ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА………………………………………………………………….7
1.1 Проблема формирования самостоятельности детей младшего
школьного возраста в психолого-педагогической литературе……….7
1.2 Психолого-педагогические характеристики младшего школьного
возраста…………………………………………………………………13
1.3 Особенности формирования самостоятельности в младшем
школьном возрасте……………………………………………………..19
Выводы по главе 1……………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ………………………………………………………………..28
2.1 Организация и методы исследования. Выявление исходного
уровня самостоятельности младших школьников……………...........28
2.2 Описание программы формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста………………………………………...39
2.3 Результаты экспериментального исследования………………….44
Выводы по главе 2……………………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА………………………………………………………………….7
1.1 Проблема формирования самостоятельности детей младшего
школьного возраста в психолого-педагогической литературе……….7
1.2 Психолого-педагогические характеристики младшего школьного
возраста…………………………………………………………………13
1.3 Особенности формирования самостоятельности в младшем
школьном возрасте……………………………………………………..19
Выводы по главе 1……………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ………………………………………………………………..28
2.1 Организация и методы исследования. Выявление исходного
уровня самостоятельности младших школьников……………...........28
2.2 Описание программы формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста………………………………………...39
2.3 Результаты экспериментального исследования………………….44
Выводы по главе 2……………………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….61
Проблема формирования самостоятельности современных учащихся
младших классов, их включенности в самостоятельную социальнозначимую деятельность в контексте подготовки к адаптации и
взаимодействию с изменяющимися условиями социальной
действительности является сегодня одной из приоритетных задач системы
российского образования.
В связи с этим, в настоящее время перед педагогами и психологами
остро стоит новая задача, заключающаяся в необходимости уточнения
сущности понятия «самостоятельность», выявления особенностей и
механизмов ее формирования в младшем школьном возрасте, разработки
практических приемов и технологий формирования самостоятельности
младших школьников.
Актуальность изучения проблемы формирования самостоятельности
младших школьников определяется сегодня существованием объективно
сложившихся в новых условиях обучения и воспитания противоречий
между:
- новыми задачами, целями воспитания и обучения детей младшего
школьного возраста и недостаточной готовностью педагогов к их решению
с использованием современных приемов и технологий;
- изменениями личности современного младшего школьника, среды
его функционирования и недостаточной степенью изученности характера и
глубины этих изменений, их значения в процессе развития личности
ребенка;
- значимостью в развитии младшего школьника феномена
самостоятельности, реализуемой, прежде всего, в учебной деятельности, и
недостаточной степенью полноты изученности данного феномена, его4
структуры, факторов, механизмов и условий формирования в современной
психолого-педагогической литературе.
В связи с этим, сегодня мы можем говорить о том, что наиболее
актуальной потребностью современной педагогики является изучение
процесса формирования самостоятельности младшего школьника, что и
обусловило выбор темы данного исследования.
Целью работы является теоретическое и экспериментальное
исследование проблемы формирования самостоятельности младших
школьников.
Объектом исследования в данной работе является процесс
становления личности в младшем школьном возрасте.
Предметом работы является содержание, формы и методы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в
предположении о том, что разработанная нами программа формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста способствует
повышению уровня данного качества.
Задачи работы:
- провести анализ проблемы формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе;
- выделить основные психолого-педагогические характеристики
младшего школьного возраста;
- рассмотреть особенности процесса формирования
самостоятельности в младшем школьном возрасте;
- провести экспериментальное исследование проблемы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Анализ литературы, посвященной проблематике формирования
самостоятельности младшего школьника, показал, что данная тема широко5
представлена в трудах отечественных авторов. В частности, особое
значение для данного исследования приобрели:
- работы В.В. Давыдова [9; 10], Е.В. Ивановой [17], Л.И. Макаровой
[23], З.А. Фазыловой [38], О.В. Чикишевой [39] и других отечественных
авторов, посвященные психолого-педагогическим особенностям младшего
школьного возраста;
- исследования Л.В. Балясниковой [1; 2; 3], Л.Р. Гребенникова [8],
Н.В. Вершининой [4], С.А. Дуюновой [13], Л.А. Крупновой [22],
И.Е. Медведевой [26], О.А. Мирошниковой [27], Е.В. Сергеевой [35],
Г.А. Старцевой [36], В.В. Шульга [42], рассматривающих различные
аспекты проблемы формирования самостоятельности детей младшего
школьного возраста.
В процессе исследования использованы следующие методы:
теоретические – анализ и интерпретация, абстрагирование и
конкретизация, классификация; эмпирические – измерение, описание,
методы математической обработки данных, диагностические методики для
определения уровня компонентов самостоятельности детей младшего
школьного возраста.
Базой экспериментальной работы стало МБОУ СОШ № 3 г. Елабуга
республики Татарстан. В исследовании приняли участие 60 детей
младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
полученные в его ходе результаты дополняют психолого-педагогические
знания о процессе развития самостоятельности младших школьников как
системном качестве целостного развития личности ребенка на данном
возрастном этапе. Выявленные особенности развития самостоятельности
младших школьников в процессе учебной, игровой и трудовой6
деятельности выступают в качестве основания для разработки программы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе работы,
состоит в том, что разработанная программа формирования
самостоятельности младших школьников может использоваться как в
практике образовательных учреждений, так и в системе переподготовки и
повышения квалификации педагогов, а также при чтении специальных
курсов теоретической и практической направленности по педагогическим
технологиям.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе LXIV
студенческой международной научно-практической конференции
«Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (г.
Новосибирск, 2018 год). По проблеме исследования опубликована статья
на тему «Формирование самостоятельности младшего школьника».
Структура работы представлена введением, двумя главами,
теоретической и практической, заключением, а также списком
использованной литературы и приложениями.
младших классов, их включенности в самостоятельную социальнозначимую деятельность в контексте подготовки к адаптации и
взаимодействию с изменяющимися условиями социальной
действительности является сегодня одной из приоритетных задач системы
российского образования.
В связи с этим, в настоящее время перед педагогами и психологами
остро стоит новая задача, заключающаяся в необходимости уточнения
сущности понятия «самостоятельность», выявления особенностей и
механизмов ее формирования в младшем школьном возрасте, разработки
практических приемов и технологий формирования самостоятельности
младших школьников.
Актуальность изучения проблемы формирования самостоятельности
младших школьников определяется сегодня существованием объективно
сложившихся в новых условиях обучения и воспитания противоречий
между:
- новыми задачами, целями воспитания и обучения детей младшего
школьного возраста и недостаточной готовностью педагогов к их решению
с использованием современных приемов и технологий;
- изменениями личности современного младшего школьника, среды
его функционирования и недостаточной степенью изученности характера и
глубины этих изменений, их значения в процессе развития личности
ребенка;
- значимостью в развитии младшего школьника феномена
самостоятельности, реализуемой, прежде всего, в учебной деятельности, и
недостаточной степенью полноты изученности данного феномена, его4
структуры, факторов, механизмов и условий формирования в современной
психолого-педагогической литературе.
В связи с этим, сегодня мы можем говорить о том, что наиболее
актуальной потребностью современной педагогики является изучение
процесса формирования самостоятельности младшего школьника, что и
обусловило выбор темы данного исследования.
Целью работы является теоретическое и экспериментальное
исследование проблемы формирования самостоятельности младших
школьников.
Объектом исследования в данной работе является процесс
становления личности в младшем школьном возрасте.
Предметом работы является содержание, формы и методы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в
предположении о том, что разработанная нами программа формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста способствует
повышению уровня данного качества.
Задачи работы:
- провести анализ проблемы формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе;
- выделить основные психолого-педагогические характеристики
младшего школьного возраста;
- рассмотреть особенности процесса формирования
самостоятельности в младшем школьном возрасте;
- провести экспериментальное исследование проблемы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Анализ литературы, посвященной проблематике формирования
самостоятельности младшего школьника, показал, что данная тема широко5
представлена в трудах отечественных авторов. В частности, особое
значение для данного исследования приобрели:
- работы В.В. Давыдова [9; 10], Е.В. Ивановой [17], Л.И. Макаровой
[23], З.А. Фазыловой [38], О.В. Чикишевой [39] и других отечественных
авторов, посвященные психолого-педагогическим особенностям младшего
школьного возраста;
- исследования Л.В. Балясниковой [1; 2; 3], Л.Р. Гребенникова [8],
Н.В. Вершининой [4], С.А. Дуюновой [13], Л.А. Крупновой [22],
И.Е. Медведевой [26], О.А. Мирошниковой [27], Е.В. Сергеевой [35],
Г.А. Старцевой [36], В.В. Шульга [42], рассматривающих различные
аспекты проблемы формирования самостоятельности детей младшего
школьного возраста.
В процессе исследования использованы следующие методы:
теоретические – анализ и интерпретация, абстрагирование и
конкретизация, классификация; эмпирические – измерение, описание,
методы математической обработки данных, диагностические методики для
определения уровня компонентов самостоятельности детей младшего
школьного возраста.
Базой экспериментальной работы стало МБОУ СОШ № 3 г. Елабуга
республики Татарстан. В исследовании приняли участие 60 детей
младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
полученные в его ходе результаты дополняют психолого-педагогические
знания о процессе развития самостоятельности младших школьников как
системном качестве целостного развития личности ребенка на данном
возрастном этапе. Выявленные особенности развития самостоятельности
младших школьников в процессе учебной, игровой и трудовой6
деятельности выступают в качестве основания для разработки программы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе работы,
состоит в том, что разработанная программа формирования
самостоятельности младших школьников может использоваться как в
практике образовательных учреждений, так и в системе переподготовки и
повышения квалификации педагогов, а также при чтении специальных
курсов теоретической и практической направленности по педагогическим
технологиям.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе LXIV
студенческой международной научно-практической конференции
«Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (г.
Новосибирск, 2018 год). По проблеме исследования опубликована статья
на тему «Формирование самостоятельности младшего школьника».
Структура работы представлена введением, двумя главами,
теоретической и практической, заключением, а также списком
использованной литературы и приложениями.
Самостоятельность представляет собой особое, системное качество
целостного развития личности младшего школьника. Она выступает
ведущим конструктом развития его самости, имеет сущностносодержательные характеристики и психологические детерминанты,
компоненты, критерии, показатели и уровни развития. В связи с этим,
данное исследование представляет собой попытку прояснения
теоретической и практической сущности проблемы формирования
самостоятельности младшего школьника.
Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов:
1. Самостоятельность определяется, как способность планировать,
систематизировать, выполнять и корректировать осуществляемую
деятельность без помощи и/или прямого руководства окружающих.
Необходимым условием воспитания формирования самостоятельности
младших школьников выступают наличие определенных мыслительных и
волевых процессов, возникающих на данном этапе развития личности.
Самостоятельность ребенка развивается постепенно, а основой для
данного процесса являются ясность, четкость понимания Я-реального в
сочетании с мотивационным компонентом. У младшего школьника на
формирование самостоятельности оказывают существенное влияние
родители, педагоги, сверстники. Еще одной особенностью
самостоятельности детей младшего школьного возраста является ее
организованность. Процесс развития самостоятельности младших
школьников включает в себя развитие и взаимную интеграцию
интеллектуально-когнитивного, эмоционально-мотивационного и
рефлексивно-самокоррекционного компонентов.53
2. В рамках экспериментального исследования нами была проведена
работа по формированию самостоятельности учащихся младшего
школьного возраста, которая включала как занятия на уроках, так и
внеурочные формы работы. Основанием для разработки программы
формирования самостоятельности младших школьников стали данные
исходной диагностики данного качества, показавшие, что высокий уровень
интеллектуально-когнитивного компонента самостоятельности характерен
для 5% от числа участников исследования, средний – для 71,7%, низкий
уровень – для 23,3% от их числа. Высокий уровень эмоциональномотивационного компонента самостоятельности характерен для 3,3%
детей, средний – для 65%, низкий – для 31,7%. Высокий уровень
рефлексивно-самокоррекционного компонента самостоятельности
характерен для 13,3% учащихся, средний – для 71,7%, низкий – для 15%.
То есть, для большинства младших школьников характерен средний
уровень всех компонентов самостоятельности, они редко обращаются к
помощи сверстников или взрослых, однако иногда помощь им все же
требуется. Школьники непостоянно и ситуативно стремятся к
самостоятельному решению возникающих перед ними задач, выполняя
деятельность с напоминаниями взрослого.
3. В соответствии с тремя основными видами деятельности младших
школьников, способствующих формированию у них самостоятельности:
учебной, игровой и трудовой, программа мероприятий по формированию у
младших школьников самостоятельности включала три модуля. Всего
было проведено 24 мероприятия различной направленности, в ходе
которых младшие школьники научились самостоятельно находить себе
занятие, не обращаясь за помощью со стороны; отстаивать собственное
мнение, не доводя столкновение интересов до конфликта; обнаружили
стремление доводить начатое до конца, выполнять бытовые поручения.54
4. Повторная диагностика по итогам проделанной работы показала,
что высокий уровень интеллектуально-когнитивного компонента
самостоятельности характерен для 26,7% школьников (на 21,7% больше),
средний – для 61,7% (на 10% меньше), низкий – для 11,7% (на 11,7%
меньше). Высокий уровень эмоционально-мотивационного компонента
самостоятельности характерен для 10% детей (на 6,7% больше), средний –
для 75% (на 10% больше), низкий – для 15% (на 16,7% меньше). Высокий
уровень рефлексивно-самокоррекционного компонента самостоятельности
характерен для 53,3% учащихся (на 40% больше), средний – для 41,7% (на
30% меньше), низкий – для 5% школьников (на 10% меньше).
5. В результате реализации психолого-педагогической программы в
уровне всех компонентов самостоятельности произошли статистически
значимые позитивные изменения. Гораздо большее число детей теперь
выполняют данное им задание, не обращаясь в процессе его выполнения к
помощи со стороны, стремясь довести начатое до конца. Среди участников
исследования увеличилось число детей, которые ставят цель
осуществляемой им деятельности, не опираясь на указания со стороны,
способных находить себе занятия и организовывать свою деятельность,
осуществляя ее планирование. Кроме того, значительно повысилось число
школьников, характеризующихся высоким уровнем способности к
пониманию, принятию и удержанию задания в ходе самостоятельной
деятельности.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута,
гипотеза экспериментального исследования подтверждена.
целостного развития личности младшего школьника. Она выступает
ведущим конструктом развития его самости, имеет сущностносодержательные характеристики и психологические детерминанты,
компоненты, критерии, показатели и уровни развития. В связи с этим,
данное исследование представляет собой попытку прояснения
теоретической и практической сущности проблемы формирования
самостоятельности младшего школьника.
Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов:
1. Самостоятельность определяется, как способность планировать,
систематизировать, выполнять и корректировать осуществляемую
деятельность без помощи и/или прямого руководства окружающих.
Необходимым условием воспитания формирования самостоятельности
младших школьников выступают наличие определенных мыслительных и
волевых процессов, возникающих на данном этапе развития личности.
Самостоятельность ребенка развивается постепенно, а основой для
данного процесса являются ясность, четкость понимания Я-реального в
сочетании с мотивационным компонентом. У младшего школьника на
формирование самостоятельности оказывают существенное влияние
родители, педагоги, сверстники. Еще одной особенностью
самостоятельности детей младшего школьного возраста является ее
организованность. Процесс развития самостоятельности младших
школьников включает в себя развитие и взаимную интеграцию
интеллектуально-когнитивного, эмоционально-мотивационного и
рефлексивно-самокоррекционного компонентов.53
2. В рамках экспериментального исследования нами была проведена
работа по формированию самостоятельности учащихся младшего
школьного возраста, которая включала как занятия на уроках, так и
внеурочные формы работы. Основанием для разработки программы
формирования самостоятельности младших школьников стали данные
исходной диагностики данного качества, показавшие, что высокий уровень
интеллектуально-когнитивного компонента самостоятельности характерен
для 5% от числа участников исследования, средний – для 71,7%, низкий
уровень – для 23,3% от их числа. Высокий уровень эмоциональномотивационного компонента самостоятельности характерен для 3,3%
детей, средний – для 65%, низкий – для 31,7%. Высокий уровень
рефлексивно-самокоррекционного компонента самостоятельности
характерен для 13,3% учащихся, средний – для 71,7%, низкий – для 15%.
То есть, для большинства младших школьников характерен средний
уровень всех компонентов самостоятельности, они редко обращаются к
помощи сверстников или взрослых, однако иногда помощь им все же
требуется. Школьники непостоянно и ситуативно стремятся к
самостоятельному решению возникающих перед ними задач, выполняя
деятельность с напоминаниями взрослого.
3. В соответствии с тремя основными видами деятельности младших
школьников, способствующих формированию у них самостоятельности:
учебной, игровой и трудовой, программа мероприятий по формированию у
младших школьников самостоятельности включала три модуля. Всего
было проведено 24 мероприятия различной направленности, в ходе
которых младшие школьники научились самостоятельно находить себе
занятие, не обращаясь за помощью со стороны; отстаивать собственное
мнение, не доводя столкновение интересов до конфликта; обнаружили
стремление доводить начатое до конца, выполнять бытовые поручения.54
4. Повторная диагностика по итогам проделанной работы показала,
что высокий уровень интеллектуально-когнитивного компонента
самостоятельности характерен для 26,7% школьников (на 21,7% больше),
средний – для 61,7% (на 10% меньше), низкий – для 11,7% (на 11,7%
меньше). Высокий уровень эмоционально-мотивационного компонента
самостоятельности характерен для 10% детей (на 6,7% больше), средний –
для 75% (на 10% больше), низкий – для 15% (на 16,7% меньше). Высокий
уровень рефлексивно-самокоррекционного компонента самостоятельности
характерен для 53,3% учащихся (на 40% больше), средний – для 41,7% (на
30% меньше), низкий – для 5% школьников (на 10% меньше).
5. В результате реализации психолого-педагогической программы в
уровне всех компонентов самостоятельности произошли статистически
значимые позитивные изменения. Гораздо большее число детей теперь
выполняют данное им задание, не обращаясь в процессе его выполнения к
помощи со стороны, стремясь довести начатое до конца. Среди участников
исследования увеличилось число детей, которые ставят цель
осуществляемой им деятельности, не опираясь на указания со стороны,
способных находить себе занятия и организовывать свою деятельность,
осуществляя ее планирование. Кроме того, значительно повысилось число
школьников, характеризующихся высоким уровнем способности к
пониманию, принятию и удержанию задания в ходе самостоятельной
деятельности.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута,
гипотеза экспериментального исследования подтверждена.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Формирование самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - Проект как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Проект как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ВНЕУЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



