ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Состояние научной разработанности особенностей мотивации
старшеклассников к изучению иностранного языка в психолого¬педагогической литературе 7
1.2 Мотивация: понятия, типы, виды 14
1.3 Изучение особенностей мотивации старшеклассников в процессе
изучения иностранного языка 25
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА 36
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 36
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы состоит в том, что каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. В старшем же школьном возрасте учащиеся больше ориентируются на будущее, на ЕГЭ. То есть они в большей степени занимаются только теми предметами, которые собираются сдавать на ЕГЭ для поступления в выбранный ВУЗ, на выбранную специальность. И за частую иностранные языки остаются в стороне от выбранных некоторыми учениками предметов, поэтому они благополучно не занимаются им. Именно поэтому нужно искать иные, дополнительные мотивы для учеников, чтобы они продолжали с интересом относится к предмету.
В связи с этим нами были выявлены следующие противоречия между:
1) необходимостью учителя побуждать и мотивировать старшеклассников в изучении иностранных языков, и не осведомленностью учителем особенностей учебной мотивации учеников современного общества;
2) мнением старшеклассников о том, что в 10-11 классе им нужно учить только предметы, которые они сдают на ЕГЭ, а остальные предметы не нужны и только отнимают драгоценное время и реальной действительностью.
Данные противоречия объясняют нежелание учеников учить предметы, которые им не пригодятся при поступлении в ВУЗ. Учителю не известны мотивы обучения старшеклассников, кроме как предстоящая сдача ЕГЭ, поэтому он не способен завлечь учеников в свой предмет.
Актуальность проблемы обуславливает выбор темы исследования: "Особенности мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка".
Проблема исследования: каким образом повышать мотивацию старшеклассников к изучению иностранных языков?
Объект исследования: обучающиеся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности мотивации старшеклассников.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Гипотеза исследования: мотивация обучающихся старшего звена школы характеризуется высоким уровнем личностного мотива, способности к целеполаганию и доминированием внутренних мотивов учения.
Задачами исследования являются:
1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей учебной мотивации у старшеклассников;
2) рассмотреть понятие мотивации, ее особенности и типы;
3) дать характеристику особенностям мотивации старшеклассников в процессе изучения иностранного языка;
4) провести эмпирическое исследование особенностей мотивации старшеклассников;
5) проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Методологическую базу исследования составляют научные труды:
- Л.И. Божович, А.К. Маркова, которые изучали общие подходы к изучению и развитию учебной мотивации;
- Б.И. Додонова, Г. Розенфельда, П.М. Якобсона, М.В. Матюхиной, которые составили различные классификации мотивов и видов мотивации.
В ходе исследования были использованы следующие методы научно-психологического исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование старшеклассников. Основные этапы исследования.
На первом этапе (декабрь 2017 - февраль 2018) анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, а также изучалось практическое состояние рассматриваемой проблемы, разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (февраль - апрель 2018) проводилось выявление факторов, актуализирующих исследуемую проблему, определение содержания констатирующего эксперимента и его проведение.
На третьем этапе (апрель - май 2018) - мы обрабатывали результаты констатирующего эксперимента, формулировали выводы и оформляли работу.
База исследования: МБОУ «Лицей-интернат №24», МБОУ «СОШ №12», МБОУ «Гимназия-интернат №13», МБОУ «Лицей №35», МБОУ «СОШ №9» г. Нижнекамска.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления об особенностях мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Практическая значимость исследования мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка заключается в практическом применении результатов исследования преподавателями для своевременного обнаружения мотивации.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 57 наименований и приложения. Общий объем 51 страниц работы без Приложения. В тексте работы 1 таблица и 1 рисунок.
Актуальность развития мотивации обучения у старшеклассников не вызывает сомнений. Нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Данная тема изучена достаточно обширно, но мало статей о мотивации обучения старшеклассников при обучении иностранным языкам. К сожалению, в наше время старшеклассники не уделяют должное внимание иностранным языкам, только если этот предмет им не нужен при поступлении в ВУЗ.
Мы установили, что проблема особенностей мотивации изучалась многими учеными такими как: Л.И. Божович, Б.И. Додонов, М.В. Матюхина, Г. Розенфельд, П.М. Якобсон, Дж.В. Аткинсон и многими другими.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика человека, которая отражается во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Образовательная и когнитивная мотивация школьников - это их подход к обучению, реализация желания хорошо учиться[4].
Советский психолог, Б.И. Додонов, выделил четыре структурных компонента мотивации: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность и принуждающее давление на личность. Л.И. Божович установила, что учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов: первые связаны с содержанием и процессом учения вторые определяются системой отношений между ребёнком и окружающей действительностью. М.В. Матюхина выделяет следующие группы мотивов: а) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, б) мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.
Особенности мотивации старшеклассников при изучении иностранных языков отличается от других возрастных этапов. На старшем этапе обучения иностранному языку детям необходимо изучить структуру учебной деятельности и научиться использовать данные компоненты на практике. Ученики должны научиться анализировать и корректировать свои действия, а также осознавать свой потенциал и свои возможности для того, чтобы использовать английский язык как средство общения.
Возраст учащихся старших классов - 16-17 лет - относится к ранней юности и характеризуется целым рядом психологических особенностей. Наблюдаются заметные изменения в памяти, в отношении к учебе, к отдельным школьным предметам, в частности к иностранному языку. Учащиеся старшего возраста неохотно подражают и выполняют механические задания, цель выполнения которых им неясна. Однако они с интересом читают содержательные тексты. Еще большую роль в изучении иностранного языка, чем на средней стадии, начинает играть самостоятельная работа. Это особенно характерно для учащихся, которые по разным причинам желают серьезно изучать язык [8]. На старшем этапе обучения иностранному языку в школе учащиеся должны в полном объеме овладеть структурой учебной деятельности и всеми необходимыми для ее реализации учебными действиями и учебными умениями. У них должна быть сформирована не только способность к рефлексии своей учебной деятельности во всех ее составляющих компонентах, но и способность к рефлексии своих собственных способностей и возможностей использовать изучаемый язык как средство коммуникации. Особое значение приобретает формирование личности учащегося как активного субъекта собственной учебной деятельности по овладению изучаемым языком.
Одной из наиболее явно выраженных психологических особенностей старшеклассников является то, что развитие познавательных функций и интеллекта претерпевает не только и не столько количественные, сколько качественные изменения, т.е. сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.
Одним из главных новообразований в психике старшеклассника по сравнению с подростком является его направленность на будущее, попытки осмыслить с этих позиций свое настоящее. Особенно четко проявляется интерес к мировоззренческим, общественным проблемам, но наряду с этим и к разного рода практической деятельности, техническому творчеству, спорту. Многообразие интересов и начинающая формироваться на старшей ступени профориентация делают необходимым дальнейшее усиление индивидуализации обучения иностранному языку. Усиление же чувства ответственности у старшеклассника, сознательного отношения к учебе, к планированию своего времени открывает большие возможности для организации самостоятельной работы, для стимулирования потребности в самообразовании.
Для определения особенностей мотивации старшеклассников при обучении иностранным языкам нами была выбрана методика М.И. Лукьяновой. Методика включает в себя шесть блоков контента: личный смысл обучения, степень развития целеполагания, типы мотивации, внешние или внутренние мотивы, тенденции достижения успеха или неудачи в обучении и реализации мотивов учебного поведения.Все эти компоненты важны в концепции мотивации и полностью отражают ее. Именно поэтому мы выбрали метод изучения образовательной мотивации школьников М.И. Лукьяновой.
Методика исследования мотивации обучения у старшеклассников помогла нам выявить особенности мотивации обучения старшеклассников в нынешнее время, на основе чего мы можем понять, как следует строить работу учителю иностранного языка в старших классах.
1. Азарова С.Н. и др. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. “Enjoy English-1”. - 2012. -80 с.
2. Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным процесс языкам // ИЯШ. - 2008. - №6. - 18 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: «Мысль», 1976. - 158 с.
4. АткинсонДж.В. Теория о развитии мотивации. - М.: Аквареть, 2006. -367 с.
5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ. - 2009 - №3. - C. 20-25.
6. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 2011. - №1 - 21 c.
7. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. - № 3. - 2012. - 26 с.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежная. - М.: Изд-во АСТ-Пресс, 2002. - С.32-46.
9. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: дидактическое пособие. - Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000. - 192 с.
10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2011. - 468 с.
11. Бороздина Г.В. Практическое пособие школьного психолога. - М.: Наука, 2003. -432 с.
12. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивации и система ценностей // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - C. 3-11.
13. Вартанова И.И., Юдина А.В. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе // Ананьевские чтения - 2015 (20-22 октября 2015 г.) / Отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. - С. 159-160.
14. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 4(24). - С. 115-121.
15. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 2014. - 131 с.
16. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку // ИЯШ. - 2009 - №5 - С.31-34.
17. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
18. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. - 2010. - №3. - С. 39-41.
19. Водяха С.А. Внутренняя мотивация как предиктор психологического благополучия современных подростков // Педагогическое образование в России. - 2014. - №4. - С. 114-119.
20. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. - М., 2013. - 310 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Просвещение: 2012. - 400 с.
22. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. - М., 2015. - 55 с.
23. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - М.:Айрис- пресс, 2012. - 49 с.
24. Гликман И.З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. - 2007 - № 3. - С. 64-81.
25. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 1(15). - С. 15-16.
26. Додонов Б.И. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. - 2002. -№9. - С. 123-130.
27. Дубовицкая Т.Д. Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С.42-46.
28. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2013. - 190 с.
29. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. - М. ИД «Первое сентября», 2013. - 23 с.
30. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2002. - С.182-183.
31. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - 95 с.
32. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. - Т. 1. - СПб.: ЛОГОС, 2000. - 264 с.
33. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Инст. психологии. - М.: Наука, 2003. - 191 с.
34. Кон И.С. Психология старшеклассника -М.: Изд-во Политиздат, 2014. - С.193-202.
35. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 2006. - 368 с.
36. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. -Т. 1. - 665 с.
37. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский
терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «CambridgeUniversityPress», 2015. - С. 150-151.
38. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя / И.Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета, 2012. - 120 с.
39. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск: Народная Асвета, 2011. - 97 с.
40. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Экспериментальная и прикладная психология (Психология личности и малых групп). Вып. 8/ Под ред. Е.С.Кузьмина, И.П.Волкова, А.В.Ярмоленко. - Л., 1977. - С. 24-26.
41. Леднева В.С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга
1. Общественно-гуманитарные дисциплины. - Москва: ТЦ Сфера, Прометей,2013. - 226 с.
42. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Издательство МГУ,2001. - 386 с.
43. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения // Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 49-51.
44. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.:
Просвещение, 2003. - 276 с.
45. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. - М., 1993. - 183 с.
46. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 2007. - 183 с.
47. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопр. психол. - 2003. - №1. - С. 43-49.
48. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. - М.: Переизд.,2012. - 134 с.
49. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психол. - Переизд., 2010. - № 5. - С. 129-138.
50. Немов Р.С. Психология // Общие основы психологии. - Т.1. - М.: Просвещение: Владос, 2013. - 576 с.
51. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 548 с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 2011. - 387 с.
53. Файзулаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности / А.А. Файзуллаев; АН УзССР, Каф.философии. - Ташкент: Фан, 2012. - 134 с.
54. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2015 - 190 с.
55. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. - 2008. - № 9. - С. 34-38.
56. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М., 2014. -
173 с.
57. Юрченкова Г.Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка // Иностранный язык в школе. - 1998. - №4. - С. 42-46.