ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УСТНАЯ ИСТОРИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 9
1.1. Формирование и развитие устно-исторической мысли на Западе 9
1.2. Основные направления развития устно-исторических исследований в
России 22
ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТНОЙ ИСТОРИИ 28
2.1. Устная история как методологический подход к изучению прошлого 28
2.2. Типологические особенности устных исторических источников 36
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСТНОЙ ИСТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 42
3.1. Характеристика понятия «метапредметный результат» и его
содержание 42
3.2. Конструирование метапредметных результатов на примере смыслового
чтения устных источников 48
3.3. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных
умений и навыков (на основе устно-исторического инструментария) 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность исследования. Одним из сравнительно новых и перспективных методов создания и сохранения ретроспективной информации является «устная история», представляющая собой практику научно-организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами, использующими современные технические средства. Уникальная особенность устной истории — это возможность для исследователей создавать тематически заданные документы, заполняющие лакуны в традиционном корпусе источников.
Устная история - это важнейший источник знаний о событиях и культуре нации, который дополняет или полемизирует с официальными данными из школьных и вузовских учебников. Однако на сегодняшний день одним из существенных недостатков школьного и вузовского исторического образования является схематичное, безынициативное усвоение и механическое воспроизведение учащимися и студентами набора исторических фактов, событий и явлений в объеме учебника, ограничивающего видение исторического прошлого концепцией авторов и не дающего возможности участвовать в оценке и решении исторических проблем.
Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Традиционная концепция образования ставила главными задачами не только усвоение суммы исторических понятий и фактов, но и формирование умений и навыков мыслительной деятельности.
Современная модернизация образования усилила требования к формированию исследовательских компетенций. Согласно критериям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, устная история не ограничивается механическим воспроизведением учащимися и студентами набора исторических фактов, событий и явлений в объеме учебника, а способствует историческому познанию, умению добывать, обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию, что, несомненно, является наиболее эффективными методами в познавательной, социально-преобразовательной и ценностно-ориентировочной деятельности обучающегося.
Модернизация школьного образования приводит нас к переходу образовательных учреждений на инновационный путь развития, где предполагается пересмотр целей обучения и способов их реализации. Школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Придание ФГОС нормативного статуса сделало актуальным исследования по уточнению роли и места метапредметных результатов в реализации общего среднего образования, т.к. существуют следующие противоречия: между потребностью педагогической практики в организации по достижению метапредметных результатов у обучающихся и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения названного процесса. Данные противоречия обусловили актуальность исследования.
Обзор литературы. Использованные при проведении данного исследования источники содержат в себе интервью с подетальным разбором людей, современниками исторических событий которых они являлись. К таким источникам относятся Р.Г. Грель , П. Томпсон , С. Теркель , А. Хейли .
Основным нормативно-правовым актом, на котором базируются ключевые моменты работы, является Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения. В нем раскрывается содержание метапредметных компетенций, необходимых для развития обучающихся, в том числе и с помощью устных средств обучения .
Научная литература, использованная нами при написании дипломной работы, была разделена на несколько групп.
Во-первых, исследования, связанные с историей развития устной истории в США. К ним относятся работы В.В. Согрина , Л.П. Репиной. Во- вторых, научные работы, посвященные формированию устной истории как научной дисциплины в странах Западной Европы. К ним относятся исследования Г.И. Зверевой , Д. Тош . В-третьих, исследования, раскрывающие способы работы с устной историей. Это работы С.А. Белановского , С.С. Илизарова и М.В. Мокровой, А. Портелли .
Характеристика метапредметных компетенций в современной педагогической науке предлагается авторами не так давно и не так интенсивно. При изучении понятия «метапредметность» мы выделяем несколько периодов:
- начало 1990-х - начало 2000-х гг. - характеризуется большим количеством теоретических разработок в области метапредметности, ориентированных на проектирование образовательной среды (А.В. Хуторской , Ю.В. Громыко ).
- конец 2000 гг. - до настоящего времени - расширение понятия за счет введения нового содержания (компетенции, знания, умения, универсальных учебных действий), что связано с опытом внедрения ФГОС в образовательный процесс (А.Г. Асмолов , Е.А. Пономарева ). Отличительной особенностью является также и публикация многочисленных результатов реальной школьной практики - разработки уроков, заданий и программ, рассчитанных на формирование метапредметности на уроках в целом, а также его диагностики и мониторинга.
Объектом исследования является процесс обучения истории.
Предметом исследования является использование приемов и методов устной истории при обучении истории в школе.
Цель исследования - выявление комплекса устно-исторических средств, применяемых на уроках истории для формирования метапредметных компетенций обучающихся.
Для достижения цели выделяются следующие задачи:
- изучить научно-теоретическую базу устной истории как научной дисциплины;
- охарактеризовать методику работы с устными историческими источниками;
- раскрыть типологические особенности устных средств обучения;
- раскрыть понятие «метапредметный результат» и основные метапредметные результаты;
- теоретически обосновать возможность проектирования метапредметных результатов на уроках истории в среднем звене;
- теоретически обосновать возможность использования средств устной истории при формировании метапредметных результатов на уроках истории у обучающихся.
Гипотеза исследования. Формирование метапредметных результатов с помощью устных средств обучения, которые будет способствовать повышению интереса к источникам и непосредственно к образовательному процессу обучающихся во время уроков по истории.
Методологическую основу исследования составили основные принципы исторического познания: объективность, историзм и системность, способствующие формированию целостного представления о рассматриваемой проблеме. Благодаря им мы проанализировали различные труды в области формирования устной истории, такие как статьи, исследования авторов, литературу различных веков. Так, принцип объективности важен с точки зрения независимости исследователя от идеологических пристрастий, стремления максимально приблизить проблему к реальной действительности. Принцип историзма дал возможность проследить динамику развития устно-исторического направления с учетом конкретно-исторических условий и хронологической последовательности. Принцип системности представил события, происходившие в западноевропейских и североамериканских странах в социальной, политической и духовной сферах как элементов одной исторической цепи. В какой-то мере был задействован и принцип всесторонности, благодаря которому удалось восстановить и учесть взаимосвязь и взаимовлияние исторических фактов на процессы становления такой исторической дисциплины как устная история.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических основ применения устно-исторических средств при формировании метапредметных результатов у обучающихся на уроках истории.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов, отраженных в исследовании, при обучении истории в общеобразовательной школе.
Структура работы включает в себя следующие элементы: введение, три главы, содержание каждой из которой раскрывается в параграфах, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
В связи с введением в современное образование Федерального образовательного стандарта основного общего образования изменяются требования к качеству и результатам обучения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования. Особое внимание в ФГОС уделяется метапредметным результатам обучения, которые включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Устная история является методом сбора информации и описания исторических событий, явлений и процессов на основании устного сообщения лиц, бывших участниками или свидетелями данного события, процесса или эпохи.
В ходе работы мы выделили актуальные положения устных средств изучения истории как дополнительных документальных источников:
- устная история является способом проверить и проанализировать официальную версию истории;
- устная история служит инструментом сохранения и популяризации личных воспоминаний людей, обойденных вниманием «официальной» истории. память каждого отдельного человека уникальна;
- поле для изучения устной истории - историческая память отдельной личности, вписанная в контекст глобальной и локальной истории, наполненная эмоциональностью и ценностными ориентирами человека;
- устная история предоставляет обширный материал для других отраслей гуманитарной науки: истории, антропологии, социологии, фольклористики.
Основным объектом оценки метапредметных результатов при использовании устных средств изучения истории являются следующие способности:
- освоение систематических знаний, их самостоятельному приобретению;
- сотрудничество с другими лицами образовательного процесса;
- способность к решению личностно и социально проблем;
- готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития своих способностей;
- самоорганизация своего образовательного процесса его саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным вариантом реализации данных проектов может выступать работа с устными средствами истории. В ходе интервьюирования может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно в ходе стандартной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
В связи с новыми ориентирами школы изменяются и требования к идеальной модели ученика образовательного учреждения. Обучающийся в школе должен быть готов к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. В связи с этим особое внимание в ФГОС ООО второго поколения уделено метапредметным результатам или по-другому, под метапредметным результатом можно понимать - универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
В выпускной квалификационной работе представляется один из вариантов реализации проектной деятельности среди обучающихся среднего звена. Так, приобретая и развивая данные навыки, обучающиеся получат возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения определенного текста, получение и переработка полученной информации из текста и её осмысления; выявлять различную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа диаграмм, таблиц; критически относиться к различной по типу информации; находить способы проверки различной по виду информации; выявлять достоверную информацию в случае наличия противоречиивой ситуации.
Устные исторические свидетельства, доступные учителю и ученикам, в первую очередь отражают сюжеты региональной и локальной истории, т. е. той местности, жителем которой является сам рассказчик. Поэтому при изучении отечественной истории начала ХХ в. в школах Сибирского региона при помощи устных исторических источников можно проследить изменения в повседневной жизни сибирских крестьян.
Таким образом, в результате занятия обучающиеся смогут:
- разъяснить сущность феномена информационной «многослойности» устных источников как их основной типологической особенности;
- сформулировать вопросы для интервью и / или беседы;
- осуществить фиксацию устного исторического свидетельства разными способами (аудиозапись или создание письменного протокола);
- сравнить устные свидетельства с целью выявления общего и различного в восприятии событий прошлого разными людьми.
1.1. Аудиозаписи интервью и бесед, сделанные в 1990-2000-х гг. студентами НГПУ под научным руководством проф. В.А. Зверева и Е.И. Косяковой, а также школьниками средних общеобразовательных учреждений Новосибирска под руководством Е.К. Лейбовой // Коллекция историко-биографических материалов кафедры отечественной истории НГПУ.
1.2. Концепция нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории. - [Электронный ресурс]. -https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf(дата обращения: 12
февраля 2018 года).
1.3. Технологическая карта урока по теме «Особенности сбора и фиксации устных исторических свидетельств (на примере изучения повседневной жизни сибирских крестьян в начале ХХ в.)» // Личный архив Котовой Ю.А.
1.4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - N 9. - 28.02.2011.
1.5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета». - N 303. - 31.12.2012.
1.6. Evans G.E. Ask The Fellows Who Cut The Hay. Faber and Faber, 1956.
1.7. Grele R.J. Direction for Oral History in the United States. - 65 p.
1.8. Haley A. Roots. Garden City, New York: Doubleday, 1976. - 688 p.
1.9. Passerini L. Fascism in Popular Memory. Cambridge: Cambridge University Press and Editions de la Maison des Sciences de l'Homme, 1987.
1.10. Terkel S. Hard times. An Oral History of the Great Depression. New York: Pantheon Book, 1970.
1.11. Terkel S. Division Street: America. New York: Pantheon Book, 1967.
1.12. Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Harmondsworth: Penguin Books, 1991. - P. 12.
II. Литература
2.1. Азбелев С.Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. - 299 с.
2.2. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 94-100.
2.3. Амелин 3. Социология политики. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 62-63.
2.4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008. - 151 с.
2.5. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
2.6. Вяземский Е.Е. Государственный образовательный стандарт и историческое образование в России // Новая и новейшая история. - N 4. -
2011. - С. 73-85.
2.7. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак»: Схематизация и построение знаков. Понимание символов: Учеб. пособие для обучающихся ст. кл. - М.: Пушк. дом, 2001. - 285 с.
2.8. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. - № 1. - 2012. - С. 40-45.
2.9. Добреньков В.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
2.10. Еремина Е. И. Подготовка учителей естественнонаучного цикла в системе повышения квалификации к реализации метапредметного подхода в образовании / Е. И. Еремина, Т. К. Щербакова. - Ставрополь: Вестник Ставропольского государственного ун-та. - № 2. - 2012. - С. 175-178.
2.11. Зверева Г.И. Историческое знание в Великобритании второй половины XX в. // Историческая наука в XX веке. Историография истории нового времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. - М., 2002. - С. 283.
2.12. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. - № 2. - 2007. - С. 36-41.
2.13. Илизаров С.С., Мокрова М.В. Устная история науки и проблемы археографии аудиовизуальных источников // Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова. Годичная научная конференция, 2004. - М.: Диполь-Т, 2004. - С. 282-287.
2.14. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. - 440 с.
2.15. Козырева О.Ф. Использование метапредметной технологии в формировании гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. - N 4. - 2011. - С. 11-14.
2.16. Колесина К.Ю. Метапредметная проектная деятельность в системе метапроектного обучения / К.Ю. Колесина, А.В. Мирошниченко // Российский психологический журнал. - Т. 9. - № 2. - 2012. - С. 32-40.
2.17. Крысанова О.А. Воспитательный потенциал новых дидактических средств интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся // Воспитание школьников. - № 5. - 2012. - С. 39-45.
2.18. Лейбова Е. К. Сбор и изучение устных исторических источников старшеклассниками: (из опыта работы) / Е.К. Лейбова, О.М. Хлытина // Устная история (oral history): теория и практика: материалы всерос. науч. семинара. - Барнаул: БГПУ, 2007. - С. 243-258.
2.19. Лущикова К.С. Научные подходы к интерпретации понятия «Метапредметность в образовании» // «Magister Dixit». - №2 (06). - 2013. - С. 242-247.
2.20. Никитин Д. Проблемы устной истории на VII международной конференции // История СССР. 1990. № 6. - С. 212.
2.21. Портелли А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М. В. Лоскутовой. - СПб.: изд-во ЕУСПб., 2003. - 396 с.
2.22. Парешнева О.П. Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания // «Актуальные вопросы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции (01 августа 2011 г.). - Ч. I. - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. - 152 с.
2.23. Покотилова Т.Е. Достижение метапредметных результатов в ходе подготовки к ЕГЭ по истории / Т.Е. Покотилова, И.В. Нахаева // Преподавание истории и обществознания в школе. - № 2. - 2012. - С. 45-47.
2.24. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 2. - 2010. - С. 39-42.
2.25. Портелли А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2003. - С. 32-51.
2.26. Почерней И.Н. «Метаумение» как категория педагогического тезауруса (опыт поведения) // «Magister Dixit». - №2. - 2013. - С. 247-253.
2.27.
2.27. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. - С. 173.
2.28. Рожанский М.Я. «Устная история» — философия памяти // Общественные науки. 1990. № 6. - С. 141-150.
2.29. Репина Л.П. Социальная история и историческая антропология: Новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. 1990 / Под ред. А.Я. Гуревича. - М., 1990. - С. 167-181.
2.30. Семакин И.Г. Личностные и метапредметные результаты обучения информатике на профильном уровне / И.Г. Семакин, И.Н. Мартынова // Информатика и образование. - № 2. - 2012. - С. 34-39.
2.31. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. - №2. -2012. - С. 55-59.
2.32. Скоробогатова Г.Г. О возможностях технологии педагогических мастерских для метапредметного обучения в основной школе // Педагогические технологии. - № 2. - 2008. - С. 6-10.
2.33. Сухих Е. В. Приемы развития метапредметных компетенций при работе с текстом // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - № 1. - 2012. - С. 60-64.
2.34. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. - М., 2003. - 368 с.
2.35. Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. - М., 1987. - 270 с.
2.36. Студеникин М.Т., Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 270 с.
2.37. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / пер. с англ. М., 2000. - С. 261-284.
2.38. Урсу Д.Н. Методологические проблемы устной истории / Д.Н. Урсу // Источниковедение отечественной истории, 1989. - М.: Наука, 1989. - С. 3-28.
2.39. Ушева Т.Ф. Формирование метапредметных умений обучающихся. - Иркутск: ИГЛУ, 2012. - 92 с.
2.40. Устная история в зарубежных архивах. Обзор / сост. В.М.Виноградов, В.Н.Гармаш / - М.: Главархив СССР, ВНИИДАД, ОЦНТИ. 1988. - С. 52.
2.41. Хлытина О.М. Методика организации работы с устными историческими источниками в старших классах / О. М Хлытина, Е. К. Лейбова // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 5. - С. 59-68.
2.42. Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. - № 4. - 2012. - С. 36-47.
2.43. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования.
2.44. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. - М: Инф.-изд. центр АТиСО, 2002. - 239с.
2.45. Grele R.G. Directions for Oral History in the United States // Oral History. An Interdisciplinary Anthology. 2nd ed. / Ed. By D.K. Dunaway, W.K. Baum. Walnut Creek etc.: Altamira Press, 1996. - P. 62-84.
2.46. Haley A. Black History, Oral History and Genealogy // Oral History Review. 1973. - P. 14-17.
2.47. Hoggart, R. The uses of literacy: Aspects of working-class life with special references to publications and entertainments. London: Chatto and Windus, 1957. - P. 319.
2.48. Thompson P. The Voice of Past. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 1998. - P. 303.
2.49. Portelli A. Oral History in Italy // Oral History. An Interdisciplinary Anthology.1974. - P. 392 - 416.
2.50. Vansina J. Oral Tradition: A Study in Historical Methodology: English transl. by H.M. Wright. Chicago: Aldine Pub. Co., 1965. - P. 226.