ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА………………………………………………………………….7
1.1 Проблема формирования самостоятельности детей младшего
школьного возраста в психолого-педагогической литературе……….7
1.2 Психолого-педагогические характеристики младшего школьного
возраста…………………………………………………………………13
1.3 Особенности формирования самостоятельности в младшем
школьном возрасте……………………………………………………..19
Выводы по главе 1……………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ………………………………………………………………..28
2.1 Организация и методы исследования. Выявление исходного
уровня самостоятельности младших школьников……………...........28
2.2 Описание программы формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста………………………………………...39
2.3 Результаты экспериментального исследования………………….44
Выводы по главе 2……………………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….61
Проблема формирования самостоятельности современных учащихся
младших классов, их включенности в самостоятельную социальнозначимую деятельность в контексте подготовки к адаптации и
взаимодействию с изменяющимися условиями социальной
действительности является сегодня одной из приоритетных задач системы
российского образования.
В связи с этим, в настоящее время перед педагогами и психологами
остро стоит новая задача, заключающаяся в необходимости уточнения
сущности понятия «самостоятельность», выявления особенностей и
механизмов ее формирования в младшем школьном возрасте, разработки
практических приемов и технологий формирования самостоятельности
младших школьников.
Актуальность изучения проблемы формирования самостоятельности
младших школьников определяется сегодня существованием объективно
сложившихся в новых условиях обучения и воспитания противоречий
между:
- новыми задачами, целями воспитания и обучения детей младшего
школьного возраста и недостаточной готовностью педагогов к их решению
с использованием современных приемов и технологий;
- изменениями личности современного младшего школьника, среды
его функционирования и недостаточной степенью изученности характера и
глубины этих изменений, их значения в процессе развития личности
ребенка;
- значимостью в развитии младшего школьника феномена
самостоятельности, реализуемой, прежде всего, в учебной деятельности, и
недостаточной степенью полноты изученности данного феномена, его4
структуры, факторов, механизмов и условий формирования в современной
психолого-педагогической литературе.
В связи с этим, сегодня мы можем говорить о том, что наиболее
актуальной потребностью современной педагогики является изучение
процесса формирования самостоятельности младшего школьника, что и
обусловило выбор темы данного исследования.
Целью работы является теоретическое и экспериментальное
исследование проблемы формирования самостоятельности младших
школьников.
Объектом исследования в данной работе является процесс
становления личности в младшем школьном возрасте.
Предметом работы является содержание, формы и методы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Гипотеза экспериментального исследования состоит в
предположении о том, что разработанная нами программа формирования
самостоятельности у детей младшего школьного возраста способствует
повышению уровня данного качества.
Задачи работы:
- провести анализ проблемы формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе;
- выделить основные психолого-педагогические характеристики
младшего школьного возраста;
- рассмотреть особенности процесса формирования
самостоятельности в младшем школьном возрасте;
- провести экспериментальное исследование проблемы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Анализ литературы, посвященной проблематике формирования
самостоятельности младшего школьника, показал, что данная тема широко5
представлена в трудах отечественных авторов. В частности, особое
значение для данного исследования приобрели:
- работы В.В. Давыдова [9; 10], Е.В. Ивановой [17], Л.И. Макаровой
[23], З.А. Фазыловой [38], О.В. Чикишевой [39] и других отечественных
авторов, посвященные психолого-педагогическим особенностям младшего
школьного возраста;
- исследования Л.В. Балясниковой [1; 2; 3], Л.Р. Гребенникова [8],
Н.В. Вершининой [4], С.А. Дуюновой [13], Л.А. Крупновой [22],
И.Е. Медведевой [26], О.А. Мирошниковой [27], Е.В. Сергеевой [35],
Г.А. Старцевой [36], В.В. Шульга [42], рассматривающих различные
аспекты проблемы формирования самостоятельности детей младшего
школьного возраста.
В процессе исследования использованы следующие методы:
теоретические – анализ и интерпретация, абстрагирование и
конкретизация, классификация; эмпирические – измерение, описание,
методы математической обработки данных, диагностические методики для
определения уровня компонентов самостоятельности детей младшего
школьного возраста.
Базой экспериментальной работы стало МБОУ СОШ № 3 г. Елабуга
республики Татарстан. В исследовании приняли участие 60 детей
младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
полученные в его ходе результаты дополняют психолого-педагогические
знания о процессе развития самостоятельности младших школьников как
системном качестве целостного развития личности ребенка на данном
возрастном этапе. Выявленные особенности развития самостоятельности
младших школьников в процессе учебной, игровой и трудовой6
деятельности выступают в качестве основания для разработки программы
формирования самостоятельности младшего школьника.
Практическая значимость результатов, полученных в ходе работы,
состоит в том, что разработанная программа формирования
самостоятельности младших школьников может использоваться как в
практике образовательных учреждений, так и в системе переподготовки и
повышения квалификации педагогов, а также при чтении специальных
курсов теоретической и практической направленности по педагогическим
технологиям.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе LXIV
студенческой международной научно-практической конференции
«Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (г.
Новосибирск, 2018 год). По проблеме исследования опубликована статья
на тему «Формирование самостоятельности младшего школьника».
Структура работы представлена введением, двумя главами,
теоретической и практической, заключением, а также списком
использованной литературы и приложениями.
Самостоятельность представляет собой особое, системное качество
целостного развития личности младшего школьника. Она выступает
ведущим конструктом развития его самости, имеет сущностносодержательные характеристики и психологические детерминанты,
компоненты, критерии, показатели и уровни развития. В связи с этим,
данное исследование представляет собой попытку прояснения
теоретической и практической сущности проблемы формирования
самостоятельности младшего школьника.
Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов:
1. Самостоятельность определяется, как способность планировать,
систематизировать, выполнять и корректировать осуществляемую
деятельность без помощи и/или прямого руководства окружающих.
Необходимым условием воспитания формирования самостоятельности
младших школьников выступают наличие определенных мыслительных и
волевых процессов, возникающих на данном этапе развития личности.
Самостоятельность ребенка развивается постепенно, а основой для
данного процесса являются ясность, четкость понимания Я-реального в
сочетании с мотивационным компонентом. У младшего школьника на
формирование самостоятельности оказывают существенное влияние
родители, педагоги, сверстники. Еще одной особенностью
самостоятельности детей младшего школьного возраста является ее
организованность. Процесс развития самостоятельности младших
школьников включает в себя развитие и взаимную интеграцию
интеллектуально-когнитивного, эмоционально-мотивационного и
рефлексивно-самокоррекционного компонентов.53
2. В рамках экспериментального исследования нами была проведена
работа по формированию самостоятельности учащихся младшего
школьного возраста, которая включала как занятия на уроках, так и
внеурочные формы работы. Основанием для разработки программы
формирования самостоятельности младших школьников стали данные
исходной диагностики данного качества, показавшие, что высокий уровень
интеллектуально-когнитивного компонента самостоятельности характерен
для 5% от числа участников исследования, средний – для 71,7%, низкий
уровень – для 23,3% от их числа. Высокий уровень эмоциональномотивационного компонента самостоятельности характерен для 3,3%
детей, средний – для 65%, низкий – для 31,7%. Высокий уровень
рефлексивно-самокоррекционного компонента самостоятельности
характерен для 13,3% учащихся, средний – для 71,7%, низкий – для 15%.
То есть, для большинства младших школьников характерен средний
уровень всех компонентов самостоятельности, они редко обращаются к
помощи сверстников или взрослых, однако иногда помощь им все же
требуется. Школьники непостоянно и ситуативно стремятся к
самостоятельному решению возникающих перед ними задач, выполняя
деятельность с напоминаниями взрослого.
3. В соответствии с тремя основными видами деятельности младших
школьников, способствующих формированию у них самостоятельности:
учебной, игровой и трудовой, программа мероприятий по формированию у
младших школьников самостоятельности включала три модуля. Всего
было проведено 24 мероприятия различной направленности, в ходе
которых младшие школьники научились самостоятельно находить себе
занятие, не обращаясь за помощью со стороны; отстаивать собственное
мнение, не доводя столкновение интересов до конфликта; обнаружили
стремление доводить начатое до конца, выполнять бытовые поручения.54
4. Повторная диагностика по итогам проделанной работы показала,
что высокий уровень интеллектуально-когнитивного компонента
самостоятельности характерен для 26,7% школьников (на 21,7% больше),
средний – для 61,7% (на 10% меньше), низкий – для 11,7% (на 11,7%
меньше). Высокий уровень эмоционально-мотивационного компонента
самостоятельности характерен для 10% детей (на 6,7% больше), средний –
для 75% (на 10% больше), низкий – для 15% (на 16,7% меньше). Высокий
уровень рефлексивно-самокоррекционного компонента самостоятельности
характерен для 53,3% учащихся (на 40% больше), средний – для 41,7% (на
30% меньше), низкий – для 5% школьников (на 10% меньше).
5. В результате реализации психолого-педагогической программы в
уровне всех компонентов самостоятельности произошли статистически
значимые позитивные изменения. Гораздо большее число детей теперь
выполняют данное им задание, не обращаясь в процессе его выполнения к
помощи со стороны, стремясь довести начатое до конца. Среди участников
исследования увеличилось число детей, которые ставят цель
осуществляемой им деятельности, не опираясь на указания со стороны,
способных находить себе занятия и организовывать свою деятельность,
осуществляя ее планирование. Кроме того, значительно повысилось число
школьников, характеризующихся высоким уровнем способности к
пониманию, принятию и удержанию задания в ходе самостоятельной
деятельности.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута,
гипотеза экспериментального исследования подтверждена.
Балясникова Л.В. Понятийная характеристика самостоятельности
младшего школьника // Акмеология. – 2011. - № 3. – С. 153 – 157.
2. Балясникова Л.В. Психолого-акмеологические особенности
формирования самостоятельности младшего школьника //
Акмеология. – 2011. - № 2. – С. 111 – 116.
3. Балясникова Л.В. Самостоятельность как фактор самореализации
младшего школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. –
26 с.
4. Вершинина Н.В. Творческая самостоятельность как основа для
формирования языковой личности младшего школьника //
Гуманитарные науки и образование. – 2015. - № 1. – С. 27 – 31.
5. Власова И.С. Формирование творческой самостоятельности
младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Наука
и образование: новое время. – 2014. - № 4. – С. 594 – 600.
6. Возрастные и психофизиологические особенности детей начального
школьного возраста и специфика методики работы с учащимися
начальной школы. // Учимся беречь энергию. Методическое
приложение по использованию печатного учебного пособия и
электронного образовательного издания для развития культуры
энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся
начальных классов образовательных учреждений в учебном
процессе. – М.: 2013. – С. 110 – 127.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест,
2014. – 345 с.56
8. Гребенников Л.Р. Свобода и дисциплина // Монтессори в России.
Новый взгляд / под ред. К.Е. Сумнительного. – М.: Московский
Центр Монтессори, 2014. – С. 161 – 164.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Изд. центр
«Академия», 2004. – 288с.
10. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший
школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.
– 2002. - № 3-4. – С. 14 – 19.
11. Денисенкова Н. Формирование познавательного отношения к
учебной задаче // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 3. – С. 48 – 50.
12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития
детей /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2016.
– 140 с.
13. Дуюнова С.А. Формирование самостоятельности – интегративного
свойства личности младшего школьника в условиях реализации
ФГОС НОО // Новые технологии в образовании. – М.: Центр
научной мысли, 2016. – С. 19 – 22.
14. Заруцкая Т.П., Масалова И.В. Формирование у младших
школьников регулятивных УУД как средство развития учебной
самостоятельности // Новые педагогические технологии. – 2015. - №
21. – С. 35 – 39.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
16. Золотых Т.В. Ознакомление школьников с трудом взрослых //
Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник
материалов IV Международной научно-практической конференции.
– Чебоксары: Интерактив-Плюс, 2015. – С. 110 – 112.57
17. Иванова Е.В. Особенности формирования самостоятельности детей
младшего школьного возраста // Педагогика и психология:
актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 4. – С. 31 – 34.
18. Капитонова И.А. Самостоятельность как необходимая деятельность
в формировании регулятивных УУД у младших школьников //
Психология и педагогика в образовательной и научной среде. – 2016.
– Т. 1. – С. 42 – 45.
19. Когнитивная наука. Основы психологии познания. / Б.М.
Величковский. – М.: Академия, 2016. – 230 с.
20. Колесников К.А., Санникова Н.Г. Формы педагогического
взаимодействия учителя с младшими школьниками при
формировании учебной самостоятельности // Педагогика. Общество.
Право. – 2013. - № 1. – С. 27 – 36.
21. Крепичева Н.А. Формирование навыков самостоятельной работы у
младших школьников на уроках математики // Проблемы
современного педагогического образования. – 2016. - № 51-4. – С.
201 – 208.
22. Крупнова Л.А. Развитие самостоятельности у младшего школьника
в процессе творческой деятельности // Фундаментальные и
прикладные научные исследования. – 2015. – Т. 1. – С. 156 – 160.
23. Макарова Л.И. Психолого-педагогические особенности младшего
школьника как фактор воспитания гражданской позиции // Вектор
науки ТГУ. – 2013. - № 4. – С. 247 – 248.
24. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. –
М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
25. Максимова А.А. Педагогические приемы по формированию учебной
самостоятельности младших школьников // Современная педагогика:58
актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2016. – Т. 1. – С. 73
– 76.
26. Медведева И.Е., Ащеулова Л.Ю., Волынец Л.А. Развитие
самостоятельности младших школьников при использовании на
уроках групповых методов обучения // Наука и образование в жизни
современного общества. Сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции. – Тамбов:
Юком, 2015. – С. 84 – 86.
27. Мирошникова О.А. Самостоятельность младшего школьника как
интегративное качество личности // Материалы II Международного
форума работников образования: Сборник научных трудов. – М.:
Перо, 2014. – С. 54 – 56.
28. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2013. – 496 с.
29. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности
младшего школьника в условиях ФГОС // Начальная школа плюс До
и После. – 2014. - № 2. – С. 24 – 28.
30. Петренко С.В. Формированием самостоятельности младшего
школьника в трудовой деятельности // Вестник АГУ. – 2016. - № 4. –
С. 114 – 119.
31. Пирогова Н.А. Самостоятельность младшего школьника //
Психология образования. – 2015. - №3. – С. 141 – 146.
32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.
– М.: Высшая школа, 2011. – 175 с.
33. Пронина М.В., Бисалиева С.К. Формирование самостоятельности у
младших школьников // Инновационные технологии в образовании и
науке. – 2017. – Т. 2. – С. 173 – 175.
34. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее
развитие и воспитание). – Рязань: РГПИ, 2012. – 575 с.59
35. Сергеева Е.В. Формирование самостоятельности младших
школьников в контрольно-оценочной деятельности: дис. … канд.
пед. наук. – Магнитогорск, 2009. – 195 с.
36. Старцева Г.А. Проблема активности и самостоятельности личности
младшего школьника: теоретические аспекты // Педагогика и
современность. – 2013. - № 6. – С. 19 – 21.
37. Тукбоева Д.З. Актуальные аспекты формирования
самостоятельности младших школьников // Научная дискуссия:
вопросы педагогики и психологии. – 2016. - № 1-1. – С. 123 – 126.
38. Фазылова З.А. Проявления самостоятельности детей младшего
школьного возраста // Современные инновации: Фундаментальные и
прикладные исследования. – 2016. - №3. – С. 45 – 47.
39. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей
младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май
2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 90 – 92.
40. Широкий В.А. Универсальные учебные действия: научнометодические подходы к содержанию и структуре // Общество:
социология, психология, педагогика. – 2016. - № 2. – С. 172 – 174.
41. Шубина С.А. Развитие самостоятельности ребенка младшего
школьного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –
2015. - № 4. – С. 41 – 44.
42. Шульга В.В. Формирование познавательной самостоятельности как
условия успешного обучения в школе // Наука и школа. – 2013. - №
6. – С. 53 – 55.
43. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. –
Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,