Введение 3
Глава 1. Теория развития художественных-проектных компетенций будущего специалиста в сфере художественного оформления интерьеров общественного типа 7
1.1 Структура художественно-проектных компетенций и их содержание 7
1.2. Технологические особенности художественного проектирования интерьеров общественного типа 31
Выводы по I главе 41
Глава 2. Методы развития художественно -проектных компетенций в процессе создания общественных интерьеров 43
2.1. Декоративная роспись в дизайне архитектурной среды, как метод
развития художественно-проектных компетенций студента дизайнера 43
2.2. Создание дизайн-проекта интерьера цокольного этажа здания
университета КФУ 49
Вывод по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Вопрос развития художественно -проектных компетенций и практических навыков будущих специалистов - студентов, что проходят обучение на факультетах дизайна предметов или же дизайна интерьера является самым главным и проходит через весь срок их обучения. Россия развивается во всех актуальных направлениях, и чтобы визуально выглядеть в ногу со временем или же в чём-то даже уникально, ей необходимо своевременно обращаться к услугам профессиональных дизайнеров. Так как отличный эстетический вид привлекает потребителей, многие производители товаров и услуг ставят акцент именно на нём. И это справедливо, так как рынок товаров и услуг сейчас перенасыщен одинаковыми по функционалу продуктами, и только визуальная привлекательность позволит изделию или же услуге выбраться из этой серой массы однообразия, что положительно скажется на росте её потребления. За визуальный вид услуг отвечают физические носители, оформленные в фирменный стиль компании, или же интерьеры помещений, в которых реализуется та или иная услуга.
Важно понимать, что в большинстве случаев за качеством оказываемых дизайнером услуг стоит его практический опыт, набор навыков, методов, технологий, его профессиональная компетенция. Уровень профессиональных компетенций выпускников средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений по направлению “Дизайн” прямым образом влияет на то, как они смогут справляться с предстоящими профессиональными задачами. То, как быстро они смогут адаптироваться в условиях запросов ежедневно меняющегося мира, анализировать и адаптировать зарубежный опыт при выполнении своего дизайн проекта, прогнозировать итоговые результаты своей деятельности и, конечно, выполнять всё заданное в срок.
Объект исследования: развитие профессиональных компетенций у студентов высших учебных заведений связанных с художественно -проектной деятельностью
Предмет исследования: дизайн проект художественного/ремесленного рабочего пространства для студентов Института Филологии и Межкультурной Коммуникации.
Цель: Подготовка и разработка дизайн проекта художественного/ремесленного рабочего пространства для студентов Института Филологии и Межкультурной Коммуникации.
Для достижения поставленной цели были подняты следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «художественно проектные компетенции» и узнать, что входит в это понятие.
2) Рассмотреть и проанализировать теоретический материал об особенностях в создании внешнего облика интерьера учебной и рабочей среды.
3) Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в художественном оформлении интерьера учебной, рабочей среды.
4) Разработать дизайн-проект художественного/ремесленного рабочего пространства высшего учебного заведения.
Особо важной и всегда актуальной задачей всех образовательных учреждений является поиски и применения самых эффективных методов, систем подготовки высококвалифицированных специалистов, что смогут отлично ориентироваться в запросах современного мира, быстро и качественно адаптироваться на рынке труда, быть готовым к смене “соседних” специализаций в границах определённого направления подготовки в высшем учебном заведении, обладать продвинутым уровнем профессиональных компетенций. Но что такое профессиональная компетенция? В частности, что входит в профессиональную художественно-проектную компетенцию студента, обучающегося на направлении подготовки “Дизайн интерьера”
Гипотеза представленного исследования в основном состоит из предположения, что процесс формирования и развития художественной и проектной компетенции будущих выпускников бакалавров высшего учебного заведения направления подготовки “дизайн/ дизайн интерьера” будет протекать более качественно, если: обозначена суть, представлено доступное содержание и выдержанная структура художественно-проектной компетенции будущих высококвалифицированных дизайнерских кадров.
Создана теоретическая основа формирования художественно-проектной компетенции будущих специалистов в сфере дизайнерского ремесла; найдены и теоретически обусловлены педагогические установки развития художественно -проектных компетенций выпускников бакалавров факультета дизайна; на базе выявленных и исследованных педагогических условий, полигонов разработана эффективная методика формирования художественно - проектной компетенции будущих кадров дизайна.
Проводя тщательный анализ интерьеров помещений высших учебных заведений можно понять, что образовательные рабочие пространства требуют модернизации на многих уровнях, но функциональный и эстетический в приоритете. Для улучшение образовательного процесса в сторону качества и эффективности нужно организовывать большие пространства с умом, выделяя зоны для самостоятельной работы и зоны с возможностью коммуникации между студентами, что позволит обмениваться опытом, навыками. Помимо этого, разумно спроектированные и визуально привлекательные учебные рабочие пространства положительно влияют на эмоциональное, психологическое и физическое состояние студентов и преподавателей.
Теоретическое базис данного исследования представлена в рассмотрении и анализе развития художественных, проектных компетенций, их положительное влияние на будущих выпускников-бакалавров высшего учебного заведения.
Практический базис данного исследования опирается на рассмотрение отечественных и зарубежных аналогов дизайна интерьера учебного, рабочего помещения, также особенностях его декорирования. Изучение положительного и негативного влияния визуальной части окружающей рабочей обстановки на человека - студента, преподавателя, на его эмоциональную, психологическую и физическую работу. Результаты этой работы нужны, чтобы разработать дизайн-проект, отвечающий всем стандартам современного мира: учёт эргономики, гигиены и эстетики рабочего места учебного пространства высшего учебного заведения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.
Компетенция художественно -проектного характера является одним из аспектов в общей структуре набора профессиональных компетенций студентов бакалавров направления творческой подготовки, сферы предоставления творческих услуг, который представляет из себя часть их профессионального роста и обладает широким спектром возможностей для развития специализированных навыков и творческих умений.
Важно понимать, что возможность и уровень качественного развития компетенций художественно -проектного характера у бакалавров направления подготовки дизайн/дизайн интерьера напрямую зависит от грамотно распланированного образовательного процесса. Так как профессия дизайнера, прежде всего, представляет из себя профессию прикладного характера, важно учитывать, чтобы образовательный процесс был наполнен дисциплинами, связанными с получением практического опыта и эмпирического познания. В процессе практической деятельности студенты бакалавры поднимают и разрешают ряд весомых в профессиональной деятельности задач, учатся грамотно выполнять поставленные перед ними трудности, которые проявляют себя в процессе разработки дизайн-проекта, познают основы формообразование объектов, изучают свойства материалов, их особенности и взаимодействие.
Проведения теоретического анализа, что был описан в исследовательской работе, дал возможность выявить и огранить категорию компетенции художественно-проектного характера, которая представляет из себя уникальное характеристику личности, которая в полной мере проявляется в возможности грамотного осуществления художественного проекта на базе современных технологий, методов из сферы дизайна.
Разработка дизайн проекта интерьера общественных пространств напрямую зависит от поставленных СНиПом, СанПиНом и ГОСТом границ и стандартов, также от особенностей помещений, коммуникационных особенностей, и размещения здания, в котором имеется будущее проектируемое помещение. Нужно применять системный подход при учёте специфики и функциональности проектируемого помещения, миди, макро и микроэргономические запросы пользователей, требования особенностей гигиены. При создании дизайн-проекта интерьера общественного пространства также важно понимать влияние светового, цветового, композиционного решения на психологическое и физиологическое восприятие человека.
В процессе разработки дизайн-проекта интерьера общественного пространства было выявлено, что в ходе создания любого художественного проекта важно соблюдать упорядоченность определённых этапов, общего и локального характера. Первый шаг - снятие замеров проектируемых помещений, оценка специфики пространств, что позволит разработать чертеж помещений. Вторым шагом можно назвать зонирование пространства по его функциональному характеру, с учётом эргономических запросов посетителей, и особенностей дальнейшей эксплуатации. Третьим шагом производится подбор материалов по их функциональному и эстетическому назначению, что также имеют рекомендацию СНиПом и СанПиНом. Следующим этапом проводится планировка освещения, проводки. Каждый этап сопровождается эскизированием, дабы будущий проект полномерно отвечал требованиям заказчика. Когда прошли все предыдущие этапы согласования, создается смета разрабатываемого проекта. В завершение всего вышеописанного создается демонстрационная визуализация будущего проекта в специализированных программах по работе с 3D и 2D графикой (Autodesk 3D max, SkethUp, Autodesk autocad, CorelDraw, Adobe Photoshop).
Подводя итог, можно сказать, что поставленная этапе введения цель выпускной квалификационной работы была выполнена, а исследовательские задачи разрешены. Разрешение оных утвердило гипотезу о том, что процесс возникновения и становление художественно-проектных компетенций студентов/бакалавров по направлению подготовки дизайн/дизайн интерьера в высшем учебном заведении будет более эффективным, если выявлена суть и структурные единицы понятия художественно -проектные компетенции, его общее/локальное содержание и сущность; Разработана теоретическая база возникновения и формирования художественно -проектных компетенций будущих специалистов - дизайнеров в сфере их профессиональной деятельности; выявлен и теоретически объяснен выбор условий для грамотного педагогического процесса формирования, развития художественно-проектных компетенций будущих специалистов дизайнеров; на основе этих обозначенных педагогических условий проведена работа над разработкой методики, технологии формирования актуальных художественно-проектных компетенций будущих профессионалов дизайнеров.