ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самоорганизации учебной деятельности учащихся 7
1.1 Анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию
психологических особенностей подростков 7
1.2 Понятие и сущность самоорганизации учебной деятельности
школьников 15
1.3 Основы формирования рейтингов общеобразовательных
учреждений и работа по самоорганизации деятельности подростка 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенности поведения и самоорганизации деятельности подростка в школе с низким образовательным рейтингом 27
2.1 Методика проведения опытно-экспериментальной работы 27
2.2 Результаты тестирования подростков, учащихся в школе с низким
образовательным рейтингом 31
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение А 57
Приложение Б 70
Приложение В 79
Приложение Г 81
Приложение Д 82
Приложение Е.
В последние годы, главной социальной проблемой общества становится самоорганизация деятельности подростков. Проблема времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью.
Изменения, происходящие в «системе образования», связаны с процессами, которые происходят в социально-политической и экономической жизни на глобальном уровне (то есть во всем мире) и в каждой отдельной стране в частности. «Политика Российской Федерации в сфере образования» [67] отражает общегосударственные и национальнокультурные интересы, а также учитывает общемировые тенденции развития, которые требуют «модернизации российского образования».
Высшее образование является важным фактором вклада в улучшение качества социально-экономического развития населения, на сегодняшний день доступность получения высшего образования только растет начиная с 2000 года, оставаясь на том же уровне по качеству. Все это стало возможным с введением большого количество образовательных программ, грантов, а так же разработке и применению «новых образовательных стандартов»[66]. Тем не менее, департамент образования увеличивает требования к студентам, школьника, а также требования родителей.
Однако на сегодняшний день тенденция роста показателей успеваемости школьников позволяет предполагать, что данные изменения будут способствовать улучшению качества образования в дальнейшим, что в свою очередь поспособствует развитию всей системы в целом.
Вместе с тем, экономические и социальные условия последних двух лет внесли свои коррективы в развитие «системы российского образования». Одной из задач, стоящих перед «системой образования» сегодня - это сохранение ее базовых достижений, создающих гарантии гражданам страны в получении «доступного и качественного образования». С другой стороны, большая роль в настоящее время отводится системе образования в качестве созидательного элемента российского общества.
Другим важным трендом социальной сферы в последние десятилетия по мнению ученых НИУ ВШЭ стал рост неравенства в доступе к услугам сферы образования высокого качества. Исследования НИУ ВШЭ наглядно демонстрируют сохранение «островов низкого качества». В таких условиях выходом из возникшего противоречия между качеством и доступностью стало привлечение негосударственных ресурсов справедливое, по способностям распределение «дефицитных» образовательных ресурсов высокого качества.
Важнейшими условиями реализации такого подхода должны стать: равное и общедоступное предоставление услуг по раннему развитию, адресная помощь семьям, находящимся «в сложной жизненной ситуации», и школам, которые выполняют свою работу «в сложных социальных условиях» [62].
Отметим, что общий рост имущественного и культурного расслоения общества становится все заметнее, что и приводит к развитию предрасположенности к дифференциации школ по уровню качества предоставляемого образования. Выделяется целый «сегмент школ (как сельских, так и городских)», которые демонстрируют «устойчиво низкие результаты» на всех «ступенях образования».
Существующая актуальность исследования самоорганизации деятельности и её соотношение со сложившимся понятийнокатегориальным аппаратом психологии позволяет сформулировать следующие структурные элементы работы.
Объект исследования: самоорганизация деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
Предмет исследования: влияние самоорганизации деятельности, в школе с низким образовательным рейтингом, на особенности поведения подростков.
Цель исследования: определить взаимосвязи между особенностями поведения и самоорганизации деятельности подростков в школе с низким образовательным рейтингом.
Гипотеза исследования: самоорганизация деятельности подростков как фактор становления особенностей поведения возможна, лишь при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
• образовательный процесс старшеклассников должен быть построен с учетом самоорганизации учебной деятельности, а так же базироваться на интересы ученика в обучении;
• в содержании процесса обучения старшеклассников будут включены теоретические и практические сведения по самоорганизации учебной деятельности;
• будет обеспечен особый характер взаимодействия учителей и учащихся;
• показателями сформированности умений самоорганизации учебной деятельности учащихся будут сформированные умения целеполагания, анализа, планирования, волевой регуляции и выполнения планов, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, а также теоретические знания по самоорганизации учебной деятельности и высокий уровень рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных о особенностях поведения и самоорганизации подростков учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить наличие и взаимосвязи особенностей поведения и самоорганизации деятельности подростков, учащихся в школе с низким образовательным рейтингом.
Методы и методики исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самоорганизации деятельности и особенности поведения подростков; эмпирическое обобщение; моделирование; анализ педагогического опыта.
Изменения происходящие в сфере воспитания и образования с малых лет влияют на развитие личности человека. Общество ставит перед индивидуумом все более высокие требования к работе и личностным характеристикам.
Подростковый возраст является одним из самых сложных. Именно в этот период ребенок формирует важные стороны своей личности. И влияние окружения на его самоорганизацию и особенности его поведения является одной из наиболее сложных и противоречивых в современной психологии.
В первой части данного исследования нами была проведена большая теоретическая работа по изучению предпосылок к самоорганизации учебной деятельности подростков.
В первом параграфе мы рассматривали работы зарубежных и отечественных исследователей данной проблемы. Большинство из них сходятся во мнении, что характеристика многих важных сторон личности ребёнка содержится в его Я-концепции, которая закономерно изменяется в процессе возрастного формирования, в зависимости от внешних условий и внутреннего состояния подростка.
Ценностно-смысловая сфера является ведущей в самоопределении личности подростков и определяет достижение ими разного уровня социальной компетентности.
Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования самоорганизации учебной деятельности, поскольку в этом возрасте растет самосознание, формируется «Я» концепция, происходит интеллектуализация эмоций, интеллект приобретает логическую структуру. Однако, формирование самоорганизации в этом возрасте также получает важное значение и требует соответствующей педагогической работы. Она должна заключаться в обеспечении целенаправленности этого развития, его комплексировании и предъявлении учащемуся.
Во втором параграфе нами было изучено само понятие и сущность самоорганизации. Мы рассмотрели показатели для отдельных приемов в структуре самоорганизации. Судить же о сформированности структуры самоорганизации в целом, где приемы определенным образом связаны между собой, можно по сочетанию этих показателей. В этом же параграфе были изложенные такие приемы как: цель, мотив, действие, рефлексия, коррекция (включая переходы от одного приема к другому), которые являются основными составляющими процесса самоорганизации учащихся в учебном процессе.
Процесс самоорганизации можно выразить следующей формулой:
С = Ц+М+Д+Р+К, где:
С - самоорганизация; Ц - целеполагание, М - мотивация, Д - действие, Р - рефлексия, К - коррекция.
В связи с изложенным выше мы можем сделать вывод о том, что концепция самоорганизации рассматривалась впервые в философском аспекте. Термин самоорганизация используется также в синергетике, физике, биологии. В психологии и педагогике выделяются различные приемы самоорганизации.
В заключении теоретической части нашего исследования мы познакомились с понятием рейтинга общеобразовательных школ. Рассмотрели его критерии и положение о формировании рейтинга общеобразовательных школ города Казани. Изучили его структуру. Там же были представлены основы работы по самоорганизации учебной деятельности в школе.
Если рассматривать построение процесса в школах с низким образовательным рейтингом, то в данной сфере рассчитывать на высокую работу педагогов по формированию умений саморегуляции и самоорганизации не приходится, однако личностные особенности учеников позволяют добиться определенных успехов в той или иной области самостоятельно, что еще больше мотивирует и формирует самоорганизацию деятельности подростков.
В экспериментальной части данной работы нами было проведено тестирование с помощью методик А. Н. Орел позволяющей определить склонность к отклоняющемуся поведению подростков и опросника самоорганизации Е. Ю. Мандриковой.
Данная работа проводилась в СОШ № 108 г. Казани. Среди опрошенных оказались учащиеся 7-го и 8-го класса в возрасте от 12 до 14 лет. Всего было 62 респондента среди который 31 - мальчик и 31 - девочка. Нами так же был проведен корреляционный анализ показателей с помощью программы статистики SPSS.
По данным корреляционного анализа наиболее достоверная прямая взаимосвязь проходит на уровне социально-желательных ответов с такими показателями как: планомерность - 40,6%, фиксация - 36,7 и общий показатель самоорганизации - 42,8%. Так же прослеживается достоверная обратная взаимосвязь между возрастом и социально- желательными ответами учащихся - 24,3%. Согласно корреляционному анализу у учащихся школы с низким образовательным рейтингом имеется обратная зависимость между показателями склонности к агресии и планомерностью - 23,5%, агрессией и общим показателем
самоорганизации - 21,7%, а так же контролем эмоций и планомерностью - 28,6%, настойчивостью - 25,3% и общим показателем самоорганизации - 21,2%. Взаимодействие по другими шкалам более слабое. В связи с этим мы предполагаем, что гипотеза о том что качества обучения, а в школе с низким образовательным рейтингом оно оставляет желать лучшего, вносит свой вклад в эмоциональную сферу, в особенности поведения и самоорганизацию подростков.
В ходе данного исследования мы достоверно показали, что подростки с более высокими показателями самоорганизации имеют низкую склонность к агрессии, а так же лучше контролируют свои эмоции, так как в решении тех или иных вопросов могут проявить настойчивость и спланировать наперед порядок своих действий.
1. Benish-Weisman M. The interplay between values and aggression in adolescence: A longitudinal study // Developmental Psychology. 2015. Vol. 51(5). Р. 677-687.
2. Farrell A.D.; Sullivan T.N.; Goncy E.A.; Le, Anh-Thuy H. Assessment of adolescents’ victimization, aggression, and problem behaviors: Evaluation of the Problem Behavior Frequency Scale // Psychological Assessment.2016. Vol.28(6).P. 702-714.
3. Rokeach М. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973. P. 438.
4. Ros M., Schwartz S. H., Surkiss S. Basic Individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology: An International Review. 1999. Vol. 48. Р. 49-71.
5. Ruch W., Weber M., Park N., Peterson C. Character strengths in children and adolescents: Reliability and initial validity of the German Values in Action Inventory of Strengths for Youth (German VIA-Youth) // European Journal of Psychological Assessment. 2014. Vol. 30(1). Р. 57-64.
6. Schwartz S.H., Bardi, A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. Vol.32. Р. 268-290.
7. Schwartz S.H., Sagiv L., Boehnke K. Worries and values // Journal of Personality. 2000. Vol. 68. Р. 309-346.
8. Thomaes, S., Bushman, B. J., de Castro B.O., Reijntjes A. Arousing “gentle passions” in young adolescents: Sustained experimental effects of value affirmations on prosocial feelings and behaviors // Developmental Psychology. 2012. Vol. 48(1). Р. 103-110.
9. Toyokawa, N.; Toyokawa T. The construct invariance of family values in Asian and Hispanic immigrantadolescents: An exploratory study // Asian American Journal of Psychology. 2013. Vol. 4(2). Р. 116-125.
10. Wray-Lake L., Syvertsen A.K., Flanagan C.A. Developmental change in social responsibility during adolescence: An ecological perspective // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52(1). Р. 130-142.
11. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994. -246с.
12. Анциферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной дея-тельности. М., Изд-во Акад. Пед наук СССР, 1961. - 151 с.
13. Ахмедов А.Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации // Психологические исследования. 2009. № 2(4).
14. Ахмедов А.Б., Марцинковская Т.Д. Синергетические и
холистические тенденции Я-концепции: теория и эмпирика //Психологические исследования. 2010. N 3(11).
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. Основы). -М.: Просвещение, 1982. - 192с
16. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом«БАХРАХ - М», 2000. С. 333405.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. Педагогика, 1989. - 192 с.
18. Бодалев А.А. Личность и общение.: Избр тр - М.: Педагогика, 1983 - 271с.
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
20. Быков А.В., Шульга Т.Т. и др. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: Изд-во «УРАО», 2001. 98 с.
21. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии, 1997. №5.
22. Васильев И.А., В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. Эмоции и мвшление. М., Изд-во Москва. Ун-та, 1980. 192 с.
23. Вопросы психологической активности и саморегуляции личности. (Сборник статей.) т.2 - Свердловск, 1976
24. Выготский Л.С. Соч: в 6-ти Т./Главный редактор А.В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982
25. Габай Т.В. Педагогическая психология / учебное пособие. М.: Изд-вл Моск, ун-та, 1995. 160с.
26. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Изда-во. Моск, ун-та, 1988. - 254с.
27. Голубева Н.А., Кончаловская М.М. Территориальная идентичность и ценностные ориентации как факторы структурирования социального пространства // Психологические исследования. 2013. 6 (32).
28. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и эксперементального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.
29. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 412 с.
30. Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в
подростковом возрасте // Девиантология: Хрестоматия / Автор-
составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007. С. 51-57.
31. Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. Елец, 2004. 185 с.
32. Идобаева О.А. Ценностные основы психологопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями // Научно-методический журнал Образование личности №3. 2015. С. 27-35.
33. Ильясов И.И. Система эврестических приемов решения задач. М.: РОУ, 1992
34. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М., 1968
35. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности.Спб.:Из-во «Речь», 2004. 70 с.
36. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с деликвентным поведением // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 32. С. 8.
37. Князева Е.Н. Курдюшов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем/РАН. - М.: Наука, 1994. - 236 с.
38. Компаниченко В.Н. Самоорганизация личности - путь к расцвету человечества. Хабаровск, 1994. - 51 с.
39. Кон И.С. Открытик "Я". М., Политиздат. 1978. 367 с.
40. Крупская Н. К. Пед. Сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959
41. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПБ.: СПБГУПМ, 2001.-84 с.
42. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности (сборник научных трудов). Л., 1972.
43. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. - Препринт, Новосибирск, 1990. - 65 с.
44. Ладенко И.С., Степанов С.Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. - Препринт, Новосибирск, 1990. - 52с.
45. Левина М.М. Процесс обучения на уроке. Учеб.пособие. - М;
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
47. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996, №4. С. 15-26.
48. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков // Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007. С. 64-78.
49. Макеева М.Е. Структура ценностных ориентаций старшеклассников в контексте дифференциации системы школьного образования //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (42). Ч. I. C. 125-128.
50. Маркова А.К. и др Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192с.
51. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., "Знание", 1975. 64 с.
52. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. Изд-во Смысл, 2011. 496 с.
53. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., "Педагогика", 1972. 168 с.
54. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., "Педагогика", 1975. 368 с.
55. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука, 1998. - 192с.
56. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 77с.
57. Платонов К.К. Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащихся. М., "Высш. Школа", 1966. 224 с.
58. Подольский Д.А. К проблеме формирования социальноморальной компетентности подростков // Образование личности.2015.№4. С. 60-68.
59. Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи
бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854).
60. Сафин В., Нурлыгаянов И. Структура и содержание ценностносмысловой сферы при разных типах самоопределения личности // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 18-23.
61. Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 304с.
62. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада [Текст] :докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7-10 апр. 2015 г. / отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 51 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/178017082.
63. Суворова И.М. Аксиогенез личности и специфика его формирования в школьном возрасте Тамбов: Изд-во Грамота, 2014; Ч. 2.С. 172-174.
64. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1975
65. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983
66. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
67. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
68. Фридман Л. М. Логико психологически анализ школьных учебных задач. М., "Педагогика", 1977. 208 с.
69. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: Издательство «Институт психологии РАН». 2007. 383 с
70. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада [Текст]: докл. К XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19-22 апр. 2016 г. / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. - 76 с. - экз. - С.43-47.
71. Челышева Ю.В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков асоциального поведения // Журнал системной психологии и социологии. 2015. №16. С. 23-29
72. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация
поведения. М., Логос, 2003, 8,5 п.л.
73. Шамне А.В. Социально-психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями) // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 35. С. 9.
74. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-106.
75. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.