Введение 3
Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме эмоционально - поведенческие проблемы дошкольников с ОДА с разным уровнем прогнозирования 7
1.1 Характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1.2 Прогностическая компетентность детей дошкольного возраста 7
1.3 Особенности эмоционально-поведенческой проблемы дошкольников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.. 21
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Результаты эмпирического исследования эмоционально¬поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования 34
2.1 Методы диагностики эмоционально поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования ... 34
2.2 Ход исследования и анализ полученных результатов 37
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоционально-поведенческих нарушений среди дошкольников. Они входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления детей.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Итак, проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Понятие «антиципационная состоятельность» тесно связано с такими психологическими категориями, как «способности», «свойство личности», «психический процесс», «деятельность», «отношение».
К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблемам антиципации и вероятностного прогнозирования в норме (П.К.Анохин, И.М.Фейгенберг, Е.А.Сергиенко, М.А.Цискаридзе) и патологии (В.В.Гульдан, Д.Н.Меницкий, Л.Г.Янпольский), появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования (В.Д.Менделевич, Н.П. Ничипоренко, Л.А.Регуш); отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования (Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич). Однако остаются малоисследованными функции антиципационной состоятельности в системе личностных свойств.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью личностных факторов, связанных с прогностическими способностями в условиях психической нормы. Каким образом взаимосвязаны антиципационная состоятельность и личностные свойства и самоотношения? Ответ на этот вопрос позволяет расширить представления о прогностических возможностях личности.
Суть противоречия, лежащего в основе проблемы настоящего исследования состоит в том, что в общей психологии и психологии личности недостаточно раскрыты взаимосвязи антиципационных способностей и ряда личностных свойств, так или иначе связанных с прогнозированием ситуаций: тревожности, эмоциональной стабильности, импульсивности, индивидуалистичности, пессимизма, особенностей самоотношения (самопринятия, самоинтереса, общего отношения за или против собственного Я). Эти знания можно получить в ходе решения проблемы настоящего исследования.
Но на сегодняшний день мало исследований эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования. Мы считаем, что эта тема является актуальной.
Цель исследования: изучить эмоционально-поведенческие нарушения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в зависимости от уровня прогнозирования.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проблемы эмоциональной-поведенческой сферы дошкольников с разным уровнем прогнозирования.
Гипотеза - детям с низким уровнем прогнозирования свойственны эмоционально-поведенческие нарушения.
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Проанализировать методы и организовать исследование эмоционально поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования;
3. Описать результаты эмпирического исследования.
Методы исследования: в ходе обоснования проблемы использовались теоретические методы, позволяющие высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить интерпретацию полученных данных; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов
В диагностических целях были применены следующие методики: тест "Рисунок человека", тест тревожности, методика исследования прогностической деятельности «Угадайка».
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступили особенности прогностической способности в их взаимосвязи с уровнем нарушения слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Полученные результаты в работе могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя начальных классов, специалисты которые работают с детьми с нарушением слуха.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывалась актуальность выбранной темы исследования, определены проблема, объект, предмет и цель, определяются теоретико¬методологическая база исследования, сформулированы задачи, показаны теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования, описывается структура исследования.
В первой главе проводился обзор литературы, представляющий анализ современного состояния изученности проблемы прогнозирования, дана характеристика дошкольникам с нарушением слуха, проанализированы и сопоставлены взгляды наиболее видных ученых на данные проблемы.
Во второй главе содержаться описание организации, методов исследования, результаты и обсуждение проведенного исследования, направленного на поиск наличия взаимосвязей прогностической деятельности и нарушения слуха в старшем дошкольном возрасте.
В заключении даются выводы о результатах проведенного исследования, делается обобщенная итоговая оценка проведенной работы.
Задержка необходимых биологически необходимых психических функций которые возникли в детском или младенческом возрасте характеризуется нарушением в развитии ребенка.
Основная сфера проявления и появления нарушений - мотивационно-эмоциональная и как следствие - волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения - первичными и вторичными.
Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
В эмоционально-поведенческом нарушении можно выделить 3 основные группы нарушений:
- нарушения в сфере настроения;
- нарушения в поведенческой сфере;
- расстройства в психомоторике.
Расстройства поведения: в первую очередь гиперактивность, агрессивность, инфантильная агрессия, пассивная агрессия, защитная агрессия, демонстративная агрессия, враждебная агрессия.
Нарушения в эмоционально-поведенческом возникают по причине - типа устройства нервной системы ребенка, биотонуса, соматических особенностей ребенка; и от особенностей взаимоотношений ребенка и социума.
Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Поэтому для таких групп детей необходима коррекционная работа, и чем раньше она будет начата, тем плодотворнее будет проведена.
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме.
В последние десятилетия, благодаря работам отечественных психологов стала активно разрабатываться проблема вероятностного прогнозирования и антиципации.
Антиципация, в переводе с латыни, означает «видеть вперед». По определению Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, «антиципация — это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно - пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [44, с.5].
Исследуя теоретические аспекты проблемы, мы сформировали гипотезу для более тщательного исследования темы: правильная диагностика позволяет выявить эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников с разным уровнем прогнозирования и своевременно начать коррекционную работу с детьми.
С целью проверки правильности поставленной гипотезу, мы провели исследование, в котором обследовали 20 дошкольников старшего дошкольного возраста с разным уровнем прогнозирования ( примерный возраст детей 5 лет).
Отметим, что результаты по исследованию эмоционально¬поведенческих нарушений дошкольника таковы: 80% детей выборки не имеют нарушений в эмоционально-поведенческом плане, всего 4 ребенка нуждаются в более тщательном исследовании и работе с целью выявления и устранения эмоционально-поведенческих нарушений.
Итак, делая выводы по проделанной работе, можем отметить, что поставленная цель была достигнута, а задаче в ходе проведенного исследования решены, гипотеза, над подтверждением которой работали правильная.
1. Ахметзянова А. И. Особенности прогнозирования восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии/ Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В., Твардовская А. А. // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 489-504
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Просвещение, 1990.-138с.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - СПб: Речь, 2011. - 325 с.
4. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. - СПб: Сфера, 2014. - 159 с.
5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Вышэйшая школа, 1997. - 240 с.
6. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с деликвентным и криминальным поведением: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Е.Н. Дозорцева. - СПб, 2013. - 120 с.
7. Зайцева Т.В., Красиков А.С. Организация психолого-педагогической коррекции / Т.В. Зайцева, А.С. Красиков // Детский дом. - 2015. - №15.
- С. 3-5.
8. Захаров А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста / А.И. Захаров // Неврозы и пограничные состояния. - Л.: Медицина, 2012. - 340 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2015. - 752с.
10. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста / Д.Н. Исаев. - Спецлит, 2017. - 464 с.
1 1 .Карелина И.О. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка /
58
И.О. Карелина. - М: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2011. - 220 с.
12. Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / И.О. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 248 с.
13. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Вектор, 2013. - 180 с.
14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 2015. - 410 с.
15. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2015. - 1766 с.
16. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций / Н.В. Костерина. - Ярославль, 2009. - 220 с.
17. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. - 2012. - №2-3. - С. 128-132.
18. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Академия, 2016. - 210 с.
19. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
20. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.М. Миланич. - СПб, 2017. - 126 с.
21. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология отношений. - Москва - Воронеж, 2015. - 435 с.
22.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2016. - 275 с.
23. Потапова А.В. Введение в психологию развития: Учебное пособие / А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2015. - 355 с.
24. ПереслениЛ.И., Мастюкова Е.М., ЧупровЛ.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан: АГПИ, 1990. 68 с.
25. Специальная психология: Методические рекомендации / Сост. В.В. Деларю. - Волгоград: Вектор, 2002. - 14 с.
26. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 390 с.
27. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 1 т. - Т. 2 / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1959. - 370 с.
28. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.: Апрель, 2005. - 290 с.
29. Хвиюзова Т.А. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений поведения у дошкольников средствами рисования: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Хвиюзова. - М., 1996 - 245 c., с .204.
30.Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М: Просвещение, 1990. - 235 с.
31.Шаповаленко Н.В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Н.В. Шаповаленко. - М, 1988. - 143 с.