МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие научно-биографической прозы о русских писателях 9
1.1 Личность и творчество писателя в книге Л.И. Сараскиной
«Достоевский» 9
1.2 Соотношение художественного и документального в книге П.В.
Басинского «Бегство из рая» 22
Глава 2. Теоретико-методологические основания научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах 43
2.1 Особенности процесса изучения научно-биографической прозы на
уроках литературы в старших классах 43
2.2 Сущностные характеристики методической системы при изучении
научно-биографической прозы 48
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка методической системы
изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах 66
3.1 Методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы
на уроках русской литературы в старших классах 66
3.2 Результаты экспериментальной проверки методической системы
изучения научно-биографической прозы 70
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 1. Расширение программы по русской литературе в 10 классе..85
Приложение 2. Входное тестирование учащихся 10-х классов 96
Приложение 3. Конспект урока-беседы (эвристическая беседа) на тему:
«Чтобы душа была жива...» 98
Приложение 4. Итоговые вопросы о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Глава 1. Жанровое своеобразие научно-биографической прозы о русских писателях 9
1.1 Личность и творчество писателя в книге Л.И. Сараскиной
«Достоевский» 9
1.2 Соотношение художественного и документального в книге П.В.
Басинского «Бегство из рая» 22
Глава 2. Теоретико-методологические основания научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах 43
2.1 Особенности процесса изучения научно-биографической прозы на
уроках литературы в старших классах 43
2.2 Сущностные характеристики методической системы при изучении
научно-биографической прозы 48
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка методической системы
изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах 66
3.1 Методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы
на уроках русской литературы в старших классах 66
3.2 Результаты экспериментальной проверки методической системы
изучения научно-биографической прозы 70
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение 1. Расширение программы по русской литературе в 10 классе..85
Приложение 2. Входное тестирование учащихся 10-х классов 96
Приложение 3. Конспект урока-беседы (эвристическая беседа) на тему:
«Чтобы душа была жива...» 98
Приложение 4. Итоговые вопросы о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Методическая система изучения научно-биографической прозы привлекала внимание ученых с точки зрения использования этого материала на уроках, посвященных биографии писателя. Однако научно биографическая проза на сегодняшний день мало изучена. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью в формировании эстетического вкуса учащихся, умения находить связь жизни и творчества, повышения уровня их литературного развития, видеть, как отражается жизнь художника в его произведениях на уроках литературы в старших классах. Отсутствие научно обоснованной и апробированной методической системы изучения научно-биографической прозы также определяет актуальность проводимого исследования.
Что означает понятие «методическая система»? Если говорить в общем, то методическая система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся [38]. Но трактовки понятия «методическая система» многообразны. Можно привести различные подходы к данному определению. Например, выделяют дидактический подход, автором которого является Л.В. Занков: «Это система, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы...» [23, с.4-5] ; подход, ориентированный на результат (автор В.Г. Крысько): «Это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств обучения, планирования и организации, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения» [28, с.352]; личностно-ориентированный подход (автор Г.И. Саранцев): «В центре внимания - ученик, его саморазвитие, поэтому ныне к исходным положениям, определяющим специфику методической системы обучения структуру личности, закономерности ее
развития» [43, с.28-34]; функционально-деятельностный подход (автор А.М. Новиков): «... представление в единстве как содержательных, так и деятельностных характеристик обучения; отражение одновременно деятельности преподавателя и обучающихся в их динамическом взаимодействии; представление основного функционального взаимодействия преподавателя и учащихся как управления со стороны преподавателя непосредственно или опосредованно деятельностью учащихся» [37, с. 69].
Изучение жизненного пути писателя относится к числу тех проблем, которые всегда вызывали живой интерес и литературоведов, и методистов, и учителей-практиков. Это закономерно, так как «жизнь художника - не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев» [40, с. 180]. По справедливому замечанию Е.Н. Колокольцева, биография художника слова является не набором отдельных, изолированных фактов его жизни и творчества. Биография — это «олицетворенное время», «духовная эволюция писателя и материальное ее выражение — возникновение творческих стимулов на различных витках жизни» [29, с. 54]. Обращение учащихся к биографии создателя художественного произведения помогает понять позицию, мировоззрение писателя и, следовательно, глубже проанализировать произведение. Цель уроков, на которых используются материалы научной биографии, — оживить облик художника, взглянуть на его произведения через призму характера, личности, взглядов писателя. В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обозначенной проблемы (исследования В.В. Голубкова, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, И.Е. Каплан, В.Н. Дробота). Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художественном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, привлекающих ученых-методистов. И это не случайно: усиление внимания к жизненной позиции писателя, к его общественной и творческой деятельности обогащает духовный мир школьников, расширяет их представления о жизненных ценностях, стимулирует познавательную и творческую активность учащихся.
Проблема исследования: каковы литературоведческие и
методические условия изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах.
Цель научной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации использования материалов научных биографий писателей (Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого) на уроках русской литературы в старших классах.
В качестве объекта научной работы выступает изучение научнобиографической прозы на уроках русской литературы в старших классах. Предметом научной работы являются методы, формы и средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса в ходе изучения научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах.
Задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу, выявить сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах;
2) детерминировать методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации при изучении научнобиографической прозы о русских писателях в старших классах;
3) экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществить апробацию методических рекомендаций.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, посвященные категории жанра в литературоведении (Бахтин М. [8], Чернец Л. [49], Тамарченко Н. [47]), путям анализа литературного произведения в методической литературе (Маранцман В. [32], Егоров Б. [21]), труды Басинского П.В. («Лев Толстой. Бегство из рая» [4]), Винокура Г.О. («Биография и культура» [13]), Браже Т.Г. («О литературе в школе»[10]), Бунина И.А. («Освобождение Толстого»[11]), а также сочинения и труды ряда других писателей и теоретиков литературоведения.
В научной работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников, тестирование, проведение уроков по литературе, сравнение, обобщение, которые позволили изучить и объяснить проблематику данной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147»
Авиастроительного р-на г.Казани.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и проанализирована научная литература, выявлены сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах, детерминированы методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработаны методические рекомендации при изучении научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах, экспериментально проверены методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществлена апробация методических рекомендаций. Нами были предложены методы, формы и средства использования материалов из научно-биографической прозы на вводном этапе, на этапе анализа произведений и на заключительном этапе урока по литературе в десятом классе.
Практическая значимость: доказана необходимость применения материалов научной биографии Достоевского при изучении его творчества и романа «Преступление и наказание», а также материалов научной биографии Толстого при изучении его творчества и произведений «Воскресение» и «Анна Каренина» на уроках по литературе в старших классах; расширена учебная программа по литературе для 10 класса, разработаны конспекты уроков по литературе в старших классах.
Гипотеза исследования: изучение биографии и творчества
Достоевского и Толстого, а также их произведений на уроках по литературе в старших классах будет успешным, если педагогом будут использованы методы, формы и средства использования материалов из научнобиографической прозы писателя на вводном занятии, на этапе анализа произведений и на заключительном этапе изучения творчества писателя.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научнопрактической конференции, а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного р-на г.Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Булдакова Т.Ю. Научно-биографическая проза о Достоевском на уроках литературы в старших классах: методические формы и приемы изучения. - Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т.4: Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. -
С.216-218;
- Булдакова Т.Ю. Методика изучения научно-биографической прозы на
примере книги П.В. Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая» - Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. -Т.4: Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого.
Структура и объём научной работы: научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Что означает понятие «методическая система»? Если говорить в общем, то методическая система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся [38]. Но трактовки понятия «методическая система» многообразны. Можно привести различные подходы к данному определению. Например, выделяют дидактический подход, автором которого является Л.В. Занков: «Это система, в которой направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы выполняют дидактические принципы...» [23, с.4-5] ; подход, ориентированный на результат (автор В.Г. Крысько): «Это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств обучения, планирования и организации, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения» [28, с.352]; личностно-ориентированный подход (автор Г.И. Саранцев): «В центре внимания - ученик, его саморазвитие, поэтому ныне к исходным положениям, определяющим специфику методической системы обучения структуру личности, закономерности ее
развития» [43, с.28-34]; функционально-деятельностный подход (автор А.М. Новиков): «... представление в единстве как содержательных, так и деятельностных характеристик обучения; отражение одновременно деятельности преподавателя и обучающихся в их динамическом взаимодействии; представление основного функционального взаимодействия преподавателя и учащихся как управления со стороны преподавателя непосредственно или опосредованно деятельностью учащихся» [37, с. 69].
Изучение жизненного пути писателя относится к числу тех проблем, которые всегда вызывали живой интерес и литературоведов, и методистов, и учителей-практиков. Это закономерно, так как «жизнь художника - не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев» [40, с. 180]. По справедливому замечанию Е.Н. Колокольцева, биография художника слова является не набором отдельных, изолированных фактов его жизни и творчества. Биография — это «олицетворенное время», «духовная эволюция писателя и материальное ее выражение — возникновение творческих стимулов на различных витках жизни» [29, с. 54]. Обращение учащихся к биографии создателя художественного произведения помогает понять позицию, мировоззрение писателя и, следовательно, глубже проанализировать произведение. Цель уроков, на которых используются материалы научной биографии, — оживить облик художника, взглянуть на его произведения через призму характера, личности, взглядов писателя. В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обозначенной проблемы (исследования В.В. Голубкова, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, И.Е. Каплан, В.Н. Дробота). Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художественном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, привлекающих ученых-методистов. И это не случайно: усиление внимания к жизненной позиции писателя, к его общественной и творческой деятельности обогащает духовный мир школьников, расширяет их представления о жизненных ценностях, стимулирует познавательную и творческую активность учащихся.
Проблема исследования: каковы литературоведческие и
методические условия изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах.
Цель научной работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации использования материалов научных биографий писателей (Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого) на уроках русской литературы в старших классах.
В качестве объекта научной работы выступает изучение научнобиографической прозы на уроках русской литературы в старших классах. Предметом научной работы являются методы, формы и средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса в ходе изучения научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах.
Задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу, выявить сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах;
2) детерминировать методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации при изучении научнобиографической прозы о русских писателях в старших классах;
3) экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществить апробацию методических рекомендаций.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования, посвященные категории жанра в литературоведении (Бахтин М. [8], Чернец Л. [49], Тамарченко Н. [47]), путям анализа литературного произведения в методической литературе (Маранцман В. [32], Егоров Б. [21]), труды Басинского П.В. («Лев Толстой. Бегство из рая» [4]), Винокура Г.О. («Биография и культура» [13]), Браже Т.Г. («О литературе в школе»[10]), Бунина И.А. («Освобождение Толстого»[11]), а также сочинения и труды ряда других писателей и теоретиков литературоведения.
В научной работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников, тестирование, проведение уроков по литературе, сравнение, обобщение, которые позволили изучить и объяснить проблематику данной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147»
Авиастроительного р-на г.Казани.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и проанализирована научная литература, выявлены сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах, детерминированы методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработаны методические рекомендации при изучении научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах, экспериментально проверены методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществлена апробация методических рекомендаций. Нами были предложены методы, формы и средства использования материалов из научно-биографической прозы на вводном этапе, на этапе анализа произведений и на заключительном этапе урока по литературе в десятом классе.
Практическая значимость: доказана необходимость применения материалов научной биографии Достоевского при изучении его творчества и романа «Преступление и наказание», а также материалов научной биографии Толстого при изучении его творчества и произведений «Воскресение» и «Анна Каренина» на уроках по литературе в старших классах; расширена учебная программа по литературе для 10 класса, разработаны конспекты уроков по литературе в старших классах.
Гипотеза исследования: изучение биографии и творчества
Достоевского и Толстого, а также их произведений на уроках по литературе в старших классах будет успешным, если педагогом будут использованы методы, формы и средства использования материалов из научнобиографической прозы писателя на вводном занятии, на этапе анализа произведений и на заключительном этапе изучения творчества писателя.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научнопрактической конференции, а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147» Авиастроительного р-на г.Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Булдакова Т.Ю. Научно-биографическая проза о Достоевском на уроках литературы в старших классах: методические формы и приемы изучения. - Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т.4: Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. -
С.216-218;
- Булдакова Т.Ю. Методика изучения научно-биографической прозы на
примере книги П.В. Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая» - Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. -Т.4: Институт психологии и образования. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого.
Структура и объём научной работы: научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу, выявить сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах.
2) Детерминировать методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации при изучении научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах.
3) Экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществить апробацию методических рекомендаций.
В первой главе «Жанровое своеобразие научно-биографической прозы о русских писателях» было изучено жанровое своебразие научнобиографической прозы, а также проанализирована монография Л.И. Сараскиной «Достоевский» и книга П.В. Басинского «Бегство из рая».
Во второй главе «Теоретико-методологические основания научнобиографической прозы на уроках русской литературы в старших классах» были изучены особенности процесса изучения научно-биографической прозы на уроках литературы в старших классах, а также даны сущностные характеристики методической системы изучения научно-биографической прозы.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка методической системы изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах» даны методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах, а также нами представлены результаты экспериментальной проверки методической системы изучения научно-биографической прозы.
В ходе нашего исследования нами были получены следующие результаты в литературном и методическом аспекте:
1. При анализе монографии Л.И. Сараскиной «Достоевский» было выявлено то, что правдоподобно и реалистично описана жизнь Фёдора Михайловича: детство, отношения с отцом, взрослая жизнь и т.д. В книге Сараскиной даётся самое полное представление о том, как мучительно оказалось для Достоевского литераторство и т.д. Что касается книги П.В. Басинского «Бегство из рая», то автор в создании работы о Толстом основывался полностью на документальных и архивных источниках, реконструировал события последних дней, естественно, строит свои предположения, домысливает и многое представляет в том свете, который выгоден для него самого. Делает это очень увлекательно и интересно. П.В. Басинский создает образ писателя через его поступки, действия, мысли и эволюцию мировоззрения. Предлагает портретную характеристику героя, в которой отражается цельность портрета, рисует социальный и психологический портрет писателя. Присутствует обилие художественных деталей, которые направлены на создание образа писателя.
2. Нами были выделены особенности использования материалов из научнобиографической прозы на уроках литературы в старших классах, которые заключались в том, что учащиеся должны познакомиться не только с произведениями, но и с личностью самих писателей. Изучение биографии писателя в старших классах предполагает выявление становления художника слова, его творческого развития. Знакомство учащихся с рождением замысла произведения, историей создания, идейно-художественным и стилевым своеобразием текста помогает более полно характеризовать жизненный путь, психологию писателя, его эстетические идеалы, цели и общественные устремления. Нежелательным представляется сухо и лаконично излагать факты, потому как знакомство с писателем, обстоятельное изложение и проникновение вглубь биографического материала должно подготовить эффективное эмоциональное восприятие художественного произведения. Изучение биографической прозы должно проходить четко, занимательно, вызывать яркие эмоции и, таким образом, привлекать внимание учащихся к тому произведению, которое необходимо прочесть или изучить более детально.
3. Была разработана методическая система изучения научно-биографической прозы на уроках литературы в старших классах, а также даны методические рекомендации. На вводном занятии по изучению биографии писателя мы предлагаем использовать репродуктивный метод обучения литературе (лекция или рассказ учителя о жизни писателя, применяя материалы из научно-биографической прозы). Следует отметить то, что рассказ о писателе целесообразно начинать с описания его внешности, детского и юношеского периода, представления портретов. На этапе анализа произведений предлагаем использовать исследовательский и эвристический (частичнопоисковый) методы. Исследовательский метод следует использовать в гуманитарных классах, потому что учащимся надо самим изучать монографии во внеурочное время. Эвристический (частично-поисковый) метод предполагает выделение учителем отдельных фрагментов из монографий и представление их на слайд-презентации или бумажных носителях. Учащиеся выбирают фрагменты из списка, которые являются подходящими при анализе отрывка из произведения или образа героев. На заключительном этапе мы предлагаем использовать эвристическую беседу и исследовательский метод. Эвристическая беседа представляет собой постановку учителем проблемных вопросов. Исследовательский метод предполагает написание творческой работы, т.е. сочинения.
4. Результаты опытно-экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методической системы изучения научно- биографической прозы на уроках литературы в старших классах. В ходе апробации нами было выяснено, что у некоторых учащихся возникают трудности в запоминании определенных фрагментов из научнобиографической прозы при написании итогового сочинения (10% учащихся). Результаты выполнения письменной работы и написания сочинения дали следующие результаты:
- с сочинением справились 90% учащихся;
- с письменной работой справились 90% учащихся.
1) Изучить и проанализировать литературу, выявить сущностные особенности использования материалов научных биографий писателей на уроках литературы в старших классах.
2) Детерминировать методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса и разработать методические рекомендации при изучении научно-биографической прозы о русских писателях в старших классах.
3) Экспериментально проверить методы, формы, средства планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса при изучении научно-биографической прозы и осуществить апробацию методических рекомендаций.
В первой главе «Жанровое своеобразие научно-биографической прозы о русских писателях» было изучено жанровое своебразие научнобиографической прозы, а также проанализирована монография Л.И. Сараскиной «Достоевский» и книга П.В. Басинского «Бегство из рая».
Во второй главе «Теоретико-методологические основания научнобиографической прозы на уроках русской литературы в старших классах» были изучены особенности процесса изучения научно-биографической прозы на уроках литературы в старших классах, а также даны сущностные характеристики методической системы изучения научно-биографической прозы.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка методической системы изучения научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах» даны методические рекомендации по изучению научно-биографической прозы на уроках русской литературы в старших классах, а также нами представлены результаты экспериментальной проверки методической системы изучения научно-биографической прозы.
В ходе нашего исследования нами были получены следующие результаты в литературном и методическом аспекте:
1. При анализе монографии Л.И. Сараскиной «Достоевский» было выявлено то, что правдоподобно и реалистично описана жизнь Фёдора Михайловича: детство, отношения с отцом, взрослая жизнь и т.д. В книге Сараскиной даётся самое полное представление о том, как мучительно оказалось для Достоевского литераторство и т.д. Что касается книги П.В. Басинского «Бегство из рая», то автор в создании работы о Толстом основывался полностью на документальных и архивных источниках, реконструировал события последних дней, естественно, строит свои предположения, домысливает и многое представляет в том свете, который выгоден для него самого. Делает это очень увлекательно и интересно. П.В. Басинский создает образ писателя через его поступки, действия, мысли и эволюцию мировоззрения. Предлагает портретную характеристику героя, в которой отражается цельность портрета, рисует социальный и психологический портрет писателя. Присутствует обилие художественных деталей, которые направлены на создание образа писателя.
2. Нами были выделены особенности использования материалов из научнобиографической прозы на уроках литературы в старших классах, которые заключались в том, что учащиеся должны познакомиться не только с произведениями, но и с личностью самих писателей. Изучение биографии писателя в старших классах предполагает выявление становления художника слова, его творческого развития. Знакомство учащихся с рождением замысла произведения, историей создания, идейно-художественным и стилевым своеобразием текста помогает более полно характеризовать жизненный путь, психологию писателя, его эстетические идеалы, цели и общественные устремления. Нежелательным представляется сухо и лаконично излагать факты, потому как знакомство с писателем, обстоятельное изложение и проникновение вглубь биографического материала должно подготовить эффективное эмоциональное восприятие художественного произведения. Изучение биографической прозы должно проходить четко, занимательно, вызывать яркие эмоции и, таким образом, привлекать внимание учащихся к тому произведению, которое необходимо прочесть или изучить более детально.
3. Была разработана методическая система изучения научно-биографической прозы на уроках литературы в старших классах, а также даны методические рекомендации. На вводном занятии по изучению биографии писателя мы предлагаем использовать репродуктивный метод обучения литературе (лекция или рассказ учителя о жизни писателя, применяя материалы из научно-биографической прозы). Следует отметить то, что рассказ о писателе целесообразно начинать с описания его внешности, детского и юношеского периода, представления портретов. На этапе анализа произведений предлагаем использовать исследовательский и эвристический (частичнопоисковый) методы. Исследовательский метод следует использовать в гуманитарных классах, потому что учащимся надо самим изучать монографии во внеурочное время. Эвристический (частично-поисковый) метод предполагает выделение учителем отдельных фрагментов из монографий и представление их на слайд-презентации или бумажных носителях. Учащиеся выбирают фрагменты из списка, которые являются подходящими при анализе отрывка из произведения или образа героев. На заключительном этапе мы предлагаем использовать эвристическую беседу и исследовательский метод. Эвристическая беседа представляет собой постановку учителем проблемных вопросов. Исследовательский метод предполагает написание творческой работы, т.е. сочинения.
4. Результаты опытно-экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методической системы изучения научно- биографической прозы на уроках литературы в старших классах. В ходе апробации нами было выяснено, что у некоторых учащихся возникают трудности в запоминании определенных фрагментов из научнобиографической прозы при написании итогового сочинения (10% учащихся). Результаты выполнения письменной работы и написания сочинения дали следующие результаты:
- с сочинением справились 90% учащихся;
- с письменной работой справились 90% учащихся.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ЖАНРОВОГО И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ СБОРНИКА РАССКАЗОВ О.А. СЛАВНИКОВОЙ «ЛЮБОВЬ В СЕДЬМОМ ВАГОНЕ» И Д.Л. БЫКОВА «ЖД-РАССКАЗЫ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Изучение жанра философской сказки на уроках литературы в 5-8
классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Изучение современной поэзии на уроках литературы в средней школе
(литературоведческий и методический аспекты)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Неформальные методы работы с обучающимися как средство повышения культуры чтения в современной детской и подростковой прозе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ XIX
ВЕКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СВОЕОБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ТРИЛОГИИ А.Н. РЫБАКОВА «ДЕТИ АРБАТА»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА
РАССКАЗОВ Н.А.ТЭФФИ «ВЕДЬМА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ЦИКЛАХ Н.А. НЕКРАСОВА «НА УЛИЦЕ» И «О ПОГОДЕ» И РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ТЕМА ИЗГОЙСТВА В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022



