ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 8
1.1. Понятие и правовая сущность договора коммерческой концессии 8
1.2 Договор коммерческой концессии в системе гражданско-правовых
договоров 17
ГЛАВА II. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 29
2.1. Совокупность исключительных прав, коммерческий опыт и деловая
репутация, предоставляемые по договору коммерческой концессии 29
2.2. Существенные условия договора коммерческой концессии 35
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 44
3.1. Правовое регулирование заключения договора коммерческой концессии 44
3.2. Особенности изменения и расторжения договора коммерческой концессии 52
3.3. Специфика ответственности сторон по договору коммерческой концессии 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 8
1.1. Понятие и правовая сущность договора коммерческой концессии 8
1.2 Договор коммерческой концессии в системе гражданско-правовых
договоров 17
ГЛАВА II. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 29
2.1. Совокупность исключительных прав, коммерческий опыт и деловая
репутация, предоставляемые по договору коммерческой концессии 29
2.2. Существенные условия договора коммерческой концессии 35
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 44
3.1. Правовое регулирование заключения договора коммерческой концессии 44
3.2. Особенности изменения и расторжения договора коммерческой концессии 52
3.3. Специфика ответственности сторон по договору коммерческой концессии 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной темы заключается не только значительным ростом спроса со стороны российских предпринимателей, но и существенным увеличением предложений по открытию стабильного бизнеса в сфере франчайзинга.
В Российской Федерации этот «живой» интерес объясняется устойчивостью бизнес-процессов и установлением правовой определённости по передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации .
По нашему мнению, экономическая сфера Российской Федерации находится в кризисных условиях в связи с установленными, а также прогрессирующими санкциями со стороны стран запада в отношении наших производителей. Поэтому вопросы касаемо поддержки малого и среднего бизнеса, продвижения отечественного производителя во внутреннем и внешнем рынке товаров и услуг, а также повышение конкурентоспособности в международной арене в сфере товарооборота для отечественных предпринимателей является одним из острых проблем на сегодняшний день.
Бизнесмены регулярно в поиске возможностей по уменьшению расходов для открытия бизнеса и способов для привлечения новых инвестиций. При этом каждый предприниматель осознает, что на формирование делового имиджа, а также деловой репутации тратится большое количество времени и огромные финансовые затраты, а за такой промежуток времени рынок способен существенно измениться, либо конкуренты существенно укрепятся в вашей сфере. В таких случаях есть большая вероятность того что целесообразность реализации некоторых видов бизнеса вообще пропадет. Поэтому для решения данной проблемы законодатель пришел к выводу что необходимо внедрить опыт других стран, которые используют различные виды договорных отношений, конкретно договор коммерческой концессии (франчайзинга).
В России в условиях рыночного производства товаров недостаточно просто произвести товар, необходимо организовать его сбыт с целью получения максимальной прибыли от его реализации. Безусловно, именно механизм франчайзинга и коммерческая концессия является одним из максимально эффективных способов осуществления различного предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает дополнительную прибыль и содействует продвижению на рынок работ, товаров и услуг, производимых или продаваемых правообладателем с одной стороны, а с другой - предоставляет возможность предпринимателям заимствовать необходимый опыт, в том числе, по управлению и организации бизнес процессов в целом у ведущих компаний. Тем самым, максимально ускоряется процесс «обучения» тем или иным механизмам ведения производства, а также, создаются предпосылки для высокой эффективности и результативности ведения предпринимательской деятельности, к чему и стремятся все субъекты, задействованные в данных процессах.
Законодательство о коммерческой концессии и франчайзинге в России имеет большое значение для развития всей страны, для поднятия инвестиционной активности и, в целом, для достижения целей, поставленных руководством страны в различных программах развития предпринимательских отношений.
Следует признать, что все более распространенными на рынке становятся различные формы вертикальной интеграции. Полагаем, что в настоящее время в России сформировались возможности для выбора способов ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить его эффективную организацию, к одной из таких моделей предпринимательской деятельности необходимо отнести франчайзинг, а в нашей стране форму его реализации (воплощения) - коммерческую концессию. Результатами вертикальных связей являются расширение инвестиционных возможностей, оптимизация информационных, материальных и финансовых потоков, появление возможности не только структурировать внутрисистемные связи, но и достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к этим изменениям, что в совокупности с другими преимуществами определяет конкурентоспособность не только каждого конкретного субъекта, но и вертикальной сети в целом. В этом контексте наиболее актуальной и оптимальной деятельностью субъектов рынка в нашей стране является аналог договора франчайзинга - договор коммерческой концессии.
Международным торговым сообществом давно был признан инструмент франчайзинга - как высокоэффективная система организации бизнеса, позволяющая установить и соблюдать единые стандарты и правила - при этом имущественную самостоятельность как единицы хозяйственной деятельности.
Все вышесказанное определяет необходимость научного исследования правового регулирования франчайзинга.
Объектом исследования являются общественные отношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
Предмет исследования составляет система правовых норм, которые регулируют отношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, судебная практика, а также существующие в юридической науке идеи, представления и взгляды по исследуемому вопросу.
Цель исследования заключается в осуществлении системного исследования отношений, вытекающих из договора коммерческой концессии, а также разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области, выработке концепции дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования договора коммерческой концессии.
Цель настоящего исследования предопределила наличие следующих задач:
- изучить историческую составляющую договора коммерческой концессии, какие схожие конструкции были использованы ранее и в какой форме;
- произвести сравнительно-правовой анализ понятий «коммерческой концессии» и «франчайзинга», установить их соответствие друг другу по форме и содержанию;
- осуществить соотношение лицензионного договора и договора коммерческой концессии, указав при этом место последнего в системе гражданско-правовых договоров;
- исследовать особенности правового регулирования, возникающие заключении, государственной регистрации и исполнении договора коммерческой концессии, выявив основные проблемы и предложив пути их решения.
Методологическая основа исследования. Основной метод, используемый для раскрытия правового регулирования договора коммерческой концессии - это всеобщий диалектический метод познания. Помимо этого, мною были использованы специальные и частные методы познания: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, логико-юридический.
Теоретическая основа исследования включает в себя работы следующих ученых-юристов: Г.Е. Авилова, Е.А. Суханова, М.Ю. Тихомирова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.Н. Садикова, П.А. Ющенко, С.С. Габова,
С.А. Степанова, Б.И. Пугинского, В.Н. Евдокимовой, М.Л. Варданяна; А.Ф. Багдасарян, Л.А. Трахтенгерц, Е.А. Васильева и многих других.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), Гражданский кодекс Российской Федерации, а также приказы отраслевых федеральных министерств Российской Федерации (Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли).
Теоретическая значимость работы заключается в проведении комплексного теоретического исследования, посвященного вопросам правового регулирования отношений, вытекающих из договора коммерческой концессии.
Практическая значимость заключается в выработке предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере и в возможности применения выработанных практических рекомендаций на практике.
Структура работы и содержание исследования определены поставленными перед автором целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В Российской Федерации этот «живой» интерес объясняется устойчивостью бизнес-процессов и установлением правовой определённости по передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации .
По нашему мнению, экономическая сфера Российской Федерации находится в кризисных условиях в связи с установленными, а также прогрессирующими санкциями со стороны стран запада в отношении наших производителей. Поэтому вопросы касаемо поддержки малого и среднего бизнеса, продвижения отечественного производителя во внутреннем и внешнем рынке товаров и услуг, а также повышение конкурентоспособности в международной арене в сфере товарооборота для отечественных предпринимателей является одним из острых проблем на сегодняшний день.
Бизнесмены регулярно в поиске возможностей по уменьшению расходов для открытия бизнеса и способов для привлечения новых инвестиций. При этом каждый предприниматель осознает, что на формирование делового имиджа, а также деловой репутации тратится большое количество времени и огромные финансовые затраты, а за такой промежуток времени рынок способен существенно измениться, либо конкуренты существенно укрепятся в вашей сфере. В таких случаях есть большая вероятность того что целесообразность реализации некоторых видов бизнеса вообще пропадет. Поэтому для решения данной проблемы законодатель пришел к выводу что необходимо внедрить опыт других стран, которые используют различные виды договорных отношений, конкретно договор коммерческой концессии (франчайзинга).
В России в условиях рыночного производства товаров недостаточно просто произвести товар, необходимо организовать его сбыт с целью получения максимальной прибыли от его реализации. Безусловно, именно механизм франчайзинга и коммерческая концессия является одним из максимально эффективных способов осуществления различного предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает дополнительную прибыль и содействует продвижению на рынок работ, товаров и услуг, производимых или продаваемых правообладателем с одной стороны, а с другой - предоставляет возможность предпринимателям заимствовать необходимый опыт, в том числе, по управлению и организации бизнес процессов в целом у ведущих компаний. Тем самым, максимально ускоряется процесс «обучения» тем или иным механизмам ведения производства, а также, создаются предпосылки для высокой эффективности и результативности ведения предпринимательской деятельности, к чему и стремятся все субъекты, задействованные в данных процессах.
Законодательство о коммерческой концессии и франчайзинге в России имеет большое значение для развития всей страны, для поднятия инвестиционной активности и, в целом, для достижения целей, поставленных руководством страны в различных программах развития предпринимательских отношений.
Следует признать, что все более распространенными на рынке становятся различные формы вертикальной интеграции. Полагаем, что в настоящее время в России сформировались возможности для выбора способов ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить его эффективную организацию, к одной из таких моделей предпринимательской деятельности необходимо отнести франчайзинг, а в нашей стране форму его реализации (воплощения) - коммерческую концессию. Результатами вертикальных связей являются расширение инвестиционных возможностей, оптимизация информационных, материальных и финансовых потоков, появление возможности не только структурировать внутрисистемные связи, но и достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к этим изменениям, что в совокупности с другими преимуществами определяет конкурентоспособность не только каждого конкретного субъекта, но и вертикальной сети в целом. В этом контексте наиболее актуальной и оптимальной деятельностью субъектов рынка в нашей стране является аналог договора франчайзинга - договор коммерческой концессии.
Международным торговым сообществом давно был признан инструмент франчайзинга - как высокоэффективная система организации бизнеса, позволяющая установить и соблюдать единые стандарты и правила - при этом имущественную самостоятельность как единицы хозяйственной деятельности.
Все вышесказанное определяет необходимость научного исследования правового регулирования франчайзинга.
Объектом исследования являются общественные отношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.
Предмет исследования составляет система правовых норм, которые регулируют отношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, судебная практика, а также существующие в юридической науке идеи, представления и взгляды по исследуемому вопросу.
Цель исследования заключается в осуществлении системного исследования отношений, вытекающих из договора коммерческой концессии, а также разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области, выработке концепции дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования договора коммерческой концессии.
Цель настоящего исследования предопределила наличие следующих задач:
- изучить историческую составляющую договора коммерческой концессии, какие схожие конструкции были использованы ранее и в какой форме;
- произвести сравнительно-правовой анализ понятий «коммерческой концессии» и «франчайзинга», установить их соответствие друг другу по форме и содержанию;
- осуществить соотношение лицензионного договора и договора коммерческой концессии, указав при этом место последнего в системе гражданско-правовых договоров;
- исследовать особенности правового регулирования, возникающие заключении, государственной регистрации и исполнении договора коммерческой концессии, выявив основные проблемы и предложив пути их решения.
Методологическая основа исследования. Основной метод, используемый для раскрытия правового регулирования договора коммерческой концессии - это всеобщий диалектический метод познания. Помимо этого, мною были использованы специальные и частные методы познания: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, логико-юридический.
Теоретическая основа исследования включает в себя работы следующих ученых-юристов: Г.Е. Авилова, Е.А. Суханова, М.Ю. Тихомирова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.Н. Садикова, П.А. Ющенко, С.С. Габова,
С.А. Степанова, Б.И. Пугинского, В.Н. Евдокимовой, М.Л. Варданяна; А.Ф. Багдасарян, Л.А. Трахтенгерц, Е.А. Васильева и многих других.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), Гражданский кодекс Российской Федерации, а также приказы отраслевых федеральных министерств Российской Федерации (Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли).
Теоретическая значимость работы заключается в проведении комплексного теоретического исследования, посвященного вопросам правового регулирования отношений, вытекающих из договора коммерческой концессии.
Практическая значимость заключается в выработке предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере и в возможности применения выработанных практических рекомендаций на практике.
Структура работы и содержание исследования определены поставленными перед автором целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В последнее время все большее распространение получает использование коммерческой концессии в современной предпринимательской деятельности, поскольку использование известной торговой марки, торгового знака, а также применение разработанных технологий производства определенной продукции, позволяет приобрести ряд преимуществ, как для правообладателя, так и для пользователя и, безусловно, для конечного потребителя товара.
Законодательно установлено требование квалифицированной формы данного договора. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, а несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
В договоре коммерческой концессии должны быть предусмотрены следующие существенные условия: вознаграждение по договору коммерческой концессии; содержание договора, состоящее из правомочий сторон; ответственность сторон; особенности прекращения договора коммерческой концессии.
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Договор коммерческой концессии является: 1) консенсуальным, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям; 2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ, правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи: фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым; 3) взаимным, так как, и правообладатель, и пользователь, приобретают права и обязанности по отношению друг к другу.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии.
Целью коммерческой концессии является прямое содействие продвижению на рынке товаров, работ, услуг, производимых или продаваемых правообладателем. При этом пользователь обычно выступает как в качестве производителя, так и продавца этой продукции. Таким образом, договор коммерческой концессии призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг.
Коммерческая концессия как институт гражданского права была введена в России частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой для регулирования соответствующих правоотношений включена глава 54. При этом терминология, используемая в действующем законодательстве Российской Федерации, достаточно дискуссионна.
Как мы выяснили, вопросы, связанные с распоряжением правами на средства индивидуализации, а также результаты интеллектуальной деятельности достаточно широко отражены в гражданском законодательстве. Однако, существует определенное количество правовых пробелов, которые необходимо устранить.
При этом, важно понимать, что процесс развития предпринимательства, в основе которого лежит договор коммерческой концессии (включая случаи, когда и правообладателем выступает не иностранная компания, а российское юридическое лицо), очень тесно связан с правоприменительной практикой.
Также необходимо отметить, что не стоит останавливаться на регулировании и развитии национального рынка франчайзинга, не обращая внимания на возможности, которые предоставляются Российской Федерации за ее пределами. Поскольку большинство документов, разработанных международными организациями носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер, однако созданы целой отраслью франчайзинга для установления понятных правил игры, как для пользователя - при выборе франшизы с открытыми финансовыми показателями, так и для правообладателя - при отборе достойного и надежного франчайзи.
В результате исследования сделаны следующие теоретические выводы и практические рекомендации:
1. Для унификации законодательства и в связи с получением широкой распространенности понятия «франчайзинг», представляется целесообразным в главе 54 и части четвертой ГК РФ произвести замену трудного для понимания понятия «договор коммерческой концессии» на термин «франчайзинг».
2. Предлагается из п. 2 ст. 1027 ГК РФ исключить термин «деловая репутация», которая предоставляется к использованию в определенном объеме, при этом предусмотреть для пользователя права по защите деловой репутации правообладателя, что позволит должным образом устранить проблему защиты деловой репутации юридического лица - правообладателя, поскольку последний, в конструкции договора коммерческой концессии может о соответствующем нарушении никогда не узнать.
3. Обоснована необходимость дополнения главы 54 ГК РФ статьей, которая бы содержала информацию о минимальных требованиях к объему коммерческого опыта правообладателя - для того, чтобы пользователь мог разумно и сбалансировано выбирать партнера, опираясь на реальные количественные показатели, во избежание проблемы завышенных ожиданий со стороны пользователя, а также ограничив правообладателей, не имеющих достаточных компетенций для осуществления деятельности на рассматриваемом рынке.
4. В случае, если правообладатель не предоставил полностью или в части информацию, которая должна была быть передана пользователю (техническая, коммерческая, иная - необходимая для ведения бизнеса, с учетом его специфики), следует предусмотреть в ст. 1037 ГК РФ возможность одностороннего отказа от исполнения договора полностью или в его части для пользователя, с учетом выплаты суммы неполученной прибыли со стороны правообладателя, что позволит устранить недобросовестность правообладателя в части предоставления информации, которую он обязан был представить.
5. Представляется целесообразным смягчить норму, закрепленную в п. 3 ст. 1037 ГК РФ, в качестве санкции указав выплату правообладателем установленного вознаграждения пользователю, соразмерно стоимости прекратившегося права, тем самым сохранив договор коммерческой концессии в части переданных прав, продолжающих свое действие.
6. В главу 54 ГК РФ и часть четвертую ГК РФ ввести положения, закрепляющие для договора франчайзинга и лицензионного договора (по распоряжению правами, охраняемыми на территории Российской Федерации) период вступления - момент их заключения (если по соглашению сторон не установлен иной срок), а также предусмотреть обязанность для правообладателя обязанность по информированию федерального органа исполнительной власти о любых изменениях, касающихся результата интеллектуальной деятельности. Что позволит устранить проблему правовой неопределенности момента вступления в силу соответствующих договоров.
7. Включить в ГК РФ ст. 1030.1. «Срок договора коммерческой концессии», изложив ее в следующей редакции:
«1. Договор коммерческой концессии заключаются на срок, не менее трех лет.
2. После окончания срока договора коммерческой концессии правообладатель вправе изменить любые условия, но пользователь, в случае надлежащего исполнения своих обязанностей, имеет преимущественное право на заключение договора на изменившихся условиях на новый срок перед другими потенциальными пользователями.
3. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором».
8. В работе обосновывается позиция о том, что в гл. 54 ГК РФ имеет место «подмена понятий». В большинстве стран договорные отношений, урегулированные в России гл. 54 ГК РФ именуются франчайзингом. В мировой практике договор коммерческой концессии - это более узкий договор, предоставляющий право на продажу товаров на определенной территории. Считаем необходимым внесение изменений в гл. 54 ГК РФ. Возможно изменение названия гл. 54 ГК РФ с «Коммерческая концессия» на «Франчайзинг», с изменением терминологии обозначающей стороны договора, то есть «правообладатель» на «франчайзер» и «пользователь» на «франчайзи». Полагаем, что наиболее оптимальным способом будет внесение изменений, подразумевающих равноправное применение терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг», «правообладатель» и «франчайзер», «пользователь» и «франчайзи». Последний вариант изменений учитывает и международную практику применения терминологии к франчайзинговым отношениям и сложившуюся практику применения определенной терминологии в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Учитывая вышесказанное, считаем договор коммерческой концессии (франчайзинг) достаточно актуальным и понятным инструментом для ведения бизнеса. В случае принятия указанных изменений в действующее законодательство, инструмент франчайзинга можно будет рассматривать как наиболее привлекательное средство для осуществления хозяйственной деятельности с ограниченным уровнем риска.
Законодательно установлено требование квалифицированной формы данного договора. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, а несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
В договоре коммерческой концессии должны быть предусмотрены следующие существенные условия: вознаграждение по договору коммерческой концессии; содержание договора, состоящее из правомочий сторон; ответственность сторон; особенности прекращения договора коммерческой концессии.
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Договор коммерческой концессии является: 1) консенсуальным, так как договор коммерческой концессии считается заключенным с момента достижения его сторонами соглашения по всем существенным условиям; 2) возмездным, так как в соответствии со ст. 1030 ГК РФ, правообладатель за исполнение всех возложенных на него обязанностей может получать различного рода платежи: фиксированные разовые платежи, отчисления от выручки, периодические платежи и т.д. Конкретная форма платежей предусматривается договором, перечень является открытым; 3) взаимным, так как, и правообладатель, и пользователь, приобретают права и обязанности по отношению друг к другу.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии.
Целью коммерческой концессии является прямое содействие продвижению на рынке товаров, работ, услуг, производимых или продаваемых правообладателем. При этом пользователь обычно выступает как в качестве производителя, так и продавца этой продукции. Таким образом, договор коммерческой концессии призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг.
Коммерческая концессия как институт гражданского права была введена в России частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой для регулирования соответствующих правоотношений включена глава 54. При этом терминология, используемая в действующем законодательстве Российской Федерации, достаточно дискуссионна.
Как мы выяснили, вопросы, связанные с распоряжением правами на средства индивидуализации, а также результаты интеллектуальной деятельности достаточно широко отражены в гражданском законодательстве. Однако, существует определенное количество правовых пробелов, которые необходимо устранить.
При этом, важно понимать, что процесс развития предпринимательства, в основе которого лежит договор коммерческой концессии (включая случаи, когда и правообладателем выступает не иностранная компания, а российское юридическое лицо), очень тесно связан с правоприменительной практикой.
Также необходимо отметить, что не стоит останавливаться на регулировании и развитии национального рынка франчайзинга, не обращая внимания на возможности, которые предоставляются Российской Федерации за ее пределами. Поскольку большинство документов, разработанных международными организациями носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер, однако созданы целой отраслью франчайзинга для установления понятных правил игры, как для пользователя - при выборе франшизы с открытыми финансовыми показателями, так и для правообладателя - при отборе достойного и надежного франчайзи.
В результате исследования сделаны следующие теоретические выводы и практические рекомендации:
1. Для унификации законодательства и в связи с получением широкой распространенности понятия «франчайзинг», представляется целесообразным в главе 54 и части четвертой ГК РФ произвести замену трудного для понимания понятия «договор коммерческой концессии» на термин «франчайзинг».
2. Предлагается из п. 2 ст. 1027 ГК РФ исключить термин «деловая репутация», которая предоставляется к использованию в определенном объеме, при этом предусмотреть для пользователя права по защите деловой репутации правообладателя, что позволит должным образом устранить проблему защиты деловой репутации юридического лица - правообладателя, поскольку последний, в конструкции договора коммерческой концессии может о соответствующем нарушении никогда не узнать.
3. Обоснована необходимость дополнения главы 54 ГК РФ статьей, которая бы содержала информацию о минимальных требованиях к объему коммерческого опыта правообладателя - для того, чтобы пользователь мог разумно и сбалансировано выбирать партнера, опираясь на реальные количественные показатели, во избежание проблемы завышенных ожиданий со стороны пользователя, а также ограничив правообладателей, не имеющих достаточных компетенций для осуществления деятельности на рассматриваемом рынке.
4. В случае, если правообладатель не предоставил полностью или в части информацию, которая должна была быть передана пользователю (техническая, коммерческая, иная - необходимая для ведения бизнеса, с учетом его специфики), следует предусмотреть в ст. 1037 ГК РФ возможность одностороннего отказа от исполнения договора полностью или в его части для пользователя, с учетом выплаты суммы неполученной прибыли со стороны правообладателя, что позволит устранить недобросовестность правообладателя в части предоставления информации, которую он обязан был представить.
5. Представляется целесообразным смягчить норму, закрепленную в п. 3 ст. 1037 ГК РФ, в качестве санкции указав выплату правообладателем установленного вознаграждения пользователю, соразмерно стоимости прекратившегося права, тем самым сохранив договор коммерческой концессии в части переданных прав, продолжающих свое действие.
6. В главу 54 ГК РФ и часть четвертую ГК РФ ввести положения, закрепляющие для договора франчайзинга и лицензионного договора (по распоряжению правами, охраняемыми на территории Российской Федерации) период вступления - момент их заключения (если по соглашению сторон не установлен иной срок), а также предусмотреть обязанность для правообладателя обязанность по информированию федерального органа исполнительной власти о любых изменениях, касающихся результата интеллектуальной деятельности. Что позволит устранить проблему правовой неопределенности момента вступления в силу соответствующих договоров.
7. Включить в ГК РФ ст. 1030.1. «Срок договора коммерческой концессии», изложив ее в следующей редакции:
«1. Договор коммерческой концессии заключаются на срок, не менее трех лет.
2. После окончания срока договора коммерческой концессии правообладатель вправе изменить любые условия, но пользователь, в случае надлежащего исполнения своих обязанностей, имеет преимущественное право на заключение договора на изменившихся условиях на новый срок перед другими потенциальными пользователями.
3. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором».
8. В работе обосновывается позиция о том, что в гл. 54 ГК РФ имеет место «подмена понятий». В большинстве стран договорные отношений, урегулированные в России гл. 54 ГК РФ именуются франчайзингом. В мировой практике договор коммерческой концессии - это более узкий договор, предоставляющий право на продажу товаров на определенной территории. Считаем необходимым внесение изменений в гл. 54 ГК РФ. Возможно изменение названия гл. 54 ГК РФ с «Коммерческая концессия» на «Франчайзинг», с изменением терминологии обозначающей стороны договора, то есть «правообладатель» на «франчайзер» и «пользователь» на «франчайзи». Полагаем, что наиболее оптимальным способом будет внесение изменений, подразумевающих равноправное применение терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг», «правообладатель» и «франчайзер», «пользователь» и «франчайзи». Последний вариант изменений учитывает и международную практику применения терминологии к франчайзинговым отношениям и сложившуюся практику применения определенной терминологии в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Учитывая вышесказанное, считаем договор коммерческой концессии (франчайзинг) достаточно актуальным и понятным инструментом для ведения бизнеса. В случае принятия указанных изменений в действующее законодательство, инструмент франчайзинга можно будет рассматривать как наиболее привлекательное средство для осуществления хозяйственной деятельности с ограниченным уровнем риска.
Подобные работы
- Договор коммерческой концессии
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Договор коммерческой концессии: понятие, содержание,
особенности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Договор коммерческой концессии в сфере малого и среднего бизнеса (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2019 - ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Договор коммерческой концессии
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Договор коммерческой концессии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Договор коммерческой концессии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Договор коммерческой концессии
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



