Введение
Раздел 1. Юридические и криминологические аспекты уголовной
субкультуры в местах лишения свободы 6
1.1. Юридическая характеристика мест лишения свободы 6
1.2. Уголовная субкультура как часть культуры 17
Раздел 2. Уголовная субкультура и ее профилактическая работа в местах
лишения свободы 33
2.1. Уголовная субкультура в местах лишения свободы 33
2.2. Задачи и основные направления профилактической работы в местах
лишения свободы 41
Раздел 3. Анализ уголовной субкультуры в местах лишения свободы для несовершеннолетних 52
3.1. Анализ уголовной субкультуры Арестантсткого Уркаганского Единства 52
3.2. Результаты исследования уголовной субкультуры в специальной
школе закрытого типа 57
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложение 1 73
Уголовная субкультура в местах лишения свободы получила свое развитие с момента возникновения первых тюрем. Важной ее особенностью является то, что она развивается в закрытом пространстве, что несет опасность для ресоциализации заключенных. Так, приверженность к уголовной субкультуре негативно влияет на стремление заключенного вернуться к правомерной жизни.
В настоящее время уголовная субкультура является довольно распространенным явлением в обществе. Зародившись в местах лишения свободы, она становится определенным негласным сводом правил для преступников. Уголовная субкультура помогает определить, какое преступление совершил человек, рецидивист ли он, во сколько лет в первый раз отбывал наказание и к какой группировке он принадлежит. Так, элементы уголовной субкультуры становятся некоей библиографией преступника в местах лишения свободы.
Однако уголовная субкультура является очень опасным элементом для социума, потому что с помощью ее развития и распространения не только в тюрьме, но и в обществе, ведет к увеличению преступности. Поэтому правоохранительные органы и учреждения исполнения наказаний разрабатывают специальные профилактические меры для снижения популярности уголовной субкультуры и в тюрьме, и в обществе.
Разработка и применение мер профилактики уголовной субкультуры в местах лишения свободы является важным элементом в функционировании места лишения свободы. Более того, исправительные учреждения должны учитывать особенности заключенных, специфики того региона, в котором они находятся, экономическую ситуацию в стране. Так, профилактическая работа должна быть изменчива, чтобы эффективно реагировать на любые проявления уголовной субкультуры в местах лишения свободы, но в то же время ее основы должны быть стабильны и не подчиняться влиянию политических и экономических изменений в стране. Поэтому эффективность профилактических мер по минимизации влияния уголовной субкультуры на заключенных зависит от внимательности сотрудников данных исправительных учреждений. Стоит отметит, что несмотря на разнообразие составов преступления, мест лишения свободы, социально-экономических и психологических аспектов личности преступника, профилактическая работа должна иметь определенные незыблемые основы. Именно данные основы могут обеспечить ресоциализацию заключенных.
Объектом исследования в данной работе является совокупность общественных отношений, которые складываются в местах лишения свободы.
Предмет исследования - это совокупность социальных норм, которые регулируют указанную область отношений и доктринальные источники, касающиеся данной проблемы.
Целью данного исследования - характеристика уголовной субкультуры в местах лишения свободы.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проведение анализа юридических и социальных аспектов мест лишения свободы.
2. Описание уголовной субкультуры в местах лишения свободы.
3. Анализ основных задач, направлений и организации уголовной субкультуры в местах лишения свободы.
4. Характеристика Арестансткого Уркаганского Единства как одного из представителей уголовной субкультуры в современной России.
5. Анализ уголовной субкультуры на основе интервью с несовершеннолетними в местах лишения свободы.
Теоретическую основу работу составляют труды Багреевой Е. Г., Блохина Ю. И., Кожевникова Т. С, В. Ф. Пирожкова. Также мы использовали труды социологов, которые занимались изучением тюремной субкультуры М. Фуко, А. Олейник, Л. Альперн и др. Также при написании мы использовали Уголовно-Исполнительный Кодекс и Федеральные законы для определения статуса заключенных.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и другие; а также частнонаучные методы: метод сравнительного правоведения, историко-правовой, формально¬логический метод. Кроме того, так как автор данной работы имеет высшее социологическое образование в своей работе мы используем метод полуструктурированного интервью, целью которого было выявить меры профилактики уголовной субкультуры с точки зрения несовершеннолетних. Это поможет нам определить эффективность данных мер в местах лишения свободы для несовершеннолетних.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и библиографического списка.
Проведенная работа позволила более детально изучить и провести анализ института уголовной субкультуры в местах лишения свободы. Более того, дипломная работа позволила рассмотреть основные научные направления в данной теме, а также выделить основные направления профилактической работы в местах лишения свободы.
В результате проделанной работы, мы пришли к ряду выводов.
Во-первых, места лишения свободы имеют особое значение для формирования уголовной субкультуры. Стоит отметить, что профилактика уголовной субкультуры в различных видах мест лишения свободы ведется по специально созданным мерам так, чтобы данные меры не противоречили друг другу.
Во-вторых, мы выявили основные элементы уголовной субкультуры. В нее входят следующие элементы: иерархия, жаргон, татуировки и другие.
В-третьих, места лишения свободы разрабатывают специальные меры профилактики уголовной субкультуры в местах лишения свободы. Важными категориями для разработки данных мер являются места, где могут совершаться преступления, состав преступников в местах лишения свободы, время возможного совершения преступления и другие факторы.
В-четвертых, мы проанализировали действие Арестансткого Уркаганского Единства как одного из представителей уголовной субкультуры. Мы выявили, что уголовная субкультура развивается не только в пределах мест лишения свободы, но выходит за их рамки, что негативно влияет на нормальное состояние общества. Наиболее подвержены влиянию уголовной субкультуры подростки и молодежь. Основными способами распространения уголовной субкультуры становится общение с бывшими заключенными и ее распространение в интернете. Таким образом, очаги уголовной субкультуры могут проявляться не только в населенных пунктах, где расположены исполнительные учреждения, но и в совершенно других регионах.
В-пятых, мы провели интервью с несовершеннолетними, которые содержатся в специальной школе закрытого типа для детей с девиантным поведением закрытого типа. Так, мы проанализировали мне самих воспитанников на уголовную субкультуру внутри учреждения закрытого типа.
Таким образом, все основные задачи исследования были выполнены. Однако, проведенное нами исследование не исчерпало всей проблематики по выбранной нами теме, что требует дальней разработки и более детального исследования института уголовной субкультуры.
1. Конституция Р. Ф. принята всенародным голосованием 12.12. 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02. 2014 № 2- ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №. 31.
2. Уголовно-Исполнительный Кодекс Российской Федерации. URL: [[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/1c6c1fc2af4c3b0f7f 4bbb851d8c65378c56ef8f/] (Дата обращения:01.05.2018)
3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ. URL: (Дата обращения: 12.02.2018).
4. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ URL: (Дата обращения: 12.02.2018).
5. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 05.12.2017) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". URL: (Дата обращения: 12.02.2018).
6. Федеральный закон "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118- ФЗ URL: (Дата обращения: 12.02.2018).
7. Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ. URL: (Дата обращения: 12.02.2018).
8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ URL: <
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/> (Дата обращения: 12.02.2018).
Библиографические источники.
1. Антонян, Ю. М. Портреты преступников: криминолого¬
психологический анализ: монография/ Ю.М.Антонян, В.Е.Эминов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
2. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М.: ВНИИ мвд рф, 2001. С. 116.
3. Бандура, А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
4. Исмаилова, Б.А. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №. 7. С. 137-146.
5. Кожевников, Т.С. Тюремная субкультура [Текст]: учебное пособие / Т.С. Кожевников. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2013. - 90 с.
6. Криминальная психология: Учеб. пособие / Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 496 с.
7. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., К82 проф. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. - 912 с.
8. Олейник, А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни к государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001. — 418 с.
9. Прозументов Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. - Томск: Изд-во ТГПУ, 1999 г. - 145 c.
10. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой.— Москва : Ad Marginem, 1999 .— 478 с.
11. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы URL: (Дата обращения: 15.05.2018)
12. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении
наказания в виде лишения свободы URL: (дата обращения: 1.03.2018).
13. «АУЕ стало модным всероссийским мемом» URL: (дата обращения: 1.03.2018).
14. Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться? Это «объект поклонения
криминальных подростков» или городской фольклор? URL: (Дата обращения: 1.05.2018)
15. АУЕ. URL: (Дата обращения: 1.05.2018)