Совершенствование стратегии развития организации
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития организации 6
1.1 Понятие и сущность стратегии развития организации 6
1.2 Этапы и особенности разработки стратегии развития организации 11
1.3 Современные тенденции стратегического менеджмента 16
2. Анализ стратегии развития ООО «Казанский ДСК» 21
2.1 Общая характеристика деятельности организации 21
2.2 Анализ состояния отрасли 28
2.3 Диагностика проблем реализации действующей в организации стратегии
развития 37
3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития ООО
«Казанский ДСК» 43
3.1 Направления совершенствования стратегии развития организации 43
3.2 Механизм реализации путей совершенствования стратегии развития
организации 54
3.3 Оценка эффективности предлагаемых решений по совершенствованию
стратегии развития организации 62
Заключение 66
Список использованных источников 73
1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития организации 6
1.1 Понятие и сущность стратегии развития организации 6
1.2 Этапы и особенности разработки стратегии развития организации 11
1.3 Современные тенденции стратегического менеджмента 16
2. Анализ стратегии развития ООО «Казанский ДСК» 21
2.1 Общая характеристика деятельности организации 21
2.2 Анализ состояния отрасли 28
2.3 Диагностика проблем реализации действующей в организации стратегии
развития 37
3. Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития ООО
«Казанский ДСК» 43
3.1 Направления совершенствования стратегии развития организации 43
3.2 Механизм реализации путей совершенствования стратегии развития
организации 54
3.3 Оценка эффективности предлагаемых решений по совершенствованию
стратегии развития организации 62
Заключение 66
Список использованных источников 73
Актуальность темы определяется тем, что в XXI веке особое значение приобретает именно та стратегия, которая позволяет организации не только выжить в конкурентной борьбе, но и успешно функционировать в долгосрочной перспективе. С каждым годом усиливается нестабильность внешней среды, а это значит, что любая организация вынуждена постоянно приспосабливаться к возникающим условиям, вести борьбу с конкурентами и завоевывать доверие потребителей. Это, безусловно, побуждает организацию искать свой путь, а именно создавать стратегию ее развития.
Правильно разработанная стратегия означает выбор наиболее эффективных в той или иной ситуации направлений развития организации, первоочередных целей и наилучших способов их достижения. Такая стратегия позволяет адаптироваться к происходящим изменениям во внешней среде, снизить степень неопределенности, обеспечить оптимальное распределение ресурсов, определить конкурентные преимущества и другое. Однако это всегда требует от организации особых усилий, в разработке такой стратегии должно быть заинтересовано не только высшее руководство, но даже рядовые работники, иначе стратегия будет заведомо обречена на провал. Зачастую на практике же такая ситуация выглядит совсем иначе, как правило, высшее руководство преследует свои цели и выстраивает стратегию именно так, как ему будет в первую очередь выгодно и удобно. Это непременно приводит к нарушению баланса в организации, так как ее основу в большей степени составляют наемные работники, и они все-таки должны быть осведомлены о том, в каком направлении движется организация, к какому желаемому состоянию хочет прийти в будущем. Именно поэтому важно, чтобы работники были не только осведомлены о разработанной стратегии, но и по возможности были сами включены в данный процесс, кроме этого они могут обладать той информацией, которая непременно окажется полезной при определении направлений развития организации в будущем.
К процессу разработки стратегии развития необходимо подходить ответственно, осознавая, что данный процесс является трудоемким и занимает достаточно много времени. Важно помимо собранной информации о внешней и внутренней среде, провести ее качественный анализ и сделать правильные выводы, ведь от этого зависит будущее самой организации. Как правило, редко организациям удается с первого раза удачно разработать стратегию развития, даже на протяжении своего длительного существования, она также может совершать ошибки и не осознавать истинные причины их возникновения.
В связи с бурным развитием общества, принятые стратегии на пять и более лет, постепенно начинают терять свою актуальность, перестают отвечать современным реалиям. Обычно случается так, что разработав стратегию, руководство успокаивается и ждет окончания срока ее действия, думая, что раз она была создана на определенное количество лет, то менять ничего не нужно. Это ошибочное мнение, стратегия всегда будет нуждаться в корректировке и внесении поправок, в какой бы сфере деятельности организация не функционировала. Любая корректировка, внесенная в стратегию, означает ее совершенствование. Организации в своей деятельности всегда стремятся повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции или оказываемых услуг, улучшение своего финансового состояния, разработка и внедрении той технологии, которая непосредственно обеспечит ей неоспоримое преимущество среди конкурентов.
По этим причинам необходимо изучить теоретический материал по исследуемой теме, проанализировать существующую стратегию развития в ООО «Казанский ДСК», определить степень ее актуальности и разработать соответствующие рекомендации по ее совершенствованию.
Степень изученности вопроса. Большая роль в подготовке работы принадлежит научным работам, относящимся к данной проблематике, было уделено внимание трудам таких авторов, как А. Чандлер [4, с. 13], И. Ансофф [4, с. 15], М. Портер [15, с. 112], А. Томпсон и А. Стрикленд [9], Р.А. Фатхутдинов [10], И.И. Давлетов, Т.М. Свечникова, В.П. Черданцев, С.А.
Черникова [2], А.К. Ляско [7], Е.В. Фудина [17] и другие.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка принципов, подходов и методов совершенствования стратегии развития организации.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
- определить понятие и сущность стратегии развития организации, выявить этапы и особенности разработки стратегии развития организации;
- раскрыть современные тенденции стратегического менеджмента;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Казанский ДСК»;
- проанализировать состояние строительной отрасли;
- провести диагностику проблем реализации действующей в организации стратегии развития;
- выбрать направления совершенствования стратегии развития организации и определить механизм их реализации;
- дать оценку эффективности предлагаемых решений по совершенствованию стратегии развития организации.
Объектом исследования является система стратегического развития общества с ограниченной ответственностью «Казанский ДСК», которое занимается производством железобетонных изделий.
Предметом исследования являются методы и пути совершенствования стратегии развития организации.
Методологической основой исследования выступают следующие методы познания: метод непосредственного наблюдения, методы анализа научной и информационной базы, методы экономического анализа, системный подход, сравнительный анализ: стратегический анализ.
Структура работы определена целью, логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.
Правильно разработанная стратегия означает выбор наиболее эффективных в той или иной ситуации направлений развития организации, первоочередных целей и наилучших способов их достижения. Такая стратегия позволяет адаптироваться к происходящим изменениям во внешней среде, снизить степень неопределенности, обеспечить оптимальное распределение ресурсов, определить конкурентные преимущества и другое. Однако это всегда требует от организации особых усилий, в разработке такой стратегии должно быть заинтересовано не только высшее руководство, но даже рядовые работники, иначе стратегия будет заведомо обречена на провал. Зачастую на практике же такая ситуация выглядит совсем иначе, как правило, высшее руководство преследует свои цели и выстраивает стратегию именно так, как ему будет в первую очередь выгодно и удобно. Это непременно приводит к нарушению баланса в организации, так как ее основу в большей степени составляют наемные работники, и они все-таки должны быть осведомлены о том, в каком направлении движется организация, к какому желаемому состоянию хочет прийти в будущем. Именно поэтому важно, чтобы работники были не только осведомлены о разработанной стратегии, но и по возможности были сами включены в данный процесс, кроме этого они могут обладать той информацией, которая непременно окажется полезной при определении направлений развития организации в будущем.
К процессу разработки стратегии развития необходимо подходить ответственно, осознавая, что данный процесс является трудоемким и занимает достаточно много времени. Важно помимо собранной информации о внешней и внутренней среде, провести ее качественный анализ и сделать правильные выводы, ведь от этого зависит будущее самой организации. Как правило, редко организациям удается с первого раза удачно разработать стратегию развития, даже на протяжении своего длительного существования, она также может совершать ошибки и не осознавать истинные причины их возникновения.
В связи с бурным развитием общества, принятые стратегии на пять и более лет, постепенно начинают терять свою актуальность, перестают отвечать современным реалиям. Обычно случается так, что разработав стратегию, руководство успокаивается и ждет окончания срока ее действия, думая, что раз она была создана на определенное количество лет, то менять ничего не нужно. Это ошибочное мнение, стратегия всегда будет нуждаться в корректировке и внесении поправок, в какой бы сфере деятельности организация не функционировала. Любая корректировка, внесенная в стратегию, означает ее совершенствование. Организации в своей деятельности всегда стремятся повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции или оказываемых услуг, улучшение своего финансового состояния, разработка и внедрении той технологии, которая непосредственно обеспечит ей неоспоримое преимущество среди конкурентов.
По этим причинам необходимо изучить теоретический материал по исследуемой теме, проанализировать существующую стратегию развития в ООО «Казанский ДСК», определить степень ее актуальности и разработать соответствующие рекомендации по ее совершенствованию.
Степень изученности вопроса. Большая роль в подготовке работы принадлежит научным работам, относящимся к данной проблематике, было уделено внимание трудам таких авторов, как А. Чандлер [4, с. 13], И. Ансофф [4, с. 15], М. Портер [15, с. 112], А. Томпсон и А. Стрикленд [9], Р.А. Фатхутдинов [10], И.И. Давлетов, Т.М. Свечникова, В.П. Черданцев, С.А.
Черникова [2], А.К. Ляско [7], Е.В. Фудина [17] и другие.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка принципов, подходов и методов совершенствования стратегии развития организации.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
- определить понятие и сущность стратегии развития организации, выявить этапы и особенности разработки стратегии развития организации;
- раскрыть современные тенденции стратегического менеджмента;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Казанский ДСК»;
- проанализировать состояние строительной отрасли;
- провести диагностику проблем реализации действующей в организации стратегии развития;
- выбрать направления совершенствования стратегии развития организации и определить механизм их реализации;
- дать оценку эффективности предлагаемых решений по совершенствованию стратегии развития организации.
Объектом исследования является система стратегического развития общества с ограниченной ответственностью «Казанский ДСК», которое занимается производством железобетонных изделий.
Предметом исследования являются методы и пути совершенствования стратегии развития организации.
Методологической основой исследования выступают следующие методы познания: метод непосредственного наблюдения, методы анализа научной и информационной базы, методы экономического анализа, системный подход, сравнительный анализ: стратегический анализ.
Структура работы определена целью, логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.
В настоящее время любая организация, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности она функционирует, создается с определенным набором целей. Такими целями могут быть, например разработка нового продукта и выведение его на рынок, территориальное расширение бизнеса, получение стабильной прибыли, поиск направлений для дальнейшего развития бизнеса и так далее. В свою очередь для того чтобы данные цели были достигнуты, руководителю организации следует учитывать воздействие различных факторов, организация должна непрерывно развиваться и уметь приспосабливаться к условиям. В связи с этим руководителю необходимо избрать стратегию развития организации.
Термин «стратегия» появился еще в древнейшие времена и первоначально имел отношение исключительно к военному делу, означая искусство управления войсками. Со временем понятие эволюционировало, проникнув в сферы экономической и управленческой деятельности. Многие специалисты в области стратегического менеджмента по-своему воспринимали и определяли понятие «стратегия организации».
Рассмотрев точки зрения как отечественных, так и зарубежных авторов, несмотря на то, что большинство из них жили в разное время, в их определениях сущности стратегии можно обнаружить некоторые общие черты. Обобщая определения, был сделан вывод, что стратегия организации представляет собой набор определенных действий, направленных на достижение долгосрочных целей, обеспечивающих конкурентоспособность компании и укрепление ее позиций на рынке. Стратегия должна быть четко сформулирована, с учетом особенностей внутренней и внешней среды деятельности организации. Также с ее помощью руководство организации устраняет неопределенность и координирует действия подчиненных на ее успешную реализацию.
Разработка стратегии является главной задачей менеджмента, которая решается на основе учета большого комплекса факторов, начиная с макро- и микросреды и заканчивая особенностями организации. Этапы разработки стратегии зачастую представляют собой определенный алгоритм, который является универсальным для большинства компаний.
Проведя анализ этапов разработки стратегии развития организации, предложенные несколькими известными авторами, можно сделать вывод, что каких-либо строгих правил в разработке стратегии не существует. Количество и содержание этапов может завесить не только от масштабов деятельности компании, но и от состава управленческой команды. Главным является то, что сформулированную стратегию развития компании не стоит считать догмой, так как внешняя среда переменчива и непредсказуема, в связи с этим в процессе осуществления деятельности следует проводить соответствующие корректировки стратегии.
В современных условиях управленческая деятельность является одним из главных факторов функционирования организации, обеспечения ее выживания и устойчивого развития. Именно в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся внешней среде, организации должны концентрировать свое внимание не только на внутреннем состоянии дел, но также вырабатывать стратегию долгосрочного выживания. Современной модификацией управления организацией, нацеленной на выработку долгосрочной стратегии победы в конкуренции, создание управленческого инструментария для превращения данной стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы, и является стратегический менеджмент.
С целью выявления современных тенденций стратегического менеджмента был проведен анализ соответствующего материала, который затрагивает данную тематику. В ходе проведения анализа были рассмотрены труды таких широко известных авторов, как Р. Акофф, В. Ким и Р. Моборн, а также Г.Н. Константинов. Помимо этого был рассмотрен конкретный пример организации - «Сбербанк», владельцем которой на данный момент является Г. Греф.
По мнению одного из авторов в XXI веке действует интерактивный стратегический менеджмент, в основе которого лежит разработка стратегии развития предприятия с использованием творческого потенциала всего коллектива, вовлеченного в процесс разработки стратегии. Также в последнее время можно наблюдать, что в большей степени крупные компании постепенно начали отходить от классических стратегий развития и стараются совершить своеобразный «прорыв» путем выхода на принципиально новые рынки. Такое поведение означает совершение стратегических шагов организациями к созданию «голубых океанов». Кроме того вслед за происходящими трансформациями во внешней среде руководители компаний должны радикально менять свое стратегическое мышление, восприятие мира и подходы к формулировке стратегических задач и поиску их решений. Проанализировав конкретный пример организации, было выявлено, что в последнее время стратегия стала разрабатываться всего лишь на три года, а не на пять, как это было раньше. Данный факт свидетельствует об еще одной современной тенденции в планировании стратегии развития. Также не стоит забывать и о том, что в современном мире на разработку стратегии организации влияют существующие тренды.
Для написания данной выпускной квалификационной работы нами было взято ООО «Казанский ДСК», которое является одним из нескольких предприятий крупного панельного домостроения Республики Татарстан и Среднего Поволжья. Предприятие в настоящее время реализует бетон и цементный раствор различных марок, железобетонные изделия в ассортименте, также производит сваи различной длины.
В 2012 году предприятие вошло в группу «АК БАРС Девелопмент», после чего была произведена комплексная модернизация его производственных мощностей. В ходе данной модернизации на предприятии было установлено современное оборудование, внедрены новые технологии получения бетонов, а также налажены производственные процессы в цехе по производству железобетонных изделий для комплектования панельных домов.
Анализ экономического положения ООО «Казанский ДСК» проводился на основании финансовой отчетности предприятия, при помощи которой было рассчитано четыре основных показателя финансового состояния: финансовая устойчивость, ликвидность, рентабельность и деловая активность. В результате проведенного анализа было обнаружено, что коэффициент финансовой устойчивости и показатели ликвидности имеют положительную динамику, а показатели рентабельности и оборачиваемости наоборот - отрицательную. Также стоит отметить тот факт, что собственный капитал предприятия в 20162017 годах был отрицательным. В целом, финансовое положение ООО «Казанский ДСК» является удовлетворительным.
Отрасль, в которой ООО «Казанский ДСК» осуществляет свою основную деятельность - строительная. В связи с этим был проведен анализ состояния строительной отрасли в Российской Федерации и Республике Татарстан. На основании проанализированных данных было выявлено, что строительная отрасль в Российской Федерации претерпевает свой очередной кризис. Это обусловлено множеством факторов, например такими как: снижение объемов ввода жилья, ограничение в кредитовании, высокий уровень банкротств строительных компаний и другие. В Республике Татарстан дело же обстоит иначе, строительная отрасль на протяжении нескольких лет ведет положительную динамику. Несмотря на высокий процент банкротств компаний, строительная отрасль продолжает набирать обороты, развиваться, оставаясь инвестиционно-привлекательной.
ООО «Казанский ДСК» занимается производством бетонных и железобетонных изделий и конструкций. В связи с этим также был проведен анализ состояния рынка ЖБИ. Как правило, в России следом за снижением объемов строительства произошло уменьшение потребления всех строительных материалов, в том числе ЖБИ. Часть заводов либо сокращают свои объемы производства, либо вообще уходят с рынка, не выдержав долговых нагрузок от конечных контрагентов. Тем не менее, по мнению большинства аналитиков, несмотря на кризис, панельное домостроение на основе ЖБИ становится все
более востребованным на рынке. В Татарстане ситуация обстоит также, предприятия занимающиеся производством бетона, бетонных и железобетонных изделий и конструкций нуждаются в дополнительных инвестициях, для модернизации производства.
После проведенного отраслевого анализа был проведен анализ конкурентной среды предприятия. В настоящее время в Республике Татарстан помимо ООО «Казанский ДСК» работает три комбината крупнопанельного домостроения: челнинский ООО «Домкор Индустрия», нижнекамский ООО
«Завод крупнопанельного домостроения» и заинский «Зай-ТАПС». Из всех перечисленных домостроительных комбинатов лидером является ООО «Домкор Индустрия», так как после проведенной реконструкции общая мощность его производства увеличилась почти в три раза. Соответственно ООО «Домкор Индустрия» является главным конкурентом ООО «Казанский ДСК» по производству железобетонных панелей. Кроме этого были проанализированы конкуренты по производству прочих ЖБИ - ООО «Завод ЖБИ БРИЗ», ООО «Кулонстрой», ООО «Цементопторг» и ООО «ЖБИ-3». В ходе проведенной экспертной оценки было выявлено, что ООО «Казанский ДСК», по сравнению с выбранными конкурентами, обладает низким уровнем конкурентоспособности по производству прочих ЖБИ.
В соответствии с данной выпускной квалификационной работой был проведен анализ действующей стратегии развития ООО «Казанский ДСК». В настоящее время на предприятии действует стратегия, разработанная на период с 2017 по 2025 год. В ходе проведенного анализа было обнаружено, что в данной стратегии не были отражены организационная структура управления, конкурентные преимущества предприятия, а также имеющиеся возможности, которые зачастую указываются в стратегиях большинства организаций.
С целью выявления особенностей в процессе разработки стратегии и
факторов, препятствующих ее успешной реализации, нами была составлена
анкета для топ-менеджмента. В данном анкетировании приняло участие четыре
человека - директор, заместитель директора по экономике и финансам,
70
заместитель директора по производству и заместитель директора по развитию производственной системы. Полученные ответы были обобщены в один итоговый результат, на основании которого можно сделать вывод, что руководству ООО «Казанский ДСК» стратегию следует разрабатывать на небольшие периоды 3-5 лет, с той целью, чтобы сотрудники точно знали, к какому году к какому результату предприятие планирует прийти. В противном случае будет путаница не только среди персонала, но и руководства. В процесс сбора информации для разработки стратегии необходимо вовлекать персонал, который может обладать большей информацией о текущем положении предприятия. Также необходимо концентрировать внимание не только на внутреннем положении дел, но и проводить тщательные анализы окружающей среды, отслеживать тенденции, возможности и предсказывать надвигающиеся угрозы.
После анализа действующей стратегии развития ООО «Казанский ДСК»
было решено перейти к выявлению проблем ее реализации. Выявление проблем
осуществлялось при помощи инструментов стратегического анализа - PEST-
анализа, SWOT-анализа и SPACE-анализа, а также стратегических матриц -
BCG и McKinsey. По итогу проведенных анализов и построенных матриц, было
установлено, что ООО «Казанский ДСК» занимает промежуточную позицию,
ориентированную на осторожное развитие. После выявления проблем при
помощи стратегических инструментов, были предложены некоторые
направления по улучшению имеющейся ситуации на предприятии: проведение
анализа имеющихся на рынке возможностей и осторожное их использование;
концентрация внимания на финансовой стабилизации предприятия; снижение
себестоимости производимой продукции; усиление конкурентных
преимуществ. Помимо этого был проведен анализ тенденций рынка
строительных материалов, где было выявлено, что в последнее время многие
строительные компании, не желающие зависеть от скачков цен на стальную
арматуру, переходят на композитные материалы. В связи с этим было
предложено ООО «Казанский ДСК» при производстве прочих ЖБИ
71
использовать композитную арматуру, а именно стеклопластиковую.
После изучения особенностей, достоинств и недостатков применения стеклопластиковой арматуры, было предложено внедрить ее в такие виды продукции как: заборные плиты, канальные лотки, кольца и крышки колец. Использовав исходные данные, предоставленные ООО «Казанский ДСК», а также проведя собственные подсчеты, общая экономия от снижения себестоимости продукции составила 4566492 рубля в год.
Таким образом, применив предложенное мероприятие ООО «Казанский ДСК» сможет улучшить финансовое состояние, направив сэкономленные денежные средства на свое развитие.
Список использованных источников
Термин «стратегия» появился еще в древнейшие времена и первоначально имел отношение исключительно к военному делу, означая искусство управления войсками. Со временем понятие эволюционировало, проникнув в сферы экономической и управленческой деятельности. Многие специалисты в области стратегического менеджмента по-своему воспринимали и определяли понятие «стратегия организации».
Рассмотрев точки зрения как отечественных, так и зарубежных авторов, несмотря на то, что большинство из них жили в разное время, в их определениях сущности стратегии можно обнаружить некоторые общие черты. Обобщая определения, был сделан вывод, что стратегия организации представляет собой набор определенных действий, направленных на достижение долгосрочных целей, обеспечивающих конкурентоспособность компании и укрепление ее позиций на рынке. Стратегия должна быть четко сформулирована, с учетом особенностей внутренней и внешней среды деятельности организации. Также с ее помощью руководство организации устраняет неопределенность и координирует действия подчиненных на ее успешную реализацию.
Разработка стратегии является главной задачей менеджмента, которая решается на основе учета большого комплекса факторов, начиная с макро- и микросреды и заканчивая особенностями организации. Этапы разработки стратегии зачастую представляют собой определенный алгоритм, который является универсальным для большинства компаний.
Проведя анализ этапов разработки стратегии развития организации, предложенные несколькими известными авторами, можно сделать вывод, что каких-либо строгих правил в разработке стратегии не существует. Количество и содержание этапов может завесить не только от масштабов деятельности компании, но и от состава управленческой команды. Главным является то, что сформулированную стратегию развития компании не стоит считать догмой, так как внешняя среда переменчива и непредсказуема, в связи с этим в процессе осуществления деятельности следует проводить соответствующие корректировки стратегии.
В современных условиях управленческая деятельность является одним из главных факторов функционирования организации, обеспечения ее выживания и устойчивого развития. Именно в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся внешней среде, организации должны концентрировать свое внимание не только на внутреннем состоянии дел, но также вырабатывать стратегию долгосрочного выживания. Современной модификацией управления организацией, нацеленной на выработку долгосрочной стратегии победы в конкуренции, создание управленческого инструментария для превращения данной стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы, и является стратегический менеджмент.
С целью выявления современных тенденций стратегического менеджмента был проведен анализ соответствующего материала, который затрагивает данную тематику. В ходе проведения анализа были рассмотрены труды таких широко известных авторов, как Р. Акофф, В. Ким и Р. Моборн, а также Г.Н. Константинов. Помимо этого был рассмотрен конкретный пример организации - «Сбербанк», владельцем которой на данный момент является Г. Греф.
По мнению одного из авторов в XXI веке действует интерактивный стратегический менеджмент, в основе которого лежит разработка стратегии развития предприятия с использованием творческого потенциала всего коллектива, вовлеченного в процесс разработки стратегии. Также в последнее время можно наблюдать, что в большей степени крупные компании постепенно начали отходить от классических стратегий развития и стараются совершить своеобразный «прорыв» путем выхода на принципиально новые рынки. Такое поведение означает совершение стратегических шагов организациями к созданию «голубых океанов». Кроме того вслед за происходящими трансформациями во внешней среде руководители компаний должны радикально менять свое стратегическое мышление, восприятие мира и подходы к формулировке стратегических задач и поиску их решений. Проанализировав конкретный пример организации, было выявлено, что в последнее время стратегия стала разрабатываться всего лишь на три года, а не на пять, как это было раньше. Данный факт свидетельствует об еще одной современной тенденции в планировании стратегии развития. Также не стоит забывать и о том, что в современном мире на разработку стратегии организации влияют существующие тренды.
Для написания данной выпускной квалификационной работы нами было взято ООО «Казанский ДСК», которое является одним из нескольких предприятий крупного панельного домостроения Республики Татарстан и Среднего Поволжья. Предприятие в настоящее время реализует бетон и цементный раствор различных марок, железобетонные изделия в ассортименте, также производит сваи различной длины.
В 2012 году предприятие вошло в группу «АК БАРС Девелопмент», после чего была произведена комплексная модернизация его производственных мощностей. В ходе данной модернизации на предприятии было установлено современное оборудование, внедрены новые технологии получения бетонов, а также налажены производственные процессы в цехе по производству железобетонных изделий для комплектования панельных домов.
Анализ экономического положения ООО «Казанский ДСК» проводился на основании финансовой отчетности предприятия, при помощи которой было рассчитано четыре основных показателя финансового состояния: финансовая устойчивость, ликвидность, рентабельность и деловая активность. В результате проведенного анализа было обнаружено, что коэффициент финансовой устойчивости и показатели ликвидности имеют положительную динамику, а показатели рентабельности и оборачиваемости наоборот - отрицательную. Также стоит отметить тот факт, что собственный капитал предприятия в 20162017 годах был отрицательным. В целом, финансовое положение ООО «Казанский ДСК» является удовлетворительным.
Отрасль, в которой ООО «Казанский ДСК» осуществляет свою основную деятельность - строительная. В связи с этим был проведен анализ состояния строительной отрасли в Российской Федерации и Республике Татарстан. На основании проанализированных данных было выявлено, что строительная отрасль в Российской Федерации претерпевает свой очередной кризис. Это обусловлено множеством факторов, например такими как: снижение объемов ввода жилья, ограничение в кредитовании, высокий уровень банкротств строительных компаний и другие. В Республике Татарстан дело же обстоит иначе, строительная отрасль на протяжении нескольких лет ведет положительную динамику. Несмотря на высокий процент банкротств компаний, строительная отрасль продолжает набирать обороты, развиваться, оставаясь инвестиционно-привлекательной.
ООО «Казанский ДСК» занимается производством бетонных и железобетонных изделий и конструкций. В связи с этим также был проведен анализ состояния рынка ЖБИ. Как правило, в России следом за снижением объемов строительства произошло уменьшение потребления всех строительных материалов, в том числе ЖБИ. Часть заводов либо сокращают свои объемы производства, либо вообще уходят с рынка, не выдержав долговых нагрузок от конечных контрагентов. Тем не менее, по мнению большинства аналитиков, несмотря на кризис, панельное домостроение на основе ЖБИ становится все
более востребованным на рынке. В Татарстане ситуация обстоит также, предприятия занимающиеся производством бетона, бетонных и железобетонных изделий и конструкций нуждаются в дополнительных инвестициях, для модернизации производства.
После проведенного отраслевого анализа был проведен анализ конкурентной среды предприятия. В настоящее время в Республике Татарстан помимо ООО «Казанский ДСК» работает три комбината крупнопанельного домостроения: челнинский ООО «Домкор Индустрия», нижнекамский ООО
«Завод крупнопанельного домостроения» и заинский «Зай-ТАПС». Из всех перечисленных домостроительных комбинатов лидером является ООО «Домкор Индустрия», так как после проведенной реконструкции общая мощность его производства увеличилась почти в три раза. Соответственно ООО «Домкор Индустрия» является главным конкурентом ООО «Казанский ДСК» по производству железобетонных панелей. Кроме этого были проанализированы конкуренты по производству прочих ЖБИ - ООО «Завод ЖБИ БРИЗ», ООО «Кулонстрой», ООО «Цементопторг» и ООО «ЖБИ-3». В ходе проведенной экспертной оценки было выявлено, что ООО «Казанский ДСК», по сравнению с выбранными конкурентами, обладает низким уровнем конкурентоспособности по производству прочих ЖБИ.
В соответствии с данной выпускной квалификационной работой был проведен анализ действующей стратегии развития ООО «Казанский ДСК». В настоящее время на предприятии действует стратегия, разработанная на период с 2017 по 2025 год. В ходе проведенного анализа было обнаружено, что в данной стратегии не были отражены организационная структура управления, конкурентные преимущества предприятия, а также имеющиеся возможности, которые зачастую указываются в стратегиях большинства организаций.
С целью выявления особенностей в процессе разработки стратегии и
факторов, препятствующих ее успешной реализации, нами была составлена
анкета для топ-менеджмента. В данном анкетировании приняло участие четыре
человека - директор, заместитель директора по экономике и финансам,
70
заместитель директора по производству и заместитель директора по развитию производственной системы. Полученные ответы были обобщены в один итоговый результат, на основании которого можно сделать вывод, что руководству ООО «Казанский ДСК» стратегию следует разрабатывать на небольшие периоды 3-5 лет, с той целью, чтобы сотрудники точно знали, к какому году к какому результату предприятие планирует прийти. В противном случае будет путаница не только среди персонала, но и руководства. В процесс сбора информации для разработки стратегии необходимо вовлекать персонал, который может обладать большей информацией о текущем положении предприятия. Также необходимо концентрировать внимание не только на внутреннем положении дел, но и проводить тщательные анализы окружающей среды, отслеживать тенденции, возможности и предсказывать надвигающиеся угрозы.
После анализа действующей стратегии развития ООО «Казанский ДСК»
было решено перейти к выявлению проблем ее реализации. Выявление проблем
осуществлялось при помощи инструментов стратегического анализа - PEST-
анализа, SWOT-анализа и SPACE-анализа, а также стратегических матриц -
BCG и McKinsey. По итогу проведенных анализов и построенных матриц, было
установлено, что ООО «Казанский ДСК» занимает промежуточную позицию,
ориентированную на осторожное развитие. После выявления проблем при
помощи стратегических инструментов, были предложены некоторые
направления по улучшению имеющейся ситуации на предприятии: проведение
анализа имеющихся на рынке возможностей и осторожное их использование;
концентрация внимания на финансовой стабилизации предприятия; снижение
себестоимости производимой продукции; усиление конкурентных
преимуществ. Помимо этого был проведен анализ тенденций рынка
строительных материалов, где было выявлено, что в последнее время многие
строительные компании, не желающие зависеть от скачков цен на стальную
арматуру, переходят на композитные материалы. В связи с этим было
предложено ООО «Казанский ДСК» при производстве прочих ЖБИ
71
использовать композитную арматуру, а именно стеклопластиковую.
После изучения особенностей, достоинств и недостатков применения стеклопластиковой арматуры, было предложено внедрить ее в такие виды продукции как: заборные плиты, канальные лотки, кольца и крышки колец. Использовав исходные данные, предоставленные ООО «Казанский ДСК», а также проведя собственные подсчеты, общая экономия от снижения себестоимости продукции составила 4566492 рубля в год.
Таким образом, применив предложенное мероприятие ООО «Казанский ДСК» сможет улучшить финансовое состояние, направив сэкономленные денежные средства на свое развитие.
Список использованных источников
Подобные работы
- Разработка стратегии развития организации (на материалах ООО "Перекрёсток")
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование стратегии развития организации
на примере ОАО «Казанский завод синтетического каучука»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегии развития организации (на материалах ООО Завод «АлтайЛесМаш»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Разработка стратегии развития организации (Международный Институт Экономики, Менеджмента и Информационных систем)
Курсовые работы, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Разработка стратегии развития организации (Международный Инновационный Университет)
Дипломные работы, ВКР, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование стратегии развития организации на основе использования ключевых показателей эффективности (на примере ООО «Единая информационная система», г. Пенза)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Разработка стратегии развития организации ЗАО «Нико-тур»
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



