Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С УЧЁТОМ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Работа №30880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты формирования стратегии
устойчивого регионального развития с учетом стандартов качества жизни населения 6
1.1. Подходы к определению, принципы и составляющие устойчивого
развития региона 6
1.2. Общие теоретические подходы к исследованию качества жизни
населения 13
1.3. Методологические подходы к оценке показателей устойчивого развития
региона с учетом стандартов качества жизни населения 23
2. Оценка устойчивого развития Республики Татарстан и соблюдения
стандартов качества жизни 32
2.1. Оценка показателей устойчивого развития Республики Татарстан 32
2.2. Оценка уровня и качества жизни населения РТ 41
2.3. Анализ достижения индикаторов стратегии устойчивого развития РТ ... 46
3. Предложения по формированию стратегии устойчивого регионального развития, направленной на повышение качества жизни населения Республики
Татарстан 50
3.1. Совершенствование социально-экономической политики, направленной
на повышения качества жизни населения РТ 50
3.2. Обеспечение достойными жилищными условиями как фактор
повышения уровня жизни населения РТ 56
Заключение 67
Список использованных источников 71


Хотя в современной российской практике управления концепция «Sustainable Development» только формируется, плавно переходит с дискуссионных площадок академического сообщества в сознание государственных деятелей, она уже многие годы реализуется и институционализирована на государственном уровне во многих странах мира. Приходится признать, что без проактивных регулятивных мер со стороны органов исполнительной власти (по улучшению экологической ситуации, формированию механизмов социальной стабильности, обеспечению здоровья населения) устойчивое развитие на региональном уровне невозможно.
Кроме того, проводниками идей устойчивого развития выступают и крупные международные компании (такие как IKEA, Coca-Cola, Unilever и другие), которые в своих бизнес-процессах демонстрируют, что внедрение устойчивых практик, это не только популярное проявление корпоративной ответственности компаний в сегменте В2С, но и действенный способ минимизации издержек бизнеса, повышения его эффективности.
Судя по имеющим место тенденциям, мы прогнозируем, что эта концепция будет с каждым годом привлекать все большее число сторонников из числа стратегических инвесторов регионов России и именно сильные долгосрочно-ориентированные компании с ответственным отношением будут способствовать устойчивому развитию регионов.
Анализ современной практики управления регионами свидетельствует об отсутствии устоявшегося подхода к их устойчивому развитию. Именно поэтому данная проблема находится в сфере пристального внимания как российских, так и зарубежных ученых.
Основным документом, определяющим приоритеты в развитии региона, выступает Программа улучшения качества жизни населения,
направленная на создание достойного качества жизни населения региона и постоянное ее совершенствование в долгосрочной перспективе.
Проблема низкого уровня и качества жизни большей части населения России является в настоящее время особенно актуальной, об этом говорят такие показатели, как уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ), средний прожиточный минимум по стране, а также огромное количество людей, получающих и рассчитывающих на социальную поддержку.
На сегодняшний день снижение уровня жизни населения в Российской Федерации можно назвать одним из самых существенных последствий экономического кризиса. Уровень жизни населения является одним из важных социальных критериев, отражающих структуру потребностей общества, а также способы их удовлетворения, что и обуславливает актуальность темы работы.
Проблемами изучения и анализа уровня и качества жизни населения занимались такие ученые, как Н.И. Бузляков, В.И. Гурьев, Л.Г. Зубов, В.Ф. Майер, В.Я. Райцин, Н.М. Римашевская, В.М. Рутгайзер, Г.С. Саркисян и др. Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема уровня и качества жизни населения Российской Федерации является недостаточно изученной в макроэкономике.
Цель исследования состоит в изучении теоретических и практических аспектов формирования стратегии устойчивого регионального развития с учетом стандартов качества жизни населения.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретико-методологические аспекты формирования стратегии устойчивого регионального развития с учетом стандартов качества жизни населения ;
- провести оценку устойчивого развития Республики Татарстан и соблюдения стандартов качества жизни ;
- разработать предложения по формированию стратегии устойчивого регионального развития, направленной на повышение качества жизни населения Республики Татарстан.
Объектом исследования выступают показатели качества жизни населения РТ.
Предмет исследования - методология формирования устойчивого регионального развития на основе соблюдения стандартов качества жизни населения.
Новизна исследования состоит в теоретической постановке и практической реализации исследовательской задачи совместного рассмотрения институциональных новаций и внешнего фактора, определяющих потенциал устойчивого развития Республики Татарстан, что обеспечивает приращение научного знания в области пространственной экономики.
Исследование базируется на теориях ресурсной экономики, пространственной экономики (включающей региональную экономику), институциональной экономики.
Информационную базу исследования составили нормативно -правовые акты федерального и регионального уровней, принятые в последние 5 лет в сфере регулирования развития экономики; статистическая и аналитическая информация с сайтов федеральных и региональных органов власти, содержащая результаты реализации инструментов регионального развития; аналитические обзоры отечественных и зарубежных отраслевых Интернет - изданий.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уровень жизни населения занимает центральное место в социально -
экономической жизни общества и определяет собой степень обеспеченности
материальными благами граждан страны или жителей определённого её
региона, их финансовой и духовной удовлетворённости тем объёмом
товаров, услуг и возможностей, которую они могут использовать в данный
67
период. Базовым показателем является соотношение реального дохода к потребительской корзине.
Подводя итог, следует отметить, что Российской Федерации предстоит сложный путь развития своей социальной отрасли, а именно поднятие качества и уровня жизни ее граждан. Начиная с девяностых годов прошлого века, данные показатели неуклонно росли, но ввиду обострившейся политической обстановки (установлением санкций против России), а также кризисами двадцать первого столетия, качество и уровень жизни населения стал проблемой, требующей скорого решения. Правительству Российской Федерации придется провести жесткие реформы по устранению коррупции внутри государства, решить проблему низкого прожиточного минимума, путем его увеличения, а также подумать о разработке и внедрении новых проектов, нацеленных на улучшение качества и уровня жизни населения России. На современном этапе государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения, что уже дает определенные результаты в виде повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.
При оценке управляющего воздействия в системе государственного и
муниципального управления целесообразно вести речь о результативности
управленческих процедур, обеспечивающих удовлетворение потребностей
населения и гарантирующих ему высокие уровень и качество жизни.
Значительное число публикаций по проблеме и авторитетность их авторов в
научной среде позволяют вести речь о том, что к настоящему времени
накоплен определенный теоретический и практический опыт в области
разработки методических основ оценки результативности управления
устойчивым развитием территорий, однако, общепринятая методика оценки
до сих пор не сформирована. Предложено осуществлять оценку
результативности механизмов управления устойчивым развитием регионов
на основе анализа отклонения наиболее вероятных траекторий их развития,
оцененной по прогнозной динамике социально -экономических потенциалов,
68
от траекторий, заданных стратегическими документами регионального развития.
Экономика Республики Татарстан характеризуется темпом роста ВРП, в том числе ВРП на душу населения, что выступает важной характеристикой устойчивого развития региона. «Стратегия 2030» положительно влияет на социально-экономическое развитие. В ее рамках создаются новые инновационные проекты в области строительства, сельского хозяйства и т.д., которые помогают увеличивают объемы производства, способствуют налаживанию работ транспортной системы, развитию социальных институтов, увеличивают рабочие места. Достижение всех поставленных стратегией целей ставит Татарстан на место высокой конкурентоспособности как внутри России, так и в глобальном размере.
Основной проблемой региона РТ является низкий уровень доходов населения. Решение перечисленных выше проблем носит циклический характер, что подтверждается высоким уровнем взаимосвязи составных факторов качества жизни населения. Реализация комплексной региональной социально-экономической политики с использованием описанных выше мероприятий гарантирует решение данных проблем, повышение уровня качества жизни населения и, следовательно, достижение сбалансированного социально-экономического развития региона. Устойчивое развитие региона - это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на региональном уровне, повышению условий жизни жителей региона путем достижения сбалансированности экономического и экологического развития, в особенности полного комплекса социального развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала региона, включая географические особенности региона, а также особенности экономики, инфраструктуры, промышленности и один из приоритетных аспектов - уровень развития сферы здравоохранения в регионе.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни
населения, по-прежнему, остается обеспеченность жильем. В Республике
69
Татарстан жилищная проблема стоит особенно остро. Реализация сформулированных концептуальных основ, а именно использование муниципально-частного партнерства в качестве инструмента для привлечения частного капитала в сферу жилищного строительства, и разработка эффективных местных и отраслевых программ модернизации и развития жилого фонда, а также реализация основополагающих принципов развития жилищного строительства посредством использования форм муниципально-частного партнерства будет способствовать активному развитию сферы жилищного строительства в РТ.


1. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: распоряжение
Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Указ Президента РФ от 28.06.2007 г. №825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. От 28.12.2012 г. и 02.05.2014 г., 16.01.2015)
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 №322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
7. Акбашева Г. Х. Проблемы повышения качества жизни в России [электронный ресурс] / Г. Х. Акбашева // Экономические науки. - 2017. -
Режим доступа: https://novainfo.ru/article/11824.
71
8. Балабенко Е.В., Стукалова О.А. Концептуальные принципы развития жилищного строительства путем использования форм государственно-частного партнерства // Экономика строительства и городского хозяйства. 2016. Т. 12. № 3. С. 107-114. - С. 111.
9. Болдырева Р.Ю., Сорокина Н.Ю. О методическом обеспечении оценки результативности управления устойчивым развитием регионов // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы Материалы 15-й Международной конференции. 2018. С. 730-735. - С. 734.
10. Винокур З.Е., Солодков М.В. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов России // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 2014. №1 (69). - C. 20-34.
11. Воробьев А.А. Качество жизни как показатель эффективности государственного управления // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 6. - С. 18-21.
12. Глебова И.С., Кундакчян Р.М. Качество жизни и управление привлекательностью условий проживания в крупнейших городах России. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. - 214 с.
13. Горбунова О.Н. Индекс человеческого развития: Изменение
методики. Индекс России в мире и среди стран постсоветского пространства // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 11. - С. 78-81.
14. Гришина И.В., Полынев А.О., Тимонин С.А. Качество жизни
населения регионов России: методология исследования и результаты
комплексной оценки // Современные производительные силы. От догоняющего к опережающему развитию. - 2012. - № 1. - С. 70-84.
15. Домашенко Д.А., Чихачев А.Д. Уровень и качество жизни населения в России // Постулат. 2018. № 1 (27). С. 59.
16. Коваль Т.В. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 2010.
17. Никишин А.И. Разработка комплексной системы оценки эффективности деятельности региональных органов государственного управления: автореф. дис. ... канд. экон. наук. -М., 2007.
18. Лукичев П.М. Управление социально-культурной деятельностью / П.М. Лукичев // Вестник СПбГУКИ. - 2015. - № 2. - С. 177-180.
19. Мищенко Л. Совершенствование механизма управления социальноэкономическим развитием региона /Л. Мищенко // Экономическая наука на пороге третьего тысячелетия. - Краснодар, 2000. - С. 54.
20. Пономарева М.А. Основы управления устойчивым развитием региона : учебное пособие. М.: Содействие-XXI век; Ростов-на-Дону, 2014. - 144 с. - С. 20.
21. Роздольская И.В., Скрипченко Т.Л., Мозговая Ю.А. Исследовательская траектория проблем обеспечения устойчивого социально - экономического развития региона как объекта государственного управления // Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 11-17.
22. Саати Т., Вачнадзе Р.Г. Принятие решений. Метод анализа иерархий. // Радио и связь. - 1993. - С. 20-25.
23. Сеничкина А.А. Устойчивое развитие как основная цель управления развитием региона // В сборнике: Эффективное управление как фактор устойчивого развития территории Материалы межрегионального межвузовского круглого стола. Под научной редакцией А.Т. Алиева. 2018. С. 45-49. - С. 47.
24. Скотаренко О.В. Проблема устойчивого развития в России и за
рубежом // Вестник Мурманского государственного технического
университета. 2011. Т.14. № 1. - с. 34-37. - С. 36.
25. Скотаренко О.В. Проблема устойчивого развития в России и за
рубежом // Вестник Мурманского государственного технического
университета. 2011. Т.14. № 1. - с. 34-37. - С. 36.
73
26. Федина И.И. Качество жизни как компонент комплексного социально-экономического развития региона // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 101-103.
27. Удалов А.Н. Региональные инвестиции и основные положения региональной инвестиционной политики [Электронный ресурс] // Интернетжурнал «Науковедение». - 2016. - № 2. - Т. 8.
28. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
29. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. - 164 с.
30. Хасанов И.Ф. Эффективная инвестиционная политика как основа устойчивого развития региона. М.: Монография,2011. - 184 с. - С. 17.
31. Яковлева Л.Р. Проблемы стратегического планирования в системе государственного управления и возможности их решения / Л.Р. Яковлева, Т.И. Дахова // Белгородский экономический вестник. -2014. - № 3 (75). - С. 45-56.
32. Федеральная служба государственной статистики // Регионы России. Социально-экономические показатели. - 2014. - № 1. - URL: http ://www. gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.ht
33. Уровень жизни населения России и стран мира в 2017 году. URL: http://bslife.ru/makroekonomika/uroven-zizny2012.html
34. Прожиточный минимум. URL:
http://potrebkor.ru/prozhitochnyiminimum.html
35. Качество жизни [электронный ресурс] - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Kachestvozhizni.php.
36. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] // Росстат. - 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
37. РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РФ ПО КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ - 2017
[электронный ресурс] // Риарейтинг. - 2018. - Режим доступа:
http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2017.pdf.
38. Базовая концепция построения системы управления эффективностью Администрации Волгоградской области // Официальный портал администрации Волгоградской области. URL: http://www.volganet.ru/
39. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 298 с
40. Распоряжение правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. №106-рп «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти области»
41. Рейтинг исполнительных органов государственной власти Тверской области // Официальный сайт Правительства Тверской области. URL: http ://www.region.tver.ru/power/
42. Методика оценки деятельности государственного органа на
региональном уровне, разработана участниками региональной рабочей группы в рамках Проекта TASIS «Реформа государственной службы (Административная реформа 2)». URL:
http://www.adm.yar.ru/a_center/admref/napravlenie/upravlen/metod.htm

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ