Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТЕКЛЯННЫЕ УКРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ БУЛГАРСКОГО ГОРОДИЩА)

Работа №30620

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


I. Введение 3
II. Глава 1. Стеклянные бусы с X - по нач. XIII вв 13
1.1. Группа I. Бусы, изготовленные из тянутых трубочек. Подгруппа А.
Без дополнительной орнаментации, одноцветные 13
1.2. Подгруппа Б. Бусы орнаментированные 17
1.3. Группа III. Бусы, изготовленные способом навивки. Подгруппа А. Без
дополнительной орнаментации, одноцветные 19
1.4 Подгруппа Б. Бусы орнаментированные 21
Глава 2. Стеклянные бусы золотоордынского времени 25
2.1. Группа III. Бусы, изготовленные способом навивки. Подгруппа А.
Без дополнительной орнаментации, одноцветные 25
2.2. Группа III. Бусы, изготовленные способом навивки. Подгруппа Б.
Бусы орнаментированные 38
III. Заключение 49
IV. Список использованных источников и литературы

Актуальность темы. Ярким и характерным маркером в период становления и развития культуры Золотой Орды становятся стеклянные украшения. Новое явление, принесённое кочевниками главным образом из развитого среднеазиатского города, стремительно становится одним из главных продуктов ремесленного производства, которое осуществлялось руками иноземных мастеров. Высокая культура ремесленного города совмещалась с явлениями, которые были отзвуком глубокого архаичного религиозного искусства монгольских кочевых племён.1 С каждым годом пополняются коллекции стеклянных бус с раскопов на территории золотоордынских городов. Изучение и анализ своеобразного массового археологического материала даст полное представление о специфике культуры Золотой Орды.
Степень изученности. Город Болгар - первая столица Волжской Булгарии, возник и пережил стремительный подъём в X веке. В начале XI века столица была перенесена в Биляр. В этот период Болгар становится периферийным центром торговли булгарских земель. Второй период подъёма происходит после монголо-татарского нашествия 1236 г. на Волжскую Булгарию, город Болгар становится «золотым троном» ханов Золотой Орды и центром булгарских земель. С приходом завоевателей, складывается новая синкретичная культура, изменяются вкусовые предпочтения городского населения. Бусы в период Золотой Орды, в отличие от домонгольского, становятся массовым материалом на булгарских памятниках.
Экспедицией под руководством М.Д. Полубояриновой в 1989 г. на территории Болгарского городища была открыта стеклодельная мастерская XIV в. по производству стеклянных бус и перстней.
Благодаря систематическим раскопкам в Болгаре и разработки строгой стратиграфической шкалы, стало возможно идентифицировать изменение наличия состава стеклянных бус в разные этапы истории города с X по XV вв.
Возобновление археологических работ в районе стеклодельной мастерской В.Ю.Ковалем и Д.Ю.Бадеевым с каждым годом приносит все большее количество стеклянных бус. Отчёты с раскопов № 179 и № 192 с Болгарского городища 2015 г. и полевые описи позволили выявить закономерную особенность - для каждого периода существования Болгарского городища характерен свой набор стеклянных бус. В проведённом нами исследовании был атрибутирован стеклянный материал в соответствии со стратиграфической шкалой Болгарского городища.
Раскопки в Болгаре выявили наличие множества бус, браслетов, осколков посуды, оконного стекла. Они происходят из разных слоев, начиная с X в. Историография вопроса исследования стеклянных изделий Болгара невелика, в разные годы ими занимались М.Д. Полубояринова, Н.Н. Бусятская, С.И. Валиулина.
М.Д. Полубояриновой были изучены стеклянные изделия Болгарского городища из раскопок и сборов разных лет, хранящихся в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее Татарии, в Болгарском государственном историко-архитектурном заповеднике. Коллекция стеклянных изделий Болгарского городища была систематизирована на основе технологического принципа и морфологии предметов.
Раздел М.Д.Полубояриновой, в коллективной монографии, посвящённый стеклянным изделиям Болгара, стал надёжной базой для последующих исследователей. До настоящего момента химический состав стеклянных изделий практически не исследовался. С.И.Валиулиной был представлен результат анализа 137 образцов всех основных категорий стеклянных изделий Болгара, в том числе украшений булгарской мастерской (перстни и бусы). Большую часть выборки составили материалы золотоордынского времени. С.И.Валиулиной удалось ответить на один из главных вопросов болгарского стеклоделия последних лет - истоки производства основной части болгарского стекла второй половины XIII- начала XV вв. Исследователем было отмечено, что химический состав продукции мастерской Болгара не соответствует геобиохимической характеристике сырьевых ресурсов региона Среднего Поволжья и Прикамья. Эти данные подтвердили предположение М.Д.Полубояриновой о привозном характере сырья, а именно - стеклодельная мастерская Болгара работала в рамках среднеазиатской ремесленной традиции на привозных полуфабрикатах, т.е. представляла собой производство неполного цикла. В качестве центра производства полуфабрикатов, которые также служили товаром и обеспечивали работу новых мастерских, в том числе болгарской, исследователь рассматривает Селитренное городище - один из столичных городов Золотой Орды, где известна стеклодельная мастерская по производству стеклянных бус, аналогичных булгарским типам.3
Объект исследования - стекло в культуре Золотой Орды.
Предмет исследования - бусы Болгарского городища 2015 г. Р.№192 и Р.№179.
Цель работы - дать характеристику стеклянным бусам Болгарского городища 2015 г. Р.№192 и Р.№179 опираясь на технико-морфологические признаки.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику стеклянным бусам с X- по нач. XII вв.:
А. Бусы из тянутых трубочек.
Б. Бусы из трубочек, изготовленных способом навивки.
2. Дать характеристику бусам золотоордынского времени:
А. Бусы из трубочек, изготовленных способом навивки.
Методология. Для обработки материала был использован комплекс методов, принятых в археологии - метод технологического анализа бус, т.е. учёт способа изготовления бусины; стратиграфический метод; сравнительно-типологический и статистический методы. Работа со стеклянными украшениями Болгарского городища была проведена мной в составе археологической экспедиции на территории Болгарского городища ИА РАН и ИА им. А.Х.Халикова АН РТ. Так же комплекс источников и литературы обусловлен приведением существующих аналогий среди стеклянных бус.
Хронологические рамки. Выбор хронологических границ обусловлен периодом существования археологического памятника X-XV вв.
Структура работы предопределена комплексом выбранных источников и поставленными перед исследователем целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения и двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложения. В том числе хронологические рамки были расширены периодом существования Болгара. Это позволит выявить существование ранних типов бус в домонгольских напластований и объектов. Что в свою очередь характеризует специфику наличия стеклянных бус в разные периоды существования города.
Анализ источников и литературы. Основными источниками данной выпускной квалификационной работы являются бусы Болгарского городища 2015 г. Р.№192 и Р.№179 и отчет об археологических раскопках на Болгарском городище (раскопы CLXXIX, CXCII, CCVI) в 2015 году В.Ю.Коваля и Д.Ю.Бадеева.
Стеклянные бусы рассматривают в качестве датирующего материала. Исследователи уделяли внимание морфологическому описанию бус, без технологического аспекта их изготовления и разработки типологии. Первым, кто применил типологический метод при обработке бус - А.В.Арциховский. Учёный положил морфологические признаки в основу своей типологии, но не был учтён способ изготовления бус. Данная работа была первой в своём роде и не несла полного объёма информации, однако,положила начало дальнейшего исследования массового материала.
З.А.Львова впервые в отечественной археологии обратила внимание на то, что при исследовании раннесредневековых стеклянных украшений, всегда возникает вопрос о необходимости их классификации. Исследователем была разработана классификация стеклянных бус, в основу которой были положены отдельные приёмы обработки стекла. В своей статье автор даёт масштабное описание всех выявленных ею приёмов обработки стекла. По состоянию стеклянной массы в момент формирования из неё изделия и по характеру воздействия на массу приёмы обработки стекла делятся на три группы: обработку горячую в пределах определённого рабочего интервала температуры
(I) , обработку посредством резкого понижения температуры разогретого стекла
(II) , и холодную (III). В свою очередь, три основных приёма обработки стекла, расчленены внутри каждой на ещё более мелкие по принципу обработки стекломассы. Первая группа, приёмы горячей обработки в пределах определённого рабочего интервала температуры (I), включает в себя:
I. Литьё.
II. Вытягивание стекла из тигля.
III. Наборка.
IV. Дутьё.
V. Вращение.
VI. Раскатка валком.
VII. Вытягивание.
VIII. Кручение.
IX. Вертикальное давление остриём.
X. Проведение борозд остриём.
XI. Линейный штамп.
XII. Обработка пинцетом.
XIII. Разрезание.
XIV. Обработка щипцами.
XV. Штамп площадью.
XVI. Прессование на плоскость.
XVII. Прессование в форму.
XVIII. Обкатка.
XIX. Сгибание по прямой.
XX. Навивка.
XXI. Однократное обёртывание.
XXII. Многократное обёртывание.
XXIII. Огневая полировка.
XXIV. Спекание стёкол, порошка.
XXV. Запаивание.
XXVI. Сварка.
Вторая - приёмы обработки посредством резкого понижения температуры разогретого стекла (II):
I. Эрклез.
II. Отшибание.
III. Кракелаж.
Третья - приёмы холодной обработки (III):
I. Дробление.
II. Скалывание.
III. Сверление.
IV. Пиление.
V. Вырезание.
VI. Шлифовка.
VII. Полировка.
З.А.Львова положила начало комплексному исследованию стеклянных бус. Исследование включало в себя технологические, морфологические принципы, способ изготовления бус, а также химический состав, который определяет физические свойства стекла. И для того периода развития науки, стала иерархической классификацией по технологическому основанию. Благодаря исследованию З.А.Львовой, стало возможным проследить моменты развития классифицируемых предметов.6 И остаётся актуальной и востребованной в международном сообществе стекловедов. Но на сегодняшний день данная подробная классификация является сложной и не всегда доступной, учитывая фрагментарную сохранность некоторых изделий.
Еще одним исследователем, внесшим большой вклад в изучении технологии производства и применения химического анализа стеклянных бус, является Ю.Л.Щапова. В ходе исследования древнерусского стекла ею была создана морфологическая система описания с широким применением результатов спектрального химико-технологического анализа состава стекла. Автор исследования делает акцент на том, что бусы, относящиеся к одному типу, могут быть разными по составу стекла. Как отмечает исследователь «... химико-технологическая характеристика стеклянных изделий тесно связана с типологией, хронологией и происхождением самих изделий».7 Данная работа стала эталонной для последующих исследователей древнего стекла. Типологизация и членение бус на отделы и типы, принятых Ю.Л.Щаповой, легли в основу многих работ стекловедов.
Одним из первых исследователей, кто обратил внимание на изучение стекла, найденного при раскопках золотоордынских памятников, была Н.Н.Бусятская. Автором решались поставленные ранее вопросы о ввозе стеклянных изделий из Средней Азии в Болгар, о возможном участии в производстве стекла, найденного в золотоордынских городах, русских ремесленников. Выдвинутое ранее предположение, об организации стеклоделия в Поволжье мастерами-стеклоделами из покоренных областей. Исследование стекла базировалось на типологическом и химико-технологическом анализе найденных предметов. Н.Н.Бусятская, впервые среди исследователей, рассматривала материал не каждого отдельного памятника, а стеклоделие Золотой Орды в целом. Для исследования были использованы материалы зотоордынских слоёв Болгара, Царевского, Селитренного, Водянского городищ, Увека. Комплексная выборка золотоордынских городов, позволила выявить Наталье Николаевне некоторую особенность «. основная масса бус представлена типами, встречающимися на всех золотоордынских городищах, что, по-видимому, свидетельствует о существовании одной, общей для всех городищ моды, вызывавшей спрос на определенные виды стеклянных бус. Вместе с тем для каждого памятника был характерен свой набор бус, своеобразие которого выражено в количественном соотношении от дельных типов, в преобладании тех или иных бус и в наличии типов бус, не встречающихся на других городищах». Н.Н.Бусятская вывела общую закономерность для стекла золотоордынских городов Поволжья, которая в последующем была дополнена новыми исследованиями.
Эталоном для изучения стеклоделия Болгара, которая не теряет актуальности, и по сей день, стала работа М.Д.Полубояриновой. Раздел, в коллективной монографии, посвящённый стеклянным изделиям Болгара, первое комплексное исследование стекла золотоордынского Болгара. Мариной Дмитриевной была разработана собственная схема классификация для стеклянных бус, в основу которой, вслед за З.А.Львовой, был положен технологический принцип, т.е. учет способа, которым была изготовлена бусина. Автор отмечал, что важными характеристиками в изучении стеклянных изделий являются: цвет, форма, химический состав, техника изготовления. М.Д.Полубояриновой было выделено несколько технологических групп: I - бусы из тянутых трубочек; II -бусы из трубочек, изготовленных способом навивки; III - бусы, изготовленные способом навивки стеклянного жгута вокруг твёрдого стержня; IV - бусы резные с последующей шлифовкой; V - бусы из сложного глазкового стержня; VI - бусы, изготовленные обёртыванием плоского куска стекла вокруг твёрдой основы. Марина Дмитриевна идентефицировала стеклянные бусы, согласно со стратиграфической шкалой Болгарского городища и соотнести материал с разными периодами памятника. Так выделяется набор характерный для раннего этапа домонгольского периода (X- начало XI вв.), для периода XII- первой трети XIII вв., для золотоордынского периода. Применение автором химического анализа наряду с типологическим изучением стеклянных бус, открыли широкие возможности для выявления аналогий среди предметов, определения их места и роли в культуре золотоордынского Болгара. О роли самого Болгара, как центра производства стеклоделия. Последующие археологические раскопки на территории Болгарского городища, под руководством Марины Дмитриевны, подтвердили предыдущие выводы о наличие стеклодельной мастерской Болгара.
В настоящий момент, археологические раскопки в Болгаре с каждым годом приносят все большое количество стеклянных бус. Острой необходимостью стало типологическое изучение материала с применением уже новых технологий спектрального химического анализа. Данные химического анализа, проведенные М.Д.Полубояриновой, в современном состоянии науки археологии в некоторой степени потеряли актуальность, ввиду неполных данных наличия химических элементов. Что в свою очередь, расширяет
возможность аналогий состава стекла и является ошибочным. На сегодняшний день самым современным исследованием в вопросе химического анализа Болгарских бус, является работа С.И.Валиулиной. В статье «Химический состав стекла Болгара и Сувара» представлены результаты анализы стеклянных изделий Болгара, которые отражают все этапы истории Болгара X-XV вв., найденные в последние годы археологических работ. Светланой Игоревной был проанализирован самый представительный химический тип. Исследование дополнило данные исторической интерпретации предыдущих авторов, был приведён широкий круг аналогий, что позволило установить место Болгара в системе средневекового стеклоделия.
Коллекция стеклянных бус Болгарского городища, найденных при раскопках 2015 г. экспедицией В.Ю.Коваля и Д.Ю.Бадеева Р.№179 и Р.№192, составляет 3541 экз.
Изучение болгарских бус выполнено, используя классификацию бус Болгарского городища, разработанную М.Д.Полубояриновой. В основу классификации, вслед за З.А.Львовой положен технологический принцип, то есть способ изготовление бусины. Выделяются несколько технологических групп:
I - бусы из тянутых стеклянных трубочек;
II - бусы, выполненные способом навивки стеклянного жгута вокруг стержня;
III - бусы, изготовленные обёртыванием плоского куска стекла вокруг твёрдой основы;
IV - бусы резные, холодной обработки;
Внутри групп бусы делятся на подгруппы: А - одноцветные, Б - полихромные. Подгруппы подразделяются на отделы по форме поперечного сечения, отделы - на типы по форме продольного сечения, на виды - по цвету стекла и степени прозрачности. Внутри вида бусы разделяются по размеру. Размер бусины являются одной из важных её характеристик. Учитываются два размера - высота (расстояние между отверстиями) и наибольший диаметр. Бусы, у которых высота или диаметр больше 10 мм, относятся к крупным, от 6 до 10 мм - к средним, до 5 мм - к мелким.
Основная масса бус Болгара изготовлена двумя технологическими способами:
1. Бусы из тянутых стеклянных трубочек.
2. Бусы, выполненные способом навивки стеклянного жгута вокруг стержня.
Стратиграфическая шкала Болгарского городища и датировка объектов. В работе особое внимание автор уделяет датировке археологического материала. Благодаря многолетним и планомерным археологическим раскопам на территории городища была составлена строгая стратиграфия и топография Болгара.
С первых лет археологических работ А.П.Смирновым была поставлена задача разработки стратиграфической шкалы культурного слоя городища. Уже в 1938-1940 гг. он стремился сопоставить синхронные напластования разных раскопов между собой. Стратиграфия городища интенсивно разрабатывалась в 40 - 50-е годы в неразрывной связи с исторической периодизацией истории Волжской Булгарии и Восточной Европы.
В стратиграфической шкале городища различается семь напластований от времени, предшествующего возникновению города, до современности. Нумерация слоёв идёт сверху вниз, от более поздних напластований, к более ранним.
I - слой жизни современного села XX в.
II - слой периода русской истории конца XVI - XIX в.
III - слой времени Казанского ханства середины XV - XVI в.
IV - слой золотоордынского периода истории города второй половины XII - начала XV в. Этот слой подразделяется на слои IV п - позднезолотоордынский середины XIV - начала XV в. - и IV р - раннезолотоордынский середины XIII - начала XIV в.
V - VI - слои домонгольского периода истории города, причём слой V датируется второй половиной периода, а начало его образования - XI в; слой VI - первой половины периода, рубежом IX - X и частью XI в.
VII - слой доболгарских поселений середины - второй половины I тысячелетия н.э.
Эта стратиграфическая шкала связана с периодизацией истории Волжской Булгарии и восточноевропейской средневековой истории в целом.
Одной из главных задач, поставленных перед автором, стала датировка археологического материала строго согласно его стратиграфической
принадлежности. Это стало возможно благодаря анализу и датировке всех ям и сооружений авторами раскопов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Золотая Орда занимала огромную территорию Средней Евразии: от западных предгорий Алтая на востоке и до низовья Дуная на западе; от известных Болгара и Казани на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге. После завоевания Волжской Болгарии татаро-монгольским игом, город Болгар, благодаря своему расположению на слиянии Волги и Камы, становится первым крупным центром нового государства - Улус Джучи.
На новой завоёванной территории, имевшей древние традиции высокоразвитой исламской культуры, появляются носители иной культуры - культуры кочевников. Которая разрушила и приостановила на время развитие городской культуры. Процесс синкретизации культуры, описанный всеми исследователями-булгароведами, в конечном итоге приводят к варваризации исламских традиций, которые складывались начиная с X в. до 1236 г.
Одним из подтверждений данного вывода служат находки стеклянных изделий разных категорий. Волжская Булгария, являвшаяся составной частью мусульманского мира и поддерживала тесные связи с крупнейшими культурными и ремесленными центрами Востока (особое место в этих контактах принадлежит Ближнему Востоку и Закавказью), имело свою стеклодельную мастерскую полного производственного цикла с центорм в городе Биляр. Булгарское домонгольское стеклоделие следует рассматривать как составную часть ближневосточной традиции. Образование собственной булгарской школы стеклоделия подтверждают археологические находки, в том числе, и остатки производственного комплекса в Биляре - мастерской алхимика, ювелира и стеклодува (раскоп XLI, рук. С.И.Валиулина). Новая школа занималась выпуском стеклянной продукции категории стеклянной
посуды и оконного стекла. Стеклянные бусы и браслеты не стали массовымы украшениями в Волжской Булгарии.
Иную картину нам удалось обнаружить на примере стеклоделия золотоордынского Болгара, меняется роль и значение стеклянных украшений. Появление в 40-х гг. XIV в. стеклодельной мастерской по производству бус и перстней в Болгаре обусловлено высокой потребностью населения золотоордынского города в данной категории украшений.
Большие площади раскопов последних лет выдают всё более объёмный материал стеклянных бус. Строгая стратиграфическая принадлежность материала к слоям и объектам даёт узкую датировку, что в свою очередь позволяет исследователям реконструировать изменения исторических событий города. В то время как в домонгольских слоях города нам не удалось обнаружить большого количества стеклянных бус, в золотоордынских слоях каждый новый полевой сезон приносит нам тысячи находок стеклянных бус. Наличие мастерской по производству стеклянных бус и перстней, открытой и исследованной М.Д.Полубояриновой, на сегодняшний день не вызывает сомнений. Систематизация и анализ материала стеклянных изделий позволили установить массовость производства бус, серийность и стандартизацию продукции мастерской.
Благодаря изучению данной категории археологических находок нам удалось проследить все этапы истории города, изменение его статуса в течение X-XV столетий, приоритетов в культурно-экономических контактах, развития производства и, в целом, городской культуры.



1. Бадеев Д.Ю, Коваль В.Ю. Отчёт об археологических раскопках на Болгарском городище (раскопы CLXXIX, CXCII, CCVI) в 2015 году. - М., 2016. С.310.
2. Стеклянные бусы Болгарского городища (коллекция 2015 г. раскопы CLXXIX, CXCII, CCVI).
11.Литература.
1. Алексеева Е.М., 1978. Античные бусы Северного Причерноморья.
М.:Наука. 104 с. (САИ. Г1-12).
2. Арциховский А.В. Курганы вятичей. - Москва: РАНИОН, 1930. - 223 С.
3. Бусятская Н.Н. Стеклянные изделия городов Поволжья (XIII-XIV вв.) // Средневековые памятники Поволжья.- М.:Наука, 1976.-С.38-72.
4. Валиулина С.И Стекло Волжской Булгарии (по материалам Билярского городища) / С.И. Валиулина.- Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005.- 280 с.
5. Валиулина С.И. Химический состав стекла Болгара и Сувара // stratum plus. - 2016. - вып.6. - С. 337-353.
6. Курышова Н.П. Бусы из стекла в погребальных памятниках XIII-XIV веков Нижнего Поволжья // Стекло Восточной Европы с древности до начала XX века. - СПб.: Нестор-История, 2015. - С. 153-163.
7. Львова З.А. Стеклянные бусы Старой Ладоги. Ч.1. Способы изготовления, ареал и время распространения // АСГЭ, Вып.10.- Л.: Искусство, 1968.-С.64-94.
8. Львова З.А. Стеклянные бусы Старой Ладоги. Ч.2. Происхождение бус // АСГЭ, Вып.12.- Л.: Искусство, 1970. - С. 89-111.
9. Львова З.А. Бусы I Поломского могильника Ч.1. // АСГЭ, Вып.15.- Л.: Искусство, 1973. - С. 83-104.
10. Львова З.А. К вопросу о причинах проникновения стеклянных бус X- начала XI века // АСГЭ, Вып.18.- Л.: Искусство, 1977. - С. 64-94.
11. Львова З.А. Технологическая классификация изделий из стекла (По материалам раннесредневековых стеклянных украшений) // АСГЭ, Вып.20. - Л.: Искусство, 1979. - С. 90-103.
12. Полубояринова М.Д. Стеклянные изделия Болгарского городища // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. - М.: Наука, 1988.- С. 151-219.
13. Румянцева О.С., в печати - 1. Наборы бус финнов Среднего Поочья как элемент костюма: вопросы происхождения // Germania - Sarmatia. Вып.3.
14. Фахрутдинов Р.Г. Город Болгар в истории и культуре татарского народа // Город Болгар: Культура, искусство, торговля./ Ин-т археологии РАН; Ин-т истории им. Ш.Марджани АН Татарстана; [отв. ред. П.Н.Старостин]. - М.: Наука, 2008.- С.276.
15. Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. - М.:
Искусство, 1976. - С. 105-189.
16. Щапова Ю.Л. Древнее стекло. Морфология, технология, химический состав: Уч. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 120 с.
17. Щапова Ю.Л. Византийское стекло. Очерки истории. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 286 С.
18. Boon G.C., 1977/ Gold-in-Glass Beads from the Ancient World // Britania. Vol. 8. P. 193 - 202.
19. Davidson S., Newton R., 2003. Conservation and restoration of glass. Statford upon Avon.
20. Harden D.B., 1969. Ancient Glass. II. Roman // Arhaelogical Journal.5.126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ