ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 6
1.1 Анализ опыта социальной адаптации приёмных детей 6
1.2. Особенности социально-психологического развития приёмных детей.... 8
1.3. Адаптация ребёнка в условиях приёмной семьи на совершённом этапе
развития отечественной психологии 11
Выводы по первой главе 19
II. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методики изучения взаимодействий членов семьи в период адаптации
усыновлённого ребёнка 21
2.3. Методы математической статистики 25
III. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 29
3.1. Изучение взаимодействий членов семьи в период адаптации
усыновлённого ребёнка 29
3.2. Методические рекомендации по особенности взаимодействий членов
семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка 35
Выводы по третей главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
В настоящее время отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества. По данном Республики Татарстан город набережные Челны из 708 подопечных отдела 217 являются сиротами, что составляет 30%, остальные - социальные сироты, дети при живых родителях. Несмотря на государственные программы в поддержку семей, количество родителей лишенных родительских прав не уменьшается, сообщает управление информационной политики города [27].
Семья наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Поэтому современная государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией к развитию семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи и т.д.) и передачи таких детей на воспитание в семьи граждан.
Как показывают исследования отечественных специалистов в области социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: Н.П. Ивановой, Н.Н. Максимова, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбаковой, Г.В. Семьи, И.Н. Старостиной, А.Б. Холмогоровой, наибольшую эффективность даёт воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищённости ребёнка, удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях, привязанности.
Результаты исследований говорят о том, что в настоящее время всего больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети подросткового возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в интернатных учреждениях. Поэтому, как показывает практика, попадая из интернатного учреждения, в котором он прожил достаточное количество времени, в семью, подросток теряется, не знает, как ему жить в новом для него социальном пространстве.
Один из выходов из создавшейся ситуации: подростка необходимо готовить к проживанию в семье. И здесь ведущая роль должна отводиться социальному педагогу, который должен выработать такие формы и методы работы как с ребёнком в рамках замещающей семьи, так и с самой семьей, которые имеют потенциал создания среды для развития и формирования наиболее здоровой личности. Именно поэтому данная тема работы является актуальной.
Цель исследования: изучение особенности взаимодействий членов семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка.
Объект исследования: приёмные дети.
Предмет исследования: особенности взаимодействий членов семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка.
Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь между привязанностью и периодом адаптации усыновлённого ребёнка.
Для решения поставленных задач были использованы:
Методические основы исследования являются следующие подходы: детско-родительские отношения (Р.В. Овчарова, Ю.Г. Эйдемиллер) [58], теории привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт) [59], адаптации личности в условиях приёмной семьи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева) [60].
Методы исследования: теоретико-методологический анализ; эмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опрос, методы математической статистики: критерий Пирсона.
Методики исследования: опросник САН, методика «Определения привязанности у ребёнка» (Л.А. Белова, А.Н.Сафонова).
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные результаты исследования, можно применть психологами в работе домов ребёнка, приютов с усыновлёнными детьми в период адптации.
Исследование проводилось в ГКУ СПДП «Асылташ» в городе Набережные Челны. В исследовании приняли участие 25 приёмных семей.
Структура исследования ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована рисунками.
Проведенное нами исследование подтвердило то, что адаптация детей сирот в новой принимающей семье будет эффективна, если подобрать формы и методы работы социального педагога с детьми-сиротами при передаче ребенка в замещающую семью, разработать и апробировать мероприятия по подготовке замещающих родителей,диагностировать социальные умения, необходимые ребенку для жизни в семье.
В ходе проведения исследования были достигнуты поставленные задачи, а именно: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определены психологические особенности детей- сирот; выявлены наиболее эффективные формы и методы социальнопедагогической подготовки детей-сирот в замещающую семью.
Приемные семьи, испытывая проблемы и трудности не только на этапе адаптации, но и на этапах перехода на новый жизненный цикл и в любых других кризисных ситуациях крайне нуждаются в психологической помощи. И мы считаем нужным еще раз подчеркнуть важность и необходимость профессиональной помощи психологов и социальных работников для замещающих семей. Полученные результаты говорят о том, что в терапевтической работе с такими семьями важно укреплять супружеское взаимодействие для изменения функционирования всей семейной системы, и перехода членов семьи от взаимодействия в дисфункциональных треугольниках к диадным и триадным отношениям. Так как мужья в приемных семьях находятся на большой дистанции не только от своих жен, но и от детей, важно в работе с приемными семьями эмоциональное включение отцов в жизнь семьи в целом.
Полученные результаты в нашем качественном исследовании расширяют знания и представления о приемных семьях с точки зрения устройства их эмоциональной системы и могут быть полезны для дальнейших исследований приемных семей и их особенностей для оказания им эффективной психологической помощи.
В нашем исследовании было отображено особенности взаимодействии между членами семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка (см. рис. 1, 2, 3, 4). Также выявили взаимосвязь, в каком периоде приёмные дети привязаны к своим родителям и как они при этом себя чувствуют.
Перспективными направлениями исследования приемных семей, на наш взгляд, могло бы быть:
- изучение особенностей взаимодействия сиблинговой подсистемы приемного и кровных детей, поскольку именно это взаимодействие может иметь позитивный ресурс и для приемного ребенка и для всей семьи в целом.
- Исследование взаимосвязи эмоционального опыта приемных родителей, приобретенного в их семьях с желанием усыновить ребенка. Проблема социального сиротства привлекает к себе все большее внимание.
Из всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более приоритетной является семейная, когда по заказу и под контролем соответствующих органов приемная семья занимается воспитанием ребенка. Адаптация приемного ребенка в семье и, адаптация семьи к приемному ребенку является самым первым и очень ответственным этапом в жизни семьи. От того, как быстро ребенок сформирует новые отношения, а семья примет нового члена семьи, будет зависеть дальнейшее
полноценное развитие семейной системы в целом. Если нарушена первая фаза, будут страдать и все остальные этапы жизнедеятельности семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Имеется взаимосвязь между привязанностью и периодом адаптации усыновлённого ребёнка.
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / 2010. -N5. - с.49 - 53; N6 - с.46 -51.
2. Андреева Ю. Хотите усыновить ребёнка?/ Ю.Андреева. - СПб.: Питер,2004. - 224с.
3. Артамонова Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для визов. - С.: Академия, 2005. - 190с.
4. Астоянц М.С. Дети-сироты в России: личностные характеристики ребёнка в условиях депривации/М.С. Астоянц // Вестник Евразии, 2004.- с. 58-88.
5. Базарова Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Б. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. Социология, 2011.- с. 239
6. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
7. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста Учебное пособие. - М.: Учитель, 2011.
8. Бессчестнова О.В. Приёмная семья: социально-демографический анализ. / Г.В. Дыльнова // монография. Саратов, 2008. - с. 28
9. Варпаховская О. “Зеленая дверца первые шаги в общество- 2010. - N1. -с.30 - 35.
10. Герасимова Е.В. Социально-психологическое сопровождение формирования гуманных взаимоотношений в приёмной семье / Е.В. Герасимова // Учёные записки Российского государственного социального университета. Народное образование. Педагогика. - 2009.- с. 220.
11. Грибанова Л. Найди меня, мама/ Л. Грибанова, С. Осадчук, нау .редактор - Семья Г.В. - М.: АНО «Студио-Диалог», - 2006г.
12. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы Методическое пособие - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
13. Диагностика развития ребёнка Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. - Ростов - на-Дону:Феникс,2011 .
14. Дрожжина И.В. Договор о приёмной семье: понятие и особенности заключения // юридическая наука. М., 2011.№2. - с.15.
15. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. - М., 2012.
16. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого - педагогическая помощь родителям-2009.- N7. - с.66 - 77.
17. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардараки, 2005. - 320 с.
18.. Карпунина Е.В. Как усыновить ребенка? - Москва: Эксмо, 2011
19. Киселёва Н.А. Проблема адаптации приёмных детей и родителей в замещающих семьях / Н.А. Киселёва // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки,
2014. - №13. - с.134-138.
20. Куфтяк Е.В. приёмная семья: особенности подбора и адаптации: ментодическое пособие для специалистов служб сопровождения семьи /
Е.В. Куфтяк, И.В.Тихонова. - Кострома.: КГУ им.Н.А. Некрасова, - 2010. - 82 с.
21. Кондратьева Н.И. Модель психолого-педагогического сопровождения семейного жезноустройства детей-сирот и детей, без попечения родитей / Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогоческие науки. - Чита, 2011.- с.75.
22. Конева О.Б. Психодогические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот/О.Б. Конева // Специальная психология,2009. -с.59-65.
23. Костина В. Новые подходы к адаптации детей- 2010. - N1 - c.34 - 37.
24. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребёнка/ Г.С. Красницкая, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, О.А. Кабышев, протоиерей Аркадий Шатов, -М.: Дрофа, - 2001г.
25. Левицкая Е. А., Пасикова Т.А. Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография. / Е.А. Левицкая, Т. А. Пасикова. - Тамбов, 2016.-74 с.
26. Лоис Р. Мелина (Lois R. Melina) - «Adopted Child» пер с англ./ , Vol. 3, # 6, July 1996.
27. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком - СПб, 2011.
28. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, 2012.
29. Метенова Н.М. Родительское собрание - Ярославль, 2013.
30. Митросенко С. В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-сирпот в замещающей семье / С.В. Митросенко // Практика Российкого образования. Идеи и идеалы. - 2013.- №1. - с.126.
31. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург: Речь, 2012 .
32. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями- 2010. - N11. -с.10 - 14.
33. Оверчук Т. И. Воспитание детей Сборник статей и документов. - М.,2011.
34. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: порфессиональная
замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368.
35. Ослон В.Н. Приёмная семья - кризисы первого года / В.Н. Ослон. - Пермь, 2011. - 46 с.
36. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. познавательное развитие -
М., Мозаика Синтез, 2012.
37. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? / Обруч. - 2010. - N2.
38. Психологический портрет- Новоуральск, 2012 .
39. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации /- 2010. - N2.
40. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми в период адаптации - М.: Книголюб, 2013.
41. Салыкова К. С. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в приёмных семьях / К.С. Салыкова // Вестник Костромвского государственногоуниверситета. Педагогоика. - Костанай, 2007. - с. 169
42. Сборник статей Шведского общества международной помощи детям «Adoptincentrum». Научно-популярное издание «Стать семьёй» / М.: 2006г.
43. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
44. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе - М., АРКТИ ,2011 .
45. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
46. Теплюк С. Улыбка ребёнка в период адаптации /- 2009. - N3, N4. с. 46 -51.
47. Фетисова О. В. Приёмная семья как способ семейного воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по зщакконодательству Российской Федерации / О.В. Фетисова. - М.:Юристь, 2008. - 196 с.
48. Чумичева Р.М. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пособие для педагогов-психологов, социальных работников, приёмных родителей // Под. Ред. Д.п.г., проф. Р.М. Чумечевой.-Ростов- на-Дону, 2010. - 422 с.
49.Чиркова Т.И. Психологическая служба М., 2013
50. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
51. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей - C - Петербург: Речь, 2012.
52. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: ООО «Апрель- Пресс», 2004.
53. http://angarsk-adm.ru/sotsialnaya-sfera/territoriya-semi/resursnyy- tsentr/diagnost-3.pdf
54. http://detiriska.ru/_service/14592/download/id/28625/name/diagnost- instrument(2) .pdf
55. http://kineziolog. su/content/1 -matematicheskaya-statistika-vvedenie
56. http://nabchelni.bezformata.com/listnews/detej-sirot-v-naberezhnih- chelnah/67298466
57. http://psihdocs.ru/rekomendacii-po-adaptacii-priemnogo-rebenka-v-semee- pervie-dni.html
58. https://studfiles.net/preview/5813901/page:56/
59. https://mybiblioteka.su/2-93119.html
60. https://psibook.com/research/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya- roditeley-i-detey-v-priemnoy-semie.html