Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СЕТИ ЗАПРАВОК КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Работа №30873

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

автомобили и автомобильное хозяйство

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Газомоторный транспорт в мире 10
1.2. Перспективы развития газомоторного рынка в России 12
1.3. Наличие запасов и динамика потребления КПГ в России 16
1.4. Развитию газомоторного рынка в Республике Татарстан 19
Выводы по главе 24
Глава 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ
2.1 Общие положения 25
2.2 Основные задачи создания сети АГНКС 29
2.3 Алгоритм расчета создания сети АГНКС 35
Вывод по главе 43
Глава 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
3.1 Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция 44
3.2 Передвижные автомобильные газовые заправщики 48
3.3 Методы доставки сжиженного газа до потребителя 56
3.4 Выбор подвижного состава 59
3.5 Определение интенсивности движения на дорогах РТ 66
3.6 Планируемый парк к переводу на КПГ к 2023 году в РТ 68
3.7 Алгоритм расчета количества АГНКС и ПАГЗ в городах РТ 70
3.8 Алгоритм расчета количества АГНКС и ПАГЗ на дорогах РТ 73
3.8.1 Расчет количества АГНКС на федеральной дороги М7 на
территории РТ 75
3.8.2 Расчет количества АГНКС и ПАГЗ на региональных дорогах РТ. 76
3.9 Расчет планируемого количество АГНКС и ПАГЗ в РТ 80
Вывод по главе 85
Глава 4 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
4.1 Влияние КПГ, как газомоторного топлива на экологию 86
4.2 Требования по охране окружающей среды 87
4.3 Требования к пожарная безопасность 91
Вывод по главе 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
Приложение


Природным газом в качестве моторного топлива можно пользоваться уже сегодня. Основную часть природного газа составляет метан 92-98%.
Метан - простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула — CH4, также он малорастворим в воде, легче воздуха.
Природный газ может быть использован в виде топлива как в сжатом (компримированном), так и в сжиженном виде. Рассмотрим основные преимущества применение природного газа на транспорте в сжатом (компримированном) виде:
Во-первых, Россия обладает почти третью мировых запасов природного газа. Хотя, по статистике Россия по количеству газомоторного транспорта занимает одно из последних мест. В список 5 ведущих стран входят: Иран, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Китай
Во-вторых, применение на транспорте компримированного природного газа снижает негативное воздействие на окружающую среду в 2 — 3 раза. Т.е. экологическое преимущество газомоторного топлива по сравнению с бензином. А именно, существенно сокращает выбросы в атмосферу: окислы азота — 1,5 раза меньше, углеводороды - в 3 раза меньше, угарный газ - в 10 раз меньше [54].
В-третьих, стоимость одного кубического метра газомоторного топлива в три раза ниже, чем стоимость одного литра бензина. Средняя цена метана на АГНКС по России составляет 13 рублей 50 копеек, а средняя потребительская цена на автомобильный бензин превышает 40 рублей. Окупаемость переоборудования автомобиля на газ составляет меньше года.
Общемировой парк автомобилей, работающих на газовом топливе, составляет 17,2 млн., а Российский автопарк составляет всего лишь 86 тыс. газомоторных автомобилей. Общее количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России составляет 330 [42].
Однако до сих пор в нашей стране сохраняется низкий уровень темпов развития метановой заправочной инфраструктуры. Реальным выходом из сложившейся ситуации является создание алгоритма реализации инновационного пути через формирование и развитие заправочной сети, которая, является определяющим фактором повышения уровня использования метана в качестве газомоторного топлива.
Для обеспечения эффективного функционирования заправочной сети необходима соответствующая инновационная инфраструктура, представляющая собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих техническое, информационное, кадровое, финансовое, организационно-методическое и (или) иное обеспечение субъектов инновационной деятельности, необходимое для создания знаний, технологий, воплощения их в новые продукты и услуги.
Ключевой составной частью заправочной сети являются передвижные автомобильные газовые заправщики (ПАГЗ).
Одним из самых активных регионов по использованию природного газа в качестве топлива в компримированном виде является Республика Татарстан. Именно поэтому Республика Татарстан считается одним из пилотных республик. Где можно решить следующие проблемы, с использованием передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ): отсутствие развитой сети заправок АГНКС, низкая загрузка существующих АГНКС, малое количество автомобилей на компримированном природном газе (КПГ). В будущем можем этот алгоритм привести в другие регионы.
Таким образом, потребность разработки алгоритма к формированию и развитию в России метановой заправочной сети предопределила актуальность исследования, его цель и задачи.
Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, отсутствием развитой инфраструктуры заправок для автомобилей на метане в регионах, что затормаживает процесс перехода на метан легкового, грузового транспорта, автобусов и техники ЖКХ. Во-вторых, при строительстве газовых заправок существует еще одна проблема - это их небольшая загрузка. Чтобы загрузить хотя бы половину станций и вывести их на рентабельность государство субсидирует закупку газомоторной техники в регионах. Однако, это не способствует на увеличение продажи газомоторной техники в регионах.
Поэтому сегодня необходимо исследовать причины, приведшие к противоречиям в функционировании сети АГНКС и найти средства их устранения.
В связи с этим разработка алгоритма повышения эффективности сети АГНКС в регионах является актуальной задачей в современной экономической обстановке.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка алгоритма расчета создания сети заправок компримированного природного газа (КПГ) с использованием передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ) на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании определены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ состояния существующей сети метановых заправок и особенностей становления и функционирования АГНКС;
2. Выявить основные проблемы развития сети АГНКС и обосновать необходимость создания сети АГНКС в рамках существующей сетевой структуры;
3. Сформировать основные задачи создания сети АГНКС;
4. Разработать алгоритм формирования сети АГНКС;
5. Применить алгоритм формирования сети АГНКС на примере Республики Татарстан;
6. Рассмотреть вопросы экологии и пожарной безопасности при применении природного газа на транспорте.
Объектом исследования является метаново-заправочная инфраструктура как основа функционирования автомобилей на метане.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе становления, функционирования и развития заправочной инфраструктуры по обеспечению заправочной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в решении научной проблемы формирования и развития сети заправок АГНКС. Посредством разработки алгоритма расчета сети заправок КПГ с использованием ПАГЗ, функционирующий на территории Республики Татарстан. Последовательное введение в действие данной методики будет способствовать развитию заправочной инфраструктуры РФ.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанный алгоритм расчета сети заправок КПГ с использованием ПАГЗ на примере, Республике Татарстан, позволит более эффективно развивать условия для расширения использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива и будет способствовать распространению автомобилей на метане в будущем и в других регионах.
Публикации. Результаты диссертационного исследования отражены в 5 публикациях, в том числе опубликована в рецензируемых научном журнале, определенных ВАК Минобрнауки России «Экспозиция нефть, газ» 2017 года, озвучены на двух конференциях и на конкурсе по Программе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «УМНИК».
Структура и объем работы. Структура диссертации обусловлена ее целью, поставленными задачами, логикой проведения исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проведен анализ состояния существующей сети метановых заправок в мире и особенностей становления и функционирования АГНКС. За последнее десятилетие использование метана в качестве автомобильного топлива во всем мире выросло на порядок. На основании анализа статистических данных показано, что наибольшее использование метана в качестве топлива прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия. Россия пока занимает 16 место по использованию газомоторного топлива.
2. Выявлены основные проблемы развития сети АГНКС и обоснована необходимость создания сети АГНКС в рамках существующей сетевой структуры. Республика Татарстан является одной из десяти приоритетных республик, где озабочены проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. Выполнен экспериментальный расчет по определению необходимого количества АГНКС и ПАГЗ для Республики Татарстан по разработанному алгоритму.
В процессе исследования инфраструктуры в РТ были выявлены следующие проблемы по развитию газомоторного рынка:
• недостаточное количество пунктов заправки метана;
• большое расстояние между пунктами заправок;
• отсутствие стимула для перевода автомобилей на использование
КПГ;
• малая загрузка АГНКС.
Так как Республика Татарстан является пилотным регионом, то к 2023 году в республике реально перевести 30% общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо. В целом в республике принята программа по развитию газомоторного рынка к 2023 году. Однако, строительство АГНКС в республике идет не так быстро как хотелось бы.
В этой связи было предложено доставлять КПГ до потребителя с использованием ПАГЗ. При таком методе: сглаживается неравномерность
суточного потребления газа на АГНКС; привлекаются дополнительные потребители КПГ, которых не удовлетворяет расположение существующей сети; обеспечивается быстрая доставка КПГ до потребителя.
3. Сформированы основные задачи создания сети АГНКС.
4. Разработан алгоритм формирования сети АГНКС. Разработанный алгоритм учитывает такие показатели как интенсивность движения автомобилей в зависимости от назначения дорог, количество автотранспорта на метане в городах, количество действующих пунктов заправки АГНКС.
5. Данный алгоритм формирования сети АГНКС применен на примере Республики Татарстан. В диссертации предложена разработанная сеть заправок КПГ для территории Республики Татарстан.
По результатам необходимо строительство 24 АГНКС и использование 91 единиц ПАГЗ. Пункты установлены, таким образом, чтобы расстояние между ними составляло не более 50 км.
При предлагаемой схеме размещения пунктов заправки в республике: во-первых, обеспечивается наполняемость в близнаходящихся АГНКС; во- вторых, обеспечивается движение между точками заправок не более 50 км; в- третьих, сокращаются расходы на строительство АНГКС, так как в 29 точках вместо АГНКС на данном этапе достаточно установить площадки для ПАГЗ.
6. Рассмотрены вопросы экологии и пожарной безопасности при применении природного газа на транспорте.



1. Автомобильные газозаправочные комплексы // Я.С.Мкртычан, Г.М. Ровнер М.: Газоил пресс, 2001. - 208 с.
2. Актуальные вопросы использования природного газа в качестве моторного топлива // Е. Н. Пронин //Г азификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Подготовка, переработка и использование газа: Обз. инф. М.: ИРЦ Газпром, 2003. - С. 49-62
3. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий в области производства и реализации КПГ в 2002 г.: Отчет / ООО «НИИгазэкономика». М., 2003. - С. 18-25
4. Временные методические указания по определению коммерческой эффективности новой техники в ОАО «Газпром»: Утв. ОАО «Газпром»
17.08.1. -М., 2001.-38 с.
5. Выбор подвижного состава при перевозке грузов мелкими отправками в городах // Сост. М.А. Миргородский, Е.Е. Витвицкий, Н.Д. Афанасьев - Омск: Изд-во «Полиграфический центр КАН», 2012.-142 с.
6. Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности России / Н.К. Байбаков, Н.М. Байков, К.С. Басниев, А.И. Гриценко и др. М.: ИГиРГИ, 1995.-448 с.
7. Газомоторное топливо в мире: состояние и перспективы// Сост. О.П. Виноградова // Нефтегазовая Вертикаль. - 2013. - №20 с 32-36.
8. Газозаправочные станции в городской черте // А.Д. Седых // Газовая промышленность. 1997. - № 2. - С. 49.
9. Грузовые перевозки / Сост. И.Ф. Шайхутдинов - Набережные Челны: Изд-во НЧИ КФУ, 2014. - 40 с.
10. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов // ДОПОГ Том 1. - 2010. - 608 с.
11. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов // ДОПОГ Том 2. - 2010. - 712 с.
12. Использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива в газобаллонных автомобилях // В.В. Колбиков, И.Ф. Дробиленко - М.: ВНИИЭГазпром, 1986. -С.30.
13. К вопросу о разработке и реализации программы «Расширение парка техники, работающей на природном газе и региональной заправочной сети до 2015 года и на перспективу до 2020 года // Е.В. Бондаренко, А.А. Фиилиппов, Р.Т. Шайлин // Орел: Госуниверситет - УНПК, 2013. С. 41-45.
14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Вторая редакция. - 4-е изд. офиц. - М.: Экономика, 2000. — 423 с
15. Мировой рынок КПГ в качестве моторного топлива// Транспорт на альтернативном топливе // Е. Г. Пронин // 2014.№3 с. 68-77
16. Научные основы совершенствования теории грузовых автомобилей перевозок по радиальным маршрутам // С. М. Мочалин // Омск; Изд-во «Вариант-Сибирь», 203. - 246 с.
17. Нормативно-техническое обеспечение использования природного газа в качестве моторного топлива. Материалы круглого стола «Сжатый и сжиженный газ на транспорте: результаты и перспективы» // С. В. Люгай // Москва, 2014
18. Направления научно-технического процесса в области производства газомоторного топлива (ГМТ) // E.H. Пронин, К.Ю. Чириков, В.Б. Перетряхина, А.Н. Шумило / Информационно-методические материалы. -М.: ИРЦ «Газпром», 2001. С. 67-72
19. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте: Руководящий документ Р3112194-0366-03. Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта. ФГУП НИИАТ, М., 2003 г., 63 с.
20.Основы создания передвижных автогазозаправщиков автомобилей сжатым природным газом // Я.С.Мкртычан, Г.М.Ровнер, П.Т. Караев М.: Газоил пресс, 2000.-С. 15-36.
21. Оценка экологической опасности и экологической эффективности эксплуатации автомобилей на альтернативных видах топлива // Е. В. Бондаренко, А. А. Филиппов // ВЕСТНИК ОГУ 7. 2004.
22. Перспективы использования ПАГЗ при разработке сети заправок природным газом// Сост. И.Ф. Шайхутдинов, Л.М. Шайхутдинова, Г.Р. Кариева //Экспозиция нефть газ - 2017 №4 (57) июнь с 65-67.
23. Перспективы развития, производства и применения в России моторных топлив и химических продуктов из природного газа до 2010 г. / Под редакцией Президента МТЭА, академика Инженерной академии РА Р.Д. Маргулова. М.: ИНЭИ РАН, Энергоцентр, 1996. - 60 с
24. Повышение эффективности использования моторного топлива из природного газа / А.И. Гриценко, Ю.Н. Васильев, Л.С. Золотаревский, В.С. Каширов. М.: ВНИИЭгазпром, 1998 - 40 с
25. Прошин Е.Н. Мировой рынок КПГ в качестве моторного топлива // Транспорт на альтернативном топливе. - 2014. - №3 с 76-78.
26. Промышленные комплексы по производству и реализации газомоторного топлива (исследования и разработки). Ю.В.Зайцев, Г.М. Ровнер, Я.С. Мкртычан М.: ООО «Газоил пресс», 2000. - 32 с.
27. Расчет и проектирование автозаправочных станций / Сост. Н.А. Кузьмин, Н.Т. Лозовский - Н. Новгород, 2012. - 12 с.
28. Россия в цифрах 2002. Краткий статистический сборник : Офиц. издание. -М.: Госкомстат России, 2002. 400 с.
29. Семинар «Рынок газомоторного топлива: состояние, проблемы и перспективные пути развития//Транспорт на альтернативном топливе. 2014. №3 с.3-8
30. Стабилизация экологической обстановки и использование современных видов моторного топлива / А.Н. Максимов, JI.M. Дунаев, А.Ю. Матвеев, A.C. Гусев // Информационно-аналитические аспекты М. : СЭБ Интернационал Холдинг, 2001. - 368 с.
31. Совершенствование оперативного планирования перевозок грузов помашинными отправками в городах // С.С. Войтенков, Е.Е. Витвицкий - Омск: Изд-во «СибАДИ, 2013.-174 с.
32. Сжатие природного газа для нужд автомобилей. Техникоэкономические аспекты//Международный симпозиум по применению метана в качестве горючего для автомобилей // Маджистрис П., Беллини В. Тез. докл.: Пер. с англ. Вашингтон, 1982. - 19 с.
33. Транспортная логистика; учебник // Л. Б. Миротин // 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2055 - 512 с.
34. Транспорт в России 2003: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2003. -
182 с.
35. Уголь и альтернативная экологически чистая энергетика. Общеэкономические аспекты // Малышев Ю.Н. — М.: Издательство Академии горных наук, 2000.-С. 8-17.
36. Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей // А.И. Морев, И.П. Плеханов М.: ДОСААФ, 1987. - 14 с.
37. Формирование сети заправочных станций крмпримированным природным газом // Е. В. Бондаренко, А. М. Федотов, Р. Т. Шайлин //ВЕСТНИК ОГУ №10 (171)/октябрь 2014
38.Экономика отрасли / Сост. Д.С. Садриев - Набережные челны: Изд- во КамПИ, 2004. - 65 с.
39.Экологическая безопасность автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В.И. Тагасов, В.И. Сарбаев; под ред. В.Н. Луканина. М.: Научтехлитиздат, 1999. - 208 с
40. Эксплуатационные показатели АГНКС и пути их улучшения / И.Ф. Малёнкина, В.К. Федоров, В.А. Саркисян, К.Ю. Чириков // Газовая промышленность. 2001. - Сентябрь. - С. 46 - 48.
41. Эксплуатация передвижных автогазо-заправщиков автомобилей сжатым природным газом // Г.М. Ровнер, Я.С. Мкртычан М.: Газоил пресс, 2000. - 56 с.
42. Интернет - ресурс: Сеть АГНКС Газпром. http://gazprom-
agnks.ru/about/ (дата обращения 30.04.2018).
43. Интернет - ресурс: Автомобильные газонаполнительные
компрессорные станции. http-.//agnks.ru/agnks_map/16/ (дата
обращения: 10.02.2016).
44. Интернет - ресурс: Википедия. https//ru.wikipedia.org/wiki/ Автомобильная_газонаполнительная_компрессорная_станция (дата обращения: 20.01.2018).
45. Интернет - ресурс: Викепедия
https://ru■wikipedia■org/wiki/Организация стран — экспортёров нефти (дата обращения 30.04.2018).
46. Интернет - ресурс: Газ - моторное топливо.
http://www.valdayadm.ru/sites/default/Шes/Преимущества.doc (дата обращения: 8.02.2018).
47. Интернет - ресурс: Государственная программа Республики
Татарстан «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 20132023». https://prav.tatar.ru/rus/file/pub/pub 176507 enc 25613.pdf (дата
обращения 15.02.2018.)
48. Интернет - ресурс: Государственная программа Российской
Федерации «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения». http://www.mintrans.ru/ (дата обращения: 1.02.2018).
49. Интернет - ресурс: ЗАО Новамаш. http-.//www.novamash.ru/ (дата обращения: 28.01.2018).
50. Интернет - ресурс: Инструкция по охране труда. http-// instruksy by oxrane tryda/ (дата обращения: 4.05.2018).
51. Интернет - ресурс: Казань первый. https-//kazanfirst.ru/feed/ 68395 (дата обращения 30.04.2018).
52. Интернет - ресурс: НИС. http//www. nis. еи/ти/ (дата обращения: 08.02.2018).
53. Интернет - ресурс: НПА Ленпромавтоматика.
http://www.lenprom.spb.ru/. (дата обращения 14.12.2018).
54. Интернет - ресурс: «Путин: Газомоторное топливо для России является приоритетным» https://mir24.tv/news/16301394/putin-gazomotornoe- toplivo-dlya-rossii-yavlyaetsya-prioritetnym (дата обращения 21.05.2018)
55. Интернет - ресурс: ООО «Автоцентр - Тюмень». http-.//at — tmn.ru/ (дата обращения: 3.02.2018).
56. Интернет - ресурс: «ООО Газпром газомоторное топливо». http-.// ecogas — auto. ги/ (дата обращения: 20.03.2018).
57. Интернет - ресурс: ООО «Гефестрой-11». http-//gefestroy.ru/ (дата обращения: 29.01.2018).
58. Интернет - ресурс: «ООО РариТЭК» http-//raritek — gba.ru/ (дата обращения: 10.04.2018).
59. Интернет - ресурс: ООО «Ростовская автомобильная газовосервисная компания». http-//cngas. ги/ (дата обращения: 17.02.2018).
60. Интернет-ресурс: Отчет Счетной палаты Республики Татарстан о результатах аудита эффективности использования государственных средств, выделенных на развитие рынка газомоторного топлива в 2013-2017 годы. www.sprt.tatar/files/Otchet gazmotor 2017.pdf (дата обращения: 30.04 2018)
61. Интернет - ресурс: «ПАО Газпром». http-//www.gazprom.ru/
(дата обращения: 20.04.2018).
62. Интернет - ресурс: Chelny. biz. http-//chelny — biz.ru/news/ 32646/ (дата обращения: 05.12.2018).
63. Интернет - ресурс: Типовые технические требования на
проектирование АГНКС, «ООО Газпром газомоторное топливо». http://kzgroup.ru/rus/tenderfiles/785/tipowye tt na pir agnks 2016.pdf?downloa d=3d87bb3264 (дата обращения: 30.04.2018).
64. Интернет - ресурс: Журнал АГЗК+АТ, №4 (52)/2010.
www.mashin.ru/files/el.versiya/avto gazo zapravochnvi kompleks/2010/AT3K% 204-10.pdf (дата обращения: 30.04.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ