Введение 3
1. Теоретические основы управления качеством гостиничных услуг 6
1.1. Понятие, виды и особенности оказания гостиничных услуг 6
1.2. Особенности управления качеством гостиничных услуг 16
1.3. Зарубежный опыт управления качеством гостиничных услуг 26
2. Исследование управления качеством гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая
деревня» 37
2.1. Характеристика ГРК «Рыбацкая деревня» 37
2.2. Анализ качества гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая деревня» 41
2.3. Оценка управления качеством гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая
деревня» 45
3. Совершенствование управления качеством гостиничных услуг в ГРК
«Рыбацкая деревня» 55
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления
качеством гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая деревня» 55
3.2. Разработка программы контроля качества гостиничных услуг в ГРК
«Рыбацкая деревня» 58
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 63
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложения
Актуальность исследования. В условиях перехода на новый технологический уклад, характеризующийся ускорением глобализационных процессов, влиянием инновационного фактора, ростом производительности труда и качественными изменениями в отраслевой структуре производства, происходит интенсивное высвобождение части рабочей силы, не нашедшей себе применения в сфере материального производства, в сферу услуг или так называемый «сервисный сектор», все в большей степени выступающий в функции поглощения рабочей силы и поддержания доходов населения. Современный сервисный сектор экономики России чрезвычайно разнообразен и включает все сегменты непроизводственной сферы: деятельность в области культуры, спорта, организаций досуга и развлечений; санаторно-курортную деятельность; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; услуги связи; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; туристскую деятельность; рекламную деятельность; риэлтерские услуги; финансовую и страховую деятельность; техобслуживание и ремонт транспортных средств; услуги пассажирского транспорта; ремонт бытовых изделий; персональные услуги.
Клиентоориентированный подход за счёт повышения качества обслуживания покупателей и удовлетворения их потребностей привлекает покупателей и удерживает наиболее прибыльных из них, тем самым, обеспечивая рост доходности своей фирмы. Современный туризм столь же противоречив, как и процессы, происходящие в современном мире. Но туризм стал одним из способов формирования универсальных ценностей, наиболее доступного способа обучения, изучения и сохранения исторического, культурного и природного наследия в XXI веке.
Гостиничные услуги и управление их качеством являются наиболее важными звеньями в деятельности туристического предприятия. Получение и увеличение прибыли подразумевает, прежде всего, присутствие и увеличение числа постоянных клиентов. Покупателей можно привлекать и удерживать, только если они заинтересованы в получении услуг от этого отеля, а это значит, что обслуживание должно быть высокого качества.
Непрерывное развитие, достижение целей, эффективное внедрение стратегий во многом зависят от репутации, бренда, человеческого капитала и других нематериальных активов. Показатели финансовых показателей не имеют себе равных, их следует рассматривать в результате наличия и использования интеллектуалов.
В контексте повышения роли интеллектуального потенциала происходят изменения в управленческих и маркетинговых аспектах практики организаций. Появляются новые подходы, которые указаны в инновационных методах работы с нематериальными активами. В частности, заметно усиливается внимание организаций к стратегии ориентированного на клиента бизнеса.
В результате тщательного изучения потребностей клиентов вы можете значительно увеличить продажи и расширить базу благодаря рекомендациям. В то же время используется только существующая база, и огромные затраты на привлечение новых клиентов не требуются. Финансовый результат этого подхода может значительно превысить ожидания.
Актуальность этого исследования неоспорима, поскольку для гармоничной автоматизации различных процессов, а также для стандартизации управления работой с гостями необходимо внедрить CRM-систему. Это решение поможет нам получить стандартную клиентскую базу для отеля, статистику и аналитику с запросами и звонками, а также спланировать улучшение качества работы.
Обзор источников. Анализ публикаций научных статей, экономической литературы и статей экспертов в области туризма [1, 25, 31 и т.д.] показал, что большинство исследований касается функционирования логистики в сфере материального производства (традиционная логистика). Эта распространенность во многом объясняется тем фактом, что именно в сфере материального производства рассматривается управление цепочкой поставок, которое некоторые авторы называют самой высокой стадией логистики.
Цель исследования - анализ управления качеством гостиничных услуг (на примере ГРК «Рыбацкая деревня»)».
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления качеством гостиничных услуг;
- изучить специфику управления качеством в предприятиях гостиничного бизнеса;
- провести исследование управления качеством гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая деревня»;
- предложить пути совершенствование управления качеством гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая деревня»;
- предложить пути совершенствование контроля качества гостиничных услуг в ГРК «Рыбацкая деревня»;
- провести анализ эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - ГРК «Рыбацкая деревня», г. Арск.
Предмет исследования - процесс управления качеством гостиничных услуг (на примере ГРК «Рыбацкая деревня»)».
Методы исследования. В работе применялись такие методы исследования, как формально-логический, сравнительный анализ.
Информационной базой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.
Практическая значимость результатов заключается в том, что предложенные рекомендации применимы для повышения уровня клиенто-ориентированности любых гостиниц
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Итак, покупателей можно привлечь и удержать, только если они заинтересованы в получении услуги у данной гостиницы, а значит, услуга должна быть качественной. Продажи и продвижение услуги будут эффективными лишь в том случае, если сначала будут определены цели и потребности гостя, а затем будет создан и предложен доступный по цене товар или услуга. Достижением цели гостиниц является развитие продукта и услуг в точном соответствии с требованиями гостя.
Таким образом, клиентоориентированный подход за счёт повышения качества обслуживания покупателей и удовлетворения их потребностей привлекает покупателей и удерживает наиболее прибыльных из них, тем самым, обеспечивая рост доходности своей ГРК. Современный туризм столь же противоречив, что и процессы, протекающие в современном мире. На рынке самым важным человеком, определяющим успешность функционирования любой организации, является гость. Это известно очень давно, правда, не всем и не везде. В частности, это неизвестно многим маркетологам в России. Основными задачами клиентоориентированной стратегии развития является ориентация на удержание покупателей, построение индивидуальных коммуникаций, основа которого являются отношения сотрудничества с гостями. В рамках раскрытия данных задач клиентоориентированной стратегии развития компании были рассмотрены схема и алгоритм по ее разработке. Оценкой эффективности внедрения клиентоориентированной стратегии послужила матрица целесообразности, отражающая границы клиентоориентированности. За счет горизонтальной и вертикальной интеграции структурных звеньев и расширения полномочий нижестоящих подразделений может быть осуществлен комплексный подход к удовлетворению потребности конкретных покупателей к их обслуживанию, их удержанию, а, следовательно, росту прибыли компании и укреплению ее конкурентного положения на рынке гостиничных услуг.
В нынешних условиях успех на рынке возможен только для тех компаний и бизнес-проектов, которые смогут выстроить правильные взаимные отношения с гостями. Только четкая ориентированность на гостя и умение услышать его позволят обеспечить взаимовыгодное сотрудничество на долгосрочную перспективу. Так или иначе, база любой компании будет достаточно четко разделяться на некоторые категории и персоналу просто жизненно необходимо обладать умением различать их, учитывать их особенности и с учетом всего этого суметь заинтересовать каждого гостя во взаимовыгодном долгосрочном сотрудничестве с компанией. Добиться всех этих целей и как результат существенно повысить качество работы компании можно только в том случае, если весь персонал будет не просто четко ориентирован на каждого гостя, но увидит в подобном подходе прямую связь со своими собственными интересами, если весь персонал будет не просто четко ориентирован на каждого гостя, но увидит в подобном подходе прямую связь со своими собственными интересами. Это поможет гостинице «Рыбацкая деревня» повысить уровень клиентоориентированности и стать более устойчивой на гостиничном рынке.
В результате выполненной работы сделаны следующие выводы:
1. Клиентоориентированность — это ориентация человека в своей работе на внутреннего или внешнего гостя с целью определения его потребностей и интересов, а также принятия их во внимание и учета в дальнейшей работе.
2. По данным проведенного исследования по анкетированию потребностей гостя можно судить о проблемах, с которыми сталкивается гостиница, в связи с отсутствием важнейших информационных инструментов, оптимизирующих работу с гостями, а именно отсутствие международной системы бронирования и сайта ГРК в сети интернет.
3. Существует немало тонкостей, которые стоит учитывать при качественном продвижении сайта, а именно: контроль наполнения, выбор дизайна, удобство использования. Необходимо заняться продвижением сайта, воспользовавшись самой популярной поисковой системой рунета - Яндекс.ру.
Совокупность таких параметров как качественный сайт, его продвижение в сети и своевременное обновление новостей - отличный способ поддерживать связь как с имеющимися, так и будущими гостями.
На основе сделанных выводов даны следующие рекомендации:
1. Была предложена автоматизация работы ГРК при помощи программных продуктов «Оптим-отель», «Гость», «1С: Отель 8», «FIDELIO». Благодаря удобному интерфейсу можно в режиме реального времени получать статистику по проданным услугам ГРК, обороту и гостям.
2. Установка международной системы бронирования, такой как FIDELIO FO, значительно позволяет ускорить процесс работы с гостями и партнерами, дает доступ к огромному объему и информации, экономит время на создание отчетов. Можно сделать вывод, что FIDELIO FO - прекрасный инструмент для автоматизации бронирования и всего рабочего процесса в гостинице. Возникающие проблемы легко решаются посредством приобретения данных инструментов.
3. В результате качественного создания и продвижения сайта должен увеличиться поток покупателей, а система бронирования должна облегчить процесс работы с гостем и создания отчетности.
4. Необходимо повысить интенсивность использования СМИ. Использование дополнительных систем скидок таких как: внесезонные скидки и скидки носящий временной характер позволят прилечь покупателей и повысить рентабельность работы ГРК.
1. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении Государственной программы развития туризма и туризма в Российской Федерации на 2013-2020 гг.
2. Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
3. Приказ Минтуризма от 29.04.2015 N 1340 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов гостиничной индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39191).
4. Приказ Минтуризма РФ от 11 июля 2014 года № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов гостиничной индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемая аккредитованными организациями» (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473).
5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». - URL: http://www.fcp.economy.gov.ru.
6. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года N 2-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.).
7. Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» от 14 ноября 1996 г. (ред. от 18.04.2018 г.).
8. Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Стандарты
9. ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги для населения». - URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200102288.
Книги, монографии
10. Азарова С.П. Маркетинговые коммуникации: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. О. Н. Жильцовой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 456 с.
11. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Под ред. Н. Макаровой. - Издательство Вильямс, 2013. - 928 с.
12. Барчуков И. С., Баумгартен Л. В., Башин Ю. Б., Зайцев А. В. Гостиничный бизнес и индустрия размещения покупателей; КноРус - Москва,
2013. - 168 c.
13. Баумгартен Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: Учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 338 с.
14. Бгатов, А. П. Туристские формальности / А.П. Бгатов. - М.: Академия,
2014. - 368 c.
15. Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебное пособие. 6-е изд., доп. и перераб. / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. - Издательство Феникс, 2015. - 223 с.
16. Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: Учебное пособие / Д. Бикташева, Л. Гиевая, Т. Жданова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
17. Браймер Р. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 321с.
18. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм. Учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2015. - 207 c.
19. Бутрин А.Г. Управление сбытом в цепи поставок промышленного предприятия. - Челябинск: Абрис-Принт, 2014. - 306 с.
20. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой / С.А. Быстров. - М.: Форум, Инфра-М, 2013. - 400 c.
21. Волков, Ю.Ф. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов / Ю.Ф. Волков. - М.: Феникс, 2014. - 663 с.
22. Газин Я.С., Горбачев М.П. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке. - М.: Издательство Феникс, 2014. - 160 с.
23. Гембл П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. - М.: Фаир- Пресс, 2013. - 507 с.
24. Дашков Л.П. Особенности применения маркетингового инструментария в предпринимательской деятельности в сфере услуг. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2015. - 197 с.
25. Динкина К.М. Специфика гостиничных услуг. - Издательство Юнити- Дана, 2016. - 256 с.
26. Ефименко К.Э. Путь бренда на вершину продаж. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
27. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сфере услуг: туризм и гостиничное дело: Учебное пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н.А. Зайцева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с
28. Зайцева, Н.А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе: Учебное пособие / Н.А. Зайцева, А.А. Ларионова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
29. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М.: КноРус, 2013. - 413 с.
30. Катернюк А.В. Основы современного маркетинга. - Ростов н/д: Феникс, 2014. - 216 с.
31. Ким С.А. Маркетинг: Учебное пособие - М.: КноРус, 2014. - 487 с.
32. Киседобрев, В.П. Менеджмент в туризме: Учебник / В.П. Киседобрев, О.Н. Кострюкова, А.В. Киседобрев; под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 152 с.
33. Кондратенко Н. М. Маркетинг: учебник для бакалавров / Н. М. Кондратенко; отв. ред. Н. М. Кондратенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 542 с.
34. Кудинов А. CRM: Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов - Издательство 1С-Паблишинг, 2016. - 426 с.
35. Кэтлин Р. Аллен. Продвижение новых технологий на рынок / Перевод Е. Ручкина. - Издательство Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 456 с.
36. Ларкина, Н.Г. Шпаргалки: Менеджмент в туризме / Н.Г. Ларкина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 94 с.
37. Ляпина И.Ю. Индустриальная база гостиниц и гостиничных комплексов Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ И.Ю.Ляпина, Т.Л. Игнатьева, С.В. Безрукова. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 272 с.
38. Максимцов М.М. Современный менеджмент / Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 299 с.
39. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 261 с.
40. Медлик, С. Гостиничный бизнес / С. Медлик, Х. Инграм. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 224 с.
41. Мельник М. В. Теория экономического анализа: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Мельник, В. Л. Поздеев. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 261 с.
42. Ньюман М. Гостиничное дело - М.: АСТ, 2013. - 318 с.
43. Организация культурно-досуговой деятельности. Учебник: И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева - Санкт-Петербург, Academia, 2014. - 192 с.
44. Полюшко, Юлия Гостиничное дело / Юлия Полюшко. - М.: Издательские решения, 2017. - 590 с.
45. Романова, М.В. Гостиничное дело. Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Героика и Спорт (ГИС), 2015. - 340 с.
46. Ромат Е.В. Гостиничное дело / Е.В. Ромат - СПб.: Питер, 2013. - 556 с.
47. Сиссорс Д., Бэрон Р. Гостиничное дело. Менеджмент для профессионалов, СПб., Питер, 2013. - 336 с.
48. Скобкин С.С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 442 с.
49. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебное пособие / Перевод В. Егоров. - 2-е изд. - Издательство Юнити-Дана, 2009. - 736 с.
Печатная периодика
50. Горов В. Е. Правовое регулирование отношений // Человек и закон. - 2014. - N 8. - С. 105-111.
51. Горовой Н. К. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации // Юридический мир. - 2014. - N 4. - С. 72-74.
52. Егоров В. Е. Правовое регулирование качества предоставляемых услуг в гостиничной индустрии // Туризм: право и экономика. - 2014. - N 1. - С. 17-21.
53. Егоров В. Е. Правовое регулирование отношений в гостиничной деятельности // Туризм: право и экономика. - 2014. - N 3. - С. 24-27.
54. Жмулина Д. А. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг // Современное право. - 2014. - N 1. - С. 55-59.
55. Жмулина Д. А. К проблеме классификации и стандартизации гостиничных услуг в Российской Федерации // Предпринимательское право. - 2014. - N 2. - С. 25-28.
56. Жмулина Д. А. Понятие и виды гостиничных услуг // Современное право. - 2014. - N 2. - С. 62-66.
57. Коллизия права и новые документы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2014. - N 8. - С. 10-13.
58. Ситдикова Л.Б. К вопросу о трансформации правовой модели услуг в сферу обслуживания // Юридический мир. 2014. № 6. С. 18-21.
59. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 7. С. 41-44.
60. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. № 6. С. 18-21.
Электронные ресурсы
61. Гостиницы: Исследование рынка гостиничных услуг [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство Promaco. - URL: http://prohotel.ru/news- 3399/0/ (Дата обращения: 18.02.2018).
62. Информационный портал о туризме [Электронный ресурс] /
Международный туризм; Copyright. - URL: http://www.terratur.ru (Дата
обращения: 19.02.2018)
63. Показатели качества гостиничных услуг. Менеджмент туризма [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vfmgiu-tourism. ru/ (Дата обращения: 27.02.2018)