Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мир

Работа №30854

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы32
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира 5
1.1. Роль и значение регионального компонента 5
1.2. Возможности регионального компонента на уроках окружающего мира 8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регионального компонента на уроках окружающего мира 15
2.1. Организация, методы и результаты исследования представлений о родном крае на уроках окружающего мира 15
2.2. Реализация условий по формированию регионального компоненты на уроке окружающего мира на примере Краснодарского края 20
Заключение 28
Список литературы 30



Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества и образования стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем, развитие таких краеведческих качеств как патриотизм и гражданственность. Формирование представлений о малой родине, о месте, где ты живешь и учишься, начинается с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также выделяет развитие личности, как главную цель современного образования. Младшие школьники должны быть готовы к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Под саморазвитием здесь понимается: знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства собственного долга и ответственности перед своей страной.
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Объект исследования: формирование регионального компонента на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира.
Цель исследования: изучить условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- рассмотреть роль и значение регионального компонента;
- проанализировать возможности регионального компонента на уроках окружающего мира;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию регионального компонента на уроках окружающего мира.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, поставленные во введении цель достигнута, задачи решены, следовательно, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. Реализация регионального компонента дает эффективные результаты в том случае, если в её организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление регионального компонента и знаний школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года. Региональный материал позволяет сделать уроки интереснее и содержательнее.
Проблемой развития представлений о родном крае у детей в психолого-педагогических исследованиях стали различные мнения исследователей: одни предлагают формирование представлений, другие ознакомление с родным городом у младших школьников, третьи - как воспитание культуры; развитие представлений о родном городе у детей предлагают рассматривать в рамках патриотического и нравственного воспитания, рассматривать как социализацию детей.
В начальной школе особенно широко используется региональный компонент на уроках окружающего мира, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны экскурсии на предприятия, в музей, в парк. В ходе анализа содержания курса УМК «Окружающий мир» выяснили, что в них успешно решаются вопросы исторических представлений детей, изучения истории родного края и гордости за людей, живших и живущих в этой местности, а также знания истории своего города.


Во второй главе нашего исследования представлены результаты исследования представлений о родном крае у учащихся 1-4 классов, содержание регионального компонента по каждому классу по предмету «Окружающий мир», разработано примерное тематическое планирование «Окружающего мира» с введением элементов регионального компонента. Данные материалы могут быть использованы учителями начальных классов.



1. Аквилева, Г.Н. Природа и люди / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 240 с.
2. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / Ольга Барковская // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 32-33.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. / Н.Ф.Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М. : Просвещение, 2015. - 269 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Наталья Виноградова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 20-24.
5. Вахрушев, А.А. Мир и человек / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский. М.: Просвещение, 2016. -139 с.
6. Горшенёв К.А. Путешествие по Краснодарскому краю / К.А. Горшенёв- М.: Физкультура и спорт, 2013. - 176 с.
7. Дерябо, С.В. Экологическая педагогика и психология / С.В. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013. - 126 с.
8. Демидова, М.Ю. «Окружающий мир» в стандартах второго поколения / Марина Демидова // Народное образование. - 2015. - № 9. - С. 93-200.
9. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении / Иван Зверев. - М., 2014. - 294 с.
10. Кваша, В.П. История Кубани. Краснодарский край, Республика Адыгея. / В.П. Кваша - М.: Издательский дом «Дрофа», Издательство «Д и К», «Перспективы образования», 2015. - 141 с.
11. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников / Г.Н. Каропа. - М.: Педагогика, 2014. - 325 с.
12. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Изд. Центр «Академия», 2015. - 496 с.
13. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. - М.: Просвещение, 2014. - 318 с.
14. Кривских, О.Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию; дисс…канд. пед. наук. / Ольга Кривских. - Екатеринбург, 2014. - 227 с.
15. Лаптев, И.Д. Экологические проблемы современности / Иван Лаптев. - М.: Мысль, 2016. - 178 с.
16. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В. Моисеева, И.Р. Кастунов, С.К. Измайлов; под общ. Ред. Л.В. Моисеевой. - Екатеринбург: Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. Пед. Центр «Уникум», 2013. - 148 с.
17. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Наталья Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2016- №7. - С. 40-44.
18. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников / Андрей Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 243 с.
19. Плешаков, А.А. Формируем УУД / Андрей Плешаков. - М.: Просвещение, 2017. - 156 с.
20. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник 1-4 классы общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. -290 с.
21. Репкина, Н.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Наталья Репкина. - Томск: Пеленг, 2013. - 110 с.
22. Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Людмила Салеева. - М.: Издательство «Гном», 2013. - 49с.
23. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас / Любовь Сайдакова // Начальная школа. - 2013. - № 9. - С. 40-42.
24. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Людмила Симонова. - М.: «Академия», 2013. - 160 с.
25. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащегося на уроках физики / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Просвещение, 2014. - 140 с.
26. Фокеева, И.М. Историческое краеведение в начальной школе / И.М. Фокеева // Начальная школа плюс. - № 2, 2017. С.3-25.
27. Чащина, З. В. Краеведческая работа в начальных классах / З. В.Чащина - М., 2015. -143 с.
28. Чутко, Н.Я. История пришла, наконец, в начальную школу / Н.Я. Чутко //Начальная школа. - № 5, 2014. С.5-36.
29. Шамова, Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников / Татьяна Шамова. - М.: Педагогика, 2014. - 154 с.
30. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Галина Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2013. - 140 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ