Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Еврейская Франция Э. Дрюмона как феномен французской культуры последней четверти XIX в.

Работа №30516

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
765
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Жизнь и деятельность Эдуарда Дрюмона 9
1.1 На пути к созданию «Еврейской Франции» (1844 - 1886) 9
1.2. Судьба писателя после публикации «Еврейской Франции»
(1887-1917) 21
Глава 2. «Еврейская Франция» как синтез юдофобии и расового
антисемитизма 27
2.1. Пережитки юдофобии в «Еврейской Франции» 31
2.2. Национализм, реваншизм, расизм как источники
антисемитизма 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Картина мира француза последней четверти XIX века формировалась под
воздействием множества фактов социальной, экономической, политической
действительности. Исходной предпосылкой такого рассуждения является
убеждение, что человек и его психика изменчивы, т.е. способ воспринимать
мир и устраивать в нем свою жизнь в разных культурах в разные эпохи
бывают различными.
В этом ключе будет рассмотрено отношение в заданный период к
еврейскому вопросу во Франции. В связи с трагедией еврейского народа в
XX веке исследователи стали искать предпосылки возникновения
антисемитских идей в более раннее время. Поэтому часто встречаются
труды, в которых исследователи находят антисемитизм в средние века и даже
Л
в античности . Однако такая модернизация истории искажает общую картину
отношения к еврейскому вопросу и мешает более глубокому анализу его
предпосылок. Разумеется, антисемитизм появился не раньше второй
половины XIX века, а само слово вошло в употребление после 1880 года,
когда оно впервые было использовано в памфлете «Победа иудаизма над
германизмом», написанном Вильгельмом Марром . Принципиальное отличие
антисемитизма от тех антиеврейских настроений, которые существовали в
предыдущие эпохи, заключено в самом этом слове. Семиты - это раса,
которая вступает в конфликт с расой арийской. Это означает, что у всех рас
изначально, от рождения присутствует определенный набор характеристик,
которые не меняются с годами. Расовые теории, зародившись в среде
ученых-биологов постепенно становилась популярной в среде просветителей
философов, историков, лингвистов и др., получая специфическое
1
Шартье Р. Интеллектуальная история и история ментальностей: двойная переоценка // Р. Шартье,
М.: Новое литературное обозрение. - 2004. - Т. 66. - С. 65.
2
См. Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины.
- 2009.
3
См. Marr W. Der Sieg des Judenthums uber das Germanenthum. - Bern, Rudolph Costenoble. - 1879,
49 s.содержание. На фоне разрушающегося старого мира, основой которого была
конфессиональная идентификация людей, расовая теория предстает в
качестве достойной альтернативы, в купе с национализмом, как поиск новой
идентичности, в основе которой будет лежать такой критерий как общность
культуры.
Антисемитизм был одной частью того «ментального оснащения»,
которым оперировали люди, жившие в этот период. И он, также как и
остальные «материалы-идеи»4, трансформировался, сохраняя черты
средневековой юдофобии, которая постепенно уступала место расовому и
политическому антисемитизму. «Еврейская Франция» - книга, в которой этот
переход запечатлен подобно фотографическому снимку. Она также отражает
дух своей эпохи, как любое произведение написанное в это время, с одной
только оговоркой, что нельзя предъявлять к этому источнику слишком
высокие требования. Он передает картину мира только его автора, а не всего
французского общества. Однако антисемитизм как идея раскрывается в нем
достаточно полно. Таким образом, объектом исследования является
антисемитизм во Франции нового времени, а предметом еврейский вопрос в
интерпретации Э. Дрюмона.
Цель работы - исследовать книгу Э. Дрюмона «Еврейская Франция» в
контексте французской культуры последней четверти XIX века. Исходя из
обозначенной цели, задачами будут:
1. Изучить условия в которых проходило становление личности автора;
2. Выявить пережитки юдофобии в «Еврейской Франции» и черты,
характерные для антисемитизма;
3. Определить на чем основывался синтез двух подходов к еврейскому
вопросу.
4
См. например Февр Л. Бои за историю/ пер. с фр. - М.: Наука, 1991. - 632 с.
4Хронологические рамки исследования - последняя четверть XIX века -
введены на том основании, что дело Дрейфуса (1894 - 1906) и «Протоколы
сионских мудрецов» (1903) представляют из себя антисемитизм в своем
завершенном варианте. Нас же интересует исключительно момент перехода,
трансформации юдофобии в антисемитизм, способы проникновения в
общественное сознание.
Основной источник заявлен в названии - «Еврейская Франция». Это
антисемитский памфлет, выпущенный Э. Дрюмоном в 1886 году. Изначально
он состоял из 4 томов, но перед печатью издатель сократил его до двух. С
1886 года вплоть до смерти автора в 1917 году книга была переиздана около
200 раз, переведена на разные языки, в том числе на русский, переводчицей
по имени З.Н. Шульга в Харькове, в типографии А.И. Степанова уже в 1895
году. Мы используем как русский перевод5, так и французский второго
переиздания в типографии «Marpon-Flammarion»6.
Сопутствующим источником является дневник воспоминаний Дрюмона
п
«Sur le chemin de la vie» . На русский язык он не переведен, поэтому в данной
работе используется перевод автора. Воспоминания были впервые изданы в
1914 году, за три года до смерти Дрюмона. Они представляют из себя
рефлексию писателя о каждой вехе своей продолжительной жизни, начиная с
самого детства. Особое внимание он уделяет в ней написанию «Еврейской
Франции» и всему, что было с ней связано, как труду, который в корне
изменил его жизнь.
Также мы используем некоторые статьи из газеты Дрюмона «La Libre
о
Parole» из альманаха за 1892 год. Как пишет Ханна Аренд , эта газета стала
очень влиятельной после того, как в ней были опубликованы разоблачающие
документы, связанные с панамским скандалом. Таким образом,
5
Дрюмон Э. Еврейская Франция / пер. с фр. З.Н. Шульга. - Харьков.- 1895, 143 с.
6 Edouard D. La France juive: Essai d'Histoire Contemporaine. - 1886.
7
Drumont E. Sur le chemin de la vie. - Deterna ed., 2009, 320 с.
8
Арендт Х. Истоки тоталитаризма/Ханна Арендт; [пер. с англ. ИВ Борисовой, ЮА Кимелева, АД
Ковалева, ЮБ Мишкенене, ЛА Седова; послесл. ЮН Давыдова; под ред. МС Ковалевой, ДМ
Носова] //М.: ЦентрКом. - 1996. - С. 15антисемитские идеи, которые в ней содержались, возможно, не были главной
причиной столь большой популярности издания, однако ее читали и
общественное мнение формировалось под ее воздействием.
Так же нас будут интересовать некоторые воспоминания о Дрюмоне его
современников. В основном мы использовали те воспоминания и статьи о
журналисте, которые были опубликованы в диссертационной работе9 Тьера
Руо в 2007 году.
И, наконец, прямо относящийся к Дрюмону и его деятельности список
подписчиков в так называемом деле «Памятника Анри»10. Это перечень
людей, которые пожертвовали деньги на строительство памятника «герою
антидрейфусаров» Анри Уберу в 1898. Был в том же году опубликован в «La
Libre Parole». Он позволяет сделать качественный и количественный срез
общественного мнения, выяснить в каких районах Франции люди больше
были подвержены антисемитизму на исходе XIX века, какого рода
деятельностью занимались.
Для того, чтобы иметь более полное представление об умонастроениях
французского общества в тот период мы обращались к трудам
современников Дрюмона: М. Нордау «Вырождение», Э.Ж. Ренан «Евангелие
и второе поколение христианства», Ипполит Тэн «Происхождение
современной Франции», и др.
Литературу по данному вопросу можно разделить на 3 группы: 1)
посвященную непосредственно Дрюмону и «Еврейской Франции»; 2) по
истории антисемитизма; 3) По истории Франции.
В русской историографии отсутствуют труды, монографии, книги,
которые бы анализировали «Еврейскую Францию». Она зачастую
упоминается только как одна из огромного списка антисемитской
9 Rouault T. Les mecanismes de la haine antisemite et antimafonnique chez Drumont et ses heritiers :
дис. - Universite Paris Diderot-Paris 7, 2007.
1 0
Bensoussan G. L'ideologie du rejet: enquete sur «Le Monument Henry» ou archeologie du fantasme
antisemite dans la France de la fin du XIXe siecle. - FeniXX, 1993.
6литературы. К тому же в нашей стране она признана экстремистским
произведением.
Нами были использованы диссертации французских коллег. Тьери Руо в
своем труде «Механизмы антисемитской и антимассонской ненависти у
Дрюмона и его преемников» применяет лингвистический подход, пытаясь
определить какие словесные конструкции использовал Дрюмон для того,
чтобы быть убедительным в своей антисемитской пропаганде. Историк,
вслед за своим коллегой Георгом Кауффманом, написавшим подробную
биографию Дрюмона, предполагает, что источником ненависти памфлетиста
стали жизненные коллизии, которые сделали его озлобленным на мир, и его
политические амбиции. Причину же успеха он видит в том, что до
«Еврейской Франции» еврейский вопрос бытовал в народе в виде сказок о
жидах, исторических анекдотов, в популярной литературе, в художественных
произведениях11. На тему еврейского вопроса в популярной литературе
12
написана целая монография французским историком Мари Франс Руо, на
нее мы также будем ссылаться.
Мишель Баттини в работе «Социализм слабоумного: опыт истолкования
13
антиеврейского антикапитализма» анализирует всех самых известных
французских антисемитов с целью понять связь антикапиталистических и
антиеврейских настроений. Он приходит к выводу, что средневековая
полемика против ростовщичества была переосмыслена в XIX веке с целью
сделать ее основой критики саморегулирующихся рыночной и правовой
эмансипации.
Труды, посвященные антисемитизму следует разделить на 2 категории: 1)
исторические; 2) психологические. Конкретно исторический подход
применяет Леон Поляков в двухтомнике «История антисемитизма». Первый
11 Rouault T. Les mecanismes de la haine antisemite et antimafonnique chez Drumont et ses heritiers :
дис. - Universite Paris Diderot-Paris 7, 2007. - p.165
1 2
Rouart M. F. L'antisemitisme dans la litterature populaire. -2014. - p. 128.
1 3 Battini M. Socialism of Fools: Capitalism and Modern Anti-Semitism. - Columbia University Press,
2016.том «Эпоха веры», посвящен христианскому антисемитизму, второй «Эпоха
знания» - антисемитизму расовому. Само разделение этого феномена по
разным основаниям является одним из наших методологических столпов и
было предложено именно Поляковым.
Обращение к трудам по психологии закономерно в парадигме
интеллектуальной истории. Мы будем ссылаться на Хоркхаймера и Адорно14,
на Кона15 и других исследователей данного вопроса.
Следующая группа литературы - исследования по истории Третьей
Республики во Франции используются нами как вспомогательные, для
создания социокультурного контекста: В. И. Антюхина-Московченко16, М. Ц.
17 18 1Q
Арзакинян , Э. А. Желубовская , Н. Кареев .
Главы были выделены в соответствии с поставленными задачами. Первая
глава посвящена биографии Эдуарда Дрюмона. Прежде всего мы
сосредотачиваем внимание на знаковых событиях не только его собственной
судьбы, но и тех периодах его жизни, когда он принимал участие в жизни
государства, разделял переживания всего французского народа. Особенно
внимание уделяется в ней периоду подготовки «Еврейской Франции» к
изданию.
Вторая глава полностью посвящена анализу источника. В соответствии с
его особенностями мы разделили главу на два параграфа. В первом нами
были выявлены пережитки юдофобии в книге, во втором - определены
тенденции развития собственно антисемитизма, как феномена XIX века, как
феномена французской культуры.
1 4
Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма//Психология национальной
нетерпимости //Сост. ЮВ Чернявская. Минск. - 1998. - С. 114-173.
1 5
Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости/Сост. ЮВ
Чернявская //Мн.: Харвест. - 1998. - С. 5-47.
1 6
Антюхина-Московченко В. И. История Франции, 1870-1918. - Изд-во Ин-та международных
отношений, 1963, 603 с.
1 7 Арзаканян М.Ц. Становление Третьей республики во Франции // Диалог со временем. 2016.
Вып. 56. С. 210-228.
1 8 Желубовская Э. А. Крушение Второй империи и возникновение Третьей республики во
Франции. - 1956, 508 с.
1 9
Кареев Н. Политическая история Франции в XIX веке. - 1902.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Немецко-американский политический теоретик Ханна Аренд, в рамках
своей главной работы «Истоки тоталитаризма» продолжительное время
исследовала феномен антисемитизма, его причины и последствия. По ее
мнению, многие историки заблуждаются, определяя евреев «совершенно
беспомощной группой, захваченной общими и неразрешимыми конфликтами
эпохи». Корень заблуждения кроется в том, что в таком случае эта группа,
представленная в качестве творцов всего зла, оказывается невиновной112.
Теория о евреях - козлах отпущения продолжает разрабатываться и в
113
современных исследованиях, в том числе и у Тьери Руо . Однако она не
позволяет глубже понять исторические причины этого феномена.
Антисемиты в такой интерпретации предстают неразумными фанатиками, а
евреи и процессы, которые происходили в еврейской среде в это время,
перестают интересовать исследователей. Меж тем помимо подъема
национализма, помимо реваншизма во французском обществе, на волне
которого в шпионаже в пользу Германии могли обвинить кого угодно,
помимо политического размежевания общественности на правых и левых, на
монархистов и республиканцев, на клерикалов и антиклерикалов, помимо
распространения расовых теорий, ощущения упадка культуры и поиска на
этом фоне виновника происходящего, в еврейской среде параллельно
происходил процесс ассимиляции, угасания древних религиозных и
духовных ценностей иудаизма. Это означало, что евреи, также как и все
европейцы искали стержень своей нации. Доказательство тому
возникновение сионизма, националистической идеологии, в основе которой
1 1 2
Арендт Х. Истоки тоталитаризма/Ханна Арендт; [пер. с англ. ИВ Борисовой, ЮА Кимелева, АД
Ковалева, ЮБ Мишкенене, ЛА Седова; послесл. ЮН Давыдова; под ред. МС Ковалевой, ДМ
Носова] //М.: ЦентрКом. - 1996. - С. 38.
1 1 3
Тьери Руо в своей работе приходит к следующему выводу. «Для Дрюмона евреи и масоны -
идеальные козлы отпущения, с помощью которых можно объяснить все происходящие кризисы».
Для него это не главная причина возникновения антисемитизма, но одна из существенных.
54лежала насущная для евреев, проживающих практически во всех странах
Европы и Америки, проблема обретения единого дома.
Вполне закономерно, что еврейский вопрос из сферы религиозной
постепенно проникает в сферу политики и экономики, при том, что
предрассудки продолжают сохраняться. Что можно наглядно увидеть в
«Еврейской Франции» Эдуарда Дрюмона, человека, который родился при
режиме июльской монархии, и увидел за свою жизнь 3 государственных
переворота. Безусловно, его мировоззренческие установки, складывающиеся
в этих условиях, отразились на характере книги. Как мы могли убедиться,
жизнь этого человека проходила в постоянной конфронтации с обществом,
что без сомнения было связано с особенностями его характера и психики.
После того, как он стал принимать участие в политической жизни Франции,
эти особенности стали для него роковыми. Для того, чтобы удержаться на
тех должностях, которые ему волей случая удавалось заполучить, ему не
хватало способности ладить с людьми и тем более харизмы. Его
озлобленность на окружающий мир также отразилась на манере изложения
мыслей в «Еврейской Франции».
В ходе знакомства с несколькими работами его современников, по
преимуществу тех, кого он цитирует в Еврейской Франции, мы смогли
уловить общую тенденцию для всех антисемитов того времени - их
ценностные установки являются христианскими, обвинение в
ростовщичестве, как не богоугодном деле, продолжает фигурировать,
противопоставление христианства и иудаизма все еще актуально, «другой»
для них это все еще представитель другой конфессии. Одновременно с этим
принимается за аксиому антагонизм семитской и арийской расы, евреев
обвиняют в политическом и экономическом кризисе государства,
националисты объединяются по причине существования внутреннего врага,
которым безоговорочно признан еврей.
Основу синтеза двух этих подходов к еврейскому вопросу у Дрюмона и
его современников, составляют, с одной стороны, реальные события
55происходившие во Франции, которые задевали чувства каждого француза,
даже если бы в них не принимали участие евреи, а с другой, определенный
расчет на успех у аудитории, ведь, как было сказано выше, книгу
спонсировали и редактировали иезуиты «Общества Иисуса».
При более подробном изучении работ его современников не только во
Франции, но и в других странах, возможно будет установить условия, более
конкретные законы распространения антисемитских идей.


Bensoussan G. L'ideologie du rejet: enquete sur «Le Monument Henry» ou
archeologie du fantasme antisemite dans la France de la fin du XIXe
siecle. - FeniXX, 1993.
2. Drumont E. La France juive: Essai d'Histoire Contemporaine. - 1886. -
632 p.
3. Drumont E. Sur le chemin de la vie. - Deterna ed., 2009, 320 p.
4. Les freres Anthoine (avec une introd. de E. Drumont), La mort de Louis
XIV, journal des Anthoine, Quantin, Paris, 1880, p. XLI [Электронный
ресурс] URL: http: //gallica.bnf.fr/ark:/1214 8/bpt6k840003q/f21 .image
5. Дрюмон Э. Еврейская Франция / пер. c фр. З.Н. Шульга. - Харьков.-
1895, 143 с.
6. Нордау М. Вырождение / М. Нордау. - М.: Республика. - 1995. - 28 с.
7. Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти
томах. Перевод с французского под редакцией В.Н. Михайловского.
Т.6. Киев, 1902. С.87-101.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Battini M. Socialism of Fools: Capitalism and Modern Anti-Semitism. -
Columbia University Press, 2016. - 256 p.
2. Birnbaum P. Dreyfus avant Dreyfus: Drumont et la mise en scene de l'affaire
//Mil neuf cent. - 1993. - Т. 11. - №. 1. - С. 71-76.
3. Doizy G. Edouard Drumont et La Libre parole illustree: la caricature, figure
majeure du discours antisemite? //Cahiers d'histoire. Revue d'histoire critique.
- 2017. - №. 135. - С. 97-125.
4. Joly L., Kauffmann G., de Paris I. E. P. Le nationalisme franfais des annees
1880-1900 et l'exaltation de la haine,«legitime»,«saine»,«populaire», contre le
juif //Les Discours de la haine: Recits et figures de la passion dans la Cite. -
2009. - Т. 1135. - С. 235 - 244.
5. Kauffmann G. Edouard Drumont (1844-1917) : dis. - Paris, Institut d'etudes
politiques, 2007, 526 p.
6. Kreis E. " Quis ut Deus?" Antijudeo-mafonnisme et occultisme en France sous
la IIIe Republique : dis. - Paris, EPHE, 2017, - 632 p.
7. Kauffmann G. Rothschild & Cie. La bourgeoisie juive vue par Edouard
Drumont //Archives Juives. - 2009. - 158 p.
8. Marr W. Der Sieg des Judenthums uber das Germanenthum. - Рипол Классик,
1879.
9. Renucci F. Les juifs d'Algerie et la citoyennete (1870-1902). Les enjeux d'un
statut conteste. - 2013. - 20 p.
10. Marie-France Rouart, L'antisemitisme dans la litterature populaire, Berg
international Paris, 2001, p. 128.
11. Rouault T. Les mecanismes de la haine antisemite et antimafonnique chez
Drumont et ses heritiers : дис. - Universite Paris Diderot-Paris 7, 2007, 505 p.12. Taguieff P. A. D'un «prophete» l'autre: Drumont, Celine: L'antisemitisme
revendique comme une tradition franfaise (1940-1944) //Paris.: Esprit, 1999. -
p. 90-113.
13. Wilson S. Le Monument Henry: La structure de l'antisemitisme en France
1898-1899 //Annales. - 1977. - p. 265-291.
14. Winock M. Les nationalismes franfais // Institut d'Etudes Politiques, Paris
- 1994. -12 p.
15. Антюхина-Московченко В. И. История Франции, 1870-1918. - Изд-во Инта международных отношений, 1963, 603 с.
16. Арендт Х. Истоки тоталитаризма/Ханна Арендт; [пер. с англ. ИВ
Борисовой, ЮА Кимелева, АД Ковалева, ЮБ Мишкенене, ЛА Седова;
послесл. ЮН Давыдова; под ред. МС Ковалевой, ДМ Носова] //М.:
ЦентрКом. - 1996. - С. 45-96, 152-158, 178-180.
17. Арзаканян М.Ц. Становление Третьей республики во Франции // Диалог
со временем. 2016. Вып. 56. С. 210-228.
18. Бодров А. В. Макс Нордау о французском реваншизме 1870-х годов
//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. - 2007.
- №. 1.
19. Бодров А. В. Первые годы после Седана: германский фактор французской
политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы //Труды
Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2011. -
Т. 8. - 378 с.
20. Бродберри С., О'Рурк К. Кембриджская экономическая история Европы
Нового и Новейшего времени // С. Бродберри, К. О'Рурк - Москва: Изд.
Инст. Гайдара. - 2013. - Т. 2. - С. 157-191.
21. Гиляров А. Н. Предсмертные мысли XIX в. во Франции / А.Н. Гиляров. -
Киев: Типография С.В. Кульженко. - 1901. - 673 с.
22. Даймонт М. Евреи, бог и история / пер. Р.Нудельман. - М.: Мост
культуры, - 2010. - 570 с.23. Желубовская Э. А. Крушение Второй империи и возникновение Третьей
республики во Франции. - 1956, 508 с.
24. Крапивенский С. Э. Еврейское в мировой культуре / С. Э. Крапивенский.
- М.: Собрание, 2007. - 51 с.
25. Кареев Н. Политическая история Франции в XIX веке. - 1902.
26. Маркс К. К еврейскому вопросу //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 1955. - Т.
1. - С. 382-413.
27. Очерки истории еврейского народа. Под ред. Эттингера. Новое время стр
395-615 / Электронный ресурс. URL: http://jhist.org/code/ettinger_02. htm
28. Поляков Л. История антисемитизма: Эпоха знаний/Пер. с фр В. Лобанова,
М. Огняновой. - М.: Гешарим. - 1998. - 612 с.
29. Шартье Р. Интеллектуальная история и история ментальностей: двойная
переоценка //Новое литературное обозрение. - 2004. - Т. 66.
30. Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914 // Э. Хобсбаум. - Ростов н/Д:
Феникс - 1999. - С. 209-243.
31. Израиль Г. Антисемитизм //Электронная еврейская энциклопедия.—
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://eleven.co.il/diaspora/judeophobia-anti-semitism/10243/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ