ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ 9
1.1. Суть мусульманского брака и его содержание 9
1.2. Различия института брака у современных мусульманских народов 16
ГЛАВА II. БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У КАЗАНСКИХ ТАТАР И МИШАРЕЙ В XIX-XX ВВ 19
2.1. Брачные отношения у мусульман Поволжья до XIX века 19
2.2. Порядок заключения брака у мусульман Поволжья XIX-XX вв 25
2.3. Взаимоотношения в семье у мусульман Поволжья XIX-XX вв 29
2.4. Развод в мусульманском браке и статус детей после прекращения брака
XIX-XX вв 32
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Современный институт брака находится в состоянии так называемой «трансформации». Поскольку на сегодняшний день важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода человека, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, или так называемый «гражданский брак» не оформленные документально, признаются вариантом нормы.
Актуальность исследования. Институт брака занимает важное место в священных книгах у мусульман. По преданию пророк Мухаммед говорил: «Достойный из вас тот, кто из вас в браке» . Уже с далеких времен наши предки чувствовали ответственность за свой род, и вся жизнь наших предков было посвящена процветанию рода. Это было основной ценностью и критерием поступков. На сегодняшний день традиционное видение мусульманской семьи больше распространено у молодежи, чем у среднего и старшего поколения, и в мечетях молодых людей больше, чем представителей старшего поколения.
В Америке семья является очень важной частью жизни. Американцы очень серьезно относятся ко всему, что связано с семьей и очень ценят семейные связи. В Европе семейные ценности все больше падают. Сегодня, когда в Европу в большом количестве хлынули мусульмане, их главным преимуществом остается семья. Нельзя не отметить, что в большинстве стран таких как Дания, Швеция, Франция, Италия, Нидерланды, Чехия и т. д. (всего в 24 странах) стали легальными однополые браки, не только легальными, но и с разрешением усыновления детей. Эта картина полностью разрушает ранее установленные традиции семьи, что - то сакральное превращает в обыденное и незначимое. Поэтому тема брака во все времена будет одной из самых актуальных тем, затрагивающий всех людей.
Объект исследования - институт брака в его этическо - философском, юридико - правовом, хозяйственно - социальных аспектах.
Предмет исследования - мусульманский брак в Поволжье в XIX- XX вв..
Целью данной работы является анализ истории становления института брака у мусульман Поволжья в XIX- XX вв.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
1) рассмотреть суть мусульманского брака и его содержание;
2) определить различия института брака у современных мусульманских народов;
3) изучить брачные отношения у мусульман Поволжья XIX- XX вв.;
4) раскрыть порядок заключения, развод и положение детей после прекращения брака у мусульман Поволжья XIX- XX вв.;
5) рассмотреть суть мусульманского брака в Поволжье XIX- XX вв. на примере внеклассного мероприятия.
Источниковая база. На сегодняшний момент написано немало работ по данной теме. Широкий круг разнообразных видов и категорий работ, преимущественно отечественных изданий, опубликованные в дореволюционное; советское время; и в современный период. Коран как божественное руководство для человечества использовался в работе. Свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство. Именно на это писание опираются мусульмане Поволжья. Е. Н. Берая рассматривает брак как важное мероприятие мусульман, также отмечает что никах имел юридическую силу до революции . В. О. Бобровников, И. Ю. Герасимов, С. К. Глебов в работе «Мусульмане в новой имперской истории» указывают, что в мечетях вплоть до 1918 года велись метрические книги мусульман, которые фиксировали их семейное положение . Р. С. Хакимов, И. К. Загидуллин, Л. Ф. Байбулатова в совместной работе отмечают, что брак у мусульман Поволжья в процессе взаимоотношений с другими народами меняет свою структуру, то есть начинает наблюдаться упрощение брачной церемонии, что приводит к исчезновению уже ранее сложившихся мусульманских обрядов и традиций . Особое внимание надо уделить трудам Л. А. Харисова , автор рассматривает историко - культурологические, педагогические, дидактические и методические основы ислама, сравнивает ввозрения мусульманских просветителей, приводит социально- педагогическую парадигму. Вопрос о свадебных традициях и обрядах татарского народа, о взаимоотношениях в семье рассматриваются в работе М. В. Воробьева . В работе С. А. Максуди представлено полное описание истоков тюркского доисламского права, которые изначально базировались, как и у всех других народов, на традициях и обычаях народа. В очерке М. Закиева, Ф. Урманчеева, А. Садекова рассматриваются разные направления духовной культуры татарского народа в контексте «Запад - Восток». Г.М. Керимов в своих работах поднимает также важные вопросы жизни мусульман, подробно дает ответы на проблемы современности, опираясь на Коран и Сунну, как главным источникам Шариата и мусульманского права.
Территориальные границы исследования, в целом, включают Волго-Уральский регион, хотя затрагивают исконные земли арабского Востока.
Хронологические рамки охватывают период XIX - XX вв. Политика просвещенного абсолютизма в конце XVIII в. в России привело к тому, что в начале XIX в. начинает наблюдаться более светский, секуляризированный образ жизни. В конце XX в. брак потеряв свою традиционную форму, начинает трансформироваться и приобретать сегодняшний облик.
Научная новизна темы заключается в том, что современная мусульманская семья Поволжья, претерпев экономические, социальные и другие изменения в настоящее время, в большинстве своем, представляет собой нуклеарную семью. То есть можно утверждать, что произошла европеизация мусульманской семьи.
Практическая значимость работы определяется возможностью ее использования в учебном процессе и научных исследованиях. Данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении дисциплин «Религиоведение», «Культурология», «Философия», «История стран Азии и Африки» в колледжах и высших учебных заведениях. Помимо этого материалы исследования могут служить основой для проведения внеклассных и кружковых занятий, факультативов, дискуссионных встреч и «круглых» столов. Тема работы также органично вписывается в воспитательную работу педагогов, направленную на формирование разносторонней, интеллектуально и духовно развитой личности.
Методологическую основу работы составил принцип, используемый в конкретных науках социально-гуманитарного цикла, в частности, истории. Принцип исторического объективизма дал возможность комплексного подхода к изучаемой теме. Для решения различных разноплановых задач применялись ряд методик, а именно сравнительно - сопоставительный, типологический. Также использовался метод анализа, что позволило выделить признаки предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Подводя итог можно сделать следующие выводы: в современном мире семья является общностью нескольких поколений; она существует как таковая независимо от того, кто именно ее возглавляет. Исламское же построение таково, что семья является «вечным» родственным объединением, возглавляемым одним отцом: когда отец умирает, наступает время нового, не являющегося приемником предыдущего. При такой системе фамильное имя не имеет никакого значения: каждый носит лишь свое имя, к которому присоединяют имя его отца. Назначенное лицо должен обеспечивать одновременно внутренний порядок в социальной группе и защиту ее от внешних посягательств, достойно того, чтобы обладать правовыми полномочиями, тогда как все остальные члены семьи, возглавляемой этим лицом, полностью подчиняются его праву. Внутренний строй и хозяйство мусульманской семейной группы предрасполагает иногда использование чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти же самые меры и противоречат установкам Корана. Проанализировав литературные источники, я смогла глубже изучить исламскую семью Поволжья в XIX-XX вв.: их порядок заключения брака, взаимоотношения в семье и развод. Родители своим примером дают ребенку хорошие манеры и помогают найти свое место в жизни. Именно от воспитания внутри семьи зависит кем будет ребенок. Семья учит соблюдать и охранять ранее установленные традиции и обычаи, которые передавались от отца к сыну и от матери к дочери. В исламской семье дети высоко чтят своих родителей, старших, сестер, братьев.
По- моему мнению, ребенок, который воспитывался в мусульманской семье, а именно в семье соблюдающей все традиции и обычаи, более нравственно устойчивы. Возможно, и нашему современному обществу не повредили бы, а помогли бы некоторые методы мусульманского воспитания.
Для дипломной работы было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Институт брака у мусульман Поволжья в XIX-XX вв.», среди учащихся 8-го класса в Средней общеобразовательной школы № 10 г. Елабуга. Мероприятие прошло успешно, школьники смогли углубить свои знания по данной теме. Главной формой внеклассной работы на сегодня является классный час. Классный час является формой воспитательной работы, при которой учащиеся под четким контролем учителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Преподаватель должен подходить к организации внеклассного мероприятия ответственно, не забывая об индивидуальных качествах учащихся, правильно выстраивать ход коллективной работы всего класса. Также важно при выстраивании внеклассного мероприятия возрастные особенности школьников, чтобы материал давался учащимся в легкой и понятной форме. Поэтому при выборе формы внеклассного мероприятия я взяла классный час.
Данный классный час способствовал формированию знаний учащихся о культуре, традициях мусульман; формировать в учащихся толерантное мировоззрение; воспитывать чувство уважения к народам разных национальностей. Учащиеся заинтересовались совместной поисковой деятельностью по изучению института брака у мусульман Поволжья. Для этого им за день до внеклассного мероприятия было предложено принести фотография из семейного архива, а именно сохранившиеся фотография никаха или венчания их родителей. Благодаря этому школьники с интересом рассказывали, смотрели и слушали друг друга. Это помогло узнать какие именно традиции были саблюдены при заключение брака их родителей и что было упущено. Классный час прошел успешно, в конце внеклассного мероприятия они ответили на вопросы по теме, закрепляя их примерами из жизни.
Мусульманское брачные отношения представляют значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течении длительного времени и заслуживает всестороннего, глубокого дальнейшего изучения.
1.1. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном
и опекунском праве» [Электронный ресурс].-
http: //www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_363. htm (Дата обращения:
12.02.2018)
1.2. Брак в мусульманских странах [Электронный ресурс].-
http://geolike.ru/page/gl_6290.htm(Дата обращения 11.03.2018)
1.3. Ислам в Поволжье [Электронный ресурс].- http://tatar-
history.narod.ru/Islam-Idel .htm(Дата обращения 28.01.2018)
1.4. Акашкин М. М. Свадебные обряды, песни татар-мишарей, казанских татар и мордвы [Электронный ресурс].-http: //tatar.yuldash.com/153. html(Дата обращения: 15.02.2018)
1.5. Исламский мир. Обязанности мужа в исламе [Электронный ресурс].- http://islam.life/archives/75/(Дата обращения 20.01.2018)
1.6. Коран онлайн [Электронный ресурс].-http://quran-online.ru/(Дата обращения: 15.02.2018)
1.7. Никах [Электронный ресурс].-http://svadba.tatar/religion/marriage_islam/(Дата обращения: 20.12.2017)
1.8. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. [Электронный ресурс].-http: //www.vehi.net/soloviev/magomet/index.html(Дата обращения: 11.01.2018)
1.9. Исламский мир. Обязанности мужа в исламе [Электронный ресурс].- http://islam.life/archives/75/(Дата обращения 20.01.2018)
1.10. Крачковский И. Коран (перевод смыслов) [Электронный ресурс].- http://www.e-reading.mobi(Дата обращения: 11.02.2018)
1.11. Традиции семьи и брака в исламе [Электронный ресурс].- http: //www.goodcharacter.ru/tradicii/175 -tradiciislam(Дата обращения: 11.02.2018)
1.12. Общая характеристика семейного права мусульман [Электронный ресурс].https://studwood.ru/888789/pravo/obschaya_harakteristika_semeynogo_ prava_musulman(Дата обращения: 12.12.2017)
II. Источники
2.1. Берая И. О. Развитие института брака в России / Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 2 (35). - 297 с.
2.2. Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе / Власть.- 2009.- № 12 .- 180 с.
2.3. Крачковский И.Ю.Русский перевод Корана в рукописи XVIII века// Сборник статей к 40 летию ученой деятельности А.С. Орлова / Институт русской литературы АН СССР. - Л., 1934.- 594 с.
2.4. Криндач А.Д. Ислам: Количество общин / Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999. - 624 с.
2.5. Малашенко А. В. Ислам в России : взгляд из регионов / Аспект Пресс. - М . - 2016. - 152 с.
2.6. Бобровников В.О., Герасимов И. Ю., Глебов С. К. Мусульмане в новой имперской истории / Отв. ред. и сост., А. Каплуновский, М.
Могильнер, А. Семёнов. - М.: ООО «Садра», 2017. - 424 с.
2.7. Коран, перевод И. Ю. Крачковского, - М. 1986. - 715 c.
2.8. Мухаметзарипов И.А. Российский закон и шариат в Поволжье XIX - начала XX вв.: особенности правовой культуры / Толерантность - «оливковая ветвь» человечества на этапе исторического разлома. - Казань: изд-во Казанского гос. ин-та культуры. - 2016. - 230 с.
2.9. Очеретяная О. В. Правовое положение в исламе и проблема реализации норм шариата.- Тамбов: Изд-во Грамота.- 2011.- № 3 (9).- 292 с.
2.10. Фролова Л. И. Статус женщины в исламе / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия,история, социология, юриспруденция, политология, культурология.-
2009.- № 2.- 205 с.
2.11. Хакимов Р.С., Загидуллин И.К., Байбулатова Л.Ф., Хамитбаева Н.С., Файзрахманов И.З. Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 2. Материалы Всероссийской научной конференции «Исторический опыт этноконфессионального взаимодействия в Среднем Поволжье и Приуралье (XVI - начало XX вв.)» (Казань, 5-6 октября 2011 г.). - Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. - 360 с.
2.12. Юсупова К.Н. Свадебные традиции и обряды татарского народа / Успехи современного естествознания. - 2013. - № 8. - 152 с.
III. Литература
3.1. Ахмеров Г. Н. Избранные труды: История Булгарии, История Казани, Этнические группы и традиции татар. - Казан.: Татарское книжное издательство, 1998.- 321 с.
3.2. Воробьев М.В. Ислам и семья. - М., 2013. - 341 с.
3.3. Закиев М. Урманчеев Ф. Садеков А. Очерки по истории татарской культуры.- Казань: « Фикер», 2001.- 624 с.
3.4. Канан Кади шейх Мухаммад Ахмад. Основы супружеской жизни. - Казань, 2005. - 143 с.
3.5. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб .: «Изд-во «ДИЛЯ», 2009. - 512 с.
3.6. Керимов, Г. М . Шариат: Закон жизни мусульман. - М. : Диля, 2016. - 512 с.
3.7. Максуди С. А. Тюркская история и право. Перевод с турецкого языка Рафаэля Мухамметдинова.- Казань: Изд-во «Фэн», 202.- 412 с.
3.8. Матвеев К.П. История ислама - М. : ACT: Восток - Запад, 2015. - 254 с.
3.9. Мацковский М.С., Олсон Д.Т., Гурко Т.А. и др. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 237 с.
3.10. Садагдар М.И. Основы мусульманского права / Отв. ред.: Жидков О.А.- М., 1968. - 159 с.
3.11. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 2015. - 240 с.
3.12. Харисова Л. А. Культура народов Татарстана. - Казань: Магариф, 2005.- 367 с.
3.13. Харисова Л.А. Педагогический потенциал ислама. - М: ООО «ТИД» « Русское слово - РС», 2008. - 352 с.
3.14. Лысенко О.Л. Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Е.Н. Трикоз. Т.1. М., 2013. - 816 с.
3.15. Шамма Ф. Исламское воспитание детей. М.: Московский центр Карнеги, 2002. - 190 с.