Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности словаря имен прилагательных у старших дошкольников с ОНР

Работа №30856

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы31
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Особенности формирования словаря в онтогенезе 5
1.2. Особенности формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3. Методы и приемы формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1. Описание процедуры и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 21
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31


Актуальность исследования. Актуализация словаря признаков у детей с ОНР является составной частью решения глобальной проблемы – сформировать у детей компетенции: коммуникативные, личностные, что является приоритетным направлением в развитии дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и отсутствием специальных методик по формирования словаря прилагательных в условиях дошкольной образовательной организации у детей данной категории. Несмотря на многообразие различных программ, авторских разработок, логопедических пособий, ни в одном из них нет системы включения отработки словаря признаков в комплексное тематическое перспективное планирование работы в группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в течение учебного года. Воспитатели не готовы работать в новых условиях с использованием игровых, сюжетных, а не урочных форм работы, мультимедийных технологий, родители не проявляют заинтересованности успехами, достижениями детей. В этой связи проблема исследования заключается в поиске эффективных методов и приемов формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – изучить особенности формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования словаря в онтогенезе.
2. Дать характеристику особенностей формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить состояние сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в экспериментальном исследовании.
Объект исследования – словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет характеризоваться бедностью, однообразием, отсутствием навыка объяснения признаков, отсутствием навыка образования относительных и притяжательных прилагательных от имен существительных и т.д.
Теоретико-методологическая основа исследования. Проблемой развития речи детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, В.А. Калягин, О.А. Ковалева, И.М. Ладогова, К.С. Лещенко и др. А.И. Баева, В.А. Калягин, Н.А. Лиман, И.А. Смирнова, Ю.В. Терентьева и др. исследовали особенности сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. А.И. Лаврентьевой, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, Л.П. Федоренко и др. определены педагогические условия формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; обследование особенностей развития лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста, методы количественного и качественного анализа результатов исследования (в процентном соотношении).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование словаря и грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
В ходе анализа научных источников установлено, что на протяжении раннего и дошкольного периодов активно развивается речь ребенка, в частности ее лексико-грамматический компонент. Активное обогащение словаря способствует грамматическому развитию речи. Процессы словообразования начинают формироваться в дошкольном возрасте. К началу школьного обучения ребенок в норме, как правило, способен к самостоятельному образованию новых слов.
Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы т.к. формирование словаря прилагательных очень важно для развития речи ребёнка. При малом содержании в речи ребёнка имён прилагательных его речь становится бедной, не красочной, не эмоциональной. При поступлении в школу у ребёнка объём запаса прилагательных должен соответствовать возрастным нормативам от этого будет зависеть успешность его обучения в школе.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, Л. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / Л. И. Антонова. – Москва : Академия, 2016. – 400 с.
2. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А. И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 874 с.
4. Грибанова, О. Е. Особенности активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Грибанова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
5. Калягин, В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. [Текст] / В. А. Калягин – Москва : Академия, 2015. – 320 с.
6. Карпукова, В. А. Ситуация речевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / В. А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
7. Ковалева, О. А. Дидактические игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О. А. Ковалева // Практический психолог и логопед. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
8. Ковалева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О. А. Ковалева. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
9. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников с ОНР [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
10. Лаврентьева, А. И. Особенности лексики дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
11. Ладогова, И. М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников с ОНР [Текст] / И. М. Ладогова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
12. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду [Текст] / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
13. Лиман, Н. А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте [Текст]/ Н. А. Лиман // Логопедия. – 2016. – №4. – С. 58-59.
14. Логинова, В. И. Формирование словаря дошкольника с ОНР [Текст] / В. И. Логинова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 52-55.
15. Олту, С. П. Изучение речевого развития дошкольников с задержкой психического развития с помощью разных диагностических систем [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
16. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
17. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей страшего дошкольного возраста [Текст] / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
18. Светличная, А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
19. Смирнова, И. А. Обследование словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР [Текст] / И. А. Смирнова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
20. Соколова, Е. Н. Развитие словаря дошкольников [Текст] / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56.
21. Тушканова, Г. Е. Особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
22. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника [Текст] / Л.П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
23. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
24. Шичанина, О .В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками [Текст] / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
25. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2012. – 266 с
26. Яркова, Д.Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря страшего дошкольника [Текст] / Д. Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ