Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕАТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Работа №31067

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ развития креативности у школьников в системе школьного образования 6
1.1 Исследование креативности в современной психолого-педагогической науке 7
1.2 Особенности креативности детей младшего школьного возраста 12
1.3 Условия развития креативности детей младшего школьного возраста 17
Выводы по 1 главе 22
Глава 2 Эмпирическое исследование креативности младших школьников 23
2.1 Организация исследования. Описание методик 23
2.2 Результаты исследования 28
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список использованных источников Приложения


Актуальность исследования заключается в том, что развитие креативности является предпосылкой всестороннего развития личности детей. Творческая деятельность людей проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека. Современные условия общества требует от человека творческого подхода к каждой деятельности, которую он осуществляет, будь она научной или художественной. Особенно важно развивать креативность детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте закладывается основа творческого развития детей, которое в будущем может стать серьезным творческим увлечением. Развитие креативности детей необходимо осуществлять под целенаправленным обучающим воздействием.
В современном обществе остро встала социальная потребность в развитии творческих личностей. На основе чего, перед школой встала задача в развитии у школьников творческого мышления. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я» [6].
Креативные дети, в будущем смогут подстраиваться к постоянно меняющемуся и усложняющемуся обществу. Активные и креативные личности способны творчески и разносторонне подходить к решению различных проблем и задач. Поэтому, вопрос о развитии креативности детей весьма актуален. Креативность человека позволяет говорить о таких способностях человека, как оригинальный и творческий подход к решению задач из различных областей. Такие люди всесторонне развиты, их отличает широкий кругозор, заинтересованность, целенаправленность. Все те качества, которые позволяют полноценно развиваться личности.
Креативность является одной из интересных и мало изученных областей изучения личностного развития. Креативность представляет собой особенностью интеллектуального и личностного развития, определение позиции человека, те качества, которые позволяют человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределённости, неполноты исходных данных и отсутствия чёткого алгоритма решения проблем [31].
Творчество представляет собой деятельность, направленная на создание чего-то нового и необычного. Творческая деятельность предполагает наличие творческих способностей, которые необходимы, что бы осуществить созидательную деятельность. Развитие таких способностей осуществляется на основе обучающего воздействия. Также творчество воспитывает стремление к самообразованию, настойчивости. Субъектом творческой деятельности является творческая личность, обладающая творческими навыками и умениями. В свою же очередь творческая личность формируется и развивается в творчестве [43].
Система школьного обучения не содержит в себе специальные меры, направленные на развитие у детей креативности, продуктивного воображения. Проблема развития креативности у детей связно с тем, что педагоги не знают психологических особенностей развития креативности; отсутствие методического обеспечения для диагностики и развития креативности в образовательном процессе.
Младший школьный возраст является самым оптимальный возрастом для развития креативности. В этом возрасте совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, появляются личностные новообразования, формируется образ «Я». Поэтому, педагогам необходимо работу направить на развитие креативности. Использование креативного потенциала ребёнка позволит повысить эффективность его деятельности, успешность его обучения [15].
Методологические основы работы: Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Т.А. Ваулина, Л.А. Венгер, В.В. Зацепин, М.С. Гафитулин, Дж.Гилфорд, О.Б. Дарвиш, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, В.И. Ефремов, И.Г. Захарова, З.И. Калмыков, Ю.Е. Калугин, О.А. Карлова, Д.В. Колесов, В.В. Колодилов, Т.С. Комарова, В.А. Крутецкий, И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, И.Я. Лернер, Т. Любарт, А.А. Люблинская, А. Маслоу, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков, А.Э. Симановский, Е.О. Смирнова, Л.Ю. Субботина, Г.В. Терехова и другие.
Цель исследования: выявить возможности учета креативности детей младшего школьного возраста в педагогической деятельности учителя.
Объект исследования: креативность школьников
Предмет исследования: креативность школьника и ее учет в педагогической деятельности учителя.
Задачи исследования:
1. раскрыть теоретические аспекты и особенности развития креативности у младших школьников;
2. проанализировать психолого-педагогические условия развития креативности детей младшего школьного возраста;
3. выявить условия учета учителем креативности обучающихся в педагогической деятельности;
4. подобрать методики и провести диагностику уровня развития креативности;
5. провести анализ и интерпретацию результатов исследования учета креативности в педагогической деятельности учителя.
Гипотеза исследования: учет возможностей креативности позволяет создать условия для личностного роста и интеллектуального развития учеников младшего школьного возраста.
В работе применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: тестирование, наблюдение, беседа.
3. Математическая обработка данных по критерию %2- Пирсона.
Методики исследования:
- Тест Торренса;
- Тест «Круги» Э.Вартега;
- Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» А.М. Марковой;
- Анкетирование педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- было проведено эмпирическое исследование уровня развития креативности детей, подобранными методиками и тестами;
- результаты эмпирического исследования, и разработанные на ее основе рекомендации, могут быть использованы педагогами, а также студентами психолого-педагогических факультетов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1», Альметьевский район.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав; заключения; списка использованной литературы; приложений.
В 1 главе рассматриваются теоретические аспекты развития креативности у школьников в системе школьного образования, а именно: исследование креативности в современной психолого-педагогической науке; особенности креативности детей младшего школьного возраста; условия развития креативности детей младшего школьного возраста.
Во 2 главе рассматривается экспериментальное исследование креативности младших школьников: анализ и интерпретация результатов креативности школьников и ее учета в педагогической деятельности учителя
Выпускная квалификационная работа содержит три рисунка, два приложения. Список использованной литературы включает 49 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя осуществлялось в два этапа: теоретический анализ источников литературы и эмпирическое исследование развития креативности младших школьников. На основе проведенного теоретического анализа источников литературы по заявленной теме были получены следующие положения:
На сегодняшний день понятие креативность является одним из важнейших составляющих личностного развития учеников. Креативность является важным компонентом представителей всех профессий. Наличие креативность позволяет личности стать полноценным гражданином своей страны, находить ответы на различные вопросы, быть мобильными к постоянно меняющимся социальным условиям. Креативность является творческой способностью, которая позволяет преобразовывать мир, создавать разнообразные оригинальные идеи, предметы или явления.
В современных условиях общеобразовательной школы, не достаточное внимание уделяется развитию креативности учеников. Большинство педагогов направлены на развитие интеллектуальных способностей, в свою очередь, высоко развития креативность позволяет развивать у детей способность рассматривать одну проблемную ситуацию с различных сторон, что позволяет найти правильный способ ее решения. Развитие креативности зависит от средств и методов обучения и развития, в частности от личности педагогов и их профессиональной компетенции.
На первом этапе исследования был диагностирован педагогический стиль и уровень развития креативности у детей младшего школьного возраста. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сказать, что педагоги с эмоционально-методичным стилем полноценно реализуют на практике развитие креативности школьников, используют возможности такого урока для развития учеников. На основе полученных результатов исследования были выделены условия учета креативности в педагогической деятельности учителя, которые предполагают инновационный подход к организации и проведению уроков.
Для развития креативности младших школьников необходимо организовать урок на основе творческого подхода учителя. Учитель должен проявить уважительное отношение к личности каждого ученика, к возможностям детей высказать свое мнение. На уроках педагог должен позволить ученикам самостоятельно находить ответы на свои вопросы, проявлять инициативу в поиске средств и методов достижения поставленных целей.
Содержание урока должно быть направлено не только на развитие учебных умений и навыков, но также на формирование личностных качеств учеников. Самооценка учеников является фактором, который оказывает влияние на успешность обучения и воспитания детей. Поэтому, учитель должен повышать и укреплять самооценку детей.



1. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебно-воспитательной деятельности/Ю.К. Бабанский. 2018. - 331 с.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики/А.С. Белкин. - М.: Академия, 2010. - 378с.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству/Д.Б. Богоявленская. - М., 2018. - 256с.
4. Божович Л. И. Социальная ситуация развития ребенка/Л.И. Божович// Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб.: Питер, 2010. - 389с.
5. Ваулина Т.А. Развитие креативности в условиях современного европейского образования/Т.А. Ваулина// Психология обучения. - М., 2013. - №5.
5. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: Педагогика, 2013. - 296 с.
6. Возрастная и педагогическая психология/Сост. И. В. Дубровина, А. М Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 346 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 496 с.
8. Гафитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов/М.С. Гафитулин. - Фрунзе, 2009. - 254с.
9. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления/Дж.Гилфорд. - М., 2015. - 244 с.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш // под ред. В. Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 263 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/В.Н. Дружинин. - М., 2015. - 269с.
12. Дьяченко О. М. Психологическое развитие дошкольников/ О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М., 2014. - 365с.
13. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ/В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2011. - 167с.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании/И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
15. Калмыкова З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся/З.И. Калмыков. - М.: Издательство: Педагогика, 2015. - 132с.
16. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие/ Ю.Е. Калугин. - Челябинск, 2017. - 396 с.
17. Карлова О.А. Современные психолого-педагогические технологии развития креативности/О.А. Карлова// Психология обучения. - М., 2014. - № 4. - С. 22-35
18. Колесов Д.В. О психологии творчества/Д.В. Колесов// Психологический журнал. - М., 2012. № 6.
19. Колодилов В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки/В.В. Колодилов. - М., 2014, - 256 с.
20. Комарова Т. С. Школа творческого воспитания / Т. С. Комарова. М.: Зимородок: Карапуз, 2013. - 415 с.
21. Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2010. - 352 с.
22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология/И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2018. - 287с.
23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст/Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 2011. - 397с.
24. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/И.Я. Лернер. - М., 2015. - 356с.
25. Любарт Т. Психология креативности/Т. Любарт. - М., 2017. - 256с.
26. Люблинская А. А. Детская психология/А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2011. - 279 с.
27. Маслоу А. Мотивация и личность/А. Маслоу. - М., 2011. - 367с.
28. Матюшкин A. M. Мышление, обучение, творчество/А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во 11СИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 178с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество/В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 456 с.
30. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М., 2011. - 360с.
31. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/Я.А. Пономарев.
- М.: Педагогика, 2016. - 289с.
32. Савенков А.И. Методика исследовательского и проектного обучения школьников/А.И. Савенков. - М., 2011. - 267с.
33. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 276с.
34. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей/А.Э. Симановский. - М., 2017. - 218с.
35. Смирнова Е.О.. Детская психология/Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2008.- 366 с.
36. Субботина Л. Ю. Развития воображения у детей/Л.Ю. Субботина. - М., 2014. - 256с.
37. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2018. - 296 с.
38. Терехова Г.В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе/Г.В. Терехова. - Челябинск, 2012. - 278с.
39. Торренс Е.П. Психология творчества, креативности,
одаренности/[Режим доступа]: http ://iknigi. net/avtor-evgeniv-ilin/21681-
psihologiva-tvorchestva-kreativnosti-odarennosti-evgeniv-ilin/read/page-22.html
40. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности/В.П. Ушачев.- Магнитогорск, 2015. - 345с.
41. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования/М.А. Холодная. - Томск, 2016. - 278с.
42. Хуторской А.В. Современная дидактика/А.В. Хуторской. — СПб.: Питер,1. 2011. - 332с.
43. Цветкова А. Я. Особенности взаимосвязи креативности личности и профессиональной успешности учителей/А.Я. Цветкова// Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - М., 2016. - № 3. - С. 249-254
44. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь-справочник/Г.А Широкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 208 с.
45. Юркевич B.C. Дети, чьи особые возможности не сразу видны. Психология одаренности детей и подростков/В.С. Юркевич. - М.: Академия, 2016. - 278с.
46. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста/Е.А. Яковлева. - М., 2018.- 268с.
47. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности/Е.А. Яковлева//Вопросы психологии. - М., 2016. №3.
48. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по творческим предметам/Л.З. Якушина. - М.: Высшая школа, 2014 - 132с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ