Особенности поведения и самоорганизации деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самоорганизации учебной деятельности учащихся 7
1.1 Анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию
психологических особенностей подростков 7
1.2 Понятие и сущность самоорганизации учебной деятельности
школьников 15
1.3 Основы формирования рейтингов общеобразовательных
учреждений и работа по самоорганизации деятельности подростка 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенности поведения и самоорганизации деятельности подростка в школе с низким образовательным рейтингом 27
2.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы 27
2.2 Результаты тестирования подростков, учащихся в школе с низким
образовательным рейтингом 31
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение А 57
Приложение Б 70
Приложение В 79
Приложение Г 81
Приложение Д 82
Приложение Е.
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самоорганизации учебной деятельности учащихся 7
1.1 Анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию
психологических особенностей подростков 7
1.2 Понятие и сущность самоорганизации учебной деятельности
школьников 15
1.3 Основы формирования рейтингов общеобразовательных
учреждений и работа по самоорганизации деятельности подростка 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенности поведения и самоорганизации деятельности подростка в школе с низким образовательным рейтингом 27
2.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы 27
2.2 Результаты тестирования подростков, учащихся в школе с низким
образовательным рейтингом 31
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение А 57
Приложение Б 70
Приложение В 79
Приложение Г 81
Приложение Д 82
Приложение Е.
В последние годы, главной социальной проблемой общества становится самоорганизация деятельности подростков. Проблема времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью.
Изменения, происходящие в «системе образования», связаны с процессами, которые происходят в социально-политической и экономической жизни на глобальном уровне (то есть во всем мире) и в каждой отдельной стране в частности. «Политика Российской Федерации в сфере образования» [67] отражает общегосударственные и национальнокультурные интересы, а также учитывает общемировые тенденции развития, которые требуют «модернизации российского образования».
Высшее образование является важным фактором вклада в улучшение качества социально-экономического развития населения, на сегодняшний день доступность получения высшего образования только растет начиная с 2000 года, оставаясь на том же уровне по качеству. Все это стало возможным с введением большого количество образовательных программ, грантов, а так же разработке и применению «новых образовательных стандартов»[66]. Тем не менее, департамент образования увеличивает требования к студентам, школьника, а также требования родителей.
Однако на сегодняшний день тенденция роста показателей успеваемости школьников позволяет предполагать, что данные изменения будут способствовать улучшению качества образования в дальнейшим, что в свою очередь поспособствует развитию всей системы в целом.
Вместе с тем, экономические и социальные условия последних двух лет внесли свои коррективы в развитие «системы российского образования». Одной из задач, стоящих перед «системой образования» сегодня - это сохранение ее базовых достижений, создающих гарантии гражданам страны в получении «доступного и качественного образования». С другой стороны, большая роль в настоящее время отводится системе образования в качестве созидательного элемента российского общества.
Другим важным трендом социальной сферы в последние десятилетия по мнению ученых НИУ ВШЭ стал рост неравенства в доступе к услугам сферы образования высокого качества. Исследования НИУ ВШЭ наглядно демонстрируют сохранение «островов низкого качества». В таких условиях выходом из возникшего противоречия между качеством и доступностью стало привлечение негосударственных ресурсов справедливое, по способностям распределение «дефицитных» образовательных ресурсов высокого качества.
Важнейшими условиями реализации такого подхода должны стать: равное и общедоступное предоставление услуг по раннему развитию, адресная помощь семьям, находящимся «в сложной жизненной ситуации», и школам, которые выполняют свою работу «в сложных социальных условиях» [62].
Отметим, что общий рост имущественного и культурного расслоения общества становится все заметнее, что и приводит к развитию предрасположенности к дифференциации школ по уровню качества предоставляемого образования. Выделяется целый «сегмент школ (как сельских, так и городских)», которые демонстрируют «устойчиво низкие результаты» на всех «ступенях образования».
Существующая актуальность исследования самоорганизации деятельности и её соотношение со сложившимся понятийнокатегориальным аппаратом психологии позволяет сформулировать следующие структурные элементы работы.
Объект исследования: самоорганизация деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
Предмет исследования: влияние самоорганизации деятельности, в школе с низким образовательным рейтингом, на особенности поведения подростков.
Цель исследования: определить взаимосвязи между особенностями поведения и самоорганизации деятельности подростков в школе с низким образовательным рейтингом.
Гипотеза исследования: самоорганизация деятельности подростков как фактор становления особенностей поведения возможна, лишь при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
• образовательный процесс старшеклассников должен быть построен с учетом самоорганизации учебной деятельности, а так же базироваться на интересы ученика в обучении;
• в содержании процесса обучения старшеклассников будут включены теоретические и практические сведения по самоорганизации учебной деятельности;
• будет обеспечен особый характер взаимодействия учителей и учащихся;
• показателями сформированности умений самоорганизации учебной деятельности учащихся будут сформированные умения целеполагания, анализа, планирования, волевой регуляции и выполнения планов, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, а также теоретические знания по самоорганизации учебной деятельности и высокий уровень рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных о особенностях поведения и самоорганизации подростков учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие и взаимосвязи особенностей поведения и самоорганизации деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
Методы и методики исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самоорганизации деятельности и особенности поведения подростков; эмпирическое обобщение; моделирование; анализ педагогического опыта.
Изменения, происходящие в «системе образования», связаны с процессами, которые происходят в социально-политической и экономической жизни на глобальном уровне (то есть во всем мире) и в каждой отдельной стране в частности. «Политика Российской Федерации в сфере образования» [67] отражает общегосударственные и национальнокультурные интересы, а также учитывает общемировые тенденции развития, которые требуют «модернизации российского образования».
Высшее образование является важным фактором вклада в улучшение качества социально-экономического развития населения, на сегодняшний день доступность получения высшего образования только растет начиная с 2000 года, оставаясь на том же уровне по качеству. Все это стало возможным с введением большого количество образовательных программ, грантов, а так же разработке и применению «новых образовательных стандартов»[66]. Тем не менее, департамент образования увеличивает требования к студентам, школьника, а также требования родителей.
Однако на сегодняшний день тенденция роста показателей успеваемости школьников позволяет предполагать, что данные изменения будут способствовать улучшению качества образования в дальнейшим, что в свою очередь поспособствует развитию всей системы в целом.
Вместе с тем, экономические и социальные условия последних двух лет внесли свои коррективы в развитие «системы российского образования». Одной из задач, стоящих перед «системой образования» сегодня - это сохранение ее базовых достижений, создающих гарантии гражданам страны в получении «доступного и качественного образования». С другой стороны, большая роль в настоящее время отводится системе образования в качестве созидательного элемента российского общества.
Другим важным трендом социальной сферы в последние десятилетия по мнению ученых НИУ ВШЭ стал рост неравенства в доступе к услугам сферы образования высокого качества. Исследования НИУ ВШЭ наглядно демонстрируют сохранение «островов низкого качества». В таких условиях выходом из возникшего противоречия между качеством и доступностью стало привлечение негосударственных ресурсов справедливое, по способностям распределение «дефицитных» образовательных ресурсов высокого качества.
Важнейшими условиями реализации такого подхода должны стать: равное и общедоступное предоставление услуг по раннему развитию, адресная помощь семьям, находящимся «в сложной жизненной ситуации», и школам, которые выполняют свою работу «в сложных социальных условиях» [62].
Отметим, что общий рост имущественного и культурного расслоения общества становится все заметнее, что и приводит к развитию предрасположенности к дифференциации школ по уровню качества предоставляемого образования. Выделяется целый «сегмент школ (как сельских, так и городских)», которые демонстрируют «устойчиво низкие результаты» на всех «ступенях образования».
Существующая актуальность исследования самоорганизации деятельности и её соотношение со сложившимся понятийнокатегориальным аппаратом психологии позволяет сформулировать следующие структурные элементы работы.
Объект исследования: самоорганизация деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
Предмет исследования: влияние самоорганизации деятельности, в школе с низким образовательным рейтингом, на особенности поведения подростков.
Цель исследования: определить взаимосвязи между особенностями поведения и самоорганизации деятельности подростков в школе с низким образовательным рейтингом.
Гипотеза исследования: самоорганизация деятельности подростков как фактор становления особенностей поведения возможна, лишь при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
• образовательный процесс старшеклассников должен быть построен с учетом самоорганизации учебной деятельности, а так же базироваться на интересы ученика в обучении;
• в содержании процесса обучения старшеклассников будут включены теоретические и практические сведения по самоорганизации учебной деятельности;
• будет обеспечен особый характер взаимодействия учителей и учащихся;
• показателями сформированности умений самоорганизации учебной деятельности учащихся будут сформированные умения целеполагания, анализа, планирования, волевой регуляции и выполнения планов, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, а также теоретические знания по самоорганизации учебной деятельности и высокий уровень рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных о особенностях поведения и самоорганизации подростков учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие и взаимосвязи особенностей поведения и самоорганизации деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
Методы и методики исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самоорганизации деятельности и особенности поведения подростков; эмпирическое обобщение; моделирование; анализ педагогического опыта.
Изменения происходящие в сфере воспитания и образования с малых лет влияют на развитие личности человека. Общество ставит перед индивидуумом все более высокие требования к работе и личностным характеристикам.
Подростковый возраст является одним из самых сложных. Именно в этот период ребенок формирует важные стороны своей личности. И влияние окружения на его самоорганизацию и особенности его поведения является одной из наиболее сложных и противоречивых в современной психологии.
В первой части данного исследования нами была проведена большая теоретическая работа по изучению предпосылок к самоорганизации учебной деятельности подростков.
В первом параграфе мы рассматривали работы зарубежных и отечественных исследователей данной проблемы. Большинство из них сходятся во мнении, что характеристика многих важных сторон личности ребёнка содержится в его Я-концепции, которая закономерно изменяется в процессе возрастного формирования, в зависимости от внешних условий и внутреннего состояния подростка.
Ценностно-смысловая сфера является ведущей в самоопределении личности подростков и определяет достижение ими разного уровня социальной компетентности.
Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования самоорганизации учебной деятельности, поскольку в этом возрасте растет самосознание, формируется «Я» концепция, происходит интеллектуализация эмоций, интеллект приобретает логическую структуру. Однако, формирование самоорганизации в этом возрасте также получает важное значение и требует соответствующей педагогической работы. Она должна заключаться в обеспечении целенаправленности этого развития, его комплексировании и предъявлении учащемуся.
Во втором параграфе нами было изучено само понятие и сущность самоорганизации. Мы рассмотрели показатели для отдельных приемов в структуре самоорганизации. Судить же о сформированности структуры самоорганизации в целом, где приемы определенным образом связаны между собой, можно по сочетанию этих показателей. В этом же параграфе были изложенные такие приемы как: цель, мотив, действие, рефлексия, коррекция (включая переходы от одного приема к другому), которые являются основными составляющими процесса самоорганизации учащихся в учебном процессе.
Процесс самоорганизации можно выразить следующей формулой:
С = Ц+М+Д+Р+К, где:
С - самоорганизация; Ц - целеполагание, М - мотивация, Д - действие, Р - рефлексия, К - коррекция.
В связи с изложенным выше мы можем сделать вывод о том, что концепция самоорганизации рассматривалась впервые в философском аспекте. Термин самоорганизация используется также в синергетике, физике, биологии. В психологии и педагогике выделяются различные приемы самоорганизации.
В заключении теоретической части нашего исследования мы познакомились с понятием рейтинга общеобразовательных школ. Рассмотрели его критерии и положение о формировании рейтинга общеобразовательных школ города Казани. Изучили его структуру. Там же были представлены основы работы по самоорганизации учебной деятельности в школе.
Если рассматривать построение процесса в школах с низким образовательным рейтингом, то в данной сфере рассчитывать на высокую работу педагогов по формированию умений саморегуляции и самоорганизации не приходится, однако личностные особенности учеников позволяют добиться определенных успехов в той или иной области самостоятельно, что еще больше мотивирует и формирует самоорганизацию деятельности подростков.
В экспериментальной части данной работы нами было проведено тестирование с помощью методик А. Н. Орел позволяющей определить склонность к отклоняющемуся поведению подростков и опросника самоорганизации Е. Ю. Мандриковой.
Данная работа проводилась в СОШ № 108 г. Казани. Среди опрошенных оказались учащиеся 7-го и 8-го класса в возрасте от 12 до 14 лет. Всего было 62 респондента среди который 31 - мальчик и 31 - девочка. Нами так же был проведен корреляционный анализ показателей с помощью программы статистики SPSS.
По данным корреляционного анализа наиболее достоверная прямая взаимосвязь проходит на уровне социально-желательных ответов с такими показателями как: планомерность - 40,6%, фиксация - 36,7 и общий показатель самоорганизации - 42,8%. Так же прослеживается достоверная обратная взаимосвязь между возрастом и социально- желательными ответами учащихся - 24,3%. Согласно корреляционному анализу у учащихся школы с низким образовательным рейтингом имеется обратная зависимость между показателями склонности к агресии и планомерностью - 23,5%, агрессией и общим показателем
самоорганизации - 21,7%, а так же контролем эмоций и планомерностью - 28,6%, настойчивостью - 25,3% и общим показателем самоорганизации - 21,2%. Взаимодействие по другими шкалам более слабое. В связи с этим мы предполагаем, что гипотеза о том что качества обучения, а в школе с низким образовательным рейтингом оно оставляет желать лучшего, вносит свой вклад в эмоциональную сферу, в особенности поведения и самоорганизацию подростков.
В ходе данного исследования мы достоверно показали, что подростки с более высокими показателями самоорганизации имеют низкую склонность к агрессии, а так же лучше контролируют свои эмоции, так как в решении тех или иных вопросов могут проявить настойчивость и спланировать наперед порядок своих действий.
Подростковый возраст является одним из самых сложных. Именно в этот период ребенок формирует важные стороны своей личности. И влияние окружения на его самоорганизацию и особенности его поведения является одной из наиболее сложных и противоречивых в современной психологии.
В первой части данного исследования нами была проведена большая теоретическая работа по изучению предпосылок к самоорганизации учебной деятельности подростков.
В первом параграфе мы рассматривали работы зарубежных и отечественных исследователей данной проблемы. Большинство из них сходятся во мнении, что характеристика многих важных сторон личности ребёнка содержится в его Я-концепции, которая закономерно изменяется в процессе возрастного формирования, в зависимости от внешних условий и внутреннего состояния подростка.
Ценностно-смысловая сфера является ведущей в самоопределении личности подростков и определяет достижение ими разного уровня социальной компетентности.
Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования самоорганизации учебной деятельности, поскольку в этом возрасте растет самосознание, формируется «Я» концепция, происходит интеллектуализация эмоций, интеллект приобретает логическую структуру. Однако, формирование самоорганизации в этом возрасте также получает важное значение и требует соответствующей педагогической работы. Она должна заключаться в обеспечении целенаправленности этого развития, его комплексировании и предъявлении учащемуся.
Во втором параграфе нами было изучено само понятие и сущность самоорганизации. Мы рассмотрели показатели для отдельных приемов в структуре самоорганизации. Судить же о сформированности структуры самоорганизации в целом, где приемы определенным образом связаны между собой, можно по сочетанию этих показателей. В этом же параграфе были изложенные такие приемы как: цель, мотив, действие, рефлексия, коррекция (включая переходы от одного приема к другому), которые являются основными составляющими процесса самоорганизации учащихся в учебном процессе.
Процесс самоорганизации можно выразить следующей формулой:
С = Ц+М+Д+Р+К, где:
С - самоорганизация; Ц - целеполагание, М - мотивация, Д - действие, Р - рефлексия, К - коррекция.
В связи с изложенным выше мы можем сделать вывод о том, что концепция самоорганизации рассматривалась впервые в философском аспекте. Термин самоорганизация используется также в синергетике, физике, биологии. В психологии и педагогике выделяются различные приемы самоорганизации.
В заключении теоретической части нашего исследования мы познакомились с понятием рейтинга общеобразовательных школ. Рассмотрели его критерии и положение о формировании рейтинга общеобразовательных школ города Казани. Изучили его структуру. Там же были представлены основы работы по самоорганизации учебной деятельности в школе.
Если рассматривать построение процесса в школах с низким образовательным рейтингом, то в данной сфере рассчитывать на высокую работу педагогов по формированию умений саморегуляции и самоорганизации не приходится, однако личностные особенности учеников позволяют добиться определенных успехов в той или иной области самостоятельно, что еще больше мотивирует и формирует самоорганизацию деятельности подростков.
В экспериментальной части данной работы нами было проведено тестирование с помощью методик А. Н. Орел позволяющей определить склонность к отклоняющемуся поведению подростков и опросника самоорганизации Е. Ю. Мандриковой.
Данная работа проводилась в СОШ № 108 г. Казани. Среди опрошенных оказались учащиеся 7-го и 8-го класса в возрасте от 12 до 14 лет. Всего было 62 респондента среди который 31 - мальчик и 31 - девочка. Нами так же был проведен корреляционный анализ показателей с помощью программы статистики SPSS.
По данным корреляционного анализа наиболее достоверная прямая взаимосвязь проходит на уровне социально-желательных ответов с такими показателями как: планомерность - 40,6%, фиксация - 36,7 и общий показатель самоорганизации - 42,8%. Так же прослеживается достоверная обратная взаимосвязь между возрастом и социально- желательными ответами учащихся - 24,3%. Согласно корреляционному анализу у учащихся школы с низким образовательным рейтингом имеется обратная зависимость между показателями склонности к агресии и планомерностью - 23,5%, агрессией и общим показателем
самоорганизации - 21,7%, а так же контролем эмоций и планомерностью - 28,6%, настойчивостью - 25,3% и общим показателем самоорганизации - 21,2%. Взаимодействие по другими шкалам более слабое. В связи с этим мы предполагаем, что гипотеза о том что качества обучения, а в школе с низким образовательным рейтингом оно оставляет желать лучшего, вносит свой вклад в эмоциональную сферу, в особенности поведения и самоорганизацию подростков.
В ходе данного исследования мы достоверно показали, что подростки с более высокими показателями самоорганизации имеют низкую склонность к агрессии, а так же лучше контролируют свои эмоции, так как в решении тех или иных вопросов могут проявить настойчивость и спланировать наперед порядок своих действий.



