Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр на уроках биологии 5
1.1 Дидактическая игра как средство развития познавательной активности школьников 5
1.2 Классификация дидактических игр 8
Глава 2. Игры на уроках биологии и методика их проведения 12
2.1 Развивающие игры на уроках биологии 12
2.2 Возрастные психологические особенности шестиклассников 18
Глава 3. Использование игр на уроках биологии в 6 классе 20
3.1 Методика урока на тему «Плауны. Хвощи. Папоротники» 20
3.2 Методика урока на тему «Отдел Голосеменные» 26
3.3 Влияние дидактических игр на успеваемость обучающихся по 34 биологии
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить учеников мыслить, привить им навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Самым эффективным видом познавательной деятельности является игра. Игра помогает войти в мир научных и технических идей и поэтому игра на уроке биологии приобретает особенно большое значение.
Актуальность данной темы состоит в том, что использование игр в обучении биологии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся и формируют коммуникативные умения, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.
Дидактическая игра - это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся; воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения [1, с.315].
Игры по биологии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность биологического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижение всех образовательно-воспитательных задач, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Целью данной работы являлось изучение методики использования дидактических игр на уроках биологии.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. изучить теоретические основы использования игр на уроках биологии;
2. разработать и использовать игры на уроках биологии в 6 классе МБОУ «Ижевская СОШ» Менделеевского района;
3. выявить роль и значимость проведения игр на уроках биологии в
6 классе.
Объект исследования: процесс обучения биологии в 6 классе.
Предмет исследования: методика использования дидактических игр на уроках биологии.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Одной из актуальных проблем остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости, поиска методов обучения, которые бы учитывали реальные возможности обучающихся.
Только добровольный и интересный вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт человека, что всем хорошо известно. Поэтому игра - идеальный для этого вариант, поскольку именно в игре человек, тем более ребенок, испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует.
Термин «игра» имеет несколько значений. Одни источники называют её непродуктивной человеческой деятельностью, другие - развлечением, третьи - способом усвоения общечеловеческой культуры, а четвёртые - занятием в рамках определённых правил.
Игрой также называется сценическое исполнение роли, исполнение на музыкальном инструменте и спортивные соревнования. Особенностью учебной игры является то, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной познавательной деятельности, формируя и развивая интеллектуальные умений учеников.
Анализ педагогической и методической литературы и практический опыт позволяют предположить, что процесс активизации познавательного интереса будет более эффективным при организации и проведении дидактических игр по предмету.
Нами были разработаны методики уроков по биологии для 6 класса и апробированы в МБОУ «Ижевская СОШ» ММР РТ.
Экспериментально проверено влияние игровых методов обучения на успеваемость обучающихся по биологии. Систематическое использование
дидактических игр на уроках биологии способствует успеваемости обучающихся по биологии.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 814 с.
2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.
- Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 608 с.
3. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. - М.: Знание,
2007. - 285 с.
4. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование компьютерных технологий на уроках биологии // Сайт Информационные технологии и образование.
- 2009 [Электронный ресурс]URL:http://wwwлto.su/2003/VШ/VШ-0- 1806.html. (дата обращения: 29.05.2018).
5. Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии: методические рекомендации для учителей по руководству игровой познавательной деятельностью школьников. - Новокузнецк: ГИУУ, 1993. - 58 с.
6. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов
обучения: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября»,
2000. - 224 с.
7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 411 с.
8. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 384 с.
9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М.: КАРО,
2008. - 368 с.
10. Кузнецова В.И. Уроки биологии, 6-7 класс. - М.: Просвещение, 1991. - 190с.
11. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей: Учеб. - метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001 - 216 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Издательство Юрайт; МГНПУ, 2011. - 460 с.
13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
14. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
15. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб.пособие / И.Н. Пономарева. - М.: 2008. - 280 с.
16. Рабочая программа по биологии 5-9 классы [Электронный ресурс] URL: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/biologiya/2012/ FGOS_Ponomareva.pdf (дата обращения 17.02. 2018)
17. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко.
- М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
19. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 класс.
- М.: Дрофа, 1997. - 158 с.
20. Сучкова Е.М. Использование коллективных игр в процессе изучения курса биологии // Биология журнал.- 2005. - №13. - С. 8-15
21. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. - М., 1998. -159 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://sh-7.ru/obraz-standart-01.html. (дата обращения 17.02. 2018)
23. Центры образования взрослых / под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. М.: Педагогика, 1991. - 192 с.
24. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
25. Чудинова О.А. Веселые игры на серьезные темы. - М.: Педагогика,1998. - 72 с.
26. Шадрикова В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 53-67.
27. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.
28. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. - М.:
«Академия», 2007. - 384с.
29. Щукина Г.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1966. - 647 с.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 269 с.