ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
|
Введение 3
Глава I. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, КАК ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ 7
§ 1. Понятие права природопользования и его виды по способам воздействия на окружающую среду 7
§ 2. Объекты и субъекты права природопользования 15
§ 3. Правовые формы природопользования 22
Глава II. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 29
§ 1. Основания возникновения права пользования природными объектами, установленные гражданским законодательством 29
§ 2. Первоначальные способы возникновения права природопользования и основания возникновения производного права природопользования 38
§ 3. Общие и специальные основания прекращения права природопользования 45
Глава Ш. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 52
§ 1. Структура правового режима природопользования 52
§ 2. Экологические требования к использованию природных ресурсов 60
§ 3. Ограничения права природопользования 66
Заключение 74
Список использованной литературы
Глава I. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, КАК ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ 7
§ 1. Понятие права природопользования и его виды по способам воздействия на окружающую среду 7
§ 2. Объекты и субъекты права природопользования 15
§ 3. Правовые формы природопользования 22
Глава II. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 29
§ 1. Основания возникновения права пользования природными объектами, установленные гражданским законодательством 29
§ 2. Первоначальные способы возникновения права природопользования и основания возникновения производного права природопользования 38
§ 3. Общие и специальные основания прекращения права природопользования 45
Глава Ш. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 52
§ 1. Структура правового режима природопользования 52
§ 2. Экологические требования к использованию природных ресурсов 60
§ 3. Ограничения права природопользования 66
Заключение 74
Список использованной литературы
В основе жизни каждого из нас и существовании общества в целом лежит взаимодействие с природой и её отдельными компонентами. Жизнь на земле без такого взаимодействия в повседневной деятельности общества, использования природных ресурсов для различных целей, не представляется возможной. В тоже время все естественные ресурсы небезграничны и многим из них характерно то, что они исчерпаемы.
Со второй половины XX века, после резкого скачка в развитии промышленного производства и возникновении проблем экологического характера, весь земной шар стал задумываться о том, как правильно использовать дарованные нам природой ценные земные ресурсы, сохранить благоприятную окружающую среду для себя и будущих поколений.
Проблемы взаимодействия человека с его хозяйственной деятельностью и природы, пытались решить на уровне внутригосударственного и международного законодательства.
Основу периоду развития международного экологического сотрудничества положила международная конференция организации объединенных наций (далее - ООН) по проблемам окружающей среды, проходившая в Стокгольме в 1972 году . За ней следовало принятие Декларации по окружающей среде и развитию 1992 года на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие большинство стран мира, и программы устойчивого развития . На основании таких международных правил, в настоящее время многие государства строят собственные законы и притворяют их в жизнь.
В Российской Федерации в соответствии со ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условиях правильной эксплуатации природных ресурсов и непричинения ущерба окружающей среде. Так Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять окружающую среду и природу, бережно относиться к её богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории нашей страны . А ч. 1 ст. 16 Конституции Республики Татарстан гласит о том, что земля, её недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа .
Природопользование означает деятельность, связанную с извлечением полезных свойств из природной среды обитания человека для удовлетворения его потребностей, а также интересов всего мирового сообщества. Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.
Актуальность данной темы связана с тем, что в данный момент экологические проблемы, тесно связанные с экономикой, политикой, индустриальным развитием и другими явлениями имеют широкое распространение и по сегодняшний день. Поэтому первостепенной задачей человечества является познание законов природы и результатов воздействия на неё. Каждый человек должен осознавать последствия своих действий во взаимодействии с природой и её ресурсами, а также научится брать на себя ответственность за благополучную жизнь будущего поколения. Задача же государств должна состоять в том, чтобы как можно больше экологизировать внутреннюю и внешнюю политику.
Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.
Предметом исследования являются нормы экологического и природоресурсного права, а также юридические факты, то есть (далее - сокр. т.е.) обстоятельства, влекущие по действующему законодательству правовые последствия возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления об общественных отношениях в сфере права природопользования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику праву природопользования в экологическом праве РФ, для этого изучить понятие и содержание права природопользования; установить его объекты и субъекты; исследовать виды права природопользования, в особенности виды по способам воздействия на окружающую среду; разобрать основания возникновения и прекращения права пользования природными ресурсами, основания права пользования природными объектами согласно гражданскому законодательству, первоначальные способы возникновения и основания возникновения производного права природопользования, а также общие и специальные основания прекращения права природопользования; рассмотреть правовой режим природопользования, а именно, определить его структуру, экологические требования к использованию природных ресурсов и обозначить вопрос ограничения права природопользования.
Основу для выполнения работы составили законы и подзаконные акты Российской Федерации (далее - РФ) и Республики Татарстан (далее - РТ), в частности акты природоресурсного законодательства. В ходе выполнения данной работы также были использованы труды таких видных цивилистов, как М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, Б.В. Ерофеев, Г.А. Мисник, Е.П. Моторин, и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Верховного Суда РФ, Верховного суда РТ и Набережночелнинского городского суда РТ.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала и включает в себя введение, три главы, состоящие из девяти параграфов, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассматриваются такие вопросы как понятие право природопользования, объекты и субъекты данного права, виды природопользования по способам воздействия на окружающую среду, а также правовые формы природопользования согласно действующему законодательству РФ.
Во второй главе более полно раскрывается основания возникновения и прекращения права пользования природными ресурсами. В частности здесь рассматриваются первоначальные способы возникновения и основания возникновения производного права природопользования, основания возникновения права пользования природными объектами согласно гражданскому законодательству, а также общие и специальные основания прекращения права природопользования.
Третья глава данной работы посвящена правовому режиму природопользования, а именно, его структуре, экологическим требованиям к использованию природных ресурсов, а также обозначен вопрос ограничения права природопользования.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Со второй половины XX века, после резкого скачка в развитии промышленного производства и возникновении проблем экологического характера, весь земной шар стал задумываться о том, как правильно использовать дарованные нам природой ценные земные ресурсы, сохранить благоприятную окружающую среду для себя и будущих поколений.
Проблемы взаимодействия человека с его хозяйственной деятельностью и природы, пытались решить на уровне внутригосударственного и международного законодательства.
Основу периоду развития международного экологического сотрудничества положила международная конференция организации объединенных наций (далее - ООН) по проблемам окружающей среды, проходившая в Стокгольме в 1972 году . За ней следовало принятие Декларации по окружающей среде и развитию 1992 года на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие большинство стран мира, и программы устойчивого развития . На основании таких международных правил, в настоящее время многие государства строят собственные законы и притворяют их в жизнь.
В Российской Федерации в соответствии со ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условиях правильной эксплуатации природных ресурсов и непричинения ущерба окружающей среде. Так Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять окружающую среду и природу, бережно относиться к её богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории нашей страны . А ч. 1 ст. 16 Конституции Республики Татарстан гласит о том, что земля, её недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа .
Природопользование означает деятельность, связанную с извлечением полезных свойств из природной среды обитания человека для удовлетворения его потребностей, а также интересов всего мирового сообщества. Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.
Актуальность данной темы связана с тем, что в данный момент экологические проблемы, тесно связанные с экономикой, политикой, индустриальным развитием и другими явлениями имеют широкое распространение и по сегодняшний день. Поэтому первостепенной задачей человечества является познание законов природы и результатов воздействия на неё. Каждый человек должен осознавать последствия своих действий во взаимодействии с природой и её ресурсами, а также научится брать на себя ответственность за благополучную жизнь будущего поколения. Задача же государств должна состоять в том, чтобы как можно больше экологизировать внутреннюю и внешнюю политику.
Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.
Предметом исследования являются нормы экологического и природоресурсного права, а также юридические факты, то есть (далее - сокр. т.е.) обстоятельства, влекущие по действующему законодательству правовые последствия возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.
Цель исследования заключается в формировании комплексного представления об общественных отношениях в сфере права природопользования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику праву природопользования в экологическом праве РФ, для этого изучить понятие и содержание права природопользования; установить его объекты и субъекты; исследовать виды права природопользования, в особенности виды по способам воздействия на окружающую среду; разобрать основания возникновения и прекращения права пользования природными ресурсами, основания права пользования природными объектами согласно гражданскому законодательству, первоначальные способы возникновения и основания возникновения производного права природопользования, а также общие и специальные основания прекращения права природопользования; рассмотреть правовой режим природопользования, а именно, определить его структуру, экологические требования к использованию природных ресурсов и обозначить вопрос ограничения права природопользования.
Основу для выполнения работы составили законы и подзаконные акты Российской Федерации (далее - РФ) и Республики Татарстан (далее - РТ), в частности акты природоресурсного законодательства. В ходе выполнения данной работы также были использованы труды таких видных цивилистов, как М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, Б.В. Ерофеев, Г.А. Мисник, Е.П. Моторин, и других известных ученых-правоведов, специальная литература, материалы, опубликованные на страницах юридических изданий и периодической печати, а также анализируются материалы практики Верховного Суда РФ, Верховного суда РТ и Набережночелнинского городского суда РТ.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала и включает в себя введение, три главы, состоящие из девяти параграфов, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассматриваются такие вопросы как понятие право природопользования, объекты и субъекты данного права, виды природопользования по способам воздействия на окружающую среду, а также правовые формы природопользования согласно действующему законодательству РФ.
Во второй главе более полно раскрывается основания возникновения и прекращения права пользования природными ресурсами. В частности здесь рассматриваются первоначальные способы возникновения и основания возникновения производного права природопользования, основания возникновения права пользования природными объектами согласно гражданскому законодательству, а также общие и специальные основания прекращения права природопользования.
Третья глава данной работы посвящена правовому режиму природопользования, а именно, его структуре, экологическим требованиям к использованию природных ресурсов, а также обозначен вопрос ограничения права природопользования.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является и наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Итак, если природопользованием является использование различных экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных полезных для человека свойств окружающей природной среды, то право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Другими словами, если природопользование есть фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды, то право природопользования представляет собой использование свойств и объектов природной среды, которое урегулировано нормами права.
В объективном смысле право природопользования - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов. В субъективном смысле под правом природопользования понимается совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране какого-либо природного объекта, которые подразделяются на следующие виды право природопользования, а именно водопользование, землепользование, лесопользование, недропользование, а также пользование атмосферным воздухом, животным и растительным миром.
относится эксплуатация природных ресурсов, которая в свою очередь подразделяется на пользование, связанное с изъятием природного компонента (добыча полезных ископаемых, забор воды и другое) и пользование, не связанное с изъятием природного вещества (водопользование для целей судоходства, землепользование и т.д.). Ко второму - негативное воздействие на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности природопользователей, который представляется возможным поделить на биологическое, физическое, химическое загрязнения окружающей среды.
Объектами права природопользования выступают определенные компоненты природных ресурсов. В экологическом праве объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса обособленная физически, т.е. путем установления ее границ на местности, а также юридически - в документе, оформляющем приобретение права природопользования,
Обратим внимание, что нужно различать объект природопользования и объект права природопользования. Так, атмосферный воздух является объектом природопользования, так как люди и животные им дышат, но он не является объектом права природопользования, так как им нельзя обладать, как реальной вещью. Также к объектам права природопользования не относятся дикие животные в цирке или зоопарке, так как отсутствует их экологическая связь с окружающей средой и, к примеру, пруд, являющийся искусственно вырытым водоемом.
Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), индивидуальные предприниматели, юридические лица (коммерческие и некоммерческие), публично-правовые образования (РФ в целом, субъекты РФ, местное самоуправление), а также федеральные органы
Как правило, виды субъектов права природопользования, а также круг субъективных прав и обязанностей каждого пользователя природных ресурсов устанавливается конкретным перечнем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по охране и рациональному использованию конкретного компонента природной среды, а также в тексте разрешительных документов. Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов.
К правовым формам природопользования в зависимости от основания как критерия для классификации выделяются две формы право природопользования: непосредственное природопользование,осуществляемое собственниками природных объектов и производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права. В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) природопользование делится на два больших блока: право общего природопользования и право специального природопользования.
Общее право природопользования осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод идругих общедоступных лесных ресурсов. Особенностью данного права является то, что оно при реализация не нуждается в каком-либо юридическом оформлении.
Специальное право природопользования осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.
Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством. Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т.е. совокупность нескольких юридических фактов. Во-первых, это решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование, которое может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением, или органом местного самоуправления. Во-вторых, лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права водопользования, а также пользования участками недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования. В-третьих, договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: земельное
законодательство - договор аренды, временного или безвозмездного пользования, а также залога и ренты; водное законодательство - договор водопользования, договор частного водного сервитута; лесное законодательство - договоры аренды, безвозмездного пользования; законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами, или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.
В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
Право природопользования производно от права собственности. Поэтому собственники природных объектов, за исключением публичных образований, становятся субъектами права природопользования с момента возникновения права собственности на природный объект. К субъектам права природопользования относятся: физические лица, юридические лица, граждане иностранных государств, иностранные инвесторы, муниципальные образования.
Право собственности на природный объект возникает на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт собственника и акт государственной регистрации права. Распорядительные акты подразделяются на две группы: гражданско-правовые и административно-правовые. К первым из них относятся: сделки, направленные на передачу природного объекта в собственность (договор купли-продажи, дарения и т.д.); наследование и правопреемство. К административным актам относится государственный акт о передаче природного объекта в частную собственность.
К факультативным видам оснований возникновения права собственности относятся судебные решения, которые заменяют первые два вида оснований в случае возникновения спора о праве на природный объект.
Государство или муниципальное образование реализует свои правомочия собственника природных ресурсов посредством наделения правом природопользования других субъектов и определения требований, предъявляемых к природопользованию. Основания возникновения производного права природопользования классифицируются в зависимости от вида пользования на две группы: основания возникновения общего природопользования и основания возникновения права специального природопользования.
Общее природопользование возникает непосредственно из закона и не требует государственной регистрации, характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов обоснованных опытом и здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.
Право специального природопользования появляется на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт и акт государственной регистрации права. Распорядительными актами могут являться: административный акт о предоставлении природного объекта в пользование; договор на природопользование; лицензия на природопользование; решение суда.
Перечень оснований для возникновения права пользования природными ресурсами определяется гражданским, а также отраслевым природоресурсным законодательством. Так, основанием возникновения права недропользования является совокупность следующих юридических фактов: лицензия на осуществление недропользования и административный акт о предоставлении в пользование конкретного участка недр.
Общими основаниями прекращения права природопользования являются: смерть гражданина, ликвидация юридического лица, являвшихся природопользователями; прекращение оснований права пользования, а именно, расторжение договора о природопользовании, истечение срока лицензии и другие основания; отказ от права природопользования; применение санкции в виде прекращения права природопользования в случае нарушения природопользователем экологического законодательства; изъятие природного объекта для государственных либо муниципальных нужд.
Также основанием для прекращения права природопользования является понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.
Структура правового режима состоит из: субъектов правового режима, правового статуса, носителей правового режима, режимных правовых средств, режимных правил, а также систем организационно-юридических гарантий, связанных с воздействием на окружающую среду, и ограничений прав участников природопользования.
Субъектами (участниками) правовых отношений в рамках правовых режимов являются физические или юридические лица, связанные с носителем режима и обязанные соблюдать режимные правила. Без деятельности, направленной на обеспечение выполнения правил и соблюдения участниками правоотношений соответствия их деятельности целям и статусу носителя режима действия режима невозможно. В качестве специальных субъектов, конечно же, выступают органы власти, обеспечивающие соблюдение установленных правил, поэтому одним из важнейших элементов правового режима является правовой статус таких субъектов. Им свойственен иной объем полномочий, степень самостоятельности характер исключительных прав и обязанностей.
Носителями правого режима могут выступать, во-первых, субъекты права. В качестве которых могут быть, например, режимы государственного учреждения, общественного объединения или общего природопользования. Во-вторых, носителями правового режима являются социальные и природно-техногенные процессы, такие как режимы труда и отдыха, режимы чрезвычайных ситуаций, режимы рыболовства, судоходства, строительства и иные. В-третьих, к ним относятся предметы материальное мира. Например, режимы имущества, природных ресурсов, культурных ценностей. В- четвертых, к носителям правового режима включают определенные территории, например, режимы, особо охраняемых территорий, режимы открытого моря, а также режимы исключительной экономической зоны. Последним носителями правового режет быть административная деятельность, к которым относят режимы охраны государственной границы или особо охраняемых территорий.
В зависимости от свойств носителя режима и целей управления выбираются и закрепляются определенные правовые средства. К таким режимным правовым средствам относятся нормативно-правовые акты, акты реализации прав и обязанностей субъектов, юридические санкции, методы и приемы управленческой деятельности. Режимные правила представляют особое сочетание правовых средств, которое нормативно закрепляет модель поведения и регламентирует порядок реализации субъективных прав, полномочий, обязанностей и ограничений участников. Особое место в структуре правовых режимов занимают правила ограничивающего характера. Поскольку такие правила в силу их регламентированного и даже строго обязательного характера связаны с вторжением в сферу прав граждан и юридических лиц, т.е. исключением из общей системы механизма правового регулирования определенной области общественных отношений, они должны устанавливаться только федеральными законами.
В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны и необходимо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования. Лимиты природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов. Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.
Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномоченными органами экологического управления (например, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством лесного хозяйства РФ и другими) конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки.
Виды лимитов природопользования, порядок их разработки и утверждения определяются экологическим законодательством и другими федеральными законами, а также специальными нормативными актами, посвященными данным вопросам.
Нормирование качества окружающей природной среды производится для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Различают две группы экологических нормативов: предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природных компонентах и предельно-допустимые уровни (ПДУ) физических свойств природной среды (вкусовые качества, прозрачность, запах, территориальная целостность и т.д.).
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством. В систему экологических нормативов входят нормативы: использования природных ресурсов, качества окружающей среды, предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды, санитарных и защитных зон, а также экологические стандарты.
Такими образом, рассмотрев тему понятие и виды права природопользования в экологическом праве РФ, можно прийти к выводу о том, что нами были достигнуты поставленные цели и задачи, изучены труды ученых правоведов, огромный перечень нормативно-правовых актов, а также проанализирована судебная практика не только РФ, но и судебная практика РТ и г. Набережные Челны.
Подводя итог, мы считаем, что осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования, так как эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется именно природоресурсным законодательством РФ.
В объективном смысле право природопользования - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов. В субъективном смысле под правом природопользования понимается совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране какого-либо природного объекта, которые подразделяются на следующие виды право природопользования, а именно водопользование, землепользование, лесопользование, недропользование, а также пользование атмосферным воздухом, животным и растительным миром.
относится эксплуатация природных ресурсов, которая в свою очередь подразделяется на пользование, связанное с изъятием природного компонента (добыча полезных ископаемых, забор воды и другое) и пользование, не связанное с изъятием природного вещества (водопользование для целей судоходства, землепользование и т.д.). Ко второму - негативное воздействие на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности природопользователей, который представляется возможным поделить на биологическое, физическое, химическое загрязнения окружающей среды.
Объектами права природопользования выступают определенные компоненты природных ресурсов. В экологическом праве объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса обособленная физически, т.е. путем установления ее границ на местности, а также юридически - в документе, оформляющем приобретение права природопользования,
Обратим внимание, что нужно различать объект природопользования и объект права природопользования. Так, атмосферный воздух является объектом природопользования, так как люди и животные им дышат, но он не является объектом права природопользования, так как им нельзя обладать, как реальной вещью. Также к объектам права природопользования не относятся дикие животные в цирке или зоопарке, так как отсутствует их экологическая связь с окружающей средой и, к примеру, пруд, являющийся искусственно вырытым водоемом.
Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), индивидуальные предприниматели, юридические лица (коммерческие и некоммерческие), публично-правовые образования (РФ в целом, субъекты РФ, местное самоуправление), а также федеральные органы
Как правило, виды субъектов права природопользования, а также круг субъективных прав и обязанностей каждого пользователя природных ресурсов устанавливается конкретным перечнем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по охране и рациональному использованию конкретного компонента природной среды, а также в тексте разрешительных документов. Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов.
К правовым формам природопользования в зависимости от основания как критерия для классификации выделяются две формы право природопользования: непосредственное природопользование,осуществляемое собственниками природных объектов и производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права. В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) природопользование делится на два больших блока: право общего природопользования и право специального природопользования.
Общее право природопользования осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод идругих общедоступных лесных ресурсов. Особенностью данного права является то, что оно при реализация не нуждается в каком-либо юридическом оформлении.
Специальное право природопользования осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.
Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством. Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т.е. совокупность нескольких юридических фактов. Во-первых, это решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование, которое может приниматься Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением, или органом местного самоуправления. Во-вторых, лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права водопользования, а также пользования участками недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования. В-третьих, договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: земельное
законодательство - договор аренды, временного или безвозмездного пользования, а также залога и ренты; водное законодательство - договор водопользования, договор частного водного сервитута; лесное законодательство - договоры аренды, безвозмездного пользования; законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами, или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.
В случае возникновения спора о заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.
Право природопользования производно от права собственности. Поэтому собственники природных объектов, за исключением публичных образований, становятся субъектами права природопользования с момента возникновения права собственности на природный объект. К субъектам права природопользования относятся: физические лица, юридические лица, граждане иностранных государств, иностранные инвесторы, муниципальные образования.
Право собственности на природный объект возникает на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт собственника и акт государственной регистрации права. Распорядительные акты подразделяются на две группы: гражданско-правовые и административно-правовые. К первым из них относятся: сделки, направленные на передачу природного объекта в собственность (договор купли-продажи, дарения и т.д.); наследование и правопреемство. К административным актам относится государственный акт о передаче природного объекта в частную собственность.
К факультативным видам оснований возникновения права собственности относятся судебные решения, которые заменяют первые два вида оснований в случае возникновения спора о праве на природный объект.
Государство или муниципальное образование реализует свои правомочия собственника природных ресурсов посредством наделения правом природопользования других субъектов и определения требований, предъявляемых к природопользованию. Основания возникновения производного права природопользования классифицируются в зависимости от вида пользования на две группы: основания возникновения общего природопользования и основания возникновения права специального природопользования.
Общее природопользование возникает непосредственно из закона и не требует государственной регистрации, характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов обоснованных опытом и здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.
Право специального природопользования появляется на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт и акт государственной регистрации права. Распорядительными актами могут являться: административный акт о предоставлении природного объекта в пользование; договор на природопользование; лицензия на природопользование; решение суда.
Перечень оснований для возникновения права пользования природными ресурсами определяется гражданским, а также отраслевым природоресурсным законодательством. Так, основанием возникновения права недропользования является совокупность следующих юридических фактов: лицензия на осуществление недропользования и административный акт о предоставлении в пользование конкретного участка недр.
Общими основаниями прекращения права природопользования являются: смерть гражданина, ликвидация юридического лица, являвшихся природопользователями; прекращение оснований права пользования, а именно, расторжение договора о природопользовании, истечение срока лицензии и другие основания; отказ от права природопользования; применение санкции в виде прекращения права природопользования в случае нарушения природопользователем экологического законодательства; изъятие природного объекта для государственных либо муниципальных нужд.
Также основанием для прекращения права природопользования является понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность, прежде всего, находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.
Структура правового режима состоит из: субъектов правового режима, правового статуса, носителей правового режима, режимных правовых средств, режимных правил, а также систем организационно-юридических гарантий, связанных с воздействием на окружающую среду, и ограничений прав участников природопользования.
Субъектами (участниками) правовых отношений в рамках правовых режимов являются физические или юридические лица, связанные с носителем режима и обязанные соблюдать режимные правила. Без деятельности, направленной на обеспечение выполнения правил и соблюдения участниками правоотношений соответствия их деятельности целям и статусу носителя режима действия режима невозможно. В качестве специальных субъектов, конечно же, выступают органы власти, обеспечивающие соблюдение установленных правил, поэтому одним из важнейших элементов правового режима является правовой статус таких субъектов. Им свойственен иной объем полномочий, степень самостоятельности характер исключительных прав и обязанностей.
Носителями правого режима могут выступать, во-первых, субъекты права. В качестве которых могут быть, например, режимы государственного учреждения, общественного объединения или общего природопользования. Во-вторых, носителями правового режима являются социальные и природно-техногенные процессы, такие как режимы труда и отдыха, режимы чрезвычайных ситуаций, режимы рыболовства, судоходства, строительства и иные. В-третьих, к ним относятся предметы материальное мира. Например, режимы имущества, природных ресурсов, культурных ценностей. В- четвертых, к носителям правового режима включают определенные территории, например, режимы, особо охраняемых территорий, режимы открытого моря, а также режимы исключительной экономической зоны. Последним носителями правового режет быть административная деятельность, к которым относят режимы охраны государственной границы или особо охраняемых территорий.
В зависимости от свойств носителя режима и целей управления выбираются и закрепляются определенные правовые средства. К таким режимным правовым средствам относятся нормативно-правовые акты, акты реализации прав и обязанностей субъектов, юридические санкции, методы и приемы управленческой деятельности. Режимные правила представляют особое сочетание правовых средств, которое нормативно закрепляет модель поведения и регламентирует порядок реализации субъективных прав, полномочий, обязанностей и ограничений участников. Особое место в структуре правовых режимов занимают правила ограничивающего характера. Поскольку такие правила в силу их регламентированного и даже строго обязательного характера связаны с вторжением в сферу прав граждан и юридических лиц, т.е. исключением из общей системы механизма правового регулирования определенной области общественных отношений, они должны устанавливаться только федеральными законами.
В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны и необходимо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования. Лимиты природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов. Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.
Лимиты природопользования устанавливаются специально уполномоченными органами экологического управления (например, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством лесного хозяйства РФ и другими) конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенные сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки.
Виды лимитов природопользования, порядок их разработки и утверждения определяются экологическим законодательством и другими федеральными законами, а также специальными нормативными актами, посвященными данным вопросам.
Нормирование качества окружающей природной среды производится для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Различают две группы экологических нормативов: предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природных компонентах и предельно-допустимые уровни (ПДУ) физических свойств природной среды (вкусовые качества, прозрачность, запах, территориальная целостность и т.д.).
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством. В систему экологических нормативов входят нормативы: использования природных ресурсов, качества окружающей среды, предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды, санитарных и защитных зон, а также экологические стандарты.
Такими образом, рассмотрев тему понятие и виды права природопользования в экологическом праве РФ, можно прийти к выводу о том, что нами были достигнуты поставленные цели и задачи, изучены труды ученых правоведов, огромный перечень нормативно-правовых актов, а также проанализирована судебная практика не только РФ, но и судебная практика РТ и г. Набережные Челны.
Подводя итог, мы считаем, что осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования, так как эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется именно природоресурсным законодательством РФ.
Подобные работы
- Право природопользования
Контрольные работы, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2015 - Субъекты и объекты права природопользования (РАНХ и ГС)
Контрольные работы, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - Система объектов гражданских прав в законодательстве Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Понятие и система функций права (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Умысел и его виды (Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - РЕКРЕАЦИОННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Преступления против мира (Колледж предпринимательства и социального управления (г. Екатеринбург))
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018



