ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УСЫНОВЛЁННОГО РЕБЁНКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 6
1.1 Анализ опыта социальной адаптации приёмных детей 6
1.2. Особенности социально-психологического развития приёмных детей.... 8
1.3. Адаптация ребёнка в условиях приёмной семьи на совершённом этапе
развития отечественной психологии 11
Выводы по первой главе 19
II. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методики изучения взаимодействий членов семьи в период адаптации
усыновлённого ребёнка 21
2.3. Методы математической статистики 25
III. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 29
3.1. Изучение взаимодействий членов семьи в период адаптации
усыновлённого ребёнка 29
3.2. Методические рекомендации по особенности взаимодействий членов
семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка 35
Выводы по третей главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 6
1.1 Анализ опыта социальной адаптации приёмных детей 6
1.2. Особенности социально-психологического развития приёмных детей.... 8
1.3. Адаптация ребёнка в условиях приёмной семьи на совершённом этапе
развития отечественной психологии 11
Выводы по первой главе 19
II. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методики изучения взаимодействий членов семьи в период адаптации
усыновлённого ребёнка 21
2.3. Методы математической статистики 25
III. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ 29
3.1. Изучение взаимодействий членов семьи в период адаптации
усыновлённого ребёнка 29
3.2. Методические рекомендации по особенности взаимодействий членов
семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка 35
Выводы по третей главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
В настоящее время отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества. По данном Республики Татарстан город набережные Челны из 708 подопечных отдела 217 являются сиротами, что составляет 30%, остальные - социальные сироты, дети при живых родителях. Несмотря на государственные программы в поддержку семей, количество родителей лишенных родительских прав не уменьшается, сообщает управление информационной политики города [27].
Семья наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Поэтому современная государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией к развитию семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи и т.д.) и передачи таких детей на воспитание в семьи граждан.
Как показывают исследования отечественных специалистов в области социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: Н.П. Ивановой, Н.Н. Максимова, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбаковой, Г.В. Семьи, И.Н. Старостиной, А.Б. Холмогоровой, наибольшую эффективность даёт воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищённости ребёнка, удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях, привязанности.
Результаты исследований говорят о том, что в настоящее время всего больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети подросткового возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в интернатных учреждениях. Поэтому, как показывает практика, попадая из интернатного учреждения, в котором он прожил достаточное количество времени, в семью, подросток теряется, не знает, как ему жить в новом для него социальном пространстве.
Один из выходов из создавшейся ситуации: подростка необходимо готовить к проживанию в семье. И здесь ведущая роль должна отводиться социальному педагогу, который должен выработать такие формы и методы работы как с ребёнком в рамках замещающей семьи, так и с самой семьей, которые имеют потенциал создания среды для развития и формирования наиболее здоровой личности. Именно поэтому данная тема работы является актуальной.
Цель исследования: изучение особенности взаимодействий членов семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка.
Объект исследования: приёмные дети.
Предмет исследования: особенности взаимодействий членов семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка.
Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь между привязанностью и периодом адаптации усыновлённого ребёнка.
Для решения поставленных задач были использованы:
Методические основы исследования являются следующие подходы: детско-родительские отношения (Р.В. Овчарова, Ю.Г. Эйдемиллер) [58], теории привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт) [59], адаптации личности в условиях приёмной семьи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева) [60].
Методы исследования: теоретико-методологический анализ; эмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опрос, методы математической статистики: критерий Пирсона.
Методики исследования: опросник САН, методика «Определения привязанности у ребёнка» (Л.А. Белова, А.Н.Сафонова).
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные результаты исследования, можно применть психологами в работе домов ребёнка, приютов с усыновлёнными детьми в период адптации.
Исследование проводилось в ГКУ СПДП «Асылташ» в городе Набережные Челны. В исследовании приняли участие 25 приёмных семей.
Структура исследования ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована рисунками.
Семья наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Поэтому современная государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией к развитию семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи и т.д.) и передачи таких детей на воспитание в семьи граждан.
Как показывают исследования отечественных специалистов в области социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: Н.П. Ивановой, Н.Н. Максимова, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбаковой, Г.В. Семьи, И.Н. Старостиной, А.Б. Холмогоровой, наибольшую эффективность даёт воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищённости ребёнка, удовлетворения потребности в эмоциональных отношениях, привязанности.
Результаты исследований говорят о том, что в настоящее время всего больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети подросткового возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в интернатных учреждениях. Поэтому, как показывает практика, попадая из интернатного учреждения, в котором он прожил достаточное количество времени, в семью, подросток теряется, не знает, как ему жить в новом для него социальном пространстве.
Один из выходов из создавшейся ситуации: подростка необходимо готовить к проживанию в семье. И здесь ведущая роль должна отводиться социальному педагогу, который должен выработать такие формы и методы работы как с ребёнком в рамках замещающей семьи, так и с самой семьей, которые имеют потенциал создания среды для развития и формирования наиболее здоровой личности. Именно поэтому данная тема работы является актуальной.
Цель исследования: изучение особенности взаимодействий членов семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка.
Объект исследования: приёмные дети.
Предмет исследования: особенности взаимодействий членов семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка.
Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь между привязанностью и периодом адаптации усыновлённого ребёнка.
Для решения поставленных задач были использованы:
Методические основы исследования являются следующие подходы: детско-родительские отношения (Р.В. Овчарова, Ю.Г. Эйдемиллер) [58], теории привязанности (Дж. Боулби и М. Эйнсворт) [59], адаптации личности в условиях приёмной семьи (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева) [60].
Методы исследования: теоретико-методологический анализ; эмпирические методы исследования: анкетирование, беседа, опрос, методы математической статистики: критерий Пирсона.
Методики исследования: опросник САН, методика «Определения привязанности у ребёнка» (Л.А. Белова, А.Н.Сафонова).
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные результаты исследования, можно применть психологами в работе домов ребёнка, приютов с усыновлёнными детьми в период адптации.
Исследование проводилось в ГКУ СПДП «Асылташ» в городе Набережные Челны. В исследовании приняли участие 25 приёмных семей.
Структура исследования ВКР состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована рисунками.
Проведенное нами исследование подтвердило то, что адаптация детей сирот в новой принимающей семье будет эффективна, если подобрать формы и методы работы социального педагога с детьми-сиротами при передаче ребенка в замещающую семью, разработать и апробировать мероприятия по подготовке замещающих родителей,диагностировать социальные умения, необходимые ребенку для жизни в семье.
В ходе проведения исследования были достигнуты поставленные задачи, а именно: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определены психологические особенности детей- сирот; выявлены наиболее эффективные формы и методы социальнопедагогической подготовки детей-сирот в замещающую семью.
Приемные семьи, испытывая проблемы и трудности не только на этапе адаптации, но и на этапах перехода на новый жизненный цикл и в любых других кризисных ситуациях крайне нуждаются в психологической помощи. И мы считаем нужным еще раз подчеркнуть важность и необходимость профессиональной помощи психологов и социальных работников для замещающих семей. Полученные результаты говорят о том, что в терапевтической работе с такими семьями важно укреплять супружеское взаимодействие для изменения функционирования всей семейной системы, и перехода членов семьи от взаимодействия в дисфункциональных треугольниках к диадным и триадным отношениям. Так как мужья в приемных семьях находятся на большой дистанции не только от своих жен, но и от детей, важно в работе с приемными семьями эмоциональное включение отцов в жизнь семьи в целом.
Полученные результаты в нашем качественном исследовании расширяют знания и представления о приемных семьях с точки зрения устройства их эмоциональной системы и могут быть полезны для дальнейших исследований приемных семей и их особенностей для оказания им эффективной психологической помощи.
В нашем исследовании было отображено особенности взаимодействии между членами семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка (см. рис. 1, 2, 3, 4). Также выявили взаимосвязь, в каком периоде приёмные дети привязаны к своим родителям и как они при этом себя чувствуют.
Перспективными направлениями исследования приемных семей, на наш взгляд, могло бы быть:
- изучение особенностей взаимодействия сиблинговой подсистемы приемного и кровных детей, поскольку именно это взаимодействие может иметь позитивный ресурс и для приемного ребенка и для всей семьи в целом.
- Исследование взаимосвязи эмоционального опыта приемных родителей, приобретенного в их семьях с желанием усыновить ребенка. Проблема социального сиротства привлекает к себе все большее внимание.
Из всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более приоритетной является семейная, когда по заказу и под контролем соответствующих органов приемная семья занимается воспитанием ребенка. Адаптация приемного ребенка в семье и, адаптация семьи к приемному ребенку является самым первым и очень ответственным этапом в жизни семьи. От того, как быстро ребенок сформирует новые отношения, а семья примет нового члена семьи, будет зависеть дальнейшее
полноценное развитие семейной системы в целом. Если нарушена первая фаза, будут страдать и все остальные этапы жизнедеятельности семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Имеется взаимосвязь между привязанностью и периодом адаптации усыновлённого ребёнка.
В ходе проведения исследования были достигнуты поставленные задачи, а именно: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определены психологические особенности детей- сирот; выявлены наиболее эффективные формы и методы социальнопедагогической подготовки детей-сирот в замещающую семью.
Приемные семьи, испытывая проблемы и трудности не только на этапе адаптации, но и на этапах перехода на новый жизненный цикл и в любых других кризисных ситуациях крайне нуждаются в психологической помощи. И мы считаем нужным еще раз подчеркнуть важность и необходимость профессиональной помощи психологов и социальных работников для замещающих семей. Полученные результаты говорят о том, что в терапевтической работе с такими семьями важно укреплять супружеское взаимодействие для изменения функционирования всей семейной системы, и перехода членов семьи от взаимодействия в дисфункциональных треугольниках к диадным и триадным отношениям. Так как мужья в приемных семьях находятся на большой дистанции не только от своих жен, но и от детей, важно в работе с приемными семьями эмоциональное включение отцов в жизнь семьи в целом.
Полученные результаты в нашем качественном исследовании расширяют знания и представления о приемных семьях с точки зрения устройства их эмоциональной системы и могут быть полезны для дальнейших исследований приемных семей и их особенностей для оказания им эффективной психологической помощи.
В нашем исследовании было отображено особенности взаимодействии между членами семьи в период адаптации усыновлённого ребёнка (см. рис. 1, 2, 3, 4). Также выявили взаимосвязь, в каком периоде приёмные дети привязаны к своим родителям и как они при этом себя чувствуют.
Перспективными направлениями исследования приемных семей, на наш взгляд, могло бы быть:
- изучение особенностей взаимодействия сиблинговой подсистемы приемного и кровных детей, поскольку именно это взаимодействие может иметь позитивный ресурс и для приемного ребенка и для всей семьи в целом.
- Исследование взаимосвязи эмоционального опыта приемных родителей, приобретенного в их семьях с желанием усыновить ребенка. Проблема социального сиротства привлекает к себе все большее внимание.
Из всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более приоритетной является семейная, когда по заказу и под контролем соответствующих органов приемная семья занимается воспитанием ребенка. Адаптация приемного ребенка в семье и, адаптация семьи к приемному ребенку является самым первым и очень ответственным этапом в жизни семьи. От того, как быстро ребенок сформирует новые отношения, а семья примет нового члена семьи, будет зависеть дальнейшее
полноценное развитие семейной системы в целом. Если нарушена первая фаза, будут страдать и все остальные этапы жизнедеятельности семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Имеется взаимосвязь между привязанностью и периодом адаптации усыновлённого ребёнка.



