Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению немецкого языка на ступени среднего общего образования

Работа №30733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
801
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Формирование мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в контексте современных подходов к языковому образованию 6
1.1 Цели и содержание обучения иностранному языку в современных
условиях 6
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка. Виды
мотивации 14
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Методические основы организации процесса обучения иностранному языку в школе с использованием аутентичных
материалов 27
2.1 Виды аутентичных материалов на уроке иностранного языка 27
2.2 Аутентичные видеоматериалы на уроке иностранного языка 35
2.3 Дидактизация видеоматериалов на уроке немецкого языка 42
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58


Актуальность исследования. В настоящее время возрастает роль изучения иностранного языка. Это связано, прежде всего, с расширением социально-экономических, политических и культурных отношений между государствами. Вследствие взаимопроникновения культур и глобализации общества перед школой возникают новые задачи улучшения качества обучения учащихся, а именно создание единого интернационального пространства. Данные задачи находят свое отражение в стремлении интеграции российского образовательного пространства в европейское; в разработке новых ФГОС, новых образовательных программ изучения двух иностранных языков; и, кроме того, в более подробном изучении вопроса применения социокультурного контекста в учебно-воспитательном процессе. Дидактики и методисты находятся в постоянном поиске оптимальных путей повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Поскольку осмысление данной проблемы требуется для достижения учащимися более высоких успехов при изучении иностранного языка. Одним из вариантов формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка являются аутентичные материалы, в том числе аутентичные видеоматериалы. Проведенное исследование в теоретическом аспекте базировалось на положениях известных отечественных и зарубежных методистов и дидактиков.
Общие положения целей и содержания обучения, планируемых результатов учащихся, а также их компетенций представлены в работах О.А. Данилова, И.Н. Верещагина, С.М. Вишнякова, Ф.И. Гааз, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.Ю. Горячевой, Т.Н. Ивановой, А.Ю. Коджаспирова, В.Г. Костомарова, Б.А. Лапидус, И.Я. Лернер, Г.Р. Ломакина, М.В. Ляховицкий, О.Н. Майоровой, Р.К. Миньяр-Белоручева, А.А. Миролюбова, В.А. Наумова, Н.В. Нижегородцевой, А.М. Новикова, В.В. Сафоновой, А.С. Скоробогатовой, Е.Н. Соловой, Г.В. Рогова, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова, С.А. Федотова, Р.М. Фрумкина, В.Б. Царькова, С.Ф. Шатилова, А.М. Шахнарович и А.Н. Щукина.
Сущность формирования мотивации учащихся к изучению рассматривается в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Зеленской, И.А. Зимней, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, А.Г. Маслоу, А.В. Петровского, Н.А. Солонович, А.А. Реан и В.И. Чиркова. Такие ученые, как В.Э. Мильман, А.А. Леонтьев и И.П. Подласов определяют ключевые мотивы учащихся к изучению иностранного языка. Весьма значимыми для нашего исследования являются работы Г.И. Ворониной, Г.Г. Жоглиной, К.С. Кричевской, Е.В. Носонович, С.В. Масалова и J.G. Gebhard, которые посвящены реализации аутентичных материалов в учебном процессе. О.Н. Киян, О.И. Коваленко, Е.Н. Соловова и О.П. Мильруд занимаются изучением аспектов аутентичных материалов на уроке иностранного языка. А.Г. Астахова, Б.О. Барменкова, М.И. Дубровин, Е.В. Ильяченко и В.И. Писаренко выделяют ряд преимуществ и недостатков использования аутентичных материалов на уроке иностранного языка.
Несмотря на стремление педагогов разрешить большинство вопросов формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка, некоторые положения остаются открытыми для дальнейшего изучения. Так в педагогической литературе нет однозначности в понимании сущности данного процесса, а также требуются уточнение некоторых аутентичных материалов при формировании мотивации учащихся к изучению немецкого языка.
Вследствие этого были обнаружены следующие противоречия между:
1) общественной потребностью в личности, способной к межкультурному диалогу и недостаточной изученностью сущности процесса формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка;
2) необходимостью формирования готовности обучающихся к поликультурному общению и недостаточной изученностью конкретных форм и методов работы, направленных на формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка;
3) необходимостью формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка и недостаточной изученностью использования аутентичных видеоматериалов.
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку на ступени среднего общего образования.
Предметом исследования выступают особенности использования аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению немецкого языка на ступени среднего общего образования
Цель исследования: выявить роль аутентичных видеоматериалов в повышении мотивации учащихся к изучению немецкого языка.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретический материал по теме исследования;
2) раскрыть содержание понятий «мотивация» и «аутентичные видеоматериалы»;
3) изучить психологические особенности учащихся на ступени среднего общего образования;
4) разработать конспект урока с учетом выявленных особенностей аутентичных видеоматериалов.
Теоретические основы исследования: Е.П. Ильин, А.А. Леонтьев и В.Э. Мильман рассматривают внутренние и внешние мотивы учащихся к обучению, а В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистрова выделяют положительную и отрицательную мотивацию учащихся. J.G. Gebhard дифференцирует такие понятия, как «подлинность» и «аутентичность». К.С. Кричевская условно различает учебно-аутентичный и собственно аутентичный материал, в тоже время И.В. Ильяченко выделяет аутентичный видеоматериал и учебный видеоматериал.
Методологические основы исследования: такие ученые, как А.А. Зеленская, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, А.Г. Маслоу, Н.А. Солонович и В.И. Чирков занимаются изучением методики формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка. С.В. Масалова выделяет три основных этапа работы с аутентичным материалом на уроках иностранного языка.
В соответствии с целями и задачами использовались следующие методы: анализ методической и дидактической литературы по проблеме формирования мотивации учащихся на уроках иностранного языка, моделирование урока, направленного на развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
База исследования: МБОУ «гимназия № 4» г. Елабуга. В исследовании участвовали 10 учащихся 10 «A» класса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов на уроках немецкого языка.
Исследование проводилось в два этапа:
Первый этап (январь-март 2018 г.) включал в себя: анализ литературы, посвящённой проблеме целям и содержания обучения иностранному языку в современных условиях, а также формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Второй этап (март-апрель 2018 г.) предполагал анализ использования аутентичных материалов, в том числе видеоматериалов на уроке иностранного языка; обработку, описание полученных результатов; моделирование урока, направленный на развитие формирование мотивации учащихся; а также текстовое оформление работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы. Результаты прошли апробацию на студенческой научной конференции ЕИ КФУ (2018г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе было установлено, что иностранный язык выполняет важную роль в учебно-воспитательном процессе и выступает в качестве одного из условий успешной адаптации учащихся в межкультурном пространстве, а также их дальнейшей социализации. Обучение иностранному языку непрерывно подвергается переосмыслению требований, предъявляемых к его результатам, целям, а также к содержанию, в пользу улучшения эффективности преподавания иностранного языка.
В ходе исследования были изучены компоненты иностранного языка: лингвистический, психологический, методологический или педагогический, социокультурный и социолингвистический; цели обучения: практическая, общеобразовательная, развивающая и воспитательная; компетенции учащихся: коммуникативная, речевая, языковая, учебно-познавательная, компенсаторная и социокультурная; а также предметные, метапредметные и личностные результаты.
Было выявлено, что формирование мотивации обучающихся к изучению иностранного языка является актуальной психолого¬педагогической проблемой. Учеными уделяется большое внимание исследованию данного феномена, поскольку сформированность мотивации учащихся к обучению на уроках иностранного языка обеспечивает достижение более высоких результатов. В данной работе были рассмотрены такие мотивы учащихся, как: внутренние и внешние; положительные и отрицательные; широкие социальные мотивы или просоциальные мотивы, узкие социальные мотивы или мотивы, связанные с перспективным развитием личности, мотивы социально сотрудничества, мотивы коммуникации или аффилиации, широкие познавательные мотивы или учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования, мотивы достижения, мотивы самоутверждения, мотивы идентификации, а также лингвопознавательные и инструментальные мотивы; кроме того были изучены такие функции мотивации, как: побуждающая, стимулирующая, направляющая, регулирующая, организующая, смыслообразующая, отражательная.
В настоящем исследовании также были учтены возрастные особенности обучающихся на ступени среднего общего образования, поскольку на этой стадии обучения учащиеся находятся на пороге самостоятельной жизни, определяют свои будущие планы, задумываются о поступлении в высшие учебные заведения, а также формируют готовность к предстоящей трудовой деятельности. В работе со старшеклассниками должен быть в полном объеме задействован мотивационный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык», использование аутентичных видеоматериалов в работе с обучающимися на данной ступени призвано усилить мотивацию к изучению иностранного языка для достижения целей личностного и карьерного роста.
Во второй практической главе было выяснено, что существует аутентичный и учебно-аутентичный материал, а также несколько типов учебно-аутентичного материала: частично отредактированный аутентичный материал, полуаутентичный материал, отредактированный аутентичный, приспособленный аутентичный материал, учебно-аутентичный материал. Была рассмотрена классификация аутентичных материалов, состоящая из реалий, аутентичных печатных материалов, аутентичных аудиовизуальных материалов, аутентичных аудиоматериалов и аутентичных визуальных материалов. Кроме того, были изучены параметры аутентичного учебного материала: функциональная, лексико-фразеологическая и грамматическая аутентичность. Были охарактеризованы аспекты содержания аутентичных материалов: культурологический, информативный и ситуативный аспект, аспект национальной ментальности и оформления содержания аутентичных материалов; а также лингвистический, социокультурный и психологический аспект. Аутентичные видеоматериалы выполняют на уроке иностранного языка следующие функции: информационную, мотивационную, моделирующую, интегративную, иллюстративную, развивающую и воспитательная. Были рассмотрены основные этапы работы с аутентичным видеоматериалом на уроке иностранного языка: допросмотровый (преддемонстрационный), просмотровый (демонстрационный) и послепросмотровый (последемонстрационный). Было выявлено также, что использование аутентичных видеоматериалов на уроке иностранного языка способствует достижению наиболее эффективных результатов, в связи с существенными преимуществами.
Кроме того, в данной работе была предложена технологическая карта урока на тему «Die Heimat» с использованием аутентичного видеоматериала и аутентичной карты. Таким образом, на уроке созданы благоприятные условия для формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся. Урок вызывает положительный эмоциональный отклик у учащихся и способствует формированию заинтересованности и мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что задачи исследования были выполнены, а именно:
1) мы проанализировали теоретический материал по теме исследования;
2) раскрыли содержание понятий «мотивация» и «аутентичные видеоматериалы»;
3) изучили психологические особенности учащихся на ступени среднего общего образования;
4) разработали конспект урока с учетом выявленных особенностей аутентичных видеоматериалов.



1. Астахова А.Г. Использование аутентичных материалов при обучении английскому языку // Студенческий форум: электрон. научн. журн. - 2017. - № 9. [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/9/23576 (дата обращения: 12.02.2018).
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Знание, 1983. - 137 с.
3. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
4. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 3. С. 20-23.
5. Бим И.Л. - Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 1989. - № 1. С. 7-25.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
7. Валетко С.А. Использование видео на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1 september.ru/articles/214052/ (дата обращения: 10.04.2018).
8. Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: руководство. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 374 с.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МУ, 1990. — 288 с.
11. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами в старших классах школы с углубленным изучением иностранного языка // ИЯШ. 1999. -№2. С. 23-25
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 496 с.
13. Гааз Ф.И. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
15. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. — М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
16. Горячева Е.Ю., Майорова О.Н., Полякова Н.П., Райкова А.И. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644230/ (дата обращения: 18.11.2017).
17. Данилова О.А., Конова Д.В., Дукин Р.А. Роль мотивации в изучении иностранных языков // Study-English.info [Электронный ресурс]. URL: http://study
english.info/article018.php (дата обращения 8.03.2018).
18. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М.: Учпедгиз, 1960. - 299 с.
19. Дубинина Т.Г. Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.ref.by/refs/29/29117Z1.html (дата обращения 12. 04.2018).
20. Дубровин М.И. Учебное кино и диафильмы в обучении английскому языку в средней школе: пособие для учителей средней школы. М.: Просвещение, 1979. - 143 с.
21. Зеленская А.А. Мотивация и ее роль в учебной деятельности. Электронный ресурс].
22. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: диссертация. - Пятигорск: Перемена, 1998. - 309 с.
23. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке - М.: Просвещение, 1978. - 297 с.
24. Иванова Т.Н. Приоритетные цели обучения иностранным языкам в
основной школе в рамках реализации ФГОС // Инфоурок. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/prioritetnie-celi-obucheniya-inostrannim-
yazikam-v-osnovnoy-shkole-v-ramkah-realizacii-fgos-823928.html (дата
обращения: 18.11.2017).
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2011. - 257 с.
26. Ильченко Е.В. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября, Английский язык. - 2003. - № 9. С. 7-9.
27. Киян О.Н. Аутентичность как методическая категория. - М.: Рольф, 2008.
- 113 с.
28. Коваленко О.И. Аутентичные материалы как средство обучения иностранному языку: объем содержания, понятия и его структура. - Минск: БГМУ, 2001. - 172 с.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2003. - 171 с.
30. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитаания жителей страны изучаемого языка // ИЯШ. - 1996. - №1. С. 13-17
31. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
32. Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности.
- М.: Высшая школа, 1980. - 173 с.
33. Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. - М.: Просвещение, 1983. - 33 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. - 141с.
35. Логвинова О.Н. Рефлексия как структурный компонент и механизм формирования самоорганизации учебной деятельности // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2011. - № 2. - С. 35-41.
36. Ломакина Г.Р., Скоробогатова А.С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 491- 493.
37. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 2012. - 312 с.
38. Масалова С.В. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 46-48.
39. Маслыко Е.А. - Пути формирования мотивации овладения учениками иностранного языка // ИЯШ - 1995. - № 3. - С. 96 - 112.
40. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. Вопросы психологии. - М., 2009. - 359 с.
41. Миньяр-Белоручев Р.К. Лингвострановедение или «иноязычная культура» // Молодой ученый. — 1993. - №6. - С. 20 - 23.
42. Мильруд Р.П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке: методические рекомендации. - Тамбов, 2008. - 54 с.
43. Мятова М.И. Использование видеофильма в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе.
- 2006. - №6. - С. 31- 39.
44. Наумова В.А. Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку // Открытый урок. 1-е сентября. [Электронный ресурс]. URL:http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D0%B8/650014/ (дата обращения: 23.02.2018).
45. Нижегородцева Н.В. Готовность к обучению // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Психология». - 2006. - № 1. - С. 66-71.
46. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
47. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // ИЯШ. - 2000. - № 1. - С. 11-16.
48. Носонович Е.В. и Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С. 6-12.
49. Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. - М.: Просвещение, 1993. - 156 с.
50. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
51. Писаренко В.И. Особенности организации работы с видеофильмами // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2002. - № 10. С. 77-83.
52. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: Кн.1: - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
53. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие. - Спб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2016. - 301 с.
54. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1940. - 461 с.
56. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
57. Скоробогатова А.С. О требованиях к результатам обучения иностранному языку в современном информационном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 491-493.
58. Смирнов И.Я. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма // Молодой ученый. - 2006. - № 6. С. 11-14.
59. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс - 2-е издание. — М.: АСТ, 2010. — 272 с.
60. Солонович Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1955. - 222 с.
61. Федотов С.А. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка как важный фактор воспитания толерантности.
[Электронный ресурс]. URL: http://education1246.rusedu.net/post/5375/55582 (дата обращения: 18.02.2018).
62. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования // Министерство образования и науки РФ. - 2012. - №413 [Электронный ресурс]. URL: https:ZZxn--
80abucjiibhv9D1%83%D0%BC%D0%B5%2365 (дата обращения: 20.01.2018).
63. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2003. - 320 с.
64. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
65. Шахнарович А. М. «Проблемы психолингвистики». — М.: АСТ, 1987. - 256 с.
66. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004 - 214 с.
67. Ушакова Т.Н. Психолингвистика: учебник для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 415 c.
68. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
69. Gebhard J.G. Teaching English as a Foreign or Second Language. Michigan: The University of Michigan Press, 1996. - 280 pp.
70. Harmer J. How to Teach English. UK: University of East Anglia, 448. - 207 pp.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ