Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 6
1.1 Понятие социальной компетентности 6
1.2 Особенности дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 17
1.3 Коммуникативная компетентность как предиктор социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 27
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Практическое исследование предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 34
2.1 Описание организации и методов исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Список литературы 49
Актуальность исследования. Тенденции к переменам в современном обществе сталкивают с необходимостью подготавливать подрастающее поколение к жизни в социуме, воспитывать личность, способную ориентироваться в условиях социально-экономических перемен, устойчивую к воздействию отрицательных факторов внешней среды. Достижение ребенком определенных высот в жизни напрямую связано с его социальной компетентностью, его способностью налаживать контакт с окружающими людьми, устанавливать добрые отношения в обществе, принимать соответствующие в данной обстановке решения.
В современной социально-педагогической науке проблема социальной компетентности весьма актуальна и ярко освещена.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема социальной компетентности не теряет своей значимости, так как используемые в практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов. Тем более не приемлемы для детей с особыми потребностями в организации образовательного и воспитательного пространства.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую часть детей с аномалиями в развитии. Данная категория обширна, и разносторонняя по происхождению и этиологии дефектов.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большинстве случаев лишены двигательной активности, или же ограничены, в связи с этим у данной категории детей в первую очередь страдает социальная компетентность, данные дети асоциальны. И, конечно же, остро встает вопрос развития социальной компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, о факторах его развития. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Известно, что социальная компетентность это необходимый компонент способствующий нормальной социализации детей, но в то же время проблема социальной компетентности недостаточно изучена.
Цель данной работы состоит в выявлении предикторов социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Изучить коммуникативную компетентность как предиктор социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В качестве объекта исследования является социальная компетентность дошкольников.
Предметом исследования является предикторы социальной компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативная способность является главным предиктором социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать сущностную содержательную характеристику понятий
«социальная компетентность», «предиктор», «компетенция»,
«компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
2. Охарактеризовать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Описать коммуникативную компетентность как предиктор социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Изучить коммуникативную компетентность как предиктор социальной компентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы выдающихся ученых теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн и др.); системно-ролевой подход (Н.М. Таланчук ); теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид); теории личностно-ориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи о природе и механизмах компетентности (А.М. Аронов, О.Е. Лебедев, Дж Равен, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование.
3) методы обработки данных (количественный и качественный).
Опытно-экспериментальная база: МАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследовании приняло участие 20 детей. 10 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 10 детей без аномалий в развитии.
Научная новизна исследования: выявлены и раскрыты особенности коммуникативной компетентности как предикторов социальной компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в работе практические рекомендации дают возможность повысить эффективность и результативность процесса работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящей из сорока четырех источников, четырех приложений.
Рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит устанавливающий характер. В работах преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия, например, в межличностных отношениях. Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного к самореализации в современных условиях. Единого устоявшегося мнения относительно видов и форм социальной
компетентности, ее структуры, проявления применительно к различным возрастным этапам, не существует.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности детей с недостатками в развитии актуальна, так как используемые в дошкольном образовании меры не дают достаточно эффективных результатов.
В качестве начальных социальных компетенций, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем следующие умения:
- коммуникативные - умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;
- личностные - умения осознавать свое «Я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;
- общекультурные - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых [9].
Владения данными умениями характеризует готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.
Формирования данных умений очень важно для дальнейшего преодоления социальной адаптации детей в Общеобразовательной среде.
Целью нашего исследования было изучение социальной
компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы:
Компетентностный подход в образовании предполагает умение применять полученные знания на практике. Идея такого подхода заключается преимущественно в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, а не только дать ему основное образование. Компетентностный подход представляется нам наиболее эффективным путем образования в силу практичности своей идеи.
Социальная компетентность - это система характеристик личности; совокупность умений, приобретенная в обществе; способность находить решения возникших проблем в зависимости от конкретной ситуации; навыки, полученные в результате успешного взаимодействия с обществом; знания изученных социальных норм и ценностных ориентиров, в совокупности предоставляющих возможность достичь высоких результатов подготовленности к деятельности в жизни и обществе, благотворно взаимодействовать с социальной средой. Наиболее значимым для педагогики и образовательного процесса является ролевой подход. Поскольку каждый человек в своей жизни выполняет определенную роль в различных обстоятельствах (дома - сына или дочери, в школе - ученика, во дворе - друга и пр.), то ролевой подход становится наиболее доступным способом формирования социальной компетентности у подростков.
Далее мы перешли к исследованию:
Нами были использованы методика «Диагностика социальной компетентности учащихся» (Беспаловой Г.М) и методика «У кого больше» для выявления коммуникативной способности дошкольников, по результатам которых выяснилось, что уровень социальной компетентности, и коммуникативная способность у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ниже, чем у здоровых детей. Мы выявили сильную взаимосвязь между компонентами социальной компетентности и показателями коммуникативных способностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Итак, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась, коммуникативные способности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата являются основным предиктором социальной компетентности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1. Брейдак, Т.А. Роль социального педагога в сопровождении процесса инклюзивного обучения детей с ОВЗ [Текст] / Т.А. Брейдак // Социальная педагогика. — 2015. — №1. — С. 26-29.
2. Выродова, И.А. Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.А. Выродова // Дошкольное воспитание . — 2015. — №5. — С. 86-92.
3. Годлиник, О.Б. Основные вопросы и концепции педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Годлиник О.Б., Соловьёва Е.А.— Электрон, текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ,
2011. — 85 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19020.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Детская патопсихология. Хрестоматия, / Сост. Н.Л. Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-Центр, 2012. - 289 с.
5. Дробышева, Е.А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство [Текст] / Е. А. Дробышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2013. — №4. — С. 42-45.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов. - 2004. - 163 с.
7. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Электронный ресурс]: монография/ Коробейников И.А.— Электрон, текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 192 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
8. Кокорина, Т.Е. Индивидуальная программа развития — механизм комплексной реабилитации ребенка — инвалида [Текст] / Т.Е. Кокорина, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 71-91.
9. Кроткова, А.В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А.В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015,—№2.— С. 33-42.
10. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение/ В.Н. Куницына// Теоретические и прикладные вопросы психологии/ под Ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995.
11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании/ЛПкольные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
12. Левченко, И.Ю. Современные проблемы организации обучения детей с церебральным параличом [Текст] / И.Ю. Левченко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — №1. — С. 15-18.
13. Лохов, М.И. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок
[Электронный ресурс]/ Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А.— Электрон, текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 328 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19452.— ЭБС «IPRbooks», по
паролю.
14. Лузина, Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и методах воспитания/ Л.М. Лузина, Е.Н. Степанов. - М.: Сфера, 2008. - 224 с.
15. Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр [Электронный
ресурс]/ Маллаев Д.М., Гасанова Д.И.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 268 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20419.— ЭБС «IPRbooks», по
паролю.
16. Марасанов, Г.И., Ротатаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. — М.: Изд. КОГИТО-ЦЕНТР, 2003. - 172 с.
17. Миллер, С.А. Психология развития: методы исследования./С.А. Миллер; - СПб.: Питер, 2010 - 321с.
18. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация. Экспериментально
психологические исследования [Электронный ресурс]/ Морозов В.П.— Электрон, текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 528 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15554.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
19.0певалова, Е.В. Психодиагностика [Электронный ресурс]: практикум/ Опевалова Е.В.— Электрон, текстовые данные.— Комсомольск-на- Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный
университет, 2009.— 232 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/22269.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
20.Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа»,
2012.
21. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 5 [Электронный ресурс]: научно-практический сборник/ Д.В. Ермолаев [и др.].— Электрон, текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 204
с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12774.— ЭБС
«IPRbooks», по паролю.
22. Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми [Электронный ресурс]: монография/ А.Л. Битова [и др.].— Электрон, текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 240 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12776.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
23. Порохина, Ж.В. Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в психологической реабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата [Текст] / Ж.В. Порохина // Социальное обслуживание. - 2014. — №8. - С. 49-57.Подымова Л.С. Психологопедагогическая инноватика. Личностный аспект [Электронный ресурс]: монография/ Подымова Л.С.— Электрон, текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 207 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18608.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
24. Потребич, А.В. Основы анатомии и физиологии центральной нервной
системы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Потребич А.В.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Российский
государственный университет им. Иммануила Канта, 2006.— 114 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23861.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
25. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗ - 2-е изд. стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208с
26. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред.Битяновой М.Р., СПб., - 2009, - 304 с.
27. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 256 с.
28. Резепина, О.Л. Структура и формирование личности. Психолого
педагогические особенности [Электронный ресурс]/ Резепина О.Л.— Электрон, текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Российская
академия театрального искусства - Е осударственный институт театрального искусства, 2006.— 32 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15652.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
29. Селевко, Е.К. Компетентности и их классификация.// Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 9.
30. Сельчихина, Е.Б. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сельчихина Е.Б.— Электрон, текстовые данные.— Калининград: Калининградский государственный университет, 2004.— 115 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24097.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
ЗЕСовременные подходы в образовании». //А.И. Кукуев, В.А. Шевченко.- Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 156с
32. Солдатова, Л.Р. Новые технологии работы с детьми дошкольного
возраста с детским церебральным параличом [Текст] / Л.Р. Солдатова // Коррекционная педагогика: теория и практика (приложение
«Специальная психология»), — 2013. — №4. — С. 16-19.
33. Столяренко, А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное
пособие/ Столяренко А.М.— Электрон, текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 479 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/8103.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
34. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.М.
Буслаева [и др.].— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/6347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
35. Толстых, Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. - СПб.: «ПИТЕР», 2009. - 592 с.
36. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития
личности и малых групп [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Е.М.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 390 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18340.— ЭБС «IPRbooks», по
паролю.
37. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева; - М.: Логос, 2013.
38. Шаргородская, Л.В. Формирование и развитие предметнопрактической деятельности на индивидуальных занятиях [Электронный ресурс]: монография/ Шаргородская Л.В.— Электрон, текстовые данные.— М.: Теревинф, 2012.— 32 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12787.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
39. Швецова, М.Н. Социально-психологическое сопровождение
замещающей семьи [Электронный ресурс]: монография/ Швецова М.Н.— Электрон, текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 188 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18620.— ЭБС «IPRbooks», по
паролю.
40. Щедровицкий, Г.П. Система педагогический исследований: Методологический анализ// Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. -
С. 12-20.
41. Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико
психологические, эколого-социологические, педагогические и специальные термины, определения и понятия) [Электронный ресурс]/ Х.М. Ахмадуллина [и др.].— Электрон, текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2010.— 432 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/20353.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
42. Якиманская, И.С. Основы личностно ориентированного образования
[Электронный ресурс]/ Якиманская И.С.— Электрон, текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.— 221 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6559.— ЭБС «IPRbooks», по
паролю.
43. Яремчук, С.В. Методы активного социально-психологического обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Яремчук С.В.— Электрон, текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009.— 121 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22288.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
44. Яремчук, С.В. Организация проведения экспериментальных
исследований [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Яремчук С.В.— Электрон, текстовые данные.— Комсомольск-на- Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный
университет, 2011.—141 с. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/22282.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.