Эмоционально поведенческие проблемы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования
|
Введение 3
Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме эмоционально - поведенческие проблемы дошкольников с ОДА с разным уровнем прогнозирования 7
1.1 Характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1.2 Прогностическая компетентность детей дошкольного возраста 7
1.3 Особенности эмоционально-поведенческой проблемы дошкольников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.. 21
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Результаты эмпирического исследования эмоционально¬поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования 34
2.1 Методы диагностики эмоционально поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования ... 34
2.2 Ход исследования и анализ полученных результатов 37
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения
Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме эмоционально - поведенческие проблемы дошкольников с ОДА с разным уровнем прогнозирования 7
1.1 Характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1.2 Прогностическая компетентность детей дошкольного возраста 7
1.3 Особенности эмоционально-поведенческой проблемы дошкольников с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.. 21
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Результаты эмпирического исследования эмоционально¬поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования 34
2.1 Методы диагностики эмоционально поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования ... 34
2.2 Ход исследования и анализ полученных результатов 37
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения
Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоционально-поведенческих нарушений среди дошкольников. Они входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления детей.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Итак, проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Понятие «антиципационная состоятельность» тесно связано с такими психологическими категориями, как «способности», «свойство личности», «психический процесс», «деятельность», «отношение».
К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблемам антиципации и вероятностного прогнозирования в норме (П.К.Анохин, И.М.Фейгенберг, Е.А.Сергиенко, М.А.Цискаридзе) и патологии (В.В.Гульдан, Д.Н.Меницкий, Л.Г.Янпольский), появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования (В.Д.Менделевич, Н.П. Ничипоренко, Л.А.Регуш); отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования (Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич). Однако остаются малоисследованными функции антиципационной состоятельности в системе личностных свойств.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью личностных факторов, связанных с прогностическими способностями в условиях психической нормы. Каким образом взаимосвязаны антиципационная состоятельность и личностные свойства и самоотношения? Ответ на этот вопрос позволяет расширить представления о прогностических возможностях личности.
Суть противоречия, лежащего в основе проблемы настоящего исследования состоит в том, что в общей психологии и психологии личности недостаточно раскрыты взаимосвязи антиципационных способностей и ряда личностных свойств, так или иначе связанных с прогнозированием ситуаций: тревожности, эмоциональной стабильности, импульсивности, индивидуалистичности, пессимизма, особенностей самоотношения (самопринятия, самоинтереса, общего отношения за или против собственного Я). Эти знания можно получить в ходе решения проблемы настоящего исследования.
Но на сегодняшний день мало исследований эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования. Мы считаем, что эта тема является актуальной.
Цель исследования: изучить эмоционально-поведенческие нарушения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в зависимости от уровня прогнозирования.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проблемы эмоциональной-поведенческой сферы дошкольников с разным уровнем прогнозирования.
Гипотеза - детям с низким уровнем прогнозирования свойственны эмоционально-поведенческие нарушения.
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Проанализировать методы и организовать исследование эмоционально поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования;
3. Описать результаты эмпирического исследования.
Методы исследования: в ходе обоснования проблемы использовались теоретические методы, позволяющие высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить интерпретацию полученных данных; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов
В диагностических целях были применены следующие методики: тест "Рисунок человека", тест тревожности, методика исследования прогностической деятельности «Угадайка».
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступили особенности прогностической способности в их взаимосвязи с уровнем нарушения слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Полученные результаты в работе могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя начальных классов, специалисты которые работают с детьми с нарушением слуха.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывалась актуальность выбранной темы исследования, определены проблема, объект, предмет и цель, определяются теоретико¬методологическая база исследования, сформулированы задачи, показаны теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования, описывается структура исследования.
В первой главе проводился обзор литературы, представляющий анализ современного состояния изученности проблемы прогнозирования, дана характеристика дошкольникам с нарушением слуха, проанализированы и сопоставлены взгляды наиболее видных ученых на данные проблемы.
Во второй главе содержаться описание организации, методов исследования, результаты и обсуждение проведенного исследования, направленного на поиск наличия взаимосвязей прогностической деятельности и нарушения слуха в старшем дошкольном возрасте.
В заключении даются выводы о результатах проведенного исследования, делается обобщенная итоговая оценка проведенной работы.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Итак, проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Понятие «антиципационная состоятельность» тесно связано с такими психологическими категориями, как «способности», «свойство личности», «психический процесс», «деятельность», «отношение».
К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблемам антиципации и вероятностного прогнозирования в норме (П.К.Анохин, И.М.Фейгенберг, Е.А.Сергиенко, М.А.Цискаридзе) и патологии (В.В.Гульдан, Д.Н.Меницкий, Л.Г.Янпольский), появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования (В.Д.Менделевич, Н.П. Ничипоренко, Л.А.Регуш); отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования (Л.А.Регуш, В.Д.Менделевич). Однако остаются малоисследованными функции антиципационной состоятельности в системе личностных свойств.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью личностных факторов, связанных с прогностическими способностями в условиях психической нормы. Каким образом взаимосвязаны антиципационная состоятельность и личностные свойства и самоотношения? Ответ на этот вопрос позволяет расширить представления о прогностических возможностях личности.
Суть противоречия, лежащего в основе проблемы настоящего исследования состоит в том, что в общей психологии и психологии личности недостаточно раскрыты взаимосвязи антиципационных способностей и ряда личностных свойств, так или иначе связанных с прогнозированием ситуаций: тревожности, эмоциональной стабильности, импульсивности, индивидуалистичности, пессимизма, особенностей самоотношения (самопринятия, самоинтереса, общего отношения за или против собственного Я). Эти знания можно получить в ходе решения проблемы настоящего исследования.
Но на сегодняшний день мало исследований эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с разным уровнем прогнозирования. Мы считаем, что эта тема является актуальной.
Цель исследования: изучить эмоционально-поведенческие нарушения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в зависимости от уровня прогнозирования.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проблемы эмоциональной-поведенческой сферы дошкольников с разным уровнем прогнозирования.
Гипотеза - детям с низким уровнем прогнозирования свойственны эмоционально-поведенческие нарушения.
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Проанализировать методы и организовать исследование эмоционально поведенческой проблемы дошкольников с нарушениями ОДА с разным уровнем прогнозирования;
3. Описать результаты эмпирического исследования.
Методы исследования: в ходе обоснования проблемы использовались теоретические методы, позволяющие высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить интерпретацию полученных данных; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов
В диагностических целях были применены следующие методики: тест "Рисунок человека", тест тревожности, методика исследования прогностической деятельности «Угадайка».
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступили особенности прогностической способности в их взаимосвязи с уровнем нарушения слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость. Полученные результаты в работе могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя начальных классов, специалисты которые работают с детьми с нарушением слуха.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывалась актуальность выбранной темы исследования, определены проблема, объект, предмет и цель, определяются теоретико¬методологическая база исследования, сформулированы задачи, показаны теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования, описывается структура исследования.
В первой главе проводился обзор литературы, представляющий анализ современного состояния изученности проблемы прогнозирования, дана характеристика дошкольникам с нарушением слуха, проанализированы и сопоставлены взгляды наиболее видных ученых на данные проблемы.
Во второй главе содержаться описание организации, методов исследования, результаты и обсуждение проведенного исследования, направленного на поиск наличия взаимосвязей прогностической деятельности и нарушения слуха в старшем дошкольном возрасте.
В заключении даются выводы о результатах проведенного исследования, делается обобщенная итоговая оценка проведенной работы.
Задержка необходимых биологически необходимых психических функций которые возникли в детском или младенческом возрасте характеризуется нарушением в развитии ребенка.
Основная сфера проявления и появления нарушений - мотивационно-эмоциональная и как следствие - волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения - первичными и вторичными.
Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
В эмоционально-поведенческом нарушении можно выделить 3 основные группы нарушений:
- нарушения в сфере настроения;
- нарушения в поведенческой сфере;
- расстройства в психомоторике.
Расстройства поведения: в первую очередь гиперактивность, агрессивность, инфантильная агрессия, пассивная агрессия, защитная агрессия, демонстративная агрессия, враждебная агрессия.
Нарушения в эмоционально-поведенческом возникают по причине - типа устройства нервной системы ребенка, биотонуса, соматических особенностей ребенка; и от особенностей взаимоотношений ребенка и социума.
Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Поэтому для таких групп детей необходима коррекционная работа, и чем раньше она будет начата, тем плодотворнее будет проведена.
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме.
В последние десятилетия, благодаря работам отечественных психологов стала активно разрабатываться проблема вероятностного прогнозирования и антиципации.
Антиципация, в переводе с латыни, означает «видеть вперед». По определению Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, «антиципация — это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно - пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [44, с.5].
Исследуя теоретические аспекты проблемы, мы сформировали гипотезу для более тщательного исследования темы: правильная диагностика позволяет выявить эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников с разным уровнем прогнозирования и своевременно начать коррекционную работу с детьми.
С целью проверки правильности поставленной гипотезу, мы провели исследование, в котором обследовали 20 дошкольников старшего дошкольного возраста с разным уровнем прогнозирования ( примерный возраст детей 5 лет).
Отметим, что результаты по исследованию эмоционально¬поведенческих нарушений дошкольника таковы: 80% детей выборки не имеют нарушений в эмоционально-поведенческом плане, всего 4 ребенка нуждаются в более тщательном исследовании и работе с целью выявления и устранения эмоционально-поведенческих нарушений.
Итак, делая выводы по проделанной работе, можем отметить, что поставленная цель была достигнута, а задаче в ходе проведенного исследования решены, гипотеза, над подтверждением которой работали правильная.
Основная сфера проявления и появления нарушений - мотивационно-эмоциональная и как следствие - волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения - первичными и вторичными.
Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
В эмоционально-поведенческом нарушении можно выделить 3 основные группы нарушений:
- нарушения в сфере настроения;
- нарушения в поведенческой сфере;
- расстройства в психомоторике.
Расстройства поведения: в первую очередь гиперактивность, агрессивность, инфантильная агрессия, пассивная агрессия, защитная агрессия, демонстративная агрессия, враждебная агрессия.
Нарушения в эмоционально-поведенческом возникают по причине - типа устройства нервной системы ребенка, биотонуса, соматических особенностей ребенка; и от особенностей взаимоотношений ребенка и социума.
Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Поэтому для таких групп детей необходима коррекционная работа, и чем раньше она будет начата, тем плодотворнее будет проведена.
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме.
В последние десятилетия, благодаря работам отечественных психологов стала активно разрабатываться проблема вероятностного прогнозирования и антиципации.
Антиципация, в переводе с латыни, означает «видеть вперед». По определению Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова, «антиципация — это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно - пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [44, с.5].
Исследуя теоретические аспекты проблемы, мы сформировали гипотезу для более тщательного исследования темы: правильная диагностика позволяет выявить эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников с разным уровнем прогнозирования и своевременно начать коррекционную работу с детьми.
С целью проверки правильности поставленной гипотезу, мы провели исследование, в котором обследовали 20 дошкольников старшего дошкольного возраста с разным уровнем прогнозирования ( примерный возраст детей 5 лет).
Отметим, что результаты по исследованию эмоционально¬поведенческих нарушений дошкольника таковы: 80% детей выборки не имеют нарушений в эмоционально-поведенческом плане, всего 4 ребенка нуждаются в более тщательном исследовании и работе с целью выявления и устранения эмоционально-поведенческих нарушений.
Итак, делая выводы по проделанной работе, можем отметить, что поставленная цель была достигнута, а задаче в ходе проведенного исследования решены, гипотеза, над подтверждением которой работали правильная.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



