ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 14
§ 1.1. Стереотипы о профессии в массовом сознании.
Характеристика идеального журналиста,
моральные принципы в работе мастеров слова 15
§ 1.2. Профессиональные и этические качества
универсального журналиста с позиции Дэвида Рэндалла 25
§ 1.3. Феномен и место комикса в визуальной медиакоммуникации.
Степень отражения актуальной повестки дня 30
ГЛАВА 2. СЛАГАЕМЫЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ЖУРНАЛИЗМА В КОМИКСАХ 50
§ 2.1. Персонажи-журналисты в отечественных комиксах 51
§ 2.2 Персонажи-журналисты в зарубежных комиксах 54
§ 2.3. Журналист реальный и репрезентация образа журналиста в комиксах:
итоги дискурсивного анализа 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Приложение 1. Таблица «Итоги дискурсивного анализа»
После исследования образа журналистов в комиксах издательства Marvel , в отечественных и зарубежных сериалах и в зарубежных разножанровых художественных фильмах и, наконец, в массовой литературе, во время обучения на бакалавриате, в рамках магистратуры стало интересно, как же меняется этот самый образ в зависимости от повестки дня. Мы решили углубиться в тематику комиксов, так как они являются одним из новых видов медиакоммуникации. К тому же, за этим явлением в настоящее время наблюдают и дети, и школьники, и студенты, и взрослые, и даже люди третьего возраста.
Появившиеся еще в конце тридцатых годов XX века, супергерои, проходили через огромное количество изменений. Их истории переписывались, они умирали и воскрешали. Меняли сторону. Вставали в оппозицию друг против друга. Теряли силы. Росли вместе с читателями. Заводили семьи. Переживали реалии нашего мира в своем и множество раз спасали его от полного разрушения, инопланетных захватчиков, богов.
Каждый персонаж находил свое место в срезе культуры, от чего и зависел жанр произведения. «Супермен» был и является пафосной историей о великом человеке, который в конечном итоге справляется со всеми трудностями. «Бэтмен» - более мрачный вариант героя без суперспособностей, ставшим таким после гибели родителей. «Люди-Икс» - команда мутантов, вечно находящаяся в гонениях. «Мстители» же наоборот, доблестные защитники планеты, которым рады в любой точке мира. А первый «Человек-муравей» - самый остросоциальный персонаж,
1 Зайсанов К. И. Образ журналиста на примере комиксов издательства «Marvel» // Курсовая работа - 20.03.2013 г. Архив автора
2 Зайсанов К. И. Образ журналиста на примере отечественных и зарубежных сериалов. Клише и различия // Курсовая работа - 24.04.2014 г. Архив автора
3 Зайсанов К.И. Образ журналиста на примере современных зарубежных художественных фильмов // Курсовая работа — 16.04.2015 г. Архив автора
4 Зайсанов К.И. Портрет журналиста в массовой литературе: слагаемые формирования // Курсовая работа — 24.12.2015 г. Архив автора первый совместивший в себе дуализм добра и зла: герой в трико, спасающий жизни, и тиран дома, избивающий свою жену. В зависимости от тона повествования, меняется и жанр произведения. В командных комиксах больше эпических сражений, динамичных кадров. Особенностями «Человека-паука» являются его чувство юмора и «удача Паркера», иногда превращающие комикс в комедию. «Фантастическая четверка» всегда была эталоном семейных ценностей, устоев и почитания традиций. «Супермен и Лоис Лейн» - больше про отношения и романтические переживания.
Во многих комиксах присутствует журналист, пусть и не как герой, но как камео (эпизодическая роль). Трудно представить целый мир, в котором информационный вакуум. Поэтому часто на месте событий оказывается какой-нибудь статичный персонаж, которого нужно вовремя спасти от смерти, или который фотографирует героя, чтобы опубликовать материал на первой полосе в газете. Очень здорово описано то, как люди реагируют на важные для супергероев события, и как они отражаются на их жизни, в комиксе «Чудеса» издательства Marvel. Что касается отечественных комиксов, которые только начинают свое становление, то в них журналист показан двумя способами: либо добивающиеся правды, не всегда законными или даже разумными способами, либо добивающие кого-то для своих личных целей. Сейчас современная культура, созданная для рассказов о жизни людей, отодвигает профессиональные качества на задний план, уступая именно историям про чувства, сражения со всеми подряд или внутренние драмы маленького человека в большом мире.
Начиная с первых появлений героев, в их мирах зданиям газет уделялось большое внимание. Daily Planet в комиксах DC и Daily Bugle в комиксах Marvel. В них происходили многие важные события, как для супергероев, так и для читателей, потому что через них довольно часто показывались актуальные повестки дня - землетрясения и его последствия, захват заложников, скандалы, связанные с притеснением женщин.
В наших предыдущих исследованиях, с помощью опроса, мы выявили список самых популярных журналистов из телесериалов и фильмов, а также авторов, которые описывают профессию в своих произведениях. К ним относились: Кларк Кент и его подруга Хлоя из «Тайн Смоллвиля», Фиби Холливелл из «Зачарованных», Сабрина из «Сабрины: маленькой ведьмы», «Одинокие стрелки» - сериал-спин-офф «Секретных материалов». Называли героев таких сериалов, как «Ганнибал», «Секс в большом городе», «Флеш», «Супергерл». Из художественных фильмов выделяли «Дьявол носит Прада», «Интервью», «Римские каникулы», «День выборов» и «День радио». Авторов отмечали: Стига Ларссона с его «Девушкой с татуировкой дракона», Поля Фурнеля, Дарью Донцову, Довлатова и Минаева, многие говорили о персонаже Джоан Роулинг Рите Скитер, главного журналиста мира Гарри Поттера. В мире анимации чаще всего вспоминают Кента Брокмана - журналиста из «Симпсонов» или Эйприл О’Нил из мультсериала про «Черепашек- Ниндзя».
Затрагивая мир комиксов, чаще всего называют Кларка Кента, Питера Паркера (он просто фотограф в газете), Эдди Брока, Мэри Джейн Уотсон (является журналисткой только в игре Spider-Man 2018 года), Джон Джона Джеймсона-младшего или Тинтина.
Важно отметить, что в 2012 году Джо Сакко, карикатурист и журналист, выпустивший графические романы «Палестина» и «Безопасная
зона Gorazde» о событиях боснийской войны, выпустил книгу «Журнализм», представленную в виде комикса. Это сборник историй, которые кажутся невозможными, но им есть место в мире. Это те истории, которые журналисты сейчас не могут, либо не хотят освещать. С первых страниц книга бросает в репортажи, посвященные тому, как выживают обычные люди во время войн последних десятилетий.
Мы в нашем исследовании решили не выделять общий образ журналиста в массовой культуре, потому как ее проявления и жанры разнообразны. Мы пришли к выводу, что нужно остановиться на комиксах, как самом прогрессирующем виде массовой коммуникации, взять несколько персонажей и рассмотреть с точки зрения географии (США и Россия), выделить то, как себя проявляет профессия в разных странах и относительно актуальных повесток дня.
Цель исследования - проследить эволюцию формирования портрета журналиста, представленного в комиксах и сравнить его с образом, представленным в специальной литературе.
Дабы добиться цели, поставлены следующие задачи:
— Разработать нормативную модель образа журналиста на основе анализа специальной литературы;
— вывести ряд «типичных» журналистов с точки зрения соответствия запросов времени;
— рассмотреть комиксы как вид медиа;
— проследить творческую эволюцию выбранных персонажей- журналистов, их взгляды на жизнь, ценности и профессиональные качества;
— сопоставить типичных журналистов с нормативной моделью.
Объектом исследования являются зарубежные и отечественные комиксы.
Предмет - эволюция образа журналиста как «героя нашего времени» в комиксах.
В качестве эмпирической базы были выбраны следующие серии комиксов:
S Основа основ комиксов о супергероях - Action Comics, в котором дебютировал Супермен. Выходил с 1938 года.
S The Amazing Spider-Man - серия о Человеке-пауке, в которой дебютировали многие описанные в работе журналисты. Издается с 1963 года.
S Daredevil: the man without fear. Более локальная супергероика, посвященная улицам в рамках одного квартала Нью-Йорка - Адской кухне. В этих историях рассказывается о Сорвиголове - слепом герое, который совмещает адвокатскую практику с наведением порядков в своем районе. В этом комиксе максимально отражена проблема подачи правдивой информации и затронута тема справедливого наказания за ложь и бездействие. Истории об этом герое начали появляться на прилавках в 1964 году.
S Transmetropolitan - едкая история о гонзо-журналисте будущего, Спайдере Иерусалиме. Главный герой борется с коррупцией и властью двух президентов. Несмотря на то, что комикс издавался в 1997-2002 годах, действие его проходит в далеком будущем, где во всю используются Искусственный Интеллект, генная инженерия, крионика и др.
S Зарубежный комикс, рассказывающий об информационной войне во время гражданской войны между супергероями Civil War: Front Line, 2006 год. И его продолжения: World War Hulk: Front Line, 2007; Secret Invasion: Front Line, 2008.
S Детективный отечественный комикс «Майор Гром», 2012-2015 года.
S Spider-Woman: история о Джессике Дрю, принявшая формат детективных расследований в несуразных ситуациях. В ней представлен образ журналиста-расследователя и рассказчика, опираясь на популярный в сети жанр сторителлинга. 2015-2017 года.
S Secret Empire - глобальное событие, пошатнувшее все устои вселенной. Капитан Америка, главный солдат, символ страны, оказывается на стороне зла и устраивает настоящий геноцид для супергероев. 2017 год.
Хронологические рамки исследования - 1938-2018 года: мы рассматриваем все основные изменения персонажей-журналистов вплоть до наших дней.
Методы, с помощью которых было проведено исследование:
■ Анализ научной и специальной литературы для создания нормативной базы исследования;
■ Контент-анализ выбранных для изучения комиксов для изучения эволюции персонажей и самой журналистики;
■ Дискурсивный анализ содержания выбранных произведений для понимания взаимосвязи актуальной повестки дня в мировом сообществе с происходящим на страницах произведений;
■ Сравнительно-сопоставительный анализ образов персонажей и журналиста реального, исходя из эмпирической базы исследования для подтверждения или опровержения гипотезы и написания введения.
В каждом из произведений главный герой - журналист (или коллектив журналистов), перед которым(и) стоит та или иная проблема. Семья, дети, любовь, зависть, отсутствие честности и порядочности и т. п. В какой-то мере это находит отклик в профессии, где-то и вовсе никак не связано с журналистикой. Но эти примеры максимально ярко смогут отразить современный взгляд на профессию.
На самом деле, есть множество других произведений, показывающих героев-журналистов, но там профессия - это лишь приписка к основному статусу «человек». По неволе складывается впечатление, что о профессии просто пытаются забыть, вычеркнуть ее из стана нужных и важных обществу. Но делается ли это нарочно? Или истории о поборниках справедливости просто уже не в моде?
В современных массовых, продающихся миллионными тиражами, комиксах множество проблем всплывает наружу. Людям необходимо зрелище, экшен, и под этим многие сюжетные линии, которые бы помогли профессии, облагородили ее, либо не замечаются, либо вовсе не находят отражения, либо искажаются авторами или сценаристами до неузнаваемости.
Но журналист в сюжетах не всегда работник желтой прессы, чаще это благородный индивид, действующий во благо всего населения земного шара. Он решителен, непоколебим, беспристрастен. Он максимально приближен к образу, созданному Дэвидом Рэндаллом в своей книге «Универсальный журналист», от которой мы и отталкивались в нашем исследовании.
Таким образом, если наше культурное общество, по словам ученых, берет ориентир на запад, то в скором времени и у нас будут появляться истории с главными героями - идеальными журналистами. А какие они? В чем заключается их особенность? Что они делают? Какие нормы соблюдают? На что готовы пойти ради информации и способны ли пожертвовать собой во благо аудитории? Это мы и будем выяснять.
Мы надеемся воссоздать образ журналиста именно таким, каким его видят современная Россия и Запад. Выделить сильные стороны профессии и объяснить важность журналистского труда, как и любого другого. А также проследить эволюцию данного образа, исходя из различных жанров и других особенностей современной культуры, делая исследование актуальным не только «здесь и сейчас» но и поддерживая его актуальность с ходом времени.
Степень изученности данной проблемы в настоящее время невысока. На просторах сети Интернет можно встретить работы по анализу образов журналистов, об отношении комикса к типу дискурса или медиаобразования, восприятие его как формы медиакоммуникации, рассматривается явления комиксной журналистики, но никто не сопоставлял героев отечественных и зарубежных комиксов с образом универсального журналиста, созданного для нашей реальности.
Также нельзя не отметить то, что выбранной в качестве основы и источника научной литературе исполнилось уже пятнадцать лет. После данного автора никто не пытался расписать образ идеального, универсального журналиста. Все говорили о слагаемых профессии, этике, правовых основах, обязанностях, отношениях в коллективе, патриотизме, но данная тема так и осталась нетронутой. В рамках исследования мы хотим выяснить, подходит ли современный профессионал под критерии, указанные автором Дэвидом Рэндаллом, и соответствуют ли они современной картине мира.
За последнее время о комиксах и их влиянии на отечественный рынок была написана лишь одна книга: «Век супергероев: истоки, история, идеология американского комикса» от Дарьи Дмитриевой.
Однако начали появляться многие работы об авторах и художников, зародивших это явление: Боб Батчелор пишет биографию Стэна Ли, создателя вселенной Marvel, умершим в 2018 году. Рид Таккер описывает вечное соперничество двух домов супергероики в книге «Marvel vs DC. Великое противостояние». На русский язык переводят книги, созданные Стивом Дитко и Стэном Ли о том, как рисовать или создавать комиксы.
Георгий Почепцов изучал «Комиксы в масскультуре» , описывая комикс, как прорыв в визуализации медиа, ставя его на один уровень с появлением телевидения или Интернета. Он называет комикс - медиасредой, имеющей с одной стороны широкое влияние на население, а с другой лишь поверхностное представление мифологий и идеологий, присущих современному обществу.
Подобную работу представляет доктор педагогических наук Онкович Анна Владимировна. Она говорит о «комиксах как форме визуальной медиакоммуникации» , о том, что сейчас это уже отдельный тип медиа, со своей медиатехнологией. В статье автор рассуждает о перспективе использования формата комиксов в образовательной сфере.
В 2018 году студент-магистр МГУ им. М. В. Ломоносова Наталья Заруцкая провела исследование «Анализа образа американских журналистов в современных комиксах США» . Она рассмотрела историю комиксов за океаном, отражение современной действительности в данном виде культуры и основных персонажей, которые представляются сценаристами комиксов профессионалами журнализма.
Научной новизной нашего исследования является то, что в нем рассматриваются аспекты образа журналиста в проекции на определенные, ставшие культовыми, события в комиксах, изучается эволюция нравственных ориентиров журналиста и возможность преобразования самого образа в угоду сюжету. К тому же, отечественных персонажей- журналистов до этого исследования не рассматривали.
Гипотеза данной работы состоит в том, что авторы, создавая сюжеты в комиксах с работниками СМИ, стараются показать всю суть профессии в актуальном срезе времени, затронув все аспекты деятельности журналиста, с моральной борьбой, с гонениями и пренебрежительным отношением со стороны властей и общества, со всем риском и долей героизма, присущей и журналистам нашей реальности, с возможными казусами и юмористическими ситуациями, которые могут возникнуть во время работы. Но основная задача авторов - предоставить интересный потребителю материал. Который злободневен, отражает важные для социума темы, но вписывающийся в основное повествование мифологии супергеройских миров. Так что сценарист может пожертвовать чем-то, чтобы создать идеальную историю.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использовать результаты настоящего исследования не только в дисциплинах бакалавров: «Введение в специальность и система СМИ», «Журналистская этика», «Социология журналистики», «Психология журналистики», «Мастер-класс: журналистское расследование», «Актуальные проблемы современности», но и как создание предмета для новой учебной программы курса «Новые медиа» магистратуры. Если гипотеза подтвердится, и образ журналиста в комиксах соответствует нормативам реального журналиста, то этот тип медиа можно изучать наравне с «Актуальными повестками дня» и «Блогосферой», как тип визуализации медиа.
К тому же, данное исследование может быть полезно для создания профиля «Комикс» на базе Института, как в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Практическая значимость данного исследования высока, так как основная аудитория массовой, мейнстримной, культуры, а вследствие и комиксов, - люди 18-30 лет, то есть - молодежь. Также, с помощью результатов исследования, профессионалы своего дела смогут получить необходимую информацию и сформировать собственный взгляд на представление о журналистике в данном типе медиа, что впоследствии может создать более благоприятные представления о деятельности современного журналиста для общества, поддерживая престижную репутацию профессии.
Апробацией нашего исследования является научная статья «Обрах журналиста в массовой культуре Российской Федерации», опубликованная в журнале «Информационное поле современной Росии-2017».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и научной литературы. В первой главе, «Журналистика сквозь призму массовой культуры», предпринято моделирование образа журналиста нашего времени с помощью специальной литературы, учебных материалов и научных статей, определение моральных рамок и деятельность в сфере СМК, а также описан комикс, как феномен, его развитие в ходе мировой истории и степень отражения современных реалий в рамках комикса.
Во второй главе, «Слагаемые эволюции представителей журнализма в комиксах», рассматриваются основные персонажи-журналисты, их профессиональные принципы и эволюция в ходе развития нового журнализма. Также проходит анализ портретов и сравнение их с журналистами нашей реальности.
В заключении определяются основные выводы по теме исследования.
Таким образом, в результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
Разработав нормативную модель образа идеального журналиста на основе учебных и специальных материалов, мы нашли те элементы, которые оказались почти забытыми нынешним поколением работников СМИ; которым нужно следовать, чтобы воплотить этот образ в действительность: искать и публиковать только проверенную,
закрепленную в официальных источниках, информацию; не зависеть от власти, не быть ими контролируемым и стараться избегать этого влияния; всегда держать образ эпохи и отдельной личности перед глазами аудитории, показывать достоинства и недостатки и разрушать мифы; вовремя оповещать избирателей; наблюдать и, при необходимости, расследовать действия и отсутствие оных у выборных представителей и/или общественных организаций; следить за изменением экономики, цен, интересоваться качеством продукции и мнением покупателей; помогать морально и физически пострадавшим своим литературным словом и возможностью рассказать их историю. То же правило и в обратную сторону - беспокоить удобно устроившихся наглецов; организовать победу добра и правосудия, чествуя их успех и расследуя неудачи; содействовать синтезу и обмену идей между слоями общества по любому из признаков различия.
Выявив ряд «типичных» журналистов с точки зрения соответствия запросов времени, мы поняли, каким должен быть профессионал, что и как он должен делать, на кого он должен работать, а также дали оценку основным характеристикам и аспектам деятельности: журналист в первую очередь отвечает за свою аудиторию. Он имеет собственный взгляд на происходящие в мире события, выслушивает все стороны конфликта и
стремится к пониманию ситуации и примирению участников происходящего. Власть не диктует ему условия, как и работодатель. Профессионал должен отвечать за каждую из своих публикаций и нести ответственность в полной мере. Ему чужды личные эмоции, он неподкупен, честен с аудиторией и стремится к поиску правды, а не сплетен.
Рассмотрев комиксы, как вид медиа, мы действительно поняли, что данный вид массовой культуры в последние годы становится максимально похож на способ медиакоммуникации и представляет собой прогрессирующий источник передачи информации.
Выявив принципы творческой и этической деятельности, которые следует соблюдать нынешним журналистам, мы смогли в полной мере представить образ современного журналиста, построенный в массовом сознании аудитории, который оказался схож с образом универсального журналиста Дэвида Рэндалла, созданным достаточно давно, что говорит о прочности представлений о профессии мастера слова и непоколебимом стержне каждого представителя журналистики.
Проследив творческую эволюцию выбранных персонажей (их взгляды на жизнь, ценности и профессиональные качества) и сопоставив их образы с реальными журналистами, мы осознали, насколько авторы и сценаристы стараются подобраться к реальности, затронуть актуальные и важные проблемы. И пусть что-то может исказиться, во вред это не пойдет, если знать, как этим пользоваться.
Несмотря на все трудности жизни, герои не сдаются, сражаются за свои цели до последнего вздоха. Каждый из них совершает пусть и маленький, но важный подвиг для всей журналистской профессии и дает представление о профессии в целом.
Самым благородным образом является журналист из будущего из комикса «Трансметрополитен», Спайдер Иерусалим, потому что он справляется со своей целью донесения правды до аудитории и свободно критикует власть, чего в реальном времени сделать невозможно. Именно он соответствует всем пунктам, по которым мы сравнивали образы с журналистом реальным.
В комиксах стараются создавать такого журналиста, который бы вписался в подставленный жанр - в фантастике это иноземец, в сатире комичный или полный сарказма герой, в супергероике журналист занимает сторону обычного человека, доказывая всем, что не обязательно обладать суперспособностями, чтобы совершать подвиги. Эти герои разнообразны, но их объединяет тяга к поиску информации, возможность найти «новость дня» и желание донести правду до своей аудитории.
Образ журналиста в массовой культуре, в итоге, далёк от идеала. Можно сказать, что каждый работник СМИ увлечён тем, чему посвящает жизнь. В комиксах четко прослеживаются плюсы и минусы, ошибки, свойственные не только созданным кем-то персонажам, но и обыкновенным, штатным сотрудникам газет и журналов.
Хотя произведения массовой культуры и создаются в первую очередь ради интересного сюжета и повышения интеллектуальности населения, чтобы максимально заинтересовать читателей, это не означает, что сценаристы жертвуют действительностью, многие реальные аспекты рассматриваются в полной их величине. Авторы специально ставят героев перед тяжелым выбором, в котором нет исключительно положительного или отрицательного, в каждом последствии присутствуют обе стороны. И этот выбор делает не чей-то идеал, а человек. Обычный. Такой же, как и все мы. Именно это - интересный поворот сюжета, который так нужен авторам для успеха.
Сама профессия эволюционирует вместе с медиа. Персонажи освещают актуальные мировые события (актуальная повестка дня имеет большое влияние на сообщество комиксов), осваивают новые форматы, появляющиеся в реальности (в комиксах последних лет мелькают термины лонгрида, подкаста, сторителлинга, блога и т.д.), работают с самым современным оборудованием (не так давно журналисты даже начали использовать изобретения Питера Паркера, крайне похожее на умные часы).
Идеальный журналист в таком произведении - пусть и образ, но человек. Человек, который смог добиться многого путем усилий, страданий и рук, которые никогда не опускались. Это образ, к которому каждый должен стремиться и понимать, что если вышло у кого-то, то сможет и он. И в жизни способны произойти ситуации, достойные съемки или написания остросюжетного произведения. Не всегда его профессия - основа персонажа, и пусть идеальный журналист встречается далеко не в каждой из рассмотренных феноменов, индустрия чаще всего представляет нам реального журналиста, раскрывая как темные стороны журналистики, так и светлые, пусть и намного реже. Журналист в массовой культуре в целом, и в комиксах, в частности — отважный, честный, стремящийся сделать все ради аудитории (иногда — ради себя), умный, колкий на язык, человек. И именно человеческие качества берут в нем верх. Ему не чужды экстремальные ситуации, он не боится расстаться с жизнью (по крайней мере, привычной).
В России и на Западе ситуации различаются. Если за океаном профессия журналиста представляется в последнее время весьма благородно, ей уделяется достаточно внимания во всех проявлениях массовой культуры, то в нашей стране ситуация кажется более плачевной: сейчас практически нет произведений о мастерах слова, а профессия главного героя того или иного произведения не играет никакой роли или помогает показать как много теряет или приобретает персонаж. В современной России степень доверия к профессии журналиста ослабла. Телеканалы, штампующие «мыльные оперы» сделали все возможное, чтобы показать мастера слова низким и подлым человеком, который стремится к поиску наживы, сплетен, интриг и готов пойти на шантаж, чтобы добиться желаемого. Для него не существует законов этики, морали, нравственности. Он использует свое положение для получения личной выгоды, спокойно берет взятки и закрывает глаза на те события, которым действительно необходимо уделить внимание, дабы создать благоприятный социальный климат для общества.
Герои комиксов являются собирательными образами и «жертвами» своих жанров. Авторы нарочно создают ситуации, в которых те смогут действовать, исходя из сложившихся обстоятельств — гражданская война супергероев, инопланетное вторжение, буйство подземных жителей, террористические захваты и остановка времени. У каждого из создателей свой взгляд на мир, на профессию журналиста, на человеческую личность, и это тоже вносит определенную лепту в персонажей. Пусть они и приближены к реальному образу, в каждом из них есть то, что не поддается объяснению человеческой логики и эмоций: кто-то ведет себя слишком хладнокровно, кто-то, напротив, излишне поддается своим чувствам, создавая новые проблемы. Где-то, вместо того, чтобы подумать, герои полностью теряют рассудок, где-то идут на настоящие подвиги, с которыми бы справился далеко не каждый житель планеты.
Следовательно, выдвинутая во введении гипотеза подтверждается, авторы выбранных произведений стараются затронуть всевозможные ситуации в срезе времени, связанные с профессией журналиста, поставить героя перед теми же выборами, перед которыми стоит универсальный журналист Дэвида Рэндалла, но бывает и такое, что портрет могут исказить, иногда сильно, лишь бы добавить какие-то интересные детали или сюжетные повороты, или рассказать совсем другую историю. Герои комиксов не всегда соответствуют научно-литературному портрету журналиста.
Изучив эту тему, мы пришли к выводу, что нам интересна тема образа журналиста, то, как он воспринимается аудиторией и соответствует ли он реальности. Узнав о профессионалах в самых популярных проявлениях массовой культуры, хочется наблюдать и дальше за тем, к чему это приведет. Каким журналист будет представлен в отечественных комиксах через пять лет, когда они разовьются до неузнаваемости? Что будет с мировым представлением о профессии через десять? Что останется в нем к тому моменту от фундаментальных принципов, заложенных Дэвидом Рэндаллом? И когда, наконец, журналистика придет к образцу Спайдера Иерусалима? Но это - перспективное направление для дальнейшего исследования.
1. Коллектив авторов. Комиксы о Супермене // База русских
переводов комиксов [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
https://comicsdb.ru/search/comics/superman (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
2. Коллектив авторов. Комиксы о Человеке-пауке // База русских
переводов комиксов [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
https://comicsdb.ru/search/comics/spider-man (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
3. Коллектив авторов. Комиксы о Сорвиголове // База русских
переводов комиксов [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
https://comicsdb.ru/search/comics/daredevil (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
4. Bendis B.M. (2004-2006). The Pulse #1-14. - USA.: Marvel.
5. Ellis W. (1997-2002). Transmetropoliten #1-60. - USA.: Vertigo.
6. Jenkins P. (2006). Generaion M #1-5. - USA.: Marvel.
7. Hopeless D. (2015). Spider-Woman vol. 5 #5-10. - USA.: Marvel.
8. Hopeless D. (2016-2017). Spider-Woman vol. 6 #1-17. - USA.: Marvel.
9. Jenkins P. (2006-2007). Civil War: Front Line #1-11. - USA.: Marvel.
10. Jenkins P. (2007). World War Hulk: Front Line #1-6. - USA.: Marvel.
11. Reed B. (2008-2009). Secret Invasion: Front Line #1-5. - USA.: Marvel.
12. Rosemann B. (2002). Deadline #1-4. - USA.: Marvel.
13. Spencer N. (2017). Captain America: Steve Rogers #17. - USA.: Marvel. - 24 p.
Научная литература:
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999. - 224 с.
2. Алиев Р. Т. Комикс как отражение социокультурной динамики в американской массовой культуре. - Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. №1 (42). С. 318-324.
3. Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино. - М., 1974. - 326 с.
4. Антипова К.М. «Формирование медиаобраза журналиста в
современном кинематографе» // Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://mic.org.ru/6-nomer-2013/212-formirovanie-mediaobraza-
zhumalista-v-sovremennom-kinematografe (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: сб. сочинений / Р. Арнхейм / пер. с англ. В.Н. Самохина. - М.: Архитектура, 2007. - 392 с.
6. Барнева Е.В. Журналистское мастерство: Учебно-методическое пособие для студентов I-III курсов ОДО, II-IV курсов ОЗО специальности 03061 «Журналистика» / авт.-сост. Барнева Е.В., Петрова О.А., Шишкин Н.Э. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2009. - 81 с.
7. Барт Р. Мифологии: очерки / Р. Барт / пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 459 с.
8. Барякина Э.. «Жанры литературного произведения» // Справочник
писателя - образовательный ресурс для русскоязычных авторов [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
https: //www.avtoram. com/zhanr_literatumogo_proizvedeniya/ (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
9. Белова Т.М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов. - Вестник КемГУ, 2015. - 106 с.
10. Бердников Г. П. (гл. ред.), Бушмин А. С., Виппер Ю. Б. (зам. гл. ред.), Лихачев Д. С., и др. История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького — М.: Наука, 1983— ... Том 1. / Ред. коллегия тома: Брагинский И.С. (ответственные ред.), .Балашов Н.И,.Гаспаров М.Л, Гринцер П.А.. — 1983. — 462 с.
11. Больц Е. Азбука медиа. - М.: Европа, 2010. - 132 с.
12. Вайсфельд И.В., Демин В.П., Соболев Р.П. Встречи с X музой. Беседы о киноискусстве. Кн. 1. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
13. Васильева Л.А. Делаем новости! - М.: Аспект Пресс, 2002. - 190 с.
14. Ворошилов В.В. Журналистика. - М.: КНОРУС, 2009. - 496 с.
15. Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика - М.: Зебра-Е, 2008. - 148 с.
16. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 352 с.
17. Дмитриева Д.Г. Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса. - М.: Изотека, 2015. - 320 с.
18. Заруцкая Н. «Анализ образов американских журналистов в
современных комиксах США» // Vernsky: база научных работ [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
http://vernsky.ru/pubs/6898/Analiz_obrazov_amerikanskih_zhurnalistov_ v_sovremennyh_komiksah_SSHA?view_mode=text (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
19. Иванов В.Ф. Журналистская этика: учебник - М.: Высшая школа, 2006. - 231 с.
20. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
21. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 287 с.
22. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: КомКнига, 2006. - 326 с.
23. Костина А.В. Популярная культура. // Электронный журнал: Знание. Понимание. Умение. - 2005. - 213-215 с.
24. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.
25. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста - М.: Аспект Пресс, 2006. - 240 с.
26. Ли, Стэн. Как создавать комиксы / Стэн Ли ; [пер. с англ. А. Седова].- М.: ЭКСМО, 2014. - 232 с.
27. Лозовский Б.Н. Методика сбора информации / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, 2000. - 272 с.
28. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015.- 456 с.
29. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн / пер. с англ. В.Г. Николаева. - М. - Жуковский: Канонпресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
30. Мельник Г.С. Деловая журналистика: Учебное пособие / авт.-сост. Мельник Г.С., Виноградова С.М. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
31. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / В.И. Михалкович / под ред. А.С. Вартанова. - М.: Наука, 1986. - 221 с
32. Неймаш Т.М. // Семь художественных книг про журналиста и для журналиста. Облако — медиа-клуб. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://oblako-media.ru/novosti/sem-xudozhestvennyx-knig-pro- zhumalista-i-dlya-zhurnalista/ (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
33. Онкович А. В. «Комиксы как форма визуальной
медиакоммуникации» // Электронный архив КФУ [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
https: //dspace. kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/30146/viscom2014-85-
92. pdf?sequence=-1&isAllowed=y (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
34. Почепцов Г. Г. «Комиксы как медиакоммуникации в массовой
культуре» // Пси-фактор - сайт о современных психотехнологиях. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL:
https://psyfactor.org/lib/media-communication-8.htm (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
35. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: РИП- Холдинг, 2002. - 324 с.
36. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. - М.: РИП-Холдинг, 2006. - 202 с.
37. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Пер. с англ. А. Порьяза. - СПб.: Национальный Институт прессы, 2000. - 160 с.
38. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.
39. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). - СПб.: Роза мира, 2005. - 206 с.
40. Справочник писателя: жанр литературного произведения // Портал
для авторов литературных произведений [Электронный ресурс]. Доступно на:
URL: http://www.avtoram.com/zhanr literaturnogo proizvedeniya (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
41. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. - М.: Директ- Медиа, 2013. - 881 с.
42. Туркин В. Драматургия кино. - М.: ВГИК, 2007. - 370 с.
43. Халилов В.М. Трансформация образа журналиста и изображения прессы в киноматографе США в начале XXI века // Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал.[Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=46 (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).
44. Шайхитдинова С.К. Медиаэтика: учебное пособие. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. - 80 с.
45. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: РИП- Холдинг, 2001. - 165 с.
46. McCloud S. (1993). Understanding Comics: The Invisible Art. - USA: Tundra. - 215 с.
47. PR Partner. «24 абсолютно правдивых стереотипа о журналистах» //
PR Partner - сайт PR-агенства [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http: //www.prpartner.ru/blog/read/24-absolyutno-pravdivykh-
stereotipa-o-zhurnalistakh/ (дата обращения: 12.12.2018 г., режим доступа - свободный).