Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женщины и власть в тюрко-татарских государствах XV-XVI вв. (Правительницы Казанского ханства)

Работа №30619

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
654
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-8
Глава I. Нур-Султан. Регентша крымских и казанских ханов 9¬
18
Глава II. Казанская правительница Гаухаршад 19¬
26
Глава III. Последняя правительница Казанского ханства Сююмбике 27¬
40
Заключение 41-44
Список использованных источников и литературы 45¬
48

Актуальность темы исследования. Большинство коронованных женщин в Европе известны своей активной деятельностью, их имена вошли в историю. В Англии и России, где по сравнению с другими странами женщины чаще занимали престолы, правительницы сыграли значительную роль в истории своих стран. Например, английская королева Елизавета I (1558-1603), разбив в 1588 г. испанскую Великую армаду, сумела защитить протестантство и превратить свое государство в самую мощную морскую державу эпохи; в правление же королев Марии (1689-1694) и Анны (1702-1714) в Англии окончательно утвердилась демократия в широком понимании этого слова. С именем же королевы Виктории (1837-1901) связана целая эпоха в истории Англии, когда Британская империя распространилась по всему миру. Великобритания очень скоро захватила все важнейшие стратегические пункты мира, и благодаря такому государственному деятелю, каким являлся Дизраэли, королева получила имперский венец в Индии и присоединила к империи такие значительные земли, как Египет и Южная Африка.
В России XVIII век в полном смысле слова стал веком владычества женщин. Императрицы сумели сохранить и возвеличить роль России как великой европейской державы, которую создал Петр I, а Екатерина II, нанеся чувствительные удары Османской империи, расширила земли России и окончательно вывела ее к берегам Черного моря.
Особый интерес вызывали и вызывают восточные правительницы, потому что в европейском обществе сложился ложный стереотип о восточной женщине как о существе совершенно бесправном и полностью находящемся во власти мужчины. Как же дело обстояло на самом деле? Какова была ситуация с положением женщины в татарских государствах? В своей работе мы исследовали роль трех наиболее известных представительниц прекрасного пола - правительниц Казанского ханства и Крымского ханства - Нур-Султан, Гаухаршад и Сююмбике.
Причиной слабой изученности данной темы является, с одной стороны, малочисленность письменных источников, непосредственно освещающих личность правительниц, с другой стороны - отсутствие целенаправленных исследований. Но в последние годы дело начинает меняться.
Характеристика источников. Исторические источники по теме нашего исследования можно сгруппировать по этнолингвальному признаку.
Русские источники. До нас дошла (в русских переводах) замечательная переписка Нур-Султан с сыновьями и с Иваном III, сохранившаяся в Крымских делах Московского архива Министерства Иностранных Дел и опубликованная в 41-м Сборнике Русского Исторического Общества. Она является памятником дипломатических отношений Московского государства с Крымом, Казанью, Ногайской Ордой и Турцией и состоит из двух частей и включает в себя документы 1474-1521 гг. Письма эти представляют большой интерес, так как сквозь официальную форму дипломатической переписки можно различить следы личных переживаний Нур-Султан.
Посольские книги, изданные Таврической ученой архивной комиссии , летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью , продолжение летописи по Воскресенскому списку - дают много сведений о политической деятельности Нур-Султан, Гаухаршад и Сююмбике. Никоновская летопись относится к 20-м годам XVI века и представляет собой полный свод сведений по русской истории, а также истории соседних народов. Воскресенская летопись крупнейший, после Никоновской летописи, памятник московского летописания, представляющая собой общерусский летописный свод XVI века.
В «Казанской истории» занимает литературный портрет казанской царицы Сююмбике. Автор с особым вниманием останавливается на изображении этой женщины, ее ума, ее трогательной любви к умершему мужу Сафа-Гирею, ее внешней привлекательности . Основу повествования составляет история Казани и Казанского ханства со времени их возникновения и до завоевания Московским государством в 1552 г. «Казанская история» подробно изучалась как историко-литературное произведение Г. Н. Моисеевой. В “Царственной книге” описываются политические отношения Русского Государства и Казанским ханством.
Татарские источники.
Фольклорные источники. При изучении царицы Казанского ханства Сююмбике особый интерес вызывают баиты, народные песни, посвященные ей. В баите «Сююмбике» описывается душевные страдания ханши перед отправкой ее в Московское государство. Широкую популярность в народе получили баиты о Сююмбике, отражающие сложные государственно-политические взаимоотношения между Москвой и Казанью .
“Сеембикэ сыктавы” (“Плач Сююмбике”), и такие народные песни как “Сеембикэ китеп бара”, “Тоткын Сеембикэ” - являются ценными дополнениями при изучении жизни ханши в годы заточения . “Песня пленницы Сююмбике”, состоящий из двух частей, — своего рода монолог царицы. В первой части ее описывается тяжкое подавленное состояние духа Сююмбике. Во второй части она предается воспоминаниям детства, юности, периода своего благополучия, которым противопоставлены описания ее положения пленницы во дворце Шах-Али. В “Сеембикэ сыктавы” (Плач Сююмбике) казанская царица плачет о потерянном троне и царской власти, о горькой разлуке с любимым и единственным сыном, о тяжелой участи пленницы, лишенной отчего дома. Этот литературный памятник наиболее полно отражает последние годы жизни героической царицы.
Целью нашей работы является выявление внутренней и внешнеполитической роли правительниц Казанского ханства.
В связи с выше поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить деятельность Нур-Султан как регентши Крымских и Казанских ханов.
2. Осветить жизнь и деятельность Казанской правительницы Гаухаршад.
3. Анализировать деятельность последней правительницы Казанского ханства Сююмбике.
Степень изученности темы. Историография проблемы прошла в своем развитии три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский. Особо необходимо выделить вклад татарских историков.
Огромный вклад в изучение Казанского ханства внесли татарские историки Р. Фахретдинов , Х. Атласи , Г. Губайдуллин11, С. Х. Алишев . Наиболее полно и четко исторические воззрения Г. С. Губайдуллина отражены в его книге “История татар”. Наряду с освещением политической истории Казанского ханства, они отмечали и роль правительниц в истории государства.
Личности правительниц постордынских государств привлекали внимание исследователей несравненно чаще. В дореволюционной историографии казанская и крымская ханши Нур - Султан, казанская ханша Сююмбике стали героинями очерков М. Н Бережкова , В. В. Вельямин - Зернова . Работа Г.З. Кунцевича “История о Казанском царстве или Казанский летописец” является историко-публицистическим сочинением второй половины XVI в., представляющий собой рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношениях со времени образования Золотой Орды до завоевания Казани в 1552 г. Иваном Грозным.
В советское время изучение истории Казанского ханства активно продолжалось. В 1950-х гг. Ш.Ф. Мухамедьяров пишет диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV - первая половина XVI вв.) .
Особое место в изучении истории Казанского ханства занимают работы Г.Н. Моисеевой , М.Г. Худякова . В своей работе историк использовал разные источники, но в основном опирался на письменные. В его труде «Очерки по истории Казанского ханства» подробное изложение истории Казанского ханства.
В постсоветской историографии изучением Казанского ханства и правительниц занимаются такие историки как Г. Абдуллаева , Р.Ю.Почекаев , О. Гайваровский , М.В. Моисеев М. В , А.М. Некрасов , А.В. Беляков . В этих трудах дается определенное место и для освещения роли женщины в тюрко-монгольских государствах, описываются отдельные сюжеты жизни и деятельности Нур-Султан, Гаухаршад и Сююмбике в Казанском ханстве. Большое место занимает в изучении Казанского ханства труды Д. М. Исхакова, И. Л. Измайлова24 , Б. Л. Хамидуллина . В них подробно описаны все основные события Казанского ханства.
Некоторые представительницы правящих кругов татарских ханств средневековья стали объектом изучения турецкой исследовательницы Бахрии Учок. Например, Касимовская ханша Фатима-Бике.
В Казани, в последний год издан ряд публикаций, посвященных Сююмбике - последней казанской регентше. Например, в прошлом году издана книга-альбом о Сююмбике.
Объектом иследования выступают правительницы в истории Казанского ханства.
Предметом иследования является политическая роль Нур-Султан, Гаухаршад и Сююмбике в Казанском ханстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Принадлежность к женскому полу в тюрко-татарских государствах средневековья не являлось препятствием для достижения власти - формальной или фактической. В Казанском ханстве женщины имели возможность добиться влияния. Это свидетельствует как об их собственных дарованиях, так и о том, что отдельные правовые тенденции продолжали действовать даже в эпоху торжества ислама.
Особенно активность правительниц возрастала во время политического кризиса в ханстве. Ханша Нур-Султан активно участвовала в политике обоих ханств, стараясь обеспечить сближение Казанского ханства, в котором правили сыновья, и Крымского, правителем которого был ее супруг. Она появилась в политической арене именно во время династического кризиса в государстве. С одной стороны, ханша всеми путями стремилась укрепиться в Казанском троне с помощью своих сыновей, так же она имела огромное влияние во внутренней и внешней политике Крымского ханства.
Активное политическое влияние Гаухаршад в Казанском ханстве было связано с пересечением мужской ветви правящей династии. Не имея права на Казанский трон, она тем не менее в течение 1530 - 1540-х гг. играла едва ли не первую роль при ханском дворе, влияя на политику Казанского ханства и его соседей.
Следует отметить, что Гаухаршад опиралась на казанских аристократов и поддержку мусульманского духовенства, а сторонником Нур-Султан являлся великий князь московский. Гаухаршад участвовала в политических переворотах и в свержение ханов и их определении на казанский престол. Нур-Султан, в свою очередь, полагалась на московского князя и ей приходилось соблюдать указания союзника. Так же стоит отметить, что отношения с Москвой были значительно лучше во время влияния Нур-Султан, которая так же представляла интересы крымского хана. Гаухаршад так же старалась держать тесные политические отношения с Москвой, поскольку стремилась избавиться от крымского правления. Но царевна ставила выше интересы Казани, чем верность иностранному государю и даже собственному хану, чего не скажешь о политике Нур-Султан. Но этому тоже есть объяснение: естественная материнская забота о своих сыновьях - казанских царевичах и их интересов.
В стране, где женщины были затворницами, крымские ханши могли принимать участие в государственной жизни и заслужить себе уважение. Нур-Султан была одной из таких женщин, которая пользовалась уважением как в Казани и в Крыме, так и в Москве, а известность ее простиралась от Ногайских степей до Османской империи, Аравии и Египта.
Сююмбике оказалась во главе Казанского ханства в самый трудный момент его истории: московский князь Иван IV был настроен покончить с Казанским ханством. Ханша знала, что существует опасность со стороны Русского государства. Несмотря на то, что она всеми силами пыталась укрепить границы своего государства, все же надеялась на мир с Москвой. Во время регенства Сююмбике в Казанском ханстве продолжалась политика Сафа-Гирея. Так же главной опорой ханши были крымские войска, которые заселялись на территорию Казанского ханства, этим самым вызывали недовольство у местных жителей. Ханша все время была под давлением местной знати. Ход ее судьбы решался между ее отцом Юсуфом и Иваном Грозным.
Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы:
Нур-Султан принадлежала к правящему роду Ногайской Орды. Она была дочерью ногайского бия Тимура, который был внуком Идигея. Отец Нур¬Султан был могущественным князем, имевший влиятельных родственников. Нур-Султан родилась около 1450 г. Она была красивой, умной, властной, имела все качества, чтобы играть важную роль в политике ханства. Казанский хан Халиль, стараясь получить поддержку ногайского князя, взял в жены его дочь Нур-Султан.
Нур-Султан стояла во главе «московской партии» при крымском дворе и всячески старалась отстаивать интересы Москвы в политике Крымского ханства. Ее влияние на Менгли-Гирея было значительным, и он, несмотря на периодическое охлаждение отношений с московским правителем, до самой смерти в целом оставался союзником Московского государства. Ханша всеми путями старалась возвести на трон казанского ханства своих сыновей. При этом обеспечить тесные отношения между Казанским и Крымским ханством.
Гаухаршад была дочерью хана Ибрахима и сестра последних казанских ханов. Сведений о ее жизни во время правления отца или братьев нет. Так же не известно была ли Гаухаршад замужем, поэтому невозможно сказать к какому клану аристократии она опиралась. После пересечения династии о ее правах на трон не было и речи.
За период регентства Гаухаршад (1531 - 1533) при хане Джан-Али, практически ничто не омрачало казанско - московские отношения за исключением интриг Шах-Али. Ее принадлежность к потомкам Улуг- Мухаммада, первой казанской династии, сделала ее знаменем противников «крымской партии». Ханша и бии ставили своей целью союз с Москвой, но не полное подчинение ей, а сохранение независимого государства с учетом местных политических и правовых традиций. Гаухаршад сформировала нечто вроде «политического кружка», взгляды представителей которого можно охарактеризовать как националистические, которые стремились обеспечить учет национальных казанских интересов во внутренней и внешней политике.
Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, сына знаменитого бия Мусы. Она приходилась ханше Нур-Султан внучатой племянницей в четвертой степени. Юсуф являлся сторонником старых традиций. Сююмбике была любимым ребенком в семье, а воспитание в атмосфере мавераннахрского благочестия и почтения к традициям сыграло свою роль в формировании общественных идеалов.
До сих пор невполне ясно, почему именно на дочери Юсуфа пал выбор казанской знати как на будущую жену юного монарха. Сююмбике привлекла внимание тем, что ее отец не имел никакого отношения к казанским делам, не был связан с Крымом, и именно у него из ногайских князей, в тот момент была дочь на выданье. Юсуф надеялся, что этот брак поможет его сыновьям занять высокие места в Казанском ханстве.
На самом деле Сююмбике была лишь номинальной правительницей, фактически же после смерти Сафа-Гирея ничего не изменилось: у власти по - прежнему оставались представители крымской аристократии, во главе которых стоял Кучак - оглан. Сююмбике всеми силами старалась заключить мир с Московским государством и не допустить военного столкновения. И ханша сразу же после смерти мужа отправила послов в Москву от имени Утямеш- Гирея с грамотой, и просила установления мира между двумя государствами. Но к этому времени Иван Грозный уже готовился к походу против Казани.
Таким образом, исследование показало, что женщины-правительницы в тюрко-татарских государствах средневековья имели существенное влияние как внутри государственных, так и во внешнеполитических отношениях. Принадлежность к исламу не являлась препятствием для достижения власти - формальной или фактической.



1. Бережков М.Н. Нур-Султан, царица Крымская// Известия Таврической ученой архивной комиссии № 21. - Симферополь, 1897. - 35 с.
2. Казанская история. Подготовка текста, вступительная статья и примечания Г.Н. Моисеевой. Под ред. чл.-корр. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. М.—Л., 1954. - 96 с.
3. Кунцевич Г.З. История о Казанском царстве или Казанский летописец. СПб., 1905. 693 с.
4. Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. - М.: Яз.рус.культуры, 2000.
5. Полное собрание русских летописей. Т. VIII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. - М.: Яз.рус.культуры, 2001. - 309 с.
6. Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой (1551 - 1561 гг.) / [сост. Д. А. Мустафина, В. В. Трепавлов]. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2006. - 391 с.
7. Царственная книга, то есть летописец царствования Иоанна Васильевича, от 7042 году до 7061, напечатан с писменного, который сыскан в Москве в Патриаршебиблеотеке. Спб., 1769. - 347 с.
Б) на татарском языке:
1) Татар халык ижаты. Бэетлэр. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1983. 352 С.
2) Татар халык ижаты: Тарихи hэм лирик жырлар. - Татар.кит. нэшрияте. - Казан, 1988. 488 С.
Литература:
1. Абдуллаева Г. Нур-Султан - ханша Казанская и Крымская // Авдет. № 40. 10. 03. 2011. Электронная публикация с официального сайта издания: http:// www.avdet.orq.
2. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV - XVI вв.
- Казань: Татарское кн. изд-во, 1995. - 160 с.
3. АлишевС.Х. Казанское ханство .— Казань : Татар.кн. изд-во, 2002 .— 48 с.
4. Алишев С.Х. Казан ханлыгы чорындагы татарча чыганаклар. - Казан: ТФА Тарих институты, 2003. - 72 с.
5. Атласи h. Себер тарихы. Сеембикэ. Казан ханлыгы. - Казан: Тат. кит. нэшр.,1993. - 251 б.
6. Баттал Г. Казан теркилэре.-Казан: Тат.кит. нэшр., 1996. - 258 с.
7. Бахтин А.Г. Русское государство и Казанское ханство: межгосударственные отношения в XV - XVI веках :Автореф. дис. д-ра ист. наук. 07.00.02 / Бахтин А.Г. — М., 2001 .— 44с.
8. Бахтин А.Г. Образование Казанского и Касимовского ханств: монография / А.Г.Бахтин; Федерал.агентство по образованию; Маврийский гос. ун-т. - Йошкар-Ола: Мар. Гос. ун-т, 2008. - 251 с.
9. Беляков А.В. Моисеев М.В. Сююн-бике: из ногайских степей в касимовские царицы // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Т.5. - Рязань, 2004. - 198 с.
10. Бережков М.Н. Древнейшая книга Крымских посольских дел (1474 - 1505 г.) // Известия Таврической ученой архивной комиссии № 21. - Симферополь, 1894. - 55 с.
11. Бережков М.Н. Нур-Султан, царица Крымская// Известия Таврической ученой архивной комиссии № 21. - Симферополь, 1897. - 35 с.
12. Вэлиди Э.З. Кыскачатерек-татар тарихы. - Казан:Тат.кит. нэшр., 1992. - 181 с.
13. Вельямин-Зернов В.В. Исследование о касимских царях и царевичах. Ч. 1. СПб., 1863. - 288 с.
14. Воронцов К. Историко - типологический очерк Казани перед завоеванием ее русскими. - ксерокопия с изд. 1890 г. - Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1890 - 39 с.
15. Гобайдуллин Г.С. Татар тарихы [История татар]. Казань, 1923. - 289 с.
16. Гайваровский О. Страна Крым. Крымское ханство в лицах и событиях. Симферополь. - 2004. - 314 с.
17. Зайцев И.В. Между Москвой и Стамбулом: Джучидские государства, Москва и Османская империя (конец XV - первая половина XVI вв.). - М.:Рудомино, 2004. - 276 с.
18. Исхаков Д.М. Измайлов И.Л. Введение в историю Казанского ханства.
Очерки. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2005 - 116 с.
19. Некрасов А.М. Женщины ханского дома Гиреев eXV -XVI вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. - М.: Восточная литература РАН, 2000 - 214 с.
20. Моисеев М.В. Взаимоотношения России и Ногайской Орды. (1489 - 1563). Дисс. канд. ист. наук. М., 2007 - 78 с.
21. Моисеева Г.Н. Казанская царица Сююн-бике и Сумбека «Казанская история»// Труды отдела древнерусской литературы. Т. XII. М., Л., 1956. - 268 с.
22. Мухамедьяров Ш.Ф. Социально - экономический и государственный строй Казанского ханства (XV - первая половинаXVI вв.) / Ш. Ф. Мухамедьяров; АН РТ, Ин-т истории им. Ш. Марджани. - Казань - Ихлас, 2012. - 275 с.
23. Почекаев Р.Ю., ПочекаеваИ.Н.Властительницы Евразии. История и мифы о правительницах тюркомонгольских государств XIII-XIX вв. — СПб., М.: ЕВРАЗИЯ, 2012. - 384 с.
24. Рахимзянов Б.Р. Касимовское ханство (1445 - 1552 гг.). Очерки истории. - Казань: Татар.книжн. изд-во, 2009. - 207 с.
25. Сеембикэ ханбикэ: ж-к. Тарихи, ф. хезмэтлэр, бэяннар, эд. эс., эс. Озеклэр/ Ф.Р.Бэдретдинова, С.И. Ибрагимова. - Казан: Идел - Пресс, 2001. - 279 б.
26. Фэхретдин Р. Казан ханнары. - «Мирас», 1994, №2. - 60 с.
27. Хамидуллин Б.Л. Народы Казанского ханства: Этносоциал. исслед./ Булат Хамидуллин; АНРесп. Татарстан, Ин-т истории. - Казань: тат.кн. изд-во, 2002. - 335 с.
28. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. -М.: Издательская
фирма "Восточная литература" РАН, 2001. - 207 с.
29. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - М.: Наука, 1996. - 610 с.
30. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: От союза к противостоянию. Конец XV - XVI вв. М.:Едиториал УРСС, 2001. - 245 с.
31. Юсупов Н. О роде князей Юсуповых: собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним российских государей с 16 до половины 19 вв. и других фамильных бумаг, с присовокуплением поколений росписи предков князей Юсуповых с 16 в. - С.- Петербург, Ч1 - 1866. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ