Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базового понятия
исследования «исполнительская культура» 9
1.2 Особенности развития исполнительской культуры обучающихся
младших классов по классу скрипки в ДМШ 24
Выводы по главе I 36 Глава II. Практическая реализация процесса развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ
2.1 Педагогические условия развития исполнительской культуры
обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ 39
2.2 Методическая разработка по развитию исполнительской культуры
обучающихся 4 класса по классу скрипки в ДМШ 52
Выводы по главе II 64
Заключение 69
Список литературы 74
Актуальность исследования. В настоящее время скрипичное исполнительское искусство представляет большой научно-теоретический и методико-практический интерес для музыкальной педагогики. Тщательное изучение данного педагогического направления, его методической и организационной составляющих выявило необходимость в развитии исполнительской культуры по классу скрипки в учебно-воспитательном процессе преподавания скрипичного исполнительского искусства детям младшего школьного возраста.
Музыкальное образование в настоящее время приобретает все большую значимость в области формирования творческой личности, ее духовного совершенствования. Музыкальная сфера деятельности достойно отвечает современным требованиям в сферах учебного, воспитательного, эстетического процессов, развивая, обогащая духовную культуру человека.
Согласно документу РФ в области культуры и искусства актуальность исследования развития исполнительской культуры подтверждается документом «Концепция художественного образования до 2025г.», учреждениям системы дополнительного образования отводится важное значение в воспитании подрастающего поколения. Перед ними ставятся следующие задачи: формирование эстетических потребностей и вкусов; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей; широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Изучение проблемы развития исполнительской культуры неизбежно ведет к постановке вопроса о культуре, искусстве, скрипичной школе,
3
воспитании исполнителя, музыканта, профессионала. В связи с этим, современные требования к обучениюи воспитанию музыкантов- исполнителей, стимулируют педагогов к поиску новых и эффективных средств развития исполнительского мастерства, что приводит к повышению уровня исполнительской культуры.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема развития исполнительской культуры музыкантов исполнителей остаётся мало изученной.
Проблема эстетического воспитания личности представлены в работах культурологов Д.М.Велланского, В.Ж.Келле и др.
Научные исследования, связанные с творческим развитием личности рассматривались в трудах известных психологов Л.Л.Бочкарева, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, А.А.Люблинской, В.И.Петрушина и др.
Для нашего исследования представляют интерес научные исследования в области музыкального образования: Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, В.Л.Алексеев, Д.Л.Лошкин, В.Г.Ражникова, Г.М.Цыпин и др.
Проблемам развития музыкально-исполнительских способностей учеников, теоретические и методические аспекты обучения игре на скрипке в трудах: Л.С.Ауэра, Ю.Б.Алиева, М.М.Берлянчика, А.В.Гвоздев,
А.Г.Григоряна, В.Ю.Григорьева, Б.Л.Гутникова, М.Б.Либермана, К.Г.Мостраса, К. Флеша и др.
Вопросы совершенствования исполнительской культуры скрипача, отражены в работах: О.И.Андрейко, Л.С.Ауэра, М.М.Берлянчик, М.Либерман, В.А.Какурина и др.
Анализ состояния изученности избранной нами темы показал, что проблеме развития исполнительской культуры обучающихся ДМШ не достаточно уделяется должного внимания и требует более основательного изучения. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме.
Таким образом, существуют противоречия между необходимостью развития исполнительской культуры обучающихся ДМШ и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений; наличием высокого педагогического потенциала в скрипичной исполнительской деятельности и недостаточной разработанностью программ развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические и практические аспекты, особенности процесса развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ».
Объект исследования выпускной квалификационной работы: образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: развитие исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать педагогические условия развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ и выявить эффективность процесса развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) учет возрастных особенностей учащихся младших классов в процессе развития исполнительской культуры в классе скрипки ДМШ;
2) формировать мотивацию учащихся младших классов к музыкально¬образовательной и художественно-творческой деятельности в процессе развития исполнительской культуры в классе скрипки ДМШ;
3) представить методическую разработку урока по классу скрипки в 4 классе ДМШ по развитию исполнительской культуры обучающихся младших классов.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1) дать сущностно- содержательную характеристику основного понятия исследования «исполнительская культура»;
2) рассмотреть особенности развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ;
3) теоретически обосновать педагогические условия и представить методическую разработку урока по классу скрипки в 4 классе ДМШ по развитию исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Методологическую основу исследования составили:
-психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
- педагогические концепции профессионального музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, И.Н.Немыкина, Е.В.Николаева, Л.А.Рапацкая, Е.Н.Федорович, Г.М.Цыпин и др.);
- общие теоретико-исторические труды в области развития музыкального образования и формирования основных методов обучения исполнительству В.И.Адищева, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.В.Кикнадзе, Н.А.Терентьевой;
- скрипичные школы, учебные пособия и методические рекомендации М.М.Берлянчика, П.А.Володарского, А.Г.Григоряна, О.М.Пархоменко, Т.В.Погожевой, К.К.Родионова, П.С.Столярского, Г.С.Турчаниновой, С.М.Шальмана, Г.Шрадика, В.А.Якубовской, А.И.Ямпольского;
- результаты научно-теоретического и методико-практического изучения проблемы совершенствования исполнительской техники скрипача, которые отражены в трудах О.М.Агаркова, А.В.Броуна, Л.Р.Леонидова, М.Б.Либермана, О.П.Сильда, А.А.Станко, В.И.Талалая, Г.Г.Фельдгуна, А.А.Ширинского, А.Ю.Юрьева, Ю.И.Янкелевича.
Методы исследования. Теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта, собственного опыта работы в детской музыкальной школе, анализ программной и учебно-методической документации, сравнительный анализ, обобщение; эмпирические: наблюдение.
Научная значимость исследования заключается в том, что в исследовании теоретически углублены представления о развитии исполнительской культуры обучающихся по классу скрипки в ДМШ; представлена методическая разработка урока по развитию исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут найти применение в деятельности преподавателей ДМШ, ДШИ, учреждений дополнительного образования, студентов музыкальных факультетов вузов и ссузов педагогической и социально-культурной направленности.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): теоретический анализ литературы, обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта обучения по классу скрипки; осуществлена методическая разработка урока по развитию исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
Этап завершения исследования (2018 г.): обобщение результатов, оформление выводов по теме исследования.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, выводов, списка литературы (66).
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. «Исполнительская культура» - это совокупность личностно-значимых качеств, проявляющихся в процессе творческой музыкальной деятельности и раскрывающих меру освоения индивидом эмоционально-образного содержания музыкального произведения, как объекта общественного музыкального создания.
2. Исполнительская культура создает для слушателя ощущения, обостряющие:
- восприятие музыкального произведения;
- музыкальное мышление на подсознательном уровне и способствует запоминанию мелодичных движений и её воспроизведению;
3. - расширяет воображение, создавая творческое представление, новую интерпретацию;
- формирует идеальный музыкальный образ;
- формирует идеальный музыкальный вкус.
4. К структурным компонентам развития исполнительской культуры соответственно относят следующие:
- опыт исполнительской деятельности - это наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, мотивов обращения к конкретному виду исполнительской деятельности;
- умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле;
- наличие сформированного интонационно-слухового запаса, музыкальных впечатлений о жанрово-стилевом разнообразии музыкального искусства; способность к музыкальному переживанию, эмоциональной культуре исполнения.
- процесс развития исполнительской культуры учеников исходит из творческого процесса, целью которого является передача опыта исполнительской культуры, развитие музыкальных способностей доступными для юных исполнителей средствами.
- на сегодняшний день, малоизученными остаются вопросы особенностей развития исполнительской культуры начинающего музыканта, в связи с недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений и недостаточной разработанностью программ развития исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
- качественное преимущество музыкального образования в системе дополнительного образования состоит в том, что оно увеличивает область реализации творческой и познавательной активности ребенка, развивает личностные качества, демонстрируя их способности, которые не задействованы в основном школьном образовании.
- наиболее оптимальным периодом для занятий искусством является детство, когда дети открыты для диалога и восприятия информации, для формирования определенного, соответствующего нормам общества, индивидуально-психологического склада личности.
- развитие исполнительской культуры учащихся должно быть методически грамотно организовано преподавателем.
- на основе анализа литературы было выделено несколько основных условий, реализация которых обеспечивает преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, что оказывает воздействие на развитие исполнительской культуры обучающихся: опыт исполнительской деятельности ученика, исполнительская компетентность ученика, развитие музыкально-творческих способностей юного исполнителя.
- в процессе развития исполнительской культуры обучающегося необходимо отметить профессионализм педагога. Педагог - как музыкант- профессионал, воспитатель нового поколения скрипачей, методист, т.е. должен обладать комплексом навыков и умений.
5. Решение проблемы развития исполнительской культуры учащихся младших классов по классу скрипка становится возможным при реализации определенной системы педагогических условий:
а) учет возрастных особенностей учащихся младших классов в процессе развития исполнительской культуры в классе скрипки ДМШ;
б) формирование мотивации учащихся младших классов к музыкально¬образовательной и художественно-творческой деятельности в процессе развития исполнительской культуры в классе скрипки ДМШ;
в) методическая разработка урока по классу скрипки в 4 классе ДМШ по развитию исполнительской культуры обучающихся младших классов.
6. Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее - «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».
7. Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, развитие мышления, художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного воспитания, развитие исполнительской культуры ученика. Программа обучения отражает организацию учебного процесса, возможность реализации индивидуального подхода к ученику, развитие исполнительской культуры.
8. Целью учебного предмета «Специальность (скрипка)» является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе его знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
9. Задачи:
формирование у обучающихся комплекса исполнительских культуры; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
10. Представили тематическое планирование комплекса уроков по классу «Скрипка» для 4 класса, нацеленных на развитие исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ.
11. Представлена методическая разработка урока в 4 классе ДМШ по классу «скрипка» (2 четверть), нацеленная на развитие исполнительской культуры обучающегося.
12. Эффективность проведенного исследования доказывается в ходе реализации педагогических условий по развитию исполнительской культуры обучающихся 4 класса по классу скрипки в ДМШ.
13. Проверка гипотезы нашего исследования подтверждалась в процессе реализации методической разработки комплекса уроков по классу «Скрипка» в 4 классе ДМШ.
14. В процессе практической реализации методической разработки уроков способствующих развитию исполнительской культуры обучающихся младших классов по классу скрипки в ДМШ было выявлен существенный прогресс в следующих показателях:
- формирование положительного психологического состояния ученика в процессе обучения на скрипке;
- правильная постановка исполнительского аппарата;
- приобретение знаний, умений и навыков в сфере скрипичного исполнительства;
- развитие интереса, эмоционального отношения и любови к музыке с помощью увлекательного и содержательного учебного процесса;
- развитие личностных качеств: воли, трудолюбия, внимательности, самоанализ, самоконтроль (физический самоконтроль), артистизм;
- формирование художественно-образной составляющей стороны исполнительской культуры в соответствии с внутренним миром ученика, его воплощение эмоционального переживания во время исполнения произведения, что связаны с замыслом произведения.
1. Абдуллин, Э.Б. Дидактический подход к совершенствованию и разработке методов музыкального обучения / Э.Б. Абдуллин. - М.: Музыка, 1980. - С.88-177.
2. Алексеев, В. Л. Обучение детей выразительному пению / Л.В. Алексеев // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1. - С.10-13.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Музыка, 2000. - 336 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М. : Наука, 1989. - 248 с.
5. Алиева, З.Э. Формирование мышечных ощущений скрипача при работе над элементарными игровыми навыками / З.Э. Алиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47. - С.111-116.
6. Андрейко, О.И. Профессионально-личностная парадигма становления исполнительской культуры скрипача / О.И. Андрейко // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 2. - С.11-13.
7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - М. : Музыка, 1986. - 230 с.
8. Ауэр, Л. Как я учился играть на скрипке / Л. Ауэр. - М. : Музыка, 1965. - С.120-134.
9. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Аэур. // Интерпретация произведений скрипичной классики. - М. : Музыка, 1965. - 174 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - С.166-201.
11. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры / В.С. Безрукова. -
М. : Екатеринбург, 2000. - 45 с.
12. Берлянчик, М.М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: автореф. дис. ... док. искусствоведения: / М.М. Берлянчик. - М., 2001. - С. 15-37.
13. Благовещенский, И.П. Скрипичная педагогика в германии (От Л. Моцарта к Л. Шпору) / И.П. Благовещенский // Художественное образование и наука. - 2016. -№ 1. С.46-51.
14. Большой энциклопедический словарь: музыка / под ред. Г.В. Келдыш. - М. : БРЭ, 1998. - 672 с.
15. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М. : Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
16. Велланский, Д.М. Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира / Д.М. Веллинская. - СПб. : Питер, 2001. - 15 с.
17. Воскобойникова, Э.Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств: общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано / Э.Г. Воскобойникова. - М., 2018. - С.58-154.
18. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2000. - 130 с.
19. Гвоздев, А.В. Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача: дис. . док. Искусствоведения / А.В. Гвоздев. - Новосибирск, 2015. - 352 с.
20. Готсдинер, А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / А.Л. Готсдинер // Проблема музыкального мышления. - М. : Изд. Центр Академия, 1997. - С.92-110.
21. Григорьев, В. Методика обучения игре на скрипке / В. Григорьев. - М.: Классика-XXI, 2006. - 255 с.
22. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2001. - С.270-338.
23. Иванова, В.В. Структура и содержание исполнительской культуры музыканта / В.В. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С.179-183.
24. Какурина, В.А. Исполнительская культура скрипачей в современном музыкальном образовании / В.А. Какурина // Наука и образование. - 2017. - № 1. - С.16-19.
25. Келле, В. Ж. Теория и история / В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон. - М. : Высшая школа, 2006. - С.160-166.
26. Комурджи, Р.З Содержание исполнительской культуры музыканта / З.Р. Комурджи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.- 2017. - Вып. 11. Вопросы теории и практики. - С.93-118.
27. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 5-е изд. - М. : Высшая школа, 2005. - 270 с.
28. Культурология: учебное пособие / под ред. проф. Г.В. Драча. - М. : Альфа-М, 2003. - С.32-36.
29. Культурология / под ред. Т. Дорофеева. 2017. - 59 с.
30. Либерман, М. Культура звука скрипача: пути формирования и развития / М. Либерман, М. Берлянчик. - М. : Музыка, 1985. - С.18-115.
31. Личность в воспитательной системе школы: сб. статей / под ред. А.В. Гаврилина, Л.И. Новиковой. - Владимир: Изд-во ВГПИ, 2003. - 153 с.
32. Локшин, Д.Л. Хоровое пение: методика преподавания пения в школе / Д.Л. Локшин // под ред. А.М. Румер. - М., 2015. - С.8-10.
33. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - С.61-124.
34. Мацумото, Д. Психология и культура: учеб. пособие / Д. Мацимото. - 2016. - Т.4 - 164 с.
35. Машукова, Л.Г. Антиэнтропийная роль культуры в личностной самоорганизации и в обеспечении экологической безопасности общества / Л.Г. Машукова // Экологические и социокультурные аспекты устойчивого развития: сб. статей / под ред. П.А. Водопьянова. - Минск, 1997. - С.84-154.
36. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование / В.В. Медушевский. - М. : Музыка, 1993. - С.159-188.
37. Меркулова, Е.В. О методических установках успешного обучения начинающих музыкантов-скрипачей / Е.В. Меркулова / М. : Культура. - 2017.
- № 2. - С.171-176.
38. Михайлов, Е.Н. Формирование адекватного содержания музыки в движениях как условия музыкального развития младших подростков : дис. . канд. пед. наук / Е.Н. Михайлов. - М. : Музыка, 2000. - 27 с.
39. Морозова, С.В. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей. Ч. 1 / С.В. Морозова; под ред. С.М. Прокопьева. - М. : МГУП, 2010. - 248 с.
40. Мострас, К.Г. Интонация на скрипке / К.Г. Мострас. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 157 с.
41. Мострас, К.Г. Ритмическая дисциплина скрипача. Методический очерк / К.Г. Мострас // Методический очерк. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1951. - 307 с.
42. Мострас, К.Г. Система домашних занятий скрипача / К.Г. Мострас.
- М. : Музгиз, 1956. - 56 с.
43. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
44. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1988. - 332 с.
45. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М. : Высш. шк. 2004. - 512 с.
46. Петрушин, В. И. Основы содержания музыкального образования / В.И. Петрушин // Педагогика. - 2001. - №7. - С.45-50.
47. Программа по психологии музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. Заведений / Д.К. Кинарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова [и др]; под ред. Г.М. Цыпина. - М. : Академия, 2003. - С.5-66.
48. Потапова, Н.М. Некоторые аспекты мотивационной деятельности студентов музыкальных вузов / Н.М. Потапова. - М., 1981. - 92 с.
49. Пузыревский, А.И. Основы музыкально-теоретических знаний / А.И. Пузыревский // Музыкальное образование / под ред. Л.А. Саккети. - СПб. : ТОЕ, 2012. - 45 с.
50. Ражников, В.Г. Диалоги музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. - М. : Музыка, 1994. - С.45-59.
51. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке / Б.С. Рачина // Bennetcolledge. - М., 1997. - Вып. 7. - С.177-184.
52. Сергеева, Г.П. Примерные программы основного общего образования / Г.П. Сергеева, С.Л. Старобинский, Л.В. Школяр // Музыка / под ред. А.Н. Водянский., Н.Н. Гара. - М. : Педагогика, 2001. - 264 с.
53. Спутник учителя музыки / Т.В. Челышев. - М. : Просвещение, 1993. - 240 с.
54. Тригорович, Л.А., Педагогика и психология : учеб. пособие / Л.А. Тригорович. - М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
55. Холдобин, Б. Философия / Б. Холдобин. - 2013. - С.26-33.
56. Флеш, К. Художественное исполнение и педагогика / К. Флеш // Искусство скрипичной игры. - М. : Классика -XXI, 2007. - С.127-304 с.
57. Холодова, Т.И. Взаимосвязь традиций и новаций в методике обучения детей игре на скрипке / И.Т. Холодова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. - С.135-137.
58. Холодова, Т.И. Методы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения на скрипке / Т.И. Холодова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С.61-64.
59. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А, Цагарелли. - СПб. : Композитор. Санкт-Петербург, 2008. - 92 с.
60. Шибанова А.А. Сущность, содержание и структура исполнительской культуры музыканта / А.А. Шибанов // Человеческий капитал. М., - 2014. - № 7. - С.123-125.
Интернет- ресурсы
61. Мухортова, Д.Д. Международный научный журнал «Инновационная наука». [Электронный ресурс] - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/nravstvennaya-napravlennost-v-strukture-lichnosti- cheloveka (Дата обращения: 19.04.2018)
62. Фролова, Н.А., Дмитриева М.Б. Музыкальный интерес какспецифическая разновидность категории интереса и рассмотрение других потребностей. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/muzykalnyy-interes-kak-spetsificheskaya- raznovidnost-kategorii-interesa (Дата обращения: 01.05.2018)
63. Таллибулина, М.Т., Дружинин, В.Н. Музыкальная одаренность: модель структуры, методы выявления и развития [Электронный ресурс] - режимдоступа: https://www.directmedia.ru/bookview_4439_muzyikalnaya_odare ппоБ1/(Дата обращения: 15.05.2018)
64. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по
музыке. [Электронный ресурс] - режим
доступа:: https://www.directmedia.ru/bookview_1275_osnovnyie_prinzyipyi_i_me todyi programmyi po musyike (Дата обращения:11.06.2018)
65. Шиндер, Л.Н. Учебно - методическое пособие. Штрихи струнной группы симфонического оркестра. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1383778 (Дата обращения:28.05.2018)
66. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. [Электронный
ресурс]- режим доступа:
79
https: //books .google.ru/books=Рубинштейн=Проблемы=общей=nсихологии&hl (Дата обращения:13.02.2018)
67. Концепции художественного образования до 2025г. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.alppp.ru/law/obrazovanie- -nauka--kultura/kultura/1/prikaz-minkultury-rf-ot-28-12-2001--1403.pdf (Дата обращения: 18.06.2018)