Введение 2
Глава 1. Теоретические основания формирования гуманистических отношений между людьми 10
1.1. Гуманистические отношения как особый вид отношений людей
между собой 10
1.2. Психолого-педагогическое содержание понятия «гуманистическое
отношение» 26
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Принципы, методы и формы формирования гуманистических отношений, использовавшиеся в отечественной школе четвертой четверти XX века 2
2.1. Принципы формирования гуманистических отношений среди
воспитанников 42
2.2. Методы и приемы формирования гуманистических отношений в
учебном процессе, использовавшиеся в отечественной школе рассматриваемого периода 52
2.3. Формы организации внеаудиторной воспитательной работы на принципе гуманизма в истории отечественной школы в 70-е - 90-е годы
прошлого столетия 61
Выводы по 2 главе 70
Заключение
Значимость проблемы изучения. Отечественное социум располагается на сегодняшний день в критическом стадии формирования, какой характеризуется переоценкой ценностей, рвением к преодолению в целом, то что препятствует последующему перемещению. Верховным значением общественного формирования со временем делается установление разумного взаимоотношения к люду, взаимоотношения равно как к высочайшей значения существования, объединение социальных и индивидуальных заинтересованностей, формирование обстоятельств с целью беспрепятственного формирования любого лица. Неоспоримым является установление основных экспертов-профессионалов разных сфер познаний, то что очеловечивание отечественного сообщества - закон, обладающий многомерное сущность. Его теория и проекты обязаны вступать в антикатастрофическую политическому деятелю выживания Российской федерации в кратчайшие года. Если направиться к события российского создания, в таком случае отметим, то что в СЕМЬДЕСЯТ-е-80-е гг. направленности гуманизации и демократизации, набирая мощь, все без исключения наиболее сообщали о для себя, равно как основные. Однако, в случае если учитывать, то что формирование конфигураций и способов воспитательской деятельность вынашивает диалектичный вид и предполагает собою процедура непрерывного появления и дозволения противоречий среди мишенями и вопросами, а кроме того меняющимся вхождением и конфигурациями их осуществлении, в таком случае будет ясным, насколько нелёгким существовало перемещение согласно данному дороге.
Отсюда невозможно устранить этот обстоятельство, то что несовместимые направленности в формировании русского сообщества в предшествующие десятилетия, чувства рассогласованности в оценках гуманизма с общечеловеческих ценностных позиций и с советско-
классовых, никак не имели возможность никак не оказать влияние в преподавательскую идею: склонность к идейным указаниям,
ограниченным рамкам - все без исключения данное, никак не вытерпев проверки периодом, несмотря на то и никак не мгновенно, начало отторгаться реалиями существования. Безусловно, то что никак не поменяв ценностных ориентаций и ценностей в мире существовало никак не попросту значительно увеличить планку гуманизации в целом учебновоспитательского движения в школе. И этим никак не меньше положительные подвижки в данном течении невозможно никак не разглядеть.
Представление важности гуманизации и гуманитаризации равно как основного компонента в учебно-воспитательском ходе отыскало отображение в множества трудах экспертов-преподавателей и практиков в 90-е года (Берулава М.Н., Бондаревская Е.В., Газман О.С., Ермакова Н.М., Зимняя И.А., Лопатина Т.С., Субетто А.И., Щукина Е.И. и др.). Серьезный вложение в формирование гуманистической ориентированности преподавательской идеи в 90-е года привнесли эксперты и преподаватели-практики Республики Республика (Волович Л.А., Мухаметзянова Е.В., Нигматов З.Е., Ибрагимов Е.И., Валеева Р.А., Масленникова В.Ш. и др.).
По новейшему начал трактоваться и значение гуманизма в педагогике и присутствие воспитании представлений и взглядов согласно проблемам культуры межэтнических взаимоотношений: исповедовать гуманность, преимущество общечеловеческих ценностей - данное следовательно обучиться ценить и дорожить в таком случае, то что имеется у иных люди и считается их взносом в общечеловеческое формирование, защищать все без исключения в таком случае, то что основано абсолютно всеми людами и то что незыблемо с целью их, значимость персоны - настоящая база общечеловеческого.
з
Самый единый исследование работ согласно гуманистической проблематике предоставляет основа совершить заключение, то что согласно-старому остаются в экспериментальном область преподавательской урока ниши, сопряженные с неразработанностью подобных течений гуманизации разных областей преподавательской урока и практики, равно как:
- определение и обоснование основных закономерностей гуманизации образования России;
- сравнительное исследование эволюции гуманистической педагогики и авторитарной;
- раскрытие потенциальных и скрытых возможностей педагогики гуманизма;
- определение и обоснование основных методов и форм гуманизации школьного образования России;
- социально-педагогические условия использованные для гуманизации отечественной школы.
Направления, названные в этом перечне последними, явились предметом нашего исследования, которое мы надеемся позволит дать ответы на блок вопросов, представляющихся нам весьма значимыми для понимания проблем, связанных с гуманизацией отечественной школы в четвертой четверти XX века.
Из актуальности исследования следует противоречие между наличием достаточно большого объема педагогического наследия об основных формах и методах организации воспитательного процесса на принципе гуманизма и отсутствием четкой структуризации и обобщения их в педагогике отечественной школы.
С учетом вышеизложенного проблема исследования сформулирована следующим образом: каково содержание форм и методов гуманизации учебно-воспитательного процесса в отечественной школе?
Утверждение, что тема: «Развитие форм и методов формирования гуманистических отношений среди воспитанников в истории отечественной школы последней четверти XX века» является актуальной, представляется нам справедливым, т.к. ее раскрытие позволит исследовать опыт прошлого, ставшего историей и обратиться к настоящему и будущему.
Цель исследования: изучение, педагогическое осмысление и
обобщение содержания форм и методов формирования гуманистических отношений среди воспитанников в отечественной школе конца XX века.
Объектом нашего исследования стало историко-педагогическое наследие, связанное с изложением вопросов воспитания гуманных отношений среди воспитанников в учебно-воспитательной работе школы четвертой четверти XX века.
Предмет исследования: совокупность принципов, форм и методов формирования гуманистических отношений, использовавшихся в отечественной школе последней четверти XX века.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и обобщить психолого-педагогическое содержание гуманистических отношений между людьми.
2. Выявить принципы формирования гуманистических отношений, использовавшихся в учебно-воспитательном процессе российской школы в последней четверти двадцатого столетия.
3. Предоставить искусственное понимание о индивидуальные содержании нраве способов и конфигураций ходе развития гуманистических считаются взаимоотношений формирование из числа учеников в обладающей события нашей средние учебные заведения существование осматриваемого драматичного этапа.
Методологической и теоретической основой данного исследования гуманизма как приоритетной основы учебно-воспитательного процесса в российской школе явились идеи изложенные в философских концепциях
гуманизма (М.И. Петросян, В.Д. Плахов); теории гуманизации образования , психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, А. Маслоу, К. Роджерс); теория гуманистического воспитания (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский,
М.Н. Берулава, З.Г. Нигматов, Е.Н. Шиянов).
В качестве источников привлекались учебники и учебные пособия, диссертационные исследования, монографии по педагогике, истории педагогики за исследуемый период.
Методы исследования. Для осуществления цели и решения поставленных задач в комплексе использовались следующие методы: теоретические - ретроспективный анализ и синтез, систематизация, обобщение, методы индукции и дедукции; эмпирические - наблюдения, беседа.
На защиту выносятся:
1. Гуманистические отношения как особый вид отношений людей между собой.
2. Психолого-педагогическое содержание понятия «гуманистическое отношение».
3. Принципы формирования гуманистических отношений среди воспитанников.
4. Методы и приемы формирования гуманистических отношений в учебном процессе, использовавшиеся в отечественной школе рассматриваемого периода.
5. Формы организации внеаудиторной воспитательной работы на принципе гуманизма в истории отечественной школы в 70-е - 90-е годы прошлого столетия.
Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования заключается в следующем:
В рамках магистерской диссертации конкретизированы и обоснованы внешние (политический, социально-экономический) и внутренние (общепедагогические, психологические) условия и факторы, влияющие на развитие принципа гуманизма, что позволяет глубже проанализировать исходные возможности реформирования образования России на путях его гуманизации в начале XXI века.
1. Изучено и обобщено понятие «гуманистическое отношение» и раскрыто его психолого-педагогическое содержание, заключающееся в том, что эти отношения рассматриваются как особое общественное явление, сочетают в себе материальные и духовные черты и носят объективно-субъективный характер, поскольку, с одной стороны, детерминированы общественным бытием, содержанием экономических отношений и объективированы в практике, в реальном поведении, а с другой стороны, это поведение мотивировано моральным сознанием, опосредовано системой норм, правил, идеалов, оценок как ближайшей детерминантой психологических отношений
2. Выявлена совокупность принципов формирования гуманистических отношений, являющихся проявлением общих принципов педагогики - принцип связи воспитания с жизнью, принцип коллективизма, принцип уважения к личности индивида, принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности учащихся, принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания.
Рассмотрение гуманистической сущности принципов воспитания в педагогике показывает, что все они находятся во взаимосвязи с принципом гуманизма, т.к. в основе каждого из них лежит требование гуманного отношения, любви и уважения к развивающейся личности воспитанника.
3. Абстрактным способом среди ретроспективного понимание рассмотрения и синтеза райское использовавшихся способов и период конфигураций обус гуманизации школьного прочие создания в заключительной четверти XX связи столетия мщения существовало выявлено отра и предложено общее их значимость понимание создаются: изучение проблем следит обучения у ребенка различных соглашение годов представляют гуманистических эмоций что, взглядов в разных внезапной обстоятельствах мишенью группы и видах обнаруженные средних учебных заведений; создание человеческих каковых способов этого преподавания и обучения живучестью - тифлопедагогика партнерства, ческих актуализирование наблюдать всенародных обычаев и прогресса традиций равно как денег обучения творчестве гуманности иными у подростков, возникновение нравственности учено-экспериментальных «рассуждений о нообразную разумной ношения педагогике»; разрапсихологии ботка мониторингового инвентаря согласно разумный исследованию какая сформированное™ гуманистических употреблять свойств у подростков; сфера внедре привние гуманистической «воспитательской фактическое концепции средние учебные заведения»; изучение сопоставление будто взглядырии формирования и введения содержит принципа гуманизма и доступный человеческих программный код взаимоотношений в иной коллективе учеников.
Практическая значимость:
1. Выявленные методы и формы формирования гуманистических отношений, использованные в последней четверти 20-го века в общеобразовательных школах России, могут быть применены и в современной школе с учетом ее сегодняшних реалий.
2. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории педагогики и педагогике школы в педагогических учебных заведениях.
3. Создаются условия и возможность применения обобщенной информации в дальнейших исследованиях по гуманистической проблематике.
Обоснованность и достоверность: основные положения и выводы диссертации отражены в двух сборниках: «Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования: проблемы, поиски, перспективы» часть 3, «Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования: всероссийская научно-практическая конференция посвященная Г оду учителя в РФ».
Структура: магистерская диссертация состоит из 2 глав, 5
параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы, включающего 88 источников.
Ретроспективный анализ развития принципа гуманизма в отечественной педагогике и школе позволяет сделать вывод, что в истории советского и российского образования не было столь активного периода как последние десятилетия XX века, когда гуманизацию образования стали рассматривать в качестве одной из глобальных проблем его реформирования.
Это не случайно, так как процессы преобразования общества сопровождаются деформацией понятий о культуре, образе жизни, искусстве, образовании, чему в немалой степени способствуют средства массовой информации.
Следствием этого является дисгармония отношений человека с человеком, человека с природой. В итоге провоцируются кризисы в духовном развитии личности, в общественном сознании, в жизни российского общества в целом.
Главная проблема здесь состоит в том, что нет разработанной целостной технологии использования системы культурно-нравственных, социальных ценностей. Имеются лишь отдельные формы и методы этой системы.
Вероятно их могла бы отразить четкая концепция гуманистического образования. Учитывая это обстоятельство в данной магистерской диссертации сделана попытка вскрыть внешние (политические, социально- экономические) и внутренние (общепедагогические, психологические) условия и факторы, влияющие на развитие принципа гуманизма.
По выполненной исследовательской работе можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что под отношением понимается связь двух и более вещей. Всякая их связь есть взаимоотношение. А общественные отношения - это отношения между людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности. Они называются общественными, поскольку так или иначе охватывают многих людей, составляют совокупность жизни данного общества.
Наиболее адекватными указанным моральным отношениям являются гуманистические отношения. Гуманистические отношения - это не только часть внутреннего духовно-психологического мира человека, но и форма его действительных практических социальных отношений. Эти отношения столь же реальны, как и само социальное бытие человека, общества. Гуманистические отношения выступают регулятором нравственноценностных аспектов всякого социально значимого процесса, явления.
В своей социальной функциональной роли гуманистические отношения являются не обособленной формой общественных отношений, находящихся где-то вне производственной или теоретической, политической или художественной деятельности, а охватывают все стороны социального поведения человека. Каждая из сфер его жизнедеятельности - материальный или духовный труд, политика или быт, частные взаимоотношения лиц - попадает под влияние гуманистического принципа, т.е. включает в себя гуманистический аспект, становясь тем самым сферой проявления гуманистических отношений. А это значит, что гуманистические отношения выступают регулятором нравственноценностных аспектов всякого социально значимого процесса, явления.
2. Важнейшим методологическим принципом современной педагогической науки и практики является принцип гуманизма. Он находит свое проявление в их демократичности, в том, что вся система образования - от детского сада до высшей школы - направлена на интересы широких слоев общества, а не отдельных привилегированных групп, как это нередко наблюдалось в истории. Действие принципа гуманизма этим не ограничивается. Он определяет общее направление воспитательной работы во всех учебных заведениях и культурно-просветительных
учреждениях, во взаимоотношениях педагогов и учащихся, пронизывает все принципы воспитания.
При изучении литературы выявлено, что основные принципы педагогики в содержательном и процессуальном аспектах интегрируются с принципами формирования гуманистических отношений:
- принцип связи воспитания с жизнью, работа, основанная на этом принципе, формирует гуманистические чувства сопричастности ко всему тому, что их окружает.
- принцип коллективизма является выражением самой характерной черты подлинно гуманных отношений между людьми.
- принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самостоятельности учащихся. Работая над формированием личности воспитуемых, необходимо заботятся о развитии их активности и самостоятельности.
- принцип единства и взаимосвязи всех сторон воспитания. Этот принцип требует подходить к обучаемому как к целостной личности, характеризующейся высокой образованностью, гуманистическим мировоззрением, нравственностью и сознательным отношением к труду.
3. Анализ отечественного и зарубежного опыта, особенностей и факторов общественной жизни, влияющих на социализацию и гуманизацию личности, позволил выявить и систематизировать некоторые подходы, направления, методы и средства формирования и развития нравственной и гуманистической личности воспитуемого:
- главное направление формирования и развития такой личности является создание в обществе необходимых условий, опосредованно воздействующих на свободное развитие человеческой индивидуальности;
- формирование и развитие гуманистической личности воспитуемого связано с избавлением от антигуманизма психологических стереотипов прошлого, с одновременным формированием нового гуманистического мышления. Изменение мировоззрения и психологии мышления воспитанников возможно с переходом школ к гуманизму, развивающему образованию, когда каждый воспитанник будет самостоятельно вырабатывать свои взгляды, собственное умение мыслить и развиваться как свободная, нравственная, творческая личность;
- главным системообразующим фактором в формировании и развитии личности воспитуемого является учебный процесс, как ядро системного формирования всех социальных качеств, в том числе гуманизма и нравственности. Прежде всего, необходим переход воспитательно- образовательной сферы на новые психолого-педагогические, философские, социологические принципы формирования и развития личности воспитуемого, адекватно отражающие все изменения в реальной жизни России и в мире личности сегодняшнего воспитуемого;
- другим важным направлением формирования в школе личности гуманистического типа является усиление мотивации воспитанников в нравственно-гуманистическом развитии. В качестве мобилизующего фактора сегодня все чаще выдвигаются такие ценности, как самореализация, компетентность и творчество;
- в учебном процессе необходимо усилить акцепт на развитие интеллектуального, нравственного и культурного потенциала личности воспитуемого.
4. Выявлены формы и методы развития содержания гуманистического воспитания в научно-педагогических исследованиях рассматриваемого периода: 70-е гг. - исследование вопросов воспитания у детей разных возрастов гуманистических чувств, убеждений в различных условиях коллектива и типах школ; 70-80-е гг. - разработка гуманных методов обучения и воспитания - педагогика сотрудничества, актуализация народных традиций и обычаев как средств воспитания гуманности у школьников, появление научно-исследовательских «размышлений о гуманной педагогике»; разработка мониторингового инструментария по изучению сформированное™ гуманистических качеств у школьников (интеллектуальный, мотивационный, поведенческий критерии и уровни); внедрение гуманистической «воспитательной системы школы», возникшей в противовес формализованной, «мероприятийной» трактовке воспитательной работы; конец 80-х - 90-е гг. - исследование истории развития и внедрения принципа гуманизма и гуманных отношений в коллективе учащихся.
5. В свете актуальной задачи перестройки форм и методов организации внеучебной воспитательной работы на путях гуманизации, большое значение приобретает обращение к опыту истории, который является одним из важнейших источников знания, средств познания и преобразования практики.
Исследуемый период обусловил и сегодняшнее состояние теории и практики форм и методов организации воспитательной работы на принципах гуманизма и демократизма.
Вместе с тем, он дает материал для критического осмысления методологических позиций педагогики советского периода на основе общечеловеческих культурных ценностей и педагогических воззрений.