ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы менеджмента качества на производственных
предприятиях 7
1.1 История развития менеджмента качества на производственных
предприятиях 7
1.2 Принципы менеджмента качества по стандарту ИСО 9000-2015 10
1.3 Система менеджмента качества на производственном предприятии 13
1.4 Характеристика основных инструментов контроля качества 16
1.4.1 История создания инструментов контроля качества 16
1.4.2 Контрольные листки 17
1.4.3 Причинно - следственная диаграмма Исикавы 19
1.4.4 Диаграмма Парето 21
1.4.5 Гистограмма 23
1.4.6 Стратификация 25
1.4.7 Диаграмма разброса 26
1.4.8 Контрольные карты 29
2 Анализ фактического состояния изучаемого объекта 32
2.1 Общая характеристика АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 32
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «РЕМДИЗЕЛЬ».. 35
2.3 Анализ системы менеджмента качества АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 39
2.4 Выявление проблемных областей в управлении качеством в АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 44
2.4.1 Обоснование необходимости внедрения инструментов контроля
качества, путем обучения работников 44
2.4.2 Оценка работы токарно-винторезного станка и поиск причин ее
нестабильности с использованием контрольных карт и диаграммы Исикавы 47
2.4.3 Выявление часто возникающих и наносящих значительный ущерб
дефектов с использованием анализа Парето 55
3 Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию системы
качества АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 61
3.1 План мероприятий по внедрению инструментов контроля качества в
АО «РЕМДИЗЕЛЬ» 61
3.2 План мероприятий по исправлению обнаруженных проблем 63
3.3 Расчет эффективности разработанных мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
Автомобилестроение за рубежом и в России является ведущей отраслью машиностроения, оказывающей существенное влияние на развитие ряда смежных отраслей и экономику стран в целом. Такие отрасли промышленности, как металлургическая, нефтехимическая, приборостроительная, электротехническая и электронная, текстильная, резинотехническая тесно связаны с производством автомобилей, поэтому развитие автомобилестроения способствует созданию новых рабочих мест, новых предприятий а, следовательно, стимулирует технический прогресс в целом.
С ростом отрасли машиностроения одновременно происходит рост отрасли ремонта и обслуживания машин, так как производимые автомобили в будущем будут нуждаться в различных видах ремонта и обслуживания. Рост данных отраслей ведет к появлению множества различных компаний стремящихся занять свое место на рынке и развиваться вместе с ним. Большое количество компаний создает сильную конкуренцию, что вынуждает предприятия искать конкурентные преимущества. Одним из таких конкурентных преимуществ является показатель качества продукции.
Качество продукции это то, что на сегодняшний день является главным фактором, на который обращает внимание потребитель при выборе продукции. В прошлом, таким фактором была цена, однако сейчас, из-за высокой конкуренции цены значительно снизились и предприятия стремятся привлечь потребителей высоким качеством своей продукции. К тому же, повышение качества, ведет к экономии значительных средств предприятия, за счет устранения брака, переделок, простоев.
Таким образом, можно заключить, что тема совершенствования системы качества предприятия сегодня очень актуальна, поэтому она и была выбрана для написания данной работы.
Объектом исследования является акционерное общество «РЕМДИЗЕЛЬ».
Предметом исследования выбрана система менеджмента качества машиностроительного предприятия.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ функционирования системы качества машиностроительного предприятия и ее совершенствование.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, можно выделить список задач, которые необходимо выполнить:
1. Изучение теоретических материалов по выбранной теме;
2. Изучение характеристики предприятия;
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО
«РЕМДИЗЕЛЬ»;
4. Анализ системы менеджмента качества предприятия;
5. Оценка эффективности СМК предприятия;
6. Выявление проблемных областей в управлении качеством в АО «РЕМДИЗЕЛЬ»;
7. Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию системы качества АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
После проведения мероприятий, по совершенствованию системы качества АО «РЕМДИЗЕЛЬ», удастся добиться значительной экономии средства за счет устранения потерь от дефектов. Это указывает на высокую ценность данного проекта для акционерного общества.
В процессе написания данной дипломной работы были использованы государственные стандарты, учебники и учебные пособия по теории управления качеством, финансовому анализу, инвестиционному проектированию, а так же материалы, собранные в период прохождения преддипломной практики в АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
Целью данной выпускной квалификационной работа был анализ функционирования системы менеджмента качества акционерного общества «РЕМДИЗЕЛЬ» и ее совершенствование. Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1. Изучение теоретических материалов по выбранной теме;
2. Изучение характеристики предприятия;
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «РЕМДИЗЕЛЬ»;
4. Анализ системы менеджмента качества предприятия;
5. Оценка эффективности СМК предприятия;
6. Выявление проблемных областей в управлении качеством в АО «РЕМДИЗЕЛЬ»;
7. Разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию системы качества АО «РЕМДИЗЕЛЬ».
После проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности АО «РЕМДИЗЕЛЬ», было выявлено, что объем производства предприятия в рассматриваемом периоде значительно сократился, что привело к сильному снижению показателя выручки. Однако предприятие за все три рассматриваемых года получало чистую прибыль, благодаря чему деятельность предприятия остается рентабельной. Также необходимо отметить увеличение собственного капитала акционерного общества, что указывает на усиление независимости предприятия от заемного капитала.
В результате анализа системы менеджмента качества АО «РЕМДИЗЕЛЬ», было определено, что СМК соответствует международным стандартам в области качества ИСО 9000.
Оценка эффективности системы менеджмента качества проведенная по методике «Военный регистр» показала достаточный уровень эффективности системы, а также наличие возможностей для совершенствования СМК.
Одной из возможностей для совершенствования СМК АО «РЕМДИЗЕЛЬ» было признано внедрение инструментов контроля качества посредством обучения работников предприятия данным инструментам.
Произведя поиск проблемных областей в управлении качеством в АО «РЕМДИЗЕЛЬ» было обнаружено, что одна из единиц оборудования на участке механической обработки деталей ГРМ производит продукцию с высоким уровнем дефектов. Проведя анализ данной проблемы, была установлена ее причина - неисправность данного оборудования.
Также была обнаружена другая проблема, заключающаяся в большом количестве дефектов выявляемых при приемочно-сдаточных испытаниях автомобилей «УРАЛ». Проведя анализ данной проблемы, было установлено, что наиболее частой причиной появления дефектов является низкий уровень технологической дисциплины работников предприятия.
После анализа всех проблемных областей в управлении качеством в АО «РЕМДИЗЕЛЬ» были разработаны мероприятия для их устранения. Для каждого из мероприятий были определены необходимые затраты денежных средств и времени для их реализации.
В завершающей части выпускной квалификационной работы была определена эффективность разработанных мероприятий. Результаты инвестиционного проекта можно охарактеризовать как эффективные, проект рекомендуется к практическому применению. Показатели экономической эффективности составили:
1. Чистый доход - 392093 рубля;
2. Чистый дисконтированный доход - 352499 рублей;
3. Индекс доходности дисконтированный - 2,19;
4. Срок окупаемости - 5,95 месяца;
5. Срок окупаемости с учетом дисконтирования - 6,1 месяца.
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: http://www.gociss.ru/doc/GOST_R_ISO_9000-2015.pdf(дата обращения - 07.04.2018).
2. ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015 Статистические методы.
Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 2.
Методы. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/1200127240(дата обращения - 25.04.2018).
3. ГОСТ Р ИСО 7870-2-2015 Статистические методы. Контрольные
карты. Часть 2. Контрольные карты Шухарта. URL:
http://www.docs.cntd.ru/document/1200124585(дата обращения - 25.04.2018).
4. ГОСТ 3.1102-2011 Единая система технологической документации (ЕСТД). Стадии разработки и виды документов. Общие положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200086388(дата обращения - 16.05.2018).
5. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 231 с.
6. Бережная Е. В., Бережной В. И. Методы и модели принятия управленческих решений: Учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 384 с.
7. Бронникова Т.С. Разработка бизнес плана проекта: Учебное пособие - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
8. Брусов П.Н., Филатова Т. В. Финансовая математика: Учебное пособие для магистров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 480 с
9. Вдовин С.М., Салимова Т.А., Бирюкова Л.И. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. 299 с.
10. Герасимова Е. Б., Герасимов Б. И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие. М.: ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 224 с.
11. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управление качеством: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2015. 304 с.
12. Елохов А.М. Управление качеством: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 334 с.
13. Клепиков В.В., Таратынов О.В. Технология машиностроения: технологические системы на ЭВМ: Учебник М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 269 с.
14. Колмыкова Т. С. Инвестиционный анализ: Учебное пособие. 2-е изд., переработ. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 204 с.
15. Леонов О. А., Темасова Г. Н., Шкаруба Н. Ж. ; под общ. ред. Леонова О.А. Экономика качества, стандартизации и сертификации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2018. 251 с.
16. Лукасевич И. Я. Инвестиции: Учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 413 с.
17. Максимцов М. М., Комаров М.А. Под ред. Максимцов М.М., Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 343 с.
18. Михеева Е. Н., Сероштан М.В. Управление качеством: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2017. 532 с.
19. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 294 с.
20. Солонин С. И. Метод контрольных карт: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург, ЦНОТ ИТОО УрФУ, 2014. 213 с.
21. Чараева М.В., Лапицкая Г.М., Крашенникова Н.В. Инвестиционное бизнес планирование: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.
22. Годовой отчет акционерного общества «РЕМДИЗЕЛЬ» по результатам работы за 2016 год
23. Годовой отчет акционерного общества «РЕМДИЗЕЛЬ» по результатам работы за 2017 год
24. Отчет по анализу СМК АО «РЕМДИЗЕЛЬ» со стороны высшего руководства за 4 квартал 2017 г. и за 2017 год
25. Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM:
http: //znanium.com
26. Электронно-библиотечная система БиблиоРоссика
http://www.bibliorossica.com.
27. Электронно-библиотечная система Лань.http://eJanbook.com