Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОММЕНТАРИЙ КАК ПУТЬ АНАЛИЗА КЛАССИКИ. А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

Работа №31065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
778
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. КОМЕДИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» КАК ОБЪЕКТ
АНАЛИЗА 8
1.1. Роль комедии «Горе от ума» в творчестве А.С. Грибоедова 8
1.2. Комедия «Горе от ума» в современных учебниках по литературе 14
Выводы по первой главе 23
2 ГЛАВА. КОММЕНТАРИЙ КАК ПУТЬ АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 24
2.1. Сущность культурологического и социально-бытового комментариев
на уроках литературы и условия их построения 24
2.2. Техническое и наглядное обеспечение культурологического и
социально-бытового комментария на уроках литературы 30
Выводы по второй главе 35
3 ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
АНАЛИЗА КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» ПУТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ КОММЕНТАРИЕВ 36
3.1. Культурологический комментарий как часть урока - литературной
гостиной 36
3.2. Проектная работа учащихся «Московское общество XIX века в
комедии «Горе от ума» (опыт социально-бытового комментария) 39
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется все возрастающим интересом к инновационным путям, методам обучения, которые могли бы и обеспечить учащегося метапредметными, и предметными знаниями, и способствовать формированию как личности. Инновации подразумевают совершенствование новаций и оптимизацию процесса их выбора. То есть, говоря об инновации, мы не всегда подразумеваем изобретение чего-либо совершенно нового, уместно говорить и о заимствовании того, что было изобретено в других и трансформировано, и адаптировано к существующим условиям. В данной работе в качестве инноваций, рассматривается культурологический и социально-бытовой комментарий, как путь анализа классического текста. При этом нами учитывается, тот факт, что ученые говорят: «традиция составления комментариев - вспомогательных текстов появилась очень давно [5, с. 3]. Также и методика использования комментария при изучении русской литературы не является чем-то новым: о важности обучения школьников комментированию текстов пишут ученые уже в 20-е годы прошлого столетия [32]. Однако модернизация образования оказывает ощутимое влияние на процесс, средства, пути обучения, и анализ литературного произведения путем комментирования в современных образовательных организациях должен осуществляться с учетом новых условий. Отдельно стоит отметить, что в век информационных технологий, субъекты образовательного процесса (учитель и учащиеся) имеют огромные возможности для сопровождения комментария наглядным материалом: печать, экран, звукозапись, компьютер - все эти средства обладают «большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала» [11, с. 4]. Во-вторых, в связи с тем, что в последние годы XX и в начале XXI века активно развивается новая языковедческая дисциплина - лингвокультурология, которая, по мнению ученых, имеет глубинные связи с литературой [24, с. 3], появляется новый вид комментария - культурологический, предполагающий рассмотрение художественного текста в контексте культуры. Так как понимание текста классического произведения подразумевает способность окунуться в описываемую эпоху, описываемые реалии, целесообразно также анализировать произведение путем социально-бытового комментария, подразумевающего обращения к событиям, именам, бытовым и этнографическим деталям. Таким образом, в настоящее время, когда остро поставлен вопрос совершенствования преподавания литературы, проблема обучения культурологическому и социально-бытовому комментированию, способствующему более глубокому восприятию произведения учащимися, их литературоведческому развитию имеет актуальное звучание.
Теоретические и методологические основы выпускной квалификационной работы включают следующие труды:
- труды, исследующие жизнь и творчество А.С. Грибоедова. В работе использовались труды М.А. Александрова «Горе от ума» А.С. Грибоедова в литературном контексте 1810-1820-х годов » [2]; С.Дмитриева «Последний год Грибоедова. Триумф. Любовь. Гибель » [10]; И.Ф. Смольникова «Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”» [19]; С.А. Фомичева «Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: комментарий » [21]; Е. Цимбаевой «Грибоедов» [22].
- труды по методике преподавания литературы, в частности коллективная монография «Анализ драматического произведения в школе. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в IX классе: Учебно-методические материалы для самостоятельной работы» [3]; И.И. Дрига и Г.И. Рах «Технические средства обучения в общеобразовательной школе» [11].
- труды, посвященные комментированию художественного текста как к способу его анализа. Ценность представили труды М.Л. Барминой «Затекстовый комментарий, как компонент лингвокультурологического исследования художественного текста (на материале романа Л.Н. Толстого “Анна Каренина”)» [5]; Л.А. Веселовой «Интегративный культурологический комментарий художественного текста, как способ формирования общекультурной компетентности учащихся » [7]; М.Б. Багге и О.В. Орловой «Исторический комментарий на уроках литературы» [26]; И.Г. Клименко « Методика использования комментария при изучении русской литературы в старших классах » [32] и др.
- источниками служили современные учебники по литературе под авторством Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой [6] и С.А. Зинина, В.И. Сахарова [12].
Объект исследования - комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», предмет — определен как методические условия культурологического и социально-бытового комментирования комедии.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка методических приемов построения системы уроков с привлечением культурологического и социально-бытового комментария (на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Достижению цели способствует решение ряда задач.
1) определить место комедии «Горе от ума» в творчестве А.С. Грибоедова и русской литературе;
2) проанализировать особенности подачи материала по комедии «Горе от ума» в современных учебниках;
3) выявить условия построения культурологического и социальнобытового комментария на уроках литературы;
4) определить необходимое техническое и наглядное обеспечение культурологического и социально-бытового комментария на уроках литературы;
5) дать методические рекомендации по построению урока-анализа комедии «Горе от ума» путем комментирования.
В ходе исследования использовались следующие методы.
- системный анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы;
- анализ базовых и профильных учебных программ по литературе;
- проектирование и моделирование педагогического процесса.
Практическая значимость работы. Предложенный материал может служить теоретическим и методическим источником для студентов филологических факультетов при подготовке к семинарским занятиям по литературе, а также учителей литературы при разработке уроков по анализу комедии «Горе от ума».
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что впервые рассматриваются методические основы организации урока- анализа комедии «Горе от ума» путем построения культурологических и социально-бытовых комментариев.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, приложений.
Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники и материалы, обосновывается практическая значимость работы.
В первой главе «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как объект анализа» дан обзор деятельности и творчеству А.С. Грибоедова и особенности школьного анализа комедии «Горе от ума».
Во второй главе «Комментарий как путь анализа художественного произведения» выявлены особенности культурологического и социальнобытового комментариев на уроках литературы и условия их построения, сделан акцент на техническом и наглядном обеспечение таких уроков.
В третьей главе «Методические рекомендации по организации анализа комедии «Горе от ума» путем составления комментариев» основано на проектировании уроков-анализов комедии «Горе от ума»: в параграфе 3.1. предложены методические рекомендации по организации урока-литературной гостиной с элементами культурологического комментария, в параграфе 3.2. - по проектной работе учащихся на основе социально-бытового комментария.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 39 источника.
В приложениях представлены наглядные материалы для использования при анализе путем составления культурологического комментария к произведению; разработка урока-литературной гостиной; презентации учащихся, выполненных в ходе проектной работы - составлении социальнобытового комментария к произведению «Горе от ума».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из важнейших задач уроков литературы является воспитание грамотного читателя, причем под словом грамотность подразумевается не личность с высоким уровнем речевой культуры, а квалифицированность личности именно как читателя, следящего не только за развитием сюжета, но и умеющего понять текст, понять авторскую позицию, составить собственную интерпретацию. Поэтому работе над анализом произведения в школе, уделяется особое внимание. В последние годы актуализируется комментарий, как путь анализа художественного произведения. В данной работе исследуются возможности культурологического и социальнобытового комментария, как путь анализа бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Осмысление жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова доказывает, что эта личность, безусловно, имеет право на жизнь в воспоминаниях, в сердцах, душах всех поколений, а его произведения, говоря конкретнее, комедия «Горе от ума» имеет актуальное звучание во все времена. Интересным является тот факт, что комедия вызывает возмущение в высшем обществе, которое, конечно, узнало себя в лице Фамусова и Скалозуба; долгое время комедия не может быть напечатана, или печатается отрывками, чинятся препятствия ее постановке на сцене. В советское время делается акцент на противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего», а Чацкий изображается как декабрист. В настоящее время интерпретация произведения довольно противоречива, вновь встречаются статьи о вреде влияния Чацкого на русских дух, русскую нацию (А.Н. Миронов), идеализирует образ Скалозуба, над которым даже оппозиционер Чацкий не смеет насмехаться, так как «решительность в сочетании с верностью присяге всегда пугала интеллигенцию. С Фамусовым можно спорить, можно смеяться над Молчалиным, со Скалозубом не пошутишь, особенно если он получит приказ и особые полномочия» (А.В.Вахтеров). Все эти и другие противоречия обуславливают необходимость обращения к культурному, социально-бытовому контексту произведения.
Культурологический комментарий подразумевает обращение к информационным единицам, которые будут способствовать глубокому пониманию замысла автора. Таковыми являются:
- историко-биографическая информация;
- историко-литературная информация;
- религиозно-философская информация;
- лингво-семиотическая информация;
- сведения о репрезентации художественного содержания средствами других искусств.
В выпускной квалификационной работе дана характеристика каждого вида информации, именно относительно к комментарию комедии «Горе от ума». Сведения о репрезентации художественного содержания средствами других искусств, получают более детальное освещение в отдельном параграфе, так как в данном аспекте возможности культурологического и социально-бытового комментария произведения А.С. Грибоедова безграничны: представляется возможным использовать живопись (графику), скульптуры, музыку, театральное искусство, возможности Интернета.
Третья глава выпускной квалификационной работы носит методический характер, обладает практической значимостью. На примере работ с учащимися школы Чубар-Абдуллово описаны задачи и ход урока- литературной гостиной, с элементами культурологического анализа. Уделяется внимание тому, что работа ведется с учетом желаний учащихся, именно они выделяют значимые, спорные для них моменты, которые хотели бы прокомментировать; определяются задачи для учащихся, которые включают в себя не только задания типы «выучить монолог Чацкого для исполнения на уроке», но и составление краткого комментария по выполнению задания, в котором будут представлены: предполагаемая одежда, прическа, аксессуары, выражение лица и мимика. В приложении работы представлен сценарий литературной гостиной.
Интерес представляет параграф, посвященный проектным работам учащихся, по составлению социально-бытового комментария к комедии. При этом первая группа. представляет быт и нравы, общественное положение высшего общества, а вторая группа - социальной группы «военные». Особенностями высшего света грибоедовской Москвы, называется членство в Московском Английском клубе, прогулки по Тверскому бульвару (оно было исключительно для прогулок дворян), пустое времяпрепровождение, отрицание просвещения, желание ограничить просвещение изучением церковных догм.
Социально-бытовой комментарий «социальная группа “военные” в комедии «Горе от ума» основывается на образах Скалозуба и Платона Михайловича, при этом судьбы и характер этих героев, противоположны. Выясняется роль реформ А. Аракчеева, в результате которых, становятся востребованными безынициативные, вымуштрованные солдаты, слепо подчиняющиеся командам. Также здесь выясняютя причины, почему многие солдаты подают в отставку, это те служаки, которые, по-видимому не могут смириться с военными преобразованиями. Печально то, что многие из них, и в гражданской жизни не могут найти себя, и превращаются в подкаблучных мужчин, исполняющих “а-минор на флейте”, что видно на примере судьбы Платона Михайловича.
В заключении хочется отметить, что мы считаем в рамках поставленных задач, цель работы достигнута. Результаты работы, позволяют констатировать важную роль, культурологического и социально-бытового комментария художественного текста в анализе произведения. Можно предположить, что применение такого анализа произведения на уроке литературы возможно не только в 9 классе основной школы; но и в процессе всеохватного анализа, в более старших классах.



1. Грибоедов А.С. Горе от ума. - М.: АСТ «Астрель», 2008. - 123 с.
Научно-критическая литература
2. Александрова М.А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова в литературном контексте 1810-1820-х годов: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2012. - 216 с.
3. Анализ драматического произведения в школе. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в IX классе: Учебно-методические материалы для самостоятельной работы. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. - 48 с.
4. Аристова М.А. Доклады по литературе. 9 класс. - М.: Экзамен,
2013. - 254 с.
5. Бармина М.Л. Затекстовый комментарий как компонент лингвокультурологического исследования художественного текста (на материале романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - М., 2011. - 26 с.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 9 класс: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. - М.: Баласс, 2015. - 304 с.
7. Веселова Л.А. Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2008. - 212 с.
8. Гершензон М. Грибоедовская Москва. - М., 1989. - 106 с.
9. Горобец Н.И., Новикова И.А. Биография писателя в систеие
эстетического развития учащихся: методические рекомендации. -
Архангельск: Поморский университет, 2006. - 138 с.
10. Дмитриев С. Последний год Грибоедова. Триумф. Любовь. Гибель. Историческое расследование. - М.: ООО «Издательский дом Вече», 2015. - 752 с.
11. Дрига И.И., Pax Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.
12. Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература. 9 класс: учебник дляобщеобразоват. учреждений. В 2частях. Ч. I. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 344 с.
13. Кропоткин П.А. Идеалы и действительность в русской литературе / пер. с англ. В.Батуринского. - М.: Век книги, 2003. - 320 с.
14. Лебедев А. Грибоедов. - М.: Искусство, 1980. - 303 с.
15. Лифшиц М. Очерки русской культуры. - М.: изд-во «Наследие»; ТОО «Фабула», 1995. - 246 с.
16. Миронов А.Н. Литературы лукавое лицо, или Образы обольщающего обмана. СПб., Геликон Плюс, 2007. - 266 с.
17. Мокиенко В.М., Семенец О.П. - «Горе от ума» А. С: Грибоедова: цитаты, литературные образы, крылатые выражения: Учебный словарь- справочник / Под общ. ред. К. П. Сидоренко. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Г ерцена, 2009. - 463 с.
18. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества А.С. Пушкина в 9 классе): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 207 с.
19. Смольников И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: кн. для уч-ся. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
20. Томсинов В.А. Временщик. Исторический портрет А.А. Аракчеева. - М.: «Зерцало - М», 2013. - 464 с.
21. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: комментарий. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
22. Цимбаева Е. Грибоедов. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 545 с.
23. Юрьева О.Ю. Русская литература XIX века: учеб. пособие в 4 -х частях. Ч. 1. - Иркутск, 2014. - 210 с.
24. Яковлева Т., Демичева В. Культурологический комментарий. На материале произведений, изучаемых в начальной школе. - LAP LAMBERT Academic Publishing . - 90 с.
25. Ээльман Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей. - М., 2012. - 176 с.
Статьи
26. Багге М.Б., Орлова О.В. Исторический комментарий на уроках литературы // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 года). - СПб.: РОПРЯЛ, 2016. - С. 757-762.
27. Вахтеров А.В. Философия «болотного» протеста: диалог
бюрократии и интеллигенции, формирование основ конфликта // Духовные основы государственности и правопорядка: сборник тезисов докла-дов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции, Тюмень, 31 мая 2013 г. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД Рос-сии, 2013. С. 51-53.
28. Калашников С.Б. Психологическая вариативность образа Молчалина как стратегия дендистского поведения // Вестник ВолГУ. - 2012. - Вып. 12. - С. 44-52.
29. Коновалова Н.Г. Формирование креативной личности современного российского школьника // Известия Саратовского университета. - Вып. 3. - 2010. - С. 56-57.
30. Рябий И.Г. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: преломление традиций // Вестник Югорского государственного университета. - 2011. - Вып. 1 (20). - С. 92-100.
Электронные ресурсы
31. «Горе от ума»: история создания комедии. - URL:
http://fb.ru/article/159826/gore-ot-uma-istoriya-sozdaniya-komedii; дата
обращения: 02.11.2018.
32. Клименко И.Г. Методика использования комментария при изучении русской литературы в старших классах: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/541501/a?#?page=1; дата обращения: 12.10.2018.
33. Прототипы персонажей комедии «Горе от ума». - URL:
http://griboedov-goreotuma.narod.ru/prototypes_3_repetilov.html; дата обращения: 02.11.2018.
34. Пушкин, Гоголь, Белинский, Гончаров о Грибоедове. - URL: https://a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2e8af6.pdf; дата обращения: 02.11.2018.
35. «Розовая пантера» на фортепиано. - URL: https://lsdmusic.ru/music/розовая-пантера-на-фортепиано; дата обращения: 22.10.2018.
36. Скалозуб, Ермолов и Грибоедов. - URL: https://wyradhe.livejoumal.com/16447.html; дата обращения: 30.10.2018.
37. Струдза Александр Скарлатович. - URL:
https://ru.wikipedia. org/wiki/Стурдза,_Александр_Скарлатович; дата обращения: 22.10.2018.
38. Фагот. Плейлист. - URL: https://ipleer.fm/q/фагот/; дата обращения: 22.10.2018.
39. Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума» А.С.
Грибоедова, характер и карьера полковника Скалозуба. Критика о Скалозубе. - URL: http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-skalozub-gore-ot-uma-
griboedov.html; дата обращения: 28.10.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ