ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления кредиторской задолженностью
предприятия 7
1.1 Сущность и виды кредиторской задолженности 7
1.2 Методика анализа кредиторской задолженности 18
1.3 Механизмы и этапы управления кредиторской задолженностью 24
2 Анализ системы управления кредиторской задолженностью ОАО
«Горзеленхоз» 35
2.1 Экономическая характеристика предприятия 35
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 41
2.3 Анализ кредиторской задолженности ОАО «Горзеленхоз» 50
2.4 Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия 53
3 Разработка мероприятий по уменьшению кредиторской задолженности в
ОАО «Горзеленхоз» 56
3.1 Предложения по снижению кредиторской задолженности
предприятия 56
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В условиях трансформационной экономики залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия является его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимое от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Любое предприятие, ведущее производственную или другую коммерческую деятельность, должно иметь соответственно реальное, функционирующее имущество в виде основного и оборотного капитала. Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации, эффективного использования зависят процесс материального производства и финансовая устойчивость коммерческой организации.
Большое влияние на оборачиваемость капитала, а, следовательно, и на финансовое состояние любого предприятия оказывает состояние кредиторской задолженности. Правильный анализ изменения оборота ресурсов, вложенных в запасы и расчеты, дает возможность определить резервы уменьшения потребности в оборотных средствах путем оптимизации запасов, их относительного снижения по сравнению с ростом производства, ускорения расчетов или, наоборот, привлечение средств в оборот из-за неблагоприятного состояния дел на предприятии. Разумное управление кредиторской задолженностью предприятия является гарантом успешного развития предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
Основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия.
Одной из основных проблем роста кредиторской и дебиторской задолженности является несовершенство управления его денежными потоками. Оперативное управление денежными ресурсами, планирование денежных потоков и эффективное управление предприятием — невозможно без оперативного контроля кредиторской задолженности. Несвоевременность получения данных по задолженности может привести к тому, что предприятие или останется без необходимых оборотных средств, или не сможет правильно запланировать объем денежных средств для будущих выплат.
Осуществление контроля движения кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины.
Таким образом, актуальность темы, посвященной проблемам кредиторской задолженности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного управления ею на современном предприятии.
Целью исследования является разработка мероприятий по уменьшению кредиторской задолженности на предприятии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления кредиторской задолженностью предприятия;
- провести анализ кредиторской задолженности в ОАО «Горзеленхоз»;
- предложить мероприятия по снижению кредиторской задолженности в ОАО «Горзеленхоз» и оценить их эффективность.
Объектом исследования является ОАО «Горзеленхоз».
Предметом исследования является кредиторская задолженность предприятия.
В работе использованы такие общенаучные методы исследования как сравнение, группировка, обобщение; методы статистической обработки данных, в частности, графический, табличный, расчет относительных показателей, горизонтальный и вертикальный методы анализа.
Информационной базой исследований стали научные труды отечественных и зарубежных ученых; материалы периодических изданий; законодательные и нормативные акты.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе исследования рассмотрена сущность и виды кредиторской задолженности, изучена методика анализа кредиторской задолженности, описаны механизмы и этапы управления кредиторской задолженностью.
Во второй главе дана экономическая характеристика предприятия, проведены анализ финансового состояния предприятия, кредиторской задолженности предприятия и соотношения дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
В третьей главе предложены мероприятия по снижению кредиторской задолженности предприятия и дана оценка эффективности мероприятий.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе предложены рекомендации по снижению кредиторской задолженности и повышению финансовых результатов ранее не применяемых в деятельности предприятия ОАО «Горзеленхоз».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности предприятия ОАО «Горзеленхоз».
Кредиторская задолженность — это задолженность предприятия перед другими лицами, которую оно обязано погасить в установленные сроки, а возникает она только тогда, когда дата выполнения услуг (работ, товаров) не соответствует дате их фактической оплаты. Кредиторскую задолженность можно классифицировать по сроку исполнения, по видам обеспечения, по корреспондентам. Направлениями анализа кредиторской задолженности предприятия является качественная оценка имеющейся задолженности, выявление резервов оптимизации ее величины, структуры и качества, оценка эффективности кредитной политики в отношении заемщиков.
Кредиторская задолженность предприятия является беспроцентным кредитом, который предоставляется иными организациями. Среди факторов, влияющих на величину кредиторской задолженности предприятия можно выделить объем партии товаров и периодичность поставок, договорные условия, соблюдение или несоблюдение финансовой дисциплины, возможность использования кредитных средств, полученных от банковских учреждений.
Эффективное управление долгами предприятия предполагает его оптимальную структуризацию. Основным этапом управления является составление бюджета кредиторской задолженности. Следующий шаг — проведение качественного анализа данных и принятие определенных мер. Данный этап включает разработку практических мероприятий, проводимых с целью приведения долгов в соответствие с планом.
Управление долгами предприятия обеспечивается его внутренней финансовой политикой. Без принятия действенных мер в работе с кредиторами, учитывая продолжительность отсрочек, добиться минимизации кредиторской задолженности не удастся. Поэтому финансовый отдел предприятия должен держать ситуацию под контролем.
Услуги предприятия ОАО «Горзеленхоз» образуют уникальный комплекс работ, связанных со всеми направлениями благоустройства, а именно услуги озеленения, ландшафтное проектирование, реализация и посадка саженцев деревьев и кустарников, рассады цветов, транспортные услуги и услуги спецтехники, приемка и утилизация растительных отходов, аренда и обслуживание биотуалетов. В ОАО «Горзеленхоз» существует линейнофункциональная структура управления. В рамках данной организационной структуры руководство осуществляется не только из центра, но и непосредственно на рабочих местах.
Рост чистой прибыли предприятия информирует о том, что у предприятия ОАО «Горзеленхоз» ежегодно растет эффективность деятельности, что является благоприятным фактом. При этом наблюдается тенденция снижения всех показателей рентабельности деятельности предприятия, что связано с недостаточным спросом на имеющуюся продукцию, а также неэффективным производственным процессом.
В ОАО «Горзеленхоз» произошло снижение показателей деловой активности и показателей ликвидности, что является неблагоприятным признаком. Большинство показателей финансовой устойчивости не соответствуют нормативным значения, и находятся ниже необходимого уровня. Данный факт свидетельствует о низкой финансовой устойчивости предприятия, что в дальнейшем может привести к высокой вероятности банкротства.
Кроме того, на предприятии отмечается снижение общей величины кредиторской задолженности и говорит о движении деятельности ОАО «Горзеленхоз» к улучшению положения. В целом деятельность является достаточно эффективной, однако, на фоне предприятий отрасли объемы деятельности предприятия снижаются, растут объемы дебиторской задолженности, незавершенного производства по причине недостаточно привлечения оборотного капитала и невозможности своевременного получения оплаты за произведенную продукцию, поэтому необходимо позаботится об увеличении оборотного капитала и привлечении заемных средств.
Анализируя цепочку факторов видно, что недостаточность собственной составляющей имущества вызвана недостаточностью собственных средств в денежной форме и низким уровнем индикатора финансовой устойчивости.
Однако, к концу анализируемого периода уровень индикатора повысился, это значит, что укрепляется финансовая устойчивость и налажен контроль над финансовым рычагом в структуре капитала и в структуре активов.
Одним из относительно новых для отечественных условий инструментом финансового менеджмента, который пока не получил достаточного использования в РФ, но учитывая его особенности и динамику распространения в развитых странах имеет значительные перспективы, является факторинг. Определение положительных черт факторинга прогнозирует дальнейшее распространение этой услуги позволяет сократить период инкассации дебиторской задолженности, повысить оборачиваемость оборотных средств, улучшить показатели финансового состояния предприятия.
Для пополнения оборотного капитала наиболее выгодным является обращение к факторингу, так как в данном случае ОАО «Г орзеленхоз» понесет меньшие расходы на оформление и обслуживание кредита, чем в случае применения кредита на пополнения оборотных средств. Затраты на факторинг для ОАО «Горзеленхоз» составят на 105000050 руб., а затраты на кредит на пополнение оборотных средств составят 144200000 руб. В данном случае факторинг окажется на 39199950 руб. выгоднее, чем кредит на пополнение оборотных средств.
В случае с дебиторской задолженностью рекомендуется пересмотреть условия договоров на поставку услуг, а именно пункт относительно условий оплаты за услуги для юридических лиц. Услуги должны поставляться на условиях полной своевременной оплаты, полной оплаты в течении 10 дней с момент оказания услуг. В случае необходимости применения отсрочки по оплате услуг, такая отсрочка должна применяться при условии начисления пени в размере 2,5% от суммы контракта за каждый месяц отсрочки по оплате, но не более 90 дней.
Расчет эффективности показал, что для пополнения оборотных средств наиболее выгодным является снижение дебиторской задолженности, так как в данном случае ОАО «Горзеленхоз» понесет меньшие расходы на оформление и обслуживание кредита, чем в случае применения кредита на пополнения оборотных средств, сможет превратить дебиторскую задолженность в средства, направляемые в оборотные средства.
В целях увеличения основных показателей деятельности ОАО «Горзеленхоз» было рекомендовано разработать и внедрить проект по повышению эффективности коммерческой деятельности, включающая разработку рекламной политики, PR-продвижение за счет проведения «Дня открытых дверей», участие в ежегодной выставке-презентации коммерческих организаций. Проведение данных мероприятий будет способствовать повышению узнаваемости организации и созданию благоприятного имиджа, а также проинформирует общественность о своем существовании и позволит заключить партнерские отношения с организациями города, чтобы в дальнейшем осуществлять мелкооптовые поставки.
В результате внедрения мероприятий наблюдается рост объема выручки от реализации на 53884,95 тыс. руб. в 2019 году. Кроме того, наблюдается рост себестоимости продаж на 41377,25 тыс. руб. в исследуемый период. Валовая прибыль ОАО «Горзеленхоз» вырастет в 2019 году на 5127,75 тыс. руб. Соответственно наблюдается и рост чистой прибыли предприятия на 326,10 тыс. руб. в 2019 году. Данный факт информирует о том, что у предприятия повысится эффективность деятельности, что является благоприятным фактом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ: по состоянию на 29.12.2018 г.]. — М.: Проспект, 2019. — 704 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 31 июля 1998 г. №146-ФЗ: по состоянию на 29.12.2018 г.]. — М.: АСТ,2019. — 1056 с.
4. Об акционерных обществах: Федер. закон [от 26.12.1995 г. №208-ФЗ] // СЗРФ. — 2018. — №30.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»: Приказ Минфина РФ [от 6 мая 1999 г. N 32н] // СЗРФ.— 2015. — №6.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»: Приказ Минфина РФ [от 6 мая 1999 г. N 33н] // СЗРФ. — 2015. — №6.
7. Адизес И.К. Стили менеджмента. Эффективные и неэффективные: монография / И.К. Адизес. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 200 с.
8. Акофф Р.О менеджменте: монография / Р. Акофф — СПб.: Питер, 2013.— 448 с.
9. Армстронг М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии: монография / М. Армстронг. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 248 с.
10. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами: учебное пособие / И.А. Бланк. — М.: Омега-Л, 2013. — 768 с.
11. Бутырин А.Ю. Риски в современном бизнесе: монография /А.Ю. Бутырин. — М.: Просветитель, 2017. — 288 с.
12. Виссен Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: монография / Х. Виссен. — М.: Финпресс, 2015. — 271 с.
13. Гаджиева П.Н. Определение прибыли: модифицированный подход: монография / П.Н. Гаджиева // Аудитор. — 2015. — №11. — С. 15-17.
14. Гапоненко А.Л. Менеджмент: учебное пособие / А.Л. Гапоненко. — М.: Юрайт, 2017. — 398 с.
15. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е.П. Голубков. — М.: Юрайт, 2016. — 292 с.
16. Горький А.С. Теоретические основы управления финансами интегрированных бизнес-структур / А.С. Горький // Вестник Самарского государственного университета. — 2015. — №2 (124). — С. 30-34.
17. Грант Р. Современный стратегический анализ: монография / Р. Грант.
— СПб.: Питер, 2013. — 544 с.
18. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие / Е.Л. Драчева. — М.: Academia, 2013. — 304 с.
19. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века: монография / П. Друкер.
— М.: Юрайт, 2015. — 452 с.
20. Зыбинская О.А. Анализ современных подходов к раскрытию показателя прибыли в отчетности / О.А. Зыбинская // Молодой исследователь Дона. — 2016. —№1. — С. 1-4.
21. Иванова И.А. Менеджмент: учебное пособие / И.А. Иванова. — М.: Юрайт, 2017. — 306 с.
22. Кеворкова Ж.А. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Более 10000 проводок: монография / Ж.А. Кеворкова. — М.: Проспект, 2015. — 592 с.
23. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: монография / У. Кинг. — М.: Прогресс, 2015. — 399 с.
24. Косьмин А.Д. Менеджмент: учебное пособие / А.Д. Косьмин. — М.: Academia, 2013. — 208 с.
25. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Б.Г. Литвак. — М.: Юрайт, 2016. — 512 с.
26. Макушова О.М. Количественные и качественные характеристики управления прибылью / О.М. Макушова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. — №1. — С. 214-219.
27. Мескон М. Основы менеджмента: учебное пособие / М. Мескон. — М.: Вильямс, 2017. — 672 с.
28. Минцберг Г. Стратегический процесс: монография / Г. Минцберг — СПб.: Питер, 2013. — 688 с.
29. Назимко В.К. Основы менеджмента: учебное пособие / В.К. Назимко.
— Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 256 с.
30. Новикова Н.Е. Распределение и использование прибыли / Н.Е. Новикова // Все для бухгалтера. — 2014. — №1. — С. 25-27.
31. Осипов Г.В. Менеджмент: учебное пособие / Г.В. Осипов. — М.: Инфра-М, 2013. — 528 с.
32. Пасько Ю.С. Раскрытие информации о формировании и распределении прибыли в бухгалтерской отчетности / Ю.С. Пасько // Науковедение. — 2016. — №6. — С. 1-22.
33. Погодина Т.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т.В. Погодина. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 345 с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 336 с
35. Сергеева А.В. Теория финансового менеджмента. Основные концепции: учебное пособие / А.В. Сергеева. — М.: Научная библиотека, 2013.— 128 с.
36. Соколов А.А. Обоснование направлений развития учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) / А.А. Соколов // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — №2. — С. 21-30.
37. Сотникова Л.В. Учет использования чистой прибыли / Л.В. Сотникова // Бухгалтерский учет. — 2014. — №5. — С. 80-85.
38. Терещенко В.С. Генезис бухгалтерской и экономической мысли о прибыли предприятия / В.С. Терещенко // Мир науки и образования. — 2017. — №4. — С. 1-17.
39. Трейси Б. Менеджмент: учебное пособие / Б. Трейси. — М.: Манн,2017. — 144 с.
40. Феофилова Т.Ю. Учет распределения прибыли и рекомендации по его совершенствованию / Т.Ю. Феофилова // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. — 2015. — №3. — С. 20-26.
41. Шапкин И.Н. Менеджмент. Теория и практика: учебное пособие / И.Н. Шапкин. — М.: Юрайт, 2016. — 692 с.
42. Шатковская Е.Г. Роль принципов финансового менеджмента кредитной организации при реализации ее финансовой политики / Е.Г. Шатковская // Вестник Омского университета, 2015. — № 4. — С. 13-17.
43. Шаронин П.Н. Теория экономического анализа: учебное пособие / П.Н. Шаронин. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 444 с.
44. Шайденко Н.А. Менеджмент: учебное пособие / Н.А. Шайденко. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 336 с.
45. Шеина Е.Г. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии / Е.Г. Шеина // Вестник Прикамского социального института. —2017. — №3. — С. 89-99.
46. Шершнева З.Е. Стратегическое управление: учебное пособие / З.Е. Шершнева. — М.: МГУ, 2013. — 384 с.
47. Шуринова Е.В. Корпоративные финансы. Практико-ориентировочный курс: учебное пособие / Е.В.Шуринова. — М.: МЭИ, 2017. — 432 с.