Взаимосвязь культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников
|
Введение
Глава 1. Психология становления творческого мышления дошкольника
в условиях его социализации 7
1.1 Психология дошкольного возраста и особенности социальной ситуации развития дошкольника 7
1.2 Развитие творческого мышления в раннем онтогенезе
1.3 Культурная конгруэнтность дошкольника как показатель его личностного
и социального развития
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников 24
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 24
2.2 Методы исследования творческого мышления дошкольников
2.3 Методика исследования культурной конгруэнтности
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников.
3.1 Результаты исследования творческого мышления дошкольников 42
3.2 Результаты исследования культурной конгруэнтности 55
3.3 Результаты исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и
творческого мышления дошкольников 61
Список литературы 72
Приложения
Глава 1. Психология становления творческого мышления дошкольника
в условиях его социализации 7
1.1 Психология дошкольного возраста и особенности социальной ситуации развития дошкольника 7
1.2 Развитие творческого мышления в раннем онтогенезе
1.3 Культурная конгруэнтность дошкольника как показатель его личностного
и социального развития
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников 24
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 24
2.2 Методы исследования творческого мышления дошкольников
2.3 Методика исследования культурной конгруэнтности
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников.
3.1 Результаты исследования творческого мышления дошкольников 42
3.2 Результаты исследования культурной конгруэнтности 55
3.3 Результаты исследования взаимосвязи культурной конгруэнтности и
творческого мышления дошкольников 61
Список литературы 72
Приложения
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной психологии и педагогике и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. В наше время очень востребованы творческие личности - специалисты, которые могут изобрести что-то новое и интересное. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность — качества, которые основываются на базе детского творчества.
На сегодняшний день перед воспитателями и родителями стоит большая задача: развитие потребности в творчестве, любознательности, инициативности, самостоятельности, мотивацию в достижении успеха.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.
Важную роль в развитии творческого мышления в дошкольном возрасте играет воспитание ребенка. Воспитание личности в культуре есть формирование творческого потенциала ребенка, основанного на способности к критическому анализу и рефлексии. Основными субъектами взаимодействия в нормативной ситуации являются ребенок и взрослый. Взрослый играет большую роль в жизни дошкольника. Именно он транслирует определенные правила. Человек, взаимодействуя с культурой, вступает в определенные отношения с правилом, позиционируемым ему культурой. Становится чрезвычайно важным изучение формирования механизмов взаимодействия человека с правилом в период детства. Чем более ребёнок способен подчинить свое поведение культурным правилам, тем более конгруэнтным культуре он выступает в социальном взаимодействии.
В области дошкольного образования вопросы творчества и его развитие исследовали такие педагоги и психологи как Выготский Л.С., Григорьева Г.Г., Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С. и др. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Культурную конгруэнтность исследовали такие психологи как Баянова Л.Ф, Мустафин Т.Р., Цивильская Е.А., Попова Р.Р. Однако исследование взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления в дошкольном возрасте в психолого-педагогической области не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что есть возможность применения полученных результатов психологами, педагогами и родителями в развитии творческого мышления. Организация поведения ребенка относительно инвариантных правил, типичных для дошкольного возраста, может стать условием поддержки его творческого начала.
Объект исследования: творческое мышление дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Цель исследования: выявить взаимосвязи между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Основная гипотеза исследования:
Существует связь между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Частные гипотезы:
1. Чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже показатели творческого мышления.
2. Взаимосвязь между культурной конгруэнтностью и разными компонентами творческого мышления выражена в разной степени.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по: изучению творческого мышления в дошкольном возрасте и изучению культурной конгруэнтности у дошкольников.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие взаимосвязи между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Методы и методики исследования: метод наблюдения, диагностика с использованием следующих методик:
• Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации»;
• Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур»;
• Синельников В., Кудрявцев В. «Солнце в комнате»;
• Туник Е.Е. Батарея тестов «Творческое мышление».
Математические методы обработки данных: описательная
статистика, корреляционный анализ.
Выборка: Исследование взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №113 комбинированного вида» Советского района города Казани. В исследовании участвовало 100 человек. Из них 50 детей и 50 родителей, от каждого дошкольника по одному родителю. Возраст испытуемых 6-7 лет. Всего было 21 мальчик и 29 девочек. Средний возраст дошкольников 6 лет. Родители дошкольников, также участвующие в исследовании и отвечающие на вопросы, - преимущественно матери. Средний возраст родителей 30 лет.
На сегодняшний день перед воспитателями и родителями стоит большая задача: развитие потребности в творчестве, любознательности, инициативности, самостоятельности, мотивацию в достижении успеха.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.
Важную роль в развитии творческого мышления в дошкольном возрасте играет воспитание ребенка. Воспитание личности в культуре есть формирование творческого потенциала ребенка, основанного на способности к критическому анализу и рефлексии. Основными субъектами взаимодействия в нормативной ситуации являются ребенок и взрослый. Взрослый играет большую роль в жизни дошкольника. Именно он транслирует определенные правила. Человек, взаимодействуя с культурой, вступает в определенные отношения с правилом, позиционируемым ему культурой. Становится чрезвычайно важным изучение формирования механизмов взаимодействия человека с правилом в период детства. Чем более ребёнок способен подчинить свое поведение культурным правилам, тем более конгруэнтным культуре он выступает в социальном взаимодействии.
В области дошкольного образования вопросы творчества и его развитие исследовали такие педагоги и психологи как Выготский Л.С., Григорьева Г.Г., Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С. и др. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Культурную конгруэнтность исследовали такие психологи как Баянова Л.Ф, Мустафин Т.Р., Цивильская Е.А., Попова Р.Р. Однако исследование взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления в дошкольном возрасте в психолого-педагогической области не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что есть возможность применения полученных результатов психологами, педагогами и родителями в развитии творческого мышления. Организация поведения ребенка относительно инвариантных правил, типичных для дошкольного возраста, может стать условием поддержки его творческого начала.
Объект исследования: творческое мышление дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Цель исследования: выявить взаимосвязи между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Основная гипотеза исследования:
Существует связь между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Частные гипотезы:
1. Чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже показатели творческого мышления.
2. Взаимосвязь между культурной конгруэнтностью и разными компонентами творческого мышления выражена в разной степени.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по: изучению творческого мышления в дошкольном возрасте и изучению культурной конгруэнтности у дошкольников.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие взаимосвязи между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Методы и методики исследования: метод наблюдения, диагностика с использованием следующих методик:
• Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации»;
• Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур»;
• Синельников В., Кудрявцев В. «Солнце в комнате»;
• Туник Е.Е. Батарея тестов «Творческое мышление».
Математические методы обработки данных: описательная
статистика, корреляционный анализ.
Выборка: Исследование взаимосвязи культурной конгруэнтности и творческого мышления дошкольников проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №113 комбинированного вида» Советского района города Казани. В исследовании участвовало 100 человек. Из них 50 детей и 50 родителей, от каждого дошкольника по одному родителю. Возраст испытуемых 6-7 лет. Всего было 21 мальчик и 29 девочек. Средний возраст дошкольников 6 лет. Родители дошкольников, также участвующие в исследовании и отвечающие на вопросы, - преимущественно матери. Средний возраст родителей 30 лет.
Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников.
Исходя из всей проделанной работы можно сформулировать следующие выводы. Проведя программу исследования творческого мышления, было выявлено, что общий уровень творческого мышления у дошкольников в исследованной группе - невысокий. Образное творческое мышление развито лучше, вербальное творческое мышление - в меньшей степени.
Уровень воображения и креативности у мальчиков выше, чем у девочек. Но, оба показателя, в целом находятся на среднем уровне у обследуемой группы.
Проведя сбор эмпирических данных, обработав результаты и используя на протяжении всего исследования метод наблюдения, получили следующие результаты: самый высокий показатель по шкале «Безопасность», так как родители боятся за жизнь своих детей, больше внимания уделяют тому, чтобы ребенок усвоил правила, касающиеся его безопасности: не играл с опасными вещами, не убегал далеко, не разговаривал с незнакомыми людьми, был осторожным и другие.
Самый низкий из данных показателей - «Самоконтроль», так как дети в дошкольном возрасте еще поддаются своей импульсивности и не способны до конца сдерживать свои эмоции. Но дошкольники стараются быть внимательными и доводить дела до конца. Поэтому, если брать в целом, то данный показатель является средним, но он ниже, чем все остальные.
У обследуемой группы преобладает высокий уровень культурной конгруэнтности. Если рассматривать отдельно мальчиков и девочек, то у мальчиков преобладает средний уровень культурной конгруэнтности, у девочек - высокий уровень.
Проведя исследование и обработав эмпирические данные, нами было выявлено, что между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением у дошкольников - обратная пропорциональная связь. То есть, чем выше уровень культурной конгруэнтности, тем ниже развито творческое мышление у дошкольников.
Проведя методики, выявляющие уровень воображения и креативности, мы определили, что их уровень у обследуемой группы - невысокий. Также, было выявлено, что у большинства мальчиков уровень воображения и креативности немного выше, чем у девочек.
Проведя методику, выявляющую уровень культурной конгруэнтности, мы определили, что уровень у обследуемой группы - высокий. Также, было выявлено, что у большинства мальчиков уровень культурной конгруэнтности ниже, чем у девочек.
Исходя из полученных нами ранее данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждается, а именно: существует связь между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников: чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже творческое мышление.
Это можно объяснить следующим: чем выше у дошкольника уровень культурной конгруэнтности, тем больше он подчиняется правилам в нормативной ситуации. Взрослый, диктуя правила и требуя их выполнения, помещает ребенка в жесткие рамки, вытесняя тем самым индивидуальность ребенка, его творческие возможности.
Проведя исследование и обработав эмпирические данные, нами было выявлено, что взаимосвязи между уровнем культурной конгруэнтности и компонентами творческого мышления выражены в разной степени.
По результатам корреляционного анализа было выявлено, что существуют достоверные обратные связи между показателями культурной конгруэнтности и компонентами образного творческого мышления. То есть, чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже в меньшей степени образное творческое мышление. Так же по результатам корреляционного анализа было выявлено, что существуют достоверные обратные связи между показателями культурной конгруэнтности и компонентами вербального творческого мышления. То есть, чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже в большей степени вербальное творческое мышление. Это связано с тем, что образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте.
Обработав полученные данные методом корреляционного анализа, мы получили обратные взаимосвязи между уровнем культурной конгруэнтности и творческим мышлением, которые проявлялись в разной степени, в зависимости от компонентов творческого мышления. Исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что основная и частные гипотезы подтвердились.
Исходя из всей проделанной работы можно сформулировать следующие выводы. Проведя программу исследования творческого мышления, было выявлено, что общий уровень творческого мышления у дошкольников в исследованной группе - невысокий. Образное творческое мышление развито лучше, вербальное творческое мышление - в меньшей степени.
Уровень воображения и креативности у мальчиков выше, чем у девочек. Но, оба показателя, в целом находятся на среднем уровне у обследуемой группы.
Проведя сбор эмпирических данных, обработав результаты и используя на протяжении всего исследования метод наблюдения, получили следующие результаты: самый высокий показатель по шкале «Безопасность», так как родители боятся за жизнь своих детей, больше внимания уделяют тому, чтобы ребенок усвоил правила, касающиеся его безопасности: не играл с опасными вещами, не убегал далеко, не разговаривал с незнакомыми людьми, был осторожным и другие.
Самый низкий из данных показателей - «Самоконтроль», так как дети в дошкольном возрасте еще поддаются своей импульсивности и не способны до конца сдерживать свои эмоции. Но дошкольники стараются быть внимательными и доводить дела до конца. Поэтому, если брать в целом, то данный показатель является средним, но он ниже, чем все остальные.
У обследуемой группы преобладает высокий уровень культурной конгруэнтности. Если рассматривать отдельно мальчиков и девочек, то у мальчиков преобладает средний уровень культурной конгруэнтности, у девочек - высокий уровень.
Проведя исследование и обработав эмпирические данные, нами было выявлено, что между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением у дошкольников - обратная пропорциональная связь. То есть, чем выше уровень культурной конгруэнтности, тем ниже развито творческое мышление у дошкольников.
Проведя методики, выявляющие уровень воображения и креативности, мы определили, что их уровень у обследуемой группы - невысокий. Также, было выявлено, что у большинства мальчиков уровень воображения и креативности немного выше, чем у девочек.
Проведя методику, выявляющую уровень культурной конгруэнтности, мы определили, что уровень у обследуемой группы - высокий. Также, было выявлено, что у большинства мальчиков уровень культурной конгруэнтности ниже, чем у девочек.
Исходя из полученных нами ранее данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждается, а именно: существует связь между культурной конгруэнтностью и творческим мышлением дошкольников: чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже творческое мышление.
Это можно объяснить следующим: чем выше у дошкольника уровень культурной конгруэнтности, тем больше он подчиняется правилам в нормативной ситуации. Взрослый, диктуя правила и требуя их выполнения, помещает ребенка в жесткие рамки, вытесняя тем самым индивидуальность ребенка, его творческие возможности.
Проведя исследование и обработав эмпирические данные, нами было выявлено, что взаимосвязи между уровнем культурной конгруэнтности и компонентами творческого мышления выражены в разной степени.
По результатам корреляционного анализа было выявлено, что существуют достоверные обратные связи между показателями культурной конгруэнтности и компонентами образного творческого мышления. То есть, чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже в меньшей степени образное творческое мышление. Так же по результатам корреляционного анализа было выявлено, что существуют достоверные обратные связи между показателями культурной конгруэнтности и компонентами вербального творческого мышления. То есть, чем выше культурная конгруэнтность, тем ниже в большей степени вербальное творческое мышление. Это связано с тем, что образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте.
Обработав полученные данные методом корреляционного анализа, мы получили обратные взаимосвязи между уровнем культурной конгруэнтности и творческим мышлением, которые проявлялись в разной степени, в зависимости от компонентов творческого мышления. Исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что основная и частные гипотезы подтвердились.



