ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки применения метода укрупненных дидактических единиц в обучении грамматике 7
1.1 Формирование грамматического навыка как психолого-педагогическая проблема
1.2 Применение метода укрупненных дидактических единиц в формировании
грамматических навыков как психолого-методическая проблема
Выводы по Главе I
ГЛАВА II. Дидактические условия применения метода укрупненных дидактических единиц в изучении грамматической темы «Нереальное действие» 26
2.1. Обоснование укрупненной дидактической единицы «Unreal action» 26
2.1.1 Обоснование укрупненной дидактической единицы «Unreal condition»..26
2.1.2 Обоснование укрупненной дидактической единицы «Unreal wish»...29
2.2. Опытная проверка эффективности укрупненной дидактической единицы
«Unreal action» как средства формирования грамматического навыка 32
Выводы по Главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Библиографический список
Цель преподавания иностранного языка как учебного предмета в контексте нового Федерального государственного стандарта общего образования состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка» в совокупности ее составляющих [10].
Изучение иностранных языков включает несколько аспектов, одним из которых является грамматика.
Согласно определению В.Г. Гака, грамматика «является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания» [19, с. 101].
Формирование у обучающихся грамматических навыков как основы речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма является основной целью обучения грамматике в школе.
Несомненно, обучение грамматической стороне речи является неотъемлемым компонентом процесса обучения иноязычному общению, поскольку умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от коммуникативного намерения в конкретной ситуации, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Таким образом, именно благодаря наличию прочно сформированных грамматических навыков обеспечивается полноценное речевое взаимодействие.
Усвоение грамматики вызывает у обучающихся большие трудности, так как им приходится изучать множество грамматических терминов и правил, запоминать исключения. В то же время преподавание грамматики в школах часто ограничивается заучиванием грамматических конструкций, выполнением однотипных упражнений, применяя которые обучающийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает.
Фрагментарность грамматических знаний является результатом того, что явления, в основе которых лежат сходные грамматические действия, изучаются как совершенно новый материал. Фрагментарные знания создают иллюзию сформированности грамматического навыка.
Одним из основных признаков сформированности грамматического навыка является способность обучающихся к переносу обобщенной схемы грамматических действий, усвоенной на примере изучения одного явления, на другие, в основе которых лежат аналогичные действия.
Приходится констатировать, что существует противоречие между фрагментарностью знаний и необходимостью формирования целостного представления, знания о явлениях, относящихся к тому же классу.
Возникает такой закономерный вопрос, как же с ней бороться? Необходимость ответить на этот вопрос и определяет актуальность темы данного исследования.
Цель исследования - обосновать дидактические условия эффективности применения метода укрупненных дидактических единиц в обучении грамматике.
Объектом исследования в данной работе является процесс формирования грамматических навыков.
Предметом исследования является применение метода укрупненной дидактической единицы в процессе формирования грамматических навыков.
Гипотеза исследования - предположение о том, что изучение грамматики иностранного языка на основе использования укрупненных дидактических единиц будет эффективным, при условии, что:
1) в основе укрупненной дидактической единицы (УДЕ) лежит обобщенная схема грамматических действий;
2) УДЕ основана на явлении грамматического переноса;
3) УДЕ позволяет преодолеть фрагментарность знаний при изучении однопорядковых явлений.
Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
- изучить состояние проблемы формирования грамматических навыков в теории и практике обучения английскому языку;
- изучить состояние проблемы применения метода укрупненной дидактической единицы в теории и практике обучения иностранным языкам;
- систематизировать собранный фактический материал;
- обосновать дидактические условия применения УДЕ.
Методологической базой исследования послужили работы таких исследователей, как: И.Ф. Харламова, Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, Д.Н. Узнадзе, А.М. Новикова, Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Горчева, Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, О.И. Трубицыной, О. Есперсена, Дж. Керма, Ю.А. Комаровой, Е.Н. Солововой, Ф.Ш. Мустафиной, П.М. Эрдниева, и другие.
На разных этапах исследования, в зависимости от поставленных задач, использовались следующие методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, формализация, классификация, обобщение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе делается попытка исследования применения метода укрупненных дидактических единиц в обучении грамматике иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания английской грамматики в средней и высшей школе.
Этапы исследования:
I этап: отбор теоретического материала и его анализ.
II этап: исследовательская работа.
III этап: обобщение полученных данных.
Апробация основных результатов исследования была проведена в форме доклада на ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (апрель, 2018 г.) и статьи в журнале «Аллея науки» в разделе «Современные направления образования и педагогики» (май, 2018 г.)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка.
Данная работа посвящена исследованию одной из актуальных проблем обучения грамматике английского языка - преодолению фрагментарности знаний.
В ходе исследовательской деятельности была достигнута цель и реализованы поставленные задачи. А именно: изучена литература по данной теме, рассмотрено состояние проблемы формирования грамматических навыков в теории и практике обучения английскому языку и состояние проблемы применения метода укрупненных дидактических единиц в теории и практике обучения иностранным языкам, собран и систематизирован фактический материал и обоснованы дидактические условия применения УДЕ.
Результаты проведенного исследования дают основание для вывода о том, что фрагментарность знаний является следствием того, что явления, в основе которых лежат сходные грамматические действия, изучаются как совершенно новый материал. Фрагментарные знания создают иллюзию сформированности грамматического навыка, так как при возникновении ситуации выбора, появляются ошибки подмены одного понятия другим.
Проведенный нами анализ показывает, что интерес к этой проблеме в обучении английскому языку не получил широкого распространения. Однако на материале школьной математики был разработан метод укрупненных дидактических единиц, применение которого на уроках английского языка отвечает потребности развивать способность обучающихся к переносу обобщенной схемы грамматических действий, усвоенной на примере изучения одного явления, на другие, в основе которых лежат аналогичные действия. Одним из условий эффективного применения данного метода является правильный подбор грамматического материала, на основе которого лежала бы обобщенная схема грамматических действий.
На основании полученных знаний об изучаемом предмете нами были разработаны укрупненные дидактические единицы нереального условия и нереального желания, которые представляют один коммуникативный блок, поскольку они логически взаимосвязаны. Далее была обоснована система упражнений, которая дает возможность поэтапно формировать грамматический навык и создает условия для преодоления фрагментарности знаний.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что подача материала блоками, одновременное изучение взаимосвязанных тем и действий способствует повышению качества знаний обучающихся при одновременном сокращении расхода учебного времени на изучение темы. У обучающихся создаётся целостное представление о теме в форме графического образа и функциональной схемы, которые дают возможность непосредственного схватывания пространственных и логических отношений между изучаемыми грамматическими структурами.
Проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейшего исследования проблемы на примере других тем.
1) Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2) Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие/ Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.В. Акимова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 с.
3) Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля//Иностр. языки вшколе, 1984. - № 6. - С.68-72.
4) Есперсен О. Философия грамматики: Пер. с англ. - М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 404 с.
5) Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. - 1986. - №2 март-апрель 1986. - С. 138-149. [Электронный ресурс]. URL: http://avkrasn.ru/article-88.html (дата обращения: 09.02.2018)
6) Каушанская В.Л., Ковнер Р.Л., Кожевникова О.Н. и др. Грамматика английского языка (на английском языке). Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебника для студентов Педагогических институтов 4-е издание. Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение, 1973. - 340 с.
7) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь., 2003г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.psyoffice.ru/6-1024-umenie.htm (дата обращения: 07.02.2018)
8) Кутузов Л.Ф. Практическая грамматика английского языка. М.: Вече, 1998. - 448 с.
9) Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
- 672 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/dict/13.php (дата обращения: 18.02.2018)
10) Министерство образования и науки Российской Федерации.
[Электронный ресурс]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %8 2%D1%8B (дата обращения: 25.01.2018)
11) Мустафина Ф.Ш. Методика обучения иностранным языкам и воспитания: учебное пособие - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. - 284 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/70176(дата обращения: 15.02.2018)
12) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.-4-изд. - Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
13) Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
14) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институтрусского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov- online.ru/slovar-ozhegova(дата обращения: 15.02.2018)
15) Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному языку. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.
16) Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
17) Петруль А.Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 172-176.
18) Психологический взгляд (PsyVision). [Электронный ресурс]. URL: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/478-ped-tech1 (дата обращения: 09.02.2018)
19) Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
20) Узнадзе Д.Н. Основные понятия психологической теориидеятельности. - М.: Наука, 1966. - 417 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vocabulary.ru/slovari/kratkii-slovar-psihologicheskih-terminov.html (дата обращения: 15.02.2018)
21) Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы. Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВАИУ, 2010. - 80 с. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/termin/didakticheskaja-edinica.html (дата обращения: 03.03.2018)
22) Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка» в 3 т. на основе 4-томного издания 1948 г., М.: «Вече», «Си ЭТС», 2001. - 844 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ushakov-online.ru/slovar-ushakova(дата обращения: 16.02.2018)
23) Федеральный центр образовательного законодательства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.ru/faq/arkhiv-voprosov.php(дата обращения: 03.03.2018)
24) Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е издание, переработанное и дополненное. М: «Высшая школа», 1990. - 519 с. [Электронный ресурс]. URL: http://avkrasn.ru/article-88.html (дата обращения: 16.02.2018)
25) Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.
26) Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1992. - 175 с.
27) Bradbury Ray. Dandelion wine. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015., p.320
28) Cambridge University Press. - Singapore: KHL Printing Co Pte Ltd, 2004., p. 379
29) Curme G. A grammar of the English language: In three volumes. Vol. 2. Boston, 1935. - 370 p.
30) Dickens Charles. Great Expectations. - New York: New American Library,2009., p. 510
31) Dreiser Theodore. Sister Carrie. - М.: Higher school publishing house,1968., p. 105
32) Galsworthy John. The Forsyte Saga, Том 2. [Электронный ресурс]. URL:https://books.google.ru/books?id=hm5hvzzKET8C&pg=PT126&lpg=PT126&dq=If+I+had+consulted+my+own+interests,+I+should+never+have+come+here.&source=bl&ots=RbiPh6iOqC&sig=SMnlJe5Kt_ILVdZpesZmEalrm7s&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj0yvj965HYAhVRJVAKHfSlDLMQ6AEIOzAD#v=onepage&q=If%20I%20had%20consulted%20my%20own%20interests%2C%20I%20should%20never%20have%20come%20here.&f=false (дата обращения: 27.04.2018)
33) Mansfield Katherine. Ultimate Short Stories & Poetry Collection. - 2016.
[Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=
SSw2DQAAQBAJ&pg (дата обращения: 27.04.2018)
34) Maugham Somerset. Of Human Bondage. - 2010. [Электронный ресурс].
URL: http: //royallib .com/read/Maugham_Somerset/Of_Human_ Bondage. html#0 (дата обращения: 27.04.2018)
35) Rebecca. Daphne Du Maurier [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=IAVT6awraTAC&pg=PT109&dq=Still+Beatrice+had+taken+the+trouble+to+go+up+to+London+and+to+buy+the+books+for+me.+She+would+not+haha+done+that+if+she+disliked+me.&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjmx6Dp7ZHYAhUIElAKHZHYAhUI6AEIKjAA#v=onepage&q=Still%20Beatrice%20had%20taken%20the%20trouble%20to%20go%20up%20to%20London%20and%20to%20buy%20the%20books%20for%20me.%20SSh%20would%20not%20have%
20done%20that%20if%20she%20disliked%20me.&f=false (дата обращения: 27.04.2018)
36) Shaw Bernard. Widower's houses. - London: Constable and Company Ltd,1914., p. 172