Введение 3
1 Общая характеристика понятий «философия» и «диалектика» 5
2 Диалектика Пифагора и представителей его школы 8
3 Диалектика Гераклита 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
Актуальность исследования. Как известно, с глубокой древности человечество задумывалось и рассуждало о происхождении окружающей реальности, о смысле существования мира, а также человека. Задаваясь представленными вопросами, в соответствии со своими наблюдениями, знаниями и взглядами, люди предпринимали попытки для поиска ответов, на данные вопросы. В результате этих действий происходило зарождение человеческого мировоззрения.
Античная философия, отметим, что под ней понимается философия древних греков, зародилась в VI веке до нашей эры в ранних древнегреческих полисах, находившихся в стадии становления. Она просуществовала до VI века нашей эры. Ее завершение было связано с закрытием императором Юстинианом в 529 году последней греческой философской школы, Платоновской Академии, а также с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 году.
Характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений, происходящих в окружающей природе, поиск первоначала, породившего все сущее, гилозоизм (одушевление неживой природы).
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся школа пифагорейцев, а также школа Гераклита Эфесского. Необходимо отметить, что при схожести черт, интерпретация одних и тех же явлений среди представителей данных школ имела некоторые существенные различия.
Именно поэтому, учитывая вышеизложенные аспекты, считаем целесообразным сделать акцент на изучении особенностей и различий, представленных школ, в частности диалектики Пифагора и Гераклита, для создания целостной картины по рассматриваемому вопросу.
Цель исследования заключается в комплексном анализе особенностей диалектики пифагорейцев и Гераклита, а также ее вклада в развитие философии.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и обобщить научные материалы по заявленной проблематике, определить уровень ее теоретической разработки;
2. Охарактеризовать значение терминов «философия», «диалектика»;
3. Проанализировать детерминанты, обусловившие зарождение диалектики и ее основ в Античной Греции;
4. Раскрыть и проанализировать специфику и особенности диалектики Пифагора и Гераклита.
Объектом исследования выступает античная философия с 6 века до нашей эры по 6 век нашей эры.
Предметом исследования является диалектика Пифагора и представителей его школы (пифагорейцев) и диалектика Гераклита.
Таким образом, на основе изученного и проанализированного материала можно резюмировать следующее. Философия (от греч. phileo – любовь, sophia – мудрость; любовь к мудрости) представляет собой первую рациональную систему знаний о мире и человеке, которая возникла более двух тысяч лет тому назад в Древней Греции. Из древнегреческой философии впоследствии выделились все остальные современные науки.
Создателем первой формы философской диалектики считают Гераклита Эфесского. Примечательно, что у Гераклита нет учения о противоположностях в их взаимной связи, поскольку попросту отсутствует категория «противоречие». Диалектиком Гераклит становиться только из анализа контекста его работ. Ведущей категорией диалектики Гераклита является логос, выражающий суть мировой закономерности. Всеобщая изменчивость вещей понималась им как результат борьбы, постоянного движения и превращения, становления одного из другого. Это универсальная диалектика, где тождественное и различное являлось неотъемлемой характеристикой целого.
Пифагор, а также представители его школы считали, что числа являются основой при объяснении событий и явлений, происходящих в мире и окружающей среде.
Наряду с этим необходимо отметить, что античная диалектика Пифагора и Гераклита многомерна и разнообразна и она отнюдь не сводится к её будущей определяющей интерпретации в качестве теории развития. Античная диалектика предполагает синкретичное переживание человека и космоса. Диалектика, таким образом, выступает не в качестве только метода или теории развития, а в качестве учения о мире в целом.
1. Богомолов, А. С. Диалектический логос / А. С. Богомолов. - М.: Изд-во «Мысль», 1982. – 263 с.
2. Васильев, С. Ф. Учебное пособие Базовый курс по философии для бакалавров / С. Ф. Васильев, И. В. Дёмин. – Барнаул, 2014. – 379 с.
3. Демидова, М. В. Философия и исторические типы мировоззрения [Электрон. ресурс] / М. В. Демидова. - URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13970. - (Дата обращения 21.06.2018).
4. Дынник, М. А. История античной диалектики / М. А. Дынник, З. А. Каменский, И. С. Нарский, В. В. Соколов. − М.: Изд-во «Мысль», 1972. - 335 с.
5. Лавриненко, В. Н. Философия / В. Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. – 520 с.
6. Ополев, П. В. Диалектика в философской традиции [Электрон. ресурс] / П. В. Ополев/. - URL https://moluch.ru/archive/10/690/. - (Дата обращения 21.06.2018).
7. Румянцева, Т. Г. Диалектика. Всемирная энциклопедия: Философия / Т. Г. Румянцева – М.: Харвест, Современный литератор, 2001. – 386 с.
8. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
9. Стёпин, В. С. Философия. Новейший философский словарь / В. С. Стёпин. - М.: Книжный дом, 2001. – 1280 с.
10. Цыгульский, В. Ф. Диалектика истории человечества / В. Ф. Цыгульский. - Пермь, 2016. – 474 с.
11. Шептулин, А. П. Диалектический метод познания / А. П. Шептулин. - М.: Политиздат, 1983. - 320 с.