Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛГОРИТМЫ ВЫБОРА ПУТЕЙ В ГРАФЕ ПО ДВУМ КРИТЕРИЯМ ПРИ НЕТОЧНЫХ ДАННЫХ

Работа №30767

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Введение
1. Обзор актуальных методов 7
1.1. Решение задачи о кратчайшем пути со скалярным критерием 7
1.1.1. Алгоритм Дейкстры поиска кратчайших путей в графе 8
1.2. Решение задачи выбора оптимального пути с векторным критерием.. 9
2. Постановка задачи 15
3. Решение задачи 20
3.1. Решение задачи 1 20
3.2. Решение задачи 2 22
3.3. Решение задачи 3 24
3.4. Вспомогательные алгоритмы 27
3.4.1. Линейная свертка критериев 27
3.4.2. Стабилизация динамической системы 27
3.4.3. Алгоритм исследования влияния распределения вектора значимости
критериев на решение задачи 1 28
3.4.4. Алгоритм исследования устойчивости парето-оптимального множества
решений к возмущениям 30
3.4.5. Алгоритм построения графа заданного размера 31
3.4.6. Алгоритм исследования влияния дополнительных параметров на
решение задач 2 и 3 32
3.4.7. Алгоритм исследования влияния порядка и размера графа на время
решения задачи 34
4. Разработка программного обеспечения 35
5. Экспериментальные исследования 39
5.1. Исследование устойчивости парето-оптимального множества решений к возмущениям 39
5.2. Исследования влияния порядка и размера графа на время решения задачи 
5.3. Исследование влияния прочих параметров на решение
двухкритериальной задачи выбора пути 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 55



Данная работа посвящена исследованию и решению двухкритериальной задачи выбора путей в графе при неточных данных.
Задача поиска оптимальных путей является одной из самых важных задач теории графов и в последнее время изучается довольно интенсивно в самых разных постановках. Это объясняется широким кругом приложения данной задачи в различных областях повседневной жизни, а именно: в беспроводных сетях с переменной топологией, в системах автопилотирования, e-navigation для планирования и контроля судовождения, в GPS-навигаторах, картографических сервисах, при решении проблем спутникового планирования, а также различных задач маршрутизации в компьютерных сетях и планирования поездок.
На сегодняшний день существует множество алгоритмов решения задачи выбора оптимальных путей. Однако, несмотря на востребованность алгоритмов маршрутизации, остаются некоторые вопросы, которые слабо исследованы либо используют локальные особенности определенной задачи и не могут быть применены в общем случае. Как показывает практика, довольно часто методы, используемые при решении классической задачи о кратчайшем пути, оказываются неприменимыми в следствие особенностей решаемой задачи.
В качестве примера рассмотрим сеть, в которой каждой дуге назначены несколько параметров: время, стоимость, надежность, пропускная способность, безопасность, удобство и т.д. Очевидно, что если мы будем искать кратчайший путь, учитывая лишь физическое расстояние между узлами сети, то он может оказаться слишком дорогим для использования, небезопасным и т.д. То есть в данном случае одной целевой функции недостаточно для описания практической проблемы.
Таким образом, возникает ситуация, когда необходимо построить оптимальный маршрут между объектами, основываясь сразу на нескольких критериях поиска. Такие задачи называются BSP (двухкритериальная задача о кратчайшем пути) и MSP (многокритериальная задача о кратчайшем пути).
Другой, не менее важной особенностью является наличие неточности в исходных данных. Узлы сети могут менять свое местоположение с течением времени, а соединения между ними - периодически пропадать под влиянием каких-либо внешних факторов (помех на линии связи). Постепенное удаление узлов сети друг от друга с течением времени также может привести к ухудшению качества связи. Это приводит к тому, что исходные данные неточные и могут варьироваться по определенному закону или же случайным образом. Для достижения цели управления подобными системами целесообразно принимать решения последовательно либо применять методы, которые позволили бы стабилизировать систему.
Целью данной работы является разработка алгоритмов и соответствующего программного обеспечения для выбора оптимальных маршрутов в графах в условиях двухкритериальности и динамичности системы, то есть когда веса дуг являются векторными и неточными, а вершины могут быть мобильными. Задача заключается в том, чтобы проверить устойчивость парето-оптимального множества решений к небольшим возмущениям.
В работе рассматриваются следующие алгоритмы:
1) Алгоритм выбора путей в графе по нескольким критериям с использованием линейной свертки критериев. В данном случае критерии аддитивны и минимизируются. Задача состоит в том, чтобы исследовать влияние распределения вектора значимости критериев на решение двухкритериальной задачи.
2) Алгоритм выбора путей в графе по двум критериям (стоимости и пропускной способности) при неточных данных по принципу максимина. В данном случае первый критерий аддитивный и минимизируется, а второй критерий неаддитивный и максимизируется.
3) Алгоритм выбора путей в графе при неточных данных по двум критериям - стоимости и надежности, когда надежность дуги представлена как вероятность ее существования в графе. В данном случае оба критерия аддитивные, при этом первый минимизируется, а второй максимизируется.
Для ситуации, когда исходные данные варьируются случайным образом и известна соответствующая вероятностная матрица, реализован метод стабилизации системы для последующего выбора оптимального маршрута с помощью одного из предложенных алгоритмов.
Также в работе проводятся исследования, позволяющие отследить влияние порядка, размера графа и других дополнительных параметров, зависящих от выбранного алгоритма, на решение задачи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания данной работы был проведен анализ предметной области и обзор литературы по направлению исследования, выявлены основные существующие на сегодняшний день подходы к решению двухкритериальной и многокритериальной задач в статических и динамических системах. Сформулирована постановка задачи. Проведен комплексный анализ проблемы поиска оптимальных путей в графах с неточными данными с векторным критерием.
Для решения поставленной задачи был применен математический аппарат теории графов. Реализовано несколько алгоритмов для решения задачи выбора пути в графе по двум критериям при неточных данных.
В качестве алгоритма поиска кратчайшего пути использован алгоритм Дейкстры. Задача была решена комбинацией методов линейной свертки критериев (оба критерия аддитивны и минимизируются) и стабилизации динамической системы, а также с помощью алгоритма на основе принципа максимина по двум критериям: стоимости и пропускной способности (первый критерий аддитивный и минимизируется, а второй критерий неаддитивный и максимизируется), и алгоритма решения задачи по двум критериям: стоимости и надежности, когда надежность дуги представлена в виде вероятности ее существования в графе (оба критерия аддитивные, при этом первый минимизируется, а второй максимизируется).
На основе разработанной архитектуры системы было создано программное обеспечение, решающее поставленную задачу с использованием обозначенных выше алгоритмов. Приложение написано на языке программирования C# в среде разработки Visual Studio версии 2017 от компании Microsoft с использованием методологии объектноориентированного программирования.
Проведено исследование влияния на решение задачи порядка и размера графа, а также других параметров, в зависимости от типа решаемой задачи и, соответственно, выбранного алгоритма.
Исследование влияния распределения вектора значимости критериев на решение двухкритериальной задачи показало, что в случае, когда с изменением распределения вектора значимости критериев вес оптимального пути между заданной парой вершин меняется согласно линейному закону, решение устойчиво, то есть маршрут между заданной парой вершин является постоянным.
Проведено исследование устойчивости парето-оптимального множества решений возмущениям. Сделан вывод, что оно устойчиво к малым возмущениям в системе. Проведенные эксперименты подтверждают предположение, что для достижения цели управления динамическими системами решения целесообразнее принимать последовательно, а не однократно. Сделан вывод, что эффективнее решать задачу выбора пути в подобных системах путем их стабилизации.



1. Кристофидес, Н. Теория графов. Алгоритмический подход [Текст] / Н. Кристофидес. - М.: Мир, 1978. - C. 177-178, 201-207.
2. Corley, H.W. Shortest paths in networks with vector weights [Текст] / H.W. Corley, I.D. Moon // Journal of Optimization Theory and Applications, 46(1). - 1985. - p. 79-86.
3. Skriver, A.J.V. A classification of bicriterion shortest path (BSP) algorithms [Текст] / A.J.V. Skriver // Asia-Pacific Journal of Operational Research 17. - 2000. - p. 199-212.
4. Raith, A. A comparison of solution for biobjective shortest path problems [Текст] / A. Raith // Computers & Operations Research, 36 (4). - 2009. - p. 1299 - 1331.
5. Climaco, J.C.N. Multicriteria path and tree problems: discussion on exact algorithms and applications [Текст] / J.C.N. Climaco, M.B. Pascoal // Intl. Trans.in Op. Res. 19 - 2012. - p. 63-98.
6. Muller-Hannemann, M. Finding all attractive train connections by multi-criteria Pareto-search [Текст] / M. Muller-Hannemann, M.Schnee // Optimization 2004, LNCS 4359. Springer-Verlag. - 2007 - p. 246-263.
7. Disser, Y. Multi-criteria shortest paths in time-dependent train networks [Текст] / Y. Disser, M. Muller-Hannemann, M. Schnee // WEA 2008, LNCS 5038. Springer-Verlag. - 2008. - p. 347-361.
8. Berger, A. Fully dynamic speed-up techniques for MSP searches in time-dependent networks [Текст] / A. Berger, M. Grimmer, M. Muller- Hannemann // SEA 2010, LNCS 6049. Springer-Verlag. - 2010. - p. 35-46.
9. Mihalak, M. Bi-directional search for robust routes in time-dependent bi-criteria road networks [Текст] / M. Mihalak, S. Montanari // 15th Workshop on Algorithmic Approaches for Transportation Modelling, Optimization, and Systems. - 2015. - p. 82-94.
10. Hansen, P. Bicriterion path problems [Текст] / P. Hansen // Multiple Criteria Decision Making Theory and Application. Springer Berlin Heidelberg. -
1980. - p. 109-127.
11. Martins, E.Q.V. On a multicriteria shortest path problem [Текст] / E.Q.V. Martins // European Journal of Operational Research, 16(2). - 1987. - p. 236-245.
12. Листопад, Н.И. Многокритериальная маршрутизация информационных потоков [Текст] / Н.И. Листопад, Ю.И. Воротницкий, В.В. Бортновский, А.А. Хайдер // ПФМТ, №2 (31). - 2017. - p. 84-90.
13. Янбекова, Г.Б. Отчет по преддипломной практике [Текст] / КФУ, Ин-т вычислительной математики и информационных технологий. - Казань, 2019. - 20 с.
14. Коннов, И.В. Многошаговые процессы принятия решений [Текст]: методическая разработка / И.В. Коннов // Казань: Казанский государственный университет. - 2004. - C. 3-23.
15. Янбекова, Г.Б. Задача поиска кратчайших путей в графах с
мобильными вершинами: курсовая работа [Текст] / КФУ, Ин-т
вычислительной математики и информационных технологий. - Казань, 2016.- 78 с.
16. Янбекова, Г.Б. Многокритериальная задача поиска кратчайших путей в графах с неточными данными: курсовая работа [Текст] / КФУ, Ин-т вычислительной математики и информационных технологий. - Казань, 2018.
- 44 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ