Введение 3
Глава 1. Понятие и виды государственного контроля 8
1.1 Государственный контроль как вид государственной управленческой
деятельности 8
1.2 Классификация видов государственного контроля 19
1.3 Процессуальная форма контрольной деятельности 30
Глава 2. Особенности и актуальные проблемы осуществления отдельных видов государственного контроля 37
2.1 Финансовый контроль 37
2.2 Государственный контроль в сфере труда 47
2.3 Лицензионный контроль 55
Глава 3. Виды государственного контроля в системе разделения властей 67
3.1 Президентский контроль 67
3.2 Контроль органов исполнительной и законодательной власти 74
3.3 Судебный конституционный контроль 80
Заключение 87
Список использованных источников, нормативных правовых актов и специальной литературы
Государственное управление, как и любая другая государственная деятельность, осуществляется посредством принятия решения, его исполнения и контроля за исполнением. Контроль - одна из основных функций в механизме реализации государственной власти. Он осуществляется на всех уровнях государственной деятельности и существенно влияет на состояние правопорядка, демократии, гарантированности прав человека. Государственный контроль отражает происходящие в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.
За последние десятилетия отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, которое явилось реакцией на тотальный всеобъемлющий контроль, существовавший в Советском государстве, и, как следствие, породило отказ от необходимости любого контроля вообще, до позитивного, считающего контроль панацеей от всех бед, обосновывающего необходимость его осуществления любыми способами, порой игнорирующими права и интересы контролируемых субъектов.
Значительное место в осуществлении государственного контроля принадлежит исполнительной власти, с функционированием которой он неразрывно связан. Именно контроль исполнительной власти, как следует из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2012 г., у предпринимательства в целом, а малого в особенности, вызывает огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением, - прежде всего со стороны надзорных органов и инспекций.
Президентом Российской Федерации отмечается, что издержки от такого надзора очень велики, а порой - абсолютно бессмысленны. Несмотря на значительные штаты (сотни тысяч человек) контролирующих органов и аккредитованных при них коммерческих организаций, контроль зачастую осуществляется формально. При этом материальный ущерб от аварий, обвалов, пожаров и тому подобного не уменьшается. А «предписания и штрафы, равно как поборы и взятки, ложатся непомерным бременем и угнетают предпринимательство».
Поэтому необходимость внесения изменений в законы и подзаконные акты, которые уточняют и упорядочивают полномочия надзорных органов, существует в России постоянно.
Обращение к теме квалификационного исследования обосновывается актуальностью вопроса, многозначностью и значимостью проблемы, неопределенностью значительного спектра вопросов в этой области:
- отсутствует доктрина и законодательная концепция общегосударственного контроля в системе государственной власти;
- существенным образом преобразовались предметы ведения исполнительной власти, обозначилось их многообразие, различие статуса и форм;
- сохраняют актуальность проблемы обеспечения прав и интересов стороны, в отношении которой государственные органы власти осуществляют контрольные полномочия;
- имеются пробелы в законодательном регулировании контроля: отсутствует определение сущности государственного контроля как единой формы осуществления государственной власти.
Государственная власть, осуществляя государственный контроль, вторгается в область прав и свобод граждан, ограничивает свободу деятельности организаций. При осуществлении контроля, как для граждан, так и для организаций в определенных случаях могут наступить различные негативные последствия. Однако в соответствии со ст.2 Конституции РФ положение человека, его права и свободы, как высшая ценность, обладают приоритетом, верховенством. Этот конституционный постулат имеет развитие в действующем законодательстве России, обозначая, что в современном демократичном обществе базовыми целями выступают интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с правами других институтов общества. Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. В связи с этим, деятельность по осуществлению государственного контроля нуждается во всестороннем и тщательном нормативном регулировании. Для этого государство определяет условия, развивает и создает соответствующие средства и устанавливает юридические механизмы осуществления государственного контроля. Объект государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью, очень многообразен. К нему относятся, например: - в экономической сфере: конкуренция и монополистическая деятельность, внешняя торговля, приватизация, лицензирование отдельных видов деятельности, финансы и налоги и так далее; - в социально-культурной сфере: здоровье граждан, социальное обслуживание, образование, санитарно-эпидемиологическое благополучие, культура и так далее; - в административно-политической сфере: оборона, военная служба, безопасность, внутренние дела и так далее.
Следует отметить, что контрольно-надзорная деятельность государства приобретает все более важный характер. В демократически развитых государствах она выделяется в новую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля. Можно сказать, что вопрос государственного контроля остается «вечно» актуальным, так как без него невозможно реализовать функцию управления - неотъемлемую составляющую государственной власти.
Методологическую основу квалификационного исследования составляет совокупность различных методов, применяемых для познания исследуемой материи. В работе использовались общенаучные методы - диалектический, системный, формально-логический, социологический; специальные методы - сравнительного правоведения, функциональный, историко-юридический, правового моделирования.
При написании данного исследования использовались научные труды таких авторов, как Ю.С. Адушкина, А.П. Алехина, В.Г. Афанасьева, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, И.А. Габричидзе, В.М. Горшенева, Д. Димитрова, К. Киллена, В.И. Кнорринга, Ю.М.Козлова, Б.М.Лазарева, А.В.Лунева, Б.М.Макарова, В.М.Манохина, Л.А. Мицкевича, И.В. Пановой, Н.Г. Салищевой, Е Старосьцяка, М.С. Студеникиной, Г.А. Туманова, В.И. Туранова, В.И. Туровцева, Е.В. Шориной, Ц.А. Ямпольской и других. В работе нашли отражение материалы научных конференций и периодической печати по вопросам темы исследования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля в системе государственной власти.
Предмет исследования - сущность, содержание, виды государственного контроля и механизм его осуществления.
Выводы и предложения, сформулированные в исследовании, могут быть использованы для дальнейшей научно-исследовательской работы по актуальным проблемам реализации исполнительной власти, осуществления контроля.
Целью квалификационного исследования является изучение государственного контроля и его видов в системе разделения властей, которые были приняты в соответствии с Конституцией РФ.
Обозначенная цель обуславливают постановку и решение при написании исследования следующих задач:
1) раскрытие сущности и специфики государственного контроля в системе механизма государственной власти;
2) рассмотреть классификацию государственного контроля по различным основаниям;
3) определить процессуальную форму осуществления контрольной деятельности;
4) анализ особенностей отдельных видов государственного контроля;
5) раскрытие особенностей и актуальных вопросов осуществления отдельных видов государственного контроля.
Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Основные положения работы докладывались на международной научно - практической конференции «Антропология права и правовой плюрализм» (г. Омск, 2017 г.); международной научно - практической конференции «Верховенство права и правовое государство» (г. Волгоград, 2017 г.)
По материалам диссертационной работы опубликовано 3 научные статьи в сборнике научно-исследовательского центра «Аэтерна» г. Уфа.
Завершая исследование, полагаю целесообразным обозначить основные выводы, которые позволило сделать проведенное исследование
Чтобы избежать узкого понимания государственного контроля как проверки, являющейся основной, но не единственной формой его осуществления, необходимо помнить следующее: Государственной контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. Из выше сказанного следует, что государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.
Вместе с тем контрольная деятельность как таковая присуща в той или иной степени почти всякому государственному органу, но она не является для него основной. В отличие от «побочного» и «частичного» контроля у любого государства есть универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти. Эта функция и реализуется особой ветвью власти — контрольной. В подтверждение этому определяются два основных критерия выделения контроля в самостоятельную власть: универсальность контрольной функции государственной власти и наличие органов, для которых контрольная функция является основной, главенствующей. Но следует отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает разделение государственной власти только на законодательную, исполнительную и судебную. Понятие контроля хоть и является самостоятельным, но все же представляется недостаточно широким
для формирования отдельной ветви власти.
Независимость контрольной власти от других ветвей вряд ли возможна даже в организационном смысле: органы, осуществляющие государственный контроль, является органами одной из ветвей власти (так, Центральный банк представляет собой орган исполнительной власти, Государственная Дума (как орган, в частности, парламентского контроля) - орган представительной власти, суды, являясь органами судебной власти, осуществляют судебный контроль), и в этом смысле не могут быть независимыми.
В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, выделяют следующие его виды:
- президентский контроль;
- контроль законодательной власти;
- контроль исполнительной власти;
- судебный контроль.
Конечно, принцип разделения властей не подразумевает их полной независимости, но согласно Конституции РФ органы ветвей власти самостоятельны. При этом органы, осуществляющие государственный контроль даже в качестве основной, главенствующей функции, качеством самостоятельности не обладают. В связи с этим можно считать, что государственный контроль представляет собой хоть и самостоятельную, но узкую, специфическую функцию, и эта функция реализуется через органы, принадлежащие основным ветвям власти, которые обладают широким функционалом, в том числе контрольным.
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы. Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.
Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации исполнительной ветви власти. Он имеет не меньшее значение в жизни общества и государства, чем контроль законодательной и судебной ветви власти, а также прокурорский надзор, особое превентивное значение и поэтому должен быть закреплен в нормах Конституции Российской Федерации.
Контрольный процесс - это урегулированная нормами права деятельность по осуществлению контроля, представляет особый вид административного процесса и состоит из набора процедур организации, реализации и пересмотра контрольных действий, совершаемых последовательно. Процедуры государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью, являются едиными для всех видов государственного контроля исполнительной власти вне зависимости от целей и задач, стоящих перед контролем, органов, осуществляющих контроль, сферы или области, в которой он реализуется, в связи с чем, предлагается решить задачу по унификации этих процедур.
Государственный контроль как форма государственной власти снабжает выполнение законов и иных нормативных актов, преследуя при этом цель недопущения отклонений от законодательных норм.
Содержание государственного контроля - это деятельность государственных органов, обеспечивающая предупреждение и выявление правонарушений в социальной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных органов, лиц.
Цели государственного контроля: а) охрана конституционного строя, б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в) повышение результативности государственного управления, г) поддержание устойчивости государственного устройства, д) обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ.
Изучив научную и юридическую литературу в области государственного контроля и его видов можно сделать вывод, что прежде всего государственный контроль действует в интересах общества, а во второстепенном плане, уже в интересах самого государства в целом.
Органы государственного контроля построены и действуют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства, из законодательно обусловленной деятельности по контролю. Государственный контроль - это контроль, государственных органов, направленный на достижение целей государственного развития, формирование социальных институтов.
На основании сделанных по результатам исследования выводов можно сказать, что цель данной работы была достигнута, а поставленные во введении задачи выполнены.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в реакции Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 №4-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 1997. - №1. - Ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 28.12.2016 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №13. - Ст.1447.
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 31.01.2016 №1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №9. - Ст. 1011.
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 28.12.2016 №12-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. №345-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №44. - Ст. 4147.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 256-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (часть I). - Ст.3.
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 октября 2017 г. №299-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №40. - Ст. 3822.
10. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №216-ФЗ) // Российская газета. - 2011. - 6 мая.
11. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №281-ФЗ) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - №27.
- Ст. 357.
12. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №278-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1995. - №48. - Ст. 4553.
13. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №245-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №28. - Ст. 2895.
14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №242-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - Ст. 6724.
15. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №246-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - №8. - Ст. 366.
16. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 №285-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №1. - Ст. 2.
17. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 30 октября 2017 г. №308-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52. - Ст. 6249.
18. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. №196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. №88-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №1. - Ст.7.
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. №216-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53 (часть I). - Ст. 7598.
20. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (в редакции постановления Правительства РФ от 4 июля 2017 г. №791) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - Ст. 6931.
21. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 28 сентября 2017 г. №448) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №11. - Ст. 945.
22. Указ Президента РФ от 06.05.2011 №590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 25.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №19. - Ст. 2721.
23. Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в редакции Указа Президента РФ от 20.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №20. - Ст. 2112.
24. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 3 апреля 2017 г. №141) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №22. - Ст.2754.
25. Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 25 августа 2016 г. N 430) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №15. - Ст. 1395.
26. Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №24. - Ст. 2392.
27. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.» (в редакции постановления Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 1013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №28. - Ст. 3720.
28. Земельный кодекс РСФСР 1922 года (утратил силу) // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1922. - №68. - Ст. 901.
29. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. №33 (Часть I). - Ст. 3430.
30. Положение о прокурорском надзоре 11922 года (утратило силу) // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. - 1922. - №36. - Ст. 424.
II. Специальная литература
31. Авакьян С.А. Современные проблемы организации публичнойвласти. Монография. - М.: Юстицинформ. - 2014. - С.106.
32. Адилов А.А. Особенности и актуальные проблемы осуществления финансового контроля // «Верховенство трава и правовое государство» (1 ноября 2017 г. Волгоград ) Сб. науч. тр. под Вред. к. н. А.А. Сукиасяна. Уфа. Научно - издательский центр АЭТЕРНА, 2017. С. 14 - 28.
33. Адилов А.А. Судебный конституционный контроль в системе разделения властей // «Антропология права и правовой плюрализм» (15 ноября 2017 г., г. Омск ) Сб. науч. тр. под ред. к. н. А.А. Сукиасяна. Уфа. Научно - издательский центр АЭТЕРНА, 2017. С. 27 - 32.
34. Алёшин К.Н. Контроль в сфере государственного оборонного заказа: соотношение и конкуренция норм. // Журнал «Право и экономика» - 2016. - №5.
35. Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. - 2014. - №1.
36. Барамидзе Г.А. Правовое регулирование финансового контроля государственных «корпораций (на примере Государственной корпорации «Росатом» // Журнал «Актуальные проблемы [российского права». - 2016. - №12.
37. Бахрах [Д.Н., Россинский Б.В., Старилов [Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 743.
38. Беляев [В.П. Контроль как форма юридической [деятельности и гарантия законности // Право и политика. - 2014. - №2. - С. 17.
39. Беляев В.П. О проблемах эффективности государственного контроля // Правоведение. - 2006. - №2. - С.69.
40. Бикметов Р.И., Кирсанов Р.В., Тишин Р.В. Комментарий к разделу X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации. - Специально для системы ГАРАНТ, 2016.
41. Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Государственный контроль и защита предпринимательства. - М., 2009. - С. 87.
42. Вороненков Д.Н. Теоретические и нормативные основы судебного контроля в механизме разделении властей: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2013. - С. 14.
43. Игнатьева Н.В. Саморегулируемые организации в фарминдустрии - мечты или реальность? // Фармацевтическое обозрение. - 2013. - №10.
44. Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования // Журнал российского права. - 2007. - №5.
45. Грачева Е.Ю. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации, постатейный, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - 506 с.
46. Карасев А.Т., Гиздатов А.Р. Парламентский контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации. // Журнал «Актуальные проблемы российского права» - 2015. - №9.
47. Князева Н.А. Защита трудовых прав групп работников // Журнал российского права. - 2016. - №11. - С. 62.
48. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / под. ред. проф. Химичевой Н.И. - М., 2011. - С. 62.
49. Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческойдеятельности. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №8.
50. Курилюк Ю.Е. Общественный контроль как форма реализации права граждан участвовать в управлении делами государства и перспективы изменения его правового регулирования // Журнал «Образование и право». - 2017. - №6. - С.18.
51. Лапшина А.И. Правовые последствия общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. // Журнал «Актуальные проблемы российского права» - 2015. - №11.
52. Лушников A.M. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (опыт комплексного анализа отечественной модели) // Трудовое право в России и за рубежом. Пилотный выпуск. 2009. - С.6.
53. Марков К.В. Государственный контроль: опыт и проблемы. - М., 2015. - С.27-29.
54. Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - С.11.
55. Мицкевич Л.А., Васильева А.Ф. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства и административная ответственность: критерии соотношения // Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика». - 2017. - №6. - С.38-43.
56. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права . - 2012. - №6. - С.19.
57. Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство иэкономика. - 2011. - №8.
58. Ноздрачев А.Ф. Правовое регулирование государственного контроля: монография. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - 2013. - 152 с.
59. Осинцев Д.Н. Акты органов государственного контроля (надзора) и акты прокурорского реагирования: основания и условия принятия и реализации // Журнал «Законность». - 2017. - №5.
60. Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в РФ. - Саратов, 2001. - С. 140-141.
61. Панова И.В. Понятие и виды административных процедур // Журнал «Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата». - 2016. - №1.
62. Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора. // Журнал российского права. - 2013. - №7.
63. Попов Н.М., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: Проспект, 2010 - 560с.
64. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. - 2012. - 19 апреля.
65. Правовое регулирование государственного контроля: монография / отв. ред. д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации А.Ф. Ноздрачев. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013.
66. Родионова В.М., Шлейников В.И Финансовый контроль. - М., 2012. - С. 16.
67. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник. - Харьков: Консум. Университет внутренних дел, 2013. - С. 551.
68. Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: монография / Акад. Генеральной прокуратуры РФ. - М., 2011. - С.40-46.
69. Тарасов A.M. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. - 2012. - №1. - С.22-26.
70. Тарасов А.М. Технология государственного (президентского) контроля: элементы эффективности // Право и политика. - 2011. - №12. - С. 55.
71. Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. - М., 2006. - С. 63-64.
72. Шаповалов М.А., Никифорова С.Т., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». - Специально для системы ГАРАНТ, 2017.
73. Шевелева А.А. Совершенствование законодательства о проверках при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - №5. - С.48-49.
74. Южаков В.Н., Александров О.В., Талапина Э.В. О системности правового регулирования государственного управления в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - №7.
III. Судебная практика.
75. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева» // Собрание законодательства. - 2004. - №30. - Ст. 3214.
76. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2004. - №8.
77. Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N КАС10-661 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 12.11.2010 N ГКПИ10-1126, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пп. «д» п. 17 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288» // СПС «Гарант».
78. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 по делу N А05-10998/2007 // СПС «Гарант».
79. Постановление ФАС Московского округа от 09.02.2010 N КА- А40/15498-09 по делу N А40-52466/09-145-334 // СПС «Гарант».
80. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2008 N Ф03- А24/08-1/2198 по делу N А24-5694/2007 // СПС «Гарант».
81. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 N Ф08-902/2015 по делу N А63-5803/2014 // СПС «Гарант».