ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1 Понятие, структура земельного фонда 5
1.2 История развития земельных отношений 11
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ 20
2.1. Методы управления земельным фондом 20
2.1.1. Государственный земельный кадастр 21
2.1.2 Землеустройство 22
2.1.3. Государственный мониторинг земель 23
2.1.4 Земельный контроль 25
2.1.5. Территориальное планирование 26
2.2 Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях 28
2.3. Зарубежный опыт управления земельными ресурсами 30
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 37
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ НИКОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 44
ГЛАВА 5. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 49
ГЛАВА 6. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение 1 74
Приложение 2 75
Приложение 3
Земля - это один из источников жизни человечества. На протяжении всей истории она играла первостепенную роль в развитии общества и по сей день является необходимым условием существования людей. «С учетом увеличения численности населения площадь земель, приходящаяся на одного человека, заметно убывает... В среднем на одного жителя планеты приходится 2.6 га, в том числе пахотных земель - 0.24 га, в Российской Федерации 1.13 и 0.80 га» (Стифеев, 2019).
Помимо уменьшения земельных площадей на одного жителя происходит усиление антропогенного влияния на состояние земельных ресурсов.
В целях повышения эффективности использования и охраны земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны Правительством Российской Федерации распоряжением № 297-р от 3 марта 2012 года были утверждены «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы». Таким образом, вопрос рационального использования земельных ресурсов и повышение эффективности их использования и по сей день остается актуальным.
Теоретическим и практическим вопросам земельных отношений и сельскохозяйственного землепользования посвящены работы А.А. Варламова,В.Н. Хлыстуна, Н.И. Шагайды, С.А. Липски, В.В. Милосердова, С.В. Киселева, Беляевой З.С. и др.
Причины и последствия изменения земельных ресурсов рассмотрены в работах С.Н. Волкова, Н.В. Комова, А.С. Старикова, Нат.Н. Дубачинской, Н.Н. Дубачинской, А.И. Новикова, М.А. Сулина, и др.
Объектом исследования в работе является земельный фонд Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования - изменяющиеся площади земельных угодий в составе земельного фонда.
При исследовании были использованы следующие методы: эмпирический, картографический, статистический.
Целью данного исследования является выявить основные тенденции изменения состава земельного фонда Никольского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу;
- изучить современное состояние и использование территории Никольского сельского поселения;
- подбор материалов об использовании земель 1998г. и 2018г. (сведения Единого государственного реестра недвижимости, данные космической съемки);
- изучить документы территориального планирования;
- проанализировать динамику изменений в составе земельного фонда Никольского сельского поселения;
- проанализировать современное состояние земельного фонда;
- составить тематические карты;
- проанализировать полученные результаты.
В ходе написания магистерской диссертации были выполнены поставленные задачи:
- проанализирована нормативно-правовая база;
- изучены документы территориального планирования;
- проанализированы современное состояние использования земельного фонда Никольского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан и их изменений за 20 лет.
Структура земельного фонда Никольского сельского поселения претерпела изменения и существенно изменилась. Основные изменения коснулись земель сельскохозяйственного назначения, которым отведено важное место в составе земельного фонда, так как отличительным признаком их является плодородие. Первопричиной этого изменения стала аграрная реформа, в результате которой пахотные угодья стали бесхозными и заброшенными. Земли были переданы в частные руки, где основной задачей является не рациональное использование земли, а получение прибыли. Земля потеряла свою ценность.
Немаловажное значение имеет расположение рядом города Казани. В настоящее время город является одним из лидирующих по инвестициям в основной капитал и строительству городом Поволжья. В Республике наблюдается очень оживленное, даже правильнее сказать стихийное строительство многоэтажных домов и жилых массивов, как в городе, так и пригородах. Это в свою очередь вносит изменения в состав земельного фонда.
Границы населенных пунктов изменяются в соответствии с документами территориального планирования (генеральным планом). Но генеральный план не учитывает приоритета сельскохозяйственного использования земель, а лишь разграничивает территории по функциональному значению.
Государственное управление земельным фондом главным образом осуществляется через законодательство. Поэтому в первую очередь оно должно быть усовершенствованно. В настоящее время несмотря на то, что приняты законы, направленные на охрану земель сельскохозяйственного назначения, мы видим, что существуют пробелы и не состыковки в законодательстве, в результате которых площади земель сельскохозяйственного назначения уменьшаются. Необходимо усилить приоритет сельскохозяйственного использования земли, закрепить территориальную организацию земель за государством, усилить охрану земель, ужесточить передачу земель юридическим лицам.
Необходим постоянный мониторинг земельного фонда. Так как мониторинг является необходимым условием объективного анализа и принятия обоснованных управленческих решений по организации рационального и эффективного использования территорий, привлечения инвестиций, устойчивого развития регионов.
Также необходимо экономическое стимулирование эффективного и рационального использования земель. Решение задач рационального использования земель будет способствовать поднятию уровня экономического развития и поддержанию сферы земельных отношений.