Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация образа шамана в современных социальных медиа

Работа №31032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Трансформация понятия «шаманизм» в научной литературе XIX-XX вв. 8-27
§1.1. Понятие «шаманизм» в различных гуманитарных исследованиях 8-19
§1.2. Изучение шаманизма в трудах ученых Казанского Университета 20-27
Глава 2. От шаманизма к неошаманизму: трансформация
исследовательских практик 28-44
§2.1. Образ неошамана в научной литературе XXI вв. 30-36
§2.2. Экспериенциальный шаманизм и неошаманизм 36-44
Глава 3. Репрезентация шаманизма в современных социальных медиа 45-62
§3.1. Особенности репрезентации шаманской космографии неошаманами 46-56
§3.2. Восприятие фигуры шамана в Российском Интернет пространстве 56-62
Заключение 63-65
Список источников и литературы 66-71
Приложение 72-74


В процессе становления этнографии, этнологии и антропологии накопилось множество проблем различного характера, которые в силу их специфики не удается решить до сих пор. В частности, это может быть вызвано отсутствием источников по проблеме, давлением власти, отсутствием ресурсов и так далее. Все это сказывается на исследовательских приоритетах и тенденциях развития научного знания и, как следствие, на формирование течений и школ в рамках отдельных научных направлений, и поскольку наука является продуктом определенной культурно-исторической ситуации, из этого вытекает вывод: исследовательские практики каждого из периода требуют соответствующего пересмотра с учетом нынешней ситуации для наиболее актуального и объективного вывода по тому или иному вопросу с учетом различных точек зрения.
Так, проблема исторического и теоретического развития шаманизма не теряет своего актуального звучания на протяжении лет, и потребность проникнуть в суть этого сложного и многогранного явления стимулирует неизменный интерес исследователей, круг которых постоянно расширяется. Как показывают материалы последних конференций по шаманизму, его изучением в настоящее время занимаются представители разных научных дисциплин — этнографы и религиоведы, культурологи и лингвисты, психологи и психиатры.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе широкого круга источников реконструирован процесс формирования и развития неошаманизма в контексте развития шаманизма. Выявлены основные положения шаманизма, позволяющие нам определить, когда именно можно говорить о нем, как таковом, не сливая его в определенном смысле с проявлением знахарства и пр., выявлены основные предпосылки формирования неошаманизма, его проявление в форме репрезентационнного характера в российском Интернет-пространстве.
Актуальность данной работы обусловлена самим характером исследования, проведенного в таком «поле», как Интернет. В частности, благодаря источникам фактологического характера были сделаны выводы, позволяющие говорить о неошаманизме как о механизме, благодаря которым традиционные положения классического шаманизма, продолжают иметь место быть на более широком, социокультурном поле.
Целью работы является комплексное исследование, посвященное шаманизму и неошаманизму, как форме репрезентационного проявления традиционной культуры в российском Интернет-пространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить трансформацию понятия «шаманизм» в гуманитарных исследованиях XIX-XX вв.;
2. Охарактеризовать понятие «шаманизм» в трудах ученых Казанского университета;
3. Рассмотреть базовые характеристики образа «шамана» в научных трудах XXI в.;
4. Проанализировать особенности восприятие фигуры «шамана» в Российском Интернет-пространстве;
5. Выявить особенности репрезентации космографии мира Шамана неошаманами;
Объектом исследования выступает процесс формирования шаманизма и неошаманизма на территории Российской Федерации.
Предметом исследования является репрезентативное поведение представителей сложившегося течения неошаманизма в российском Интернет пространстве.
Степень изученности проблемы. Междисциплинарный характер темы исследования предполагает обращение к разнообразному кругу публикаций. Анализ литературы, отражающей в той или иной степени историю формирования и развития неошаманизма и шаманизма в контексте нескольких тем, показал, что ее можно систематизировать, разделив на несколько проблемно-тематических групп.
К первой группе относятся работы, посвященные изучению традиционного шаманизма этносов Сибири и Дальнего Востока. Работа Басилова В.Н. по изучению шаманизма, является одной из первых книг, выпущенных в советское время о шаманах. Кроме того, это работы Потапова Л.П. и Катанова Н.Ф., благодаря которым сформировалось общее представление об обрядах и шаманской атрибутике . Здесь же важна работа Ксенофонтова Г.В., поскольку на нее ссылаются адепты неошаманизма, как на сборник классических обрядовых практик.
Ко второй группе мы можем отнести труды, посвященные базовому шаманизму. Здесь это М. Харнера и его работа «Путь шамана», благодаря которой сформировалась преставление о базовом шаманизме.
К третьей группе мы относим труды, исследования, которые были затронуты нами в процессе изучения шаманизма на основании музейных экспонатов. Благодаря подобным работам, был проведен компаративистский и описательный анализ части этнографического собрания, посвященного шаманизму Хакасии, представленный в Казанском Этнографическом Музее.
К четвертой группе мы отнесли работы, посвященные неошаманам непосредственно. Здесь следует отметить работы Харитоновой В. И., чьи научные статьи писались на основе данных, полученных при полевой работе с неошаманскими организациями и неошаманами в частности. Кроме того, благодаря Валентине Ивановне имеются разработки нейрофизиологических проверок неошаманов и шаманов о погружении в ИСС , о котором будет идти речь в нашей работе.
Источниками нашего исследования послужили данные, полученные в результате опроса на платформе Google Forms (опрошено 114 человек). Также задействован метод интервью - 12 информантов. Кроме того, в нашей работе были задействованы различные социологические опросы, призванные создать картину нынешних религиозных реалий современных россиян. Например, база ФОМ за 2005 год , сопоставимая с тем же опросом за 2013 год позволяет увидеть насколько изменилось отношением к оккультным практикам. В частности, благодаря этому был сделан следующий вывод: в связи с общим повышением грамотности населения, касательно оккультных практик, которое происходит на фоне распространения НРД и литературы по этому вопросу, происходит рост интереса к данным явлениям.
Методика и методология исследования. В научной литературе сложились разные подходы к изучению шаманизма: историко-этнологический, социокультурный, феноменологический, этнопсихологический, религиозный, нейрофизиологический, этномузыкальный и пр. И в нашем исследование мы будем затрагивать практически каждый из них для наиболее детального анализа. Методы, задействованные в ходе исследования широко применяются в общественных науках: анализ, синтез и обобщение, а также исторические методы, например, проблемно-хронологический и сравнительносопоставительный. Благодаря комплексному применению указанных методов удалось рассмотреть принципы формирования неошаманизма в причинно - следственной последовательности, а уникальность сравнительного анализа, позволила выявить общее и специфическое в развитии шаманизма и неошаманизма в России в целом. Применение указанных методов позволило реконструировать процесс становления и развития неошаманизма в контексте развития шаманизма. Также был использован количественный метод сбора информации, и метод контент анализа. Принцип объективности был применен в изучении и сопоставлении широкого круга источников, что позволило рассмотреть события во взаимосвязи и совокупности.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на два параграфа каждая, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Традиция - передача в диахронном плане от старших к младшим, о поколения, к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения, навыков, понятий всего, что образует костяк культуры. Любая традиция- это бывшая инновация, а любая инновация в будущем - традиция».
Вышеизложенный материал по адаптации неошаманизма, позволяет сделать следующие выводы:
1. Рассмотрена трансформация понятия «шаманизм» в гуманитарных исследованиях XIX-XX вв.:
В частности, был сделан следующий вывод: «шаман» - это и исторически сложившийся условный термин, употребляемый в отношении различных специалистов шаманистских культур. Чаще он используется обобщенно, подразумевая целый ряд практик, функционально и терминологически разграничиваемых в социумах. Это вызывает дополнительные сложности в конкретных исследованиях. С другой стороны, шаманизм является, при его безусловном доминирование на огромной территории, вместе с соседством с другими культами, частично приведших к взаимообогащению шаманизма и буддизма, христианства и шаманизма и т.д. - некой синкретической традицией, находящейся сейчас в состояние квазирелигиозности - как новом эволюционном витке традиционной религии, предопределивший его сохранность в условиях информатизации общества.
2. Благодаря этнографическому собранию, посвященного шаманизму Хакассии, мы рассмотрели особенности шаманизма на примере экспонатов. Были сделаны новые выводы касательно пиктографических изображений на бубне, а также приведена соответствующая классификация шаманского костюма.
3. Рассмотрены базовые характеристики образа и «неошамана» в научных трудах XXI в.:
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.1989. С.160
Неошаманизм представляется как форма опосредованного возрождения древних верований в регионах с традиционной шаманской культурой или хорошо сохранившейся памятью о ней. Опираясь на представления традиционного шаманизма, неошаманизм предлагает возможность контакта с духовным миром и ориентирован на людей, стремящихся к самотрансцендентности.
4. Проанализированы особенности восприятие фигуры «шамана» в Российском Интернет-пространстве:
- утрата сакральности шаманской атрибутики.
- наличие огромного количества интернет-шаманов, которые готовы поставлять свои услуги.
- синкретизм шаманизма и других этнических верований, в частности культ славянских волхвов.
- взаимодействие шаманов.
Выявлены следующие особенности течения шаманизма и неошаманизма:
1) Репрессивный характер миссионерства православной церкви во времена Царской России и, затем, преследования при Советском Союзе создали некое основание для нынешней ситуации, присущей шаманизму, посредством уничтожения наследия шаманской деятельности.
2) Проникновение «базового шаманизма» М. Харнера, который выдвинул предположение о «шамане в каждом из нас», основанное на существовании в каждой шаманской традиции схожего набора практик, который позволяет без привязки к этнической или культурной среде восстанавливать свое психологическое здоровье, посредством транса/камлания.
3) Неошаманизм в нашей стране пользуется востребован как в этнических группах, которым он свойственен в качестве традиционной культуры, так и для тех, кто в последние года попал под влияние New Age.
При подробном анализе репрезентационных форм шаманизма и шамана как ключевых частей традиционного общества, мы можем сказать, опираясь на различные источники фактологического характера, что репрезентативность
шаманизма в социальные сети приводит к существенным искажениям основных характеристик шаманизма, что особенно ярко проявляется в ситуации с бубном. На данный момент среди городских шаманов и неошаманов отмечен факт отсутствия бубна, замещение посредством элементов, которые в традиционном шаманизме казались вспомогательными, например, березовая ветвь, или конский хвост . Сам процесс получения бубна - десакрализован и является частью бизнес-структуры шаманизма.
Однако изучение особенностей конкретных шаманских состояний с привлечением для контроля нейрофизиологического обследования допускает возможность рационально объяснить то, что считается непознанным, и очевидно, что кропотливая работа в данном направление возможно позволит решить очередную загадку в становление истории человечества.
Благодаря результативным интердисциплинарным исследованиям феномена личности шамана и шаманизма с его сложной структурой, можно говорить о факте возможно существования личностей особого типа, освоивших навыки погружения в различные стадии ИСС и работы в них.



1.1. Фонд Шаманских исследований, созданный М. Харнером с целью аккумулировать и распространять знания, сопричастные с шаманизмом по всему миру. [Электронный ресурс] // Фонд Шаманских Исследований [сайт]. URL: http://www.shamanism.org
1.2. Платформа российского базового шаманизма с ведущими, которые посвящают свою работу различным семинарам, в частности трансового характера. [Электронный ресурс] // Городской шаманизм [сайт]. URL: http://www.shamancity.ru
1.3. Платформа российского Интернет-ресурса, посвящённого различным практикам, в том числе и неошаманизму. [Электронный ресурс] // Городские практики [сайт]. URL: http://koodesnik.su/realnava-magiya/magiya-v-zhizni/20- neoshamanizm
1.4. Объединение исследователей религии, посвятившие также свои работы
религиозному феномену 90-х. [Электронный ресурс] // Российское Объединение Исследователей Религий [сайт]. URL:
https://rusoir.ru/03print/03print-01/03print-01-24/
1.5. Отношение россиян к оккультным практикам (2005 г.) согласно Фонду «Общественное мнение» — российской организации, занимающейся проведением социологических исследований. [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение [сайт]. URL: http://bd.fom.ru/report/map/dd054425
1.6. Отношение россиян к оккультным практикам (2013 г.) согласно Фонду «Общественное мнение» — российской организации, занимающейся проведением социологических исследований. [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение [сайт]. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11166
1.7. Прочие сообщества и группы официальной социальной сети «ВКонтакте». [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: https://vk.com.
1.8. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция), принят Государственной Думой 19
сентября 1997 года // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 16218/ (дата обращения 29.02.2017)
1.9. М. Харнер Путь шамана или Адаптированные шаманские практики // [Электронный ресурс] электронное издание // URL: https://www.e-
reading.dub/book.php?book=103189 (дата обращение 21.11.2016)
Литература
2.1 Арзютов Д. В., Кан С. А. Концепция поля и полевой работы в ранней советской этнографии // Этнографическое обозрение. - 2013. - №6. - С.45-68.
2.2. Басилов В. Н. Избранники духов. Шаманство как явление в истории религии. — М.: Политиздат, 1984. - 207 с.
2.3. Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. — Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. -254 с.
2.4. Вартофский М. Модели: Репрезентация и научное понимание // Моделирование, репрезентация. — М.: Прогресс, 1988. -570 с.
2.5. Гущина Е.Г. Этнографическое собрание Императорского Казанского университета: история формирования и развития: автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. ист. наук. - Казань: Казанский Государственный Университет, 2017. - 261 с.
2.6. Карагодина Е.Г. Феномены измененного восприятия у целителей экстрасенсов: психопатологический и социокультурный анализ // Социальная и клиническая психиатрия. - 2006. - №6. - С. 56-65.
2.7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
2.8. Катанов Н.Ф. О поездке действительного члена Общества археологии, истории и этнографии Н. Ф. Катанова в Минусинский округ Енисейской губернии Т. XIX, вып. 2 - Казань: ОАИЭ, 1897. - 221 с.
2.9. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов: Материалы о мифологии урало-алтайских племен в Северной Азии. — М.: Безбожник, 1930. - 320 с.
2.10. Купряшина Н.А., Ожиганова А.А., Харитонова В.И. В поисках духовности и здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - 2008. - №207. - С. 48
2.11. Лавренчук Е. Социальные сети как медиа-площадки // Вестник РГГУ. -2010. №7. - С. 7
2.12. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 512 с
2.13. Лоико В.Н. Шаманизм. По ту сторону. — Мн.: Плопресс, 2003. - 416 с.
2.14. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
2.15. Мещерякова Е.А. Анализ личности (нео)шаманов // Традиционная медицина. - 2009. - №3.- С. 7-13.
2.16. Мещерякова Е.А., Свидерская Н.Е., Харитонова В.И. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 2004. - С. 128-146.
2.17. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт
сопоставления структур. - М.: Вост. Лит., 2004. - 304 с.
2.18. Нолл Р. Шаманство и шизофрения: определенный для государства подход к «метафоре шизофрении» шаманских государств // Американский Этнолог. -2011. - С. 25 - 43.
2.19. Павлова Л. А, Топоев В.С. Роль шамана в системе оздоровления Сибири //
Медицинская антропология и биотика в России: исторические корни, специфика, развития. - 2009. - С. 83-103.
2.20. Потапов Л.П. Лук и стрела в шаманстве у алтайцев // Советская Этнография. — 1934. — № 3. — С. 64-76.
2.21. Е. В. Ревуненкова. Индонезия и Малайзия — перекрёсток культур. - СПб.: МАЕ РАН, 2010. - с. 23 - 30.
2.22. Репрессированные этнографы / Сост. Д.Д.Тумаркин. — 2-е изд. — Вып. I. М.: Вост. лит., 2002. — 343 с.
2.23. Родштат И.В. Некоторые мозговые аспекты особых состояний сознания // Материалы семинара-конференции: Сакральное в традиционной культуре. -2004.- М.: ИЭА РАН. - С. 131-158.
2.24. Савенков И.Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. - М.: Академия Наук, 1910.
2.25. Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. — 664 с.
2.26. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и
социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - №1. - С. 23-35.
2.27. Попов Л.В. Религиозные и магические функции шаманских бубнов // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. - 1946. - №1. - С. 41 - 45.
2.28. Попов Л.В. Шаманский бубен — уникальный памятник духовной культуры тюркских народов Алтая // Этнографическое Обозрение. - 1997. - №4.- С. 25-39.
2.29. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Т. IV - Спб.: Типография Безобразова и Комп., 1883. - 54 с.
2.30. Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая. Т.1 - М.: Новая серия, 1947. - с. 139-183
2.31. Потапов Л.П. Шаманский бубен качинцев, как уникальный предмет этнографических коллекций. Материальная культура и мифология. Т. XXXVII - Л.: МАЭ, 1981. - 125 с.
2.32. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 27 - Л.: МАЭ, 1971. - 100 с.
2.33. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1989. - 233 с.
2.34. Хагдаев В. В. Шаманизм и мировые религии: монография. - Иркутск,1998. - С. 34
2.35. Харитонова В.И. Шаманы без бубнов // Восточная коллекция. Журнал для всех, кому интересен Восток. - 2003. - №3. - С. 1-12.
2.36. Харитонова В.И. Исследование феномена или обоснование теорий? // Этнографическое Обозрение. - 2007. - №1. - С. 1-14.
2.37. Харитонова В.И. Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий // Этнологическое исследование по шаманизму и иным традиционным верованиям и практикам. - №1. - С. 365.
2.38. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. - М.: Наука, 1998. - 177 с.
2.39. Элиаде М. Шаманские техники и архаические техники экстаза. - Киев: София, 2000. - 480 с.
2.40. Элиаде М. Священное и Мирское. - М.: изд-во МГУ, 1994. - 144 с. Литература на иностранном языке
3.1. Ananda K. Coomaraswamy Figures of Speech and Figures of Thought. - Lnd: Luzac Co, 1946. - 183 p.
3.2. Boyer L. B., Klopfer B., Brawer F. B. Comparisons of the Shamans and Pseudoshamans of the Apaches of the Mescalero Indian Reservation: A Rorschach Study // Journal of Projective Techniques and Personality Assessment. - №2. - р. 173-180.
3.3. Bryan S. Rennie Reconstructing Eliade: making sense of religion. - N. Y.: State University, 1996. - 15 р.
3.5. Coleman G. The political agnosticism of Free and Open Source Software and the Inadvertent Politics of Contrast // Anthropological Quarterly, 2004, p. 77
3.6. Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. - Munster, 1931. - 990 p.
3.7. Harva U. Die religiosen Vorstellungen der altaische Volker Folklore Fellows Communications Т. LII - Helsinki, 1938. - 247 p.
3.8 Hobsbawm Е., T. Ranger The Invention of Tradition. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 320 p.
3.9. Kirchner H. Ein archeologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus // Anthropos. - 1952. - № XLVII. - Р. 244-286.
3.10. Lenhart A., K. Purcell, A. Smith, K. Zickuhr Social Media & Mobile Internet Use among Teens and Young Adults. Millennials // Pew Internet & American Life Project. - 2010. - P. 1-6.
3.11. Rene de Nebesky-Wojkowitz Demons of Tibet. - Paris, 1923. - p. 543.
3.12. Rock F. Neunmalneun und Siebenmalsieben // Mitteilungen der anthropologischen. - 1930. - № LX. - Р. 320-330.
3.13. Saver J. R. The Neural Subtracts of Religious Experience // Journal of Neuropsychiatry. - 1930. - №7. - P. 498-510.
3.12. Shirokogorov S. M. Psychomental complex of the Tungus. Lnd: Trubner & Co, 1935. - P. 469.
3.14. Tepper L., Rogers S. A., Coleman E. M. at al. The prevalence of religious coping among parients with persistent mentalillness // Psychiatr Serv. - 2001. - №52.
- P. 660—665.
3.15. Wilken G.A., Het Shamanisme bij de Volken van den Indischen Archipel. V. 2.
- G.: BTLV, 1887, p. 427-497.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ