СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФИЛИАЛЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ» В Г. КАЗАНИ
|
Введение 3
1. Теоретико-методические и правовые аспекты управления государственными
закупками 7
1.1. Содержание важнейших понятий 7
1.2. Характеристика основных моделей управления государственными
закупками 14
1.3. Новации в сфере государственных закупок 22
2. Анализ современных проблем управления государственными закупками в
межрегиональном филиале федерального казенного учреждения «центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Казани 38
2.1. Общая характеристика организации 38
2.2. Исследование системы управления государственными закупками 50
2.3. Моделирование и оценка бизнес-процессов управления закупками 60
3. Предлагаемые направления совершенствования управления
государственными закупками 73
3.1. Совершенствование процессов планирования 73
3.2. Формирование системы ключевых показателей эффективности 86
3.3. Оптимизация бизнес-процессов с использованием цифровых технологий 91
Заключение 100
Список использованных источников 104
Приложения
1. Теоретико-методические и правовые аспекты управления государственными
закупками 7
1.1. Содержание важнейших понятий 7
1.2. Характеристика основных моделей управления государственными
закупками 14
1.3. Новации в сфере государственных закупок 22
2. Анализ современных проблем управления государственными закупками в
межрегиональном филиале федерального казенного учреждения «центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Казани 38
2.1. Общая характеристика организации 38
2.2. Исследование системы управления государственными закупками 50
2.3. Моделирование и оценка бизнес-процессов управления закупками 60
3. Предлагаемые направления совершенствования управления
государственными закупками 73
3.1. Совершенствование процессов планирования 73
3.2. Формирование системы ключевых показателей эффективности 86
3.3. Оптимизация бизнес-процессов с использованием цифровых технологий 91
Заключение 100
Список использованных источников 104
Приложения
Важную роль в регулировании экономики страны играет бюджетная система. Как всем нам известно, бюджет любой современной страны состоит из доходной и расходных частей. Закупки государства составляют расходную часть бюджета. В последние годы интерес к ним очень возрастает. Экономика эффективно управляется с помощью системы государственных закупок, которая позволяет осуществлять надежность функционирования государственных и муниципальных органов, поддерживать российских производителей, членов Европейского экономического союза, общества инвалидов, сектора малого бизнеса. Состояние экономики и социальной сферы на прямую зависит от повышения эффективности закупок, особенно в настоящее время, когда экономика России развивается в условиях санкций.
Общественно значимые цели государственных заказов формируются на принципах конкуренции, открытости, подотчетности, объективности, эффективности, экономии, профессионализма и в аналогии нормам этики.
В настоящее время большинство механизмов регулирования контрактной системы в реалиях российской действительности являются неэффективными в связи с недостатками Федеральной контрактной системы США, на основе которой и была разработана ФКС Российской Федерации, разросшихся в результате неучтенного фактора российского менталитета при её внедрении [24, С.43-47]. Это в совокупности со сложностями, возникшими в результате вступления Российской Федерации в ВТО, очередного витка экономического кризиса и внешнеполитических обострений, вызывает необходимость в проведении теоретического и практического анализа всех элементов института федеральной контрактной системы и механизмов его регулирования, а также выработки новых моделей совершенствования отдельных элементов контрактной системы и их совокупности как единой эффективно функционирующей системы [14, с. 45].
Впервые важность представления о сущности контрактных отношений для экономики государства сформулировал представитель школы меркантилизма Томас Ман. Экономист утверждал, что контрактные отношения торговца должны быть качественными в отношении формы и условий контракта, чтобы приносить пользу государству, в противном случае прибыль торговца может превратиться во вред государству.
Позже вопросы контрактных отношений также рассматривались представителями классической экономической теории, кейнсианского направления, неоинститутционализма. Так, американский экономист Рональд Коуз суть контрактных отношений сводил к понятию «транзакционные издержки», Уильямсон Оливер определил контракт как некую экономическую сущность, которая позволяет экономическим агентам действовать эффективно.
Изучению современных проблем контрактной системы посвящены труды многих экономистов, среди которых следует выделить работы российских ученных В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Д.Н. Бахрах, Я.И. Кузьминова, Е.Г. Комиссарова, А.П. Патрона, Ю.В. Росляка, А.С. Ротенберг, Д.А. Рубвальтера, И.И. Смотрицкой, В.А., Федоровича Я.И., Л.И. Шевченко, А.В. Яровой, которые определяют основы и принципы функционирования современной контрактной системы. В зарубежной литературе проблемам контрактной системы свои работы посвятили Э. Аткинсона, Д. Норта, М. Олсона, Дж. Стиглица, Г. Ходжсона и другие.
Тем не менее, несмотря на большое наличие научных трудов как отечественных, так и зарубежных экономистов, посвященных проблемам современной контрактной системы и путям повышения эффективности её функционирования, в настоящий момент в существующих работах отсутствует качественно разработанная целостная модель реализации государственных закупок, затрагивающая региональную составляющую контрактной системы в разрезе различных способов управления, в частности организационно - распорядительных как ключевых в данном процессе [28, С. 12].
Научная новизна исследования состоит в адаптировании метода АВС- XYZ анализа, позволяющий оптимизировать процесс планирования государственных закупок в отделе материально-технического обеспечения. Также предложена новая модель проведения государственных закупок с использованием технологии блокчейн.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование может служить методической основой для планирования государственных закупок. Кроме того, предложенная система ключевых показателей увеличит качество принимаемых управленческих решений. Актуальность исследуемой проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность теоретических и методических подходов к оптимизации закупочной деятельности определили выбор темы исследования, постановку цели и формулировку задач.
Целью данной выпускной квалификационной работы является совершенствование процессов управления закупками в Межрегиональном филиале Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Казани. Реализация цели исследования требует постановки и решения следующих задач:
- исследовать теоретические и правовые аспекты развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- проанализировать эффективность организации осуществления закупочных процедур в МФ ФКУ «ЦОКР» в г. Казани;
- разработать рекомендации по совершенствованию процессов управления закупками
Объект магистерской работы представляет собой система государственных закупок в Межрегиональном филиале ФКУ «ЦОКР» в г. Казани». Предметом настоящего исследования является процессы управления государственными закупками.
Методологической основой для написания работы послужили методы АВС и XYZ анализа. В качестве методического инструментария применялись статистический анализ, логический анализ, метод экспертных оценок, методы сравнения, группировки и моделирования. В работе определена экономия от внедрения предложенных методов, что и доказывает необходимость внедрения проекта.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические, методологические и правовые аспекты государственных закупок и применения новых технологий в ней. Во второй главе проведен анализ закупочной деятельности, бизнес-процессов организации и выявлены существующие проблемы. В третьей главе предложены меры по совершенствованию процессов по управлению государственными закупками.
Общественно значимые цели государственных заказов формируются на принципах конкуренции, открытости, подотчетности, объективности, эффективности, экономии, профессионализма и в аналогии нормам этики.
В настоящее время большинство механизмов регулирования контрактной системы в реалиях российской действительности являются неэффективными в связи с недостатками Федеральной контрактной системы США, на основе которой и была разработана ФКС Российской Федерации, разросшихся в результате неучтенного фактора российского менталитета при её внедрении [24, С.43-47]. Это в совокупности со сложностями, возникшими в результате вступления Российской Федерации в ВТО, очередного витка экономического кризиса и внешнеполитических обострений, вызывает необходимость в проведении теоретического и практического анализа всех элементов института федеральной контрактной системы и механизмов его регулирования, а также выработки новых моделей совершенствования отдельных элементов контрактной системы и их совокупности как единой эффективно функционирующей системы [14, с. 45].
Впервые важность представления о сущности контрактных отношений для экономики государства сформулировал представитель школы меркантилизма Томас Ман. Экономист утверждал, что контрактные отношения торговца должны быть качественными в отношении формы и условий контракта, чтобы приносить пользу государству, в противном случае прибыль торговца может превратиться во вред государству.
Позже вопросы контрактных отношений также рассматривались представителями классической экономической теории, кейнсианского направления, неоинститутционализма. Так, американский экономист Рональд Коуз суть контрактных отношений сводил к понятию «транзакционные издержки», Уильямсон Оливер определил контракт как некую экономическую сущность, которая позволяет экономическим агентам действовать эффективно.
Изучению современных проблем контрактной системы посвящены труды многих экономистов, среди которых следует выделить работы российских ученных В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Д.Н. Бахрах, Я.И. Кузьминова, Е.Г. Комиссарова, А.П. Патрона, Ю.В. Росляка, А.С. Ротенберг, Д.А. Рубвальтера, И.И. Смотрицкой, В.А., Федоровича Я.И., Л.И. Шевченко, А.В. Яровой, которые определяют основы и принципы функционирования современной контрактной системы. В зарубежной литературе проблемам контрактной системы свои работы посвятили Э. Аткинсона, Д. Норта, М. Олсона, Дж. Стиглица, Г. Ходжсона и другие.
Тем не менее, несмотря на большое наличие научных трудов как отечественных, так и зарубежных экономистов, посвященных проблемам современной контрактной системы и путям повышения эффективности её функционирования, в настоящий момент в существующих работах отсутствует качественно разработанная целостная модель реализации государственных закупок, затрагивающая региональную составляющую контрактной системы в разрезе различных способов управления, в частности организационно - распорядительных как ключевых в данном процессе [28, С. 12].
Научная новизна исследования состоит в адаптировании метода АВС- XYZ анализа, позволяющий оптимизировать процесс планирования государственных закупок в отделе материально-технического обеспечения. Также предложена новая модель проведения государственных закупок с использованием технологии блокчейн.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование может служить методической основой для планирования государственных закупок. Кроме того, предложенная система ключевых показателей увеличит качество принимаемых управленческих решений. Актуальность исследуемой проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность теоретических и методических подходов к оптимизации закупочной деятельности определили выбор темы исследования, постановку цели и формулировку задач.
Целью данной выпускной квалификационной работы является совершенствование процессов управления закупками в Межрегиональном филиале Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Казани. Реализация цели исследования требует постановки и решения следующих задач:
- исследовать теоретические и правовые аспекты развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- проанализировать эффективность организации осуществления закупочных процедур в МФ ФКУ «ЦОКР» в г. Казани;
- разработать рекомендации по совершенствованию процессов управления закупками
Объект магистерской работы представляет собой система государственных закупок в Межрегиональном филиале ФКУ «ЦОКР» в г. Казани». Предметом настоящего исследования является процессы управления государственными закупками.
Методологической основой для написания работы послужили методы АВС и XYZ анализа. В качестве методического инструментария применялись статистический анализ, логический анализ, метод экспертных оценок, методы сравнения, группировки и моделирования. В работе определена экономия от внедрения предложенных методов, что и доказывает необходимость внедрения проекта.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические, методологические и правовые аспекты государственных закупок и применения новых технологий в ней. Во второй главе проведен анализ закупочной деятельности, бизнес-процессов организации и выявлены существующие проблемы. В третьей главе предложены меры по совершенствованию процессов по управлению государственными закупками.
В современной экономике смешанного типа государство помимо управляющего института в рыночных отношениях выступает важнейшим субъектом рыночных отношений. Основу экономической роли государства в рыночной экономике составляют государственные и муниципальные финансы, которые в свою очередь являются одной из основных сфер финансовых отношений. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы для решения масштабных социально-экономических задач и осуществления собственной деятельности. В процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов государство и органы местного самоуправления осуществляют государственные расходы. Такие расходы выступают финансовой основой формирования системы государственных заказов.
В рамках задач, заявленных в исследовании, в первой главе даны определения ключевых понятий, используемых в закупочной деятельности. Также в этой главе были рассмотрены основные тенденции государственных закупок - централизация и децентрализация. В России в настоящее время наблюдается тенденция к централизации закупочной деятельности, и этому есть причины. Одним из плюсов наделения лишь одного государственного органа полномочиями по размещению заказов для нужд других государственных и муниципальных органов является снижение коррупционной составляющей. Наладить контроль за деятельностью одного органа намного проще, чем контролировать работу целой системы заказчиков. Укрупнение заявок позволяет снизить требования к квалификации сотрудников
Вместе с этим, как отмечает К.В. Кузнецов, в развитых странах, напротив, наблюдается тенденция децентрализации закупок. Однако данный опыт приводит к положительным результатам лишь при относительно невысоком уровне коррупции.
Децентрализованная модель более затратная, и в то же время гибкая и динамичная. Позволяет более быстро обнаружить потребность и средства для её удовлетворения. Например, когда дело касается точечной закупки инновационных товаров или в чрезвычайных ситуациях, когда нужно быстро реагировать. Децентрализованная модель может быть полезна для бюджетных организаций, которые имеют полномочия для расходования бюджетных средств, и собственных закупщиков. Преимуществом является и факт более точного удовлетворения потребностей Заказчика, отсутствие коррупции в крупных масштабах.
К недостаткам данной модели можно отнести следующие:
- отсутствие единого метода к организации процедур;
-отсутствие прозрачности из-за децентрализации информации;
- необоснованное большое количество специалистов, занимающихся закупкой;
-вероятность сговора возрастает;
-рост количества нарушений;
-отсутствие условий для объединения закупок и как следствие более эффективного проведения процедур;
- различные типы форм документов у различных заказчиков может привести к непониманию среди участников закупок.
Централизованная модель, обеспечивающая низкие цены за счет крупнооптовых закупок, менее мобильна и не всегда учитывает все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Одним из показателей является стандартизация номенклатуры некоторых закупаемых товаров и услуг это облегчает систематизацию, обработку информации о потребностях региональных и местных заказчиков, сбор товара. Профессиональный подход квалифицированных специалистов, имеющих специализированную подготовку и регулярное повышение квалификации, влияет на повышение качества документации, точности и прозрачности, отчетности при проведении закупок.
К недостаткам централизованной модели можно отнести бюрократию, риск коррупции в крупном масштабе, замедление поставок товара.
Все это относится к организациям, которые построены на традиционной модели работы, когда документы оформлялись на бумажных носителях. В случаи же внедрения цифровых инструментов, в частности смарт контрактов, то и децентрализованная система позволяет уменьшить влияние человеческого фактора. Несмотря на перспективность направления, многие стороны использования блокчейн в государственных закупках остаётся неизученной. В частности, не исследован вопрос взаимодействия отделов при использовании технологии распределенного реестра.
В результате исследования теоретических и правовых аспектов развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг было выявлено недостаточная проработка проблем и их решений, возникающих в процессе закупочной деятельности.
Вторая глава исследования иллюстрирует эффективность работы существующей модели деятельности организации. Для начала была изучена организационная структура ФКУ «ЦОКР». Она представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько филиалов, который в свою очередь обеспечивают необходимыми товарами, работами и услугами территориальные отделы Федерального Казначейства России. Взаимодействие всех частей организации зависит от множества факторов, среди которых всегда есть что улучшить, оптимизировать. Объектом данного исследования был выбран его филиал в г. Казани.
Во второй главе была изучена его организационная структура, основные показатели эффективности, также был проведен анализ соответствия организации государственных закупок тем критериям, предъявляемым органами аудита в сфере государственных закупок.
Помимо этого, были выявлены проблемы такие как: выбор электронной площадки при осуществлении неконкурентных закупок. Например, рассматривается организация государственных закупок через единый агрегатор торговли «Березка». Выявлены три главных проблем, с которыми сталкивается заказчик, в лице администраторов закупки Филиала. Во-первых, отсутствие потенциальных поставщиков, во-вторых, невозможность регистрации некоторых поставщиков на площадке, и, в-третьих, отсутствие возможности формирования набора товаров. Было выделено еще одно важнейшее направление, которое на наш взгляд требует выявление новых способов, методов, которые позволят еще больше сэкономить каждый бюджетный рубль - это безусловно планирование. В параграфе 2.3. был произведен анализ бизнес-процессов по управлению государственными закупками и описаны процессы взаимодействия Филиала, территориальных отделов и ТОФК. Были выявлены проблемы в области автоматизации процессов взаимодействия и оптимизации документооборота с поставщиками.
Рекомендации по совершенствованию государственных закупок представлены в третьей главе. Любой процесс должен начинаться с планирования, не является исключением и закупочная деятельность. В этой главе рассматривается адаптированная методика ABC-XYZ-анализа для планирования закупочной деятельности. С помощью укрупнения выявленных категорий, в частности бумаги, было достигнуто увеличение экономии бюджетных средств с 4% до 12%.
Следующим пунктом предлагалось введение системы ключевых показателей, для увеличения производительности труда сотрудников, оценки необходимости новых или сокращение старых в зависимости от объемов поступающих заявок.
Последним пунктом предлагалась новая модель работы, которая бы упростила взаимодействие как внутри Филиала, так и вне - с его заказчиками, привлекло дополнительных поставщиков благодаря прозрачности процедур.
По итогам проведенного практического анализа сделаны выводы и предложены рекомендации. В результате теоретического и практического анализа обосновано значение применения инструментов и методов совершенствования закупочной деятельности.
В рамках задач, заявленных в исследовании, в первой главе даны определения ключевых понятий, используемых в закупочной деятельности. Также в этой главе были рассмотрены основные тенденции государственных закупок - централизация и децентрализация. В России в настоящее время наблюдается тенденция к централизации закупочной деятельности, и этому есть причины. Одним из плюсов наделения лишь одного государственного органа полномочиями по размещению заказов для нужд других государственных и муниципальных органов является снижение коррупционной составляющей. Наладить контроль за деятельностью одного органа намного проще, чем контролировать работу целой системы заказчиков. Укрупнение заявок позволяет снизить требования к квалификации сотрудников
Вместе с этим, как отмечает К.В. Кузнецов, в развитых странах, напротив, наблюдается тенденция децентрализации закупок. Однако данный опыт приводит к положительным результатам лишь при относительно невысоком уровне коррупции.
Децентрализованная модель более затратная, и в то же время гибкая и динамичная. Позволяет более быстро обнаружить потребность и средства для её удовлетворения. Например, когда дело касается точечной закупки инновационных товаров или в чрезвычайных ситуациях, когда нужно быстро реагировать. Децентрализованная модель может быть полезна для бюджетных организаций, которые имеют полномочия для расходования бюджетных средств, и собственных закупщиков. Преимуществом является и факт более точного удовлетворения потребностей Заказчика, отсутствие коррупции в крупных масштабах.
К недостаткам данной модели можно отнести следующие:
- отсутствие единого метода к организации процедур;
-отсутствие прозрачности из-за децентрализации информации;
- необоснованное большое количество специалистов, занимающихся закупкой;
-вероятность сговора возрастает;
-рост количества нарушений;
-отсутствие условий для объединения закупок и как следствие более эффективного проведения процедур;
- различные типы форм документов у различных заказчиков может привести к непониманию среди участников закупок.
Централизованная модель, обеспечивающая низкие цены за счет крупнооптовых закупок, менее мобильна и не всегда учитывает все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Одним из показателей является стандартизация номенклатуры некоторых закупаемых товаров и услуг это облегчает систематизацию, обработку информации о потребностях региональных и местных заказчиков, сбор товара. Профессиональный подход квалифицированных специалистов, имеющих специализированную подготовку и регулярное повышение квалификации, влияет на повышение качества документации, точности и прозрачности, отчетности при проведении закупок.
К недостаткам централизованной модели можно отнести бюрократию, риск коррупции в крупном масштабе, замедление поставок товара.
Все это относится к организациям, которые построены на традиционной модели работы, когда документы оформлялись на бумажных носителях. В случаи же внедрения цифровых инструментов, в частности смарт контрактов, то и децентрализованная система позволяет уменьшить влияние человеческого фактора. Несмотря на перспективность направления, многие стороны использования блокчейн в государственных закупках остаётся неизученной. В частности, не исследован вопрос взаимодействия отделов при использовании технологии распределенного реестра.
В результате исследования теоретических и правовых аспектов развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг было выявлено недостаточная проработка проблем и их решений, возникающих в процессе закупочной деятельности.
Вторая глава исследования иллюстрирует эффективность работы существующей модели деятельности организации. Для начала была изучена организационная структура ФКУ «ЦОКР». Она представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько филиалов, который в свою очередь обеспечивают необходимыми товарами, работами и услугами территориальные отделы Федерального Казначейства России. Взаимодействие всех частей организации зависит от множества факторов, среди которых всегда есть что улучшить, оптимизировать. Объектом данного исследования был выбран его филиал в г. Казани.
Во второй главе была изучена его организационная структура, основные показатели эффективности, также был проведен анализ соответствия организации государственных закупок тем критериям, предъявляемым органами аудита в сфере государственных закупок.
Помимо этого, были выявлены проблемы такие как: выбор электронной площадки при осуществлении неконкурентных закупок. Например, рассматривается организация государственных закупок через единый агрегатор торговли «Березка». Выявлены три главных проблем, с которыми сталкивается заказчик, в лице администраторов закупки Филиала. Во-первых, отсутствие потенциальных поставщиков, во-вторых, невозможность регистрации некоторых поставщиков на площадке, и, в-третьих, отсутствие возможности формирования набора товаров. Было выделено еще одно важнейшее направление, которое на наш взгляд требует выявление новых способов, методов, которые позволят еще больше сэкономить каждый бюджетный рубль - это безусловно планирование. В параграфе 2.3. был произведен анализ бизнес-процессов по управлению государственными закупками и описаны процессы взаимодействия Филиала, территориальных отделов и ТОФК. Были выявлены проблемы в области автоматизации процессов взаимодействия и оптимизации документооборота с поставщиками.
Рекомендации по совершенствованию государственных закупок представлены в третьей главе. Любой процесс должен начинаться с планирования, не является исключением и закупочная деятельность. В этой главе рассматривается адаптированная методика ABC-XYZ-анализа для планирования закупочной деятельности. С помощью укрупнения выявленных категорий, в частности бумаги, было достигнуто увеличение экономии бюджетных средств с 4% до 12%.
Следующим пунктом предлагалось введение системы ключевых показателей, для увеличения производительности труда сотрудников, оценки необходимости новых или сокращение старых в зависимости от объемов поступающих заявок.
Последним пунктом предлагалась новая модель работы, которая бы упростила взаимодействие как внутри Филиала, так и вне - с его заказчиками, привлекло дополнительных поставщиков благодаря прозрачности процедур.
По итогам проведенного практического анализа сделаны выводы и предложены рекомендации. В результате теоретического и практического анализа обосновано значение применения инструментов и методов совершенствования закупочной деятельности.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ ФИЛИАЛЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ» В Г. КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 10000 р. Год сдачи: 2019



