Введение 3
Шекспировские аллюзии в романе А. Мердок «Черный принц»: место в тексте и влияние на трактовку смысла произведения. 5
Заключение 11
Список использованных источников 12
Айрис Мердок (1919-1999) является одним из наиболее знаменитых и любимых писателей ХХ века. Ее творчество было удостоено Букеровской премии, а также других престижных литературных наград. Айрис Мердок была почетным членом Королевского литературного общества, номинантом на получение Нобелевской премии по литературе. Можно сказать, что она стала классиком еще при жизни.
Произведения А. Мердок имеют важное место в литературном процессе второй половины ХХ века как произведения, которые были написаны в рамках английского реализма и продолжающие лучшие философские и художественные традиции.
О романе «Черный принц» необходимо говорить отдельно именно потому, что он вызывал различные, даже резко противоречивые, оценки в критике.
Именно в романе «Черный принц» больше, чем в других произведениях Айрис Мердок, сильны мотивы, которые связаны с платоновской трактовкой Эроса: даже название романа происходит от термина Платона - «черный эрос», другими словами, любовь-страсть. «Черный принц» является показательным романом с философской тенденцией и платоническими мотивами, вместе с тем он не может быть образцом реализма. В основе сюжета романа лежит любовная история, по сути, именно она становится отражением творческих исканий главного героя романа, его борьбы, его стремлений к мудрости и правде.
Кроме этого роман наполнен аллюзиями на произведение В. Шекспира «Гамлет». Обращение Мердок к Шекспиру стало одним из многих обращений к его творчеству в XX веке: видные писатели английские писатели минувшего столетия (Т. Стоппард, Дж. Джойс, О. Хаксли, Э. Керджесс, Г. Грин, Э. Бонд, В. Вульф, Дж. Фаулз), размышляя над проблемами современности, чувствовали острую необходимость возвращения к Шекспиру и осмысления на новом уровне завещанных им ценностно-мировоззренческих и художественных постулатов [1, с.3].
Цель данной работы – проанализировать значение шекспировских аллюзий в романе Айрис Мердок «Черный принц».
Для достижения поставленной цели были разработаны задачи:
Определить место шекспировских аллюзий в романе Айрис Мердок «Черный принц».
Определить влияние шекспировских аллюзий в романе Айрис Мердок «Черный принц» на трактовку смысла произведения.
Объектом анализа стал роман Айрис Мердок «Черный принц».
Предметом исследования - шекспировские аллюзии в романе Айрис Мердок «Черный принц».
В процессе работы нами были использованы публикации современных отечественных исследователей, таких, как Л.К. Байрамкулова, Ю.С. Котова, Н.Р. Уварова и других.
В процессе исследования применялись интертекстуальный анализ, анализ композиционно-речевых структур, элементы имманентного анализа.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Трагедия Шекспира «Гамлет», без сомнения, является великим произведением. В нем поднимаются так называемые вечные темы: любовь, зависть, месть, предательство, честь и т.д.
Многие авторы, в том числе и в ХХ веке, не раз обращались к «Гамлету», переосмысляя и конфликт, и характеры героев, и поднимаемые в произведении темы. А. Мердок в романе «Черный принц» также обращается к бессмертному произведению Шекспира, об этом свидетельствует большое количество шекспировских аллюзий в тексте романа.
Через весь роман «Черный принц» рефреном проходит мотив Гамлета, начиная с просьбы Джулиан проанализировать с ней пьесу для экзамена. Трансвестизм шекспировского театра и переодевания-превращения находят свое преломление в романе Мердок. Только здесь не юноши играют женские роли, а девушки – мужские. Так Джулиан играет Гамлета и этим влюбляет в себя Брэдли Пирсона. Сама же героиня носит традиционно мужское имя и даже имеет мальчишескую внешность.
Как и в шекспировском произведении, роман «Черный принц» показывает резкие повороты в судьбах и поведении героев. Концовка романа Мердок такая же трагическая, как и у Шекспира: в «Черном принце» Брэдли Пирсон умирает в тюрьме, и его искусство умирает вместе с ним.
Духовный конфликт Гамлета с королевским двором и Пирсона с окружающими, в первую очередь, с Баффином, знаменует их поиски высшей художественной правды. Через интертекстуальный диалог с Шекспиром писательница обозначает необходимость преодоления соблазнов и обмана искусства ради достижения высших морально-этических ценностей.
Таким образом, шекспировские аллюзии в романе А. Мердок имеют важное значение для понимания смысла романа и его образности.
1. Байрамкулова, Л. К. Поэтика Айрис Мердок в свете проблемы интертекстуальности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва, 2005. - 45с.
2. Зелизинская Н. Романы Айрис Мёрдок. Уроки шекспировского жанра/Вопросы литературы 2013 - №6. - С. 49-52.
3. Котова Ю. С. Смысл названия и шекспировская тема в романе Айрис Мердок "Черный принц". Тамбов: Грамота, 2012. No 2 (9): в 3-х ч. Ч. III. C. 87-90.
4. Уварова Н. Р. Особенности полифонично организованной структуры романа А. Мердок «Черный принц» // Lingua mobilis. 2012. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-polifonichno-organizovannoy-struktury-romana-a-merdok-chernyy-prints (дата обращения: 14.03.2018).
5. Филотенкова Е. А. Переосмысление темы искусства при помощи «гамлетовского» сюжета в романе А. Мердок «Черный принц» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 419-420.
6. Филотенкова Е. А. Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 967-969.