Введение 5
1. Повышение эффективности грузовых перевозок с учетом сохранности и быстрой
доставки 6
1.1.1. Основные понятия сохранности грузов 6
1.1.2 Понятие «быстрой доставки» и ее обеспечение 9
1.1.3 Организация работы по обеспечению сохранности при стабилизации быстрой
доставки грузов 10
1.2 Методы и основные понятия вопросов обеспечения сохранности и стабилизации
быстрой доставки 12
1.2.1 Сигнально-индикаторный метод 13
1.2.2 Методы экспертизы 14
1.2.3 Основные требования по обеспечению сохранности перевозимых грузов и их
быстрой доставки 15
1.2.4 Несохраность груза 16
1.3 Состояние вопроса на предприятии ООО «ТАТПАРТС» 17
1.3.1 Показатели работы при введении собственной доставки 18
1.3.2 Установление основных проблем предприятия ООО «ТАТПАРТС» и
постановка задач для анализа и исследований 21
1.3.3 Поиск путей решений поставленных задач 22
2. Изучение, внедрение мониторинговых систем и анализ работы
предприятия 23
2.1 Обзор систем мониторинга транспорта 23
2.1.1 Система «Единый мониторинг», ПАО Билайн 24
2.1.2 «Мониторинговые системы GPS-трекер» СКАТ 24
2.1.3 Система «АНТОР» 25
2.1 4 Система «Орион Мониторинг» 26
2.1.5 Сиситема «GEOSTRON» 27
2.1.6 Система «Мобильные сотрудники», ПАО МТС 29
2.1.7 Система «АвтоГ раф» 29
2.1.8 Система «СКАУТ» 29
2.2 Выбор способа мониторинга 30
2.2.1 Условия выбора способа мониторинга 31
2.2.2 Выбор мониторинга 32
2.2.3 Ожидания от внедрения системы мониторинга 34
2.3 Внедрение мониторинга на предприятии ООО «ТАТПАРТС» 35
2.3.1 Основные характеристики системы 35
2.3.2 Введение новой системы работы с собственным транспортом
предприятия 39
2.3.3 Входной детальный анализ и расчет параметров 41
3. Инвестиционная деятельность по внедрению мониторинга 50
3.1 Определение стоимости комплекса мероприятий по внедрению системы
мониторинга 52
3.2 Внедрение полного диспетчерского управления 53
3.3 Организация работы с введенной системой мониторинга 56
3.4 Практические рекомендации для работы 58
Основные выводы и рекомендации 62
Список использованной литературы 63
Актуальность темы диссертационной работы. Ежегодно увеличивается спрос на услуги автомобильного грузового транспорта. Этот спрос обеспечивается, однако какие на это затрачиваются ресурсы и насколько потребителей устраивает качество этих услуг - вопрос актуальный. Объемы грузовых автомобильных перевозок сокращается, а парк грузовых автомобилей вдвое увеличился, что позволяет утверждать о снижении эффективности использования подвижного состава. При этом тратится больше топлива, нерационально расходуются финансы.
Сохранность груза при перевозке грузов мелкими партиями, путем быстрой доставки на практике осуществляется имеющимся парком подвижного состава или по принципу «как у других», на основе опыта работы, интуиции, при этом установлено отсутствие какой-либо методики для решения этой задачи.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что принимаемые на практике решения необоснованны, поскольку, как показали предварительные исследования, это приводит к неэффективному использованию подвижного состава по времени, грузоподъемности (грузовместимости), и, как следствие, постоянно завышенным расходам на перевозку.
Обзор теории грузовых автомобильных перевозок показал, что автомобильные перевозки грузов мелкими отправками в городах осуществляются на практике в развозочно-сборных автотранспортных системах (РСТС), обладающих особенностями функционирования и различной сложностью состава и структуры. Для решения вышеназванных задач требуется учесть все особенности работы транспортных средств в РСТС различной сложности, что позволит исполнителям, организующим перевозки, принимать рациональные решения, при планировании в оперативном режиме.
Вышеизложенное определило цель работы - повышение эффективности быстрой доставки при перевозке мелких партий грузов, в основу эффективности в первую очередь должна входить их полная сохранность.
Настоящая цель определила необходимость, постановку и последовательность решения следующих задач:
- установить закономерности влияния на эффективность функционирования подвижного состава в развозочно-сборной автотранспортной системе с центральным пунктом погрузки-разгрузки;
- разработать теоретический подход к решению задач;
- выбрать и установить системы полного мониторинга транспорта;
- выполнить проверку методики введения мониторинга на адекватность.
Объектом исследования является процесс перевозок мелкопартионных грузов в городских условиях эксплуатации и в междугороднем направлении, в которых могут использоваться различные типы и модели подвижного состава автомобильного транспорта.
Предметом исследования являются существующие положения, подходы, способы, методы, теории грузовых автомобильных перевозок.
Методологической основой послужили положения теории грузовых автомобильных перевозок, дискретное представление о протекании транспортного процесса. Научная новизна работы:
- предложение обязательного мониторинга транспорта в системе быстрой доставки грузов.
Практическая значимость работы. Внедрение систем мониторинга транспорта для создания новых и совершенствования существующих процессов перевозок грузов, в том числе, для обоснования выбора рационального подвижного состава, расчета потребности в транспортных средствах, разработки научно обоснованных заданий по каждому водителю, согласования взаимодействия участников транспортного процесса, обоснования затрат на перевозку, увеличения прибыли предприятий.
Реализация результатов диссертационной работы в практической деятельности предприятий, занимающихся вопросами оперативного планирования доставки грузов клиентам мелкими отправками, позволяет повысить обоснованность принимаемых решений, а именно обоснованно назначать подвижной состав для выполнения конкретных заданий, правильно планировать потребность в ресурсах при перевозке грузов мелкими отправками, и на этой основе правильно рассчитывать затраты на перевозку груза, обосновывать тарифы на перевозку, что позволит предприятию оставаться конкурентоспособным в условиях рынка, или же выйти на новый уровень развития.
1) На основе внедрения системы мониторинга решена важная научно-практическая задача повышения эффективности перевозок при перевозках грузов мелкими отправками.
2) Установлено, что на практике существенное влияние на эффективность работы автомобилей при быстрой доставке оказывает изменение сменно¬суточной заявки грузополучателей, сопровождающееся выбытием прежних и появлением новых пунктов разгрузки-погрузки, сопровождающиеся изменением адресов точек, изменением объема, количества, номенклатуры перевозимого груза.
Используемые транспортные средства на практике закрепляют за определенными постоянными районами обслуживания, но из-за динамики заявки потребителей наблюдается недогруз или перегруз подвижного состава. Это приводит к удорожанию перевозок или потере товарного вида груза, недовольству грузополучателей качеством привезенного груза и временем доставки, и отказу от получения груза.
3) Установлена неоднозначность постановок, процедур и критериев решения задачи выбора подвижного состава для перевозок грузов мелкими отправками. Анализ ранее выполненных научных исследований показал, что из всех работ только 5% можно отнести к выбору подвижного состава в оперативном планировании мелкопартионных перевозок в городах.
Аргументировано, что в имеющихся работах используется математический аппарат, созданный для помашинных перевозок, не учитывающий дискретный характер исполнения транспортного процесса, выявлена недостаточная системность решений, ни в одной из работ не рассматривалось установленное на практике влияние динамики заявки на результаты выбора рационального подвижного состава.
4) В результате исследования влияния динамики заявки грузополучателей на эффективность работы автомобилей в РСТС установлено:
- динамика заявки грузополучателей ежедневно обуславливает изменение объема и количества плановых заданий.
- доказано, что вследствие динамики заявки груз получателей применение постоянных маршрутов перевозки грузов, созданных под грузоподъемность имеющихся транспортных средств, нецелесообразно.
Наиболее правильно решать задачу выбора рационального подвижного состава под возможное время перевозки груза в интервале обслуживания;
- требуемое количество и грузовместимость подвижного состава может быть определено только после построения расписания или набора плановых заданий (в простой системе) путем назначения на каждое плановое задание автомобиля грузовместимостью, равной объему груза (предъявляемому к перевозке на плановом задании) либо автомобиля ближайшей большей грузовместимости.
5) Разработан теоретический подход к решению задачи выбора рационального подвижного состава при перевозке грузов мелкими отправками при полной сохранности груза.
6) Создана методика выбора рационального подвижного состава в РСТС при перевозке грузов мелкими отправками . Применение разработанной методики выбора позволяет получить планы перевозок грузов с использованием обоснованного количества и типа подвижного состава, для исполнения которых требуется меньшее количество транспортных средств, чем применяемых на практике.
Расчетный эксперимент показал, что применение данной методики способствует снижению потребности в каждую смену (сутки) работы в количестве транспортных средств от числа применяемых на практике от 3 до 15% и сокращению ежедневных затрат на перевозку от 8 до 17%, что определяет практическую ценность разработанных теоретических положений и методики выбора рационального подвижного состава.
7) Система мониторинга показала ее адекватность практике работы автомобилей.
Научная, практическая и экономическая значимости результатов исследования подтверждаются их внедрением на предприятии.
1. «Транспортная стратегия России до 2020 года». Утверждена приказом Минтранса России от 31 июля 2006 г. №94.
2. Пинсон, А. Б. Усиление роли государства в повышении рентабельности автотранспортных систем текст. / А. Б. Пинсон // Автотранспортное предприятие. 2008. - №7. - С. 7-10
3. Витвицкий, Е. Е. Развозочно-сборные автотранспортные системы перевозки грузов: научное издание текст. / Е. Е. Витвицкий. Сибади. — Омск: «Вариант- Сибирь», 2003. 274 е.; ил.
4. Землячев, Н. К. Пакетные перевозки продовольственных грузов текст. / Н. К. Землячев, В. П. Гольцев М.: Транспорт, 1989. - 169 с.;ил.
5. Афанасьев, JI. Л. Автомобильные перевозки текст. / Л. Л. Афанасьев, С. М. Цукерберг. -М.:«Транспорт», 1973. 320 е.; ил.
6. Автомобильные перевозки: учебное пособие текст. / Афанасьев Л.Л. М. «Транспорт», 1959. 320 е.; ил.
7. Грузовые автомобильные перевозки текст. / А. И. Воркут. Учебник для вузов. 2-е издание перераб и доп.- К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. 447 е.; ил.
8. Специализированные автотранспортные средства: выбор и эффективность применения текст. / А. А. Чеботаев М.: Транспорт, 1988. — 159 е.; ил.
9. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (правила перевозок грузов утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.)
10. Николин, В. И. Грузовые автомобильные перевозки: монография текст. / В. И. Николин, Е. Е. Витвицкий, С. М. Мочалин. Омск: «Вариант-Сибирь», 2004. - 479
е.; ил.
11. Краткий автомобильный справочник. Гос. Нииавтомоб.трансп. 8-е изд. М. Транспорт, 1979. - 560 е.; ил.
12. Миргородский, М.А. Методика выбора подвижного состава при перевозке грузов мелкими отправками в городах текст. / М. А. Миргородский, Е. Е. Витвицкий // Автотранспортное предприятие. №6 -2009.-е. 45-48.
13. Николин, В. И. Основы теории автотранспортных систем (грузовые автомобильные перевозки) текст. / Е. Е. Витвицкий, С. М. Мочалин, Н. И. Ланьков. Омск: «омгпу», 1999. - 281 е.; ил.
14. Николин, В.И. Проектирование автотранспортных систем доставки грузов текст. / В.И. Николин, С.М. Мочалин, Е.Е. Витвицкий, И.В. Николин -Омск: «сибади», 2001.- 184 е.; ил.
15. Автотранспортный процесс и опримизация его элементов текст. / В.И. Николин-М.: «Транспорт», 1990. 191 е.; ил
16. Николин, В.И. Научные основы совершенствования теории грузовых автомобильных перевозок: Автореф. Дис. Докт. Техн. Наук. Москва, 2000. -37с.
17. Научные основы совершенствования теории грузовых автомобильных перевозок по радиальным маршрутам: Монография текст. / С.М. Мочалин -Омск: «Вариант-Сибирь», 2003. 246 е.; ил.
18. Ванчукевич, В.Ф. Грузовые автомобильные перевозки. Учеб. Пособие для студентов вузов текст. / В.Ф. Ванчукевич, В.Н. Седюкевич, B.C. Холупов. Мн.: «Выш.шк», 1989. 272 е.; ил.
19. Вельможин, А.В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками, доп / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин; Волгоград.гос.тех.ун-т. Волгоград: «Политехник», 2000. — 301 е.; ил.
20. Ширяев, С.А. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учебник для вузов текст. / С.А. Ширяев, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. М.: Горячая линия - Телеком, 2007. - 848 е.; ил.
21. Организация перевозок строительных грузов автомобильным транспортом текст. / Е. П. Володин. М.: «Стройиздат», 1972. - 159 е.; ил.
22. Мочалин С.М. Методика планирования и анализа функционирования средних транспортных систем доставки грузов. Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Москва, 1998. 34 с.
23. Автомобильные перевозки текст. / С.М. Цукерберг. М.: «ЦИНТИ», 1967.¬100 е.; ил.
24. Эффективность автомобиля текст. / Д.П. Великанов. М.: «Транспорт», 1969. - 240 е.; ил.
25. Автомобильные перевозки партионных грузов. Учеб. Пособие текст. /
26. А.И. Воркут. Киев: «Вища школа», 1974. - 182 е.; ил.
27. Развитие автомобильных транспортных средств текст. / Под ред. Д.П. Великанова. М.: «Транспорт», 1984. - 120 е.; ил.
28. Специализированные автотранспортные средства: выбор и эффективность применения текст. / А.А. Чеботаев М.: Транспорт, 1988. -159 е.; ил.
29. Николин, В.И. Организация перевозок мелких партий груза текст. /
30. В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий. Омск: омпи, 1990 - 91 е.; ил.
31. Афанасьев, Л.Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: учеб. Пособие для вузов текст. / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. - М.: «Транспорт». 1984. 333 е.; ил.
32. Бронштейн, Л.А. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями текст. / Под ред. Л.А. Бронштейна, К.А. Савченко-Бельского. 2-е изд. Перераб. И доп. М.: «Высшая шк.», 1986. - 360 е.; ил.
33. Бронштейн, Л.А. Экономика автомобильного транспорта. Учеб. Для вузов текст. / Л.А. Бронштейн, А.С. Шульман. М.: «Транспорт», 1976. — 350 е.; ил.
34. Лукинский, B.C. Логистика автомобильного транспорта. Концепция, методы, модели текст. / B.C. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная, И.А. Цвиринько. — М.: «Финансы и статистика», 2000. 278 е.; ил.
35. Совершенствование планирования на автомобильном транспорте текст. / Б.Л. Геронимус. — М.: «Транспорт», 1985. — 222 е.; ил.
36. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. Учеб. Для техникумов. 2-е изд. Перераб. И доп. Текст. / Б.Л. Геронимус. М.: Транспорт, 1982. - 192 е.; ил.
37. Планирование автомобильных перевозок грузов мелкими партиями текст. / В.А. Житков. М.: Транспорт, 1976. - 112 е.; ил.
38. Панов, С.А. Развитие парка в автотранспортных объединениях текст. / С.А. Панов, М.А. Поляк, Ю.К. Поносов. М.: Транспорт, 1986. - 200 е.; ил.
39. Нуретдинов, Д.И. Методика выбора типа подвижного состава для автотранспортного предприятия по технико-экономическим критериям. Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Санкт-Петербург, 2004. 37 с.
40. Нефедов, Н.А. Разработка методов планирования работы автомобилей на развозочных маршрутах. Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Харьков, 1991. -32 с.
41. Ларин, О.Н. Методические основы оптимального планирования доставки сырья в логистических системах (на примере кондитерской промышленности). Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Москва, 1998. -35с.
42. Горяинов, А.Н. Влияние технико-эксплуатационных показателей работы автотранспорта на эффективность логистической системы. Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Киев, 2004. 23с.
43. Морозов, С.И. Совершенствование транспортно-технологических процессов в сети поставок комплектующих промышленного производства. Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Москва, 2005. 25 с.
44. Ромашко, М.В. Совершенствование процесса доставки мелкопартионных грузов при сокращении срока доставки. Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Москва, 2000. 24 с.
45. Федоров, Л.Г. Разработка и эколого-экономическая оптимизация схемы удаления твердых бытовых отходов из крупных городов (на примере г.Москвы). Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Москва, 1997. -26 с.
46. Подшивалова, К. С. Повышение эффективности перевозок мелкопартионных грузов автомобильным транспортом: Автореф. Дис. . Канд.техп.наук. Волгоград, 2007. 22 с.
47. Мытник, Н. П. Организационно-экономическое взаимодействие участников транспортного обслуживания строительства. Автореф. Дис. . Канд.техн.наук. Новосибирск, 1997. 24 с.
48. Федорова, С.А. Теоретические положения по обоснованию подхода к формированию затрат на доставку грузов автомобильным транспортом. Автореф. Дис. . Канд.техн.наук. Москва, 2002. -29 с.
49. Тарамыко, А.Е. Оптимальное планирование доставки грузов в транспортно-логистических системах. Автореф. Дис. . Канд.техн.наук. С-Петербург, 2002. — 22 с.
50. Северова, Е.С. Разработка методики планирования перевозок твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом. Автореф. Дис. . Канд.техн.наук. С-Петербург, 2006. 24 с.
51. Кустов, А.Г. Комплексная оценка эффективности подсистемы транспортно-логистического обеспечения компании. Автореф. Дис. . Канд.техн.наук. С-Петербург, 2002. — 20 с.
52. Тюрин, А.Ю. Логистическая система управления транспортом в хлебопекарной промышленности. Автореф. Дис. . Канд.экон.наук. Ростов-на-Дону, 2002. 24 с.
53. Грузовые автомобильные перевозки. Учеб. Пособие текст. / А.Э. Горев М.: «Академия», 2004. 286 е.; ил.
54. Пашков, А.К. Пакетирование и перевозка тарно-штучных грузов текст. / А.К. Пашков, Ю.Н. Полярин. М.: «Транспорт», 2000. - 250 е.; ил.
55. Бенсон, Д. Транспорт и доставка грузов: Пер. С англ. Текст. / Д. Бенсон, Дж. Уайтхед. М.: «Транспорт», 1990. - 279 е.; ил.
56. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. Пер с англ. Текст. / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мер дик. Спб.: «Питер», 2002.-752 е.; ил.
57. Методы оптимизации. Вводный курс.: Пер. С англ. Текст. / Б. Банди. -М.: «Радио и связь», 1988. 128 е.; ил.
58. Http: //www.navgeocom.ru/
59. Http://www.gpssoft.ru/glonass.html
60. Http: //www. trivi. ru
61. Http://www.barl.ru/index. Php? Mod=content&id=126
62. Http://www.locatrans.ru/
63. Http://www.sleda.ru/
64. Http://www.fobosgps.ru/stp/tex_xar/
65. Http://glonass-gps. Blogspot.com/