ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 6
1.1 Понятие социальной компетентности 6
1.2 Особенности дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 17
1.3 Коммуникативная компетентность как предиктор социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 27
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Практическое исследование предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 34
2.1 Описание организации и методов исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Список литературы 49
Глава I. Теоретические аспекты исследования предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 6
1.1 Понятие социальной компетентности 6
1.2 Особенности дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 17
1.3 Коммуникативная компетентность как предиктор социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного
аппарата 27
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Практическое исследование предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 34
2.1 Описание организации и методов исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по 2 главе 45
Заключение 46
Список литературы 49
Актуальность исследования. Тенденции к переменам в современном обществе сталкивают с необходимостью подготавливать подрастающее поколение к жизни в социуме, воспитывать личность, способную ориентироваться в условиях социально-экономических перемен, устойчивую к воздействию отрицательных факторов внешней среды. Достижение ребенком определенных высот в жизни напрямую связано с его социальной компетентностью, его способностью налаживать контакт с окружающими людьми, устанавливать добрые отношения в обществе, принимать соответствующие в данной обстановке решения.
В современной социально-педагогической науке проблема социальной компетентности весьма актуальна и ярко освещена.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема социальной компетентности не теряет своей значимости, так как используемые в практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов. Тем более не приемлемы для детей с особыми потребностями в организации образовательного и воспитательного пространства.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую часть детей с аномалиями в развитии. Данная категория обширна, и разносторонняя по происхождению и этиологии дефектов.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большинстве случаев лишены двигательной активности, или же ограничены, в связи с этим у данной категории детей в первую очередь страдает социальная компетентность, данные дети асоциальны. И, конечно же, остро встает вопрос развития социальной компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, о факторах его развития. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Известно, что социальная компетентность это необходимый компонент способствующий нормальной социализации детей, но в то же время проблема социальной компетентности недостаточно изучена.
Цель данной работы состоит в выявлении предикторов социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Изучить коммуникативную компетентность как предиктор социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В качестве объекта исследования является социальная компетентность дошкольников.
Предметом исследования является предикторы социальной компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативная способность является главным предиктором социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать сущностную содержательную характеристику понятий
«социальная компетентность», «предиктор», «компетенция»,
«компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
2. Охарактеризовать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Описать коммуникативную компетентность как предиктор социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Изучить коммуникативную компетентность как предиктор социальной компентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы выдающихся ученых теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн и др.); системно-ролевой подход (Н.М. Таланчук ); теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид); теории личностно-ориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи о природе и механизмах компетентности (А.М. Аронов, О.Е. Лебедев, Дж Равен, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование.
3) методы обработки данных (количественный и качественный).
Опытно-экспериментальная база: МАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследовании приняло участие 20 детей. 10 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 10 детей без аномалий в развитии.
Научная новизна исследования: выявлены и раскрыты особенности коммуникативной компетентности как предикторов социальной компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в работе практические рекомендации дают возможность повысить эффективность и результативность процесса работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящей из сорока четырех источников, четырех приложений.
В современной социально-педагогической науке проблема социальной компетентности весьма актуальна и ярко освещена.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема социальной компетентности не теряет своей значимости, так как используемые в практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов. Тем более не приемлемы для детей с особыми потребностями в организации образовательного и воспитательного пространства.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую часть детей с аномалиями в развитии. Данная категория обширна, и разносторонняя по происхождению и этиологии дефектов.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большинстве случаев лишены двигательной активности, или же ограничены, в связи с этим у данной категории детей в первую очередь страдает социальная компетентность, данные дети асоциальны. И, конечно же, остро встает вопрос развития социальной компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, о факторах его развития. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Известно, что социальная компетентность это необходимый компонент способствующий нормальной социализации детей, но в то же время проблема социальной компетентности недостаточно изучена.
Цель данной работы состоит в выявлении предикторов социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Изучить коммуникативную компетентность как предиктор социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В качестве объекта исследования является социальная компетентность дошкольников.
Предметом исследования является предикторы социальной компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативная способность является главным предиктором социальной компетентности у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ходе исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Дать сущностную содержательную характеристику понятий
«социальная компетентность», «предиктор», «компетенция»,
«компетентность»; выделить структурные компоненты ключевого понятия.
2. Охарактеризовать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Описать коммуникативную компетентность как предиктор социальной компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Изучить коммуникативную компетентность как предиктор социальной компентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы выдающихся ученых теоретические положения о целостности развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский,
С.Л. Рубинштейн и др.); системно-ролевой подход (Н.М. Таланчук ); теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид); теории личностно-ориентированного, субъектного подхода в образовании (В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идеи о природе и механизмах компетентности (А.М. Аронов, О.Е. Лебедев, Дж Равен, Б.И. Хасан и др.).
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение.
2) эмпирические: анкетирование, тестирование.
3) методы обработки данных (количественный и качественный).
Опытно-экспериментальная база: МАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад №16» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследовании приняло участие 20 детей. 10 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 10 детей без аномалий в развитии.
Научная новизна исследования: выявлены и раскрыты особенности коммуникативной компетентности как предикторов социальной компетентности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования социальной компетентности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные в работе практические рекомендации дают возможность повысить эффективность и результативность процесса работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящей из сорока четырех источников, четырех приложений.
Рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит устанавливающий характер. В работах преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия, например, в межличностных отношениях. Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного к самореализации в современных условиях. Единого устоявшегося мнения относительно видов и форм социальной
компетентности, ее структуры, проявления применительно к различным возрастным этапам, не существует.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности детей с недостатками в развитии актуальна, так как используемые в дошкольном образовании меры не дают достаточно эффективных результатов.
В качестве начальных социальных компетенций, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем следующие умения:
- коммуникативные - умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;
- личностные - умения осознавать свое «Я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;
- общекультурные - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых [9].
Владения данными умениями характеризует готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.
Формирования данных умений очень важно для дальнейшего преодоления социальной адаптации детей в Общеобразовательной среде.
Целью нашего исследования было изучение социальной
компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы:
Компетентностный подход в образовании предполагает умение применять полученные знания на практике. Идея такого подхода заключается преимущественно в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, а не только дать ему основное образование. Компетентностный подход представляется нам наиболее эффективным путем образования в силу практичности своей идеи.
Социальная компетентность - это система характеристик личности; совокупность умений, приобретенная в обществе; способность находить решения возникших проблем в зависимости от конкретной ситуации; навыки, полученные в результате успешного взаимодействия с обществом; знания изученных социальных норм и ценностных ориентиров, в совокупности предоставляющих возможность достичь высоких результатов подготовленности к деятельности в жизни и обществе, благотворно взаимодействовать с социальной средой. Наиболее значимым для педагогики и образовательного процесса является ролевой подход. Поскольку каждый человек в своей жизни выполняет определенную роль в различных обстоятельствах (дома - сына или дочери, в школе - ученика, во дворе - друга и пр.), то ролевой подход становится наиболее доступным способом формирования социальной компетентности у подростков.
Далее мы перешли к исследованию:
Нами были использованы методика «Диагностика социальной компетентности учащихся» (Беспаловой Г.М) и методика «У кого больше» для выявления коммуникативной способности дошкольников, по результатам которых выяснилось, что уровень социальной компетентности, и коммуникативная способность у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ниже, чем у здоровых детей. Мы выявили сильную взаимосвязь между компонентами социальной компетентности и показателями коммуникативных способностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Итак, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась, коммуникативные способности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата являются основным предиктором социальной компетентности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
компетентности, ее структуры, проявления применительно к различным возрастным этапам, не существует.
Несмотря на имеющиеся исследования, проблема формирования социальной компетентности детей с недостатками в развитии актуальна, так как используемые в дошкольном образовании меры не дают достаточно эффективных результатов.
В качестве начальных социальных компетенций, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем следующие умения:
- коммуникативные - умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;
- личностные - умения осознавать свое «Я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;
- общекультурные - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых [9].
Владения данными умениями характеризует готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.
Формирования данных умений очень важно для дальнейшего преодоления социальной адаптации детей в Общеобразовательной среде.
Целью нашего исследования было изучение социальной
компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы:
Компетентностный подход в образовании предполагает умение применять полученные знания на практике. Идея такого подхода заключается преимущественно в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, а не только дать ему основное образование. Компетентностный подход представляется нам наиболее эффективным путем образования в силу практичности своей идеи.
Социальная компетентность - это система характеристик личности; совокупность умений, приобретенная в обществе; способность находить решения возникших проблем в зависимости от конкретной ситуации; навыки, полученные в результате успешного взаимодействия с обществом; знания изученных социальных норм и ценностных ориентиров, в совокупности предоставляющих возможность достичь высоких результатов подготовленности к деятельности в жизни и обществе, благотворно взаимодействовать с социальной средой. Наиболее значимым для педагогики и образовательного процесса является ролевой подход. Поскольку каждый человек в своей жизни выполняет определенную роль в различных обстоятельствах (дома - сына или дочери, в школе - ученика, во дворе - друга и пр.), то ролевой подход становится наиболее доступным способом формирования социальной компетентности у подростков.
Далее мы перешли к исследованию:
Нами были использованы методика «Диагностика социальной компетентности учащихся» (Беспаловой Г.М) и методика «У кого больше» для выявления коммуникативной способности дошкольников, по результатам которых выяснилось, что уровень социальной компетентности, и коммуникативная способность у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ниже, чем у здоровых детей. Мы выявили сильную взаимосвязь между компонентами социальной компетентности и показателями коммуникативных способностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Итак, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась, коммуникативные способности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата являются основным предиктором социальной компетентности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.



