О. Биография и культура. Серия «Лингвистическое наследие XX века» / Г.О. Винокур; предисл. В.А. Виноградова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: URSS, 2007. - С. 85.
14. Володина И.В. Формирование представлений об авторе на уроках литературы как методическая проблема // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовский сборник научных трудов. - Вологда, 1984. - С. 20-40.
15. Галич А.А. Современная художественная документально - биографическая проза / А.А. Галич. - М.: Проблемы развития жанров, 2008. - 3 с.
16. Голубков Д.Н. Методика преподавания литературы / Д.Н. Голубков, 1962. - 36-82 с.
17. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - М.- Л., 1966. - С. 245.
18. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. - К.: Рад.шк., 1988. - С.43.
19. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. - СПб., 1997. - 239 с.
20. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. В 15 т. Т.5 / Ф.М. Достоевский. М.: Дрофа, 1989. - 356 с.
21. Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения / Б.Ф. Егоров. - М.: Просвещение, 1981. - 273 с.
22. Жирмунский В. Введение в литературоведение. Курс лекций / В.М. Жирмунский. - М., 2004 (изд.2). - С.55.
23. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. - С.4-5.
24. Калугин Д. Личность как историческая конвенция. Искусство
биографии: изображение личности и ее оправдание в русских жизнеописаниях середины XIX века // Новое литературное обозрение. - 2008.- №91.
25. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1964. - 164 с.: портр.
26. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.
- М., - 1981. - С. 47.
27. Курилов А. С. Жанр жития и русская филология XVIII века.// Русская старопечатная литература. XVI-первая четверть XVIII вв. Литературный сборник XVII в. Пролог. М.,1978. - 564 с.
28. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - 3е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
29. Колокольцев Е.Н. Русский язык и литература / Е.Н. Колокольцев. - М.: Дрофа, 2014. - 54 с.
30. Лотман Ю.М. Биография - живое лицо / Ю. М. Лотман // Нов. мир. - 1985. - № 2. - С.228-236.
31. Манн Ю. М. Жанр больших возможностей / Вопросы литературы, №9,
1959. - с. 57.
32. Маранцман В.Г., Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы.
- М.: Просвещение, 1995. - 306 с.: ил.
33. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
34. Методы обучения: Педагогическая энциклопедия. - М., - 1965.- Т.2.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.05.2019. - URL:
http ://www■вокабvла■рф/энциклопедии/российская-педагогическая- энциклопедия/метод-обучения (дата обращения: 31.05.2019) - С.813.
35. Нечаева В.С. Ранний Достоевский. 1821-1849. М.: Наука, 1979. - С. 69
36. Никитина Н.А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 113 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
37. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
38. Новиков А.С. Методическая система: понятие и виды. - 2009 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.05.2019. - URL: https://studwood.ru/1944654/pedagogika/metodicheskava sistema ponyatie vidy (дата обращения: 15.05.2019).
39. Паустовский К.Г. Книга скитаний // Картя Молодовеняско // Кишинев - 1978. - С.5.
40. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.
41. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1985. - 288 с.
42. Сазонова Л.И. Контекст. Литературоведческие исследования. М.: ИМЛИ РАН - 2003. - С. 67.
43. Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 1998. - С. 28-34.
44. Сараскина Л.И. Достоевский / Л.И. Сараскина // Жизнь замечательных людей. - М.: Биографии и мемуары, 2011. - С. 2-150.
45. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман - предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 11.06.2019. - URL: https://www.fedordostoevskv.ru/research/creation/001 (дата обращения:
11.06.2019) .
46. Семанова М.Л. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя / М.Л. Семанова, 1987. - 7 с.
47. Тамарченко Н.Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Н.Д. Тамарченко. - М.: Эстетика словесного творчества, 2001.- 3 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.05.2019. - URL:
http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevskv/01 .html (дата обращения: 15.05.2019)
49. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. - М.: Эстетика словесного творчества, 1982. - 5 с.
50. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника современного урока в школе: В помощь начинающему учителю. - М., 1985. - 208 с.