Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Работа №30538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
904
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления жилищно-коммунального
комплекса на муниципальном уровне 7
1.1 Понятие и институты управления жилищно-коммунального
комплекса 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование жилищно-коммунального
комплекса 15
2 Анализ системы управления жилищно-коммунального комплекса
в городе Набережные Челны 21
2.1 Состояние жилищно-коммунального комплекса в городе
Набережные Челны 21
2.2 Характеристика деятельности Управления городского
хозяйства и жизнеобеспечения Исполнительного комитета города Набережные Челны 28
3 Разработка мероприятий по развитию системы управления ЖКК
в городе Набережные Челны и их социально-экономическая эффективность 48
3.1 Мероприятия по развитию системы управления жилищно-коммунального комплекса в городе Набережные Челны 48
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных
мероприятий 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность выбранной темы. В современном мире жилищно-коммунальное хозяйство является важным элементом социально¬экономической системы и одной из самых крупных отраслей российской экономики. Предприятия жилищно-коммунального комплекса (далее ЖКК) производят услуги, необходимые для формирования среды обитания населения России, а обеспечение надежного функционирования системы ЖКК является первостепенной задачей. Принятие в 2005 году Жилищного Кодекса РФ обусловило активизацию процесса преобразования отрасли с целью формирования эффективных механизмов экономических отношений субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предоставление услуг жилищно¬коммунального хозяйства стало важнейшей задачей местного самоуправления.
Сегодня отрасль ЖКК отличают высокая степень износа основных фондов и тяжелая финансовая ситуация на предприятиях отрасли. Отсутствие понятных правил игры делает отрасль непривлекательной для частного предпринимательства. Названные проблемы во многом обусловлены недостатками системы управления ЖКК. Существующая в настоящее время система муниципального управления не позволяет комплексно решать задачи, связанные с повышением эффективности функционирования ЖКК муниципального образования и снижением воздействия негативных факторов на его социально-экономическое состояние. Несмотря на то, что проблемы жилищно-коммунального комплекса стали в последние годы предметом серьезного социального внимания, значительных позитивных изменений в этой сфере пока не произошло. Более того, многие параметры говорят об ухудшении как технического, так и финансового положения в отрасли.
Таким образом, экономические масштабы системы ЖКХ, ее четко выраженная социальная направленность определяют важность проблемы совершенствования её управления.
В связи с этим, тема исследования управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне является, безусловно, актуальной.
Степень изученности темы. Вопросы управления системой ЖКХ, направленные на совершенствование структуры системы управления и нормативной базы, отражены в трудах таких авторов, как Стародубровская И.В. (рассматривает комплекс реформ ЖКХ на муниципальном уровне), Андрианова В.В. (изучает мировой опыт коммунального хозяйства), Ананькина Е.А. (проводит экономический анализ качества услуг жилищно-коммунального хозяйства),Хомченко Д.Ю. (анализирует финансовые аспекы ЖКХ), Семакова И.К. (выделяет особенности условий деятельности предприятий ЖКХ) и др. Несомненно, заслуги этих ученых в области изучения системы управления ЖКХ достаточно высоки. Тем не менее, современная действительность демонстрирует наличие большого количества проблем и противоречий, связанных с успешной реализацией реформ в коммунальном хозяйстве, в том числе и на региональном уровне. Таким образом, данная тема нуждается в дальнейшей разработке.
Целью работы является разработка мероприятий по развитию системы управления жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления ЖКК в РФ;
- оценить нормативно-правовые основы жилищно-коммунального комплекса;
- проанализировать систему управления ЖКК на муниципальном уровне;
- разработать мероприятия по развитию системы управления ЖКК на муниципальном уровне.
Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования.
Предмет - система управления жилищно-коммунальным комплексом на муниципальном уровне.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные документы, регламентирующие систему управления ЖКК, аналитические материалы научных организаций, данные статистического и аналитического учета и отчетности, отчеты о проделанной работе Исполнительного комитета г. Набережные Челны, а также материалы, полученные в ходе исследовательской и практической деятельности автора по исследованию проблем управления ЖКК г. Набережные Челны.
В написании работы мы опирались на Конституцию Российской Федерации [1], Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], Бюджетный кодекс Российской Федерации [3], Гражданский кодекс Российской Федерации [4] и др.
Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования в выпускной квалификационной работе послужили учебники, учебная литература, статьи таких авторов, как Кузьмина Ю.А., Пронина Л.И., Камышанова А.Е., Сидоренко А.Д., Симионов Ю.Ф., Стукалов А.В., Таболин В.В., Чернышев Л.Н.[27].
Методическая база исследования. Основными методами исследования являлись системный метод, логический и функциональный анализ, метод сравнительного анализа, различные экономико-статистические методы, методы принятия решений, метод анкетирования.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы управления жилищно-коммунального комплекса, в том числе и на муниципальном уровне. Изучены основные понятия ЖКХ, система институтов управления, нормативно-правовое регулирование жилищно-коммунального комплекса.
Во второй главе произведен анализ системы управления жилищно-коммунального комплекса в городе Набережные Челны. Для достижения данной цели дана общая характеристика деятельности Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения Исполнительного комитета города, изучено состояние жилищно-коммунального комплекса, определены его основные проблемы.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по совершенствованию системы управления ЖКК в городе Набережные Челны и оценке их социально-экономической эффективности. Предложена программа, реализация которой, по нашему мнению, позволит сократить количество жалоб на неудовлетворительную работу предприятий ЖКК, способствуя более качественному выполнению предоставляемых услуг, и в целом позволит улучшить состояние системы управления ЖКК в городе Набережные Челны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важным элементом экономики региона и одной из самых крупных отраслей российской экономики. Процессы, происходящие в системе ЖКХ, самым непосредственным образом определяют саму возможность и качество всех видов жизнедеятельности граждан страны, а результаты функционирования системы ЖКХ оказывают весьма существенное влияние на уровень жизни населения. Масштабы данной системы, ее четко выраженная социальная направленность, макроэкономический эффект функционирования определяют первостепенную важность проблемы совершенствования управления ЖКХ, задачи которого действующее российское законодательство относит к вопросам местного значения.
Нами были изучены теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством, в том числе определены основные понятия, институты, нормативно-правовое регулирование отрасли. Проведен анализ системы управления жилищно-коммунального комплекса в городе Набережные Челны, по итогам которого разработан ряд мероприятий по его совершенствованию с расчетом социально-экономической эффективности.
На основе изученного материала можно сделать вывод о том, управление такой отраслью, как ЖКК, имеет свои особенности, так как в ней тесно связаны как технические и экономические, так и социальные и политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.
Анализ нормативно-правового регулирования ЖКК, осуществляемого на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном, показал непрерывное совершенствование законодательства в этой области. Так, за 2015-2017 гг. в Государственной Думе РФ рассматривалось и принималось большое количество жилищных законопроектов. При этом большое внимание уделялось таким проблемам, как внедрение ресурсосберегающих технологий и формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом. Кроме того, во всех официальных документах по коммунальной реформе, в том числе и в законах, принятых в последние три года, особо выделяются две задачи, как главное условие возрождения и функционирования отрасли:
- перевод коммунальных предприятий на рыночные формы отношений или создание конкурентной среды в отрасли;
- освобождение бюджетов, прежде всего федерального бюджета, от бремени финансирования ЖКК.
Тем не менее, основным недостатком законодательства, на наш взгляд, является то, что, вменив в обязанность муниципалитетов организовывать процесс предоставления жилищно-коммунальных услуг, не предлагается никаких необходимых для этого стимулов.
Изучив состояние жилищно-коммунального комплекса города Набережные Челны, жилищный фонд которого находится под управлением 16 ТСЖ и 8 Управляющих компаний, и на 1 января 2017 года составлял 9830,1тыс. кв. м. (в том числе, муниципальный - 8990,3 тыс. кв. м., государственный (ведомственный) - 523,1 тыс.кв.м., индивидуальный - 333,3 тыс.кв. м) , можно сделать вывод, что в целом, фонд города характеризуется достаточно высокой степенью благоустроенности. Основными задачами Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения является: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжение организаций и населения города, содержание и эксплуатация жилищного фонда, содержание и ремонт дорожного хозяйства, организация вывоза, сбора, переработки и утилизации ТБО. Начиная с 2013 года, в городе Набережные Челны ежегодно разрабатывается План развития жилищно-коммунального комплекса города. Согласно этому Плану, в городе проводится капитальный ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт лифтов, дорожного хозяйства, проводятся мероприятия по объектам благоустройства и др., направленные
на сохранение и улучшение состояния жилищного фонда и жилищно-коммунального комплекса города в целом.
Тем не менее, отметим, что на сегодняшнее состояние объектов ЖКК города оказывают влияние последствия 90-х годов, когда не в полном объеме производился капитально-восстановительный ремонт основных средств: зданий, сооружений, технологического оборудования и магистральных сетей. Исходя из изученного материала, главными недостатками функционирования ЖКК в городе Набережные Челны, по нашему мнению, в настоящее время являются:
- отсутствие в Управлении специалиста, осуществляющего помощь в создании ТСЖ;
— неравномерное распределение площади жилых домов по Управляющим компаниям города;
— неудовлетворительная работа Управления по информированию
жителей города о деятельности предприятий ЖКК города;
— отсутствие концепции кадрового потенциала ЖКК;
нерациональные затраты и финансовая неустойчивость предприятий ЖКК.
Определив основные недостатки системы управления ЖКК в городе Набережные Челны, нами были предложены мероприятия для развития системы управления ЖКК города Набережные Челны на 2019 - 2021 год:
- создание условий для дальнейшего развития конкурентной среды в сфере ЖКК;
- обеспечение соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг и заработной платы работников отрасли качеству, количеству и своевременности оказываемых услуг;
- повышение удовлетворенности жителей города деятельностью предприятий ЖКК города;
- информирование жителей города о деятельности предприятий ЖКК города;
- подготовка проекта по перераспределению жилых домов по Управляющим компаниям города;
- введение должности специалиста по ТСЖ;
- поддержка молодых квалифицированных специалистов 2020-21 гг.;
- ликвидация недоремонта жилищного фонда 2020-21 гг.;
- разработка системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат и повышения эффективности их деятельности.
Реализация предложенных мероприятий позволит добиться сокращения количества жалоб жителей города на неудовлетворительную работу предприятий ЖКК города; повышения качества услуг, выполняемых специалистами Управления ЖКК и благоустройства; увеличения количества ТСЖ в городе; повышения оперативности выполнения заявок по электроэнергии; повышения эффективности мероприятий в сфере ЖКК в городе; повышения уровня контроля деятельности Управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса и энергетики города.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] //
СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_ LAW_33773/ (дата обращения: 22.03.2018).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/(дата обращения: 02.04.2018).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2015-06/4431/npa_4431.pdf
II Специальная литература
7. Бондарь Н.С. Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2015. 592 с.
8. Грудцына Л.Ю. Жилищная политика в России: прошлое и будущее //
Законодательство и экономика. 2014. № 6. С. 34-37. [Электронный ресурс] URL: http://textbook.news/jilischnoe-pravo_841/jilischnaya-politika-rossii-
proshloe-55815.html (дата обращения: 29.03.2018).
9. Жилищная экономика / под ред. Г. Поляковского. М.: Юрайт, 2014. 342 с.
10. Камышанова А.Е. Правовое обеспечение жилищно-коммунального хозяйства органами местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 3. С. 43-47.
11. Кузьмина Ю.А. ЖКХ: на рельсы современной
жизни // Коммунальщик. 2014. № 2. С. 56-58.
12. Курбанов Р.А., Богданов Е.В. Жилищное право М.: Проспект, 2018. 215 с.
13. Марасанова А.А. Принципы оценки уровня жизни населения/ А.А. Марсанова// Известия ИГЭА.- 2015 - №5.
14. Прищепова А.О. Статистическое исследование индекса человеческого развития /А.О. Прищепова// Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 114-117.
15. Россошанский А.И., Чекмарева Е.А. Современное состояние и развитие теории и методологии исследования качества жизни населения /А.И. Россошанский, Е.А. Чекмарева// Проблемы развития территории. 2016 - №1 (81).
16. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / А.И. Радченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 392 с.
17. Симионов Ю.Ф., Дрозд Н.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 272 с.
18. Справочник современного инженера жилищно-коммунального хозяйства / под ред. Л.Р. Маиляна. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 352 с.
20. Сидоренко А.Д., Чефранова Е.А. Жилищная проблема и жилищная политика // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 45-49.
21. Справочник для населения «Все о ЖКХ на 1 июня 2018 г.» М.: АСТ, 2018. 68 с.
22. Стукалов А.В. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 30-35.
23. Стукалов А.В. Механизм правового регулирования естественных монополий в сфере ЖКХ // Юрист. 2014. № 19. С. 41-46.
24. Таболин В.В. Проблемы современных городов // Публично¬правовые исследования. 2015. № 3-4. С. 1-24. [Электронный ресурс] URL: http://lawlibrary.ru/izdanie2230657.html(дата обращения 05.04.2018)
25. Ушакова Е.Ю. Проблемы привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ: правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2016. № 4. С. 42-45. [Электронный ресурс] URL: http://отрасли-права.рф/article/20291 (дата обращения: 24.03.2018).
26. Хусяйнова С.Г. Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российская юстиция. 2014. № 11. С. 59-61.
27. Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2015. 268 с.
28. Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. М.: Книжный мир, 2014. 168 с.
29. Отчет управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения за 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/page/228(дата обращения 12.05.2018)
30. Отчет управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения о нормативном состояние конструкций и оборудований жилых домов за 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/page/228(дата обращения 23.03.2018)
31. Отчет динамики выплат субсидий за 2015-2017 гг управлением городского хозяйства и жизнеобеспечения населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/page/228(дата обращения 11.05.2018).
32. Отчет отдела экономического анализа и прогнозирования за 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/page/227(дата обращения 04.05.2018).
III Электронные материалы
33. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroyrf.ru.
34. Муниципальное образование город Набережные Челны. [Электронный ресурс] // Официальный сайт URL: http://nabchelny.ru/company/2(дата обращения 11.05.2018).
35. Управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения. [Электронный ресурс] // Официальный сайт URL: http://nabchelny.ru/company/30(дата обращения 11.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ