Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие здорового образа жизни у детей младшего возраста в системе дополнительного образования

Работа №30451

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования 10
1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» 10
1.2 Возрастные особенности развития здорового образа жизни у детей
младшего школьного возраста 27
1.3 Потенциал учреждения дополнительного образования в развитии
здорового образа жизни детей младшего школьного возраста 32
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста 46
2.1 Организация и методики исследования 46
2.2 Изучение уровня сформированности здорового образа жизни у детей
младшего школьного возраста 51
2.3 Программа развития здорового образа жизни у детей младшего
школьного возраста в системе дополнительного образования 57
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста 69
Выводы по главе 2 80
Заключение 83
Список литературы 89
Приложения


Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения.
Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья молодого населения России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни, и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье.
Дети не всегда могут противостоять влиянию, зачастую негативному, со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [16].
Анализ литературы, нормативных документов и статистики позволил сделать вывод, что именно на начальном этапе обучения в школе здоровье ребенка испытывает наиболее негативное воздействие. Поступление в школу приводит к значительному увеличению нервно-эмоционального напряжения, усилению нагрузки на зрительный анализатор и опорно-двигательный аппарат, изменению объема двигательной активности. В связи с этим возникает необходимость развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, а также обучении их способам и методам сохранения и защиты своего физического, социального и психического здоровья от негативных влияний внешней среды.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что развитие здорового образа жизни у детей является важной составляющей демографической, здоровьесберегающей и социально-экономической политики России.
Развитие здорового образа жизни учащихся является сегодня одной из ведущих задач развития страны, что свидетельствует об актуальности темы нашего исследования. Следует отметить, что в современных условиях требования общества к образованию резко возросли, в том числе в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни. Это обусловило возникновение потребности валеологического воспитания и реализации специальных программ, включающих валеологические ситуации и методики по развитию здорового образа жизни у детей. Валеологическое воспитание - (от лагл;а1е - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. Однако исследования по данной проблеме в основном имеют отношение к сфере общеобразовательной школы, оставляя вне поля зрения процесс развития здорового образа жизни в системе дополнительного образования.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье учащихся. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья [21].
Увеличение распространенности среди учащихся курения, употребления алкогольных напитков и психотропных веществ, свидетельствует о низком уровне валеологических знаний, а также о недостаточной эффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания подрастающего поколения не только в образовательных учреждениях, но и в семье.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы дополнительного образования стало развитие здорового образа жизни учащихся. Особенно - это становится актуальным для детей младшего школьного возраста, так как именно в детстве закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни. Высокий процент детей приходят в учреждения дополнительного образования добровольно. Именно добровольность является отличительным плюсом дополнительного образования от основного. Когда ребенок выполняет какой-то вид деятельности по собственному желанию, он это делает с удовольствием, с радостью и без принуждения. Таким образом у педагогов дополнительного образования есть преимущества в плане обучения и программы носят творческий характер. В то время как у учителей школ, у которых образование носит обязательных характер нет такой возможности. В отечественной науке вопросы охраны здоровья рассматривались с точки зрения развития и формирования здорового образа жизни (В.М. Бехтерев [11], Л.Н. Буйлова [14], А. Гройсман [61], К.В. Динейка [21]), физического воспитания (М.В. Ломоносов [42]), влияния окружающей среды (В.В. Колбанов [36], Н.В. Панкратьева [49], В.В. Хаскин [63]), создания воспитывающей среды (В.И. Воробьев [19], В.И. Климова [34], А.О. Куркович [39]), адаптационных механизмов человеческого организма (И.Л. Баумгольц [9]), гигиены (В.Г. Зайнуллин [28], Л.В. Куликов [38], Э.Фромм [60]).
В настоящее время психологи, педагоги и валеологи рассматривают развитие здорового образа жизни с позиции формирования его элементов (И.И. Брехман [13], Э.Н. Вайнер [16], В.И. Гарбузов [20], Г.К. Зайцев [29], В.П. Казначеев [31; 32], С. Клонингер [35], Г.С. Никифоров [46], В.П. Петленко [49], Л.П. Татарников [55] и др.).
Проблему формирования здорового образа жизни младших школьников изучали многие педагоги, физиологи, гигиенисты и др. Так, П.К.Дуркин [24; 25], М.П. Лебедева [25] выделяют в своих работах потребностно- мотивационный компонент здорового образа жизни. В.К. Бальсевич, М. Лубышева считают, что основным компонентов здорового образа жизни является личная физическая культура [8].
Н.П. Абаскалова [1], В.П. Лукьяненко [43], Т.И. Прокопенко [51], М.Г. Соловьев [53], О.Л. Трещева [56; 57] одним из основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни выделяются образовательный компонент как учащихся, так педагогов и родителей.
В качестве отдельной проблемы исследуется потенциал дополнительного образования (В.А. Березина [10], Л.Н. Буйлова [15], Е.Б. Евладова [26], В.И. Жолдак [27], Л.Г. Логинова [26], Е.Г. Новолодская [47], Е.Н. Трифонов [58], И.И. Фришман [59]), его полисферный характер (П.Ш. Боровиков [12], Л.Н. Буйлова [14], Е.Б. Евладова [26], O.E. Лебедева [22], Л.Н. Ходунова [63] и др.). Однако, вопрос развития здорового образа жизни детей в системе учреждений дополнительного образования мало освящен. Дополнительное образование - пространство возможностей и выбора собственной траектории развития. При этом использование дополнительного образования в целях приобщения детей к здоровому образу жизни является фактом.
Таким образом, нами выявлено противоречие между несомненным потенциалом дополнительного образования в развития здорового образа жизни и не достаточным использованием разнообразных форм и методов педагогического воздействия в развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования?
Данная научная проблема нашла отражение в теме исследования: «Развитие здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если:
- опираться на сущностную и структурную характеристику здорового образа жизни;
- учитывать возрастные особенности развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;
- использовать потенциал учреждения дополнительного образования в развитии здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;
- разработать и реализовать программу развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
В соответствии с объектом, предметом, гипотезой и целью исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни».
2. Изучить возрастные особенности развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть потенциал учреждения дополнительного образования в развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
4. В опытно-экспериментальной работе доказать эффективность программы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «В здоровье - сила!».
Методологическую основу исследования составляют труды, известных ученых валеологов, таких как И.И. Брехман [13], автор, популярных работ о здоровье Э.Н. Вайнер [16], В.И. Гарбузов [20], Г.К. Зайцев [29], В.П. Казначеев [31; 32], С. Клонингер[35], Г.С. Никифорова [46], В.П. Петленко [49], Л.Г. Татарникова [55] и др.; потенциал дополнительного образования детей, воспитания школьников и учащейся молодежи, самоорганизация детей, вопросы организации внеурочной деятельности раскрывается в трудах В.А. Березиной [10], П.Ш. Боровикова [12], Л.Н. Буйловой [15], Е.Б. Евладовой [26], В.И. Жолдак [27], O.E. Лебедевой [22], Л.Г. Логиновой [26], Е.Г. Новолодской [47], Е.Н. Трифонова [58], И.И. Фришмана [59], Л.Н. Ходуновой [63] и др.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения педагогической, психологической литературы, анализ передового педагогического опыта, систематизация и обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, решение ситуаций;
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУДО «Дом детского творчества» г. Лениногорска Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 23 ребенка младшего школьного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась программа развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «В здоровье - сила!».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработана, обоснована и доказана эффективность программы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «В здоровье - сила!»
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем доказана эффективность программы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста «В здоровье - сила!». В исследовании выявлены особенности, формы и методы развития здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Результаты исследования могут использоваться в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста, в общеобразовательном и дополнительном образовании, при подготовке студентов к практическим занятиям, издании методических пособий для педагогов и учителей. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования ответственного отношения к здоровому образу жизни на сегодняшний день является актуальной и значимой, однако, не смотря на интерес теоретиков и практиков к данной проблеме, аспект формирования ответственного отношения к здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования остается мало изученным.
Различные аспекты формирования здорового образа жизни у детей рассматривались в трудах И.И. Брехман [13], Э.Н. Вайнер [16], В.И. Гарбузов [20], Г.К. Зайцев [29], В.П. Казначеев [31; 32], С. Клонингер [35], Г.С. Никифоров [46], В.П. Петленко [49], Л.П. Татарников [55] и др.; потенциал дополнительного образования раскрывается в трудах В.А. Березиной [10], П.Ш. Боровикова [12], Л.Н. Буйловой [15], Е.Б. Евладовой [26], В.И. Жолдак [27], O.E. Лебедевой [22], Л.Г. Логиновой [26], Е.Г. Новолодской [47], Е.Н. Трифонова [58], И.И. Фришмана [59], Л.Н. Ходуновой [63] и др.
1. В настоящее время доминируют следующие научные подходы по изучению здоровья:
- здоровье как нормальная функциональная способность организма (Д.Д. Венедиктов, В.П. Казначеев);
- здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой (А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев);
- здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде (В.М. Бехтерев, В.А. Ананьев);
- здоровье как отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, то есть оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения (А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова);
- здоровье как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
2. Здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.
3. Здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.
4. Нами рассмотрены аспекты положительного и отрицательного влияния на здоровье детей. Компоненты, благоприятные для развития здорового образа жизни: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, тренировка иммунитета и закаливание, психофизиологическая регуляция, отсутствие вредных привычек.
5. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в развитии личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
Ведущими особенностями, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
6. Проблема развития здорового образа жизни и укрепления здоровья детей в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования. В системе дополнительного образования детей важно найти такие способы организации обучения, которые бы не только соответствовали возрастным психофизиологическим и социальным особенностям воспитанников, влияли бы на их нравственное и эстетическое совершенство, но и устраняли бы перегрузки и обучали основам здорового образа жизни.
В настоящее время в практику работы учреждений дополнительного образования широко внедрены программы, способствующие развитию здорового образа жизни детей. А также организуются оздоровительные и спортивные мероприятия. Необходимо, чтобы работа по здоровьесбережению носила системный характер. Именно эту проблему - поиск оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, и в целом по развитию культуры здоровья детей и профилактике физических, психических и нравственных патологий и решает учреждение дополнительного образования.
7. Организация работы по развитию здорового образа жизни в учреждении дополнительного образования включает анализ состояния и планирование работы, организацию просветительской работы, реализацию дополнительных образовательных программ, просветительно¬воспитательную работу с детьми и родителями, проведение занятий с включением физминуток, дыхательных упражнений, музыкальных пауз, подвижных игр, спортивных праздников на свежем воздухе.
8. На констатирующем этапе исследования мы выявили, что в группе испытуемых доминирует низкий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни и составляет 47,9% испытуемых.
Средний уровень сформированности у детей представлений о здоровом образе жизни на констатирующем этапе исследования выявлен у 30,4% испытуемых, высокий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни на констатирующем этапе исследования диагностирован у 21,7% испытуемых.
В группе испытуемых на констатирующем этапе исследования доминирует низкий уровень сформированности валеологических ценностей и составляет 56,5% испытуемых.
Средний уровень сформированности валеологических ценностей диагностирован у 26,1% младших школьников. Высокий уровень сформированности валеологических ценностей выявлен у 17,4% испытуемых.
На констатирующем этапе исследования доминирует низкий уровень сформированности ориентации на здоровый образ жизни и составляет 52,2% испытуемых. Эти дети имеют бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывают состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицают вредных привычек; не могут рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любят.
9. Целью формирующего этапа эксперимента является: развитие у детей младшего школьного возраста здорового образа жизни, формирование представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Занятия по развитию здорового образа жизни у младших школьников длительностью 35-40 минут проводились в кабинете для занятий в актовом зале.
Экспериментальная работа показала, что развитие здорового образа жизни у младших школьников связано с наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
10. На контрольном этапе исследования в группе испытуемых доминирует средний уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни и составляет 47,9% испытуемых.
Высокий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни на контрольном этапе исследования выявлен у 39,1% испытуемых, низкий уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни на контрольном этапе исследования диагностирован у 13% испытуемых.
В группе испытуемых на контрольном этапе исследования доминирует средний уровень сформированности валеологических ценностей и составляет 47,9% испытуемых.
Высокий уровень сформированности валеологических ценностей диагностирован у 34,7% младших школьников. Низкий уровень сформированности валеологических ценностей выявлен у 17,4% испытуемых.
На контрольном этапе исследования доминирует средний уровень сформированности ориентации на здоровый образ жизни и составляет 52,2% испытуемых, эти дети имеют приблизительное представление о понятии «здоровье», связывают его с состоянием человека; имеют небольшое представление о вредных привычках; называют полезные привычки, с помощью педагога выявляют связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредных и полезных привычек, при помощи наводящих вопросов называют условия здорового образа жизни, участвуют в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению.
Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что разработанная программа «В здоровье- сила!», предполагающая использование различных форм и методов педагогического воздействия, является эффективным средством развития здорового образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования, так как результаты показали положительную динамику и результативность программы «В здоровье - сила!», что свидетельствует об эффективности проведенной работы.



1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз» / Н.П. Абаскалова: автореф. докт. дис., Барнаул, 2013. - 48 с.
2. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки / Авицена. - Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. - 827 с.
3. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. - М.: ФК и С., 2011. - 176 с.
4. Айзман Р.Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования / Р.Ц. Айзман. - М.: АСТ-Пресс, 2013. - 27 с.
5. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие / В.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1998. - 312 с.
6. Апанасенко Л.Г. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Л.Г. Апанасенко // Валеология. - 2006. - № 1. - С. 5-13.
7. Баладанов О. Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников / О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - 174 с.
8. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 2-7.
9. Баумгольц И.Л. Влияние магнитного поля земли на человеческий организм / И.Л. Баумгольц. - Пятигорск: Вера, 1936. - 56 с.
10. Березина В.А. Формирование основ культуры здорового образа жизни в системе образования / В.А. Березина // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 70 -74
11. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. труды / под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. - М.: Изд-во Института практической психологии, 1997. - 416 с.
12. Боровиков П.Ш. Педагогика дополнительного образования (учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений) / П.Ш. Боровиков. - Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2002. - 158 с.
13. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Сфера, 1990. - 256 с.
14. Буйлова Л.Н, Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. - М.: Владос, 2001. - 160 с.
15. Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Дополнительное образование детей: от стратегии выживания к стратегии развития / Л.Н. Буйлова, А.В. Павлов // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - № 7. - С. 4-25.
16. Вайнер Э.Н. Общая валеология / Э.Н. Вайнер. - Липецк: СПМ, 1998. - 324 с.
17. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Речь, 2013. - 269 с.
18. Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов. - М.: Медицина, 1979. - 113 с.
19. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев. - Минск: Вышэйшая школа. - 223 с.
20. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье / В.И. Гарбузов. - СПб.: Речь, 1995. - 178 с.
21. Динейка К. Оздоровительная система Каролиса Динейки / К. Динейка. - М.: АСТ-Пресс книга, 2011. - 213 с.
22. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. - М.: Владос, 2000. - 256 с.
23. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2013. - С.1-35.
24. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
25. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 8. - С. 2-5
26. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 352 с.
27. Жолдак В.И. Социально-педагогические аспекты дополнительного образования / В.И. Жолдак // Дополнительное образование. - 2002. - № 2. - С. 15-19.
28.Зайнуллин В.Г. Экология человека: здоровье, факторы риска: конспект лекций / В.Г. Зайнуллин. - Сыктывкар: Сыкт. гос. ун-т, 2003. - 78 с.
29.Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Речь, 1998. - 188 с.
30. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В.П. Казначеев. - М.: Наука, 1983. - 260 с.
31. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1980. - 191 с.
32. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Офсет, 1993. - 234 с.
33. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения / П.И. Калью. - М.: Наука, 1988. - 247 с.
34. Климова В.И. Человек и его здоровье / В.И. Климова. - М.: Знание, 2004. - 192 с.
35. Клонингер С. Теории личности: познание человека / С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003. - 234 с.
36. Колбанов В.В. Основы педагогики здоровья / В.В. Колбанов. - СПб.: БПА, 2015. - 155 с.
37. Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью / А.В. Кочеткова, В.Н. Филлипов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
38. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 231 с.
39. Куркович А.О. Здоровый образ жизни / А.О. Куркович. - М.: Овал, 2002. -233 с.
40. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицин. - М.: Знание, 1982. - 40 с.
41. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции: Учебное пособие / Ю.П. Лисицин. - М.: Медицина, 1992. - 512 с.
42. Ломоносов М.В. Избранные произведения / М.В. Ломоносов. - Л.: Советский писатель, 1986. - 552 с.
43. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развития
физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. - М.: Спорт, 2008. - 234 с.
44. Макаров В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Макаров. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
45. Мохнач Н.Н. Валеология: Конспект лекций / Н.Н. Мохнач. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 253 с.
46. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2006 - 607 с.
47. Новолодская Е.Г. Приобщение младших школьниковк самосозиданию и культуре здоровья / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 59-62.
48. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы / Н.В. Панкратьева. - М.: Мысль, 2002. - 236 с.
49. Петленко В.П. Валеология человека: здоровье - любовь - красота / В.П. Петленко. - СПб.: Речь, 1998. - 345 с.
50. Попова И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: гендерные аспекты (на данных лонгитюдного опроса) / И.П. Попова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 1. - С. 47-50.
51. Прокопенко Т.И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного Центра вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Ставрополь, 1999. - 213 с.
52. Серенко А.Ф., Ермакова В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник для вузов / А.Ф. Серенко, В.В. Ермакова. - М.: Мысль, 1989. - 322 с.
53. Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / М.Г. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2012. - 111 с.
54. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». - Режим доступа: http: // www.gov.cap.ru
55. Татарникова Л.П. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития / Л.П. Татарникова. - СПб.: Питер, 1997. - 324 с.
56. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов / О.Л. Трещева // Здоровье и образование: материалы Международного конгресса валеологов. - СПб. - 2004. - С. 176 - 187.
57. Трещева О.Л., Муллер А.И., Штучная Е.Б., Мироненко Е.Н. Курс лекций по физической культуре / О.Л. Трещева, А.И. Муллер, Е.Б. Штучная, Е.Н. Мироненко. - Омск: ОГУС, 2005. - 220 с.
58. Трифонов Е.Н. Развитие познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования / Е.Н. Трифонов // Дополнительное образование. - 2003. -№ 3. - С.48-52.
59. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И. Фришман. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
60. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Минск: Вышэйшая школа, 1992. - 215с.
61. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Харькин, А. Гройсман. - М.: Магистр, 1999. - 196 с.
62. Хаскин В.В. Экология человека / В.В. Хаскин, Т.А. Акимова, Т.А. Трифонова. - М.: Экономика, 2008. - 367 с.
63. Ходунова Л.Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л.Н. Ходунова. - Оренбург, 2001. - 22 с.
64. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
65.Черносвитов Е.В. Лекции по социальной медицине. - М.: Владос, 2001. - 145 с.
66. Щербаков В.Г. Детско-юношеский и студенческий спорт в системе образования России // Физическая культура и спорт в Российской Федерации: сб. статей. - М.: Полиграф сервис, 2012. - С. 3-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ