ГЛОССАРИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 6
1.1 Основные аспекты предметной области 6
1.2 Определение DBaaS 9
1.3 Обзор студенческих приложений 11
1.4 Анализ существующих решений 23
1.5 Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ 25
2.1 Требования к функциональности 25
2.2 Пользовательские сценарии 25
2.3 Архитектура 26
2.4 Структура базы данных 31
2.5 Выводы по главе 2 32
ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОТОТИПА СИСТЕМЫ 34
3.1 Используемые инструменты 34
3.2 Разработка базы данных 34
3.3 Разработка API 35
3.4 Особенности реализации системы 37
3.5 Выводы по главе 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСХОДНЫЙ КОД РАЗРАБОТАННОГО ПРОТОТИПА 50
В процессе обучения инженерно-техническим специальностям студенты занимаются разработкой проектов в сфере информационных технологий (ИТ). Это способствует развитию и укреплению профессиональных компетенций в области использования инструментальных средств разработки информационных систем (ИС) с применением облачных технологий. Зачастую ИС, разработанные бакалаврами и магистрантами, направлены на автоматизацию или усовершенствование самого образовательного процесса. Это могут быть инструменты для абитуриентов, первокурсников, работы с профсоюзом вуза и др., которые могут содержать информацию об учебных корпусах, дисциплинах, вступительных баллах, меню столовой или даже тексты лекций. Пользователями таких веб- и мобильных приложений становятся студенты, преподаватели или административный персонал вуза. Для корректного функционирования этих информационных систем требуются данные, содержащиеся в уже внедренных и функционирующих корпоративных системах вуза, таких как официальный сайт, учетные системы студентов, преподавателей и др. Разработчики студенческих приложений самостоятельно реализуют различные инструменты для сбора необходимых данных из требуемых источников, сохраняя их в соответствующих базах данных каждого студенческого проекта.
На основании изложенного выше, выделим зависимость между ростом числа студенческих проектов и ростом количества реализуемых инструментов интеграций. Зачастую эти приложения реализуют одинаковые инструменты импорта данных из одних и тех же корпоративных системам вуза, что вызывает рост временных и трудовых затрат на реализацию одинаковых инструментов интеграции.
Указанные зависимости позволили определить проблему исследования, которая заключается в реализации разработчиками студенческих проектов множества однотипных инструментов импорта данных из одних и тех же
корпоративных систем вуза, что влечет за собой излишние затраты временных и производственных ресурсов.
Актуальность исследования определяется необходимостью оптимизации подходов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий студентами бакалаврами и магистрантами, а также необходимостью развития и укрепления компетенций в области использования инструментальных средств разработки ИС с применением актуальных облачных технологий, в частности технологий облачных баз данных, а именно модели Database-as-a- Service (DBaaS), в рамках реализации студенческих проектов.
Цель исследования: разработать подходы к использованию модели DBaaS в корпоративной архитектуре студенческих проектов для решения проблемы излишних затрат ресурсов и времени при разработке.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных исследований и нормативно-правовых актов в направлении разработки студентами информационных систем и выявить возможности использования облачных технологий в процессе их реализации.
2. Обосновать и сформулировать принципы применения модели DBaaS в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий.
3. Разработать структуру информационного решения применения модели DBaaS в области разработки студенческих приложений и сформулировать требования к его реализации.
4. Разработать прототип информационной системы на базе модели DBaaS в корпоративной архитектуре студенческих проектов.
5. Провести анализ проделанной работы, сформировать направления для развития дальнейших исследований данной темы.
В ходе проведенного теоретического исследования и опытноэкспериментальной разработки были получены следующие основные выводы и результаты:
Выявленная проблема является актуальной и требует решения. Предложенный вариант применения модели DBaaS может помочь решить выявленную проблему.
Спроектированная система позволяет применить модель DBaaS в корпоративной архитектуре студенческих проектов.
Разработанный прототип системы отражает практические особенности применения модели при внедрении в корпоративной архитектуре студенческих проектов. Также показывает эффективность решения поставленных задач работы с данными студенческих проектов при применении облачного подхода к БД. В будущих исследованиях возможно развивать систему за счет увеличения функциональных возможностей.
Учитывая вышеописанное, можно заключить, что цель работы достигнута, задачи решены.