ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ШОКА И АДАПТАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические аспекты изучения социокультурной адаптации иностранного студента 8
1.1 Адаптация иностранных студентов: социологические трактовки и виды 8
1.2 Теории «культурного шока» 45
ГЛАВА 2. «Культурный шок» и адаптация иностранных студентов к российской социокультурной среде и обучению 59
2.1. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов в российских вузах 59
2.2. Преодоление культурного шока и особенности социокультурной адаптации иностранных студентов КФУ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические аспекты изучения социокультурной адаптации иностранного студента 8
1.1 Адаптация иностранных студентов: социологические трактовки и виды 8
1.2 Теории «культурного шока» 45
ГЛАВА 2. «Культурный шок» и адаптация иностранных студентов к российской социокультурной среде и обучению 59
2.1. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов в российских вузах 59
2.2. Преодоление культурного шока и особенности социокультурной адаптации иностранных студентов КФУ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня не угасает интерес иностранных студентов к российским вузам. В первые дни в новой стране иностранных студентов окружает непривычная культурная, языковая и бытовая среда. По этой причине необходимой составляющей эффективного управления учебновоспитательным процессом иностранных учащихся представляет собой процесс социокультурной адаптации. Эффективная адаптация в большой степени в силах поднять уровень и качество обучения учащихся, обеспечивая значительную заинтересованность в получении всех требуемых компетенций (познаний, умений и пониманий).
Проблема адаптации иностранных студентов к академической, культурной, языковой и бытовой сфере представляет собой актуальной проблемой передовых вузов. Благополучная адаптация иностранных студентов способствует их стремительному включению в учебный процесс, что дает возможность найти решение проблемы сохранения контингента обучающихся, который способен значительно сократиться в ходе обучения. Помимо этого, успешная адаптация оказывать содействие повышению качества подготовки специалистов и освоению учебного материала в высшей школе.
С первых дней пребывания в новой стране иностранные студенты испытывают трудности, значительно отличающиеся от трудностей, с которыми сталкиваются российские студенты.
В первую очередь это частичное или полное невладение русским языком. Как правило, достаточный уровень владения русским языком и словарный запас нарабатывается к окончанию четвертого курса. Кроме того во время адаптации иностранные студенты сталкиваются с общими трудностями. Такими как перемена климата, психоэмоциональное напряжённость, связанная с основой социально-культурной средой; проблемы вовремя учебного процесса, обусловленные слабой языковой подготовкой, к тому же помимо преодоления различий в системе образования и организации образовательного процесса; коммуникативные проблемы вызваны преодолением языкового барьера как по вертикали, с администрацией, так и по горизонтали, в процессе межличностного общения.
Стрессогенной ситуацией для иностранных студентов является пребывание в новой культурной среде, которая вызывает так называемый «культурный шок». При контакте с российской культурой студент сталкивается с новыми социальными и материальными ценностями, поведением людей, с новыми ценностями, картинами мира, нормами и условностями, формами мышления. Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях. Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Обычно находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчета, что в ней есть эта скрытая, внешне невидимая часть.
Таким образом, исследовательский интерес представляет проблема преодоления иностранными студентами культурного шока в новой социокультурной среде и адаптации к обучению.
Объектом исследования являются иностранные студенты в российских вузах. Предметом исследования является проблема социокультурной адаптации в аспекте преодоления культурного шока. Цель магистерской диссертации - охарактеризовать процесс адаптации и преодоление культурного шока иностранными студентами в российских вузах.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологические трактовки и виды адаптации иностранных студентов;
2. Рассмотреть концепции «культурного шока»;
3. Проанализировать стратегии адаптации иностранных студентов в российских вузах;
4. В рамках эмпирического исследования выявить особенности преодоления культурного шока и адаптации иностранных студентов в КФУ.
Степень научной разработанности. В данной работе были рассмотрены взгляды различных ученых на процесс адаптации. Так, например, Э.Гидденс рассматривает социальную адаптацию как процесс социализации или приспособления к выполнению определенной роли.
Большим вкладом в исследовании проблем социальной адаптации иностранных студентов, явились теории «культурного шока»,
представленные в работах западных и российских ученых, таких как К. Оберг, С. Бокнер, З.И. Левин и др
При изучении заявленной темы особое внимание было уделено проблемам психологической и социальной адаптации студентов в вузе. Следует отметить работы таких авторов, как Н.Б. Москвина Л.Г. Пак, В.Е. Утлик М.В. Логинов, Л.А. Лоуренько, М.В. Долгова, С.В. Смолюк, К.Г. Созаев Т.А. Власов М.Г. Семенов.
Формирование современного квалифицированного профессионала в профессиональной деятельности и активное усвоение студентом социальных норм и ценностей общества происходит в процессе социализации, где система образования является важным фактором. Особое внимание этому вопросу уделяется в исследованиях Л.Г. Пак, Н.А. Савотина, В.И. Филоненко.
Исаев Н.И. Олифирович О.А. Калимуллина в своих работах непосредственно рассматривает вопрос о роли кураторов в процессе адаптации к университетской жизни, роли и функциях социокультурной адаптации.
Также необходимо рассмотреть вопрос о толерантности и включении молодых специалистов в бесконфликтное сосуществование в обществе, способность обращаться с другими людьми независимо от их расы и национальности. Эта тема посвящена творчеству Л.Ю.Ачасова, Р.З. Хайлурину, Е.М. Демьянова. Эти авторы уделяют особое внимание межкультурной адаптации, выделяя основные социально-психологические характеристики данного типа адаптации, а также дают описание психологического портрета иностранных студентов.
Сегодня в вузах России количество иностранных студентов растет. В связи с этим возникает вопрос, как эффективнее адаптировать их к жизни и учебе в нашей стране, с какими проблемами они сталкиваются в процессе адаптации. О.А. Лебедев Ю.И. Скопина И.А. Поздняков, Б. Б. Степанова, И. А. Гребенникова, где исследователи не только рассматривают факторы, которые положительно и отрицательно влияют на процесс адаптации студентов из других стран, но и предлагают рекомендации по решению проблем социальной адаптации иностранных студентов.
Исходная база исследования состоит из различных документов и информационных ресурсов, которые можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся источники информации, относящиеся к законодательной части работы с иностранными гражданами: Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В работе использовалась синтетическая стратегия исследования. Были задействованы методы анализа документов, анкетирования и интервью с сотрудниками подразделений КФУ (Подготовительное отделение, отдел адаптации иностранного студента, Центр социальной работы КФУ, Учебные отделы научно-образовательных институтов КФУ, которые ведут прямую работу с иностранными студентами).
Проблема адаптации иностранных студентов к академической, культурной, языковой и бытовой сфере представляет собой актуальной проблемой передовых вузов. Благополучная адаптация иностранных студентов способствует их стремительному включению в учебный процесс, что дает возможность найти решение проблемы сохранения контингента обучающихся, который способен значительно сократиться в ходе обучения. Помимо этого, успешная адаптация оказывать содействие повышению качества подготовки специалистов и освоению учебного материала в высшей школе.
С первых дней пребывания в новой стране иностранные студенты испытывают трудности, значительно отличающиеся от трудностей, с которыми сталкиваются российские студенты.
В первую очередь это частичное или полное невладение русским языком. Как правило, достаточный уровень владения русским языком и словарный запас нарабатывается к окончанию четвертого курса. Кроме того во время адаптации иностранные студенты сталкиваются с общими трудностями. Такими как перемена климата, психоэмоциональное напряжённость, связанная с основой социально-культурной средой; проблемы вовремя учебного процесса, обусловленные слабой языковой подготовкой, к тому же помимо преодоления различий в системе образования и организации образовательного процесса; коммуникативные проблемы вызваны преодолением языкового барьера как по вертикали, с администрацией, так и по горизонтали, в процессе межличностного общения.
Стрессогенной ситуацией для иностранных студентов является пребывание в новой культурной среде, которая вызывает так называемый «культурный шок». При контакте с российской культурой студент сталкивается с новыми социальными и материальными ценностями, поведением людей, с новыми ценностями, картинами мира, нормами и условностями, формами мышления. Главной причиной культурного шока является различие культур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях. Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Обычно находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчета, что в ней есть эта скрытая, внешне невидимая часть.
Таким образом, исследовательский интерес представляет проблема преодоления иностранными студентами культурного шока в новой социокультурной среде и адаптации к обучению.
Объектом исследования являются иностранные студенты в российских вузах. Предметом исследования является проблема социокультурной адаптации в аспекте преодоления культурного шока. Цель магистерской диссертации - охарактеризовать процесс адаптации и преодоление культурного шока иностранными студентами в российских вузах.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социологические трактовки и виды адаптации иностранных студентов;
2. Рассмотреть концепции «культурного шока»;
3. Проанализировать стратегии адаптации иностранных студентов в российских вузах;
4. В рамках эмпирического исследования выявить особенности преодоления культурного шока и адаптации иностранных студентов в КФУ.
Степень научной разработанности. В данной работе были рассмотрены взгляды различных ученых на процесс адаптации. Так, например, Э.Гидденс рассматривает социальную адаптацию как процесс социализации или приспособления к выполнению определенной роли.
Большим вкладом в исследовании проблем социальной адаптации иностранных студентов, явились теории «культурного шока»,
представленные в работах западных и российских ученых, таких как К. Оберг, С. Бокнер, З.И. Левин и др
При изучении заявленной темы особое внимание было уделено проблемам психологической и социальной адаптации студентов в вузе. Следует отметить работы таких авторов, как Н.Б. Москвина Л.Г. Пак, В.Е. Утлик М.В. Логинов, Л.А. Лоуренько, М.В. Долгова, С.В. Смолюк, К.Г. Созаев Т.А. Власов М.Г. Семенов.
Формирование современного квалифицированного профессионала в профессиональной деятельности и активное усвоение студентом социальных норм и ценностей общества происходит в процессе социализации, где система образования является важным фактором. Особое внимание этому вопросу уделяется в исследованиях Л.Г. Пак, Н.А. Савотина, В.И. Филоненко.
Исаев Н.И. Олифирович О.А. Калимуллина в своих работах непосредственно рассматривает вопрос о роли кураторов в процессе адаптации к университетской жизни, роли и функциях социокультурной адаптации.
Также необходимо рассмотреть вопрос о толерантности и включении молодых специалистов в бесконфликтное сосуществование в обществе, способность обращаться с другими людьми независимо от их расы и национальности. Эта тема посвящена творчеству Л.Ю.Ачасова, Р.З. Хайлурину, Е.М. Демьянова. Эти авторы уделяют особое внимание межкультурной адаптации, выделяя основные социально-психологические характеристики данного типа адаптации, а также дают описание психологического портрета иностранных студентов.
Сегодня в вузах России количество иностранных студентов растет. В связи с этим возникает вопрос, как эффективнее адаптировать их к жизни и учебе в нашей стране, с какими проблемами они сталкиваются в процессе адаптации. О.А. Лебедев Ю.И. Скопина И.А. Поздняков, Б. Б. Степанова, И. А. Гребенникова, где исследователи не только рассматривают факторы, которые положительно и отрицательно влияют на процесс адаптации студентов из других стран, но и предлагают рекомендации по решению проблем социальной адаптации иностранных студентов.
Исходная база исследования состоит из различных документов и информационных ресурсов, которые можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся источники информации, относящиеся к законодательной части работы с иностранными гражданами: Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В работе использовалась синтетическая стратегия исследования. Были задействованы методы анализа документов, анкетирования и интервью с сотрудниками подразделений КФУ (Подготовительное отделение, отдел адаптации иностранного студента, Центр социальной работы КФУ, Учебные отделы научно-образовательных институтов КФУ, которые ведут прямую работу с иностранными студентами).
В ходе исследования была проанализирована концепция адаптации и изучена система социокультурной адаптации иностранных студентов в КФУ.
Можно сказать, что социокультурная адаптация является довольно сложным многосторонним процессом, он имеет различные формы и определенные барьеры, что следует преодолеть, это облегчит иностранным студентам обучение в высших учебных заведениях, достигать значительных академических результатов и в последующей профессиональной деятельности.
В процессе адаптации принимают участие множество сторон - учителя, репетиторы, кураторы, студенты принимающей страны, отдельные подразделения, которые специализируются на адаптации иностранных студентов, государственных службах и т. д. Все они имеют важное влияние на социокультурную адаптацию иностранных студентов. Для успешной адаптации все стороны должны принимать во внимание множество факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации, и совместно вырабатывать решения возникающих проблем.
Начало обучения в Университете будут сопровождаться большими изменениями в образе жизни молодых людей, с того дня как у них возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям, менять место жительства, жить вдали от семьи, самостоятельно, в общежитии или на съемной квартире. Это большое испытание для студентов, первокурсники обязаны быть крайне самостоятельными, постараться войти и утвердится в новой социокультурной среде.
Тревожность - это сравнительно устойчивая характеристика личности, определяющая подверженность воспринимать достаточно большой круг ситуаций как угрожающие и качестве реакции на них, как правило, вызывать чувство беспокойства, тревоги.
По показателю «уровня тревожности» иностранные студенты Казанского федерального университета характеризуется как обладающие повышенными адаптивными способностями, т.е. в институте в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов имеют высокий показатель принятия себя и других, эмоциональный комфорт, доминирование. Уровень тревожности у респондентов соответствуют статистической норме.
Существует взаимосвязь между социокультурной адаптацией и тревожностью иностранных студентов. На основе полученных результатах можно сделать вывод, что гипотеза о том, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности выражен низкий уровень показателей социокультурной адаптации, подтвердилась полностью.
Особенности адаптации иностранных студентов определяются целым комплексом факторов (физиологических, социальных, психологических, профессиональных), среди которых, по данным субъективных отчетов, наибольшее неблагоприятное влияние оказывают физиологические и социально-психологические факторы, создающие для данного контингента ситуацию, близкую к экстремальной.
Иностранные студенты крайне заинтересованы в усвоение социокультурных норм. Культуру и традиции иностранные студенты усваивают с помощью культурно-массовых мероприятий в КФУ и в городе, через общение с другими студентами и помощи отделов адаптации. Следует отметить, что иностранные студенты не только усваивают новые культуру, нормы и традиции, но и чтят свою культуру.
Приспособление к бытовым условиям у иностранных студентов проблем не вызвало. Общежитие иностранные студенты считают комфортным. Помимо комфортных бытовых условий, общежитие дает возможность близкого контакта со студентами не только родных стран, но и иногородними студентами.
Иностранные студенты испытывают трудности с самоподготовкой к учебному процессу. Стоит отметить, что не только уровень владения языком оказывает влияние на качество подготовки. Особую трудность вызывает понимание материала и системы оценивания. Тревожное состояние студентов вызывают: непонимание лекций преподавателей, публичные выступления на семинарах.
Проведенное исследование позволило не только определить уровень социокультурной адаптации иностранных студентов КФУ, но и раскрыть основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе социокультурной адаптации на всей территории России и КФУ. Поэтому необходимо эффективно организовать систему адаптации иностранных студентов, которая поможет повысить эффективность обучения, студенты получат ожидаемые компетенции в полном объеме и улучшат результаты обучения, что, в свою очередь, поможет привлечь больше иностранных студентов и укрепить имидж в мировом научнообразовательном сообществе.
Для этого вы можете использовать разработанную анкету и рекомендации, основанные на результатах опросов студентов и опросов сотрудников КФУ, работающих непосредственно с иностранными студентами.
Можно сказать, что социокультурная адаптация является довольно сложным многосторонним процессом, он имеет различные формы и определенные барьеры, что следует преодолеть, это облегчит иностранным студентам обучение в высших учебных заведениях, достигать значительных академических результатов и в последующей профессиональной деятельности.
В процессе адаптации принимают участие множество сторон - учителя, репетиторы, кураторы, студенты принимающей страны, отдельные подразделения, которые специализируются на адаптации иностранных студентов, государственных службах и т. д. Все они имеют важное влияние на социокультурную адаптацию иностранных студентов. Для успешной адаптации все стороны должны принимать во внимание множество факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации, и совместно вырабатывать решения возникающих проблем.
Начало обучения в Университете будут сопровождаться большими изменениями в образе жизни молодых людей, с того дня как у них возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям, менять место жительства, жить вдали от семьи, самостоятельно, в общежитии или на съемной квартире. Это большое испытание для студентов, первокурсники обязаны быть крайне самостоятельными, постараться войти и утвердится в новой социокультурной среде.
Тревожность - это сравнительно устойчивая характеристика личности, определяющая подверженность воспринимать достаточно большой круг ситуаций как угрожающие и качестве реакции на них, как правило, вызывать чувство беспокойства, тревоги.
По показателю «уровня тревожности» иностранные студенты Казанского федерального университета характеризуется как обладающие повышенными адаптивными способностями, т.е. в институте в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов имеют высокий показатель принятия себя и других, эмоциональный комфорт, доминирование. Уровень тревожности у респондентов соответствуют статистической норме.
Существует взаимосвязь между социокультурной адаптацией и тревожностью иностранных студентов. На основе полученных результатах можно сделать вывод, что гипотеза о том, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности выражен низкий уровень показателей социокультурной адаптации, подтвердилась полностью.
Особенности адаптации иностранных студентов определяются целым комплексом факторов (физиологических, социальных, психологических, профессиональных), среди которых, по данным субъективных отчетов, наибольшее неблагоприятное влияние оказывают физиологические и социально-психологические факторы, создающие для данного контингента ситуацию, близкую к экстремальной.
Иностранные студенты крайне заинтересованы в усвоение социокультурных норм. Культуру и традиции иностранные студенты усваивают с помощью культурно-массовых мероприятий в КФУ и в городе, через общение с другими студентами и помощи отделов адаптации. Следует отметить, что иностранные студенты не только усваивают новые культуру, нормы и традиции, но и чтят свою культуру.
Приспособление к бытовым условиям у иностранных студентов проблем не вызвало. Общежитие иностранные студенты считают комфортным. Помимо комфортных бытовых условий, общежитие дает возможность близкого контакта со студентами не только родных стран, но и иногородними студентами.
Иностранные студенты испытывают трудности с самоподготовкой к учебному процессу. Стоит отметить, что не только уровень владения языком оказывает влияние на качество подготовки. Особую трудность вызывает понимание материала и системы оценивания. Тревожное состояние студентов вызывают: непонимание лекций преподавателей, публичные выступления на семинарах.
Проведенное исследование позволило не только определить уровень социокультурной адаптации иностранных студентов КФУ, но и раскрыть основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе социокультурной адаптации на всей территории России и КФУ. Поэтому необходимо эффективно организовать систему адаптации иностранных студентов, которая поможет повысить эффективность обучения, студенты получат ожидаемые компетенции в полном объеме и улучшат результаты обучения, что, в свою очередь, поможет привлечь больше иностранных студентов и укрепить имидж в мировом научнообразовательном сообществе.
Для этого вы можете использовать разработанную анкету и рекомендации, основанные на результатах опросов студентов и опросов сотрудников КФУ, работающих непосредственно с иностранными студентами.
Подобные работы
- Кросс-культурная адаптация китайских учащихся в России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2022 - Квест-технология как средство лингвосоциокультурной адаптации иностранных студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Образ и стиль жизни китайских и корейских студентов в Санкт-Петербурге
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социально-психологической адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Социокультурная адаптация иностранных студентов в современном мегаполисе (на примере г. Екатеринбурга)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСА ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



