Введение 3
Глава 1. Теоретические основы условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира 5
1.1. Роль и значение регионального компонента 5
1.2. Возможности регионального компонента на уроках окружающего мира 8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регионального компонента на уроках окружающего мира 15
2.1. Организация, методы и результаты исследования представлений о родном крае на уроках окружающего мира 15
2.2. Реализация условий по формированию регионального компоненты на уроке окружающего мира на примере Краснодарского края 20
Заключение 28
Список литературы 30
Условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мир
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира 5
1.1. Роль и значение регионального компонента 5
1.2. Возможности регионального компонента на уроках окружающего мира 8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регионального компонента на уроках окружающего мира 15
2.1. Организация, методы и результаты исследования представлений о родном крае на уроках окружающего мира 15
2.2. Реализация условий по формированию регионального компоненты на уроке окружающего мира на примере Краснодарского края 20
Заключение 28
Список литературы 30
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества и образования стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем, развитие таких краеведческих качеств как патриотизм и гражданственность. Формирование представлений о малой родине, о месте, где ты живешь и учишься, начинается с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также выделяет развитие личности, как главную цель современного образования. Младшие школьники должны быть готовы к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Под саморазвитием здесь понимается: знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства собственного долга и ответственности перед своей страной.
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Объект исследования: формирование регионального компонента на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира.
Цель исследования: изучить условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- рассмотреть роль и значение регионального компонента;
- проанализировать возможности регионального компонента на уроках окружающего мира;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию регионального компонента на уроках окружающего мира.
Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Объект исследования: формирование регионального компонента на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира.
Цель исследования: изучить условия формирования регионального компонента на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- рассмотреть роль и значение регионального компонента;
- проанализировать возможности регионального компонента на уроках окружающего мира;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию регионального компонента на уроках окружающего мира.
Таким образом, поставленные во введении цель достигнута, задачи решены, следовательно, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. Реализация регионального компонента дает эффективные результаты в том случае, если в её организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление регионального компонента и знаний школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года. Региональный материал позволяет сделать уроки интереснее и содержательнее.
Проблемой развития представлений о родном крае у детей в психолого-педагогических исследованиях стали различные мнения исследователей: одни предлагают формирование представлений, другие ознакомление с родным городом у младших школьников, третьи - как воспитание культуры; развитие представлений о родном городе у детей предлагают рассматривать в рамках патриотического и нравственного воспитания, рассматривать как социализацию детей.
В начальной школе особенно широко используется региональный компонент на уроках окружающего мира, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны экскурсии на предприятия, в музей, в парк. В ходе анализа содержания курса УМК «Окружающий мир» выяснили, что в них успешно решаются вопросы исторических представлений детей, изучения истории родного края и гордости за людей, живших и живущих в этой местности, а также знания истории своего города.
Во второй главе нашего исследования представлены результаты исследования представлений о родном крае у учащихся 1-4 классов, содержание регионального компонента по каждому классу по предмету «Окружающий мир», разработано примерное тематическое планирование «Окружающего мира» с введением элементов регионального компонента. Данные материалы могут быть использованы учителями начальных классов.
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. Реализация регионального компонента дает эффективные результаты в том случае, если в её организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление регионального компонента и знаний школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года. Региональный материал позволяет сделать уроки интереснее и содержательнее.
Проблемой развития представлений о родном крае у детей в психолого-педагогических исследованиях стали различные мнения исследователей: одни предлагают формирование представлений, другие ознакомление с родным городом у младших школьников, третьи - как воспитание культуры; развитие представлений о родном городе у детей предлагают рассматривать в рамках патриотического и нравственного воспитания, рассматривать как социализацию детей.
В начальной школе особенно широко используется региональный компонент на уроках окружающего мира, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны экскурсии на предприятия, в музей, в парк. В ходе анализа содержания курса УМК «Окружающий мир» выяснили, что в них успешно решаются вопросы исторических представлений детей, изучения истории родного края и гордости за людей, живших и живущих в этой местности, а также знания истории своего города.
Во второй главе нашего исследования представлены результаты исследования представлений о родном крае у учащихся 1-4 классов, содержание регионального компонента по каждому классу по предмету «Окружающий мир», разработано примерное тематическое планирование «Окружающего мира» с введением элементов регионального компонента. Данные материалы могут быть использованы учителями начальных классов.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение леса младшими школьниками на уроках окружающего мира
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование коммуникативных умений младших школьников через проектную деятельность на уроках окружающего мира (Исследовательский текст по направлению за 2 курс, Тюменский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2-4 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие патриотического воспитания у младших школьников на уроке окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020



