Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического вкуса обучающихся средствами предметно-пространственной среды (на примере кабинета изобразительного искусства)

Работа №30698

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
978
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития эстетического вкуса обучающихся в условиях эргономичной предметно-пространственной среды
1.1. Развитие эстетического вкуса обучающихся как педагогическая проблема... 8
1.2. Теоретические аспекты создания предметно-пространственной среды в образовательном учреждении 16
1.3. Особенности организации эргономичной предметно-пространственной среды кабинета изобразительного искусства 25
Выводы по I главе 34
Глава II. Разработка концептуального дизайн-проекта кабинета изобразительного искусства как фактор развития эстетического вкуса обучающихся
2.1. Педагогические условия развития эстетического вкуса обучающихся средствами предметно-пространственной среды кабинета изобразительного искусства 37
2.2. Организация и этапы работы над концептуальным дизайн-проектом кабинета изобразительного искусства 47
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию эстетического вкуса обучающихся пятых классов общеобразовательной школы средствами создания предметно-пространственной среды кабинета изобразительного искусства 55
Выводы по II главе 62
Заключение 65
Литература


Актуальность исследования. На сегодняшний день наша страна находится на пути прогресса в области политики, экономики, культуры. Поэтому, на данный момент, России нужны личности, которые способны нестандартно и творчески мыслить. От нынешних обучающихся, буквально в ближайшие несколько лет, будут требовать новые идеи, технологии и абсолютно новое содержание. Современные изменения требуют исполнения конкретно поставленных задач. Поэтому необходимо уделить особое внимание подрастающему поколению и всем тем социальным институтам, которые так или иначе имеют отношение к области образования и воспитания.
Подростковый период занимает важную ступень в процессе становления человека как личности. Это период, когда происходит процесс становления характера, структуры и состава деятельности личности, формируются нравственные качества и представления, закладывается основа социальных установок и сознательного поведения, развиваются воображение и способность к творчеству.
В первую очередь, для того, чтобы создать качественную базу для развития искусства необходимо укрепить образования. Однотипные интерьеры образовательных учреждений не всегда способствуют созданию комфортной среды для развития личности и его эстетического вкуса.
Степень изученности проблемы. Важность влияния окружающей среды на развитие личности ребенка в своих работах отражали такие научные деятели как К.Н. Венцель, Г.Н. Пантелеев, Н.Н. Поддъяков, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Е.В. Флерина, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и другие. Не зря во многих научно-педагогических трудах, где описывается проблема строительства зданий и сооружений для детей, а также благоустройство и оформление школьных помещений и окружающей территории поднимается вопрос о педагогическо- воспитательном потенциале предметно-пространственной среды.
В своем исследовании мы использовали теоретические и практические положения, связанные с творческой активностью личности, содержащиеся в трудах А. В. Брушлинского, Н.А.Бердяева, Н.А. Ветлугина, В.Д. Небылицына, Т. А. Макаровой; феноменом творчества Л.П. Гримака, А.Г. Спиркина, Х.Е. Трика, В.А. Петровского, Л.С. Выготского, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, В.Д. Губина, В.М. Вильчека, В.Н. Дружинина, А. Камю, Д.Б. Богоявленской, П.В. Симонова, К.Г. Юнга, С. Степанова, Г. Уоллеса.
В педагогической науке общие вопросы развития эстетического вкуса учащихся разрабатывали И.П. Волков, Э. Вебер, Ф. Гансберг, Г. Земплер, Э. Линде, В.М. Бехтерева, А.Н. Веселовский, Л.С. Выготский, В. Корватовский, А.А. Потебня, С.Л. Рубинштейна, А.В. Шевченко.
Огромное значение в развитии эстетического вкуса подростков, их способности оценивать и адекватно воспринимать произведения художественного творчества имеет правильно организованное пространство, а также атмосфера и наполнение этого пространства.
Обсуждение и возможное решение педагогической проблемы формирования эстетического вкуса подростков чрезвычайно важно, так как объектом исследования является не просто учебный класс, а кабинет изобразительного искусства. Благодаря созданию комфортной эстетичной среды в кабинете происходит знакомство школьников с произведениями выдающихся мастеров искусства, приобретаются знания в различных областях мировой художественной культуры, в котором происходит формирование и развитие эстетического вкуса обучающихся.
Главная смысловая составляющая кабинета изобразительного - эмоциональное воздействие на личность ученика и на развитие его эстетического вкуса, создание благоприятных условий для обучения. Следовательно, в кабинете изобразительного искусства должна быть тщательно продумана и организована эргономичная предметно-пространственная среда.
Выбор темы «Развитие эстетического вкуса обучающихся средствами предметно-пространственной среды (на примере кабинета изобразительного искусства)» обусловлен ее противоречиями между требованиями системы образования и дизайнерской организации кабинетов изобразительного искусства как духовного просвещения обучающихся; а также между многофункциональными возможностями воздействия предметно-пространственной среды на личность ребенка на эффективное воспитание и обучения в педагогической практике.
Следовательно, создание интерьера учебного класса как предметно-пространственной среды - это возможность гармоничной организации учебного процесса для качественного усвоения знаний обучающимися.
Вместе с тем, дизайн-проект кабинета изобразительного искусства как фактор формирования эстетического вкуса обучающихся не всегда имеет теоретическую и практическую основу. Предметно-пространственная среда учебного класса изобразительного искусства ограничивается элементарными техническими задачами без малейшей попытки создать неординарную, полноценную и эстетически организованную площадку для учебных занятий по изобразительному искусству, учитывая, что в современный мир требует знания и понимания материально-пространственных, проектно-художественных и предметно-средовых ценностей. Автор данной исследовательской работы считает, что эргономичный, функциональный и эстетичный концептуальный дизайн-проект кабинета изобразительного искусства, как важнейший фактор развития эстетического вкуса детей школьного возраста и создание комфортной эстетической среды в кабинете изобразительного искусства - это главная задача практической деятельности педагога в области изобразительного искусства в школе.
Объект исследования - предметно-пространственная среда кабинета изобразительного искусства.
Предмет исследования - развитие эстетического вкуса обучающихся в условиях предметно-пространственной среды кабинета изобразительного искусства.
Гипотеза исследования - развитие эстетического вкуса учащихся будет осуществляться в процессе образовательной деятельности более эффективно, если:
- проанализировать научную литературу по теме исследования и определить роль предметно-пространственной среды как педагогического условия в развивающем и воспитательном процессе;
- определить сущностно-содержательные характеристики понятия «эргономичная предметно-пространственная среда» кабинета изобразительного искусства и выявить особенности ее организации;
- рассмотреть педагогические условия формирования эстетического вкуса в процессе организации предметно-пространственной среды кабинета изобразительного искусства;
- разработать и реализовать концептуальный дизайн-проект кабинета изобразительного искусства, направленный на развитие эстетического вкуса обучающихся и выполнить педагогический эксперимент.
Цель исследования - создание дизайн-проекта кабинета изобразительного искусства, способствующего развитию эстетического вкуса обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и определить роль предметно-пространственной среды в развивающем и воспитательном процессе обучающихся.
2. Выявить особенности организации и определить сущностно-содержательные характеристики понятия «предметно-пространственная среда» кабинета изобразительного искусства.
3. Рассмотреть педагогические условия развития эстетического вкуса в процессе организации предметно-пространственной среды кабинета изобразительного искусства.
4. Разработать и реализовать концептуальный дизайн-проект кабинета изобразительного искусства, направленный на развитие эстетического вкуса обучающихся.
5. Провести педагогический эксперимент среди обучающихся Большекукморской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, педагогической и психологической литературы. Опытно-экспериментальная работа. Включенное наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, устный и письменный опросы, анализ творческих работ обучающихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в раскрытии сущности понятия предметно-пространственная среда кабинета изобразительного искусства; теоретическом обосновании положений организации эргономичной предметно-пространственной среды для развития эстетического вкуса у обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дизайн-проекта кабинета изобразительного искусства могут быть внедрены в практику организации предметно-пространственной среды школьного кабинета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, предметно-пространственная сред является важнейшим компонентом жизненного пространства школьника, осуществляющая самореализацию и социализацию личности подростка и формирующая его ценностно-смысловую сферу и эстетическую направленность.
Развитие эстетического вкуса школьника напрямую зависит от создания благоприятной среды, обеспечивающей максимальные возможности для развития творчества, интеллектуальной и художественной культуры. Правильно организованная эргономичная предметно-пространственная среда, грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера, его наполнение - необходимое условие для развития творческих художественных способностей обучающихся.
Учебный кабинет - сложная функциональная система, назначение которой - рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях. Наиболее значимые его составляющие: цветовые особенности стен, интерьера; предметные
характеристики (мебель, стенды, оборудование); предметная насыщенность среды (количество разнородных предметов среды, элементы экодизайна).
Развитие эстетического вкуса обучающихся в процессе обучения в школе будет происходить также, если учебный процесс будет осуществляться путём постановки и решения трудных, но выполнимых творческих учебных задач, с развитием внимания, мышления, воображения; создания педагогических ситуаций творческого характера, организацией самостоятельной творческой работы обучающихся, а также, если будут учитываться возрастные психологические и физиологические особенности подростков.
Условия, при которых обеспечиваются самоценность школьного возраста, проявление потенциальных возможностей, творческого развития личности - это благоприятная, правильно организованная предметно-пространственная среда школы, школьных кабинетов, в частности кабинета изобразительного искусства. Грамотно организованная эстетическая среда школы благоприятно влияет на творческую активность учеников и способствует их эстетическому развитию, поэтому дизайн кабинета должен соответствовать современным требованиям к оформлению кабинета изобразительного искусства.
Общая концепция кабинета отражает современный стиль и конструктивный подход к оформлению помещений.
При выполнении концептуального дизайн- проекта кабинета изобразительного искусства для обучающихся мы с научным руководителем воплотили идею создания комфортных условий для развития эстетического вкуса обучающихся.
Кабинет изобразительного искусства в общеобразовательной школе - это оснащенный специальными оборудованиями учебный кабинет, необходимый для организации учебно-воспитательного, а также творческого процессов, порождая желание обучающихся к самостоятельной работе, создает формирование умений и навыков.
Современный кабинет изобразительного искусства в общеобразовательной школе позволяет проводить уроки на более высоком научно- методическом уровне. Занятия в кабинете изобразительного искусства дисциплинируют обучающихся, приучают самостоятельно пользоваться наглядными пособиями.
Исследовав большое количество литературы, мы пришли к выводу, что для успешного процесса обучения важным условием является правильно оформленное пространство. Учитель же в свою очередь должен правильно организовать учебный процесс с использованием технических средств, наглядных пособий и дополнительного материала. Опыт учителей убедил нас в том, что в условиях технически оснащенного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений.
Отвечая на поставленный вопрос, каким должен быть современный кабинет рисования, мы также обращались к опыту учителей и специальной литературе по организации. В результате анализа информации, мы вывели следующие требования к кабинету изобразительного искусства в современной школе:
1. Главным условием для кабинета является простор и уют. Не правильно отводить для рисования маленькое и тесное помещение с плохим или только искусственным освещением. Стоит учитывать не только количество обучающихся одной группы, но и состав одного комплектованного класса. Не стоит забывать и о самостоятельной работе обучающихся.
2. Что касается оборудования, то:
- Обязательно должно присутствовать ТСО - оформление должно быть хорошо спланировано;
- Желательно, чтобы в кабинете присутствовала библиотека и видеотека.
3. Рабочие места обучающихся должны быть рассредоточены для того чтоб ученик мог уединиться в процессе рисования. Наш интерьер обеспечивает полный обзор обучающихся для поддержания дисциплины во время занятия.
4. Главным при организации кабинета изобразительного искусства является создание актива, в состав которого будут входить сами учащиеся. Они будут чувствовать свою ответственность за его состояние. Также необходимо их научить пользоваться техническими средствами, чтобы они смогли, в свою очередь, научить каждого кто пожелает работать с данными средствами.
Поставленные цели дизайн -проекта были решены. В проекте выражена тематическая направленность, направленная на комфортное и безопасное обучение.
Педагогам важно помнить не только о том, как воспитать в ребенке творческую личность, но и о том, как не погубить в нем зачатки творчества.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд- во Казанского университета, 1996. - 568с.
2. Антонова В. И. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся сельских детских школ искусств на основе интеграции предметов эстетического цикла // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2011. №3. С. 20-28.
3. Басов А. Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дис. Кострома, 1999. - с. 22
4. Битюцкая Е. В., Худобина Е. И. Интеллект как фактор социальной одаренности // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Москва-Самара: Изд-во РПО, 2000. — С. 121-124.
5. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 2011. - №2.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 / Кирилл и Мефодий, Большая Российская энциклопедия. — Электронное издание. — М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2012.
7. Большой психологический словарь / ред.: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
8. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 368 с
9. Василенко П.Г. Развитие художественно-творческих способностей, обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к-та пед. наук. Челябинск, 2015. - с. 32
10. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6т./ Авт. Вступит. Статьи А.Н. Леонтьев; сост. М.Г. Ярошевский. - М: Библиотека «Вехи», 2000. - с. 152.
11. Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. - 2005. - № 6. - С. 12-13
12. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. — М.: «Архитектура-С», 2004 — 288 с.
13. Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 232 с.
14. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2011. -. 192 с.
15. Иорданский Н.Н. Организация детской среды. - М.: Изд-во «Работник просвещения», 1925. С.132-177
16. КомпанцеваЛ.В. Комплексная опытно-экспериментальная площадка как пространство инновационной деятельности дошкольных учреждений / Л. Компанцева. // Детский сад от, А до Я.-2005. -№ 3. - С. 35-41.
17. Компанцева Л.В. Художественно — эстетическая предметно — пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре // Детский сад от, А до Я.-2005.-№ 4.-36-46с.
18. Кондаков, И. М. Психология: иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 512 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
20. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992. - 55 с.
21. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000. - 416 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. центр "Академия", 2004. - 352 с.
23. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969. - 205 с.
24. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б.Т.Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
25. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
26. Майнулов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1997. - 36 с.
27. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. -96 с.
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. Л.В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
29. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442с.
31. Пахомова О. Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. СПб.,2007. № 19.
32. Пахомова О. Ф. Художественно-образовательная среда как условие развития творческой активности школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. СПб.,2011. № 19
33. Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М., 1987. - 304 с.
34. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. - с. 102
35. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 31-33
36. Рюле О. Ребенок и среда. Коммунистическая школьная программа. - Л., 173. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
37. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 61-65
38. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения: 10.06.2018).
39. Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. - 2005. - № 5. - С. 73-77
40. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования: культурные модели. Вып.7.М.,1997.- с. 27
41. Соррел К. Пространство и свет в современном интерьере. - Кладезь- Букс, 2011. - 144 с.
42. Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения. - М.: ЦИТП, 2012.-40с.
43. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - Москва: Педагогика, 1979. - 560 с.
44. Флёрина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко и др. - М. Просвещение, 1980. - С. 307-313.
45. Флерина Е.А., Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. АПН РСФСР - М., 1961. - 333 с.
46. Фролова О. «Удалить Ушинского из лицея...» // Газета "Первое сентября". — 2014. — № 4
47. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб.пособие/И.Ф.Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. - 519 с.
48. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. - 2005. - N 4. - с. 7
49. Шадриков В.Д. Способности человека. М., Воронеж, 1997. — 288 с.
50. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., 2006. — 239 с.
51. Anthes E. How rooms and architecture affect mood and creativity, 2009.
52. Dreeben R. On what is learned in school, 1968. р.245
53. Giroux H. "Social Education in the Classroom: The Dynamics of the Hidden Curriculum." The Hidden Curriculum and Moral Education. Ed. Giroux, Henry and David Purpel. Berkeley, California: McCutchan Publishing Corporation, 1983. р. 100-121.
54. Kaplan R. Intrinsic and aesthetic values of urban nature: A psychological perspective. In I. Douglas, D. Goode, M. Houk, and R. Wang (Eds.) TheRoutledgeHandbookofUrbanEcology. London: Routledge. 2011. p. 385-393.
55. Oakes, J. Tracking in Secondary Schools: A Contextual Perspective. Educational Psychologist, 22(2), 1987, р. 129-153.
56. Vallance, Elizabeth. "Hiding the Hidden Curriculum: An Interpretation of the Language of Justification in Nineteenth-Century Educational Reform." The Hidden Curriculum and Moral Education. Ed. Giroux, Henry and David Purpel. Berkeley, California: McCutchan Publishing Corporation, 1983. р.9-27.
57. Дизайнинтерьерапомещений. [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://www.gvozdem. ru/dizayn-interyera(Дата обращения: 15.06.2018)
58. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/(Дата обращения: 15.06.2018)
59. История дизайна. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.rich-salon.ru/istori. html (Дата обращения: 15.06.2018)
60. Официальный сайт Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» http://www.kpmo.ru/Q Дата обращения: 15.06.2018)
61. Принципы формирования пространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vibormebely.ru/princformirov.html(Дата обращения: 15.06.2018)
62. Федеральные государственные стандарты. Официальный сайт: [Электронный ресурс] Режим доступа: http: Astandart.eclii.iTi/Q Дата обращения: 15.06.2018)
63. Функциональные основы дизайна. [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.art-citadel.ru/articles/35-functionalbasesofdesign.html(Дата
обращения: 15.06.2018)
64. Цвет и свет в интерьере. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.dipris.ru/articles/style/color/2358. html (Дата обращения: 15.06.2018)
65. Электронное образование в Республике Татарстан Официальный сайт:http://edu.tatar.ru/priv/page6350.html (Дата обращения: 15.06.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ