СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ИЗДАНИЯХ СРЕДСТВАМИ ФОТОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «DER SPIEGEL»)
|
Введение 3
Глава 1. Медийный образ женщины политика: теоретический аспект 8
1.1 Медийный образ и способы его формирования 8
1.2 Образ женщины в европейском информационном пространстве 18
Глава 2. Влияние визуальных средств на образ женщины-политика в немецкоязычных изданиях 28
2.1 Положение журнала «Der Spiegel» на современном медийном рынке Германии 28
2.2 Фотография как неотъемлемая часть образа женщины-политика в журнале «Der Spiegel» 31
2.3. Сравнительный анализ медийных образов женщин-политиков в журналах «Der Spiegel», «Focus» и «Stern» 57
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 70
Глава 1. Медийный образ женщины политика: теоретический аспект 8
1.1 Медийный образ и способы его формирования 8
1.2 Образ женщины в европейском информационном пространстве 18
Глава 2. Влияние визуальных средств на образ женщины-политика в немецкоязычных изданиях 28
2.1 Положение журнала «Der Spiegel» на современном медийном рынке Германии 28
2.2 Фотография как неотъемлемая часть образа женщины-политика в журнале «Der Spiegel» 31
2.3. Сравнительный анализ медийных образов женщин-политиков в журналах «Der Spiegel», «Focus» и «Stern» 57
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 70
Актуальность выбранной темы. Важность изучения процесса формирования необходимого медийного образа политика осознают, как и исследователи-теоретики, стоящие по «эту» сторону рынка, так и медийщики-практики, стоящие по ту сторону «баррикад». Если вторым, как непосредственным участникам политических взаимодействий, изучение этих процессов необходимо для освоения накопленного коллегами опыта и приобретения ценных профессиональных навыков, то нам, как всего лишь наблюдателям, изучение этой темы также не менее важно, но уже в силу профессионального требования осмысления глобальных процессов и трендов в сфере массовых коммуникаций.
Сам этот профессиональный интерес усугубляется еще таким глобальным трендом современности как растущая феминизация европейской политики. Многолетняя концентрация левых сил Западной Европы на вопросах борьбы за равные права сексуальных меньшинств и женщин приносит свои плоды: всё больше женщин мы находим на руководящих постах в западноевропейской политике, и, соответственно, всё большее внимание в СМИ уделяется таким женщинам. Так, например, в журнале «Шпигель» мы находим множество материалов, посвящённых данной теме. В одном из них - «Wenn alles gegen die Wand gefahren ist» - авторы рассуждают о доле мест в бундестаге, занимаемых женщинами. Ссылаясь на раннего французского социалиста Чарльза Фурье, который был уверен в том, что «социальный прогресс осуществляется в соответствии с прогрессом в освобождении женщин, а распад общества происходит в соответствии со снижением свободы женщин», и считал, что о свободе и равенстве в обществе не может быть и речи, пока женщины целиком или частично не будут вовлечены в социальные институты, авторы текста заявляют, что Германия - если брать во внимание эти критерии - ещё далеко не развитая страна, если количество женщин в парламенте до сих пор так ничтожно мало.
Оба этих фактора и факт в целом незначительного внимания отечественной науки к вопросу медиатизации женщины-политика и определяют несомненную актуальность, а также новизну данного исследования.
Степень изученности темы. Поднятая в выпускной квалификационной работе темы частично была затронута в следующих исследованиях: «Российские женщины-политики в социальных медиа: образ, риторика и повестка дня» , «Гендерные стереотипы в современных СМИ как инструмент коммуникации» , «Особенности взаимодействия медиаобраза на аудиторию женских глянцевых журналов» , «Медиаобраз Женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах» . Правда стоит сказать, что все данные исследования посвящены исследованию образа женщины или образа женщины-политика именно в российском медийном дискурсе.
Объектом исследования выступают способы создания образа женщины-политика, формируемого современной немецкой прессой.
Предметом исследования является специфика визуальных средств, воздействие которых создает своеобразие образа женщин-политиков в медиа.
Целью работы стало выявление степени влияния фотоматериала на создание основных черт медийного образа женщины-политика в немецком журнале «Der Spiegel» (а также в журналах «Focus», «Stern»).
Для достижения данной цели было поставлено несколько локальных задач:
- определить понятие медийного образа и основные принципы и способы его создания в современных СМИ и СМК;
- ознакомиться с уже сформировавшимся в европейском информационном пространстве образом женщины вообще и женщины- политика в частности;
- выяснить положение журнала «Der Spiegel» на современном медийном рынке Германии;
- проанализировать посвященные женщинам-политикам материалы и аудиторную реакцию на них в журнале «Der Spiegel» с позиции фотографии как ключевого фактора формирования данных медийных образов;
- сравнить медийные образы женщин-политиков, создаваемые в материалах журнала «Der Spiegel», с созданными образами в изданиях- конкурентах («Focus», «Stern»).
Эмпирической базой послужили немецкоязычные он-лайн журналы «Der Spiegel», «Focus», «Stern» за период с 2015 по 2018 годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что наша работа будет посвящена представлению образа женщины-политика средствами фотографии в европейском политическом дискурсе. Образ женщины- политика исследуется на материалах немецкоязычных изданий, что позволит выявить новые результаты, касающихся особенностей создания образа политика в медиадискурсе. Образ женщины-политика и действующего канцлера Германии в том числе интересен тем, что, с одной стороны, он представляет собой обобщение характеристик, определяющих женщину- политика (в сравнении с мужчиной-политиком), а с другой стороны, он в значительной степени конституируется средствами фотографии, что делает его достаточно манипулятивным. Таким образом, научная новизна исследования заключается в попытке проанализировать медийный образ женщины-политика при помощи фотографий в немецких СМИ.
Теоретической базой для исследования. Научных работ, занимающихся именно проблемой создания медийного образа женщины- политика средствами фотографии в зарубежных СМИ, не так уж и много, но есть ряд работ более общей тематики, которые и послужили нам теоретической базой: научные статьи, десертации и материалы многих исследований по медиобразу женщин-политиков. В том числе к ним относятся: "Медиаобраз Женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах" Балуевой И.А., статья Телегиной В.А., Синельникова Ю.Г. "Лингвокультурный образ женщины- политика в предвыборной картине Франции", монография Чернеца Л.В. "Образ в литературном произведении", книга Бельтинга Х. "Образ и культ. История образа до эпохи искусства", статья Кистауовой А. "Нужны ли женщины в политике", "Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности" Федорова А.В., исследование Соколовой А.Е. "Гендерные стереотипы в современных СМИ как инструмент коммуникации" и работы целого ряда других авторов.
Методы исследования. В данной работе применялись следующие методы исследования: сравнительный, синтез, индукция, дедукция и классификация.
Практическую значимость исследования определяет возможность использования результатов данной работы работниками российских медиа и студентами, обучающимися по направлению «Международная журналистика» для дальнейших исследований, например, для исследования алгоритмов формирования медийных образов женщин-политиков, но уже в российских изданиях (например, кандидата в президенты РФ Ксении Собчак).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и источников.
В первой главе излагается сущность понятия медийного образа и описываются принципы его создания в современных СМИ и СМК, а также в целом даётся описание уже созданного в современном европейском дискурсе образа женщины вообще и женщины-политика в частности.
Вторая глава посвящена исследованию степени важности фотографии как фактора формирования медийного образа женщины-политика на примере немецкоязычного журнала «Вет Spiegel». Также в этой главе мы сравниваем сформированный в «Der Spiegel» интересующий нас медийный образ с аналогичным образом, но уже в других немецкоязычных изданиях- конкурентах.
В заключении делаются выводы по результатам исследования и даются ответы на поставленные задачи. Завершается работа списком использованной литературы и источников.
Сам этот профессиональный интерес усугубляется еще таким глобальным трендом современности как растущая феминизация европейской политики. Многолетняя концентрация левых сил Западной Европы на вопросах борьбы за равные права сексуальных меньшинств и женщин приносит свои плоды: всё больше женщин мы находим на руководящих постах в западноевропейской политике, и, соответственно, всё большее внимание в СМИ уделяется таким женщинам. Так, например, в журнале «Шпигель» мы находим множество материалов, посвящённых данной теме. В одном из них - «Wenn alles gegen die Wand gefahren ist» - авторы рассуждают о доле мест в бундестаге, занимаемых женщинами. Ссылаясь на раннего французского социалиста Чарльза Фурье, который был уверен в том, что «социальный прогресс осуществляется в соответствии с прогрессом в освобождении женщин, а распад общества происходит в соответствии со снижением свободы женщин», и считал, что о свободе и равенстве в обществе не может быть и речи, пока женщины целиком или частично не будут вовлечены в социальные институты, авторы текста заявляют, что Германия - если брать во внимание эти критерии - ещё далеко не развитая страна, если количество женщин в парламенте до сих пор так ничтожно мало.
Оба этих фактора и факт в целом незначительного внимания отечественной науки к вопросу медиатизации женщины-политика и определяют несомненную актуальность, а также новизну данного исследования.
Степень изученности темы. Поднятая в выпускной квалификационной работе темы частично была затронута в следующих исследованиях: «Российские женщины-политики в социальных медиа: образ, риторика и повестка дня» , «Гендерные стереотипы в современных СМИ как инструмент коммуникации» , «Особенности взаимодействия медиаобраза на аудиторию женских глянцевых журналов» , «Медиаобраз Женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах» . Правда стоит сказать, что все данные исследования посвящены исследованию образа женщины или образа женщины-политика именно в российском медийном дискурсе.
Объектом исследования выступают способы создания образа женщины-политика, формируемого современной немецкой прессой.
Предметом исследования является специфика визуальных средств, воздействие которых создает своеобразие образа женщин-политиков в медиа.
Целью работы стало выявление степени влияния фотоматериала на создание основных черт медийного образа женщины-политика в немецком журнале «Der Spiegel» (а также в журналах «Focus», «Stern»).
Для достижения данной цели было поставлено несколько локальных задач:
- определить понятие медийного образа и основные принципы и способы его создания в современных СМИ и СМК;
- ознакомиться с уже сформировавшимся в европейском информационном пространстве образом женщины вообще и женщины- политика в частности;
- выяснить положение журнала «Der Spiegel» на современном медийном рынке Германии;
- проанализировать посвященные женщинам-политикам материалы и аудиторную реакцию на них в журнале «Der Spiegel» с позиции фотографии как ключевого фактора формирования данных медийных образов;
- сравнить медийные образы женщин-политиков, создаваемые в материалах журнала «Der Spiegel», с созданными образами в изданиях- конкурентах («Focus», «Stern»).
Эмпирической базой послужили немецкоязычные он-лайн журналы «Der Spiegel», «Focus», «Stern» за период с 2015 по 2018 годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что наша работа будет посвящена представлению образа женщины-политика средствами фотографии в европейском политическом дискурсе. Образ женщины- политика исследуется на материалах немецкоязычных изданий, что позволит выявить новые результаты, касающихся особенностей создания образа политика в медиадискурсе. Образ женщины-политика и действующего канцлера Германии в том числе интересен тем, что, с одной стороны, он представляет собой обобщение характеристик, определяющих женщину- политика (в сравнении с мужчиной-политиком), а с другой стороны, он в значительной степени конституируется средствами фотографии, что делает его достаточно манипулятивным. Таким образом, научная новизна исследования заключается в попытке проанализировать медийный образ женщины-политика при помощи фотографий в немецких СМИ.
Теоретической базой для исследования. Научных работ, занимающихся именно проблемой создания медийного образа женщины- политика средствами фотографии в зарубежных СМИ, не так уж и много, но есть ряд работ более общей тематики, которые и послужили нам теоретической базой: научные статьи, десертации и материалы многих исследований по медиобразу женщин-политиков. В том числе к ним относятся: "Медиаобраз Женщины и развитие гендерного дискурса в современных российских федеральных газетах" Балуевой И.А., статья Телегиной В.А., Синельникова Ю.Г. "Лингвокультурный образ женщины- политика в предвыборной картине Франции", монография Чернеца Л.В. "Образ в литературном произведении", книга Бельтинга Х. "Образ и культ. История образа до эпохи искусства", статья Кистауовой А. "Нужны ли женщины в политике", "Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности" Федорова А.В., исследование Соколовой А.Е. "Гендерные стереотипы в современных СМИ как инструмент коммуникации" и работы целого ряда других авторов.
Методы исследования. В данной работе применялись следующие методы исследования: сравнительный, синтез, индукция, дедукция и классификация.
Практическую значимость исследования определяет возможность использования результатов данной работы работниками российских медиа и студентами, обучающимися по направлению «Международная журналистика» для дальнейших исследований, например, для исследования алгоритмов формирования медийных образов женщин-политиков, но уже в российских изданиях (например, кандидата в президенты РФ Ксении Собчак).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и источников.
В первой главе излагается сущность понятия медийного образа и описываются принципы его создания в современных СМИ и СМК, а также в целом даётся описание уже созданного в современном европейском дискурсе образа женщины вообще и женщины-политика в частности.
Вторая глава посвящена исследованию степени важности фотографии как фактора формирования медийного образа женщины-политика на примере немецкоязычного журнала «Вет Spiegel». Также в этой главе мы сравниваем сформированный в «Der Spiegel» интересующий нас медийный образ с аналогичным образом, но уже в других немецкоязычных изданиях- конкурентах.
В заключении делаются выводы по результатам исследования и даются ответы на поставленные задачи. Завершается работа списком использованной литературы и источников.
Фотография, бесспорно, остаётся одной из важнейших составляющих контента современных масс-медиа. Она играет важную роль в целостности материала, может влиять на сознание массовой аудитории, манипулировать поведением и реакцией читателей. В данном исследовании фотография играла роль не сколько жанровой разновидности, а то, как она может влиять на реакцию аудитории, манипулировать сознанием и как визуальный контент может участвовать в восприятие образа женщин-политиков. Нельзя отрицать влияния, которое оказывает так называемая в среде профессионалов «вкусная картинка» на внимание читателя к той или иной теме.
Женщины в современной политике - не редкость. Это одинаково справедливо как для европейской политики, так и для политики стран Азии, Южной и Северной Америки. И несмотря на то, что не во всех странах женщины-политики занимают ключевой пост - пост президента (например, Даля Гарибускайте в Литве), премьер-министра (Тереза Мэй в Великобритании) или канцлера (Ангела Меркель в Германии), роль женщин в политических системах большинства стран мира неуклонно возрастает. Многие женщины занимают министерские посты, например, Урсула фон дер Ляйен министра обороны Германии, а Ина Мари Эриксен Сорейде министра обороны Норвегии, посты председателей центральных банков, как, например, Эльвира Набиуллина в России, Валерия Гонтарева на Украине.
Именно в силу большого количества материала для изучения и высокой актуальности гендерного вопроса в современном европейском общественно-политическом дискурсе, изучение создания и функционирования с помощью фотографии в общественном медийном пространстве медийного образа женщины-политика актуально сегодня. Другой причиной, по которой мы решили приступить к разработке данной темы стал наш пристальный интерес к развитию современных европейских средств массовой информации и их взаимодействию с аудиторией, как они могут влиять на массовое сознание с помощью визуального контента, создавая некую реальность, на которую последует реакция аудитории. Обращение к данной теме, по нашему мнению, имеет большое значение для понимания принципов и тенденций развития современной европейской журналистики и того влияния, которое оказывают на неё происходящие в мире общественно-политические процессы.
Анализ материалов журнала «Вел Spiegel» показал, что большая часть статей, иллюстрированных фотографиями, подразумевает более сложные взаимодействия текстового и иллюстративного компонентов. В нашей работе важно было проанализировать не только соотношение основной идеи текста с иллюстрацией, а также текстовых соотношений фотоматериалом, взаимодействие иллюстративной части со значимыми частями медиатекста. В совокупности эти два элемента могут создавать влияние на массовое сознание и манипулировать аудиторией.
В процессе работы были проанализированы статьи онлайн-версий трёх немецких изданий: «Der Spiegel», «Stern», «Focus». Все три издания являются ведущими общественно-политическими журналами Германии и активно конкурируют на медийном рынке. Основной акцент был сделан на анализе фотоматериала и текста статей журнала «Вел Spiеgel»: был произведён комплексный анализ порядка 15-ти статей журнала. Анализ приводился по общей схеме:
1. Анализ фотоматериала и текста статьи в совокупности, направленный на понимание основной мысли автора и того образа, который автор пытается нарисовать фотографией прикрепленной к основному тексту;
2. Анализ иллюстрации к фото: насколько фото соотносится с текстом статьи, подкрепляет ли основную мысль текста или вносит какой-то дополнительный смысл;
3. Комментарии к тексту: какова реакция читательской аудитории на текст и сопровождающий её визуальный материал, насколько текст и фотография убедили или «не убедили» читателей, заставил ли думать в соответствии с мнением автора или же ничего не изменил.
Во время анализа журнала «Der Spiegel» нам удалось прийти к следующим выводам:
1. Журнал «Der Spiegel» не преподносит одну единственную точку зрения как единственно истинную. Материал, подкреплённый иллюстрациями, даёт возможность читателю самому сделать для себя выводы соглашаться ли с мнением автора или нет. Позиции разных авторов в разных материалах порой кардинально различаются: от полного одобрения политики (фотографии несущие за собой позитивный характер) до тотальной критики (неудачно выбранное фото женщины-политика);
2. Различается и характер подачи материалов: в некоторых материалах образы женщин-политиков через фотографии представлены в полном соотношении с текстом. В других материалах фотография несет за собой лишь условный характер;
3. Подбор фотоматериалов к текстам статей отличается предельной точностью и продуманностью. Фото всегда соответствует тексту, является наглядным выражением основной мысли автора и визуальным дополнением к тому образу политика/ситуации, который рисуется в тексте статьи;
4. Образ женщины-политика рисуется комплексно: в текстах использованы элементы психологического анализа, биографические примеры, воздействие на аудиторию через фотографии;
5. В издании имеется возможность комментирования текстов, что позволяет не только узнать реакцию аудитории на конкретный текст, но и понять мнение читателей по той или иной теме;
6. Ангела Меркель является не единственным, но наиболее часто упоминаемым в «Der Spiegel» немецкой женщиной-политиком. Это, с одной стороны, предсказуемо (особое внимание к первому лицу государства), а с другой, отражает и не ослабевающий интерес к фигуре Ангелы Меркель как политику и человеку.
Сравнивая материалы всех трёх рассмотренных нами изданий — «Der Spiegel», «Stern» и «Focus» - можно выделить как общие характерные черты создания материалов, посвящённых женщинам-политикам, так и индивидуальные особенности каждого из них.
Общее в материалах трёх изданий:
1. Все три издания, говоря о женщинах-политиках, выделяют, прежде всего, их деловые качества, не делая акцент на гендере и поле политика. Гораздо важнее в данном случае визуальная составляющая данного образа, приверженность тем или иным правилам и идеалам. В фотоматериалах женщина-политик стоит наряду с мужчинами политиками, поэтому визуальное восприятие как на «женщину» практически не присутствует;
2. Наиболее часто встречающимся описанием немецкой женщины- политика в данных СМИ является описание Ангелы Меркель, главы немецкого правительства. Наибольшее количество фотоотчётов и фотоматериала связанны именно с Ангелой Меркель.
3. При создании медийного образа (в данном случае это фоторяд) Ангелы Меркель издания стараются по возможности не касаться вопросов, связанных в её личной жизнью, предпочтениями, вкусами или личными качествами, не относящимися к сфере её деятельности.
Особенности «Der Spiegel»:
1. В отличие от «Stern» и «Focus», которые уделяют первоочередное внимание экспертной оценке, «Der Spiegel» основной акцент делает на авторских журналистских статьях и авторских фотографиях (журналистика мнений). Именно в таких статьях наиболее ярко и полно отражается видение авторами журнала образа женщины в политике.
2. Зачастую в такие тексты вводятся элементы психологизма, когда для более полного и комплексного описания/понимания ситуации автор анализирует эмоции политика, переходит к характеристикам её как человека. При подобных материалах, автор использует характерные фото, чтобы оживить текст и вызвать реакцию у аудитории. Психологизм описания Ангелы в отдельных ситуациях не цель, а всего лишь средство анализа ситуации, иногда анализ выступает в качестве дополнения к илюстрации. Именно поэтому, несмотря на то, что женщина-политик в «Der Spiegel» как и в двух других изданиях характеризуется как сильный и прагматичный политик, отстаивающий ценности единой Европы, образ Меркель в «Der Spiegel» получается благодаря подобным визуальным и психологическим вставкам-описаниям более живым и ярким.
Важной частью анализа стало рассмотрение комментариев читателей журнала. Основной чертой, объединяющей комментарии к статьям журнала из раздела «Политика» является скептическое отношение большинства читателей к преподносимой им точке зрения. Многие читатели, как правило, не согласны с позицией авторов. Они активно высказывали своё мнение на предоставленный им журналистом материал, некоторые из них выссказились о «несоответствии» фотографии к основному тексту. Некоторые же напротив говорили, что фотографии куда лучше помогает им понять суть текста журналиста.
Подводя общие итоги исследования, попытаемся сформулировать тот медийный образ женщины-политика в том числе и Ангелы Меркель, который нам удалось получить, исходя из проанализированных нами данных.
Образ Ангелы Меркель, представленный в медийном дискурсе даже одного СМИ, полон противоречий. Практически каждая черта немецкого канцлера в глазах одних становится достоинством, в глазах других — недостатком. Интересный факт: образ Ангелы Меркель в представлении СМИ и в сознании читателей примерно одинаков. Ключевые слова, визуальный ряд и концепты, описывающие её политику совершенно одинаковы по содержанию/смыслу, но имеют разную коннотацию в зависимости от общей стилистики материала и позиции автора. И журналисты, и читатели отмечают некоторую чрезмерную гибкость (можно даже сказать аморфность и отсутствие политической воли) канцлера, её ориентирование во внешней политике на США, стремление сохранить сложившийся порядок, а также избегание конфликтов и проблем. Это могут подтвердить и фотографии, на некоторых канцлер выглядит неуверенно, опустив глаза или вовсе стоит спиной к аудитории.
Комплексно рассмотрев образ женщин-политиков и Ангелы Меркель, можно сделать вывод о том, что он носит неоднозначный и дискуссионный характер, который постоянно подкрепляется текстами и визуальным рядом, представляющими два диаметрально противоположных взгляда на него.
Подводя общий итог, нужно сделать вывод о том, что медийный образ женщины-политика создаваемый фотографией в журнале «Der Spiegel» зависит от многих факторов: от редакционной политики, от охвата тем, от желания авторов статей углубляться в анализ психологического и внешнего состояния описываемого человека, от настроя аудитории, её готовности принимать данный образ, её ожиданий и т. д. На наш взгляд, в журнале «Der Spiegel» образ Ангелы Меркель и женщины-политика, представлен менее формально, является более живым и человечным, чем в изданиях-
Женщины в современной политике - не редкость. Это одинаково справедливо как для европейской политики, так и для политики стран Азии, Южной и Северной Америки. И несмотря на то, что не во всех странах женщины-политики занимают ключевой пост - пост президента (например, Даля Гарибускайте в Литве), премьер-министра (Тереза Мэй в Великобритании) или канцлера (Ангела Меркель в Германии), роль женщин в политических системах большинства стран мира неуклонно возрастает. Многие женщины занимают министерские посты, например, Урсула фон дер Ляйен министра обороны Германии, а Ина Мари Эриксен Сорейде министра обороны Норвегии, посты председателей центральных банков, как, например, Эльвира Набиуллина в России, Валерия Гонтарева на Украине.
Именно в силу большого количества материала для изучения и высокой актуальности гендерного вопроса в современном европейском общественно-политическом дискурсе, изучение создания и функционирования с помощью фотографии в общественном медийном пространстве медийного образа женщины-политика актуально сегодня. Другой причиной, по которой мы решили приступить к разработке данной темы стал наш пристальный интерес к развитию современных европейских средств массовой информации и их взаимодействию с аудиторией, как они могут влиять на массовое сознание с помощью визуального контента, создавая некую реальность, на которую последует реакция аудитории. Обращение к данной теме, по нашему мнению, имеет большое значение для понимания принципов и тенденций развития современной европейской журналистики и того влияния, которое оказывают на неё происходящие в мире общественно-политические процессы.
Анализ материалов журнала «Вел Spiegel» показал, что большая часть статей, иллюстрированных фотографиями, подразумевает более сложные взаимодействия текстового и иллюстративного компонентов. В нашей работе важно было проанализировать не только соотношение основной идеи текста с иллюстрацией, а также текстовых соотношений фотоматериалом, взаимодействие иллюстративной части со значимыми частями медиатекста. В совокупности эти два элемента могут создавать влияние на массовое сознание и манипулировать аудиторией.
В процессе работы были проанализированы статьи онлайн-версий трёх немецких изданий: «Der Spiegel», «Stern», «Focus». Все три издания являются ведущими общественно-политическими журналами Германии и активно конкурируют на медийном рынке. Основной акцент был сделан на анализе фотоматериала и текста статей журнала «Вел Spiеgel»: был произведён комплексный анализ порядка 15-ти статей журнала. Анализ приводился по общей схеме:
1. Анализ фотоматериала и текста статьи в совокупности, направленный на понимание основной мысли автора и того образа, который автор пытается нарисовать фотографией прикрепленной к основному тексту;
2. Анализ иллюстрации к фото: насколько фото соотносится с текстом статьи, подкрепляет ли основную мысль текста или вносит какой-то дополнительный смысл;
3. Комментарии к тексту: какова реакция читательской аудитории на текст и сопровождающий её визуальный материал, насколько текст и фотография убедили или «не убедили» читателей, заставил ли думать в соответствии с мнением автора или же ничего не изменил.
Во время анализа журнала «Der Spiegel» нам удалось прийти к следующим выводам:
1. Журнал «Der Spiegel» не преподносит одну единственную точку зрения как единственно истинную. Материал, подкреплённый иллюстрациями, даёт возможность читателю самому сделать для себя выводы соглашаться ли с мнением автора или нет. Позиции разных авторов в разных материалах порой кардинально различаются: от полного одобрения политики (фотографии несущие за собой позитивный характер) до тотальной критики (неудачно выбранное фото женщины-политика);
2. Различается и характер подачи материалов: в некоторых материалах образы женщин-политиков через фотографии представлены в полном соотношении с текстом. В других материалах фотография несет за собой лишь условный характер;
3. Подбор фотоматериалов к текстам статей отличается предельной точностью и продуманностью. Фото всегда соответствует тексту, является наглядным выражением основной мысли автора и визуальным дополнением к тому образу политика/ситуации, который рисуется в тексте статьи;
4. Образ женщины-политика рисуется комплексно: в текстах использованы элементы психологического анализа, биографические примеры, воздействие на аудиторию через фотографии;
5. В издании имеется возможность комментирования текстов, что позволяет не только узнать реакцию аудитории на конкретный текст, но и понять мнение читателей по той или иной теме;
6. Ангела Меркель является не единственным, но наиболее часто упоминаемым в «Der Spiegel» немецкой женщиной-политиком. Это, с одной стороны, предсказуемо (особое внимание к первому лицу государства), а с другой, отражает и не ослабевающий интерес к фигуре Ангелы Меркель как политику и человеку.
Сравнивая материалы всех трёх рассмотренных нами изданий — «Der Spiegel», «Stern» и «Focus» - можно выделить как общие характерные черты создания материалов, посвящённых женщинам-политикам, так и индивидуальные особенности каждого из них.
Общее в материалах трёх изданий:
1. Все три издания, говоря о женщинах-политиках, выделяют, прежде всего, их деловые качества, не делая акцент на гендере и поле политика. Гораздо важнее в данном случае визуальная составляющая данного образа, приверженность тем или иным правилам и идеалам. В фотоматериалах женщина-политик стоит наряду с мужчинами политиками, поэтому визуальное восприятие как на «женщину» практически не присутствует;
2. Наиболее часто встречающимся описанием немецкой женщины- политика в данных СМИ является описание Ангелы Меркель, главы немецкого правительства. Наибольшее количество фотоотчётов и фотоматериала связанны именно с Ангелой Меркель.
3. При создании медийного образа (в данном случае это фоторяд) Ангелы Меркель издания стараются по возможности не касаться вопросов, связанных в её личной жизнью, предпочтениями, вкусами или личными качествами, не относящимися к сфере её деятельности.
Особенности «Der Spiegel»:
1. В отличие от «Stern» и «Focus», которые уделяют первоочередное внимание экспертной оценке, «Der Spiegel» основной акцент делает на авторских журналистских статьях и авторских фотографиях (журналистика мнений). Именно в таких статьях наиболее ярко и полно отражается видение авторами журнала образа женщины в политике.
2. Зачастую в такие тексты вводятся элементы психологизма, когда для более полного и комплексного описания/понимания ситуации автор анализирует эмоции политика, переходит к характеристикам её как человека. При подобных материалах, автор использует характерные фото, чтобы оживить текст и вызвать реакцию у аудитории. Психологизм описания Ангелы в отдельных ситуациях не цель, а всего лишь средство анализа ситуации, иногда анализ выступает в качестве дополнения к илюстрации. Именно поэтому, несмотря на то, что женщина-политик в «Der Spiegel» как и в двух других изданиях характеризуется как сильный и прагматичный политик, отстаивающий ценности единой Европы, образ Меркель в «Der Spiegel» получается благодаря подобным визуальным и психологическим вставкам-описаниям более живым и ярким.
Важной частью анализа стало рассмотрение комментариев читателей журнала. Основной чертой, объединяющей комментарии к статьям журнала из раздела «Политика» является скептическое отношение большинства читателей к преподносимой им точке зрения. Многие читатели, как правило, не согласны с позицией авторов. Они активно высказывали своё мнение на предоставленный им журналистом материал, некоторые из них выссказились о «несоответствии» фотографии к основному тексту. Некоторые же напротив говорили, что фотографии куда лучше помогает им понять суть текста журналиста.
Подводя общие итоги исследования, попытаемся сформулировать тот медийный образ женщины-политика в том числе и Ангелы Меркель, который нам удалось получить, исходя из проанализированных нами данных.
Образ Ангелы Меркель, представленный в медийном дискурсе даже одного СМИ, полон противоречий. Практически каждая черта немецкого канцлера в глазах одних становится достоинством, в глазах других — недостатком. Интересный факт: образ Ангелы Меркель в представлении СМИ и в сознании читателей примерно одинаков. Ключевые слова, визуальный ряд и концепты, описывающие её политику совершенно одинаковы по содержанию/смыслу, но имеют разную коннотацию в зависимости от общей стилистики материала и позиции автора. И журналисты, и читатели отмечают некоторую чрезмерную гибкость (можно даже сказать аморфность и отсутствие политической воли) канцлера, её ориентирование во внешней политике на США, стремление сохранить сложившийся порядок, а также избегание конфликтов и проблем. Это могут подтвердить и фотографии, на некоторых канцлер выглядит неуверенно, опустив глаза или вовсе стоит спиной к аудитории.
Комплексно рассмотрев образ женщин-политиков и Ангелы Меркель, можно сделать вывод о том, что он носит неоднозначный и дискуссионный характер, который постоянно подкрепляется текстами и визуальным рядом, представляющими два диаметрально противоположных взгляда на него.
Подводя общий итог, нужно сделать вывод о том, что медийный образ женщины-политика создаваемый фотографией в журнале «Der Spiegel» зависит от многих факторов: от редакционной политики, от охвата тем, от желания авторов статей углубляться в анализ психологического и внешнего состояния описываемого человека, от настроя аудитории, её готовности принимать данный образ, её ожиданий и т. д. На наш взгляд, в журнале «Der Spiegel» образ Ангелы Меркель и женщины-политика, представлен менее формально, является более живым и человечным, чем в изданиях-



